Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (15) September, 2006

Theory of architecture

Антонова Наталья Николаевна

аспирант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент А.Г. Мазаев.
УралГАХА

,

ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЕВОГО РАЗНООБРАЗИЯ УРАЛЬСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА КОНЦА XVIII – СЕРЕДИНЫ XIX ВВ.

Abstract

В статье рассмотрено сложное и многозначное понятие – Уральская архитектурная школа. Временные рамки, в которых последовательно анализируется это явление определены с конца XVIII по середину XIX вв. Представляемый исторический период характеризуется тесной связью формирования и развития архитектурной школы и эволюции стиля в регионе.

Особое внимание уделяется развитию архитектуры производственных зданий и комплексов, а также планировке горнозаводских поселений. Функциональная организация металлургического производства Урала на данном этапе рассматривалась как исходная градостроительная основа городов-заводов. Кроме того, выделены особенности храмовой архитектуры рассматриваемого периода.

Хранить свое прошлое является долгом каждого народа,
долгом не только по отношению к самому себе, но и по
отношению ко всему человечеству. Ничто не должно
погибнуть прежде, чем мы вполне осознаем его своеобразие и
оригинальность, прежде чем мы запечатлим его в своей памяти
и передадим следующим поколениям
Клод Леви-Стросс

 

Каждый исторический отрезок времени формирует свои устремления, создает свою систему ценностей, утверждает свои идеалы, тем самым детерминируя архитекторскую деятельность в обществе. Представляемый исторический период характеризуется тесной связью формирования и развития архитектурной школы и эволюции стиля в регионе. В свою очередь эволюция стиля как «единства художественно выразительных средств или приемов» связана с изменением художественно-психологического задания, эстетических навыков и вкусов (а также всего мироощущения эпохи).

По Н.С.Алферову, вплоть до конца XVIII-нач.XIX вв. на казенных и частных заводах Урала строительные работы велись без участия архитекторов, хотя имена их и встречаются в некоторых документах второй половины XVIII в. (И.Н.Николаев, И.Р.Жмаев, М.Колмогоров). Действительно, на уральских горных заводах должность архитектора была учреждена только в начале XIX в. (горная реформа 1806 г.). Строительство на них, а также в горнозаводских поселениях и городах стало выделяться в специальную часть горной администрации и ставиться под руководство и контроль специалистов-архитекторов. Оформлялась организация строительства, вводились экспертизы проектов и контроль над строительством, устанавливались твердые нормы расходования материалов, намечалась типизация в строительстве промышленных сооружений и т.д.


Рис.1 Уктусская улица (8 Марта). Слева здание горной канцелярии
(сейчас консерватория). За пожарной каланчой Большой Златоуст

С должностями архитекторов заводов, как правило, совмещали свои обязанности архитекторы Уральского горного правления и округов. Они проектировали и строили здания не только в тех городах, где постоянно жили, но и за их пределами (И.И.Свиязев, М.П.Малахов и др.). При этом они несли персональную ответственность за постройки. Наиболее ценным в этом временном периоде являются не архитектурные формы и композиционные приемы прошлого, а принципиально новый подход зодчих старого Урала к решению проблем промышленного, храмового и гражданского строительства. Крепостное и гражданское строительство, существуя в ансамблевой связи с культовым, не отличалось от него по стилистике. Только на горнозаводском Урале оформление гражданских построек (демидовские хоромы в Невьянске, Канцелярия Главного заводов правления в Екатеринбурге (рис.1)) было не так близко традициям «московского барокко» (похоже на Петербург) и отличалось своеобразием сплава художественно-стилевых черт. Характерной особенностью храмовой архитектуры середины XVIII-начала XIX вв. была строгость композиции зданий, немногочисленность и сдержанность их декоративных украшений: портиков и колоннад. Фасады зданий оштукатуривались и окрашивались устойчивой краской теплой охристой гаммы, декоративные же элементы оставались белыми (рис.2).


Рис. 2. Вознесенская церковь

Главным в работе уральских архитекторов было промышленное строительство, где органически сочетались задачи технологии производства, строительных материалов, техники строительства, конструкций. Функциональная организация металлургического производства Урала на данном этапе рассматривалась как исходная градостроительная основа городов-заводов. Можно сказать, что своеобразие формирования городов-заводов обусловливалось природно-климатическими факторами, временными параметрами, инженерно-техническими и строительными возможностями, строительной базой, мастерством зодчих, а отсюда и архитектурно-художественными достоинствами.

Если середину XVIII в. можно охарактеризовать как время интенсивного заводского строительства на Урале, то в начале XIX в. уральская архитектура качественно изменяется. В это время на Урале распространяется правительственная регламентация строительства: новые генеральные планы городов, «образцовые» проекты и т.п. Это был период господства стиля «классицизм». Новое состоит в том, что теперь появляются специалисты-архитекторы, выходцы из Академии художеств, так как до этого народные мастера-каменщики, чаще всего без предварительно составленных чертежей, совмещали работуархитектора и строителя (рис.3,4). В первой половине XIX в. на уральских заводах работала плеяда талантливых архитекторов – выпускников С.-Петербургской академии художеств (Комаров А.3., Луценко К.А., Подъячев И.М., Малахов М.П., Чеботарев А.П., Дудин С.Е, Тележников Ф.А., Свиязев И.П.). Эти архитекторы горного ведомства привнесли в промышленные города Урала высокую культуру классической архитектуры и создали уникальные промышленные ансамбли европейского уровня. Данные ансамбли до сих пор формируют центры Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Невьянска, Кыштыма, Каслей, Каменска-Уральского, Алапаевска и др. Архитекторы горного ведомства, их ученики приняли активное участие и в застройке сложившихся административно-торговых городов Урала, разработав генеральные планы их развития и главные классические ансамбли городских центров (гражданская архитектура).


Рис.3. Генеральный план Екатеринбурга 1804 

В Западной Европе классицизм господствовал в искусстве в XVII-XVIII вв., в России же – во второй половине XVIII-начале ХIХ вв. Как метод мышления, классицизм более других нормативен, рационален, систематичен. Как известно, в архитектуре классицизма существует определенный набор формальных признаков. Горизонталь преобладает над вертикалью. Композиционно выделяется ось симметрии, трехчастное деление фасада. Формы тяготеют к квадрату, окружности, полуциркульной арке. В плане популярны центрические сооружения, обеспечивающие равноценность восприятия с различных точек зрения и т.д. Во время правления Екатерины II важным достижением являлось участие в формировании облика городов архитекторов, что и привело к зарождению и становлению в них архитектуры классицизма. Позднее следование традициям и художественным приемам выдающихся архитекторов, поиск самобытных решений давали местным мастерам-архитекторам возможность разнообразного воплощения композиционных замыслов.


Рис. 4. Карта Екатеринбурга на февраль 1829

На рубеже XVIII-XIX вв. русская архитектура переживала период высокого подъема (уже сформировались традиции классицизма, пришедшего на смену барокко). С 1760-х гг. XVIII в. и вплоть до 30-40-х гг. XIX в. классицизм был господствующим стилем в России, охватившим не только архитектуру, но и всю российскую культуру. Классицизм, зародившийся во Франции в условиях абсолютистского режима, нашел отражение в архитектуре большинства европейских стран, в том числе и в России, отличаясь в каждой стране своими региональными особенностями. Во второй половине XVIII-начале XIX вв. Россия превратилась в могущественную мировую державу, что выразилось не только в укреплении ее международного престижа, но и в глубоких внутригосударственных преобразованиях. Интенсивно развивалась экономика, просвещение и культура, совершенствовалась строительная техника, быстро росли новые города и реконструировались старые. Строились жилые дома и усадьбы, различные здания нового типа – академии, библиотеки, учебные заведения, театры.

Пышные и многодельные формы барокко, требующих больших материальных затрат, перестали удовлетворять новым строительным требованиям. Привлекали строгие и вместе с тем выразительные формы классицизма, позволяющие решать многие архитектурные задачи. Классицизм в России с 1760-х до 1840-х гг. пережил периоды зарождения расцвета и постепенного угасания, когда на смену ему пришли новые архитектурные течения: эклектика, ретроспективизм, а затем модерн. На раннем этапе формирования стиля происходило постепенное освобождение от пышных пластических форм барокко, переход к строгим архитектурно-планировочным решениям, к величию и простоте античного зодчества. Крупным толчком к развитию классицизма прослужило учреждение в Петербурге в 1757 г. «Академии трех знатнейших художеств» – живописи, скульптуры и архитектуры, которая явилась первой общерусской школой, подготовившей целый ряд замечательных художников, скульпторов, зодчих. Во второй период русского классицизма (1780-1800) идеи античного зодчества получили дальнейшее развитие, что выразилось в отказе от декоративной нарядности и обилия лепных украшений. Этот период явился противоположностью барокко, отсюда и его название – русские зодчие уже прекрасно владели приемами античного зодчества и широко использовали творчески переработанные ордерные формы и приемы композиции. Третий период развития русского классицизма связан с решением больших градостроительных задач.

На Урале, который в начале XIX в. являлся промышленным районом России, идеи классицизма особым образом отразились и в архитектуре производственных зданий и комплексов, и в планировке горнозаводских поселений, и в традиционных уральских промыслах. Архитекторы, обращаясь к формам и пропорциям античной архитектуры, почти всегда творчески перерабатывали это наследие применительно к конкретным условиям в зависимости от градостроительной роли и назначения здания и сооружения. Именно этим объясняется глубокое проникновение классицизма не только в образы грандиозных градостроительных сооружений и комплексов, но и в малый мир усадьбы, жилого городского особняка.


Рис.5. Аптека Горного управления на Екатерининской площади
(площадь Труда). 1821 г. Архитектор М.П. Малахов

Для русского классицизма характерна сомасштабность зданий, как окружающей застройке, так и человеку, особая теплота и пластичность объемно-пространственной организации зданий (рис.5,6,7). Фасады зданий оштукатуривались и окрашивались устойчивыми земляными красителями, причем штукатурились «под камень» не только кирпичные, но и деревянные постройки. Окраска домов регламентировалась в пределах теплой гаммы. Это были обычные желтые, охристо-золотистые, светло-оранжевые цвета, рыже-серые, с теплым оттенком. На фоне стен четко выделялись белые декоративные элементы. Металлические кровли окрашивались. Распространен был зеленый («малахитовый») цвет. В отделке фасадов культовых сооружений использовалась позолота.


Рис. 6. Дом архитектора М.П. Малахова
на Васенцовской улице (ул. Луначарского). 1817

Архитекторы Урала наследовали лучшие стороны творчества ведущих мастеров применительно к местным условиям. Ими были выработаны практические и теоретические правила строительства, которые и сейчас требуют изучения. Кроме того, нужно отметить, что преемственность, являясь характерной чертой деятельности человека, дает возможность передавать накапливаемый опыт следующим поколениям. Расцвет архитектуры классицизма на Урале был подготовлен и высоким уровнем общей художественной культуры края, и успехами, достигнутыми русской профессиональной архитектурной школой во второй половине XVIII-начале XIX вв. Школа и практика архитектурного проектирования и строительства сосуществовали, в разной степени влияя друг на друга, а элементы местных школ уральских мастеров сочетались с элементами профессиональных академических школ.

На создание стиля и формирование традиций региональной архитектурной культуры оказывали влияние многие факторы, одни более опосредованно и как бы неуловимо во внешнем проявлении, другие – явно и непосредственно воздействуя на характер архитектуры и структуру ее художественных образов. Конкретно-исторический подход к анализу всех факторов, участвующих в формировании и развитии региональной архитектурной школы, показывает, что их роль на разных этапах ее развития и в разное время могла быть неоднозначной.


Рис.7. Большой дом Рязановых на Сибирском проспекте (ул. Куйбышева)
30-е гг. XIX в. Архитектор М.П. Малахов

Известно, что стилеобразующий «слой» архитектуры обычно концентрируется в столичных городах; отсюда же исходят разного рода инициативы, образцы и т.п. Эта информация со временем достигает провинции (или суммы регионов) и в известной мере усваивается ею. Кроме этого, действует и механизм обратной связи, обратного воздействия, но возможно, не так явно.

На данном этапе все же имели место противоречивость, нечеткость стилевой принадлежности зданий. Они были связаны со своеобразием развития стилей в России, а также местными творческими возможностями мастеров архитектуры. Уральская архитектура, несмотря на удаленность от сосредоточения творческой мысли, от столицы, особым образом вобрала черты архитектурных стилей, сменявшихся во времени. Ее характерной чертой стало не слепое следование догмам, а дух и идеи мастеров, придерживающихся принципов определенных стилевых направлений, примененных в контексте русской и уральской архитектуры.

Итак, данный исторический период характеризуется следующим: это «авторско-стилевой», «концептуально-эстетический» этап развития региональной архитектурной школы. Объект практической строительной деятельности в это время приобретает статус «намеренного» художественного (архитектурного) произведения и создается по определенной творческой технологии. Глубокие сдвиги в организации культового строительства происходят параллельно с проводимой в общегосударственном масштабе после губернской реформы 1775 г. градостроительной политикой, составлением и подготовкой к осуществлению новых регулярных планов городов, архитекторским проектированием каменных гражданских зданий. Профессиональная стилевая архитектура и градостроительство получили основное воплощение в городах региона в кон.XVIII-ХIХ вв., можно сказать, что они отражают в разной степени различные периоды влияния столичных (петербургской и московской) архитектурных школ.

References

1. Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Первая половина XIX века. – Свердловск, Свердловское книжное издательство, 1960.

2. Алферов Н.С. Зарождение и развитие отечественной промышленной архитектуры; Дисс. на соискание учен. степ. доктора арх. – Свердловск, 1962.

3. Каптиков А.Ю. Архитектура Урала (XVII - перв.пол.XIXв.). – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997.

4. Лотарева Р.М. Города-заводы России. XVIII - перв.пол.XIX в. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Урал.архит.-худож. ин-т, 1993.

5. Раскин А.М. Архитектура классицизма на Урале. – Свердловск, Изд-во Урал. ун-та, 1989.

6. Раскин А.М. Творчество М.П.Малахова в Екатеринбурге // Архитектурное наследство, Вып.38 (Проблема стиля и метода в русской архитектуре) / Под ред. д-ра. архитектуры, проф. Н.Ф. Гуляницкого. – М.: Стройиздат, 1995.

Citation link

Антонова Н.Н. ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЕВОГО РАЗНООБРАЗИЯ УРАЛЬСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА КОНЦА XVIII – СЕРЕДИНЫ XIX ВВ.[Электронный ресурс] / Н.Н. Антонова //Архитектон: известия вузов. – 2006. – №3(15). – URL: http://archvuz.ru/en/2006_3/21 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.09.2006
Views: 75