Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (15) September, 2006
Higher professional education
Tarasova Irina V.
PhD. (Architecture), Associate Professor,
Head of the Department of Theory of Architecture and Professional Communications.
Ural State University of Architecture and Art,
Russia, Yekaterinburg, e-mail: tarasova@usaaa.ru
ВНУТРИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ КРИТИКА И УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Abstract
Архитектурная деятельность с некоторой долей условности включает в себя десять уровней (областей), двумя из которых являются система архитектурного образования и архитектурная критика [1]. Подготовка магистров архитектуры в УралГАХА подразумевает дисциплины, которые не только непосредственно связаны с архитектурной критикой, но и в которых она незримо присутствует. Критика помогает магистрантам осмыслить процесс учебного проектирования, описать, оценить, интерпретировать результат архитектурной деятельности, сформировать широкий взгляд на архитектуру.
Первый курс обучения в магистратуре включает задание “Эволюция градостроительных концепций” по дисциплине “Архитектурно-исследовательские виды деятельности”. Задание, выполняемое в рамках этой дисциплины? заключается в том, что магистрант, основываясь на теоретических позициях К.Зитте, вырабатывает свой подход к решению градостроительной и объемно-пространственной задач и предлагает проектное решение одной из площадей г.Екатеринбурга.
Работа состоит из двух этапов. Первый этап – выполнение клаузуры, то есть эскизное представление идеи. Второй этап – обсуждение готовых клаузур магистрантами. С точки зрения теории архитектурного мышления, задание представляет собой взаимодействие двух видов архитектурного мышления: объемно-пространственного, выраженного графически, и словесно-логического, выраженного, в свою очередь, письменно и устно в словесном виде.
В данном случае в учебно-методических целях магистранты выполняют сначала роль архитекторов, затем роль критиков в учебном архитектурном процессе.
Первый этап – графическая часть клаузуры, эскизный вариант решения пространства площади города с использованием принципов К.Зитте: визуальная форма архитектурного мышления, сопровождается вербальной формой архитектурной мысли – текстом. Магистранту предлагается определить и зафиксировать словесно действия, которые будут преимущественно совершаться на площади, например, ожидание, развлечение, отдых и так далее, и обозначить, кто будет посетителем площади в большинстве случаев, например, ученый, студент, пенсионер и так далее. Сочетание двух форм архитектурного мышления предположительно упрощает учебно-методическое задание, поскольку пространство проектируется уже конкретно для кого-то и для выполнения определенных действий.
Второй этап – дискуссия: вербальная форма архитектурного мышления, а именно, устное выражение вербальной формы архитектурного мышления. Магистранты обсуждают свои же работы, анализируют их и поясняют. С позиции теории архитектурной критики, обсуждение магистрантами клаузуры, дискуссия по заданной теме, является внутрипрофессиональной критикой, то есть критикой, которую формируют архитекторы-практики и критики-профессионалы в процессе своей деятельности (определение внутрипрофессиональной критики С.П.Заварихина).
Таким образом, клаузура делается в течение часа, затем магистранты представляют свои работы. Один из магистрантов играет роль архитектурного критика и анализирует выполненные работы. Самостоятельный выбор критериев, по которым будут оцениваться выполненные клаузуры, подразумевает, что студент обладает первоначальными навыками архитектурно-критической деятельности, полученными на занятиях по архитектурной критике, но, как правило, это (выбор) происходит на интуитивном уровне. Роль преподавателя заключается в том, чтобы подсказать в процессе дискуссии магистранту направление движения мысли и вывести его на качественно новый уровень понимания результатов архитектурной деятельности.
Магистрант – архитектурный критик группирует работы по определенным критериям-параметрам, в качестве которых выступают следующие параметры: ясность идеи; способ подачи – выбранная видовая точка, кадр; узнаваемость места, то есть идентификация площадей города с помощью изображения реальной застройки вокруг площади; соответствие масштаба предложенного объемно-пространственного решения реально существующему пространству. Таким образом, магистрант обсуждает клаузуры по принципу “понятно-непонятно” – то, что изображено на клаузуре, или по принципам “завершенная-незавершенная композиция”, “узнаваемо-неузнаваемо”, “масштабно-немасштабно” и так далее.
Параметры группировки работ можно классифицировать следующим образом. Выявлены две основные группы параметров: архитектурная и неархитектурная. Архитектурная группа параметров включает в себя параметры, позволяющие выявлять объемно-пространственное решение площади. Неархитектурная группа связана со способом подачи материала (графическая подача работы), то есть с психологическими и эмоциональными особенностями восприятия клаузур.
В процессе выступления магистранта возможна дискуссия, то есть его коллеги-студенты могут пояснять, конкретизировать то, что они хотели сказать в эскизном предложении. В результате, позиция выступающего меняется, и поясненная автором работа переходит в другую группу.
Таким образом, налицо важность архитектурной мысли, выраженной в слове. Пояснения к клаузуре влияют на уровень понимания того, что в ней изображено. Слово архитектора – соединяющий элемент в цепочке “клаузура-архитектор-критик”. Восприятие визуальных форм архитектурной мысли сопровождается вербальной формой архитектурной мысли, и наоборот.
С точки зрения теории архитектурной критики, архитектурно-критическое выступление студента-магистранта имеет адресный характер, то есть направлено на определенный объект, представленный в эскизе. Клаузура является овеществленной архитектурной мыслью, невербальным компонентом архитектурной мысли. Критика, направленная на клаузуру, – вербальный компонент, точнее, устный вербальный компонент архитектурной мысли. Учебное задание сочетает в себе два вида взаимодействия архитектурного критика и архитектора. Прямая и обратная связи прослеживаются на примере смоделированной ситуации – заказчик-архитектор.
Несмотря на группировку работ по определенным критериям-параметрам, в рассуждениях будущих магистров архитектуры наблюдается некоторая спонтанность, незапланированность. В этом проявляется специфика архитектурно-критической деятельности в рамках учебного процесса.
Поскольку архитектурная критика как деятельность включает в себя несколько форм архитектурно-критической мысли, а именно, описание, суждение, и интерпретацию [2], то можно сделать вывод о том, что на занятии по дисциплине “Эволюция градостроительных концепций” наблюдаются отдельные элементы внутрипрофессиональной критики. Единственной формой архитектурно-критической мысли является суждение, когда оценивается визуальная форма архитектурной мысли в соответствии с принятыми идеалами и нормами. Таким образом, наличие дискуссии с последующим представлением суждений сопровождает учебный процесс магистрантов, а также демонстрирует тот факт, что критика присутствует в виде определенной формации в мышлении архитектора.
Говоря о методических аспектах архитектурной критики, можно сказать, что в оценке клаузур преимущество остается за анализом. Элементы архитектурно-критического синтеза отсутствуют, то есть магистрант анализирует работы, но не делает обобщающих выводов и заключений. Таким образом, в методическом плане основной схемой критического анализа клаузур является выявление частных свойств или анализ. Согласно определению схем критического анализа, предложенных А.Г. Раппапортом, существует еще одна схема – парадигматическая схема разложения целого на части (декомпозиция) [2], которая в критической составляющей при выполнении задания не наблюдается.
Разработка и предложение методики анализа-синтеза на уровне восприятия эскиза как овеществленной архитектурной мысли позволит повысить уровень подготовки магистранта и вооружит его методами, которыми он сможет пользоваться не только при критическом рассмотрении эскизов, предложенных на учебном занятии, но и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, наличие в учебном процессе элементов архитектурной критики и дальнейшие разработки в области ее методологии повысят роль критики в мышлении архитектора. Следует отметить, что упражнения, которые позволяют магистранту выступать не только в роли архитектора, но и в роли архитектурного критика, необходимо проводить на ранних этапах обучения архитектурной специальности, поскольку такие тренинги станут своеобразным стимулом для развития не просто архитектурного, а архитектурно-критического мышления. Критичность в мышлении студента-архитектора позволит анализировать, оценивать и выносить суждения о своей работе, а также о работе других студентов, что представляется важным фактором в учебном процессе, когда студент учится не только профессионально проектировать, но и профессионально мыслить.
References
1. Структура и методологические основы отечественного архитектурного науковедения / Н.П. Овчинникова; СПб гос. архит.-строит. ун-т – СПб., 1997. – 223 с.
2. Раппапорт А.Г. К программе логического исследования архитектурной критики / История и методология архитектурной критики, ВНИИТАГ, 1991. – С.4-31.
Citation link
Тарасова И.В. ВНУТРИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ КРИТИКА И УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС [Электронный ресурс] /И.В. Тарасова //Архитектон: известия вузов. – 2006. – №3(15). – URL: http://archvuz.ru/en/2006_3/33
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная