Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (16) December, 2006

Fine art

Алимова Лилия Баторгалиевна

кандидат исторических наук,
доцент, зав. кафедрой общегуманитарных дисциплин.
Самарской государственной академии путей сообщения, филиал в Орске

,

ОБРАЗ И СИМВОЛ В РУССКОЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ РОСКОШИ XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКОВ

Abstract

Статья посвящена исследованию особенностей декоративно-прикладной роскоши, которые связаны с пониманием её как статусного предмета, наделенного скрытым символическим смыслом. В России XVIII – первой половины XIX веков широко распространилось использование привилегированными сословиями декоративно-прикладной роскоши в быту. Предмет роскоши был произведением декоративно-прикладного искусства, особым образом сочетавшим материал, форму, декор и художественную отделку, за счет которых и достигался переход образа вещи в символ. Смысл роскоши как символа в утверждении значимости, богатства и близости к трону её владельца.

В повседневной жизни человека довольно заметное место занимают произведения декоративно-прикладного искусства. Мир вещей, взятый как целое, показывает способность людей переделывать, творчески осваивать природу, творить из предметно-природного свой особый социально-предметный мир. Образ предметного мира является неисчерпаемым объектом художественной интерпретации. Создавая материальную среду, люди не просто решают утилитарные задачи, они выражают в форме и внутреннем строе вещей свое мировосприятие. Предметное окружение играет и коммуникативную роль. В традиционном обществе декоративно-прикладное искусство, являясь связующим звеном между утилитарной деятельностью и художественным осмыслением места человека в окружающем мире, касается все новых, но, вместе с тем, вечных аспектов эстетического отношения человека к преобразуемой им природе, отражает особенности сочетания предмета и образа в эту историческую эпоху. Смысловые значения декоративных предметов зависели как от их утилитарного предназначения, так и от внешнего образа, который создавался разными средствами от формы предмета до его украшения.

В XVIII веке в русской культуре появилось множество новых явлений, одним из которых стало широкое распространение роскоши в быту дворянства. Жан Жак Руссо в трактате «Рассуждение о происхождении неравенства» связывал появление роскоши вообще с необходимостью наличия «знаков богатства» в классовом обществе, без которых невозможно его существование. Роскошь – это масса «предметов забавы и праздности», это излишество, которое, однако, всем бросается в глаза [8, с.103]. Французский философ уловил глубоко запрятанный смысл в бытии роскоши как статусного предмета. Он отмечал, что единственное её предназначение – демонстрировать превосходство, роскошь была бы бесполезна, если бы не была на виду.

Особенно много в XVIII веке появилось предметов декоративно-прикладной роскоши. В момент, когда произошла консолидация дворянского сословия, как фактическая, так и юридическая, у него возникла потребность закрепления своего места в обществе всеми доступными средствами, причем внешние признаки богатства, знатности происхождения, почета играли далеко не последнюю роль. Шарль Монтескье отмечал, что господство роскоши в повседневной жизни – типичное явление для монархических государств. Она появилась в результате стремления определенной группы людей выделиться [7, с.245].

С чем же связано то, что именно декоративно-прикладная роскошь способна выполнить функции закрепления в массовом сознании представлений о высоком социальном статусе её владельца? Предметы декоративной роскоши являлись носителями определенных социальных значений, показателями места в социальной и культурной иерархии. Традиционное общество рассматривало роскошь как видимое обоснование социального успеха и благородства происхождения.

Что относили к роскоши в XVIII – первой половине XIX столетий? По мнению А.Вельтмана – директора Оружейной палаты с 1852 года: «Собственно роскоши в России не было, роскошь состояла в золоте и вещах, не терявших своего существенного достоинства, годного для всех вкусов и всех времен, – цены» [1, с.12]. Он дает описание типичных предметов роскоши исследуемого периода: золотая чашечка с двумя ручками царевича Алексея, украшенная финифтью, яхонтами и изумрудами; золотая тарелочка с изображением финифтью двуглавого орла; золотая солонка Павла I, наведенная эмалью с бриллиантовой короной на крышке. Классификация декоративно-прикладной роскоши, данная им, выделяла такие группы предметов как царские регалии и короновальные одежды, драгоценные украшения, украшенную броню и оружие, посуду золотую, серебряную, из твердых камней, перламутровую, хрустальную [1, с.154]. Для XVIII века редкой и изысканной вещью был фарфор и изделия из него, гобелены и гобеленовые ковры и обои. В первой половине XVIII века предметов собственно декоративно-прикладной роскоши еще мало и то, в основном, привозные. В Большом Екатерининском дворце в Царском селе была китайская зала, где на кронштейнах были расставлены изделия из китайского, японского и саксонского фарфора, но, главным образом, роскошь начала XVIII века представлена шпалерами, каменными вазами, художественной медью, бронзой и ювелирными изделиями.

При Анне Иоанновне появилась красная мебель, обивка стен штофом, серебряные комнатные приборы и роскошные экипажи. Внутреннее убранство жилых и административных помещений стало более разнообразным и декоративным. Об общей тенденции к обогащению и парадности писал князь М.М. Щербатов: «Многие стали иметь… вместо сделанного из простого дерева мебели, начали не иную употреблять как английскую, сделанную из красного дерева магагеня, дома увеличивались и, вместе; стали дома сии обивать штофными и другими обоями, почитая непристойным иметь комнату без обоев и зеркал» [9, с.53].

Классицизм сделал декоративно-прикладную роскошь необходимой составляющей интерьера как дворцового, так и усадебного. Декоративным элементом становится мебель, которая соответствовала стилистике архитектуры. Мебель сочетают с другими предметами, стремясь в убранстве дворцов добиться целостности архитектурного ансамбля, внутреннего интерьера, меблировки. В Готлиссовой комнате Таврического дворца стены были затянуты гобеленами, фигурные фаянсовые печи завершались «прозрачными» мраморными вазами, на полу лежал ковер. Комнату украшали зеркала в рамках красного дерева, стояли ломберные столики, мебель была обита штофом.

Как отмечал, уже цитировавшийся нами, князь Щербатов при Елизавете Петровне, вельможи изыскивали в одежде все, что есть богатое, в столе все, что есть драгоценное, дома стали украшать позолотой, шелковыми обоями во всех комнатах, дорогой мебелью. Это значит, что во второй половине XVIII века декоративно-прикладная роскошь стала общепринятым стандартом образа жизни знати. Французский посланник граф Сегюр, который в августе 1775 года вместе с Екатериной II побывал в Кусково, был поражен несметным числом хрустальной посуды, покрывавшей весь стол и использованием в интерьере большого количества драгоценных камней. Интерьер в XVIII веке становится социальным явлением. Составной частью дворцового и дворянского интерьеров первой четверти XVIII века были монументально-декоративные росписи, скульптура, обивочные ткани, наборные паркеты, мебель, осветительные приборы. Русская знать начала демонстрировать исключительную роскошь и великолепие в повседневной жизни. Особенно это проявилось при дворах Елизаветы Петровны и Екатерины II. Степан Федорович Апраксин даже в походе против Пруссии имел обоз в 500 лошадей и выезд в 50 богато убранных лошадей. Одежды графа Петра Борисовича Шереметева были тяжелы от золота и серебра и ослепляли блеском. Граф Иван Григорьевич Чернышев ливрею своих пажей приказал вышить серебром. Граф Алексей Григорьевич Разумовский вообще предпочитал носить только бриллиантовые уборы.

В начале XIX века произведениям декоративно-прикладной роскоши отводится все больше места в интерьерах, они становятся все более разнообразными. Характерная черта этого времени – использование большого числа относительно мелких бытовых предметов, не связанных друг с другом ни стилистически, ни композиционно, вследствие чего расширяется производство мелкой пластики, фарфора, люстр, кабинетных вещей. Специфика искусства историзма привела к насыщению интерьера декором, заполнению его вещами, «массой изящных мелочей». Интерьер превращается из архитектурного в вещный. Это способствовало очередному подъему в развитии художественной промышленности и производства роскоши.

В первой половине XIX века прикладное искусство и художественная промышленность были введены в мир собственно художественной деятельности. Прикладное искусство оказалось связанным с массовой фабричной продукцией. В ответ произошло возведение эстетически значимой бытовой вещи в ранг искусства. Это изменило отношение к декоративно-прикладной роскоши. Роскошь не просто украшала, она служила поэтизации среды окружающей человека, отсюда «панэстетизм» предметов художественной роскоши. Красота становится главным ориентиром этого искусства, украшение перестает служить тому, что оно украшает и в самом себе находит конечную реализацию. Кроме красоты, редкость, недоступность, высокая цена, художественная ценность, качество отделки стали атрибутивными признаками декоративно-прикладной роскоши. Благодаря этим качеством образ роскоши переходит в символ, что придает ему иное значение и смысловую глубину.

В науке символ трактуется как знак, вызывающий единообразную социальную реакцию. Значение символа произвольно в том смысле, что формируется в процессе обучения и взаимного согласия людей, использующих его в процессе коммуникации. Символ – то, что в своем чувственном качестве указывает на что-то другое или замещает что-то другое. Под этим «другим», «символизируемым», может пониматься конкретное явление и предмет, но чаще всего символ указывает на некое абстрактное, непосредственно не воспринимаемое содержание, смысловое образование, комплекс представлений. Соотношение образа и идей в символе показал в своей гениальной «Логике символа» А.Ф. Лосев, по мнению которого «всякий символ вещи, прежде всего, её отражение в сознании» и «оформление её идейно-образного построения»[5, с.257,259]. Юнг писал, что «символ всегда предполагает, что выбранное выражение является наилучшим обозначением или формулою для сравнительного неизвестного фактического обстояния, наличность которого, однако, признается или требуется», то есть символ должен обозначать неизвестную сущность иначе он превратиться просто в знак, лишенный глубокого символического смысла [10, с.554]. Символ вещи действительно есть её смысл, который вещь конструирует и модельно порождает. Смысл роскоши как символа – в утверждении высокого социального статуса индивида, именно в этом заключается и её ноэма, означаемая ею предметность. Роскошь, как символ, выходит за пределы произведения декоративно-прикладного искусства, указывая на иную, трансцендентную по отношению к нему реальность.

Произведение прикладного искусства совмещает в себе два начала – утилитарное и художественное. Оно отражает жизнь по принципам архитектуры, то есть определенным сочетанием элементов утилитарной формы, общим характером пластики, качества и выразительности материала, определенной моделировкой предмета, цветом, орнаментом, росписью, согласованными с формой. Эти средства весьма специфичны, но они позволяют создать полноценный художественный образ. Однако утилитарная функция предметов может быть двоякой – реальной и иллюзорной. Нередко смысловое значение вещи оказывалось гораздо более глубоким, чем её практическое предназначение. Произведения декоративно-прикладного искусства могли сочетать в себе социальные, культовые, магические знаки, указывающие на некую другую реальность, выходящую за пределы практического значения художественного предмета. Декоративная роскошь – объект репрезентативной культуры, которая может существовать только как субъектно-объектное единство, то есть только в том случае, когда члены общества признают и поддерживают её.

Роскошь является необходимым атрибутом привилегированной верхушки общества. С точки зрения Т. Веблена, уже собственность стала «наиболее различимым доказательством успеха и традиционной основой уважения» [2, с.78]. В процессе имущественной дифференциации богатство становится почетным, поэтому его увеличение необходимо для получения одобрения со стороны общества и достижения прочного положения в нем. На определенном этапе развития общества владение неким условным стандартом богатства является обязательным для высокой оценки индивида. В ходе дальнейшей эволюции института собственности унаследованное богатство станет даже более почетным. Украшения, полученные по наследству, свидетельствовали о незыблемости, социальной «вечности» достигнутого положения.

Жизненные удобства и роскошь по своей природе становятся принадлежностью привилегированных, находящихся на самом верху социальной иерархии, тех, кого Веблен и называл праздным классом. Одна из основных его характеристик – непроизводительное, демонстративное потребление, связанное с представлением, что лучшие должны потреблять лучшее. Для элиты общества это знак превосходства и необходимое условие сохранения своего достоинства. Демонстративное потребление должно быть расточительным, ориентированным на излишества, только тогда оно станет отличительным достоинством для людей, имеющих власть и богатство.

Предмет, служащий целям демонстративного расточительства, чаще всего является либо произведением искусства, либо относится к декоративно-прикладной роскоши. Последняя и представляет собой вещи, которые пользуются предпочтением в употреблении именно потому, что они демонстративно расточительны. Чаще всего они непригодны для употребления по прямому назначению, их полезность соразмеряется с тем, насколько они расточительны. Веблен утверждал, что хотя предметы роскоши, несомненно, красивы, ценят их, прежде всего, не за это, а за престижный характер. Социальная демонстрация, составляющая системы ценностей в иерархическом обществе, достигается и посредством владения предметами роскоши. Эти вещи, на первый взгляд, совершенно бесполезны с практической точки зрения, но это та категория предметов, бесполезность которой задаётся изначально. Избыточность, декоративность, нефункциональность декоративно-прикладной роскоши связана с тем, что она наделяется значением престижа, отсылая не к своему практическому использованию, а к образу жизни и социальному рангу владельца. Таким образом, власть декоративной роскоши имеет символический характер, владение ею подтверждает достоинство, высокое положение в обществе владельца, демонстрирует его богатство и могущество.

Исходным для понимания внутренней природы декоративно-прикладной роскоши является признание её произведением декоративно-прикладного искусства, что принципиально отличает роскошь от просто украшенного предмета. Декоративно-прикладная роскошь ориентирована на элиту и постоянство. Джон Макхейл – художник и социолог – в эссе «Пластмассовый Парфенон» писал, что в традиционных обществах главные критерии оценки произведений декоративного искусства – «нетленность, уникальность и универсальная ценность»[6]. Эти эстетические критерии были приемлемы в мире, где товары производились вручную и существовал относительно тонкий слой элиты, формирующий вкусы общества. В традиционных и раннекапиталистических обществах расточительство и изобилие виделись редким исключением. Блеск и престиж декоративной роскоши были связаны с тем, что обладание ею начисто игнорировало нормы обыденной жизни. Роскошь принадлежала к миру вещей аристократии, причем вещей не просто окружавших своего владельца, но и воздействующих на него психологически и эмоционально.

Окружающие предметы не только выполняли утилитарные функции, они в форме и внутреннем строе выражали мировосприятие людей, играли коммуникативную роль. Декор вещей нередко нес значительную смысловую нагрузку, а декоративные элементы имели символическое значение, и выразительные средства сливались с ассоциативными возможностями вещей. Это, собственно, и позволяло декоративно-прикладной роскоши занять то место в оформлении жизни русской знати, которое ей отводилось. Прежде всего, это место связывалось с задачей украшать повседневный быт привилегированных сословий, предъявлявших особые требования к окружающей обстановке, которая должна была быть не только удобной, но и красивой. М.С. Каган писал, что красота меняла восприятие мира и самовосприятие человека. Прикладное искусство, придавая обыденным вещам прекрасную форму, поэтизировало и возвеличивало само их общественное содержание [3, с.59]. Как отметил философ, искусство украшения повседневной жизни преследовало разные цели: «Красота бесполезного – стала принципом производства многочисленных вещей, призванных подчеркивать богатство их владельцев и приобретавших поэтому социально-информативный характер в неменьшей степени, чем эстетический» [4, с.210]. Особенности восприятия декоративно-прикладной роскоши состояли в том, что значение её в повседневной жизни воспринималось человеком в готовой, устойчивой, признаваемой обществом форме. Декоративно-прикладная роскошь – продукт, имеющий особый способ бытия, особую временность, именно потому, что она – произведение декоративно-прикладного искусства. Как правило, подобное произведение непреходяще, неподвластно моде, постоянно растет в цене. Создавая декоративно-прикладную роскошь, мастера не пытаются придумать что-либо новое, напротив, они повторяют нечто похожее, тождественное себе то же самое, тождественное по смыслу и значимости.

Произведение декоративно-прикладного искусства является формой существования декоративно-прикладной роскоши, значит, ее важнейший признак – художественная ценность, то есть роскошь – ценное высокохудожественное произведение декоративного искусства, отвечающее таким критериям, как правильное соотношение между вещью и ее назначением, вещью и формой, материалом, цветом, декором. Большое значение имеет материал, из которого изготовлен предмет роскоши. С одной стороны, материал должен подходить вещи, соответствовать её назначению, с другой стороны, обработка должна выявлять его собственные характерные особенности с наибольшей силой. Только если материал органически входит в структуру предмета, он начинает звучать эстетически. Исходные материалы, используемые при изготовлении декоративно-прикладной роскоши, должны отличаться высоким качеством, ровностью цвета, остротой формы, выразительностью. Это обязательно драгоценные дорогостоящие камни и металлы, фарфор, хрусталь, тонко выделанные кожа, текстиль и ткани. Могли использоваться и более простые материалы – такие как сталь, поделочный камень, но в этом случае необходимо совершенство обработки. Качество исходного сырья обуславливало ценность будущего изделия, но только тогда, когда раскрывались свойства и возможности материала, выявлялась скрытая в нем красота.

Еще один важнейший элемент художественной вещи – украшения, используемые в декорировке, которые должны подчеркивать строение формы и составлять с ней одно гармоничное целое. Использование украшений порождается эстетическими потребностями развить и сделать законченным произведение декоративно-прикладного искусства. Их характер может быть абстрактным или изобразительным, то есть воспроизводящим конкретные предметы окружающего мира, но в переработанной, упрощенной, типизированной форме. Большую роль играют форма, мотив, цветовая гамма, которые должны быть подчинены основным тенденциям стиля и общему ансамблю предмета. Поскольку роскошь – это всегда некое излишество, постольку избыток цвета, позолоты, декора может присутствовать в предмете декоративно-прикладной роскоши, делая его слегка вызывающим.

Художники декоративного искусства не столько отражают действительность в своих произведениях, сколько украшают ее в соответствии со своими представлениями и чувствами. Декоративное искусство фактически создает новую материальную среду. Связь художественной вещи с жизнью проявляется, прежде всего, в ее утилитарных функциях, она – предмет, который можно использовать в быту, но в нем художественный элемент как бы прикладывается к утилитарной нехудожественной форме. Художественная вещь может и просто украшать интерьер, превращаясь в произведение искусства. Стремление украшать вызвано потребностью в эстетическом разнообразии быта, исторической традицией, иногда модой. Предметы декоративно-прикладной роскоши выступают в качестве произведения искусства в связи с существованием ситуационности в процессе восприятия и выработки художественно-эстетического отношения, когда внеэстетические моменты вещи или нейтрализуются, или становятся компонентами целостного художественного образа.

В декоративно-прикладной роскоши эстетическое начало преобладает над утилитарным, более того, утилитарное начало вообще сведено к минимуму, знаки промышленного производства и утилитарные первоначальные функции предмета стираются, что означает, что предметы роскоши чаще всего выполняют исключительно декоративную функцию. Декоративность – это стремление связать произведение искусства с его окружением без попыток приблизить изображение к действительности. В элементах декора может доминировать идейно-тематическая сторона, в этом случае они являются обобщенными образами предметных качеств и передают свое значение украшенному предмету. Для выражения социальных представлений, сопутствующих предмету, его образ необходимо осложнить украшениями более гибкими, подвижными и выразительными, чем его основная форма. Излишняя вычурность, драгоценный декор помогают выразить социальную сторону предмета роскоши.

Заключение

Таким образом, декоративно-прикладная роскошь имеет ряд имманентно присущих ей признаков, важнейшими среди которых являются художественная ценность и декоративность. Формой существования такой роскоши выступает произведение декоративно-прикладного искусства, основные эстетические критерии оценки которого – нетленность, уникальность и универсальная ценность. Эстетическая ценность предмета роскоши является конвенциональной, она – результат своего рода «общественного договора», обусловленного социальной практикой и восприятием, отношением людей. В этом смысле роскошь выступает как ноэма – феномен, обладающий смысловой значимостью. Это означает, что представления о роскоши и сама роскошь обретают реальность лишь в идеях и через посредство идей. В противном случае придется признать абсолютную бесполезность роскоши, функции которой ограничиваются украшательством, однако это не так. Декоративно-прикладная роскошь в традиционном обществе относилась к ценностям, производство ее регламентировалось государством, и значение роскоши признавалось обществом, причем значение как социальное, так и культурное, превращающее роскошь в объект культуры.

Престиж декоративно-прикладной роскоши был обусловлен красотой вещей, их художественной ценностью и декоративностью, однако это далеко не полный перечень необходимых качеств. Еще одним качеством роскоши является редкость или даже недоступность, что делало ее еще более привлекательной. Редкость делала декоративную роскошь символом избранности для того, кто ею обладал, следовательно, если роскошь становилась более доступной, ее ценность сразу снижалась.

Редкость и исключительность предмета роскоши, в свою очередь, были обусловлены ручной работой, индивидуальностью формы и отделки. Производство декоративно-прикладной роскоши практически не поддавалось механизации. Даже после промышленного переворота, когда машины все же начинают использоваться, окончательная отделка и украшение изделий осуществлялись вручную. Ручная работа – обязательное условие при изготовлении художественной роскоши. Использование ручной художественной отделки превращало изделие в произведение искусства, а труд мастера – в творчество художника. Дарование мастера порождало красоту произведения декоративной роскоши, красоту, которая и была пользой. Именно ручной творческий труд высокой квалификации способствовал появлению таких качеств роскоши, как красота редкость, уникальность, исключительность.

References

1. Вельтман А. Московская Оружейная палата. – М.: Тип. Н. Степанова, 1844. – 172 с.

2. Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Прогресс, 1984. – 368 с.

3. Каган М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. – Л.: Художник РСФСР, 1961. – 160 с.

4. Каган М.С. Философия культуры. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – 416 с.

5. Лосев А.Ф.Философия. Мифология. Культура. – М.: Мысль, 1991. – 919 с.

6. Mc Hale,John, Jhe Plastic Parthenon (draft version) from Hneastuttura, June, 1966.

7. Монтескье Ш. О духе законов. – М.: Мысль, 1999. – 672 с.

8. Руссо Ж.Ж. Трактаты. – М.: Наука, 1969. – 704 с.

9. Щербатов М.М. О повреждении нравов в России. – М.: Наука, 1983. – 176 с.

10. Юнг К.Г. Психологические типы. – М.: Мысль, 1996. – 600 с.

Citation link

Алимова Л.Б. ОБРАЗ И СИМВОЛ В РУССКОЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ РОСКОШИ XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКОВ [Электронный ресурс] /Л.Б. Алимова //Архитектон: известия вузов. – 2006. – №4(16). – URL: http://archvuz.ru/en/2006_4/27 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.12.2006
Views: 63