Уральская камнерезная мастерская им. И. Боровикова, основанная в 1996 году, специализируется на объёмной мозаике из камня, всплеск популярности которой пришелся на последнее десятилетие XX - начало XXI веков. Исторический жанр – один из важнейших в камнерезном искусстве этой мастерской. Он объединяет произведения, в которых запечатлены значительные события и герои прошлого, различные эпизоды из истории человечества. Чтобы изобразить какую-нибудь историческую сцену, художнику необходимо осознать её значение и место в ряду других исторических событий. Поэтому многие особенности произведений исторического жанра не являются чем-то неизменным, одинаковым для всех времён и народов: они всегда зависят от того, как люди понимают своё историческое прошлое, как развивается их историческое сознание. Художники уральской камнерезной мастерской выразили своё отношение к истории, свойственное рубежу XX и XXI веков, которое они воплотили в костюмных исторических статуэтках и пейзажных композициях с историческими архитектурными формами. Мастерская воплощает в камне конкретные и собирательные образы действующих лиц мировой истории («Наполеон», «Пётр I», «Маршал Жуков»). При создании таких работ требуются не только академические знания пластики форм тела, владение объёмно-пространственной композицией, но и историческая эрудиция. Такие вещи как костюм, аксессуары, характерная поза и жесты не поддаются чисто художественному представлению, здесь нужны конкретные знания. Никакой вольности, даже в мелочах, камнерезы себе не позволяют. Натуралистично и убедительно смотрится статуэтка «Маршал Жуков» (ил.1). Полководец изображён верхом на белом коне в парадном обмундировании. Маршал, словно на параде, с гордой осанкой, слегка натянул поводья, останавливая послушного, сделанного из кахолонга красавца-коня. Автор работы – Григорий Пономарёв, исполнители – Г.Пономарёв, А.Павлов, К.Котков, А.Атемасов, В.Соболев. Под седлом маршала не абстрактный конь, а тот, на котором его запомнили миллионы народных масс, на котором он остался запечатлённым в кинохронике и на фотографиях. Соответствуют жизненной правде упряжь коня и ордена на груди полководца. В этой работе успешно решилась непростая задача – взаимодействие двух фигур. Контрастом колорита достигнута уместная строгость изображаемого сюжета. Хочется отметить виртуозное мастерство исполнителей в подборе камня и в технологии его обработки. Художники мастерской обращаются и к менее значимым в исторических событиях персонажам. В этих статуэтках нет конкретности, они носят собирательный характер. В статуэтке «Мальчик» (ил.2), выполненной тем же автором, присутствует не только высокотехнологичное изображение сюжета, но и глубокий смысл. На паркетном полу в фартуке и с подвязанными ленточкой волосами стоит мальчик, держа в руках сделанную им малахитовую шкатулку. В несложной однофигурной композиции автор добивается раскрытия сложной темы из истории Екатеринбургской гранильной фабрики, на которой с 1836 года дети с 12 лет уже привлекались к камнерезному производству. Как говорится, минимум средств и максимум результата. Нужно отметить, что данную тему Г. Пономарёв раскрывает не «в лоб» через показ мальчика в процессе труда, а за счёт изображения деталей: характерная косолапость из-за одеваемой не по размеру обуви, испачканный в каменном шламе фартук. Белая рубашка и мозаичный паркетный пол передают торжественность момента: завершено изготовление малахитовой шкатулки. Не случайно выбрана и эта деталь: в XIX веке уральскими камнерезами активно применялась техника русской мозаики по малахиту. Лицо мальчика светится гордостью за свою работу. Композиция держится на противопоставлении тяжёлых условий труда и радости творчества. Эта работа – дань уважения уральским мастерам XIX века. Каторжные условия труда, порой полуголодное существование, жестокие наказания не погубили в уральских камнерезах художников. В работе над своими изделиями – произведениями большого художественного совершенства – они находили радость творчества, отдушину в их мрачной жизни. Тема костюмных исторических статуэток вылилась в участие мастерской в крупномасштабном проекте «Императорские шахматы». В рамках проекта в 2007 году были выполнены шахматные фигуры. За историческую основу этой работы взята война России со Швецией, которая «разыгрывается» на шахматном поле между армиями Петра I и Карла Великого, соответственно, белыми и чёрными фигурами. Дмитрий Боровиков, руководитель мастерской, представляя изображение статуэтки Петра I (ил.3), предложил обратить внимание на тщательный подбор камня: «Мы специально искали такой камень, чтобы он при разрезе напоминал вышивку на камзоле. И спереди фигуры, и сзади» [1]. В процессе разработки эскиза вся работа была поделена между резчиками по камню. Фигуры Петра I, Екатерины I (ил.4) и русского офицера (ил.5) выполнил Григорий Пономарёв. Илья Колбин работал над фигурой «Саксонский гвардеец», который на шахматном поле выполнял роль чёрной пешки. Автор белой пешки «Гренадер Бутырского пехотного полка» – Андрей Павлов. Артем Лебедев – автор чёрной ладьи «Артиллерист», Сергей Смирнов – белой ладьи «Русский артиллерист, чистящий пушку». Каждая фигура индивидуальна. Хорошее качество работы при дальнейшей обработке показали шлифовщики Алексей Атимасов и Константин Котков. И в довершение Дмитрий Евдокимов и Виктор Соболев расставили завлекательные акценты – ювелирные мелочи. В настоящее время Уральская камнерезная мастерская имени Ильи Боровикова готовит к воплощению новый проект – галерею каменных изображений обитателей «властного Олимпа». Эта тема издревле привлекала внимание художников и скульпторов. Императоры и короли, герцоги и бароны, князья и графы – все эти великие и малые правители, обладатели своего надела собственности и власти, все эти герои ушедших веков знакомы нам в немалой степени благодаря их каменным изваяниям самого разного масштаба – от грандиозных патетических памятников до интимных настольных миниатюр. Прижизненные портреты представляют особую ценность, ибо именно они наиболее достоверно отразили черты реального человеческого облика той или иной властной персоны и характер отношения к ней подданных. Уральская камнерезная мастерская им. Ильи Боровикова возрождает многовековую традицию каменной летописи, свидетельствующей потомкам о жизни, созидательных трудах и отдохновенных досугах властителей земель русских [2]. Начинается эта летопись с миниатюры «На отдыхе», запечатлевшей лирическую идиллию – скромный досуг губернатора Свердловской области, который с баяном сидит на пне. В котелке на костре кипит вода, рядом, на брёвнышке – фляга, лучок, яички, черный хлеб, три стопочки… В воду смотрит короткая удочка. Мастерство портретной работы соединяется здесь с изобретательностью в передаче разнообразных фактур и подборе наиболее выразительных красок каменной палитры. Получился спокойный и цельный образ. Камнерезы Уральской камнерезной мастерской имени Ильи Боровикова находятся в состоянии постоянного поиска новых композиционных решений, которые, несмотря на широту творческой мысли, не выходят за рамки исторического жанра. В 2008 году после двухлетней работы закончена новая камнерезная композиция – «Сказочный город на ките» (ил.6), мотивом для которой послужил отрывок произведения П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». И.Голубев и Е.Устюжанин сделали проект этой работы с помощью компьютерной технологии, которая позволила воспроизвести не только пластику форм и сочетание элементов между собой, но и различные породы камней. Светло-голубые тона морской воды объединяют все элементы композиции и, одновременно, фокусируют внимание на главном – чудо-рыбе. На спине рыбы-кит раскинулась знакомая каждому с детства картина, творчески переработанная уральскими камнерезами. Город, окружённый белокаменной крепостной стеной, надолго уводит зрителя в мир сказки, которая как настоящее произведение всегда близка к правде. Сказочное селение очень похоже на древнерусский город с колоритным церковным храмом с золотыми куполами, деревянными строениями с разноцветными крышами с золотыми петушками и причудливыми окошками. Многочисленные дорожки ведут от возвышающегося сказочного города к маленьким крестьянским домиками среди пожелтевших к осени берёз, к еловому бору на хвосте кита и к ветряной мельнице, к маяку, к пушечному валу, к пристаням с пришвартованными лодками и кораблями. Под скалистыми берегами с ярко-зелёной травой видны глаза и усы морского животного. Под усами стройный ряд зубов из белоснежного кахолонга, на фоне которых парусные корабли смотрятся изящными фигурками. Морская поверхность из бразильского агата в форме эллипса с грамотно закомпонованными на ней пластическими формами размещена на подставке, которая нуждается не просто в упоминании, но и по причине своей «многодельности» требует отдельного описания. Изготовленная из габбро, она ещё более возвышает саму сюжетную композицию. Сравнительно большая по толщине, подставка украшена вставками с природным рисунком яшмы различных оттенков: от напоминающих нежную алую зарю до сумеречного заката. Гладко отполированные яшмовые образцы эффектно сочетаются с рельефным повторяющимся узором, выполненным из однотонной яшмы. Сами камнерезы называют её технической – это самая скромная из сестёр в семействе яшм. У неё мягкий серо-зелёный цвет. Но она неброска и скучновата только на первый взгляд – стоит всмотреться, и вас покорит её густой и благородный тон. И, кроме того, что очень важно – она наиболее «послушна» замыслу художника: именно в одноцветном камне и можно «развернуться», не вступая в противоречие с материалом. Ведь на её ровном спокойном фоне великолепно смотрится самый сложный орнамент, самый филигранный рисунок[3]. Но главный акцент подставки, осуществляющий смысловую связь её с основной композицией, – это четыре пейзажных изображения, выполненных в технике флорентийской мозаики. Две мозаики посвящены парусным кораблям на фоне морского простора, на двух других изображён город, который по своим формам напоминает возвышающийся на ките. Разнообразие художественных средств делает подставку не только объектом отдельного повествования, но решает проблему неотъемлемости её от пластического изображения. Хочется обратить внимание на использование в работе широкого цветового спектра, который способствует её восприятию. В изделии использована каменная палитра – от белого цвета, представленного итальянским мрамором крепостных стен города, магнезитом возвышающегося храма, кахолонгом и бледным хризопразом, до синей казахстанской яшмы, приобретшей форму кита. Кроме синей, в работе присутствуют бурые, сургучные, красно-коричневые яшмы – в одних образцах перемешана масса цветов, другие спокойны и благородны в своём одноцветье. Разнообразна и зелёная гамма цветов: от нежнейшей прозрачности нефритовых елей до густой насыщенной зелени уваровитовой щётки. Работа не только насыщена цветом, но и множеством деталей. На городской площади перед храмом расположился колодец с только что пролитой водой, в которой отражается голубое небо. Распряжённая телега с упавшими деревянными бочками. На берегу сушатся рыбацкие лодки. Эти детали крестьянского быта создают реалистичную картину жизни сказочного города и заставляют поверить в звон колоколов, увидеть струящийся из трубы дымок и услышать шум лесного бора. Камнерезами блестяще использован известный в искусстве приём – присутствие человека без его изображения. Анализируя развитие техники скульптурной мозаики из камня на Урале, на примере Уральской камнерезной мастерской им. И. Боровикова можно убедиться в том, что в рамках исторической темы появляются камнерезные композиции, уже являющимися не просто мелкой пластикой, а скорее объектом интерьера. Придёт ли это направление к успеху или поражению, останется в истории искусства или будет бесследно забыто – нам с позиции сегодняшнего дня трудно предугадать, это может показать только время.  |  |  | Рис.1. Статуэтка "МаршалЖуков", 2003. | Рис.2. Статуэтка "Мальчик", 2003 | Рис. 3."ПётрI" (шахматы), 2007 |  |  |   | Рис.4."Екатерина I" (шахматы), 2007 | Рис. 5. "Офицер" (шахматы), 2007 | Рис.6. Композиция "Сказочный город на ките" , 2008 | Фото - Илья Строков |