Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (25) March, 2009

Reviews

Blinov Vladimir A.

Professor,
member of the Union of Architects of Russia.
Ural State Academy of Architecture and Arts,

Russia, Yekaterinburg

LESSONS OF CONSTRUCTIVISM

Abstract

A review of L.N.Smirnov's book "Constructivism" from the series «Styles in the Architecture of Sverdlovsk Region», 2008, printed by the Ministry of Culture of Sverdlovsk Region, the Independent Institute of History of Material Culture and USAAA

Keywords: monograph "Constructivism", Kandidat of Architecture, USAAA Professor Leonid Nikolaevich Smirnov

Драматична судьба тех зодчих, творчество которых совпадало с периодами переломов архитектурных стилей. Казалось, прочно утвердился европейский классицизм, но русские архитекторы (так же как их коллеги в музыке и живописи) пытаются возродить отечественные традиции теремной Руси. Однако заявляет о себе изысканный, пластичный декаданс модерна, который внезапно пресекается совершенно новыми принципами и приемами в эстетическом, конструктивном и социальном отношениях. И многим талантливым архитекторам приходилось пережить эти переломы, усомниться в классической школе и принять (или не принять?) новые революционные веяния. «Наступает великая эпоха. Возникают новые здания… Архитектуру душит косность. «Стили» — это ложь. Стиль есть единство принципа, который вдохновляет все творчество эпохи и является выражением ее духа и умонастроений. Наша эпоха день ото дня утверждает СВОЙ СТИЛЬ». Так писал в 1920-х годах Ле Корбюзье, выдающийся теоретик и практик конструктивизма. И это был своего рода манифест XX века.

Новый стиль зашагал по Европе. В России он совпал с утопическими мечтами о новом устройстве жизни: дома-коммуны, фабрики-кухни, энтузиазм работы в новых цехах, дом — машина для жилья.

Архитекторы-конструктивисты искали ПРАВДУ и ПРАВДИВОСТЬ в своих творениях. Все ли им удалось? Что осталось? В чем уроки конструктивизма для нового столетия? Эти вопросы возникнут у каждого, кто будет читать и рассматривать щедро иллюстрированную монографию кандидата архитектуры, профессора УралГАХА Леонида Смирнова «Конструктивизм».

Не случайно обращение автора к этой теме.

Во-первых, интерес к конструктивизму, к нашему удивлению («лицом к лицу лица не увидать»), весьма сильно проявился в последние десятилетия прошлого века со стороны западных соседей (Германия, Австрия, Англия, Голландия); они прямо-таки «десантируются» в Россию, на Урал, для изучения «лаконичной, геометрической» архитектуры.

Во-вторых, Екатеринбург — своеобразный музей конструктивизма. Достаточно пройти по главному проспекту с его «экспонатами»: Дом связи, Дом печати, Клуб строителей, Городок чекистов, жилой комплекс на Ленина, 52/54. А еще — в обозрении — стадион «Динамо» с домом-корабликом!.. В Екатеринбурге на сегодняшний день сохранилось 140 памятников конструктивизма.

И, в-третьих, Леонид Николаевич Смирнов не столь давно с увлечением изучил творчество классика уральского конструктивизма Вениамина Дмитриевича Соколова, успешно защитил кандидатскую диссертацию по его творчеству. Богатейший фактический материал увлек автора в новое научное путешествие. И вот результат — замечательная монография — книга (текст), альбом (фотографии и чертежи) «Конструктивизм».

Читатель, будь то профессионал-архитектор или просто человек, интересующийся искусством, историей родного города, найдет в книге много интересного и часто — нового. У нас в городе оставили свои произведения выдающиеся мастера, приезжавшие для авторского надзора за своими проектами: Я. Гинзбург, А. Пастернак, Я. Корнфельд, Д. Фридман и другие известные зодчие. Ярко проявили себя в интернационально-авангардном стиле ХХ века местные таланты — В. Соколов, И. Антонов, П. Оранский, Г. Валенков, Е. Коротков, И. Робачевский, М. Рейшер и другие уральские зодчие.

Вышедшая книга — не просто констатация свершившегося в 20–30-е годы на Среднем Урале. Она заставляет задуматься и извлечь уроки из судьбы конструктивизма и его творцов. Как произошло насильственное пресечение этого направления в зодчестве? Все ли хорошо в конструктивизме, зачастую чрезмерно аскетичном, сугубо функциональном, интернациональном?

Как сохранить лучшие памятники авангарда в структуре новейшей застройки городов? Почему, по чьей капиталистической воле лучшие здания города оказываются за ширмой рекламы, сносятся или оказываются «невидимками»? Добрый хозяин и зернышко подберет. А у наших «хозяев» на глазах гибнет замечательное конструктивистское здание спецбольницы, сооруженной в 30-х годах (ул. Большакова — 8 Марта), — и ничего. Кто ответит?

И, может быть, главный вопрос: что мы возьмем от конструктивизма в ХХI век — век хай-тека? А взять есть что, и пример тому ряд новых построек екатеринбургских зодчих, открыто и удачно «цитирующих» архитектурный авангард в своих неоконструктивистских объектах.

Книга архитектора Л.Н. Смирнова — первое капитальное издание по конструктивизму Екатеринбурга, вышедшее в серии «Стили в архитектуре Свердловской области» при поддержке областного Министерства культуры. Первое, но, будем надеяться, что не последнее. Есть еще простор для исследований.

Citation link

Blinov V.A. LESSONS OF CONSTRUCTIVISM [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2009. – №1(25). – URL: http://archvuz.ru/en/2009_1/13 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.03.2009
Views: 89