Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (26) June, 2009

Arts and crafts

Vlasov Viktor G.

DSc. (Art Studies), Professor.
International Association of Art Critics (AICA).

Italy, Rome, e-mail: victor.vlasov@list.ru

THE RUSSIAN SCHOOL OF DECORATIVE AND APPLIED ARTS AS ONE OF SOURCES OF THE CONTEMPORARY SYSTEM OF DESIGN EDUCATION

УДК: 7.03
Шифр научной специальности: 85.123

Abstract

The article describes handicraft and craft workshops at St. Petersburg Academy of Art in the 18th century, the training of free-hand drawing masters for industry at the Moscow Stroganov School and at the St. Petersburg Shtiglitz School and other educational institutions in pre-revolution Russia.

Keywords: art; manufactory; industry; handicraft, free-hand drawing

Россия — страна традиционного уклада жизни с развитыми народными промыслами и художественными ремеслами. Последнее наименование имеет характерный старорусский вариант — рукомеслó. Известна и русская поговорка: «Что ни рукомесло, то и промысел». Крестьянские промыслы издавна были средством заработка и заполнения досуга в зимнее время, свободное от сельскохозяйственных работ.

Однако в отличие от большинства стран Западной Европы, Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, по причине интенсивной европеизации столичной российской культуры в первой трети XVIII в. произошел и впоследствии усиливался раскол между традициями народного творчества и передовой городской культурой, в частности, «ученым прикладничеством». Такого разрыва не было в западноевропейской культуре, где художественные ремесла развивались в тесном и постоянном взаимодействии с «высоким искусством» — так сохранялись традиции античности и средневековья. Существовали различия в материальной стоимости и качестве обработки материала, но стиль был единым.

Замечательной иллюстрацией этого тезиса является повесть французского писателя Ромена Роллана «Кола Брюньон», написанная им в 1913 г. Действие происходит в эпоху Возрождения в Бургундии. Главный герой — Кола Брюньон, сельский столяр, мастер-мебельщик. О своем ремесле он говорит с гордостью, поскольку может «сработать вещь» не хуже придворного мебельщика и резчика-скульптора, и не без основания: он выполняет уникальные предметы для герцогских замков. «Для нас искусство нечто родное, гений очага,— говорит Брюньон,— искусство — это наш домашний бог. Чтобы его знать, надо знать его дом... Прекрасно то, что на своем месте всего прекраснее» [1, с. 73.].

Последовательное усиление дипломатических и культурных связей Московской Руси со странами Западной Европы в XVII в. подготовило почву для создания в следующем столетии специального учебного заведения — Российской Академии трех знатнейших художеств. Еще в начале XVIII в., в царствование Петра I, механик-изобретатель Андрей Константинович Нартов (1693—1756) 1 декабря 1724 г. представил царю проект «учреждения Академии разных художеств», а на плане будущего города Санкт-Петербурга, составленном Ж.-Б.А.Леблоном (1717), близ усадьбы генерал-губернатора А.Д.Меншикова на Васильевском острове предусматривалось здание «Академии всех искусств и ремесел».

В проекте Нартова наряду с подготовкой «архитекторов цивилис» подчеркивалась необходимость создания классов механических, гравировальных, иконописных, токарных, обучение «мастеров фонтанных дел», слесарных, плотников, литейщиков, оптиков, оловянщиков, медников [2, с. 69-78]. Проект Академии ремесел разрабатывал русский историк Василий Никитич Татищев (1686—1750), архитектор Петр Михайлович Еропкин (1698—1740) до отъезда в 1716 г. для обучения в Италию предлагал проект «Архитектурной Экспедиции» [3, с. 83-84]. Однако со смертью императора Петра Великого в 1725 г. эти начинания прервались.

 Российская «Академия трех знатнейших художеств» — живописи, ваяния и зодчества — была учреждена только в 1757 г. в Москве в царствование императрицы Елизаветы Петровны (1741—1761) по инициативе коллекционера и мецената, графа Ивана Ивановича Шувалова (1727—1797). Граф Шувалов, один из самых просвещенных людей своего времени, в 1754 г. основал Московский университет и был его куратором. Значительную роль в деле основания университета, Академии наук в Петербурге (1724) и последующем отделении Академии художеств от Академии наук сыграл выдающийся русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765).

В реорганизации Академии художеств при Екатерине Великой в 1764 г. Ломоносов также принимал участие. Он являлся одним из составителей программы Академии. 10 октября 1763 г. был избран почетным членом петербургской Академии художеств. План новой «екатерининской Академии» разрабатывал Иван Иванович Бецкой (1704—1795). Основой плана и доклада Бецкого императрице стала идея «воспитания новой породы людей» в духе идеологии французского Просвещения. Согласно «регламенту» 1764 г. в Академии учредили четыре основных класса: живописный, скульптурный, архитектурный и гравировальный. Живописный класс, в свою очередь, делился на подклассы — исторический, батальный, портретный, «разных видов и архитектуры», «домашних упражнений» (бытовой и жанровой живописи), «всяких животных», «фруктов и цветов», мусического искусства (мозаичного мастерства), «миниатюрою» и «сухими красками» (росписи «а секко» и «стукко»).

Кроме того планировали учредить «четырнадцать мастерств» (медного, литейного, чеканного, медальерного, резного, гипсового дела, токарной, камнерезной работы...). Соответственно все «художества» делили на три «ранга». К первому относили «высшие», или «благородные» искусства (живопись, ваяние, зодчество). Ко второму — «художества механические и ремесла», к третьему — «простые рукоделия» [4, с. 174.]. В «регламенте» Академии почти дословно цитируется текст французской Энциклопедии Дидро и Д’Аламбера о «механических искусствах». Согласно идеям французских энциклопедистов эпохи Просвещения, искусством является всякое ремесло, если оно исполнено мастерски и имеет практическую пользу. Поэтому устав и внутреннее устройство петербургской Академии художеств можно рассматривать в некотором роде как отражение идеологии французских просветителей, хотя взгляды на искусство Дидро и его единомышленников соответствовали, скорее, нравам средневековых ремесленных цехов, чем нарождающейся во Франции промышленной и нравственной революции.

Учреждение классов «мастерств» входило в противоречие с концепцией «трех изящных искусств», являющейся частью эстетики екатерининского классицизма в России второй половины XVIII в. Поэтому практическое решение было компромиссным. Учеников делили в зависимости от успеваемости на «фигуристов» (способных изображать фигуру человека) и «орнаменталистов». «Украшения» также делили на «бесполезные, но спокойные и приятные» и поэтому их относили к «свободным художествам», и «необходимые», и, следовательно, «низменные». И в живописи, и в скульптуре, и в ремеслах «свободными художествами» называли лишь «благороднейшие, которые больше разума и искусства, нежели силы, требуют» [5, с. 53-54].

В классы «мастерств» определяли отстающих учеников как «неспособных к свободным художествам... но поелику на них уже средства были истрачены, то и отчислять их из Академии резона нету».

К концу XVIII в. изменилось понимание общественного значения «художеств» и соответственно менялась система образования. В начале XIX в. многие «классы мастерств» оказались закрытыми, подготовку мастеров брали на себя другие учебные заведения. Так в России происходило постепенное разделение «наук и художеств» сначала на «науки» и «художества», а затем «художеств» на «искусства» и «ремесла».

Важное значение в становлении русского художественно-ремесленного образования имели мануфактурные выставки и кустарные музеи. Первый «Мануфактурный музеум» был создан в 1811 г. в Петербурге. В нем демонстрировали изделия народных промыслов и городского мануфактурного производства. С 1829 г. в России регулярно проводили Мануфактурные выставки. В 1870 г. под воздействием успеха Всемирных выставок в России утвердилось название «художественная промышленность».

В 1839 г. в Санкт-Петербурге под патронажем Министерства финансов была создана Рисовальная школа для «подготовки ученых рисовальщиков в промышленности». В 1857 г. школа перешла в ведение «Общества поощрения художников», организованного в столице в 1820 г. Вначале цель школы состояла в «распространении образования в низших классах». С 1906 г. директором Рисовальной школы был Николай Константинович Рерих (1874—1947). Он учредил два «отдела»: рисовальный, или общеприготовительный, и художественно-ремесленный, или специальный. При новом директоре расширилось преподавание общеобразовательных предметов и истории искусства. Действовали мастерские: иконописная, ткацкая, керамики и росписи по фарфору, чеканки по металлу. Рерих организовывал для учащихся поездки по старинным русским городам. Девизом прогрессивной для того времени школы стали слова ее директора: «Глубокое понимание всех отраслей художественного производства может окрепнуть лишь в сознании том, что искусство едино; в сознании, что искусство повседневных предметов делается значительным лишь в органической связи с лучшим и высшим творчеством» [6, с. 52.].

После первой мануфактурной выставки 1829 г. на Стрелке Васильевского острова в Петербурге, имевшей большой успех, был создан Мануфактурный Совет и подобные выставки проводили регулярно. В 1870 г. Всероссийская мануфактурная выставка состоялась в Петербурге в Соляном городке близ набережной р. Фонтанки. После ее закрытия там же разместился Музей прикладных знаний. В 1872 г. была создана специальная Комиссия при Совете торговли и мануфактур Министерства финансов, а в 1871—1874 гг. часть помещений Соляного городка перестроили для Сельскохозяйственного музея по проекту архитектора «русского стиля» В.А.Гартмана. В эти годы Кустарный музей существовал в качестве отдела Сельскохозяйственного музея Министерства государственных имуществ. В 1904 г. отдел был снова преобразован в самостоятельный музей. Подобные музеи создавали в губернских городах: Вологде, Вятке, Костроме, Нижнем Новгороде, Перми, Рязани.

В 1867 г. в московском Манеже проходила Этнографическая выставка. Она была приурочена к открытию Славянского съезда. После закрытия выставки из ее экспонатов при Московском университете организовали экспозицию Этнографического музея. Для Московской художественно-промышленной выставки 1882 г. у стен Кремля на набережной Москва-реки по проекту Н.И.Путилова и И.А.Монигетти возвели Морской павильон, напоминавший лондонский «Хрустальный дворец» Всемирной выставки 1851 г. Из экспонатов, отобранных на московской выставке — изделий народных промыслов и художественных ремесел — в 1885 г. в Москве также создали Кустарный музей. В 1888 г. заведующим этого музея стал известный меценат Сергей Тимофеевич Морозов (1860—1944). Сотрудники музея поддерживали народные промыслы, организовывали земские крестьянские мастерские, в частности в Сергиевом посаде близ Москвы. В 1931 г. Кустарный музей перевели из Москвы в Сергиев посад.

В 1870 г. по инициативе писателя Дмитрия Васильевича Григоровича (1822—1900), секретаря Общества Поощрения художеств в Петербурге и редактора «Журнала изящных искусств», при обществе был создан Художественно-промышленный музей. В 1898—1901 гг. Общество издавало под редакцией Н.П.Собко журнал «Искусство и художественная промышленность», в 1901—1907 гг. — журнал «Художественные сокровища России».  

Формирование специальной методики и системы подготовки художников для промышленности связано с появлением крупных художественно-промышленных учебных заведений. Первым из таких заведений была «Строгановская школа в отношении к искусствам и ремеслам», основанная в 1825 г. в Москве графом Сергеем Григорьевичем Строгановым (1794—1882).

Граф Строганов, участник войны 1812 г., член Государственного Совета, был известным историком, археологом, нумизматом, приверженцем теории «западных влияний» на русскую культуру, но это не мешало его патриотическим начинаниям и поддержке художников «русского стиля».

С 1842 г. Строгановская школа находилась в ведении Министерства финансов, в 1860 г. преобразована в Строгановское художественно-промышленное училище. В 1873 г. училище стало «Центральным» (после образования филиалов в других городах России). Обучение длилось шесть лет. Программа включала три раздела: общеобразовательный, художественный и практический. Рисование делилось на общее (обязательное для всех) и специальное (техническое). В 1827 г. был открыт класс литографии, в 1837 г.— «лепления». В 1844 г. было введено обязательное рисование с натуры растений и архитектурных памятников. Новшеством стало рисование животных — их привозили в классы в клетках. Таким образом даже общий курс рисунка в Строгановской школе был шире, чем в Академии художеств, хотя уровень художественной подготовки был слабее. В Академиях того времени начинали обучение с рисования «оригиналов» (копирования рисунков и гравюр старых мастеров), затем рисовали с гипсовых слепков и заканчивали курс рисованием натурщиков в статичных позах.

Специальный курс рисунка в Строгановской школе включал изучение «цветов и украшений» (рисовали орнаменты и писали акварелью с живых цветов), а также «копирование» (графическое воспроизведение) изделий декоративно-прикладного искусства [7, с. 32-36].

В 1860 г. директором Строгановского училища стал Виктор Иванович Бутовский (1815—1881), исследователь русского искусства и сторонник «национального стиля». Бутовский — автор «Истории русского орнамента с X по XVI столетие по древним рукописям» — факсимильное издание литографий по рисункам, выполненным учащимися «строгановки» (1870). Бутовский также является автором программного очерка «О приложении эстетического образования к промышленности» (1870). По курсу композиции в училище рисовали образцы орнаментов, вычерчивали с помощью циркуля и линейки, затем переводили в гипсовый рельеф и далее переводили такой рельеф в разные материалы для декорирования проектируемых изделий, обычно «в русском вкусе».

В 1865 г. на Мануфактурной выставке в Москве учащиеся Строгановской школы показали рисунки «коллекций по набивной, ткацкой и обойной части», сделанные с гипсовых рельефных орнаментов, в свою очередь, скопированных с орнаментов старопечатных русских книг! Таков был метод обучения «русскому стилю». На Всемирной выставке в Париже 1867 г. «строгановцы» с успехом продемонстрировали рисунки орнаментов с русских рукописей X—XVII вв. и гипсовые слепки с белокаменных рельефов владимирских соборов XII в. Учащиеся привлекались к реставрации памятников старины. Подобной практики в то время не существовало в зарубежных школах.

С 1850-х гг. в Строгановском училище возобладала академическая система, отчасти из-за того, что программы переориентировали на подготовку учителей рисования для средних школ. В 1864 г. в Москве объявили подписку по сбору средств на создание художественно-промышленного музея, который открыли 17 апреля 1868 г. в здании на Мясницкой улице. Музей имел три «отделения»: художественное, промышленное и историческое. В 1892 г. музей перевели в здание Строгановского училища на Рождественке. Экспозицию построили в хронологическом порядке «по стилям и производствам».

В 1867 г. Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927), в будущем знаменитый живописец, а в то время студент Императорской Академии художеств и Санкт-Петербургского университета, посетил Всемирную выставку в Париже, на которой имелся обширный отдел художественно-промышленных изделий. Впечатления от этой экспозиции легли в основу диссертации Поленова «О значении искусства в его применении к ремеслу и о мерах, принимаемых отдельными государствами для поднятия ремесла, внося в него художественный элемент». В диссертации рассматривалось состояние художественно-промышленного образования в наиболее передовых странах того времени: Англии и Франции. Характерно, как это следует из заглавия, рассмотрение художественного творчества и ремесла в качестве разъединенных компонентов, которые следует вновь соединить.

В России, стране с отсталой промышленностью и преобладанием кустарных производств, задача создания образцовых художественно-промышленных музеев и подготовки «ученых рисовальщиков для промышленности» была особенно актуальной. Новый подъем Строгановского училища связывают с деятельностью на посту директора Федора Федоровича Львова (1820—1895), художника-акварелиста, ранее конференц-секретаря Академии художеств. С 1885 г. Львов последовательно проводил реформы, направленные на связь обучения с потребностями высокого искусства. Увеличилась доля рисования с натуры — с гипсовых слепков и произведений прикладного искусства. В отдельный курс была выделена история орнамента. По уставу 1892 г. было введено «сочинение рисунков в применении к потребностям промышленности», «изучение стилей» с 1896 г. вел выдающийся архитектор Федор Осипович Шехтель (1859—1926). Против поверхностного, эклектического использования орнаментов выступал архитектор Станислав Владиславович Ноаковский (1867—1928). Он преподавал в «строгановке» всеобщую историю искусств, рисуя мелом на доске планы и фасады зданий, их композицию, был инспектором училища, хранителем музея и заведующим библиотекой [8, с. 135-139].

Ноаковский настаивал на рисовании цветов и растений непосредственно с натуры. В 1898 г. (недолго) в Строгановском училище «стилизацию растений» преподавал Михаил Александрович Врубель (1856—1910). В 1900 г. композицию вел архитектор Иван Владиславович Жолтовский (1867—1959), поклонник А.Палладио, в 1913—1918 гг.— Алексей Викторович Щусев (1873—1949).

В 1876 г. в Петербурге, желая содействовать подготовке в России специалистов для художественной промышленности, финансист и текстильный фабрикант Александр Людвигович Штиглиц (1814—1884) пожертвовал один миллион рублей на создание Училища технического рисования. Училище было торжественно открыто в Соляном городке 29 декабря 1881 г. в здании, специально построенном по проекту Р.А.Гедике и А.И.Кракау. На втором этаже здания располагались небольшой учебный музей и библиотека. В 1885—1896 гг. новое здание музея в «палладианском стиле» возводил по своему проекту Максимилиан Егорович Месмахер (1842—1906). Ранее, с 1874 г., Месмахер преподавал в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. Архитектор, рисовальщик, акварелист, Месмахер особое внимание, согласно мировоззрению периода Историзма, уделял изучению «истории стилей». В Училище Штиглица он преподавал декоративное рисование, акварельную живопись и «историю стилей», с 1879 г. был директором Училища. В 1885—1886 гг. Александр Александрович Половцов (1832—1909), меценат, историк, издатель «Русского биографического словаря» и председатель Русского исторического общества, совершал поездки по странам Европы с целью приобретения экспонатов для расширения учебного музея. В 1891—1909 гг. Половцов был председателем Совета Училища. Месмахер оформил интерьеры музейного здания таким образом, чтобы каждый из них иллюстрировал «исторические стили»: Зал Медичи, Зал Генриха II, зал Генриха IV, Фламандский зал, Зал Людовика XШ, Зал Людовика XIV... Для каждого зала подбирались соответствующие экспонаты для изучения и рисования пером, акварелью и отмывкой тушью.

Программа обучения строилась на основе опыта Строгановского училища в Москве и художественно-промышленных школ Франции, Англии, Германии. Основным предметом было рисование, которое подразделялось на «общее» и «специальное». После двух лет общехудожественной подготовки ученики переходили в специальные классы: рисования пером и отмывки тушью, «съемки художественно-промышленных предметов», рисования цветов. Общий курс рисунка также заканчивался специальными разделами: рисование многоцветных орнаментов с рельефом, композиция орнаментов, гравирование и литография [9, л. 10-12].

Живописец Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878—1939), занимавшийся в Училище Штиглица в 1895—1897 гг., характеризовал программу обучения следующим образом: «Давая познания по общей изобразительности, школа все внимание ученика сосредотачивала на способах выполнения, она чередовала карандаш, перо, кисть, осложняя и самые объекты изображения от орнамента до натурщика. Все устремлялось на конечную цель школы — дать такое изображение, чтоб с него можно было воспроизвести в точности предмет изображений» [10, с. 323].

Выпускникам Училища присваивали звание «ученого рисовальщика» или «ученой рисовальщицы». Многие после окончания курса работали на Императорском фарфоровом заводе, фаянсовых и текстильных фабриках, в фирме Фаберже. Система обучения в школе Штиглица не была прогрессивной, более того, в сравнении с передовыми школами Западной Европы, педагогической системой Г.Земпера и Х.Коула в Лондоне, и даже Рисовальной школы Общества Поощрения художеств, она представляла собой «вчерашний день», консервативное учебное заведение «на немецкий лад» (среди преподавателей преобладали немцы, а среди учащихся доминировали выходцы из Прибалтики и Финляндии). Тем не менее деятельность Училища, и прежде всего М.Е.Месмахера, имела важное значение для развития «художественной промышленности» в России.

Кроме московского Строгановского и петербургского Центрального Училища в дореволюционной России действовали провинциальные средние и низшие художественно-промышленные училища: Миргородская художественно-промышленная школа им. Н.В.Гоголя (с 1896 г.), школа при Киево-Межигорской фаянсовой фабрике, Каменец-Подольская художественно-ремесленная учебная мастерская, Екатеринбургская художественно-промышленная школа (с 1902 г.), Иваново-Вознесенская школа колористов (с 1896 г.), Рижская школа рисования, живописи, лепки и черчения (с 1895 г.). Школы действовали на правах филиалов центральных училищ, их программы и методика следовали столичным [11, с.12].

В 1873 г. было утверждено «Положение о рисовальных школах и классах в губерниях», в 1902 г.— «Положение о художественно-промышленных учреждениях». В 1902 г. преподаватели и выпускники Училища Штиглица в Петербурге основали Русское художественно-промышленное общество, деятельность которого была тесно связана с владельцами, заказчиками и художниками ювелирного дома Фаберже. Члены общества активно поддерживали «русский стиль» в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, организовывали выставки русского народного костюма и предметов национального быта. Попечителем Общества был Великий князь Георгий Михайлович, известный трудами по истории русской нумизматики. При обществе создали музей и библиотеку.

Рисовальная школа действовала при Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. В 1904 г. усилиями коллекционера Богдана Ивановича Ханенко (1845—1917) художественно-промышленный музей был открыт в Киеве (с 1919 г.— Киевский музей западного и восточного искусства).

После революции, в 1918 г., Строгановское училище и Московское училище живописи, ваяния и зодчества были объединены и преобразованы в «Первые Государственные Свободные художественные мастерские». Мастерскими руководила «выборная коллегия» из 5 человек, в которую вошли Ф.Ф.Федоровский, С.В.Ноаковский, А.В.Щусев, Ф.О.Шехтель и М.П.Солодовникова. В 1920 г. это учебное заведение преобразовали в Высшие государственные художественно-технические мастерские» (ВХУТЕМАС). В 1926 г. ВХУТЕМАС переименовали во ВХУТЕИН (Высший государственный художественно-технический институт).

References

1. Роллан Р. Собр. соч.: В 14 т. Т.7. / Р.Роллан. – М.: Худ. лит., 1956

2. Гизе М.Э. Нартов в Петербурге / М.Э.Гизе. – Л.:Лениздат, 1988

3. Евсина Н.А. Архитектурная теория в России XVIII в. /Н.А.Евсина – М.: Наука, 1975

4. Сборник материалов для истории Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств за 100 лет ее существования: Ч. 1 – СПб., 1864

5. Пронина И.А. Декоративное искусство в Академии художеств / И.А.Пронина. – М.: Изобр. искусство, 1983.

6. Макаренко Н.И. Школа Императорского Общества Поощрения художеств (1839–1914) / Н.И. Макаренко. – СПб., 1914.

7. Шульгина Е.Н., Пронина И.А. История Строгановского училища. 1825–1918 /Е.Н. Шульгина, И.А. Пронина. – М. : Русское слово, 2002.

8. РГИА. Фонд 790. Оп. 1, ед. хр. № 16.

9. Петров-Водкин К. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия / К.Петров-Водкин.— Л.: Искусство, 1970. – С. 323.

10. Степанов М. Среднее и низшее художественно-промышленное образование в дореволюционной России: автореф. ... дис. канд. искусствоведения / М.Степанов. – М., 1971.

Citation link

Vlasov V.G. THE RUSSIAN SCHOOL OF DECORATIVE AND APPLIED ARTS AS ONE OF SOURCES OF THE CONTEMPORARY SYSTEM OF DESIGN EDUCATION [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2009. – №2(26). – URL: http://archvuz.ru/en/2009_2/15 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.06.2009
Views: 119