Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (26) June, 2009

Theory of architecture

Zorina Yekaterina S.

Master’s degree student.
Research supervisor: Prof. Yekaterina V. Koneva.
Ural State Academy of Architecture and Arts,

Russia, Yekaterinburg

SPATIALLY SIGNIFICANT OBJECTS IN EKATERINBURG: STUDY AND PRINCIPLES OF TRANSFORMATION

УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.110

Abstract

The article considers the concept of «spatially significant object» identifies value characteristics distinguishing objects of this kind. On this basis, a stage-by-stage technique for studying of urban fabric objects is proposed with reference to the city of Ekaterinburg with the purpose of defining optimal models of rehabilitation.

Keywords: architectural objects; spatially significant objects; monuments of architecture; rehabilitation of architectural objects

Вместе с рядовыми постройками в каждом городе существуют объекты, которые имеют градостроительную значимость. Среди них такие сооружения как театры, дворцы культуры, музеи, спортивные комплексы и другие здания общественного назначения.

Множество подобного рода объектов появилось в советское время. На сегодняшний день они обращают на себя внимание прежде всего с точки зрения организации значимых композиционных узлов города. Благодаря такому месторасположению, они не только организуют пространство, но и представляют собой индивидуальное архитектурное решение. Вследствие этого при проектировании объекты рассматривались как произведения архитектуры.

С течением времени произошли кардинальные изменения в требованиях к комфорту и условиям жизнедеятельности людей, а также к внешнему облику и функциональному назначению объектов, имеющих доминирующее значение в городской среде. Вследствие этого, с точки зрения образной выразительности и архитектурной ценности, утратилась значимость многих объектов 1960-1980-х годов. Но потенциал к возвращению былого статуса произведения архитектуры остался.

Подобные изменения актуальны для многих крупных городов России, в том числе и для Екатеринбурга, где имеется достаточно большое количество построек 1960-1980-х гг., которые можно отнести к пространственно значимым.

Таким образом, большинство объектов, в том числе и композиционно значимых для города, обладают на сегодняшний день ограниченными художественными свойствами и функциональным наполнением. Благодаря этому актуальными становятся вопросы переосмысления архитектурно-художественных качеств подобного рода объектов с позиций модернизации и восстановления статуса их значимости в новых условиях современной городской среды.

Для решения названных вопросов на основе существующих ценностных характеристик пространственно значимых объектов городской среды можно применить методику их изучения и сформировать в результате её применения оптимальные модели преобразования объектов.

Важное значение для разработки последовательности проведения исследования объектов среды по указанной методике имеет осмысление понятия «пространственно значимый объект» и определение ряда ценностных характеристик таких объектов.

Ценностные характеристики пространственно значимых объектов формируются на основе тех, которые существуют для памятников архитектуры и художественных произведений.

Памятники истории и культуры, в том числе и памятники архитектуры, заслуживают внимания и заботы со стороны общества в силу своих особых исторических, художественных, эстетических и материальных достоинств. Мерой этих достоинств на протяжении жизни многих поколений могут служить категории качества произведения – его ценности. Причём в различные исторические периоды качественные ценности могут изменяться в зависимости от предъявляемых к ним требований. Так, на момент создания какого-либо сооружения может отсутствовать его научно-реставрационная ценность. Однако при определённых условиях, в зависимости от окружающей застройки, изменения планировочной схемы города, может меняться градостроительная ценность отдельных зданий или целого фрагмента старой городской застройки. Нередко высокую ценность обретают рядовые здания, связанные с историческими событиями или лицами.

Анализ разных точек зрения позволяет предложить следующее, наиболее полное, определение понятия «памятник архитектуры»: «Памятником архитектуры является архитектурное произведение, обладающее достаточной полнотой сохранившихся форм, имеющее историческую, научную, инженерно-техническую и художественную ценность, подлежащее в силу этих качеств бессрочной охране в конкретном пространстве и определяющее своими формами все дальнейшие реконструктивные мероприятия в этом пространстве» [1].

Основываясь на историческом и современном практическом опыте и законодательных положениях в области охраны и реставрации памятников, представляется возможным составить следующую классификацию ценностей памятников архитектуры:

- историческая ценность;

- градостроительная ценность;

- архитектурно-эстетическая;

- эмоционально-художественная ценность;

- научно-реставрационная ценность;

- функциональная ценность [1].

Для художественных произведений выявляют ценности несколько иные, чем для памятников архитектуры. Само художественное произведение определяется как форма существования искусства, система художественных образов, составляющая единое целое. Произведение, оставаясь самим собой, исторически меняется, вступая во взаимодействие с новым жизненным и художественным опытом и обретая новые свойства. Оно с каждым новым поколением прочитывается «свежими и нынешними очами» [2].

Итак, среди ценностей, характерных для художественных произведений, можно назвать:

- духовное содержание жизненных процессов, организуемых средой;

- образно-символические особенности места;

- социально-значимые события, герои, сюжеты, связанные с объектом;

- образы архитектуры и культуры;

- материальная морфология объекта;

- наличие перцептивного материала [3].

Основываясь на выявленных ценностях для таких понятий как «памятник архитектуры» и «художественное произведение», можно назвать ценностные характеристики и для пространственно значимых объектов. Но для начала следует определить, что же означает сам термин пространственно значимый объект.

Значимость является важной характеристикой объекта. Значимые объекты располагаются в важных городских узлах, кроме того они выполняют важную для населения, да и города в целом, функцию и характеризуются неповторимыми эстетическими особенностями. Значимость объектов может распространяться на район или на город, а может иметь и областное значение. Именно поэтому такие объекты можно назвать пространственно значимыми. Так в чём же заключается сущность понятия пространственно значимых объектов?

Значимым можно назвать объект, наполненный функциональным смыслом, важностью и ценностью для общества, города и наделённый выразительностью. Исходя из того, что сущностью понятия «пространство» является объективная реальность, форма существования материи, характеризующаяся протяжённостью и объёмом, а также промежуток, где можно вместить объект, можно дать определение термина пространственно значимый объект.

Итак, пространственно значимыми объектами можно назвать объекты, которые заключают в себе важную для общества, ценную функцию, отличающиеся особой художественной выразительностью, связанные с историей и обликом города, являющиеся знаковыми для своего времени и располагающиеся в важных градостроительных точках (рис.1).

Рис.1. Схема уточнения понятия "Пространственно значимый объект" 

Осмысление понятия даёт возможность определить ценностные характеристики, отличающие пространственно значимые объекты. Это градостроительная ценность, историческая ценность, архитектурно-эстетическая ценность, художественно-образная ценность и функциональная ценность.

Для каждой из вышеобозначенных ценностей существуют свои критерии. Для градостроительной ценности это: исторически ценная планировочная схема; сомасштабные архитектурно-пространственные композиции в системе города; значение сооружения в сложившейся среде. К критериям исторической ценности можно отнести причастность здания к историческому событию или лицу; связь месторасположения архитектурного объекта с историческим событием; историческую значимость архитектурных элементов. Среди критериев архитектурно-эстетической ценности – период строительства и принадлежность к стилевой эпохе архитектурно-строительных конструкций и архитектурно-художественных элементов. Для художественно-образной ценности можно выявить основной критерий – система образов и форм, свойственных определённой эпохе, отражающих особенности культуры и среды. И наконец, для функциональной ценности характерны актуальность первоначально заданных функций, возможность выполнения зданием современных функций и целесообразность функционального действия (рис.2).

Рис. 2. Схема критериев ценности для пространственно значимых объектов

Основываясь на выявленных ценностях и трактовке понятия «пространственно значимый объект», можно выявить некоторые виды пространственной значимости. Это значимость доминанты в среде, где можно выделить локальную, цветовую и значимость фоновой застройки; материальная значимость, к которой можно отнести функциональную, экономическую и конструктивную значимость; значимость духовных потребностей, среди которой архитектурно-художественная, художественно-эстетическая и социальная значимость; значимость в городской среде, включающая в себя районную, городскую, областную, региональную значимость; и историческая значимость. К исторической можно отнести стилевую принадлежность элементов, историческую связь места с событием или лицом (рис.3).

Рис. 3. Схема видов пространственно значимых объектов

Основным этапом изучения пространственно значимых объектов становится составление поэтапной методики изучения ценностных характеристик пространственно значимых объектов среды. Предложенная методика позволяет на основе существующих на сегодняшний день методов провести комплексное изучение зданий и сооружений, дающее возможность не только проанализировать различные характеристики сооружений, но и выявить пространственно значимые объекты в структуре города, основываясь на ценностных характеристиках и факторах, влияющих на их формирование.

Методика проходит апробацию на объектах 1960-1980-х гг. города Екатеринбурга. Это период, который отличается большим количеством объектов, имеющих пространственную значимость. Так, проведённое натурное обследование позволило выбрать ряд объектов для изучения, среди них: ККТ «Космос», ТЮЗ, Театр драмы, Театр эстрады – в прошлом Дом политического просвещения, Дворец спорта, ДК ВИЗа, ДК «Урал», ДК «Уралмаш», ДК РТИ, ТЦ «Купец» – ранее Универсам «Мария» – и другие. Таблица, в которой систематизированы эти объекты, отражает их значимость: значимость в панораме города, в окружающей среде, значимость отдельных элементов здания, помогает увидеть этапы проведённых реконструкций, а также месторасположение в структуре города и получить краткую информацию об объектах (рис.4).

Рис. 4.  Пример таблицы по сбору информации о значимых объектах г. Eкатеринбурга 1960–1980-х гг.

Обобщая данные, выявленные в ходе анализа объектов, можно сказать, что сама методика состоит из пяти этапов, включающих в себя ряд действий (рис.5).

Рис. 5. Схема методики выявления и изучения ценностных характеристик объектов среды

Первый этап. Выбор объектов для проведения исследования.

Чтобы совершить выбор пространственно значимых объектов для изучения по методике, необходимо определить степень их значимости в городской среде. Значимость объектов в среде определяется на основе проведения градостроительного анализа (значение объекта для города, расположение в важных градостроительных узлах, наличие взаимосвязей с другими объектами в среде), композиционного анализа (наличие видовых кадров, масштабность объекта по отношению к окружающей среде, пропорциональность элементов объекта, анализ силуэта, выявление композиционных осей). Кроме того, данный этап характеризуется проведением историко-генетического исследования и анализа образных характеристик, а также проведением натурного обследования объектов.

Итогом первого этапа является выбор пространственно значимых объектов в структуре города и систематизация их в табличной форме в соответствии с результатами проведённых исследований (рис.6).

Рис. 6. Пример таблицы для определения значимости объектов

Второй этап. Выявление ценностных характеристик объекта.

На данном этапе необходимо определить значимость объектов путём выявления градостроительной, исторической, архитектурно-эстетической, художественно-образной и функциональной ценности.

Итогом второго этапа является определение степени ценности пространственно значимого объекта для города и систематизация выявленных ценностей по каждому объекту в табличной форме (рис.7).

Рис. 7. Таблица для выявления ценностных характеристик объекта

Третий этап. Анализ факторов, влияющих на формирование ценностных критериев.

На этом этапе происходит анализ градостроительного, экономического, социального, технологического фактора и фактора учёта архитектурных традиций. Кроме того, для определения изменений значимости объектов городской среды Екатеринбурга и причин этих изменений проводится ретроспективный анализ, изучение истории развития объектов и трансформации понятия значимости с момента проектирования до сегодняшнего дня.

Итогом этапа является определение существующих проблем в постановке объекта в пространстве, взаимосвязи объекта с окружением, функции, облике и техническом состоянии, а также выводы об изменениях в значимости и их причинах. Все результаты проведённого на этапе исследования отражены в соответствующей таблице (рис.8).

Рис. 8. Таблица для определения основных факторов, влияющих на формирование ценностных критериев

Четвёртый этап. Формулирование целей проведения реабилитации объекта и ожидаемого результата.

На данном этапе происходит процесс выявления качеств и характеристик объекта, необходимых для получения статуса произведения архитектуры. Кроме того, анализируется, какими средствами этого можно добиться.

Результаты изучения пространственно значимых объектов на данном этапе могут быть занесены в таблицы по уже прошедшим этап реновации объектам города Екатеринбурга 60-80-х гг. ХХ в. и по объектам, ожидающим своей реновации. Таблицы включают в себя выводы о том, удачны ли проведённые реновации, чего удалось с помощью их проведения добиться, какие аспекты остались незатронутыми, а также могут ли эти объекты в результате проведённых трансформаций претендовать на приобретение статуса произведения архитектуры. А для нереконструированных объектов в таблице систематизируются проблемы, которые требуется решить в процессе реабилитации (рис.9, 10).

Рис. 9. Пример таблицы по реабилитации пространственно значимых объектов г. Екатеринбурга 1960–1980-х гг.

Рис.10. Пример таблицы по выбору метода реабилитации пространственно значимых объектов г. Екатеринбурга 1960–1980 гг.

Пятый этап. Формирование рекомендаций по выбору оптимального метода проведения реабилитации объектов, который позволит вернуть им статус произведения архитектуры, и составление каталога (рис.11).

Рис.11. Пример каталога по выбору оптимального метода реабилитации пространственно значимых объектов г. Екатеринбурга 1960–1980-х гг.

На данном этапе работы формулируются рекомендации по индивидуальным способам архитектурно-художественной реабилитации объектов города Екатеринбурга, которые в результате проведённого исследования были признаны нуждающимися в её применении. К способам реабилитации объектов можно отнести различные методы реконструкции, ремонт, смену функционального назначения. Эти методы должны быть направлены на возможность возвращения объектам статуса произведений архитектуры в будущем.

Итогом этого этапа и конечным результатом применения методики является создание альбома-каталога, который содержит разработанные оптимальные модели возможной реабилитации пространственно значимых объектов города Екатеринбурга 1960-1980-х гг.

Применение методики вкратце можно рассмотреть на примере ККТ «Космос» в Екатеринбурге. «Космос» расположен в центре города, недалеко от Плотинки – «сердца» города, места его основания. Объект находится в одной системе с такими важными для города объектами как ДИВС, Динамо, Храм-на-Крови. То есть градостроительная ценность ККТ «Космос» подтверждается важностью месторасположения в городской структуре, его постановкой в пространстве и взаимосвязью с окружающей средой.

Объекту присуще индивидуальное своеобразное архитектурное решение, которое подчёркивается наличием декоративного элемента – скульптуры на главном фасаде. После проведения реконструкции архитектурно-художественные ценности объекта стали более выразительными: театр облицевали негорючими композитными панелями «алюкобонд», которые в сочетании с новыми тонированными витражами придают фасаду воздушность и космичность. Символический барельеф «Летящая муза», выполненный скульпторами Грачёвыми, находится в центральной части фронтальной плоскости, оформленной в виде киноэкрана. Кроме того, была спроектирована необычная по своему решению входная группа. Сейчас она представляет собой торжественную колоннаду, увенчанную золотистыми буквами «Космос», а миновав вход, зрители попадают в крытый подъезд с прозрачным сводом.

Здание ККТ «Космос» выполняет ряд разнообразных функций, важных и актуальных на сегодняшний день для населения города: объект предоставляет помещения для просмотра кинофильмов, проведения концертов, конкурсов, конференций.

Респектабельность и комфорт всегда отличали «Космос», но и он со временем перестал отвечать современным требованиям в качестве концертной площадки: здание не соответствовало требованиям пожарной безопасности. Кроме того, оно стало неконкурентоспособным кинотеатрам, оснащённым системами многоканального звука. В процессе реконструкции эти недостатки были устранены. Более того, во внутреннем пространстве появилась облицовка колонн мрамором, пол и ступени покрыли гранитом, увеличили проходы в Большом зрительном зале (из-за чего количество кресел уменьшилось до 1939 от первоначальных 2386), оборудовали подиумы для инвалидов-колясочников, которые получили удобный доступ в зал. Кроме того, установили мягкие кресла, сделанные по испанской технологии, обновили буфет и устроили бар на третьем этаже, театр приобрёл новейшее звуковоспроизводящее и световое оборудование.

ККТ «Космос» ― объект, значимость которого определяется как городская и подтверждается градостроительной, функциональной и архитектурно-художественной ценностями. В зависимости от этого был выбран и метод проведения реконструкции – модернизация, которая позволила подчеркнуть архитектурные особенности сооружения, его статус, место в структуре города и функциональную ценность. Но подход к реконструкции объекта не был комплексным. Часть сооружения, в которой находится «Кулинария», так и осталась не тронутой реконструкцией. И видимо, эта часть объекта и будет главным предметом следующего этапа реабилитации объекта [4].

Можно сделать вывод, что пространственно значимым объектам г. Екатеринбурга 1960-1980-х гг., теряющим свою актуальность по ряду причин в условиях современной среды, возможно вернуть былой статус произведения архитектуры путём применения методики изучения ценностных характеристик, которая позволяет не только дать дальнейшую возможность развития пространственно значимым объектам после применения индивидуальных методов реабилитации, но и открывает пути для восстановления утраченных акцентов и визуальных связей в системе города, подчеркнув при этом ценные материальные и конструктивные характеристики.

References

1. Пруцын О.И. Архитектурно-историческая среда / О.И. Пруцын, Б. Рымвшевский, В. Борусевич. – М.: Стройиздат, 1996. – 170 с.

2. Яковлева Н.А. Анализ и интерпретация произведения искусства / Н.А. Яковлева, Е.Б. Мозговая, Т.П. Чаговец – М.: Высшая школа, 2005. – 551 с.

3. Раппапорт А.Г. Форма в архитектуре: Проблемы теории и методологии / А.Г. Раппапорт, Г.Ю. Сомов; ВНИИ теории архитектуры и градостроительства.– М.: Стройиздат, 1990. – 343 с.

4. Зорина Е.С. Пространственно значимые объекты в городе: методика изучения и реконструкция: тезисы [Электронный ресурс] / Е.С. Зорина // Архитектон: известия вузов. – 2008. – № 22. – Режим доступа: http://archvuz.ru/en/magazine/Numbers/2008_22/print.html?pr=K21-40/k32 .

Citation link

Zorina Ye.S. SPATIALLY SIGNIFICANT OBJECTS IN EKATERINBURG: STUDY AND PRINCIPLES OF TRANSFORMATION [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2009. – №2(26). – URL: http://archvuz.ru/en/2009_2/4 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.06.2009
Views: 103