Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (29) March, 2010

Theory of architecture

Ibragimov Igor A.

post-graduate student,
Research supervisor: Professor V. I. Iovlev.
Ural State Academy of Architecture and Arts

Russia, Yekaterinburg

DMITRIEVSKY CATHEDRAL IN VLADIMIR AS A REFERENCE POINT OF THE SYSTEM OF SPIRITUAL AND REAL COORDINATES

УДК: 72.03
Шифр научной специальности: 85.113(2)

Abstract

The article considers the Dmitrievsky cathedral in Vladimir as a reference point for the author’s proposed synthesized system of spiritual and real coordinates consisting of two systems. The first system of coordinates is semantic, and the second system is based on visual perception of the vertical dominant in the surrounding architectural space.

Keywords: spiritual coordinates; real coordinates; reference point; cathedral

Расширение диапазона реконструкции и реставрации памятников зодчества актуализирует тему исследования христианской храмовой архитектуры. Исследованиями храмов христианского зодчества занимались: Николаев, Т.Ф. Саваренская, П. Флоренский, А.В. Бунин, Н.И. Смолина, Е.Н. Трубецкой, Ш.М. Шукуров, Д.Б. Пюрвеев, Р. Арнхейм, А.Л. Якобсон, Г.К. Вагнер, А.В. Иконников, П. А. Раппопорт, К. Вёрман, И.А. Бондаренко, А.И. Комеч, Н.Л. Павлов, К. Зитте, К. Линч, А.Г. Туманик, Ю.С. Яралов, Г.Ф. Горшкова, А.А. Губер, С.Ю. Афонькин, А.А. Барабанов, Ю.Н. Жилина. В этих исследованиях архитектура рассматривается как несущая в себе множество сакральных смыслов и организующая ориентиры в архитектурном пространстве. Например, В.Л. Хайт характеризует Храм Христа Спасителя в Москве как визуально-духовный ориентир в архитектурном пространстве [1]. Следуя этой оценке, можно сказать, что храм аккумулирует в себе эти неразделенные качества. А между тем, требуется подход, при котором эти качества архитектурного объекта были бы разделены и рассмотрены в отдельности. Понять целое можно, только разделив его на части и рассмотрев эти части в отдельности. Решить эту задачу в данном исследовании поможет формально-системный подход. Он позволит облечь характеристики храмовой архитектуры в новую системную форму и объяснить эти характеристики. В связи с этим тема исследования храмовой архитектуры христианства и, в частности, древнерусской архитектуры получает актуальность.

Подход к храмовой архитектуре будет осуществлен через ориентацию человека в различных видах пространства, в частности, в смысловом и визуально воспринимаемом, поэтому его можно назвать «ориентационным».

Любое религиозное вероучение можно назвать системой духовных координат человека. Понятие «система координат» взято из геометрии и представляет собой комплекс определений, реализующий метод координат, то есть способ определять положение точки или тела с помощью чисел или других символов (прямоугольная, Декартова система координат) [2]. Система координат состоит из точки отсчета, формирующей саму систему и окружающий фон. С точки зрения религии, точкой отсчета становится знание об устройстве мира и месте человека в нем. Этим знанием обладает любое религиозное вероучение. Духовные координаты человека – это причисление, идентификация себя с этой конвенциональной смысловой картиной мира – вера в определенное общепринятое устройство мира и свое место (предназначение) в нем. Человек соотносит себя с этой системой и как бы живет в ней. Духовные координаты создают ощущение психологического комфорта от осознания того, что мир объяснен, в первую очередь, с точки зрения смысла. Система духовных координат дает сориентированность человеку в духовно-смысловом пространстве, это мировоззренческая позиция, установка, которую он принимает за основную и стабильную. Итак, система духовных координат человека – это религиозная, смысловая система понятий, догм, канонов, правил и т.д. (картина мира), в которую человек верит и принимает ее за основную и стабильную [3].

В христианстве храм может быть назван материализованной точкой отсчета системы, с помощью которой (в которой) человек находит свои духовные координаты в молитве. Молясь, человек обращается к богу, по христианским представлениям находящемуся в духовном, идеальном мире, территориально расположенном выше мира земного. Христианская модель мироздания троична по вертикали: град небесный, земля, преисподняя. Вследствие этого, архитектура христианского храма вслед за молитвой человека направлена вверх. Этот факт утверждают многие исследователи в описании объектов христианского зодчества. Например, Ю.И. Короев пишет о композиции колокольни Ивана Великого: «Каждый вышележащий ярус как бы вырастает из нижнего» [4, с. 25]. За счет уменьшения величины ярусов в композиции колокольни достигается «устремление» архитектурной формы вверх: «...колокольня ... обладает стройностью, монументальностью и динамическим взлетом вверх» [4, с. 26].

Итак, христианский храм является точкой отсчета системы религиозно-духовных координат христианства, и его архитектура стремится геометрически вверх. Это проявляется как в общей объемно-пространственной композиции объектов архитектуры, так и в пластике фасадов.

Рассмотрим систему координат человека, основанную на ориентации им не в смысловом пространстве, а в визуально воспринимаемом – реальном. С древних времен человеку свойственно организовывать пространство вокруг центра. Это отмечает А.В. Иконников, в частности, он пишет: «Люди – как отдельные человеческие существа, так и объединяющие их социальные группы или этносы, имеют склонность воспринимать мир, полагая себя в его центре. Выделенность, особое значение центра, вокруг которого строится обжитое пространство, принадлежит к числу древнейших универсальных архетипов миропредставления» [5, с. 5]. В центре человек возводит вертикальную доминанту, которая становится главным ориентиром в архитектурном пространстве. Яркими примерами этого общечеловеческого архетипа являются Эйфелева башня, башня Бурж Дубай и др. Таким образом, человек создает систему координат в визуально воспринимаемом пространстве. Он воспринимает вертикаль как точку отсчета, относительно которой он находит свои координаты в реальном, архитектурном, пространстве. Исходя из этого, система координат в архитектурном пространстве – это территория, на которой действует главная точка отсчета как ориентир и которая контрастирует с окружающей застройкой (фоном). Понятие фон используется К. Линчем [6]. Эта система существует отдельно от религии, однако во множестве случаев в истории люди воспринимали вертикаль, как несущую в себе нечто сакральное. Система координат в реальном архитектурном пространстве была определена автором ранее [7].

В христианском зодчестве эти системы совмещаются и превращаются в одну – систему духовных и реальных координат человека или, другими словами, визуально-смысловую систему координат в архитектурном пространстве. Христианский храм несет на себе черты религиозного мировоззрения: его архитектура стремится вверх – к богу, вслед за молитвой, и вместе с этим храм является главной доминирующей вертикалью в населенном пункте, становясь точкой отсчета системы духовных и реальных координат. Обе точки двух систем действуют на локальной территории, и, вследствие этого, синтезированная точка тоже локальна. Создающаяся совмещенная система духовных и реальных координат аккумулирует в себе черты, о которых пишут исследователи, и в частности, В.Л. Хайт, называя храм визуально-духовным центром.

Рассмотрим пример древнерусской архитектуры – Дмитриевский собор во Владимире как доказательство вышеизложенного.

В конце XII века князь Всеволод III повелел построить «церковь прекрасную» во имя святого мученика Дмитрия [8, с. 9]. Дмитриевский собор является одним из шедевров русского храмового средневекового зодчества. Построен, по Н.Н. Воронину, в 1194 – 1197 годах, по летописным данным, обнаруженным Т.П. Тимофеевой, – в 1191 году. Дмитриевский собор во Владимире по праву считается одним из красивейших соборов древнерусского каменного зодчества. Архитектура собора величественна при его довольно небольших размерах.

Храм четырехстолпный, трехапсидный и имеет одну главу. Первоначально храм окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом, которые были разобраны при реставрации в XIX веке [9].

Храм достаточно компактный в своих размерах и имеет развернутость по горизонтали как всякий православный храм: средняя часть храма – «чувственный мир», алтарная часть – образ рая, духовного мира. Апсиды ориентированы на восток. Форма плана храма вписывается в чуть вытянутый за счет апсид прямоугольник.

Объемная композиция храма в общем представляет собой кубическую форму, на которую поставлен барабан с главой, его «пропорции идеальны и строги» [8, с. 9]. Фасады украшают около 600 рельефов. Исследованием рельефов русских храмов занимался Г.К. Вагнер. Г.К. Вагнер пишет, что в скульптуре Дмитриевского собора присутствует многожанровость, «…объединяемая в свою очередь символико-космологическим жанром» [10, с. 35]. Фасады вертикально и горизонтально разделены на три части, однако преобладает вертикальное устремление. Нижний ярус вертикального членения имеет аркатурный пояс и свободен от скульптуры. Аркатурный пояс вытянутыми арочками задает движение вверх. Следующий по высоте ярус насыщен скульптурными рельефами, которые придают этой части фасада большую легкость (рис. 1).

Рис. 1. Дмитриевский собор [11]

Композиция фасадов характеризуется устремлением всех элементов композиции вверх: лопатки фасадов, плавно переходящие в закомары, создают движение вверх архитектурной массы. Апсиды на востоке и узкие арочные окна поддерживают это движение. Композиция начинается элементами, стремящимися вверх, продолжается на следующем ярусе и завершается шлемовидной, острой главой. Глава храма имеет вертикальные арочные окна, подчеркивая устремление вверх. Ее барабан также насыщен резьбой. Завершением главы является яблоко с крестом.

Таким образом, видно, что вертикальные ярусы по мере повышения становятся более «легкими» за счет скульптурных рельефов, а членение фасадов вертикалями устанавливает четкую направленность вверх, придавая визуально мощь телу храма. Храм «…не приземист и не грузен, но подчеркнуто величественен и по-своему строен …» [11, с. 622]. Ритм, пронизывающий собор, – «…торжественное восхождение; так движется царственный властитель» [11, с. 622].

Устремленный снизу вверх религиозный вектор проявлен в архитектуре Дмитриевского храма. Храм, как точка отсчета системы духовных координат, имеет «архитектурный образ молитвы» (понятие введено Ш.М. Шукуровым [12, с. 164]) – вертикаль.

Дмитриевский собор поставлен на возвышенности Владимира. В средние века, когда архитектурный контекст был другим, собор был виден с множества точек города и являлся точкой отсчета системы координат реального пространства наряду с Успенским собором (рис. 2). Однако даже на современном этапе развития города храм виден с многих точек.

Рис. 2. Градостроительное положение Дмитриевского собора [11]

Итак, Дмитриевский собор является точкой отсчета системы религиозно-духовных координат христианского вероучения. Одновременно с этим он является точкой отсчета системы координат в архитектурном пространстве города Владимира. Тем самым он становится точкой отсчета системы духовных и реальных координат, или по-другому, точкой отсчета визуально-смысловой системы координат христианства.

References

1. Хайт В.Л. Средовые аспекты воссоздания памятников архитектуры / В.Л. Хайт // Об архитектуре, ее истории и проблемах: сб. науч. ст. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – С. 409 - 412.

2. Система координат [Электронный ресурс] / Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Система_координат 

3. Ибрагимов И.А. Принципы формирования культовой архитектуры христианства (ориентационный аспект) / И.А. Ибрагимов // Вестник ТГАСУ. – 2009. – № 3 (24). – С.63-69.

4. Короев Ю.И. Архитектура и особенности зрительного восприятия / Ю.И. Короев, М.В. Федоров. – М.: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1954. – 136 с.

5. Иконников А.В. Москва – столица и знаки столичности / А.В. Иконников // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 2: Столичный город; отв. ред. А.И. Бондаренко – М.: УРСС, 1998. – С.5-17.

6. Линч К. Образ города / под ред. А.В. Иконникова. – М.: Стройиздат, 1982. – 328 с.: ил.

7. Ибрагимов И.А. Системы ориентации в городском пространстве / И.А. Ибрагимов // Академический Вестник УралНИИпроект РААСН. – 2009. – № 2. – С.48-51.

8. Афонькин С.Ю. Древнерусская архитектура / С.Ю. Афонькин. – СПб.: Кристалл, 2002. – 96 с.

9. Дмитриевский собор (Владимир) [Электронный ресурс] / Википедия: свободная энциклопедия – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Дмитриевский_собор 

10. Вагнер Г.К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV-XV веков / Г.К. Вагнер. – М.: Искусство, 1980. – 268 с.

11. Всеобщая история архитектуры: в 12 т., Т.3 Архитектура Восточной Европы: Средние века / под. ред. Ю.С. Яралова и др. – Л.; М.: Стройиздат, 1966. – 686 с.

12. Шукуров Ш.М. Образ храма / Ш.М. Шукуров. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 496 с.

Citation link

Ibragimov I.A. DMITRIEVSKY CATHEDRAL IN VLADIMIR AS A REFERENCE POINT OF THE SYSTEM OF SPIRITUAL AND REAL COORDINATES [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2010. – №1(29). – URL: http://archvuz.ru/en/2010_1/4 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.03.2010
Views: 89