Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (30) June, 2010

Fine art

Serikova Tatiana Yu.

PhD (Art Studies), Associate Professor, Department of Design.
Institute of Architecture and Design.
Siberian Federal University.

Russia, Krasnoyarsk, e-mail: serikova_72@mail.ru

VISUAL IMAGES IN WORKS OF ABSTRACT AND FIGURATIVE PAINTING WITH REFERENCE TO THE CREATIVITY OF SIBERIAN MASTERS

УДК: 75
Шифр научной специальности: 85.140

Abstract

The article touches upon the topical issue of visuality in contemporary art. Using the works of Siberian painters, the author considers the formation of visual images in works of art, both abstract and figurative. The author compares images of the world of the supreme order, mountains and the underworld in paintings which are opposite in terms of expressive language. The issue of verbalization of an image is considered. Based on her analysis, the author concludes that the principles underlying the visual image are different for works of abstract and figurative art.

Keywords: visual images, abstract painting, figurative painting, Nikolay Rybakov (painter), Nikolay Rotko (painter), Michael Ombysh-Kuznetsov (painter), Boris Ryauzov (painter)

В настоящее время одним из наиболее изучаемых феноменов современного культурного пространства является визуальный образ. Рассматриваются, как правило, образы, которые содержатся в произведениях искусства реалистического характера. Не нужно забывать, что в произведениях абстрактного искусства также существуют визуальные образы. Между произведениями абстрактного искусства и искусства, изображающего предметный мир, существует принципиальная разница. Возникает вопрос: насколько образы в произведениях фигуративной живописи отличаются от подобных им в абстрактном искусстве?

В художественных произведениях реалистического характера визуальный образ легко считывается и может быть интерпретирован в словесной форме. В произведениях же абстрактного искусства визуальный образ уже становится принципиально невербализуемым выражением некой смысловой реальности. Все же можно сделать попытку проследить существование визуальных образов в произведениях художников-абстракционистов. Для облегчения исследовательской задачи проведем параллели, сопоставим сходные по содержанию образы в произведениях абстрактной и фигуративной живописи. В настоящее время современные художники не позиционируют себя как приверженцев какого-либо одного вида искусства, работают в совершенно разных, порой диаметрально противоположных, образных системах.

В абстрактном, также как и в фигуративном, искусстве такие понятия как «визуализация», «визуальный образ» предполагают некую видимую, понятную, ясно-доходчивую «картинку». Стремление визуализировать трудное для понимания явление есть стремление преобразовать его вербальное описание (объяснение) в видимые образы, которые будут демонстрировать суть этого явления. В произведениях абстрактной живописи, чистой беспредметной абстракции или абстракции фигуративной, под покровом формальных приемов всегда различимо заложенное в них содержание.

Рассмотреть это можно на примерах работ сибирских художников Николая Рыбакова, Николая Ротко, Михаила Омбыш-Кузнецова и Бориса Ряузова. Всех перечисленных художников объединяет интерес к пейзажной живописи. Чтобы нагляднее продемонстрировать, как существуют визуальные образы в работах этих таких разных по творческому методу художников (от реалистических пейзажей Бориса Ряузова до абстрактных работ Николая Рыбакова), выберем для анализа произведения, связанные с образами гор, вершин. Выбор этот неслучаен, каждый из названных живописцев в своих полотнах пытается выразить некие философские установки, вложить в изображение неодушевленной природы «душу». Образ горы – это своего рода наивысшая точка пути, пути самосовершенствования, а также место, где небеса становятся ближе человеку. В качестве антитезы, противопоставления горам, выступает мир подземный. В работах перечисленных художников также существует и эта тема.

Для наиболее полного выражения идеи вершины мира и её противоположности, подземного мира, рассмотрим у каждого из названных художников по нескольку работ, которые наиболее точно выражают данные образы. У Николая Рыбакова это «Осень в горах» (1999), «Поездка на Тянь-Шань» (2000), «След Луны» (2000), «Зима» (1994), «Омут» (2004), «Опыт III» (2004). У Михаила Омбыш-Кузнецова – «Солнечный день» (1995), «Собор I» из цикла «Башни» (1997), «Состояние полета» (2004), «Черная речка» (2004). Николай Ротко затрагивает тему возвышенного и скрытого под землей мира в таких работах как «Призрак монастыря» (1993), «На реке» (2001), «Мое жилище» (2003). Мастер реалистического пейзажа Борис Ряузов в картинах «В тундре» (1975), «Осенний костерок» (1986-87) обращался к теме гор, а в работах «Лилии» (1968-76), «На Мане-реке» (1983) создавал образы стихийных природных начал.

Гора в мифологии – наиболее распространённый вариант трансформации представления о мировом древе. Гора часто воспринимается как образ мира, модель Вселенной, в которой отражены все основные элементы и параметры космического устройства. Гора находится в центре мира – там, где проходит его ось. Продолжение мировой оси вверх (через вершину горы) указывает положение Полярной звезды, а её продолжение вниз указывает место, где находится вход в нижний мир, в преисподнюю.

Николай Рыбаков

Николай Рыбаков – один из ведущих сибирских художников, хорошо известный профессиональному сообществу в общероссийском культурном пространстве. Художник объездил и исходил пешком Алтай, Туву, Бурятию, Таймыр, Непал, Тибет, Монголию, пустыню Гоби. Мастера интересует более внутренняя духовная сторона Азии, нежели внешнее предметное сходство, отсюда язык его искусства балансирует на грани предметного и беспредметного, абстрактного. Главное в картинах передается через цвет, ритм, через богатую, проработанную фактуру. Картины Николая Иосифовича надо сопереживать эмоционально и тогда становятся понятными вспышки света, разнообразие фактур, сгущения света, закладывание краски в складки и завихрения. Его живопись передает энергетическую, духовную сторону мира.

Сам художник определяет жанр своих работ — «абстракция настроения». Он испытывает потребность с помощью живописного языка передать свои переживания в специфической манере письма, которой он верен всю свою творческую жизнь. Этот способ является для него единственным, позволяющим наиболее точно выполнить поставленную задачу.

В картине 1999 года «Осень в горах» (рис. 1) сопоставлены два цвета: закатного солнца (оранжевый) и прохладной тени (ультрамарин). Столкновение двух цветов-антагонистов выявляет красоту каждой из враждующих сторон. Поодиночке каждый из двух цветов, оранжевый и фиолетовый, не столь прекрасны. Вместе же они создают симфонию, созвучие, основанное на диалектическом принципе единства и борьбы противоположностей. В произведении визуализируется этот философский принцип на самом высоком, «горном», уровне. Картина «Поездка на Тянь-Шань» дает возможность проникнуться неискушенному в путешествиях человеку тяготами и опасностями горных экспедиций.

Рыбаков через сложную фактурную поверхность картины и движение красочных слоев создает визуальный образ зыбкой, горной дороги, трудной и опасной из-за камнепадов и осыпей. Одновременно «Поездку на Тянь-Шань» (рис. 2) отличает, скажем, от работы «Опыт III» (рис. 6) принадлежность к местам высшего, чистого порядка. Это показано через теплый колорит картины, словно наполненный изнутри светом. Такова и картина «След Луны» (рис. 3), близкая по колориту «Поездке», с той только разницей, что сама Луна выше гор и дарит им свет ночью также, как Солнце днем. Образ таинственного ночного светила только усиливается непостижимостью горного пейзажа, все вместе работает как визуальный образ тайны высшего, космического порядка.

Противоположное «горным» холстам содержание вложено в такие работы как «Зима» (1994) (рис. 4), «Омут» (рис. 5) и «Опыт III» (рис. 6). В картине «Зима» (рис. 4) художник делает главным героем чистый, покрывающий землю снег. Этот снег может не только укрыть землю, но и скрыть её нечистоты, хаос и беспорядок, сделать её чистой и прекрасной, как невесту. Но все же скрыть что-то – не значит очистить. Скрытые под снегом темнота и нечистота выйдут на поверхность. Визуально хаос, прорывающийся из-под белой поверхности, лишь усиливает впечатление от свежести и снежной чистоты. Земное начало выступает только как контраст, противоположность идеальной чистоте.

В «Омуте» (рис. 5) также происходит взрыв, выход подземного мира на поверхность. Впечатление вихря, неуправляемой стихии достигается за счет направления мазков, композиционного сгущения в центре и разряжения по верху и низу. Верхняя, более светлая часть, работает на усиление темной нижней, собственно самого омута. Визуализируется образ темных сил, стремящихся прорваться из своего мира в мир света. «Опыт III» (рис. 6) смыкается по тематике с горными пейзажами в том, что в нем работает образ скрытого в толще земли, горы сокровища. Оно спрятано под поверхностью, но сама скрывающая его земная твердь может оказаться снаружи горой, вершиной.

 

Рис.1. Николай Рыбаков.
Осень в горах, 1999
www.art-novosibirsk.ru 

Рис.2. Николай Рыбаков
Поездка на Тянь-Шань, 2000
www.art-novosibirsk.ru

Рис. 3. Николай Рыбаков.
След Луны, 2000
www.art-novosibirsk.ru 

Рис. 4. Николай Рыбаков.
Зима, 1994 
www.art-novosibirsk.ru 

Рис. 5. Николай Рыбаков. Омут, 2004 
www.art-novosibirsk.ru

Рис. 6. Николай Рыбаков. Опыт III, 2004
www.art-novosibirsk.ru

Михаил Омбыш-Кузнецов

Михаил Омбыш-Кузнецов за долгую и плодотворную творческую жизнь смог проявить себя практически во всех ныне существующих направлениях искусства. Он, словно «человек эпохи Возрождения», компетентен во многих жанрах и видах живописи, от абстракции до гиперреализма.

В архитектурных пейзажах «Собор I. Из цикла «Башни» (рис. 7) и «Солнечный день» (рис. 8) работает визуальный образ красивого и гармоничного, точно выверенного, хорошо срежиссированного и качественного сделанного благополучия, счастья. Покой и свобода – вот то, что может принести радость и умиротворение. В этих работах художник думает именно так. Не случайно предметами изображения служат католические соборы, они по сути тоже вершины, вершины человеческой мысли и духа.

Антитезой к соборам выступают две другие фигуративные работы – «Состояние полета» (рис. 9) и «Черная Речка» (рис. 10). Первая довольна мрачная, даже пугающая картина изображает несколько посмертных масок Пушкина на черном фоне, над которым колышется светлая полоса. Маски словно плывут по черной, густой, вязкой, как влажная земля, поверхности. Образ смерти, трагичности жизни решен прямолинейно, нет никакого выхода, способа вырваться из темного мира. На наш взгляд, художник слишком буквально использовал образ трагической гибели. Все живое, пройдя свой жизненный круг, умирает, чтобы возродиться к новой жизни, как зерно, упавшее в землю.

В «Черной Речке» художник излишне прямолинейно использует визуальные образы, которые говорят о трагической гибели поэта. Работа сильно проигрывает в плане художественности и, скорее, по своей стилистике напоминает плакат. «Состояние полета» – красивая по колориту и довольно тонко написанная работа. В ней, в отличие от «Черной Речки», манера исполнения идет вразрез с содержанием, но в этом как раз и скрывается способ раскрытия темы произведения. Образ пьянства, попытки достичь наслаждения путем выхода в сферу духовной радости с «черного хода», минуя стадию духовного роста, передан светлыми, легкими красками. От этого визуальный образ, содержание которого есть темная сторона жизни, воспринимается ещё острее, как в картинах Питера Брейгеля или Иеронима Босха.

Рис. 7. Михаил Омбыш-Кузнецов.
Собор I. Из цикла «Башни», 1993-97
www.cirota.ru

Рис. 8. Михаил Омбыш-Кузнецов.
Солнечный день, 1995
www.art-novosibirsk.ru

Рис. 9. Михаил Омбыш-Кузнецов.
Состояние полета, 2001.  www.aki-ros.ru

Рис.10. Михаил Омбыш-Кузнецов.
Черная Речка, 2004. www.timeout.ru

Николай Ротко

ser11.jpg
Рис.11. Николай Ротко. Призрак Монастыря,
1993 г. www.sibmincult.ru

Николай Алексеевич Ротко после получения художественного образования в Иркутске на рубеже 70-х годов XX в. работал в Москве, в студии Е. Розенблюма, ученика В. Татлина, находился в эпицентре творческих исканий поколения «семидесятников». До конца 80-х годов его живописный дар развивался скрытно, художник в эти годы получил признание как монументальный керамист. Но уже в течение последнего десятилетия в своем регионе, в Сибири, Николай Ротко обрел известность мастера живописи. В его творчестве оказались синтезированы многие пластические достижения ХХ века. В своих большеформатных картинах, спектр которых – от фигуративных до абстрактных –Ротко передает духовную проблематику путем выразительных возможностей цвета и пластики. Мощь колористических сочетаний в его полотнах, безусловно, покоряет зрителя.

Николай Ротко в работах «Призрак Монастыря» (рис. 11). «На реке» (рис. 12), «Мое жилище» (рис.13) выступает как художник -абстракционист. «Призрак Монастыря» и «На реке» сходны по содержанию, эти работы можно отнести к теме стихий, вырывающихся на поверхность, несущих разрушение и хаос. Визуальный образ материй «не из нашего мира» в «Призраке Монастыря» решен через цвет и ритмическое построение холста. Беспокойством и ожиданием пугающих событий заряжена работа «На реке», в которой, также, как в «Омуте» у Николая Рыбакова, верхняя и нижняя разряженные части картины сжимают центр. Сжатие не может идти до бесконечности, с секунды на секунду грянет взрыв – лед, сдерживающий переполненную реку, лопнет и вода хлынет, сметая все на своем пути. Пока этого не произошло, но ожидание неминуемой катастрофы тяготит не меньше.

Иное содержание в работе «Мое жилище». Игра света и теней в зеленом, словно аквариумная вода, пространстве создает образ тихой заводи, гле можно переждать все бури и залечить раны. Художник называет работу именно «Мое жилище», а не «дом» и не «квартира». В этом слове точно выражено предназначение данного помещения – жить в нем. При этом визуально все решено только с помощью абстрактных приемов. Тем не менее, образ создан очень точно и выразительно.

Рис.12. Николай Ротко. На реке, 2001.
www.sibmincult.ru

Рис.13. Николай Ротко. Мое жилище, 2003.
www.sibmincult.ru

Борис Ряузов

Выдающийся красноярский художник Борис Яковлевич Ряузов (1919-1994) прожил долгую, интересную, счастливую творческую жизнь. Ему удалось много сделать и еще при жизни получить признание за свой труд и талант. С самого начала пейзаж становится не просто излюбленным, а фактически единственным жанром в его творчестве. В ряду российских пейзажистов XX века Борис Яковлевич Ряузов не остался незамеченным, его картины узнаются сразу и воспринимаются как оригинальные и неповторимые произведения искусства.

Рассматривая картины, созданные Б.Я. Ряузовым за 35 лет художественной деятельности, можно убедиться, как последователен он в выборе тем, в стремлении совершенствовать свое мастерство. Работам Ряузова всегда был присущ глубоко индивидуальный стиль, своя уникальная манера, сочетающая тонкое ощущение колорита, цвета со стремлением к лаконизму и обобщению.

Творчество Бориса Ряузова трудно разделить по принципу наличия в картинах светлых, возвышенных начал и темных, недоброжелательных сил. Пейзажи проникнуты любовью к природе, благоговением перед её любыми проявлениями, она прекрасна во всех состояниях. Визуально это решается через плавные, округлые линии, тонко составленный колорит, исключающий резкие диссонансные цветовые сочетания и переходы.

В работе Бориса Яковлевича «В тундре» (рис. 14) белая снежная вершина словно венчает весь пейзаж, придает ему значительность, сближает небо и землю. Строгая чистота заполярной природы, её хрупкость, неброская красота точно переданы за счет контрастного сочетания белого и зеленого. В этой реалистической картине визуальный образ работает также, как и в произведениях абстрактного искусства: сопоставление в определенных пропорциях двух точно подобранных по тону цветов (белого и зеленого).

Рис.14. Борис Ряузов. В тундре, 1975.
www.krsgz.narod.ru  

Рис.15. Борис Ряузов. Осенний костерок,
1986-1987. www.krsgz.narod.ru  

В картине «Осенний костерок» (рис. 15) создан образ спокойной, умиротворенной природы, образ вечера, посиделок перед огнем накануне долгой ночи. Ночи, которая завершает день, и ночи года, сна природы, темного времени зимней спячки. Визуально это решается за счет маленькой светящейся точки, одинокого костра на огромном пустынном пространстве. Так как данный визуальный образ можно описать словами практически без всякой потери смысла, можно сделать вывод, что он работает на принципах фигуративной живописи.

Рис.16. Борис Ряузов. Лилии, 1983. www.krasrab.com  
 

В работе «Лилии» (рис. 16) белые кувшинки над темной водой – как послание из темного подводного мира, как отклик на солнечный свет, что скользит по поверхности водоема и не может достичь его глубин. Белый цветок держится на тонком длинном стебле, крепящемся к самому дну. Здесь образ цветка лилии действует как визуальный образ в произведениях, носящих символический характер. Это образ проводника между мирами.


Рис.17. Борис Ряузов. На Мане-реке,
1968-1976. www.semenovgallery.ru

В картине «На Мане-реке» (рис. 17) Борисом Ряузовым создан образ стесненной со всех сторон стихии. Сама по себе сибирская Мана имеет бурный, непредсказуемый нрав, характерный для всех горных рек. Визуально образ сдерживаемой стихии показан через нагромождение утесов над обманчиво спокойной водой. Окружающие реку берега нависают над Маной, подавляют её стремление разлиться вширь. Визуальный образ в «Мане-реке» решен средствами абстрактной живописи через использование формальных приемов (композиционно масса берега преобладает и подавляет массу воды). Такой образ сложно объяснить литературным языком, его воздействие идет на уровне формального композиционного построения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что визуальный образ может существовать как в произведениях фигуративной, так и в произведениях абстрактной живописи. В абстрактной живописи визуальный образ проявляет свои качества и свойства даже в большей степени. В подобных произведениях такой образ работает по совокупности формальных приемов (композиционный и цветовой строй, живописная фактура). В абстрактной живописи визуальный образ, созданный за счет формальных средств, напрямую апеллирует к уровню подсознательного восприятия объектов, минуя уровень фигуративной описательности. Содержание визуального образа в абстрактной живописи более точно считывается зрителем, потому что не сбивается многословностью фигуративности. Визуальный образ в произведениях фигуративной живописи воспринимается опосредованно, через сочетание различных изображений, которые, как буквы в слове, по отдельности не имеющие смысла, вместе обозначают некий предмет или явление. Визуальный образ в фигуративной живописи, в отличии от образа в абстрактных произведениях, может быть вербализирован.

References

1. Мастера авангарда : альбом / авт.-сост.Е. А. Останина. – М. : Вече, 2003

2. Михайлова О. Новые коллекции мастера : [о художнике Н. И. Рыбакове (Красноярск)] / О. Михайлова // Вечерний Красноярск. – 2004. – №20.– 19 марта.

3. Николай Ротко : живопись : избранные произведения, 1995-2005 / сост. альбома О. Галыгина; авт. статей М. Хабарова, Е. Сергеева. – Красноярск : б. и., 2005.

4. Новоселов М. М. Абстракция в лабиринтах познания: Логический анализ / М. М. Новоселов. – М. : Идея-Пресс, 2005.

5. Соколов М. И. Михаил Омбыш-Кузнецов : альбом / авт.-сост. М. И. Соколов. – М. : Вече, 2003.

6. Русаков Э. И. Живая живопись Бориса Ряузова : о художнике из Красноярска / Э. Русаков; фото Сергея Зоммера // Красноярский рабочий. – 2004. – С.3.

7. Русаков Э. И. Угол зрения Николая Рыбакова : [В Доме художника открылась выставка Н. И. Рыбакова "Новая коллекция"] / Э. Русаков // Красноярский рабочий. – 2004. – №41. – 20 марта.

8. Рыбаков Николай Иосифович: персональная юбилейная выставка, Красноярск – Москва, 1997-1998 : альбом / А. Кантор, Т. Кубанова, Т. Ломанова. – Красноярск : Сиенит-КрАЗ, 1998. – 20 с. : цв. ил.

9. Рыбаков, Николай Иосифович (1947). "Язычество в нас не угасает" : интервью с красноярским художником Николаем Иосифовичем Рыбаковым / Е. Коновалова // Вечерний Красноярск. – 2007. – № 43. – 7 ноября

Citation link

Serikova T.Yu. VISUAL IMAGES IN WORKS OF ABSTRACT AND FIGURATIVE PAINTING WITH REFERENCE TO THE CREATIVITY OF SIBERIAN MASTERS [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2010. – №2(30). – URL: http://archvuz.ru/en/2010_2/17 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.06.2010
Views: 84