Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (30) June, 2010

Theory of architecture

Grednev Andrey V.

undergraduate students. 
Research supervisor: Associate Professor G.B.Zakharova, C.Sc. (Engineering),
Ural State Academy of Architecture and Arts

Russia, Yekaterinburg

Plotnikov Vladimir Yu.

undergraduate students. 
Research supervisor: Associate Professor G.B. Zakharova, C.Sc. (Engineering),
Ural State Academy of Architecture and Arts

Russia, Yekaterinburg

Zakharova Galina B.

PhD. (Engineering), Associate Professor,
Ural State University of Architecture and Art

Russia, Yekaterinburg, e-mail: zgb555@gmail.com

INTERACTIVE VISUALIZATION OF LARGE-SCALE URBAN PROJECTS IN REAL TIME

УДК: 72.01+681.3
Шифр научной специальности: 85.110+32.97

Abstract

An approach has been developed to visualizing large-scale urban projects, such as modern shopping centres, hotels, etc. with adjoining area. The approach is different in that the degree of detailing of project’s individual fragments is determined dynamically during visualization, which makes it possible to maintain adequate quality of the image in real time without additional requirements as to computer performance. Realization tools are suggested, a concept of the module is proposed, and a corresponding algorithm is developed.

Keywords: interactive 3D visualization, adaptive detailing

Трёхмерная графика реального времени на сегодняшний день эффективно применяется во многих предметных областях. Мощность компьютерных вычислений позволяет обрабатывать достаточно сложные сцены в режиме реального времени без потери скорости и качества отображения.

Эти возможности привели к появлению интереса к трехмерной визуализации со стороны специалистов из различных сфер деятельности. Так, в области архитектуры и градостроительства виртуальные здания с прогулками по помещениям и виртуальные города находят все более широкое применение. Фотореалистичная реконструкция объектов позволяет на этапе проектирования эффективно работать с заказчиком, использование 3D моделей в процессе обучения, в музейных, реставрационных, рекламных, коммерческих проектах также является современным и перспективным.

Особое значение 3D технология приобретает в задачах интерактивного проектирования инженерных подсистем в системах автоматизации, именуемых умный дом (smart house). Систем, которые позволяли бы пользователю увязать на экране отдельные компоненты, а затем на основе имитационной модели отобразить поведение объекта в целом, в настоящее время нет. Подобный проект в настоящее разрабатывается [1-3]. Одним из существенных компонентов этой системы является модуль трехмерного отображения с динамической подгрузкой модели требуемого уровня детализации. Описанию концепции этого модуля посвящена данная работа.

На сегодняшний день нет единого подхода к визуализации в реальном времени сложных крупномасштабных объектов. Сцены с подобными объектами могут содержать сотни миллионов полигонов, которые должны обрабатываться за приемлемое время. В силу того, что ресурсы компьютера ограничены, сцены могут воспроизводиться с потерей качества и скорости регенерации экрана. Для преодоления этих проблем требуются специализированные программные средства. Нашей целью было выработать подход к решению подобных задач и реализовать его в виде программной системы.

Еще одним перспективным приложением 3D визуализации является создание базы данных объемных архитектурных объектов, относящихся к потенциально опасным, социально значимым и объектам с массовым пребыванием людей для нужд МЧС России. Именно на этом примере мы и рассматриваем создаваемый модуль динамического отображения, подчеркивая тем самым его универсальность – возможность применения в самых разных предметных областях.

В службах МЧС существует потребность в разработке базы данных федерального уровня вышеназванных объектов, которая будет опираться на региональные компоненты. Ряд трехмерных моделей для каталогизации в базе данных в настоящее время разрабатывается студентами специальности «Прикладная информатика в архитектуре». Наличие трехмерных моделей позволит изучать виртуальные объекты по слоям, отключая стены, этажи, коммуникации для составления соответствующих планов мероприятий. Требуются также динамические модели для отображения процесса развития ситуации. Сформулированы следующие требования к содержанию моделей.

Трехмерная модель должна включать компоненты:
• ситуационную площадную объектовую модель;
• общую модель объекта и прилегающей территории;
• поэтажную (уровневую) модель.

Кроме того, необходимо включить:
• подъездные пути к объекту;
• 3D модели всех зданий и сооружений на территории объекта;
• технологическое оборудование (отдельно для каждого вида);
• должны быть сформированы слои (с возможностью включения/отключения) для всех структурных элементов объекта;
• должна быть представлена модель наиболее опасного сценария развития ЧС на объекте с возможностью включения/отключения слоев.

Общая модель объекта и прилегающей территории должна включать:
• места размещения опасных веществ и материалов;
• места размещения на территории объекта сил и средств нейтрализации, тушения, локализации распространения опасных веществ и материалов;
• места размещения аварийного запаса по обеспечению электроэнергией, водой, сжатым воздухом, ацетиленом, кислородом, ГСМ и другими ресурсами;
• места расположения пожарных гидрантов с привязкой к входам зданий и сооружений;
• места расположения естественных и искусственных открытых водоемов, артезианских скважин, резервуаров.

Требования к степени детализации моделей объектов и местности:
• в модели должны присутствовать дверные, оконные и прочие проемы и проходы;
• в модели должны присутствовать внутренние капитальные и прочие конструкции, определяющие геометрию внутреннего пространства объекта (стены, перекрытия, ниши, выступы);
• модель внешней территории объекта должна содержать изолинии рельефа, условные обозначения подъездных путей, заборов, ворот и прочих проходов.

Вот неполный список требований, предъявленных к пространственной модели. Мы видим, что при учете даже не всех перечисленных требований получается модель такой сложности, что визуализация в реальном времени без разработки соответствующего инструментария затруднительна.

Итак, модуль трехмерной визуализации должен обеспечивать интерактивность, в отличие от большинства присутствующих в CAD-системах средств отображения моделей. Поскольку модуль является компонентом системы автоматизации [1-3], требования к модели формулируются ,исходя из общего контекста.

  1. Интеграция – модель должна учитывать максимально возможное количество различных аспектов функционирования объекта автоматизации.
  2. Интерактивность – модель должна поддерживать взаимодействие с пользователем и своевременно реагировать на его действия.
  3. Реалистичность – модель должна как можно точнее имитировать восприятие пользователем моделируемого объекта.
  4. Наглядность – характеристики функционирования модели должны представляться в виде, удобном для восприятия пользователем.

Специфические требования к инструментарию:

  1. Перенос частей модели из других систем с сохранением всех необходимых характеристик.
  2. Эффективное соединение частей модели в единое целое.
  3. Имитация функционирования модели.
  4. Визуализация функционирования модели.
  5. Взаимодействие пользователя с моделью.

В настоящее время существует значительное количество программных и аппаратных средств поддержки визуализации в реальном времени [4]. Объекты для визуализации представляются в виде общепринятых каркасных полигональных моделей с описанием характеристик поверхности для каждого фрагмента. Существующие аппаратные средства поддерживают гибкую модель представления этих характеристик на основе алгоритмов (shaders). Существуют высокоуровневые программные библиотеки, позволяющие описывать структурно сложные объекты визуализации с использованием иерархического объектно-ориентированного подхода (scene graphs). Разработаны и реализованы методы, позволяющие выполнять фотореалистичную визуализацию сложных объектов в условиях ограниченных ресурсов, основанные на приемах адаптивной детализации (level of detail) и динамической загрузки компонентов модели (streaming). Совместное применение вышеописанных методов позволяет решать задачу интерактивной визуализации комплексной модели с использованием широко доступных вычислительных средств.

Использование низкоуровневых графических библиотек (OpenGL, Direct3D) сопровождается большим количеством дополнительной работы, которую нужно сделать, прежде чем получится готовый к применению продукт. Более эффективным является применение высокоуровневых программных библиотек, использующих иерархическую объектно-ориентированную модель для представления модели и манипулирования ею.

Анализ инструментов реализации, так называемых графических движков (graphics engines), использование которых существенно упрощает процесс создания приложений, позволяя разработчику сосредоточиться на программе в целом и уделить больше внимания качеству и эффективности разработки, показал, что лучше применять комплексные системы. Это системы библиотек и инструментов, на базе которых можно создавать законченный продукт. Достаточной функциональностью обладает открытая библиотека OGRE 3D (Object-Oriented Graphics Rendering Engine) – объектно-ориентированный графический движок с открытым исходным кодом, написанный на C++ [5, 6]. Большую популярность он получил за счет гибкости, что позволяет интегрировать его с другими библиотеками.

Преимуществами являются:

• поддержка платформ Windows, Linux и Mac OS;
• скриптовая система управления материалами;
• экспортеры для основных коммерческих и свободных пакетов 3D моделирования;
• система управления ресурсами.

Основная идея нашего визуализатора заключается в том, что в зависимости от параметров визуализации степень детализации индивидуальных фрагментов модели может меняться, при этом существенно не отражаясь на качестве изображения. Данная технология управления детализацией известна разработчикам трехмерных компьютерных игр и стала основой для предлагаемого решения.

Алгоритм программы построен таким образом, что отображаемая геометрическая модель динамически меняется, то есть количество полигонов, качество текстуры и уровень сглаживания не статичны. Мы строим динамическую систему с интеллектуальным алгоритмом кэширования, направленным на то, чтобы изображение, которое видит пользователь, было достаточно близко к тому, которое бы получилось при визуализации полной модели, удовлетворяя при этом временным ограничениям. Интеллектуальность алгоритма определяется тем, что при загрузке программа автоматически определяет, какое количество оперативной памяти можно использовать и другие необходимые параметры. На основании этих данных также автоматически подбирается режим, в котором программа будет работать. Возможность разных режимов работы с разным уровнем детализации позволит использовать программу на персональных компьютерах с различной конфигурацией.

Программа следит за всем, что происходит на экране и подстраивается под текущую ситуацию, распределяя ресурсы и адаптируя модель. При таком подходе с использованием не просто трехмерной модели, а адаптируемой трехмерной модели мы можем говорить о возможности визуализации в реальном времени достаточно сложных сцен.

Таким образом, мы адаптировали технологию отображения сложных сцен к визуализации крупномасштабных урбанистических объектов в реальном времени на обычном компьютере без предъявления дополнительных требований к его производительности. Такая технология подходит для решения целого класса задач, поэтому ее результаты могут найти широкое практическое применение.

References

1. Байгозин Д.В. Разработка принципов интеллектуального управления инженерным оборудованием в системе «Умный дом» / Д.В. Байгозин, Д.Н. Первухин, Г.Б. Захарова. // Известия Томского политехнического университета. – 2008. – №5. Управление, вычислительная техника и информатика. – С.168-172.

2. Baygozin D.V., Zakharova G.B., Mamaev A.V. 3D-Interactive Visualization of Subsystems in a “Smart House” / D.V. Baygozin, G.B.Zakharova, A.V. Mamaev // Proceedings of the 11th international workshop on computer science and information technologies. CSIT’2009, Crete, Greece, 2009. – P. 132-135.

3. Байгозин Д.В. Концепция интегрированной системы автоматизации проектирования и моделированияинженерного оборудованиия зданий [Электронный ресурс] / Д.В. Байгозин, Г.Б. Захарова, В.Б. Плотников // Современные проблемы информатизации в системах моделирования, программирования и телекоммуникациях: мат. I междунар. науч. интернет-конф. – 2009. – Режим доступа: http://news.emind.ru/conference/show/507 .

4. Ламот А. Программирование трехмерных игр для Windows. Советы профессионала по трехмерной графике и растеризации / А. Ламот. – Вильямс, 2006. – 1424 с.

5. OGRE [Электронный ресурс] / Официальный сайт. – Режим доступа: http://www.ogre3d.org 

6.Junker G. Pro OGRE 3D Programming / G. Junker. – New York: Apress, 2006. – 312 р.

Citation link

Grednev A.V., Plotnikov V.Yu., Zakharova G.B. INTERACTIVE VISUALIZATION OF LARGE-SCALE URBAN PROJECTS IN REAL TIME [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2010. – №2(30). – URL: http://archvuz.ru/en/2010_2/6 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.06.2010
Views: 101