Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (41) March, 2013
History of architecture
Zarochintseva Olga V.
PhD student, Chair of Town Planning.
Moscow Architectural Institute,
Russia, Moscow, e-mail: zarolga@mail.ru
THE EFFECT OF THE HOLY TRINITY-St.SERGIUS LAVRA ON THE SHAPING OF SERGIEV POSAD CITYSCAPE
УДК: 711.01
Шифр научной специальности: 85.118
Abstract
Keywords: monasteries, monastery village, Sergiev Posad, Holy Trinity-St.Sergius Lavra
Сергиев Посад – город-символ, символ православной веры. Он возник и развивался вокруг Троицкого монастыря (с 1744 г. Лавры), связь города и обители всегда была очень тесной. Сергий Радонежский – родоначальник пустынножительства, он первым основал свой монастырь в лесистой местности вдали от мира, и Троицкая обитель стала первопричиной появления в округе слобод и «градообразующей основой поселения» [1, с. 22]. Условно формирование города и его структуры можно разделить на несколько этапов, в которые поселение развивалось более или менее интенсивно, а с течением времени менялось и положение монастыря.
К первому этапу отнесем время от основания монастыря Преподобным Сергием Радонежским в 1337 году до середины XVI века, когда монастырь был включен в общую систему обороны Москвы, что дало новый толчок к развитию поселения вокруг него.
Сергий одним из первых ввел в монастыре строгий устав общинной жизни, это требовало наличия специальных зданий: общая трапезная, поварня… В связи с этим монастырь перестраивают и он получает регулярный план – почти правильный четырехугольник, кельи по сторонам и центральная площадь с церковью и трапезной (рис. 1). Монахи налаживают хозяйственную деятельность, расчищают землю от леса, что способствует притяжению в эти места крестьян. Важным фактором такой притягательности была сама личность Сергия Радонежского. Преподобный пользовался исключительным авторитетом у московских князей, нередко помогая им в решении государственных вопросов, они в свою очередь способствовали развитию и обогащению монастыря: делали пожертвования, жаловали земли – и монастырь постепенно становится не только центром духовности, но и крепким хозяйственным субъектом.
После сожжения монастыря в 1408 г. отрядами хана Едигея его быстро восстанавливают. Из Москвы к городам Среднего Поволжья близ Троице-Сергиевой Лавры была проложена дорога (позже она дошла до Архангельска), что безусловно способствовало «усиленной колонизации прилегающих земель» [2, с. 12].
Первые поселения, вошедшие затем в состав города, появились в конце XIV века. Постепенно они перешли в собственность или зависимость монастыря. Монастырь стал основой экономики близлежащего района. Жители окрестных поселений платили монастырю оброк, распахивали земли, занимались изготовлением различных изделий. Поселения формировались на расстоянии 1 – 3 км от стен монастыря с оборонительной и пожароохранной целью. К концу XV века в окрестностях монастыря насчитывалось около 30 дворов. Села в это время почти не видны из-за леса и лишь намечают кольцо будущего посада. Монастырь к концу XV века имел следующий вид: деревянные кельи, каменный Троицкий собор, построенный в 1422 году, Духовская церковь-звонница 1476 года, трапезная и поварня 1469 года.
Рис. 1. Панорама монастыря в XIV веке. Реконструкция В. И. Балдина.
Источник: http://gorod-zagorsk.ru/mess250.htm
Второй этап: середина XVI века – 1764 год, секуляризационная реформа об изъятии церковных владений и упразднении части монастырей. В этот период активно растут и развиваются подмонастырские слободы, появляются новые поселения, формируемые по профессиональному признаку, но экономически зависящие от монастыря (работают в мастерских и службах монастыря, платят оброк), все это и образовало посад при монастыре.
С середины XVI века монастырь включен в общую систему обороны Москвы, к этому времени обитель была огорожена каменными стенами протяженностью 1,5 км с 12 башнями. Огороды и хозяйственные службы были вынесены на север, за стены монастыря. Между монастырем и селом Клементьево вырыли пруд. Крестьяне, занятые в строительстве, освобождались от податей и других повинностей.
Села вокруг обители значительно разрослись за счет мастеровых людей и крестьян, занятых в строительстве. Село Клементьево – самое крупное из них (на дороге из Москвы), великокняжеские и царские обозы делали здесь последнюю остановку перед монастырем, село пользовалось различными льготами. Оживленная дорога в Клементьево способствовала развитию торговли, и в XVI веке сюда была переведена ярмарка из Радонежа. К концу XVI века в Клементьеве насчитывалось 262 двора, 2 деревянные церкви с колокольней, 30 лавок на площади, монастырская гостиница, тюрьма, различные административные учреждения.
Кроме села Клементьево среди поселений вокруг монастыря выделялись Служние слободы, где селились «троицкие слуги» [2, с.17] – чиновники, управлявшие вотчинами. Их дома с обширными хозяйствами не помещались на склоне холма около обители, и поселение стало разрастаться дальше на восток – так образовались Нижняя и Верхняя Служние слободы. В 1557 году в Нижней были открыты две каменные церкви: Пятницкая (на средства жителей) и Введенская (монастырская); в Верхней построена деревянная церковь Рождества Христова. Село Клементьево и Служние слободы составляли основу посада, другие слободы развивались крайне медленно, их население даже сокращалось. В оборонительных целях между посадскими дворами и крепостью сохранялось значительное расстояние. Планировка сел складывалась самостоятельно, стихийно вокруг церкви или торга. Шатры церквей в прилегающих к монастырю селах образовывали с ним единый пространственный ансамбль.
В начале XVII века монастырь стойко перенес осаду польско-литовских интервентов и разорительные пожары. Для его обороны сформирован постоянный гарнизон из крепостных и добровольцев (пушкари и стрельцы); на западе обители появились Пушкарская и Стрелецкая слободы (в настоящее время между улицей Кирова и Келарским прудом). Их строили поспешно силами монастыря.
После подписания мира в 1618 году Троицкий монастырь стал символом чести и мужества в глазах народа: сюда стекались пожертвования и вклады, расширялись угодья и вотчины обители, увеличивалось число крепостных (к 1646 году монастырю принадлежало 16 811 крестьянских дворов). Доходы монастыря достигали половины царских доходов. Монастырь обладал огромными средствами и возможностями, что позволяло ему строить новые каменные здания, совершенствовать оборонительные укрепления. Широко развернулось строительство подмонастырских поселений; за счет мастеровых и рабочих значительно увеличилось население. Появились новые слободы, возникшие по профессиональному признаку:
- Иконная, около Вознесенской церкви;
- Поварская, на западной окраине села Клементьево;
- Тележная и Конюшенная, к северу от монастыря (рис. 2).
На рубеже XVII–XVIII веков Троицкий посад становится значительным населенным пунктом Московского государства. Растущая популярность монастыря и оживленная дорога к единственному в то время порту на Северном море, через который осуществлялась вся торговля с заморскими странами, обусловили интенсивное развитие подмонастырских поселений. Села и слободы, сливаясь друг с другом, образовывали единое кольцо вокруг монастыря [2, с. 32]. В структуре большого поселения выделялись главные дороги (торговые пути) в Москву, Дмитров, Переславль, Юрьев, Углич и шесть жилых территорий со своими центрами вокруг вертикалей приходских церквей. Кроме жилья и церквей застройку поселения составляли здания, необходимые для обслуживания гостей и паломников: постоялые дворы, гостиницы, торговые лавки. Однако в отличие от других укрепленных городов вокруг монастыря сохранялась свободная от застройки зона, кроме того, планировка сел отличалась территориальной обособленностью: в каждой слободе был свой центр (рис. 2).
Рис. 2. План-схема Троицкого поселения в середине XVII века [1, c. 25]
При этом силуэт монастыря главенствовал над всем окружением и являлся объединяющей доминантой, как архитектурной, так и экономической. Жители Троицкого поселения либо работали на монастырь, либо платили налоги в казну Лавры, административная власть над селами также была сосредоточена в монастыре. Помимо этого монастырь способствовал превращению окружающих сел и слобод в единое торгово-ремесленное пространство. Именно в стенах Лавры зародилось троицкое художественное ремесло (резьба и роспись по дереву, декоративная скульптура, иконопись, живопись по финифти, сереброделие, книгописание), начали формироваться ремесленные традиции, возники специализированные ремесленные группы. Постепенно к ремесленным работам привлекалось все больше местных жителей, и появились ремесленники, работающие на дому, но, как правило, по заказу Лавры.
Началом третьего этапа в развитии Троицкого поселения был 1764 год, когда произошла секуляризация монастырских земель и объявление их государственной собственностью. Троице-Сергиева Лавра лишилась своих огромных владений – 214 тыс. десятин земли и 106 501 душ крепостных крестьян в 15 губерниях и 45 городах страны. Оказавшихся лишними (сверх штата) монастырских чиновников (троицких слуг) распределили на военную и гражданскую службу. Все подмонастырские села и слободы отошли в специальную коллегию экономии, за Лаврой сохранились лишь некоторые земли на территории посада, занятые службами и огородами. Несмотря на это Лавра продолжала играть активную роль в жизни посада. Площадь земель, принадлежащих монастырю, была все еще очень значительной (в 5 раз меньше территории поселения). Население посада в основном составляли бедные крестьяне (раньше они работали в мастерских монастыря). Лавра получала немалые доходы за счет арендной платы с торговых лавок, гостиниц, доходных домов – инфраструктуры для обслуживания гостей и паломников. Монастырь продолжал оставаться главным работодателем, он использовал силы посадского населения для развития хозяйства и ремесла и этим обеспечивал пропитанием большую часть жителей. Троице-Сергиева Лавра формировала культурную среду посада: открытие Московской Духовной Академии (1814), обучение посадских детей различным ремеслам, открытие народного училища (1838), ремесленных школ, обучение работников мастерских в Москве – все это способствовало формированию профессиональной среды ремесленников не только в стенах монастыря, но и за его пределами. Лавра активно участвует и в создании материальной среды посада, именно ею возведены практически все каменные сооружения того времени: Красногорская часовня, Конный двор, торговые ряды (на северной границе Красногорской площади), Воскресенская церковь в селе Кокуево.
На плане второй половины XVII века отчетливо видна сложившаяся к этому времени структура поселения: села и слободы сомкнулись между собой, их основные улицы направлены к монастырю-крепости соответственно исторически сложившимся дорогам (рис. 3). В 1782 году специальным указом троицкое поселение получило статус посада, или поселения городского типа. Особой заботой новой административной власти теперь стало благоустройство посада: в нем была знаменитая Лавра, к которой стекалось множество гостей и паломников. С конца XVIII века начинается перепланировка Сергиева посада. Новый план города выдержан в принципах классицизма. Стихийную планировку сел, сложившуюся вокруг монастыря, сменила прямоугольная разбивка кварталов и улиц, что обеспечивало более упорядоченный и компактный раздел земли.
Рис. 3. План расположения сел и слобод вокруг Троице-Сергиевой лавры во второй половине XVIII века (составлен по планам 1768–1777 гг.): I – дорога из Москвы; II – дорога из Дмитрова; III – дорога в село Благовещенское; IV – дорога на Углич; V – дорога на Переяславль; VI – дорога на Юрьев (Александров). Источник: http://gorod-zagorsk.ru/mess255.htm
По новому плану монастырь сохранял свое центральное положение, вся структура города подчинялась его архитектурному ансамблю. При разбивке сетки улиц применены шахматная и веерная системы, сохранились направления главных дорог к монастырю, но они были выпрямлены, а на въездах в город устроены специальные площади. Частично сносились кварталы Стрелецкой и Служних слобод, освобождалась от торговых лавок площадь около главных ворот монастыря – увеличилось свободное пространство у стен Лавры, что способствовало лучшему визуальному восприятию ансамбля. Для административного и торгового центра отводилась новая площадь на Московской дороге около Вознесенской церкви. Еще одна городская площадь предполагалась за Белым прудом рядом с Конным двором. Производственные предприятия переносились от Клементьевского пруда на восточную окраину города в нижнем течении реки Кончуры (рис. 4).
Рис. 4. Проект перепланировки Сергиева посада (1792) [2, c. 41]
Проект перепланировки посада встретил сопротивление в Лавре, в монастыре были обеспокоены судьбой земель, расположенных в черте города. В 1803 году вышел откорректированный план посада, в котором были учтены все пожелания Лавры. На северо-западе от монастыря отводились специальные кварталы для служителей монастыря (улицы этого района получили название Штатных), в ведении Лавры оставалась вся Красногорская площадь перед главными воротами, также ей отдавали заливные луга по реке Воре. Кроме того, в плане 1803 года корректировалась северо-восточная часть города, там было решено сохранить старое направление дороги на Переславль, что стало даже более благоприятным для планировки, подчеркивая ее центричность и позволяя сориентировать улицы на Лавру. Приобрела геометрически правильные очертания площадь в селе Клементьево (на Московской дороге), часть административной площади у Вознесенской церкви отошла под жилую застройку. Застройка севернее Конного двора, что за Белым прудом, была отменена, этот участок продолжал оставаться в полном распоряжении Лавры. К 1803 г. архитектурное решение плана Сергиева Посада получило свое окончательное завершение (рис. 5). Однако практические действия для его осуществления начались только после окончания Отечественной войны 1812 года. По плану Сергиева посада 1835 года, снятого по предписанию комиссии, видно, что к этому времени работы по перепланировке города были завершены, и город разросся даже больше, чем планировалось (рис. 6), хотя качество застройки оставляло желать лучшего.
Рис. 5. Скорректированный проект перепланировки города 1803 г. [2, c. 50]
Рис. 6. План Сергиева Посада 1835 г. [2, c. 51]
В Сергиевом Посаде, по сути, не было построено ни одного значимого здания, даже административно-торговую площадь у церкви Вознесения город окружил временными деревянными сооружениями, а для ратуши было выкуплено у монастыря ветхое здание богадельни. Капитальное строительство в посаде вела только Лавра, иногда не считаясь с генеральным планом; так, в 1815 году ею были построены каменные торговые ряды на Красногорской площади, которую по плану предполагалось очистить от торговли. Помимо этого Лавра строит на Красногорской площади каменную богадельню (1822), а на берегу Белого пруда – две монастырские гостиницы и каменные лавки. На площади перед входом в монастырь были срыты бастионы и засыпаны рвы у восточной стороны крепости, в результате торговые сооружения примкнули непосредственно к стенам обители. Для жилых домов посада были разработаны различные образцовые фасады в зависимости от положения застройки и доходов владельцев, однако применены они так и не были в связи со скудностью посадского бюджета и бедностью населения. Тем не менее ощущается наличие «двух градоформирующих начал – лаврской и посадской сфер» [1, с. 32].
Четвертый этап в формировании Сергиева Посада начинается с отмены крепостного права (1861) и продолжается вплоть до Октябрьской революции 1917 года. С отменой крепостного права начинается активное развитие капитализма, оказавшее влияние на социальную и материальную среду города. После отмены крепостного права изменился состав населения: штатные служители монастыря (в основном экономические крестьяне), выйдя из-под зависимости от Лавры, пополнили число мещан и частично крестьян, общее количество крестьян в посаде в свою очередь уменьшилось, распределение налоговых сборов стало более равномерным.
Население посада активно росло, часто приезжали бывшие крепостные, их привлекала близость как святой обители, так и Москвы, широкие возможности для занятия ремеслом и торговлей, кроме этого большому притоку населения способствовало строительство железной дороги (1860–1870), соединившей Сергиев Посад с Москвой, Ростовом и Ярославлем. Лавра продолжала оказывать огромное влияние на экономику посада. Параллельно развивалось лаврское и посадское ремесло. Посадские ремесленники выпускали продукцию, рассчитанную на широкого потребителя, при этом они ориентировались на народные традиции и качество порой страдало, в Лавре же производили не так много товара (в основном религиозного характера), но на очень высоком художественном уровне. Во второй половине XIX века лаврские ремесленники вышли на рынок, что привело к снижению качества изделий. Лавра обучала посадских ремесленников (для обслуживания многочисленных паломников сил монастыря не хватало), что способствовало становлению особых троицких традиций в художественном ремесле (троицкая манера писания икон). На рубеже XIX–XX веков кустарное посадское ремесло (в основном художественное: деревянная игрушка, деревянные иконы и кресты, сувениры с резным орнаментом) приобрело масштабы градообразующего фактора. Сергиев Посад занимал ведущее место в кустарной промышленности России, абсолютное большинство населения города было занято в этом производстве.
В конце XIX века стало очевидным разделение города на лаврскую и посадскую части. Территории, закрепленные за Лаврой, находились в основном в северной части города, и монастырь активно их застраивал. Торговые ряды, старая и новая гостиница, трехэтажный странноприимный дом (1892), больница-богадельня (1896), Красные торговые ряды (1902), надстроенный Конный двор (1904), многочисленные лавки, питейные заведения и склады – все это заполнило Красногорскую площадь, вопреки генплану, и ухудшило зрительное восприятие главной городской доминанты – ансамбля монастыря.
Южная часть города принадлежала посаду, и там, за рекой Кончурой, появились постройки общегородской инфраструктуры: посадский административный и торговый центры, общественный банк, здания мужского и женского училищ, городская управа, почта, тюрьма (Лавра материально помогала в строительстве), пожарное депо. В связи с появлением железной дороги были возведены здание станции (1862), паровозное депо, жилые дома для работников станции, небольшая гостиница и больница. Таким образом, к концу XIX века не только Лавра, но и посад активно участвуют в формировании культурной и материальной среды города.
Пятый этап развития города – советский период (1917–1991 годы), его в свою очередь можно разделить на две части: до и после Великой Отечественной Войны. Революционные события 1917 года стали переломным моментом в жизни всей страны. В это время происходят кардинальные перемены в сознании людей, меняются ценности и жизненные ориентиры, религия объявляется «опиумом для народа», вследствие чего изменяется отношение к храмам и монастырям, они уже не играют роль духовных и культурных центров. В свою очередь, потеря Лаврой былого могущества привела к тому, что у посада появились возможности для самостоятельного развития. В 1919 году происходит отделение Сергиево-Посадского района от Дмитровского, Сергиев Посад стал районным, а в 1922 году – уездным центром. Административные учреждения города разместились в монастырских зданиях на Красногорской площади. В 1930 году город переименован в Загорск в честь революционного деятеля В.Н. Лубоцкого (псевдоним Загорский).
В 1918 году Троицкий монастырь был национализирован, а в 1919 закрыт. Троицкой Лавре очень повезло по сравнению с другими монастырями России: ее признали ценным архитектурно-историческим объектом, поставили на охрану и занялись реставрацией; комплекс монастыря и все художественные ценности были обращены «в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры» [2, с. 75]. В первые годы после революции значительно сократилось население города – с закрытием Лавры прекратился поток паломников; Гражданская война принесла в город тиф, голод и разруху, вследствие чего сократилось количество гостей города; власти постоянно вводили новые налоги для пополнения казны города, и люди стали уезжать в деревни. Однако жизнь продолжалась и городская среда постепенно возрождалась. Проблемы социального характера (образование, здравоохранение, восстановление кустарного ремесла) и состояние городского хозяйства стали постоянной заботой новых властей. Для борьбы с беспризорностью детей в городе открыли 7 детских домов, для ликвидации неграмотности – 11 начальных и 4 средние школы, а также многочисленные курсы. Для восстановления и развития кустарной промышленности ремесленников объединяли в артели, на их базе открывались фабрики. «Из Москвы в Загорск был переведен Музей игрушки, организован Научно-исследовательский институт игрушки (1932) и училище по подготовке кадров для этой отрасли промышленности; через три года они справили новоселье в специально построенном для них здании в самом центре города на месте сожженных торговых рядов» [2, с. 75]. В городе активно развивается промышленность, появляются крупные предприятия: «завод Учоптика (1933), оптико-механический завод (1934), электромеханический завод (1938) и др.; в районе Вифании разместилась база Научно-исследовательского института птицеводства (1932)» [2, с. 75]. За счет новых рабочих поселков увеличилась площадь города, выросло его население. В 1935 году был принят генеральный план развития Загорска (рис. 7). На нем видно, что авторы достаточно бережно отнеслись к исторической среде города, сохранили радиальную направленность улиц, признали ценность Лавры как архитектурно-исторического комплекса и оставили за ней роль музейного центра (не общегородского культурного, поскольку это не соответствовало идеалам нового времени). Чтобы уменьшить градостроительную роль Лавры, рядом с ней (севернее на дороге в Переславль) было решено создать новый общегородской центр, который должен «оттягивать» внимание на себя, кроме этого предполагалось построить кольцевую дорогу, которая бы «сбила» радиальную направленность улиц к монастырю.
Рис. 7. Генеральный план Загорска 1935 г. [1, c. 101]: 1 – районные центры, 2 – музейно-выставочный центр, 3 – главный центр, 4 – вокзал, 5 – ведущая промышленность, 6 – архитектурно-композиционные оси
После Второй мировой войны в стране наблюдался сильнейший подъем патриотических настроений, вопросы возрождения и сохранения культурного наследия встали с новой остротой. В Загорске значительно расширился список памятников истории и культуры, подлежащих охране. В 60-е годы в целях популяризации российской истории и культуры развивают автобусный туризм по древним городам, был создан туристический маршрут «Золотое кольцо», в который вошел и Загорск. В 1969 году было принято решение о создании в Загорске центра туризма. В 1972 году разработан новый генплан, по которому Лавре вновь отводилась роль основного градоформирующего фактора, а рост промышленности ограничивался. Основным направлением для развития города было выбрано восточное, вдоль реки Кончуры. Планировку и историческую застройку в центре вблизи монастыря предлагалось сохранить, а новое строительство вести таким образом, чтобы не нарушать целостности среды. Для лучшего раскрытия видовых точек на Лавру постройки около ее стен было решено снести. Застройку центра города предлагалось использовать для различных нужд туризма и ремесленных мастерских. В преддверии олимпиады 1980 года центр города подвергся дополнительному благоустройству: появилась смотровая площадка (на пути от железнодорожной станции к Лавре), подземный переход, стоянка автотранспорта и бульвар вдоль стен монастыря.
Шестой этап градообразования связан с распадом СССР в 1991 году, сменой власти и изменением отношения государства к церкви. В этот период пробуждается интерес к православию как исконной русской религии, вновь начинают функционировать храмы и монастыри. Основной идеей становится возрождение утраченного в советский период и возврат к историческим истокам. В 1991 году Загорску возвращено историческое название – Сергиев Посад, переименованы многие площади и улицы города. Лавре возвращены функции монастыря и центра религиозного паломничества. Здание старой гостиницы с аптекой на Красногорской площади передано Лавре для устройства монастырской гостиницы, к музею-заповеднику перешли здания Конного двора и гимназии. Все строения на территории города, когда-либо бывшие церквями, передали общинам верующих в безвозмездное пользование. Так началось восстановление бывших посадских церквей (в советское время они служили для размещения фабрик и складов), служивших некогда активными градостроительными доминантами, поддерживающими главную высотную доминанту города – Лавру. Воссоздаются полностью утраченные святыни, возводятся новые: комплекс из часовни, купели и киоска у источника Преподобного Саввы Звенигородского у западной стены монастыря. Таким образом, в градообразовании Сергиева Посада вновь большое внимание уделяется культовым сооружениям. В 1995 году была подготовлена новая концепция развития города в условиях кризиса промышленности, в соответствии с которой город должен ориентироваться на туризм и религиозное паломничество. В связи с этим первоочередной задачей для градостроителей стало создание исторического ядра Сергиева Посада, появились зоны регулирования застройки и охраняемого ландшафта [1].
Рис. 8. Генплан Сергиева Посада 2010 г.
Источник: http://www.sergiev-posad.net/media/www/imgs/genplan/genplan3.jpg
В наши дни Сергиев Посад продолжает позиционироваться как центр туризма и религиозного паломничества. В генеральном плане перспективного развития города 2010 года (рис. 8) приоритетными задачами становятся сохранение исторической среды и создание условий для туризма. Развитие туристской инфраструктуры предполагает:
- реставрацию, реконструкцию памятников культовой архитектуры и возвращение их первоначальных функций (церковь Рождества Христова по ул. К. Маркса, церкви в селе Глинково и в Киновии);
- формирование «Первого Храмового кольца» из церквей Благочиния, расположенных вне Лавры;
- музеефикацию памятников гражданской архитектуры и истории;
- формирование туристской инфраструктуры «Второго Храмового кольца»;
- создание периферийных паломнических комплексов в селах Благовещенье и Глинково, вокруг Гефсиманско-Черниговского скита;
- расширение гостиничной сети города (устройство новых гостиниц в пешеходной доступности от исторического центра);
- формирование озелененных территорий, пешеходных зон рек и оврагов, сходящихся к Лавре, с организацией велодорожек и конных маршрутов.
Для разгрузки центра города от транспорта в плане заложено строительство магистральных улиц на севере, западе и востоке поселения, образующих «большое кольцо», а также сеть дополнительных улиц; предусмотрены строительство железнодорожной станции и платформы в северной и южной частях города и организация рядом с ними транспортно-пересадочных узлов. При строительстве общественных центров приоритетной стала задача их децентрализации. Новые общественные пространства распределятся по окраинам города, что позволит освободить исторический центр от притока посетителей, не связанных с Лаврой (досуговые центры общегородского значения в основном сосредоточатся на севере города: спортивный центр, торговая и развлекательная зона, студенческий городок).
Развитие жилых зон города планируется за счет использования свободных территорий, реконструкции и модернизации существующих кварталов застройки, сноса ветхого и малоценного фонда. План также предусматривает модернизацию существующей промышленности, создание на ее основе новых высокотехнологичных предприятий и инновационных отраслей производства; на базе существующей промышленной зоны на юго-востоке города планируется создать индустриальный парк [9].
References
1. Andreyeva, O.N. et al. (2011) Essays on the history of Sergiev Posad, late 17th-20th century. Moscow: ROSSPEN.
2. Baldin, V.I. (1981) Zagorsk: history of the city and its plan. Moscow: Stroyizdat.
3. Ilyin, M.A. (1967) Zagorsk. Holy Trinity-St.Sergius Monastery: Album. Moscow: Sovetsky Khudozhnik.
4. Rutkvoskaya, L.A. (1996) Cities of the Russian Empire: Reference Book: as of 1.01.1914 with information on them as of 1.01.1987. Saint-Petersburg: BLIZ.
5. Sergiev Posad: Reference Map (1995) Moscow: Roskartograpfiya.
6. Pages of History. Monastery–Settlement–City [Online]. My Zagorsk. Events and People. My Sergiev Posad. History and Modernity. Available at: http://gorod-zagorsk.ru
7. Baldin, V.I. (1996) Holy Trinity-St.Sergius Monastery. History and formation of the architectural ensemble. In: Baldin, V.I., Manushina, T.N. (1996) Holy Trinity-St.Sergius Lavra. Architectural ensemble and 14th-17th century old Russian art collections. Moscow: Nauka, 1996. [Online]. «RUSARCH» Library. Available at: http://www.rusarch.ru/baldin1.htm
8. Sergiev Posad municipal district of Moscow Oblast. History, territory, population [Online]. SERGIEV POSAD.RU. Information Web-Site of Sergiev Posad District. Available at: http://www.sergiev-posad.ru/gorod/
9. Master Plan of Sergiev Posad [Online]. Administration of Sergiev Posad. Available at: http://www.sergiev-posad.net/work/genplan
Citation link
Zarochintseva O.V. THE EFFECT OF THE HOLY TRINITY-St.SERGIUS LAVRA ON THE SHAPING OF SERGIEV POSAD CITYSCAPE [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2013. – №1(41). – URL: http://archvuz.ru/en/2013_1/14
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная