Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (41) March, 2013
Theory of architecture
Shvetsova-Shilovskaya Elizaveta A.
PhD student.
Research supervisor: Professor S.V. Ilvitskaya, DSc. (Architecture),
State University of Land Use Planning,
Russia, Moscow, e-mail: LizaSh-Sh@list.ru
THE SAINT-TRINITY ANTONIEVO-SIYSKY MONASTERY: ARCHITECTURE AND SPATIAL COMPOSITION
УДК: 726.72
Шифр научной специальности: 85.113(2)
Abstract
Based on historical evidence, the author examines the construction history of the Antonievo-Siysky monastery from establishment to its closing in the 1920s. This study has allowed the author to analyse the development of the architectural composition of the monastery over time and identify its basic compositional features and losses. The article shows that the centre of the monastery’s architectural composition is represented by three churches in its central area: the Temple of Three Moscow Saints, the Church of the Annunciation, and the Trinity Cathedral, the latter being the composition’s dominant. Comparison of the northern and eastern panoramas shows that the spatial composition of the monastery is oriented to be viewed from points along the west-east axis passing in the middle of the cathedral.
The findings of the article are based on a detailed analysis of historical documents and thorough visual investigation of the monastery’s remaining structures. The results of the study may be useful in the development of a reconstruction project for the Antonievo-Siysky monastery. In particular, building and restoration should involve the reconstruction of what has been lost from the composition. Especially noteworthy is the analysis of the view points in relation to the Antonievo-Siysky monastery from surrounding areas. Indeed, in addition to the need to restore the remaining structures, any reconstruction of the monastery will inevitably require the construction of new buildings, which should not obstruct the view of the entire monastic complex as a whole. Therefore the choice of construction sites for such buildings and, especially, their heights should be designed allowing for the analysis of views of the monastery from various points.
Keywords: cult architecture, Antonievo-Siysky monastery, monastery complex, orthodox monasteries, architectural spatial composition
Введение
Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, основанный преподобным Антонием Сийским (1477-1556), находится в 160 км к югу от Архангельска, в Холмогорском районе, на полуострове, окруженном Большим Михайловским озером, через которое протекает река Сия – приток Северной Двины. Этот монастырь примечателен не только своей уникальной архитектурой, но и богатой историей (см., например, ссылку [1] и раздел Антониево-Сийский монастырь: краткий исторический обзор, ниже). К сожалению, Антониево-Сийский монастырь дошел до наших дней в совершенно неудовлетворительном инженерно-техническом состоянии, а многие его здания были вовсе утрачены. Поэтому начатое в 2000 г. воссоздание этого монастыря является важной задачей, особенно в свете возрастающего интереса к нему со стороны туристов и православных паломников.
Хотя различные аспекты реконструкции Антониево-Сийского монастыря рассмотрены в статьях [2-4], разработка всеобъемлющего проекта воссоздания и развития монастыря в современных условиях до сих пор не закончена. Очевидно, что создание такого проекта невозможно без детального анализа объемно-пространственной композиции всего архитектурного комплекса монастыря и выявления ее основных характеристик. При этом особое внимание необходимо уделить утраченным деталям композиции: они должны быть по возможности восстановлены в ходе реставрационных работ. Анализ объемно-пространственной композиции, в свою очередь, требует изучения того, как развивалась архитектура монастыря с момента его основания и до закрытия в 20-е гг. XX в.
Выполненные к настоящему времени исследования показали, что помимо реставрации сохранившихся зданий – памятников архитектуры, реконструкция Сийской обители потребует возведения новых построек, необходимых для полноценного существования монастыря в наше время. Эти новые здания, безусловно, не должны мешать восприятию всего архитектурного комплекса монастыря в целом. Поэтому выбор мест их строительства и габаритов (прежде всего, высоты) должен быть осуществлен с учетом анализа видовых точек на архитектурный ансамбль Антониево-Сийского монастыря с окружающей его территории. Таким образом, в настоящей работе: 1) на основе архивных сведений исследована история архитектуры монастыря; 2) найдены и описаны основные видовые точки на ансамбль монастыря; 3) выполнен анализ объемно-пространственной композиции монастырского комплекса, определены ее основные особенности.
Антониево-Сийский монастырь: краткий исторический обзор
История Антониево-Сийского монастыря началась в 1519 г., когда преподобный Антоний (в миру Андрей) вместе с иноками Александром, Исайей и др. обосновался с разрешения великого князя Василия III на большом Михайловском озере, в месте совершенно безлюдном в те годы [5]. Первоначально монастырь располагался на небольшом острове, размером примерно 500 × 250 м.
Преподобный Антоний основал в монастыре библиотеку, которая впоследствии стала крупнейшим на Севере книгохранилищем, положил начало переписыванию церковных книг, организовал иконописную мастерскую, способствовал развитию ремесел (выделка мехов, кожи, портновское и сапожницкое дело) [6]. Под началом игумена Антония монастырь стал известным и почитаемым духовным и церковно-административным центром Подвинья. В настоящее время мощи преподобного Антония хранятся под спудом в Троицком соборе Антониево-Сийского монастыря.
Положение обители на речном торговом пути, соединявшим центральные районы России с ее единственным в допетровскую эпоху северным портом – Архангельском, дало возможность монастырю превратиться в XVI-XVII вв. в крупный хозяйственный и культурный центр Русского Севера. Этому способствовала и поддержка верховной власти Московского государства.
Действительно, в то время монастырь владел более 3500 крестьян, огромными площадями земли для сельскохозяйственной деятельности, участками северных рек и Белого моря, использовавшимися для рыбной ловли, множеством соляных варниц по всему беломорскому побережью. Обители благоволили великий князь Василий Иоаннович и царь Иоанн Грозный, которые одаривали монастырь как земельными и лесными угодьями, так и деньгами. Сын Иоанна Грозного царевич Иоанн потрудился над составлением Жития преподобного Антония. Кроме того, государство освобождало от уплаты таможенных пошлин значительную часть продаваемой соли, способствуя расцвету и богатству монастыря, а также от уплаты оброка в периоды активных строительных работ. Постепенно Антониево-Сийский монастырь становится школой мастеров каменного дела на Двине. Если в начале каменного строительства работы велись вологодскими каменных дел мастерами, то к середине XVII века появились и свои мастера, которые принимали участие в строительстве каменных Гостиных дворов в Архангельске.
Интересно отметить, что при одном из преемников преподобного Антония – игумене Ионе в монастырь был сослан боярин Федор Никитич Романов, потомок царственного дома Рюриков, имевший больше, чем Борис Годунов, прав на трон. Царь Борис распорядился постричь его в монахи. В иночестве Федора Никитича нарекли Филаретом. А чтобы окончательно удалить Романова от мира, Годунов приказал посвятить его сначала в иеромонахи, а затем и в архимандриты. Монах-невольник прожил в Антониево-Сийском монастыре пять лет. Лжедмитрий I, овладевший московским престолом после смерти Бориса Годунова, распорядился освободить Филарета из заточения и вернуть его в Москву. В 1606 г. Священный собор возвел Романова в сан митрополита Ростовского, а в 1619 г. Филарет был возведен на патриарший престол. Став затем наставником юного царя, своего сына Михаила Федоровича, патриарх Филарет всячески помогал Антониево-Сийскому монастырю в благодарность за мягкое и почтительное отношение к себе в период ссылки. Впоследствии царь Михаил Федорович также покровительствовал монастырю.
Из стен самой обители вышло несколько знаменитых людей. Так, учеником школы книгописания Антониево-Сийского монастыря был выросший в обители Паисий Сийский, бывший в 1677-1694 гг. патриаршим казначеем. Должность казначея давала ему возможность помогать родному монастырю. После кончины он был погребен в каменной усыпальнице Антониево-Сийского монастыря. Архимандрит Никодим, также вышедший из иноков монастыря, увековечил свое имя созданием знаменитого Сийского подлинника – иконописного сборника XVII в. Интересно, что родной дядя М.В. Ломоносова, Иван Дорофеевич, был стряпчим в Антониево-Сийском монастыре [7]. По легенде [8], в декабре 1730 г. он подарил сбежавшему из дома племяннику тулуп, который тот заложил в г. Емецк и благодаря этому смог продолжить свое знаменитое путешествие с обозом.
История архитектуры монастыря
Обратимся теперь к истории архитектуры Антониево-Сийкого монастыря. Первой церковью, построенной в монастыре, стала церковь во имя Живоначальной Троицы 1. Ее строительство началось в 1525-1526 гг., после получения «жалованной грамоты» от великого князя Василия III. Через некоторое время после окончания строительства церкви в монастыре вспыхнул уничтоживший ее пожар. Поэтому братия монастыря начинает возводить второй шатровый храм – также во имя Святой Троицы, «больши первыя». Этоn храм также был деревянным и не отапливаемым.
Затем в монастыре в порядке очередности были построены: Благовещенская церковь с деревянной трапезной (дата ее постройки неизвестна, но известно, что храм был теплым), деревянные святые ворота с надвратной церковью во имя Сергия Радонежского [9], «колокольня на столбах» по описанию князя Василия Звенигородского (1587 г.) и келии «четвероугольно» вокруг церквей. Все эти здания существовали до 1540 (41) года, когда в монастыре произошел пожар.
После пожара монастырь был снова восстановлен в дереве, и поэтому пожары были постоянным бедствием. Три раза Сийский монастырь сгорал полностью: огнем уничтожались как церкви, так и жилые и хозяйственные постройки. Поэтому с конца XVI в. начинается строительство каменных церквей, а к концу XVII века весь монастырь был перестроен в камне: в нем не осталось ни одной деревянной постройки за исключением стены ограды. Комплекс каменных церквей, возведенных в Антониево-Сийском монастыре, был первым в Подвинье, где до середины XVII столетия вообще не было каменных зданий. В течение полувека, т.е. с конца XVI в. и до середины XVII в., в монастыре было возведено четыре каменных церкви, а также не сохранившиеся двухэтажные настоятельский и келейный корпуса.
Первым каменным зданием, построенным в Антониево-Сийском монастыре, был Троицкий собор (рис. 1). Жалованная грамота на его строительство в камне была получена от великого князя Федора Иоанновича 8 ноября 1587 г.1. Строительство Троицкого собора было начато в 1589 г. и завершено 30 июля 1606 г., а в 1607 г. cобор был освящен [10].
Рис. 1. Троицкий собор в начале XX в. (слева) и после 1920 г. (справа). Фото из архива ГААО
В 1638 г. по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича от 10 марта 1638 г. была заложена шатровая Благовещенская церковь с трапезной и келарской палатами 2 (рис. 2). Строительство началось по указу Новгородского митрополита Авфония на месте деревянной Благовещенской церкви, которую разобрали и сожгли. Возведение церкви, которое проводилось при игуменах Киприане I и Игнатии, было закончено 9 ноября 1643 г. 3 Дата освящения Благовещенской церкви неизвестна, т.к. грамота на освящение не сохранилась. Известна лишь дата освящения придела во имя преподобного Михаила Малеина над Благовещенской церковью в шатре: придел был освящен в 1642 г. [11].
После пожара 1658 г. Митрополит Новгородский Макарий грамотой от 28 апреля 1661 г. благословил строительство каменных Святых врат с надвратной Сергиевской церковью и с пристроенным двухэтажным жилым корпусом. «Каменные ворота, а на них церковь св. апостола Андрея Первозванного, да в пределе служба святых мученик Флора и Лавра» [11]. Надвратная церковь была освящена в 1687 г. при игумене Феодосии, однако строительство было полностью завершено только в 1699 г. Позже храм был разобран и перестроен «лучшею архитектурою, с пристроенными гостиными покоями» [11] (рис. 3).
Рис. 2. Благовещенская церковь в начале XX в (слева) и после 1920 г. (справа).
Фото из архива ГААО
Рис. 3. Надвратная Сергиевская церковь в начале XX в. (слева) и после 1920 г. (справа).
Фото из архива ГААО
Наконец, в 1593 году от царя Федора Иоанновича была получена грамота на строительство в центральной части монастыря храма-колокольни [12] (рис. 4). Храм-колокольня была освящена 8 июля 1661 г. [10]. Согласно одним источникам [10], она была построена в 1644 г., т.е. в то же время, что и Благовещенская церковь, согласно другим [13] – строительные работы закончили к лету 1661 г., только через три года после пожара 1658 г. Внутри колокольни располагалась церковь трех святителей Московских – Петра, Алексия и Ионы, устроенная по грамоте Новгородского митрополита Макария II от 12 марта 1657 г. [12]. Челобитную на имя митрополита Макария II о том, чтобы устроить эту церковь и получить антиминс (плат с вшитой в него частицей мощей православного святого, на котором совершается литургия), подавали келарь Паисий и казначей Гурий [11].
Рис. 4. Храм-колокольня трех московских святителей в начале XX в. (слева) и в 1920-х гг. (справа). Фото из архива ГААО
Время постройки храма-колокольни совпадает со временем расцвета монастыря, который продолжался до конца XVII в. После строительства церквей в монастыре были возведены каменные двухэтажные келейные корпуса, а численность братии превышала 200 человек. В это время в Сийском монастыре развивается иконопись, работают небольшая типография и граверная мастерская, а монастырские подворья располагаются в Москве, Вологде и Архангельске.
Однако следующий XVIII в. становится веком упадка монастыря. После изъятия церковных земель в ходе екатерининской секуляризационной реформы 1764 г. количество монашествующих сократилось. В XVIII в. не было построено ни одного нового каменного здания, а все строительные работы сводились к ремонту. Однако миссионерская и просветительская деятельность монастыря продолжалась и в XVII-XX вв., вплоть до Октябрьской революции и гражданской войны.
После революции 1917 г. судьба монастыря сложилась особенным образом. В 1920 г. на территории монастыря в помещении церкви Благовещения была открыта детская колония [14], но небольшая монашеская община еще продолжала действовать. Монастырь был окончательно закрыт в 1923 г. 4 августа 1923 г. на основании мандата Архангельского отдела управления № 3694 от 31 июля 1923 г.4 было решено передать все сохранившиеся к тому времени постройки монастыря дому отдыха. Территория монастыря использовалась для нужд трудовой коммуны, а затем колхоза. Во время Великой Отечественной войны в монастыре находился детский дом, позднее – приют для детей-инвалидов. В 1970-1992 гг. на территории монастыря располагались пионерский лагерь «Автомобилист» для детей работников автотранспортных предприятий Архангельска и Северодвинска и дача Архангельского облисполкома. Храмовые здания постепенно ветшали и разрушались. Все церкви монастыря дошли до нашего времени обезглавленными, в неудовлетворительном инженерном состоянии, а иконостасы и утварь были утрачены. Состояние основных храмов монастыря после его закрытия ясно видно из рис. 1-4. Тяжелый период в истории монастыря закончился пожаром крыши Благовещенской церкви, трапезной палаты и ризницы в 1992 г.
Монастырь был возвращен Русской Православной Церкви в 1992 г. С этого момента началось возрождение обители. В настоящее время в монастыре выполняются строительные, ремонтные и реставрационные работы. Первым памятником архитектуры, с которого началась реставрация, стала надвратная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. В январе 2001 г. началось восстановление кирпичного барабана храма и ремонтные работы, как внутри церкви, так и в примыкающем к ней корпусе [15]. Вторым восстановленным памятником стал храм-колокольня во имя Трех московских святителей: начало строительных работ пришлось на июль 2001 г. Колокола для этого храма были освящены 8 июня 2002 г., а уже в сентябре того же года в нем было возобновлено богослужение [16]. Одновременно с этим проводились работы по восстановлению Троицкого собора. Так, 28 октября 2000 г. на главе собора был установлен крест, а реставрация самого собора была начата в сентябре 2003 г. Пять крестов Троицкого собора были освящены епископом Тихоном 27 сентября 2004 г.
Анализ видовых точек и объемно-пространственная композиция архитектурного комплекса монастыря
Перейдем теперь к анализу и описанию объемно-пространственной композиции Сийского монастыря. Принципиальное решение объемно-пространственной композиции монастырского ансамбля сложилось еще в 1525-1527 гг., когда в монастыре были построены первые деревянные церкви. Из описей известно, что после пожаров эти церкви строились вновь на прежних местах. Каменные церкви также возводились на месте одноименных деревянных церквей.
Анализируя объемно-пространственную композицию архитектурного комплекса монастыря в его современном состоянии, нужно принять во внимание, что эта композиция имеет незавершенный характер вследствие утраты монастырем большого числа построек. В частности, были утрачены двухэтажные кирпичные здания конца XVII в.: Братский корпус на западном берегу Михайловского озера и Игуменский корпус между храмом-колокольней и надвратной церковью. Был разрушен одноэтажный кирпичный Келейный корпус на берегу протоки Залебедки; не сохранилась и застройка северо-западного угла монастырской территории, место которой занимает теперь стеклянный павильон. Из деревянных построек утрачены Келейный корпус середины XIX в., Никольская церковь и монастырская ограда.
Рассмотрим сначала северную панораму монастыря. Единственная дорога к монастырю проходит от трассы Москва-Архангельск через лес Сийского природного заповедника. Сухопутная дорога с северной стороны существует с середины XVII в., т.е. со времени постройки надвратной Сергиевской церкви, когда был создан искусственный перешеек от монастыря к ближайшему северному берегу Михайловского озера. При движении по этой дороге первая видовая точка на монастырь находится примерно в 2 км на северо-востоке от него. Благодаря рельефу, понижающемуся по мере приближения к озеру, эта видовая точка расположена выше монастыря. Поэтому двухэтажные здания гостиниц, построенные вдоль дороги перед въездом на территорию монастыря, не перекрывают его панораму. При дальнейшем приближении по этой дороге Сийский монастырь ненадолго скрывается за лесом, а затем, когда дорога поворачивает с северо-востока на север, он становится виден вновь, но уже с севера. При этом все видовые точки от северной границы полуострова до главного входа в монастырь через ворота Сергиевской церкви, располагаются в одном направлении – с севера на юг, а панорамы монастыря отсюда принципиально не различаются (рис. 5). Существующие на полуострове хозяйственные и иные постройки расположены по сторонам от панорамы памятников монастыря, не закрывая их, т.к. дорога идет посередине полуострова, перпендикулярно к стене и к надвратной церкви.
Рис. 5. Панорама монастыря с северной стороны. Источник: www.pravoslav-expo.ru
При приближении к монастырю с севера перед наблюдателем раскрывается длинный фасад надвратной Сергиевской церкви и продолжающий его Келейный корпус, который тянется до самого озера. Однако вид с этой точки на центральный комплекс церквей, который хорошо просматривается из-за надвратной Сергиевской церкви, лишен каких-либо акцентов и носит случайный характер. Это впечатление еще более усиливается при входе в монастырь под сводами надвратной церкви (рис. 6), особенно если представить на своем месте утраченный Настоятельский корпус XVII в., который перекрывал всю восточную часть и середину фасадов центрального церковного комплекса.
Рис. 6. Вид Антониево-Сийского монастыря из-под арки надвратной Сергиевской церкви. Фото автора
Совершенно иной характер имеет панорама монастыря с востока. С этой стороны композиция церквей имеет центральную доминанту – Троицкий собор. Боковые части композиции: церковь Благовещения с Трапезной палатой с юга от собора, и Храм-колокольня с севера, имея завершённые шатрами ступенчатые силуэты, они не симметричны, но уравновешивают друг друга, подчеркивая тем самым главенство собора.
По-видимому, собор играл роль доминанты и в XVI в., когда все церкви монастыря были деревянными, и особенно в XVII в., когда массивный белый кирпичный собор стоял между деревянными церквями. Когда же церковь Благовещения и колокольня были построены в кирпиче, и этот контраст несколько сгладился, композиция из трех церквей стала менее выразительной. Поэтому не случайно, что во время очередного ремонта собора в конце XVIII в. была изменена форма его центральной главы. Традиционную луковичную центральную главу заменили тогда на не имевшую аналогов в архитектуре XVII в. форму – нечто среднее между главой и шатром (рис. 7, 8). Новая глава имела значительно большую высоту и по своей форме напоминала колокол. В результате значение собора как центра композиции комплекса церквей и монастыря в целом было восстановлено. Такими же соображениями был обусловлен выбор формы главы собора, вновь восстановленной в 2004 г. Из рис. 8 видно, что современные виды на монастырь с восточного и западного берегов Михайловского озера незначительно отличаются от приведенных здесь фотографий XIX в.
Рис. 7. Виды на восточный (слева) и западный (справа) берега монастырского полуострова в конце XIX в. Фото из архива ГААО
![]() | ![]() |
Рис. 8. Панорамы монастырского полуострова с востока и запада в наши дни.
Источник: www.imperialhouse.ru
Из проведенного анализа следует, что главные видовые точки на монастырь изначально находились на оси запад-восток, проходящей посередине Троицкого собора. Ориентированность объемной композиции на вид с запада объясняется тем, что полуостров, на котором расположен монастырь, был ранее островом. Водный путь со стороны г. Каргополя, т.е. как раз с запада, был единственной возможностью попасть в монастырь. Очевидно, что именно на западном берегу полуострова находились ворота главного входа в монастырь.
Заключение
При помощи исторических документов, фотографий и визуального изучения сохранившихся построек выполнен анализ архитектурно-пространственной композиции ансамбля Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря. Изучение истории строительства монастыря позволило исследовать развитие этой композиции во времени и определить ее основные утраты в послереволюционный период. В результате проведенного анализа выявлены основные особенности архитектурно-пространственной композиции монастыря. Показано, что центром композиции всего комплекса зданий являются три церкви в центральной части монастыря: Храм-колокольня, церковь Благовещения и Троицкий собор, причем Троицкий собор доминирует. Проведенное в работе сравнение северной панорамы монастыря с его восточной панорамой, а также анализ видовых точек на монастырь свидетельствуют о том, что композиция архитектурного ансамбля ориентирована на видовые точки вдоль оси «восток-запад», проходящей посередине собора. Полученные в настоящей работе результаты должны быть использованы при разработке проекта воссоздания и развития Антониево-Сийского монастыря, а также учтены при использовании окружающей монастырь территории. Особенности композиции необходимо выявить при реставрационных и строительных работах в монастыре, а композиционные утраты – по возможности восстановить.
1 ГААО (Государственный архив Архангельской области). 2 р. с., Л. 105-106.
2 ГААО. 2 р. с., Л. 204(об)-205.
3 БАН ОРРК (Библиотека Академии Наук, Отдел рукописей и редких книг). Архангельское собрание, Д. 375, Л.73.
4 ГААО. Ф. 286, ОП. 1, Д. 1016, Ч. II, Л. 144.
References
1. Soikin, P.P. (1910) Russian orthodox monasteries. Saint-Petrsburg: P.P. Soikin’s Publishing House; Saint-Petersburg: Voskreseniye, 1994, pp. 59-65.
2. Svetsova-Shilovskaya Е.А., Ilvitskaya C.V. (2011) Principles underlying the formation of orthodox monasteries in the context of growing pilgrimage. Arkhitektura i Vremya, No. 3.
3. Svetsova-Shilovskaya Е.А., Ilvitskaya C.V. Principles underlying the formation of orthodox monasteries in the context of growing pilgrimage with reference to the antonievo-siysky monastery. land use, cadastre and geodistributed technologies. Proceedings of IV International Conference of Young Scientists and Professionals. Moscow: State University of Land Use Planning, 2010.
4. Svetsova-Shilovskaya Е.А., Ilvitskaya C.V. Issues in the reconstruction and adaptation of the Antonievo-Siysky monastery in the city of Arkhangelsk. 230th Anniversary Conference of the State University of Land Use Planning. Moscow: State University of Land Use Planning, 2010.
5. Saint Antony of Siya [Online]. Available at: http://www.days.pravoslavie.ru/Life/life3078.html
6. Antonievo-Siysky Monastery [Online]. Available at: http://www.diveevo.ru/276/
7. Chenakal, V.L., Andreyeva, G.E., Pavlova, G.E., and Sokolova, N.V. (1961) Chronicles of the life and creativity of M.V. Lomonosov. Moscow-Leningrad: Publishing House of the USSR Academy of Sciences.
8. Lomonosov’s Trading Mission visited the Antonievo-Siysky Monastery. [Online]. Available at: http://www.dvinaland.ru/prcenter/release/24041/
9. Kononov, A. (1985) Saint Antony of Siya, the Siya Miracle-Worker, and the religious and historical significance of the monastery founded by him. Saint-Petersburg: E. Evdokimov’s Printing House.
10. Macarius (Mirolyubov). (1878) Historical information about the Antonievo-Siysky monastery. Moscow: Moscow State University.
11. Perovsky, V. (1897) Antonievo-Siysky monastery. Historical essay. Arkhangelsk. 12.Brief historical description of monasteries in the Arkhangelsk Diocese (1902). Arkhangelsk: D.Goryainov’s Printing House.
13. Bryzgalov, V. (2005) Construction of churches in the Antonievo-Siysky monastery in the 16th-17th centuries. Arkhangelsk: Lodiya.
14. Kuratov, A.A. (2001) Antonievo-Siysky monastery. In: Pomor Encyclopaedia, Arkhangelsk, Vol.1.
15. Restoration of the Gatehouse Church (2001). Dukhovny Seyatel: the newspaper of the Saint-Trinity Antonievo-Siysky Monastery, No. 9,10, p.2.
16. Annunciate the Great Joy to the Land (2002) Dukhovny Seyatel: the newspaper of the Saint-Trinity Antonievo-Siysky Monastery, No. 6/7, p.9.
Citation link
Shvetsova-Shilovskaya E.A. THE SAINT-TRINITY ANTONIEVO-SIYSKY MONASTERY: ARCHITECTURE AND SPATIAL COMPOSITION [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2013. – №1(41). – URL: http://archvuz.ru/en/2013_1/8
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная