Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (42) June, 2013

Theory of architecture

Vitiuk Ekaterina Yu.

PhD. (Architecture), member of the Union of Architects of the Russian Federation,
Advisor to the Russian Academy of Architecture and Civil Engineering,
Conceptual Development Project Manager
LLC «Neoconsultinggroup».

Russia, Yekaterinburg, e-mail: help_nir@mail.ru

ON THE IMPLEMENTATION OF IDEAL STAR-SHAPED CITY CONCEPTS

УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.110

Abstract

Ideal city concepts emerged during various time periods, representing the quintessence of idealized and sometimes fantastic city-planning views. The first theoretical works of this kind were ideal star-shaped cities, which were popular during the Middle Ages and the Renaissance. The fortification factor defined their form and planning principles. The town-planning texts devoted to star-shaped cities contain historical evidence and descriptions but may also become a basis for contemporary studies and receive a new interpretation in projects. The advantage of concepts of this type is optimal use of the internal space within a small city area. In the current context, that experience could be successfully used for creating mini-cities inside major urban formations.

Keywords: ideal cities, medieval cities, fortified cities, defensive structures

К настоящему моменту человечеством создано огромное количество концепций идеальных городов, отличных по своей сути, характеру описания, профессиональности авторов и пр. Они могут представлять собой отдельные теоретические труды, ставшие результатом фундаментальных и прикладных исследований; быть частью литературных произведений, студенческих проектных размышлений, работами художников и т. д. Однако любая такая концепция заслуживает внимания и адекватной оценки специалистами в области градоформирования. Любое рассуждение об идеальном для жизни пространстве, подвергнутое профессиональному анализу, способно повлиять на теорию и практику градостроительства и архитектуры, найти новые формы, иные способы организации пространств и их связей и т.д. Например, идеи, изложенные Н.А. Милютиным, подтолкнули к сознанию норм санитарно-защитных зон и в целом к зонированию городской среды, которое на сегодняшний день кажется чем-то весьма обычным, общепринятым.

Идеальные города изучали многие теоретики архитектуры и градостроительства: Т. Ф. Саваренская, В. А. Глазычев, А. Э. Гутнов, И. Груза, М. Рагон и др. Некоторые ученые и практики предлагали собственные «идеальные» градостроительные концепции: П. Солери, К.-Н. Леду, К. Курокава, Дж. Данциг, Ле Корбюзье и др. Однако четкой их классификации не существует ввиду обширности материала и постоянного добавления нового. Кроме того, остается нераскрытым вопрос применения этих разработок в современном градостроительстве. Это, в свою очередь, становится основой гипотезы: концепции идеальных городов могут стать базой для разработки современных градостроительных объектов.

Рассмотрим правомерность данного утверждения на примере ряда концепций городов-звезд, применяя аналитический подход.

Первый известный нам теоретический трактат о создании идеального города принадлежит Леону Альберти1 (сер. XV века). Это комплексная работа, содержащая сведения о выборе места для строительства города, принципах планировки, типологии зданий, декоре и т. д. Альберти писал, что «красота есть строгая соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат, – такая, что ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже»2. В этом труде изложены основные принципы создания ансамбля.

В период Средневековья идеальный город представлял собой компактное образование, имеющее в плане форму звезды. Это продиктовано как необходимостью обороны, так и попыткой создания «Небесного града» («Небесного Иерусалима»), т. е. стремлением повторить на земле строение совершенного божественного города-звезды (рис. 1). Такое сооружение являлось духовной, административной и военной опорой общества. С военной точки зрения города-звезды представляют собой оптимальное планировочное решение для ведения круговой обороны и быстрого перемещения по дорогам-радиусам. Крепостные стены с башнями, необходимые для защиты, были четко фиксированными границами города, не позволяющими ему увеличивать территорию под застройку.

Рис. 1. Города-звезды:
1) Идеальный город с пятиугольной цитаделью, П. Катанео, 1554
[2, с. 32];
2) Филарете, Сфорцинда, вторая половина XV в.;
3) Идеальный город, Даниель Спекле, 1608;
4) Пальма-Нуова, 1593;
5) Идеальный город, В. Скамоцци, город-крепость колониальной империи венецианцев второй половины XV в.;
6) Идеальный город, Лорини, XVII в.;
7) Идеальный город, Жак Франсуа Перре, 1601
[3]

Средневековый город мог расти лишь вверх, либо требовалось уплотнять внутреннюю структуру. Оба варианта также ограничены техническими возможностями того периода и требованиями к условиям ведения военных (точнее, оборонительных) действий. В связи с этим единственным вариантом увеличения числа горожан, а значит, территории города является «выход за стены», т. е. строительство поселения за границей города. Таким образом, «идеальный» город-звезда был окружен домами и хозяйственными строениями людей низших слоев (крестьяне, ремесленники), внутри же мощных каменных стен находились дома знати, дворцы, храмы и т. п. При необходимости (например, во время войны) жители окрестностей города могли скрыться в нем, но сохранность их жилищ была под угрозой.

Надо отметить, что эта концепция продолжала развиваться и даже получила реальное воплощение в виде городов-крепостей. Примером является Наарден (Нидерланды, XIII-XVII вв.), являвшийся важной стратегической точкой своего времени (рис. 2, 3).

Рис. 2. Наарден, Нидерланды. Источник: http://trasyy.livejournal.com/844851.html

Рис. 3. Снимок со спутника: Наарден. Источник: http://www.terra-z.ru/archives/15166 

Еще один образец – Терра дель Солее (Италия, Эмилио-Романья) – крепость, созданная по приказу Козимо Медичи (итал.: Cosimo I de' Medici; 1519-1574) в конце XVI века (рис. 4). Также существовали и другие крепости, созданные с применением звездообразных земляных валов: Леньяго (Legnago), Куворден (нидерл.: Coevorden), Бриле (Голландия) и т. д. Был реализован проект крепости Пальма-Нуова (рис. 5).

Рис. 4. Снимок со спутника: крепость Терра дель Соле, Италия.
Источник:
http://maps.google.ru/ 

Рис. 5. Пальма-Нуова, окрестности г. Удине, В. Скамоцци. Источник: http://www.e-antropolog.ro

Однако идеальным городом-крепостью этого периода можно признать замок Мариенбург (Мальброк, Польша), когда-то ставший резиденцией рыцарей Тевтонского ордена и входивший в фортификационную сеть в Пруссии (рис. 6). Целая сеть водных каналов, кирпичные стены, черепичная кровля, центральная система отопления, санитарный узел, мосты, множество подъемных решеток – все это позволяет назвать Мариенбург самой грандиозной крепостью этого периода, хотя ее планировка далека от «идеальных» представлений о городе средневековья. Лишь линия укрепления с северной стороны и угловые завершения каменного фундамента замка имеют контур, напоминающий город-звезду (см. рис. 6, фрагмент 4).

Рис. 6. Мариенбург, Польша: 1, 2, 3 – внешний вид замка; 4 – гравюра с изображением плана крепости; 5 – снимок из космоса.
Источники: http://lifeglobe.net/entry/1138,
http://www.zamek.malbork.pl/ , Музей Мальборкского замка

По тем же правилам был создан Кёнигсберг (рис. 7).

Рис. 7. План Кенигсберга, фон Сухолетц Младший (1740) [2, с. 69].

Подобные проявления данной концепции можно встретить и в планировках российских городов и крепостей. Например, проект Санкт-Петербурга, автором которого являлся А. Леблон (1717) – приглашенный французский архитектор, взявший за основу плана идеальные города Возрождения (рис. 8). Проект осуществлен частично (рис. 9).

Рис. 8. Проектное предложение планировки Санкт-Петербурга, А. Леблон, 1717 [1, с. 73].

Рис. 9. 1) карта Санкт-Петербурга и окрестностей, 1726-1727 гг.
Источник:
http://gopiter.ru/piter/main/city_map/historymaps/ ;
2) центральная часть Санкт-Петербурга.  Источник:
http://maps.google.ru

Звездообразные земляные валы окружали Выборг (Ленинградская обл.), часть из них сохранилась по сей день (рис. 10).

Рис. 10. План Выборга [2, с. 412]

Графические интерпретации идеальных городов-звезд, несмотря на их метафорическое значение, соответствовали требованиям обороны того периода, вследствие чего стали фундаментальной основой средневекового градостроительства. Регулярная планировка позволяла не только легко ориентироваться внутри, но и быстро перемещаться при необходимости. Однако правильные формы планов не всегда получалось воспроизвести вследствие особенностей рельефа территории строительства. Более того, в настоящий момент земляные валы со стрельчатыми завершениями представляют собой интересную ландшафтную организацию территорий прежних крепостей.

Стоит отметить, что города-крепости, имеющие в плане форму звезды, отлично справлялись с поставленными перед ними задачами. Они создавались как произведения искусства и становились сюжетами гравюр. В них сочетались архитектурная и инженерная мысли, утилитарное и эстетическое; воплощалось представление об устройстве вселенной. Почему же принципы проектирования городов-звезд прекратили применять?

Безусловно, это связано с развитием техники и сменой мировоззрения. Эпоха Возрождения изменила взгляды на то, как должен выглядеть город. С этого момента начинает стремительно расти количество утопических градостроительных идей, связанных с рассуждениями об идеальном гуманистическом обществе. Замкнутый в себе город-звезда не в состоянии стать символом открытости и равенства среди людей. Эта концепция остается в Средневековье, но некоторые правила устройства городов интерполируются на утопии Возрождения. Например, регулярные и радиальные планировки продолжали применять. Их можно встретить в различных концепциях и литературных произведениях, описывающих идеальные города последующих периодов (рис. 11).

Рис. 11. Применение регулярных и радиальных планировок в концепциях идеальных городов:
1) Амауротум Т. Мора, 1516; 2) Севаринда Д. Вэрасса, 1675; 3) утопический город Габриэля де Фуаньи, 1676; 4) утопический город Морелли, 1755; 5) утопический город Р. Оуэна, 1841
[3].

Воспроизводить перестали только оборонительные укрепления, создававшие когда-то образ звезды. С развитием военной техники они утратили свою значимость, поскольку уже не могли гарантировать защиту горожанам, кроме того, стали мешать росту города.

Однако «позабытый» прием организации городского пространства может успешно применяться в настоящее время. Звездообразный в плане земляной вал мог бы стать основой ландшафтной организации какого-либо открытого городского пространства либо «приобъектной» территории (площади у административных, офисных и прочих общественных зданий и сооружений) с устройством каскадов и террас. Этот же прием был бы удачным элементом развлечения при использовании его в организации площадок для экстремальных видов спорта, границей пространства, тематическим элементом музея под открытым небом, связанным с историей градостроительства и т. д. Графические интерпретации городов-звезд легко представить в качестве аналогов для проектирования технопарков или университетских кампусов, различных режимных территорий, т. е. градостроительных объектов, которые нуждаются в наличии физически ощутимых, а не только визуальных границ.

Таким образом, градостроительные концепции городов-звезд можно встретить в различных уголках мира: Франции, Германии, Италии, Польше, России, Казахстане и др. Созданные пять сотен лет назад, они не только вызывают интерес как феномены Средневековья, но и могут успешно применяться в современном проектировании.

References

1. Alexeyev, Yu. V., Somor, G. Yu. (2003) The Planning of Settlements: vol. 1. The Evolution of Planning. Moscow: ASV.

2. Bondarenko, I.A. (ed.) (2007) The Art of Town-Planning: New Materials and Studies. Issue 1. Moscow: KomKniga.

3. Gruza, J. (1972) Theory of City. Moscow: Stroyizdat.

Citation link

Vitiuk E.Yu. ON THE IMPLEMENTATION OF IDEAL STAR-SHAPED CITY CONCEPTS [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2013. – №2(42). – URL: http://archvuz.ru/en/2013_2/3 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.06.2013
Views: 126