Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (47) September, 2014

Heritage

Smirnova Svetlana E.

PhD ( Art Studies).
I.Repin Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture.

Russia, St. Petersburg, e-mail: svetlanasm@mail.ru

A.S.GETSKIN, AN ARCHITECT OF «LENMETROGIPROTRANS». MATERIALS FOR THE CREATIVE BIOGRAPHY

УДК: 78.03
Шифр научной специальности: 85.113(2)6

Abstract

The article is one of the first attempts to summarize the creative heritage of the architect A.S.Getskin. For many years he was a member of staff of the architectural department at «Lenmetroproekt» and participated, both as author or team leader, in the design of various metro facilities. Ground vestibules erected during the period from 1956 to 1985 enable us to trace the stylistic evolution of these structures. This is important because they have had an impact on metro station design in St. Petersburg.

Keywords: metro stations, land pavilions, vestibules, architect A.S.Getskin (1917-1994)

Строительству станций метро в Ленинграде предшествовала большая проектная работа и строгий конкурсный отбор. В 1946 году в городе на Неве был создан первый филиал «Метропроекта» – московской организации по проектированию подземных сооружений – «Ленметропроект», в состав которого вошли как московские, так и ленинградские специалисты. Архитектурным проектированием новых станций занимались штатные архитекторы и привлеченные победители открытых и закрытых конкурсов. Результат этой огромной работы, сопровождаемой поиском индивидуальных решений, которые бы отличали станции ленинградского метро от их московских прототипов, а также высокие достижения в разработке станционных конструкций, адаптированных к сложным геологическим условиям, позволяют говорить о формировании «Ленинградской школы» [5, с. 14]. Одним из ярких ее представителей был А.С. Гецкин, внесший немалый вклад в развитие архитектуры сооружений метрополитена.

Арон Соломонович Гецкин (1917–1994) родился 3 февраля 1917 года в Уфе в мещанской семье [5, с. 150]. Переехав в 1932 году с семьей в Ленинград, он стал учиться в школе № 103 Смольнинского района (с 1994 г. – Центральный район Петербурга), где и проявил способности к рисованию, занимаясь в школьном кружке изобразительного искусства [3, с. 48]. В 1939 году Гецкин с отличием окончил Ленинградский институт инженеров промышленного строительства (ЛИИПС)1 по специальности «Архитектура». Военную службу он проходил в инженерных войсках на Тихоокеанском флоте, где молодому архитектору пришлось заниматься строительством береговых укреплений. Там и застала его Великая Отечественная война. В 1948 году, желая работать по специальности, архитектор демобилизовался в звании инженер-майора, вернулся в Ленинград и поступил на работу в архитектурный отдел «Ленметропроекта».

В 1970–1981 годах он занимал должность начальника архитектурно-строительного отдела. За время работы этого отдела состав архитекторов неоднократно менялся, но А.С. Гецкин на протяжении многих лет был одним из постоянных его сотрудников, участвовал в качестве автора или руководителя творческих коллективов в проектировании многих объектов метрополитена. Рассмотрение творческого наследия мастера в этой области позволяет проследить стилевую эволюцию наземных павильонов станций метро, возведенных с 1956 по 1985 год, что является актуальным, поскольку в дальнейшем они оказали влияние на проектирование подобных сооружений в Петербурге. Кроме того, в настоящее время активно производится замена облицовки фасадов наземных павильонов, что не только вносит серьезные нарушения в архитектурный замысел, но и в ряде случаев способствует снижению выразительности архитектурно-художественного образа станции. Иллюстративный материал данной статьи, построенный на сопоставлении фотоматериалов разных лет, позволяет наглядно выявить изменения, произошедшие во внешнем облике павильонов.

О творчестве А.С. Гецкина нет монографии, библиография в основном состоит из журнальных статей, часть из них написана самим архитектором. О личности А.С. Гецкина, характере и человеческих качествах дают представление небольшой очерк его дочери Е.А. Гецкиной, опубликованный на страницах журнала «Адреса Петербурга» к 90-летию со дня рождения мастера [3, с. 48], и материалы изданий «Ленметрогипротранса», посвященные истории института.

Как правило, станции метро проектировались коллективами авторов. Часто с А.С. Гецкиным сотрудничала В.П. Шувалова2 – совместно с ней была спроектирована примерно половина всех наземных павильонов [1, с. 330], созданных при участии Гецкина, первым из них стал павильон станции «Пушкинская» (1955).

Вестибюль этой станции встроен в трехэтажное классицистическое здание (рис. 2), стоявшее по соседству с Витебским вокзалом. Своеобразными репликами на детали фасада вокзала явились арочные проемы окон первого этажа павильона и большая арка в центре, объединяющая двери, а также рустовка стен. Несмотря на разное стилистическое решение обоих зданий, такая перекличка формальных мотивов не была случайной: один из вариантов проекта предусматривал соединение павильона метро и вокзала пропилеями (рис. 1).

Рис. 1. Проект наземного павильона
станции 1950-1952 [6, с. 81]

Рис. 2. Павильон станции метро
«Пушкинская», фото 2012

Наземный вестибюль «Пушкинской» проектировался, когда проект станционного зала уже был рекомендован к осуществлению, поэтому стилистическая связь с подземным интерьером представлялась необходимой, что выразилось в сходной трактовке декоративной пластики, осветительной арматуры, металлических деталей, элементов ордера. Особого внимания заслуживает небольшой камерный зал, выделенный в зоне эскалаторов опирающимся на колонны фронтоном. Обнесенный с трех сторон пилястрами, между которыми помещен барельефный медальон с профильным изображением А.С. Пушкина (скульптор М.Т. Литовченко), он, подобно камертону, задает основной эмоциональный настрой всей станции, способствуя удачному раскрытию мемориальной темы. Решенный в духе «сталинского классицизма», наземный вестибюль «Пушкинской» явился не только характерным памятником своей эпохи, но и одним из типичных образцов архитектуры станций первой очереди ленинградского метро.

После выхода Постановления ЦК КПСС и Совета министров об устранении излишеств в проектировании и строительстве [7, с. 2], характер наземных сооружений меняется. Павильон станции метро «Чернышевская» (1958), выполненный А.С. Гецкиным тоже в содружестве с В.П. Шуваловой, получил иное, более сдержанное решение интерьера. Кроме того, его отличает широкое использование стекла на фасаде (рис. 3). В главном объеме павильона прослеживается принцип компоновки, свойственный классицистическому зданию, в которое встроен вестибюль станции «Пушкинская», – это прямоугольная форма фасада с расположенной по центру системой входных дверей.

Рис. 3. Павильон станции метро
«Чернышевская». Фото 2014 г.

Рис. 4. Второй наземный вестибюль станции
«Площадь Восстания». Фото 1961 г.

В 1960 году по проекту тех же архитекторов был возведен второй вестибюль станции «Площадь Восстания», имеющий два выхода – на Лиговский проспект и на Московский вокзал. Это сделало необходимым включение в его структуру, кроме эскалаторного, еще двух кассовых залов. Решение эскалаторного зала (рис. 4) представляется особенно интересным благодаря широкой стеклянной стене, через которую хорошо просматривалось здание вокзала. Кроме того, авторы впервые применили стеклянные двери, что наряду с использованием осветительной арматуры и полированных профилей из алюминиевых сплавов подчеркнуло свежесть предложенного архитектурного приема.

Главной практической задачей конца 50-х – начала 60-х годов стала разработка типовых проектов и типовых конструкций. Поистине новаторским на этом фоне явился проект наземного вестибюля в виде круглого павильона с встроенным в него торговым киоском, разработанный А.С. Гецкиным и В.П. Шуваловой в 1961 году для первого участка Московско-Петроградской линии. Этот проект был реализован на станциях «Парк Победы», «Фрунзенская» и «Электросила». Использование стекла в облицовке типового павильона способствовало раскрытию интерьера во внешнее пространство и акцентировало зону входов и выходов. Наряду с этим широкое применение алюминия и новых видов освещения приобрело впоследствии значение своеобразного авторского приема в решении и других интерьеров. К сожалению, в результате проведенной реконструкции павильоны утратили присущую им изначально легкость: исчез круглый козырек над входом, а павильон с киоском, обстроенный стеклопакетами для увеличения площади торговых помещений, приобрел грубые массивные очертания (рис. 5).

Рис. 5. Павильон станции метро «Парк Победы». Фото 1961 г. и 2014 г.

Несмотря на широкое применение типовых конструкций в подземных залах, в решении павильонов авторы проектов нашли возможность воздержаться от слишком навязчивого использования стандартных образцов, что способствовало индивидуализации облика сооружений в зависимости от района их расположения. В этом смысле несколько выделялся приподнятый на ступенчатом основании павильон станции «Горьковская»3 (1963), где за основу был взят типовой проект, но изменение некоторых элементов позволило лучше связать здание с парковой средой и тем самым обновить его художественный образ.

Некоторые наземные павильоны, спроектированные А.С. Гецкиным и В.П. Шуваловой тоже в 1960-х годах, представляют собой приземистые сооружения, прямоугольные в плане, с преимущественно купольным перекрытием и застекленными входами. Их впоследствии предполагалось включить в состав более крупных зданий общественного назначения. Так, например, павильон станции «Сенная Площадь» (1963) планировалось встроить в гостиницу [9, с. 12], но в действительности этот павильон как отдельно стоящее сооружение просуществовал более 50 лет, претерпев при этом изменения во внешнем облике (рис. 6). Вестибюль «Василеостровской» (1967) собирались включить в проектируемый в то же время Дом бытового обслуживания [10, с. 11]. Сегодня свободно стоящий павильон, расположенный на пересечении 7-й линии Васильевского острова и Среднего проспекта, дает возможность оценить его масштаб, верно найденный по отношению к окружающей застройке. 

Рис. 6. Павильон станции метро «Сенная площадь». Фото 1970-1980-х гг. и 2014 г.

В 1990-е годы вокруг выносной плиты перекрытия появились поддерживающие ее металлические конструкции в качестве мер предосторожности от возможного обрушения. Кроме того, встроить предполагалось и вестибюль станции «Елизаровская» (А.С. Гецкин, В.П. Шувалова, Н.И. Згодько, 1970) – в здание «Лентрансагентства» [4, с. 225], что и предопределило связь внутреннего пространства с окружающей средой с помощью лоджии.

Встроенными оказались вестибюли следующих станций: «Невский проспект» (1967) – в дом Энгельгардта, «Площадь Александра Невского-1» (1967) – в здание гостиницы «Москва», «Маяковская» (1967) – в дом на углу Невского проспекта и улицы Марата. Их интерьерам свойственна простота решения. В вестибюле станции «Маяковская» на расположенном в центре зала пилоне был установлен бронзовый барельеф с изображением В.В. Маяковского (скульптор М.Т. Литовченко). С обратной стороны пилона – цитата из поэмы «Хорошо!». Включение произведений монументально-декоративного искусства позволяет не только отразить тематику оформления станции, но и стилистически связать оба интерьера – наземный вестибюль и подземный зал станции.

Барельеф включен также в композицию вестибюля станции «Звездная» (А.С. Гецкин, В.П. Шувалова, Н.И. Згодько, 1972) – это установленная в кассовом зале скульптурная композиция, посвященная Ю.А. Гагарину (скульпторы И.Н. Костюхин, Э.Р. Озоль, В.С. Новиков). Она отличается эмоционально сдержанным решением.

В 1970-х годах павильоны становятся более просторными за счет увеличения высоты залов и применения более обширного остекления (прежде стеклянной делали только одну из стен вестибюля). Необходимо отметить, что первым полностью остекленным сооружением явился небольшой кассовый зал наземной станции «Дачное»4 (архитектор К.Н. Афонская, 1966). Далее прием полного остекления получил воплощение в проектах павильонов, разработанных коллективом авторов при непосредственном участии А.С. Гецкина. Первой работой в данном направлении стала расположенная на открытом озелененном участке станция «Ломоносовская» (А.С. Гецкин, В.П. Шувалова, Г.Д. Булаевская, 1970), где особое внимание уделено объемной выразительности сооружения (рис. 7).

Рис. 7. Павильон станции метро «Ломоносовская». Фото 1980-х гг. и 2014 г.

Эта тенденция была продолжена в 1975 году при создании павильонов станций «Выборгская» (А.С. Гецкин, В.П. Шувалова, В.Г. Хильченко, 1975), «Лесная» (А.С. Гецкин, В.П. Шувалова, Н.И. Згодько, 1975), «Политехническая» (А.С. Гецкин, В. П.Шувалова, В.Г. Хильченко 1975) (рис. 8). Авторам в этих случаях удалось достичь лучшего взаимодействия внутреннего пространства с окружающей средой через большие остекленные плоскости. Несмотря на перекрытие залов конструкциями, состоящими из типовых элементов, каждый вестибюль имеет индивидуальное объемно-пространственное решение. А благодаря хорошо найденным пропорциям по отношению к окружающей застройке павильоны позволяют рассматривать их как самостоятельные элементы композиции районов, в которых они расположены.

Рис. 8. Павильон станции метро «Политехническая». Фото 1980-х гг. и 2014 г.

Более сложной компоновкой отличается павильон станции «Академическая» (А.С. Гецкин, В.Г. Хильченко, С.С. Костенко, 1975). Его фасады решены так, что глухие объемы, облицованные мрамором, чередуются с обширной поверхностью стекла, через которую полностью просматривался эскалаторный зал [8, с. 110]. В аналогичном ключе выполнен круглый в плане павильон станции «Пролетарская» (А.С. Гецкин, А.В. Квятковский, И.Е. Сергеева, 1981). Естественное понижение рельефа авторы проекта органично включили в общую объемно-пространственную композицию: павильон, обстроенный полукольцом служебных помещений, окружен лестницами и промежуточными площадками, как бы образующими террасы (рис. 9).

Рис. 9. Павильон станции метро «Пролетарская». Фото 1980-х гг. и 2014 г.

Но, к сожалению, в настоящее время у всех павильонов нижний ярус остекления закрыт облицовкой из декоративного камня. В результате таких изменений интерьеры вестибюлей частично утратили раскрытие во внешнее пространство, потеряв, таким образом, визуальную связь с городским ландшафтом.

Единственным сохранившим большеразмерные витражи в первозданном виде является вестибюль станции «Площадь Александра Невского-2» (А.С. Гецкин, Н.В. Ромашкин-Тиманов, 1985) (рис. 10), встроенный в здание производственно-бытового корпуса метрополитена [2, с. 7]. Несомненно, интересной находкой можно считать здесь перекрытие эскалаторного зала радиально-складчатой конструкцией, чем-то напоминающей древнерусский щит. Именно такое пластически обогащающее зал решение служит тонкой смысловой связью с облицовкой путевых стен подземного зала, как бы воспроизводящей «чешую» ратных кольчуг. В 1990 году в эскалаторном зале было установлено мозаичное панно «Александр Невский» (художник А.К. Быстров).

Рис. 10. Вестибюль станции метро «Площадь Александра Невского-2». Фото 2014 г.

Что касается внутренней планировки вестибюлей, то применение в качестве перекрытия пространственных металлических конструкций – «структур», а также плит регулярной структуры из армоцементных пирамидальных элементов, позволяло осуществить свободную планировку эскалаторных залов, объединив их с кассовыми в одно просторное помещение.

Постепенно наземные павильоны начинают усложняться, авторы как будто возвращаются к варианту, воплощенному в «Академической». Так, например, павильон станции «Гражданский проспект» (А.С. Гецкин, Е.И. Валь, 1978) составлен из нескольких граненых призматических объемов. А фасады павильона станции «Обухово» (А.С. Гецкин, В.Н. Выдрин, 1981), решенного как восьмигранный объем с эскалаторным залом в центре, построены на сочетании облицованных мрамором глухих поверхностей с витражными вставками на всю высоту стен (рис. 11). Сегодня в этом павильоне с наполовину закрытыми стеклянными плоскостями, оштукатуренном и окрашенном белой краской, трудно распознать оригинальную идею авторов проекта.

Рис. 11. Павильон станции метро «Обухово». Фото 1981 г. и 2014 г.

Еще одно смелое решение осуществлено на «Пионерской» (А.С. Гецкин, В.Г. Чехман, 1982), где, прежде всего, обращает на себя внимание облицованное анодированным алюминием складчатое железобетонное перекрытие, прикрывающее зону входа. Необходимо отметить, что складчатое перекрытие, состоящее из монолитных армоцементных складок переменного сечения, вынесенное в виде консолей, было применено в здании таможни (рис. 12), расположенной в поселке Торфяновка (руководитель авторского коллектива С.Б. Сперанский, 1964-1967) и в то время не имело прототипов в стране. Складчатая форма перекрытия была использована и архитектором А.К. Андреевым в вестибюле станции «Гостиный двор» (1967), пристроенном к зданию Гостиного двора со стороны внутренних территорий. На станции «Пионерская» (рис. 13) А.С. Гецкин выводит его наружу, делая самостоятельным эффектным элементом композиции, с четким графически прорисованным силуэтом, что выгодно отличает павильон от здания таможни. К сожалению, в 2014 году облицовка фасадов и перекрытия полностью заменена, что привело к нарушению авторского замысла. Более того, павильон станции входил в единый комплекс с проектируемым в то время кинотеатром, что предопределило архитектурное решение вестибюля, расположенного на подиуме, и его связь с площадью перед кинотеатром через подпорные стенки и перепады высот. В настоящее время здание кинотеатра утрачено, как и единство планировки этого участка вдоль Коломяжского проспекта.

Рис. 12. Здание таможни
на советско-финской границе
Фото 1967 г.

Рис. 13. Павильон станции метро «Пионерская».
Фото 1980-х гг.

Кроме наземных вестибюлей, А.С. Гецкин проектировал вестибюли, заглубленные в землю и включающие систему подземных переходов. Вестибюль такого типа впервые в Ленинграде был осуществлен на станции «Невский проспект» (А.К. Андреев, А.С. Гецкин, В.П. Шувалова, 1963). Аналогичное решение реализовано и на «Новочеркасской» (А.С. Гецкин, В.Г. Хильченко, В.Г. Чехман, 1985), где над эскалаторным ходом расположен витраж. Искусственно подсвеченный триптих «Побеждающая революция» (художники В.П. Гусаров, В.Г. Леканов) воспринимается ярким независимо от времени суток, и, несмотря на размещение под землей, способствует устранению ощущения подземности. Еще две станции с подземными вестибюлями «Московская» (А.С. Гецкин, В.П. Шувалова, К.Н. Афонская, И.Е. Сергеева, 1969) и «Ленинский проспект» (А.С. Гецкин, Е.И. Валь, 1977) являются «проходными», т. е. имеют два выхода на противоположных концах платформы и соответственно по два эскалаторных хода и вестибюля с системой подземных переходов.

А.С. Гецкиным были разработаны также проекты наземных станций, входящих в комплексы строений железнодорожных платформ, причем два из них – совместно с К.Н. Афонской (женой А.С. Гецкина, автором упомянутой выше первой в Ленинграде наземной станции «Дачное»). На станциях «Купчино» (А.С. Гецкин, К.Н. Афонская, И.Е. Сергеева, при участии С.С. Костенко, 1972)5 (рис. 14) и «Рыбацкое» (А.С. Гецкин, Н.В. Ромашкин-Тиманов, К.Г. Леонтьева, 1984) (рис. 16) существует две раздельные платформы – для метро и железной дороги. Кроссплатформенную пересадку удалось реализовать только в «Девяткино» (А.С. Гецкин, К.Н. Афонская, Н.И. Згодько, 1978) (рис. 15), более того, этот пересадочный узел имеет единое перекрытие, состоящее из многопролетной системы сборных армоцементных элементов. В «Купчино» в качестве перекрытия применены «структуры», а в «Рыбацком» – складчатая форма, использованная ранее в павильоне «Пионерской».

Рис. 14. Станция метро
«Купчино». Фото 2014 г.

Рис. 15. Станция метро
«Девяткино». Фото 2012 г.

Рис. 16. Станция метро
«Рыбацкое». Фото 2014 г.

В основном А.С. Гецкин специализировался на проектировании наземных вестибюлей, но в 1975–1985 годах участвовал и в разработке проектов интерьеров подземных залов колонного и односводчатого конструктивных типов. Для них характерна простота решения и как авторский прием – использование металлических профилей.

Подземный зал «Академической» (А.С. Гецкин, В.П. Шувалова, В.Г. Хильченко, 1975) решен в виде аркады из полуциркульных арок, облицованных штампованными профилями нержавеющей стали. Габариты арок максимально сближены с элементами конструкции в целях наибольшего раскрытия пространства. Станции свойственно просторное лаконичное решение. Главным узлом всей композиции является плита, установленная перед торцовой стеной зала, к которой ведут световые полосы карниза. На ней высечены слова В.И. Ленина, способствующие раскрытию идейно-художественного замысла станции, посвященной теме советской науки.

Станция метро «Ленинский проспект» (А.С. Гецкин, Е.И. Валь, 1977) – мелкого заложения. При ее сооружении была использована типовая колонная конструкция из крупноразмерных сборных железобетонных элементов. Подземный зал станции имеет два выхода, расположенные в противоположных его концах. Ритмическое построение архитектурных элементов, контрастное цветовое решение (облицованные красным гранитом колонны и белые путевые стены), объемные буквы названия станции, осветительная арматура, рельефная обработка путевых стен выступами, сочетание разных отделочных материалов (гранит, мрамор, латунь, анодированный алюминий) в совокупности формируют выразительный запоминающийся образ.

Станции односводчатого типа решены несколько иначе. Так, в пространстве подземного зала «Удельной» (А.С. Гецкин, В.Г. Хильченко, В.Н. Выдрин, 1982) (рис. 18) важная роль отдана свету. Ритм задают световые дуги с расположенными по центру свода встроенными светильниками, закрытыми рассеивающей решеткой складчатой формы (она выполнена из анодированного алюминия). При этом боковые плоскости освещаются скользящим светом. А на «Новочеркасской» (А.С. Гецкин, В.Г. Хильченко, В.Г. Чехман, 1985) (рис. 17) главным акцентом станционного зала служат расположенные по центральной оси семь люстр кольцевой формы, закрепленные растяжками на своде и отвечающие ритму квадратов пола. При открытии станции авторов упрекали в отсутствии ожидаемого эффекта и абстрактности общего замысла, напрямую не раскрывающего тему Красной гвардии. Однако и сегодня светильники станции производят сильное впечатление и представляют несомненный интерес как способствующие все же выражению авторской идеи простыми средствами.

Кроме работы над проектами станций ленинградского метрополитена, А.С. Гецкин участвовал в разработке проекта станции «Площадь Ленина» (А.С Гецкин, В.Г. Хильченко, 1985) (рис. 19) для Новосибирска. В решении подземного зала узнается авторский почерк – это применение решеток из анодированного алюминия в осветительной арматуре, расположенной по центру свода. Принцип организации подземного пространства напоминает «Удельную», а трактовка объемных букв названия станции является репликой на прием, использованный в композиции «Ленинского проспекта».

Рис.17. Станция метро
«Новочеркасская».
 Фото 2014 г.

Рис.18. Станция метро
 «Удельная».
Фото 2014 г.

Рис.19. Станция метро
«Площадь Ленина».
Фото 2014 г.

Подводя итог краткому обзору творческой деятельности архитектора, необходимо отметить, что стилистические черты, близкие манере А.С. Гецкина и основанные на разработанных при его участии архитектурно-пространственных решениях, сегодня нетрудно заметить в вестибюлях таких станций, как «Спортивная» (А.С. Константинов, В.С. Волонсевич, при участии О.А. Кузнецова, 1997), «Комендантский проспект» (А.С. Константинов, Н.В. Ромашкин-Тиманов, В.Г. Хильченко, Ю.Ю. Подервянская, Т.Р. Баранова, М.В. Павлова, 2005), где вход и выход осуществляются через подземные переходы; в наземной станции «Парнас» (Н.В. Ромашкин-Тиманов, В.Г. Хильченко, М.В. Павлова, 2006); во встроенном вестибюле станции метро «Волковская» (Н.В. Ромашкин-Тиманов, М.В.Павлова, 2008); в отдельно стоящем павильоне станции «Проспект Просвещения» (Н.В. Ромашкин-Тиманов, Ю.В. Еечко, 1988), а также в наземном павильоне «Чкаловской» (В.С. Волонсевич, А.С. Константинов, 1997) (рис. 21), центральный объем которой напоминает павильон станции «Академическая» (рис. 20).

Рис. 20. Павильон станции
«Академическая». Фото 1980-х гг.

Рис. 21. Павильон станции «Чкаловская».
Фото 2014 г.

Вместе с тем павильоны, спроектированные при непосредственном участии А.С. Гецкина, не внесены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, но, несомненно, являются памятниками своего времени и сегодня особенно нуждаются в государственной охране.


Примечание

1 В 1939 году институт реорганизован в Высшее военно-морское инженерно-строительное училище. В настоящее время в здании, где располагался ЛИИПС (Захарьевская улица, дом 22), находится Военный инженерно-технический университет.

2 Валентина Петровна Шувалова – выпускница 1949 года архитектурного факультета Института имени И.Е. Репина.

3 Павильон станции перестроен в 2009 году по проекту архитекторов А.З. Супоницкого, И.А. Юсупова, Ю.Б. Некрасовой, Ю.А. Бекреневой.

4 Станция метро «Дачное» закрыта для пассажиров в октябре 1977 года, в связи с вводом в эксплуатацию станций «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов».

5 Некоторые затруднения вызывает установление авторства проектов, поскольку данные имеют расхождение в зависимости от источников. Так, например, А.С. Гецкин в одной из своих статей не указывает себя автором станции «Купчино», но стилистические особенности этого павильона свидетельствуют, что архитектор имел непосредственное отношение к его проектированию.

References

1. Kulagin, N.I., Epifanova, E.N., Yakovleva N.V. (2013) As the years pass by...: the fourth decade of «Lenmetrogiprotrans». St. Petersburg.

2.Vasilyev, O.V. (1986) The Big Premiere of the Subway. Leningradskaya panorama. No. 3. pp. 6-93.

3.Getskina, E.A. (2007) Architect Aron Getskin. Addresses of Petersburg. No. 25/38. pp. 48-51

4.Kulagin, N.I., Tarasyugina, V.P. (2012) “Distance after distance”: the third decade of «Lenmetrogiprotrans». St. Petersburg.

5.Kulagin, N.I., Tarasyugina, V.P. (2010) They were the first: the first decade of «Lenmetrogiprotrans». St. Petersburg.

6.Avdeev, V.G. (2013) Petersburg subway: from past to future. Album-catalog. St. Petersburg.

7.Decision of the Central Committee and the Council of Ministers on elimination of excesses in the design and construction of 4.11.1955. (1955) Architecture and Construction of Leningrad. No. 3. pp. 2-58.

8.Smirnova, S.E. (2013) Architecture of stations of the Leningrad subway as products of synthesis of arts (on an example of the Kirovsko-Vyborgskaya line). In: The problems of stylistic evolution and typology of architecture. St. Petersburg Repin State Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture. St. Petersburg. pp. 99-116

9.Sokolov A.M. (1963) Architecture of new stations of the Leningrad subway. Building and Architecture of Leningrad. No. 10. pp. 12-17

10.Sokolov A.M. (1968) «Nevsko-Vasilyeostrovskaya». Architecture of stations at the new section of the subway. Building and Architecture of Leningrad. No. 2. pp. 6-11

Citation link

Smirnova S.E. A.S.GETSKIN, AN ARCHITECT OF «LENMETROGIPROTRANS». MATERIALS FOR THE CREATIVE BIOGRAPHY [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2014. – №3(47). – URL: http://archvuz.ru/en/2014_3/23 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 11.06.2014
Views: 118