Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (51) September, 2015

Theory of architecture

Balaeva Kseniya A.

Master’s Degree student
Research supervisor: Associate Professor N.V. Pereverzeva, PhD. (Architecture)
Ural State Academy of Architecture and Art.

Russia, Yekaterinburg, e-mail: balaeva.ksenia@yandex.ru

GENERAL PRINCIPLES UNDERLYING THE FUNCTIONAL PLANNING ORGANISATION OF FOREST PARKBAND AROUND AGGLOMERATIONS AND SETTLEMENT SYSTEMS

УДК: 711.2
Шифр научной специальности: 85.118

Abstract

The article reviews some modern-day domestic and international experiences in the planning of part forests around agglomerations and settlement systems, in particular trends in spatial functional organisation and regulations concerning the development of a park forest. A theoretical model of a banded planning structure is proposed for the park forest of a large city.

Keywords: agglomeration, forest parkband, functional planning organisation

Современное состояние лесопарков большинства городов-миллионников, характеризуется хаотичным использованием территорий и высокой степенью антропогенной нагрузки на ландшафты. Лесные территории, в том числе и территории лесопарков вне границ населенных пунктов в отсутствии четко сформулированной стратегии по развитию и сохранению ООПТ (особо охраняемые природные территории) принимают на себя стихийное размещение объектов капитального строительства жилого, промышленного и коммунально-складского назначения, а также агрессивную антропогенную нагрузку и загрязнение бытовыми отходами. Наиболее остро проблемы несбалансированного развития проявляются на залесенных территориях первого и второго поясов агломераций. Все это явилось результатом несогласованности действующих документов территориального планирования на территории агломераций, что привело к нарушению территориального, функционального, экологического балансов крупнейших и малых городов и прилегающих территорий.

В этой связи основной проблемой организации территорий лесопарков с наиболее активной рекреационной нагрузкой при максимальном сохранении и охране природных ландшафтов является отсутствие методологической базы, территориального, функционального и экологического обоснованного регулирования хозяйственной деятельности, направленной на сохранение и развитие культурных  и природных ландшафтов.

Решение данной проблемы видится в результате нового концептуального подхода по формированию лесопаркового пояса агломераций и применения систем расселения на основе теоретически сформулированных принципов его функционально-планировочной организации с учетом существующей градостроительной ситуации и тенденций развития урбанизированных территорий.

В международной и отечественной практике выработаны приемы по функционально-пространственной организации лесопаркового пояса агломераций и систем расселения, которые позволяют сформулировать соответствующую методологическую базу, направленную на сохранение и развитие культурных и природных ландшафтов.

Например, в 1981 году для Московской агломерации в качестве обоснования Генерального плана Москвы и Московской области ЦНИИП градостроительства были разработаны предложения по охране природных комплексов (рис.1) [2], которые заключались в следующем:

- создание укрупненных структурных элементов природного каркаса Московской области с выделением пяти обширных «природных зон» и зеленых поясов за пределами крупнейшего города;

- сохранение и развитие (восстановление) экологически чистых выходов в природное окружение, в том числе на ближних подступах к столице, предотвращение угрозы их территориальной и экологической «заблокированности» с проработкой узких мест – участков затеснения природных комплексов застройкой;

- развитие «экологических коридоров» природного каркаса регионального значения, включая совершенствование водно-зеленого диаметра Москвы-реки, а также многочисленных связей на базе малых рек и их пойм с необходимой реабилитацией.

Рис.1. Схема по охране природных комплексов Московской агломерации (вариант ЦНИИП градостроительства,1988) [1]

В 1994 году в Генеральной схеме планировки района Иль-де-Франс (SDRIF) [4] был выполнен «зеленый план» (рис. 2), который включал «Зеленую сеть» агломерации, «Зеленый пояс», «Сельскую (Большую) корону».

Зеленая сеть (канва) агломерации – Париж и прилегающая зона в радиусе 10 км от города, где предусматривалось сохранение и улучшение состояния лесов и природного ландшафта за счет увеличения площади общественных озелененных территорий (площадью свыше 10 га).

Зеленый пояс включал природные и озелененные территории в радиусе от 10 до 30 км вокруг Парижа. Составляющие Зеленого пояса – крупные и мелкие леса, городские парки, озелененные территории, общественные учреждения, базы отдыха, спортивные озелененные территории, целинные земли, уникальные ландшафты, которые рассматривались как «особо охраняемые территории».

Сельская (Большая) корона занимала три четверти территории региона Иль-де-Франс. Это в целом сельская территория, где бóльшая часть площади отдана под сельское хозяйство. Здесь наряду с сельскохозяйственной и лесной деятельностью для сохранения зон «природного равновесия» были созданы природные региональные парки.

К тому же в Генеральной схеме планировки были предусмотрены принципы охраны и улучшения состояния лесных насаждений в регионе Иль-де-Франс, которые заключались в следующем:

- прокладка крупных транспортных магистралей в обход лесов;

- повышение природоохранного статуса лесных массивов;

- обеспечение охраны лесных границ;

- ограничение за пределами существующих зон урбанизации нового освоения в зоне 50 м от лесов площадью 100 га;

- защита лесов, пограничных с сельским «кольцом»;

- посадка новых лесов взамен утраченных территорий;

- строгое регулирование лесов (государственных или находящиеся в частной собственности) открытого доступа для посещения жителями;

- расширение сети природных региональных парков;

- развитие «зеленых связей» в плотно урбанизированной среде агломерации.

Рис. 2. "Зеленый план района Иль-де-Франс, 1994 [1]

В 2008 году была разработана новая Генеральная схема региона Иль-де-Франс (рис. 3) [6], которая является преемственной по отношению к Схеме (SDRIF) 1994 года. Основные положения данной схемы заключались в следующем:

- продолжение развития региональной системы озелененных пространств: доля в Зеленом поясе увеличивалась до 60%, а на территории сельскохозяйственной короны – до 90%, включая долины рек и водные артерии;

- устойчивое управление природными ресурсами (водными, почвенными), увеличение биоразнообразия, сдерживание потребления энергетических ресурсов;

- снижение рисков природного и техногенного характера, наводнений, уменьшение плотности застройки в уязвимой части агломерации, защита почв от истощения и уплотнения и пр.;

- сохранение природного и культурного наследия.

Рис. 3. Генеральная схема региона Иль-де-Франс, 2008.
Источник: http://elus-idf.eelv.fr/schema-directeur-de-la-region-ile-de-france-carte-et-orientation/

В Схеме подчеркивались приоритетные традиционные направления при стратегическом планировании развития крупнейших мировых урбанизированных регионов – это сохранение и поддержание природных и озелененных территорий, сельскохозяйственных и лесных угодий в противовес сплошной застройке.

В Великобритании по плану Большого Лондона 1944 года была разработана схема функционального членения территории Большого Лондона (рис. 4), в которой было предложено разделить всю территорию на четыре концентрических кольца [3].

Первое кольцо охватывало городские районы Лондона, характеризующиеся высокой плотностью населения и недостатком открытых пространств. Здесь намечалось две строительные зоны – с максимальной плотностью населения 190 и 250 чел/га. Для разуплотнения городских районов часть населения первого кольца должна была быть переселена в другие районы и города-спутники.

Второе кольцо охватывало ближайшие пригороды в радиусе до 20 км от центра города. Здесь сосредоточена основная масса жилищного строительства и вместе с тем сохранились большие клинья свободных пространств, расчленяющих застроенные территории. Вершины отдельных клиньев отстоят от центра города на 13–15 км. В пределах второго кольца планировалось некоторое перераспределение населения для разуплотнения отдельных населенных пунктов, в связи с чрезмерной концентрацией населения. Незастроенные участки предлагалось использовать преимущественно в качестве зеленых насаждений и свободных пространств. Была установлена максимальная плотность населения – 125 чел/га.

Третье кольцо – «зеленый пояс» Лондона. Так как выделение «зеленого пояса» сильно запоздало, то в этом кольце разместилось много пригородной застройки. Существенное отличие третьего кольца от второго заключалось в том, что застроенные территории имели более обособленный характер. Зеленому поясу отводилась важная роль, так как он был призван восполнить недостаток свободных пространств и мест отдыха во внутренних районах города. Большая площадь здесь отведена под парки, леса, спортивные устройства, связанные между собой прогулочными дорогами и тропами. В третьем кольце намечалось ограничить расширение существующих населенных мест и запретить строительство новых.

Четвертое кольцо, выходящее к внешним границам Большого Лондона, является сельским. Это отдельные населенные пункты, свободно расположенные в открытой местности, преимущественно среди сельскохозяйственных угодий. В этом кольце разрешалось расширение существующих населенных мест и строительство новых городов-спутников. Именно эта территория должна была принять на себя основную волну переселения из внутренних переуплотненных районов города. Однако, учитывая особую ценность отдельных районов сельского кольца в ландшафтном и сельскохозяйственном отношениях, часть территории была отдана под охрану.

Рис. 4. Схема функционального членения территории Большого Лондона, 1944.
Источник:
http://townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st055.shtml

В ряду многочисленного опыта формирования лесопаркового пояса европейских стран важное значение в плане методологии имеет универсальный немецкий опыт. По Плану использования территории города Берлина (ПИТ 94) Большой Берлин (рис. 5) приобрел статус «зеленого города» [1]. В пригородной зоне выделены два пояса.

Первый пояс, непосредственно примыкает к городской застройке и охватывает территории, которые находятся под непосредственным влиянием города. По внешней границе первого пояса, проходящей на расстоянии 25–38 км от центра Берлина, расположены небольшие населенные пункты, которым придано значение местных административных центров. Характерной чертой планировочной структуры стало размещение промышленных предприятий, коммунальных устройств и жилой застройки вдоль транспортных линий. Таким образом, в первом поясе оседает основная масса пригородного строительства. Вместе с тем он призван выполнить функции зеленой зоны. С северо-запада, юго-запада в пределы первого пояса клиньями врезаются лесные массивы, которые местами доходят до границ города. Обширные пространства сельскохозяйственных земель располагаются на юге и северо-востоке. Они являются продолжением сельскохозяйственной территории второго пояса.

Второй пояс является по преимуществу местом размещения пригородного сельского хозяйства. По внешней его границе, отстоящей от центра города на 45–70 км, располагаются районные центры. Территория второго пояса в значительной мере используется для отдыха населения.

В отличие от отечественной практики и опыта английских градостроителей в предложениях по пригородной зоне Берлина отсутствует принцип организации вокруг города стабильного и непрерывного зеленого пояса; он заменяется принципом зеленых клиньев.

Рис. 5. План использования территории Берлина (ПИТ1994). Озеленение и водные пространства.
Источник: http://books.totalarch.com/node/767

В Нидерландах при разработке схемы развития конурбации Рандстад (рис. 6) [7] в 1970-80-х гг. была поставлена цель восстановить равновесие между городскими и сельскими пригородными зонами. Для реализации этого плана предусматривалось создание обширных лесов и рекреационных территорий вблизи городов с усилением сельскохозяйственной деятельности в территориально развитой «зеленой» структуре Рандстада.

Для развития урбанизированных зон при сохранении сельской зоны для открытых пространств были сформулированы три планировочные стратегии:

- первая затрагивала зоны, подлежащие реструктуризации – многочисленным изменениям, касающимся ландшафта, лесов, рекреационных территорий, застроенных участков и новых инфраструктур;

- вторая охватывала зоны адаптации – зоны ограниченной урбанизации и рекреации, подлежащие интеграции в современную структуру природного ландшафта с сохранением сельскохозяйственных функций;

- третья относилась к зонам охраны – сельская местность с существующей структурой природного ландшафта.

Рис. 6. "Зеленое сердце" конурбации Рандстад (Нидерланды).
Источник: http://sci-book.com/mirovaya-geografiya/krupneyshie-gorodskie-aglomeratsii-39329.html

С 1986 по 1990 год площадь рекреационных территорий и лесов в агломерации увеличилась на 6400 га. Усилилась охрана природных территорий и ландшафта. Интенсифицировалась деятельность по развитию рекреации и экологической инфраструктуры, в том числе и на сельскохозяйственных землях.

Рассмотренный практический опыт организации лесопарковых поясов крупнейших агломераций и систем расселения позволил сформулировать общие принципы функционально-планировочной организации лесопаркового пояса.

Принцип поясного размещения заключается в обязательном устройстве лесопаркового пояса вокруг города, который имеет огромное санитарно-гигиеническое, рекреационное и культурно-бытовое значение (Большой Лондон, Париж, регион Иль-де-Франс, агломерация Рандстад). При этом рекомендуется устройство отдельных крупных «зеленых клиньев», подходящих к городу с разных сторон и по возможности врезающихся в городскую среду, для свободного доступа населения пригородных городских районов в лесопарки. В случае невозможности создания зеленого кольца вокруг города можно считать достаточным устройство «зеленых клиньев», подходящих к городу с нескольких сторон и по возможности врезающихся в городскую застройку (Большой Берлин, Московская агломерация).

Принцип замещения заключается в переводе территорий из одного статуса в другой, когда прилегающие территории входят в «большую» агломерацию (Большой Лондон, агломерация Рандстад, Большой Берлин, регион Иль-де-Франс, Московская агломерация).

Принцип концентрации состоит в том, чтобы лесопарковые территории размещались непосредственно вблизи населенных пунктов и включали наиболее ценные природные и культурные ландшафты, ценные биотипы и наиболее живописные места пригородной зоны (Париж, регион Иль-де-Франс, Большой Лондон, Московская агломерация, Большой Берлин, агломерация Рандстад).

Принцип интеграции ориентирован на устойчивое сохранение и развитие территорий, переведенных в статус лесопарковых и особо охраняемых (агломерация Рандстад, регион Иль-де-Франс, Большой Берлин, Большой Лондон, Московская агломерация).

Принцип транспортной обеспеченности реализуется на основе российских и советских норм и разработок о положении транспортной доступности лесопарковых территорий. Все пригородные зоны, включая лесопарки, должны быть связаны с городом одним или несколькими видами общественного транспорта, обладающего большой провозной способностью. Затраты по времени на посещение ближних лесопарков не должны превышать 1 часа.

Принцип соответствия, который подразумевает соответствие достигнутых нормативных показателей, выведен исходя из российских методических разработок по нормам озеленения в планировке и застройке городов (150–200м2 на человека для крупных и крупнейших городов, СНиП II-60-75**), которые являются обязательными на территории Российской Федерации.

В соответствии с общими принципами предложена теоретическая модель поясной планировочной структуры лесопаркового пояса крупнейшего города и его агломерации, позволяющая условно определить параметры лесопаркового пояса и выделить пояса с дифференцированным подходом к формированию функционально-планировочного и природного каркаса (рис. 7).

Рис. 7. Схема поясной планировочной структуры крупнейшего города и его агломерации

В поперечном направлении выявлены пояса: контактный, промежуточный, периферийный. Сформулированы функционально-планировочные типы, характерные для каждого пляса, природные особенности и характер использования территории определяют числовое разнообразие параметров определяемых поясов.

Контактный пояс (по функционально-планировочным критериям) определяет границу с ядром агломерации, средний размер контактного пояса по примеру рассмотренных аналогов варьируется до 20 км от центра агломерации. Контактному поясу придается исключительно важное значение, так как он призван восполнить недостаток мест отдыха внутри агломерации. По характеру использования лесные парки в данном поясе трансформируются в городские, принимая на себя основную рекреационную нагрузку, с обязательным сохранением природоохранного статуса.

Основная целью Промежуточного пояса – отдых на природе, который может быть как активным (являясь разновидностью приключенческого туризма), так и пассивным. К активным формам относят: пешие, конные и лыжные походы, альпинизм, спелеотуризм, многие виды горных и водных путешествий. К пассивным формам относят отдых в палаточных лагерях, пикники, рыбалка, и сбор даров природы. Размер промежуточного пояса варьируется от 20 до 40–45 км от центра ядра агломерации.

Периферийный пояс охватывает территории на расстоянии 50 и более км от центра агломерации, в него входят ценные природные и культурные ландшафты, взятые под охрану, с относительно нетронутой природой, охраняемые, заповедные и культурно-исторические территории. Хозяйственная деятельность лесопарков должна быть ориентирована на научный, экологический, культурно-познавательный туризм, содействовать охране природных и культурно-исторических компонентов, а также обеспечивать активное социально-экономическое участие посетителей.

Заключение

Анализ мирового опыта позволяет рассматривать лесопарковый пояс в структуре агломераций и систем расселения как взаимосвязанную систему особо охраняемых и рекреационных территорий, которые подчиняются в своем развитии принципам территориальной организации, способствующим эологическому равновесию и развитию. Сформулированные принципы и теоретическая модель лесопаркового пояса позволяют дать рекомендации по комплексному преобразованию территорий лесных парков в целях достижения требуемых параметров качества среды, включая изменение функционально-планировочных характеристик, трансформацию территорий и формирование комфортных социально-экологических условий.

References

1. Krasnoshchekova, N.S. (2010) Formation of a natural carcass in city master plans. Мoscow: Arkhitektura-S.

2. Natural complexes in the architectural and planning structure of Moscow and Moscow agglomeration. (1978) Мoscow: TsNIIP gradostroitelstva.

3. Hauke, М.О. (1960) The Suburban Zone of a Large City. Мoscow: Gosstroyizdat.

4. Plan Vert regional D’ile-de- France. Projet. Mars., 1994.

5. Schema Directeur 2015. Prefecture de la Reqion. D’ile-de-France. Direction regional de L’Equipent. Avril 1994.

6. Schema Directeur de la Reqion D’ile–de-France. Evaluation environnementale (Projet Soumis a Deliberation du Conseil Regional accoption 25 et 26 Septembre 2008).

 

Citation link

Balaeva K.A. GENERAL PRINCIPLES UNDERLYING THE FUNCTIONAL PLANNING ORGANISATION OF FOREST PARKBAND AROUND AGGLOMERATIONS AND SETTLEMENT SYSTEMS [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2015. – №3(51). – URL: http://archvuz.ru/en/2015_3/22 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 22.05.2015
Views: 106