Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (56) December, 2016
Arts and crafts
Shirokovskikh Margarita S.
PhD (Art Studies), Associate Professor.
Herzen University
Russia, St. Petersburg, e-mail: ivarita@bk.ru
THE TEXTILE SOUVENIR IN THE SECOND HALF OF THE 20th CENTURY: FROM «ISSUES OF BEAUTY» TO PRODUCTION PROBLEMS
УДК: 745.04
Шифр научной специальности: 85.12
Abstract
Keywords: cotton-mills, souvenir goods, textile design, scarves, ornament
Во второй половине ХХ в. (и особенно в последней его четверти) сувениры составляли часть ассортимента текстильных предприятий. Ценный материал по данной теме представляет советская периодика, в которой неоднократно поднимались вопросы о разграничении таких понятий, как «сувенир» и «народное искусство», освещался комплекс проблем, связанный с их изготовлением и тиражированием [2, 6, 8, 11]. При подготовке статьи были также использованы материалы Центрального государственного архива кинофотофондодокументов в Санкт-Петербурге.
Искусство текстиля (будь то серийный выпуск тканей или авторские произведения ручной работы) в советский период включало и сувенирную продукцию. Выпуском изделий из тканей с росписью в нашей стране занимались сорок девять предприятий [3, с. 1]. Московский комбинат прикладного искусства ежегодно разрабатывал около трех тысяч «эталонов» для художественной промышленности и собственных творческих мастерских; текстиль составлял весьма характерную часть его ассортимента [8, с. 32]. В комбинатах прикладного искусства сувениры выполнялись профессиональными художниками с профильным образованием [9, с. 22; 10, с. 14].
Центральное бюро научно-технической информации Министерства местной промышленности РСФСР нередко ставило одни и те же задачи как для производства сувениров, так и для изделий улучшенного качества, необходимых в быту и подарочных по характеру оформления. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают такие из них, как развитие ручной росписи тканей, актуализация народного и классического текстильного искусства, развитие комплектного производства малосерийных изделий [5, с. 1]. Центральное бюро научно-технической информации Минлегпрома настаивало на эффективном использовании производственных возможностей многопрофильных предприятий, формировании ассортимента изделий нового типа, в оформлении которых сочетались бы приемы, способствующие достижению впечатления рукотворности и многовариантности (печать с машинной вышивкой, кружевом, строчкой по контуру рисунка, ручным плетением, ручной росписью или набивкой небольшими резными формами и пр.). Отмечалась также необходимость использования национального текстильного наследия [5, с. 2].
Производство сувенирных «набойчатых» платков в России существует с XVIII в. Одна из задач сувенира – связь с коллективной культурной памятью [11, с. 25]. Сувенир должен обладать местным своеобразием, логично обращаться к традициям местной культуры. В то же время к сувенирам можно отнести вещи различного происхождения и назначения, как утилитарные, так и исключительно декоративные [2, с. 118].
С точки зрения производства советские сувениры второй половины ХХ в. представляют собой весьма интересное явление. Текстильный сувенир в 1960–1980-х гг. был представлен галантерейной продукцией (прежде всего платками), а также комплектами салфеток, скатертями, панно-календарями. Платок стал традиционным атрибутом многих спартакиад и олимпиад, конгрессов и фестивалей [11, с. 26].
Техника художественной росписи являлась одной из самых распространенных в производстве сувениров, она занимала третью часть общего объема выпуска изделий народных художественных промыслов. Широкое распространение художественной росписи можно объяснить гибкостью этого производства, возможностью быстро менять тематическую линию и орнаментальный строй изделий (рис. 1).
Технология художественной росписи позволяла производить платки, шарфы и палантины не только на специализированных предприятиях, но и в отдельных цехах фабрик, комбинатов, объединений по всей территории Советского Союза (Москва и Московская область, Ленинград, Нижний Новгород, Владимир, Иваново, Тамбов, Пенза, Ростов-на-Дону, Саратов, Ставрополь, республики Средней Азии, Прибалтики, Белоруссия, Молдавия) [1].
Рис. 1. В. Емельянов и В. Товстуха за росписью палантина методом батика.
Фабрика художественной росписи тканей. Ленинград, 1963. Фото М. Блохина. ЦГАКФФД СПб
Рис. 2. Проект платка «Ситцевый Петербург». Автор Ф. Лейбович.
Ленинградское производственное объединение «Новость», 1970-е гг. Из личного архива Ф. И. Лейбовича
Ленинградская фабрика художественной росписи тканей (в 1964 г. преобразована в Производственное художественно-галантерейное объединение «Новость») выполняла в основном заказы на изготовление сувениров. Специалисты художественной мастерской вели разработку рисунков для платков, шарфов, галстуков, косынок к памятным датам, спортивным событиям, а также платочных композиций с символикой Ленинграда. И если в 1950–1960-х гг. проекты не были лишены идеологической составляющей, то в 1970-1980-х гг. тема города раскрывалась через обращение в прошлое. Такие художники, как Феликс Лейбович, Арсен Кардашев, Юлия Сиротина, все чаще использовали в своих проектах образы пушкинских времен, литературные произведения, гравюры XVIII в., архитектурные памятники (рис. 1, 2, 4).
Рис. 3. Платок с символикой Санкт-Петербурга. Автор проекта Ю. Сиротина.
Ленинградское производственное объединение «Новость», 1970-е гг. Из личного архива Ф. И. Лейбовича
Тема спорта нередко была трансформирована художниками в орнаментально-абстрактные композиции, по динамике сопоставимые с работами В. Вазарели, таким представляется нам сувенирный платок, выпущенный к чемпионату Европы по хоккею среди юниоров (автор проекта Ф. И. Лейбович, 1973) (рис. 3).
Рис. 4. Сувенирный платок. Автор проекта Ф. И. Лейбович.
Ленинградское производственное объединение «Новость», 1973 г. Из личного архива Ф. И. Лейбовича
Принцип сочетания стилизованных цветочно-растительных форм с геометрическими лежит в основе композиций Б. Г. Мигаля. Мы не будем останавливаться на художественных особенностях изделий данной фабрики, в связи с тем, что они были подробно рассмотрены ранее [14], [15], [16].
Рис. 5. Платок «Ледоход» (автор проекта А. Кардашев).
Ленинградское производственное объединение «Новость», 1970-е гг. Из личного архива А. Кардашева
Техника фотофильмпечати была не единственным возможным способом производства. На фабрике уже в 1960-х гг. часть ассортимента все еще производилась вручную или комбинированным способом (в таком случае линейный рисунок по заранее утвержденному шаблону наносился способом печати, а заливка цветом осуществлялась вручную) (рис. 5). Оценить, насколько широко применялась работа разрисовщиков, мы можем благодаря архивным материалам, запечатлевшим «участки разрисовки тканей». В одном помещении могли работать от пяти до десяти человек, при этом все работали над изделиями с одинаковым рисунком (рис. 6, 7, 9).
Рис. 6. Разрисовщицы А. А. Бычковская и В. Г. Абросимова за оформлением крепдешиновых платков.
Ленинградское производственное объединение «Новость», 1973 г. Фото П. Федотова. ЦГАКФФД СПб
Рис. 7. Ленинградское поизводственное объединение «Новость», 1973 г.
Участок художественной росписи тканей Фото П. Федотова. ЦГАКФФД СПб
Рис. 8. Участок разрисовки тканей.
Фабрика художественной росписи тканей управления местной промышленности.
Ленинград, 1958. Фото М. Блохина. ЦГАКФФД СПб
Характер стилизации «базового узора» нередко был приближен к рисованию стеклянной трубочкой. Рисунок мог быть нанесен резервирующим составом на основе парафина сразу на несколько наложенных друг на друга «заготовок». Сложно сказать, что в данном случае было решающим: отсутствие материальной базы для производства большого числа шаблонов или наличие потребительского спроса на более художественные рисунки, носившие отпечаток «руки автора». Скорее всего, второе. Не случайно одним из способов изготовления шаблона являлся механический перенос на сетку рисунка, выполненного парафином прямо на ткани кистевым приемом. В таком случае «рукотворность» без изменений передавалась всей серии изделий.
Рис. 9. Разрисовщица А. Смирнова. Фабрика художественной росписи тканей. Ленинград, 1963.
Фото М. Блохина. ЦГАКФФД СПб
Рис. 10. Разрисовщицы В. Леушева и Г. Бурлакова.
Участок художественной разрисовки тканей. Ленинград, 1963.
Фото П. Федотова. ЦГАКФФД СПб
Производство текстиля в советский период было связано с системой ГОСТов. Технические характеристики тканей, их структуры и материал утверждались сетью контролирующих организаций. То же можно сказать и о красителях, загустках, резервирующих составах. Так называемые «направляющие коллекции» (или серии) изделий художественных промыслов и сувениры разрабатывались в лаборатории художественного ткачества и росписи тканей Научно-исследовательского института художественной промышленности. Проектирование рисунков осуществлялось художниками данной лаборатории с учетом традиционных приемов декорирования на основе традиционной ручной набойки [4, с. 1–19], вышивки, фигурной строчки [3, с. 1–17] или, напротив, с учетом современных требований [5].
Приведем конкретный пример. В 1983 г. для расширения возможностей декоративного оформления ассортимента была проведена разработка технологии изготовления изделий из шерстяных тканей способом фотопечати в сочетании с ручной росписью. В лабораторных условиях проводились эксперименты по определению растекаемости краски при свободной росписи по шерсти. На ткань способом фотопечати наносились одноцветные или двуцветные контуры рисунка хромовой печатной краской. Напечатанные образцы высушивались при комнатной температуре и расписывались вручную кислотными, антрахиновыми и активными красителями. После росписи образцы высушивались, запаривались, промывались, вновь сушились и гладились. Более трудоемкий способ двойной запарки был рекомендован при выпуске высокохудожественных изделий малыми сериями [3, с. 2, 3].
За проектной работой всегда следовало апробирование в производственных условиях на предприятиях Минлегпрома, которое включало экспериментальную работу с различными классами красителей; синтетическими и натуральными тканями. В результате за каждым рисунком закреплялись оптимальные для массового тиража цвета, характер стилизации, красители и ткани. В периодике Минместпрома были подробно описаны результаты этой работы, приведены рецептуры красителей, отмечены художники – авторы рисунков. Для апробации использовалась производственная база не только столичных фабрик, но и региональных предприятий (Горьковская художественная фабрика, Производственные строчевышивальные объединения «Рязанские узоры» и «Калининские узоры», Тарусский экспериментальный завод, Пензенская фабрика игрушек и художественных изделий, Ивановская галантерейная фабрика № 2, Мытищинская фабрика художественной росписи тканей, Ново-Ногинская ткацко-отделочная фабрика, Производственное объединение «Донские узоры», Калужская и Тарусская фабрики художественной вышивки, фабрика «Крестецкая строчка» Новгородской области, Палехская, Шуйская, Ивановская, Холуйская строчевышивальные фабрики).
Выпуск сувенирной галантереи осуществляли и крупные столичные фабрики, производившие ткани. Эталоном, к которому впоследствии обращались несколько поколений художников-проектировщиков, стали платки Натальи Жовтис, выполненные на шелкоткацком комбинате «Красная Роза». Весь спектр проблем, связанный с композиционным построением текстильной плоскости сувенирного платка, художница решала за счет использования силуэтов архитектурных памятников, шрифтовых элементов из старинной книжной миниатюры, а также за счет актуальной в тот период темы космоса. Наиболее интересны образцы – «Москва» (1958), «150 лет Отечественной войны 1812 года» (1962), «Башни Кремля» (1964), «Слава космонавтам» (1963), «Останкинская башня» (1968). Четкость композиции была подчеркнута строгим языком графики: все образцы из серии «Москва» выполнялись в черно-белом варианте [11, с. 109].
Ленинградская ситценабивная фабрика имени Веры Слуцкой также выпускала серии сувенирной продукции. И если в 1920–1930-е гг. сувенирные платки отражали пафос послереволюционных лет, то во второй половине ХХ в. в текстиле идеологическая составляющая уступает место более свободным композициям. Известно, что в 1953 г. художник В. Н. Косович работал над проектами платков с мотивом «пейсли», в этом же году была выпущена серия юбилейных платков в честь 250-летия Ленинграда [13, с. 173].
В 1957 г. к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов специалисты художественной мастерской фабрики подготовили рисунки тканей с национальными мотивами (для костюмов советской группы участников фестиваля) и создали образцы фестивальных сувенирных платков с оригинальными композициями (рис. 11). В 1967 г. была создана серия платков «к пятидесятилетию Советской власти» (рис. 12). А в середине 1980-х гг. художники фабрики им. В. Слуцкой выполняли специальный заказ на разработку серии текстиля подарочного характера для универмага «Гостиный двор»; проекты были выполнены по мотивам гжельской керамики.
Рис. 11. Художники Н. Е. Сорокин и Н. Л. Ратина просматривают рисунки, подготовленные к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов
Ситценабивная фабрика им. В. Слуцкой. Ленинград, 1957. Фото П. Федотова. ЦГАКФФД СПб
Рис. 12. Художники Н. Абрамянц и Э. Фокина обсуждают рисунки сувенирных платков к 50-летию Советской власти.
Ситценабивная фабрика им. В. Слуцкой. Ленинград, 1966. Фото П. Федотова. ЦГАКФФД СПб
Возможности масштабной производственной линии не случайно становились базой для выпуска сувениров. Разработкой рисунков могли заниматься лишь несколько специалистов художественной мастерской, что не влияло на выполнение годового или квартального плана. Технологическая цепочка представляла собой четкий отлаженный механизм: фабрики работали с определенными артикулами тканей, колористы и технологи хорошо знали свойства тканей и красителей; художники имели опыт создания тиражируемых, пользующихся спросом орнаментов.
Во второй половине ХХ в. производство сувениров представляло собой отдельную отрасль. Текстильные сувениры, несмотря на характер стилизации (зачастую обращенный к местным промыслам и традициям народной культуры), проектировались профессиональными художниками; разработки каждой новой серии апробировались в условиях производства. Весь объем текстильной сувенирной продукции, произведенной в указанный период, можно условно разделить на несколько направлений: сувенир для экспорта и иностранных туристов; сувенир для фестивалей и официальных мероприятий; сувенир для массовой продажи; бытовые предметы, подарочные по характеру оформления. В связи с этим стилистика текстильных сувениров была весьма разнообразной; авторская манера художника-проектировщика играла весомую роль в формировании визуального ряда советских сувениров. Сувениры, выпускаемые фабриками, можно отнести к примерам советского текстильного дизайна, они нередко были представлены в экспозиции региональных и международных выставок рядом с произведениями прикладного искусства и достижениями промышленности.
References
1. Bardina, R.A. (1990) Folk Craft Products and Souvenirs. Moscow: Vysshaya Shkola [Online]. Available at: http://http://bibliotekar.ru/7-suveniry/index.htm (in Russian)
2. Boguslavskaya, I. (1977-1978) The Traditions of National Folk Crafts and Souvenir Problems. Soviet Decorative Art, No. 9, p. 116–122 (in Russian).
3. Elshanskaya, G.N., Kuleshova, N.M., Laguticheva, V.M. (1983) Production of Articles from Woollen Fabrics by the Photo Printing Method in Combination with Manual Painting. Mestnaya Promyshlennost’, Series 2. National Crafts and Production of Souvenirs. Issue 3. Moscow: RSFSR Ministry of Local Industries, p. 1–15 (in Russian).
4. Elshanskaya, G.N., Yanchenko, V.L. (1981) Use of Russian kubovoj heel-taps in modern Products Based on Photo Printing Technology. Mestnaya Promyshlennost’, series 2. National Crafts and Production of Souvenirs, Issue 3. RSFSR Ministry of Local Industries, p. 1–19 (in Russian).
5. Elshanskaya, G.N., Yanchenko, V.L. (1986) Products from Cotton and Silk Fabrics of New Structures Developed Allowing for Modern Requirements and Traditional Techniques of Decoration. Mestnaya Promyshlennost’, series 2. National Crafts and Production of Souvenirs, Issue 3. RSFSR Ministry of Local Industries, p. 1–25 (in Russian).
6. Medvedev, V. (1976) A Memorable Gift or an Object of Daily Use? Decorative Art of the USSR, No. 6 (223), p. 20–21 (in Russian).
7. Sinelnikova, L.P. (1981) Folk traditions in Modern Handmade Embroidered Articles. Mestnaya Promyshlennost’, series 2. National Crafts and Production of Souvenirs, Issue 3. RSFSR Ministry of Local Industries, p. 1–27 (in Russian).
8. Three Thousand Reference Standards. Decorative Art of the USSR, No. 1, p. 32–33 (in Russian).
9. A Panorama of the Young. Elizaveta Gracheva. Decorative Art of the USSR, 1971, No. 4, p. 22 (in Russian).
10. A Panorama of the Young. Maria Klyushkina. Decorative Art of the USSR, 1971, No. 5, p. 14 (in Russian).
11. Smolitsky, V. (1978) Souvenir! Souvenir? Souvenir … Decorative art of the USSR, No. 2, p.25 – 26 (in Russian).
12. Strizhenova, T. (1987) Natalia Zhovtis. Soviet decorative art, No. 9, p. 90–113 (in Russian).
13. Factory on the Beach. Pages from the biography of the team of the Leningrad Vera Slutskaya Cotton-Printing Mill. Leningrad: Lenizdat, 1973 (in Russian).
14. Shirokovskikh, M. S., Busygina, S.A. (2015) The Artistic Features of the Scarves by Leningrad factory "Novost". Historical, philosophical, political and juridical sciences, cultural studies and art criticism. Issues in theory and practice. No. 4–2 (54), p. 211–215 (in Russian).
15. Shirokovskikh, M.S. (2016) Boris Migal's Textile Drawings for Leningrad Mill "Novost". Historical, philosophical, political and juridical sciences, cultural studies and art criticism. Issues in theory and practice. No. 7-1 (69), p. 211–215 (in Russian).
16. Shirokovskikh, M.S. (2016) Felix Leibovich's Scarf Compositions for Leningrad Mill "Novost". Decorative Art and Material Spatial Environment. MGHPA Bulletin, vol. 2, No. 1, p. 248–257 (in Russian).
Citation link
Shirokovskikh M.S. THE TEXTILE SOUVENIR IN THE SECOND HALF OF THE 20th CENTURY: FROM «ISSUES OF BEAUTY» TO PRODUCTION PROBLEMS [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2016. – №4(56). – URL: http://archvuz.ru/en/2016_4/7
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная