Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (62) June, 2018
Arts and crafts
Andreeva Anna P.
Student Department of Art Textiles.
Supervisor: Candidate of Art History M.S. Shirokovsky.
“St. Petersburg State Academy of Art and Industry A. L. Stieglitz "
Russia, St. Petersburg, e-mail: andreeva.anna1986@mail.ru
EMBROIDERY IN CROSS-STITCH IN RUSSIA IN THE 20TH CENTURY: DEVELOPMENT, TECHNOLOGY, THEMATIC SERIES
УДК: 745.03
Шифр научной специальности: 85.12
Abstract
Keywords: textiles, design, embroidery in cross-stitch, needlework, References
Выбор данной темы в качестве исследования связан с участием в проекте «Музейные кейсы», осуществленном музеем повседневной культуры Ленинграда 1945–1965 гг. «XX лет после Войны». Изучение текстиля, украшавшего квартиры ленинградцев, позволило выявить некоторые особенности советской вышивки, проследить ее исторические корни, обозначить культурное влияние и развитие. Влияние популярных в советское время художественных сюжетов, исполненных в рассматриваемой технике, до сих пор, можно проследить в дизайнерских решениях при изготовлении различной продукции. Причем акцент именно на «вышивку крестом» зачастую несет в себе некий намек на рукотворность, связанный как с традиционным народным творчеством, так и с советским бытовым наследием.
Сегодня художники и дизайнеры всего мира нередко обращаются к традиционным мотивам и техникам. Современная вышивка, имея в своей основе опыт народных мастеров, заимствование у старинных образцов композиционных мотивов, приемов исполнения, общих принципов гармонизации декоративной плоскости, приобретает индивидуальные авторские черты. В связи с этим вопрос изучения текстильных полотен, декорированных способом вышивки, представляется весьма актуальным.
В России вышивка является одним из наиболее доступных видов народного прикладного искусства. Издревле крестьянское искусство было проникнуто постоянным и неизменным художественным единством, целостностью эстетического начала [1, с. 20–21]. Женщины на протяжении столетий занимались украшением бытовых предметов способом вышивки, сохраняя исторические особенности ремесла, характерные для их региона.
Народную вышивку, в зависимости от техники выполнения, можно разделить на две группы – свободную (по нарисованному контуру) и счетную (по счету нитей ткани), при этом использовались прозрачные либо глухие швы [4, с. 3]. Вышивку прозрачными швами называют строчкой и выполняют по ткани, в которой предварительно (и в определенном порядке) выдергивают продольные и поперечные нити. Такие декоративные работы обладают прозрачными узорами и напоминают кружевные изделия. По целой ткани выполняются глухие швы, их традиционно называют вышивкой. В вышивке по сетке используются следующие швы: штопка, настил, воздушно-петельный, гипюр и др. Вышитые узоры на целой ткани выполняются старинными швами: тамбурный, роспись, крестик, счетная гладь, белая гладь, цветная гладь и др. [4, с. 3]. Счетная техника вышивки названа так в связи с необходимостью рассчета количества стежков при выполнении задуманного рисунка.
Крестьянская вышивка хранит древние изобразительные мотивы и образы, отражает художественные вкусы создателей. Вышитые узоры широко использовались в декорировании одежды и предметов быта – простыней, полотенец, наволочек. Такие изделия не только являлись декоративным акцентом дома или костюма, но и имели символическое и религиозное значение [1, с. 20–21]. Народная вышивка исторически связана с традициями, обрядами, обычаями крестьянского населения и имеет характерные для каждого региона орнаментальные мотивы, колористику, композиционные приемы. Узоры традиционных вышивок тесно связаны со структурой домотканого полотна, поэтому большинство архаичных орнаментов состоят из геометрических мотивов (5, с. 61).
Во второй половине XIX в. художественная вышивка вызывает интерес ученых этнографов и коллекционеров [2, с. 36]. В этот период образовано множество кустарных производств, занимающихся различными видами вышивки.
В России конца XIX в. произошли существенные изменения в традиционной крестьянской культуре, связанные с крестьянской реформой и социально-экономическими преобразованиями в деревне. Проявился интерес исследователей к народной культуре и традиционному текстильному орнаменту, выражавшийся в том числе в издании альбомов, доступных широкому кругу читателей. Вышивка как форма досуга приобретала все большую популярность благодаря увеличению количества публикаций по рукоделию как в солидных изданиях, так и в дешевых пособиях с изображением мотивов вышивки крестом по канве. Иллюстрации перепечатывались как с различных европейских изданий, так и с образцов русского народного творчества, помимо этого использовались и авторские наработки профессиональных художников.
В результате развития торговли и текстильной промышленности, способствовавших появлению большого ассортимента готовых хлопчатобумажных тканей, ниток для вышивания, канвы и проч., существенно возросли возможности для декорирования предметов в технике вышивки крестом. Такая вышивка требовала меньше времени и усилий, чем старинные счетные техники, что приводило к отказу от трудоемких архаичных технологий и, соответственно, от композиционных канонов. Орнаменты приобрели более свободное размещение, использовалось большое количество растительных узоров, в которых самым популярным мотивом являлось изображение розы, встречавшееся в украшении традиционного костюма, рушников, подзоров и проч. [6, с. 56–57].
После Октябрьской революции были образованы промысловые союзы и артели, выпускавшие художественные вышитые изделия. При них создавались художественные лаборатории, способствовавшие улучшению качества выпускаемых образцов [3, с. 3–4]. В 1931 г. был создан Научно-исследовательский институт художественной промышленности, регулярно устраиваются выставки советского декоративно-прикладного искусства, на которых художники представляют созданные ими сложные вышитые композиции, выполненные в различных техниках [3, рис. 63–64].
После Великой отечественной войны 1941–1945 гг. начинается новый период в развитии бытового прикладного искусства СССР. Постановления ЦК Партии 1946–1948 и 1958 гг. по идеологическим вопросам были направлены на освоение профессиональными художниками лучших традиций народного творчества. Благодаря этому профессиональное и народное искусство продолжают сближаться, в результате совместной творческой деятельности профессиональных художников и традиционных мастеров появляются современные образцы декоративной вышивки [2, с. 38–39]. Образный ряд советской вышивки был дополнен портретами поэтов, героев гражданской и Великой отечественной войн, а также панно, посвященными знаменательным событиям. Использование вышивки в городском и сельском быту приобрело массовость, стало частью художественного пространства повседневной советской жизни. Вышитые панно-картины можно было встретить во многих частных интерьерах (рис. 1).

Рис. 1. Панно с изображением богатырей, хлопок. Конец 1950-х гг. Частное собрание Новгородская область. Старая Русса. Фото А.П. Андреевой
Вышивка крестом использовалась при украшении одежды, предметов быта, для декорирования интерьеров. Советские рукодельницы создавали самобытные и оригинальные произведения: чехлы и накидки, салфетки, скатерти, панно больших размеров. В таких изделиях можно проследить творческие тенденции советского времени, а также индивидуальные предпочтения их создателей. Ориентирами служили как образцы народного искусства, так и произведения профессиональных художников, которые адаптировались для воспроизведения в технике вышивки крестом. Вышитые изделия в оформлении советского частного интерьера имеют свои художественные особенности. Наибольшей популярностью пользовались сюжетные панно и картины, призванные создать атмосферу уюта и праздничности; в большинстве случаев они служили композиционными доминантами жилого пространства. При этом не ослабевал интерес к ставшим уже традиционными сюжетам с включением мотива розы. Он использовался при декорировании наволочек, скатертей, салфеток, других предметов быта, а также в отделке одежды (рис. 2).

Рис. 2. Декоративная салфетка, хлопок. 1950-е гг. Частное собрание. Новгородская область. Старая Русса. Фото А.П. Андреевой
Повсеместному распространению вышивки способствовали социальные, экономические, исторические процессы в стране, художественно-бытовые традиции и культурная память населения.
Для мастеров и любителей рукоделия выпускалась специальная литература, содержащая описание техник вышивки, используемых материалов, схемы и иллюстрации. Кроме того, легкая промышленность СССР изготавливала вышивальные наборы.
Советские рукодельницы использовали в своем творчестве ткань равномерного переплетения или специальным образом выработанное полотно – канву. Рисунок наносился с помощью иглы и цветных нитей, таких как мулине или других, пригодных для вышивания, в том числе шерстяных. Стежки выполнялись в различных техниках: двойной крест, полный крест, полукрест, болгарский крест, прямой крест. Вышивка крестом предполагает возможность создания больших работ без использования специальных пялец, так как может выполняться фрагментарно. Отсутствие сложных технологических приемов также способствовало массовому увлечению данной техникой [7, c. 446;8, с. 149].
Существенное значение имели такие характерные для советской действительности явления, как дефицит. В первые послевоенные годы наблюдалась острая нехватка элементарных предметов быта и составляющих комфорта. Северо-Запад и ряд областей европейской части страны после немецкой оккупации представляли собой полуразрушенные города и деревни. Вопросы гармонизации интерьера встали перед советскими архитекторами и художниками только в 1960-х гг., а в 1950-х гг. внутреннее убранство комнат украшали декорированные вышивкой (или вязаные крючком) салфетки, скатерти, занавески, покрывала и проч. При этом надо отметить, что население крупных городов (в особенности промышленных центров) постоянно пополнялось сельскими жителями, которые привозили с собой традиционные крестьянские домотканые полотна и вышивки, в прошлом составлявшие часть приданого невесты, а нередко и сами владели навыками работы с тканями, вязаным кружевом и трикотажем. Текстильные фабрики страны в 1941–1945 гг. работали на нужды фронта, и в первое послевоенное десятилетие они возвращались к выпуску тканей и одежды для мирной жизни, но процесс этот не был стремительным.
Вышитые панно размещали на стенах, обшивая края работ декоративной тесьмой или бахромой, отдельные небольшие произведения могли быть оформлены в рамы. Для рассматриваемых панно чаще всего применялась многоцветная вышивка фактурным болгарским крестом. Сюжеты таких произведений варьировались от простых композиций до воспроизведения картин художников-реалистов. Особой популярностью для репродуцирования пользовались композиции с изображением оленей (рис. 3). Можно предположить, что это связано с появлением и широким распространением в СССР трофейных немецких ковров из плюша с похожими сюжетами. Кроме того, создавались панно с изображением бытовых сцен, политических сюжетов, пейзажей, букетов и др. Стилистически эти вышивки тяготели к социалистическому реализму как художественному методу, отвечающему запросам послевоенного общества. Мастерицы стремились к фотографической точности, использовали светотеневую моделировку при создании реалистичных сюжетов в пространстве.

Рис. 3. Декоративное панно, хлопок. Из собрания музея «XX лет после Войны». Фото А.П. Андреевой
На основе изученного материала можно сделать ряд выводов. Популярность выполняемых изделий в технике вышивки во многом отражала стремление населения к индивидуализации в оформлении собственного жилого пространства и в то же время была результатом острого спроса на домашний текстиль. Вышивка крестом, например, не требовала высоких профессиональных качеств от исполнителя и после непродолжительного обучения, в том числе самостоятельного, была доступна каждому. Работа мастеров не ограничивалась существующими шаблонами, а позволяла развивать технику рукоделия и совершенствовать навыки создания декоративных композиций. В свободном композиционном строе работ и их сюжетах прослеживается отход от традиционной орнаментальной условности.
References
Выбор данной темы в качестве исследования связан с участием в проекте «Музейные кейсы», осуществленном музеем повседневной культуры Ленинграда 1945–1965 гг. «XX лет после Войны». Изучение текстиля, украшавшего квартиры ленинградцев, позволило выявить некоторые особенности советской вышивки, проследить ее исторические корни, обозначить культурное влияние и развитие. Влияние популярных в советское время художественных сюжетов, исполненных в рассматриваемой технике, до сих пор, можно проследить в дизайнерских решениях при изготовлении различной продукции. Причем акцент именно на «вышивку крестом» зачастую несет в себе некий намек на рукотворность, связанный как с традиционным народным творчеством, так и с советским бытовым наследием.
Сегодня художники и дизайнеры всего мира нередко обращаются к традиционным мотивам и техникам. Современная вышивка, имея в своей основе опыт народных мастеров, заимствование у старинных образцов композиционных мотивов, приемов исполнения, общих принципов гармонизации декоративной плоскости, приобретает индивидуальные авторские черты. В связи с этим вопрос изучения текстильных полотен, декорированных способом вышивки, представляется весьма актуальным.
В России вышивка является одним из наиболее доступных видов народного прикладного искусства. Издревле крестьянское искусство было проникнуто постоянным и неизменным художественным единством, целостностью эстетического начала [1, с. 20–21]. Женщины на протяжении столетий занимались украшением бытовых предметов способом вышивки, сохраняя исторические особенности ремесла, характерные для их региона.
Народную вышивку, в зависимости от техники выполнения, можно разделить на две группы – свободную (по нарисованному контуру) и счетную (по счету нитей ткани), при этом использовались прозрачные либо глухие швы [4, с. 3]. Вышивку прозрачными швами называют строчкой и выполняют по ткани, в которой предварительно (и в определенном порядке) выдергивают продольные и поперечные нити. Такие декоративные работы обладают прозрачными узорами и напоминают кружевные изделия. По целой ткани выполняются глухие швы, их традиционно называют вышивкой. В вышивке по сетке используются следующие швы: штопка, настил, воздушно-петельный, гипюр и др. Вышитые узоры на целой ткани выполняются старинными швами: тамбурный, роспись, крестик, счетная гладь, белая гладь, цветная гладь и др. [4, с. 3]. Счетная техника вышивки названа так в связи с необходимостью рассчета количества стежков при выполнении задуманного рисунка.
Крестьянская вышивка хранит древние изобразительные мотивы и образы, отражает художественные вкусы создателей. Вышитые узоры широко использовались в декорировании одежды и предметов быта – простыней, полотенец, наволочек. Такие изделия не только являлись декоративным акцентом дома или костюма, но и имели символическое и религиозное значение [1, с. 20–21]. Народная вышивка исторически связана с традициями, обрядами, обычаями крестьянского населения и имеет характерные для каждого региона орнаментальные мотивы, колористику, композиционные приемы. Узоры традиционных вышивок тесно связаны со структурой домотканого полотна, поэтому большинство архаичных орнаментов состоят из геометрических мотивов (5, с. 61).
Во второй половине XIX в. художественная вышивка вызывает интерес ученых этнографов и коллекционеров [2, с. 36]. В этот период образовано множество кустарных производств, занимающихся различными видами вышивки.
В России конца XIX в. произошли существенные изменения в традиционной крестьянской культуре, связанные с крестьянской реформой и социально-экономическими преобразованиями в деревне. Проявился интерес исследователей к народной культуре и традиционному текстильному орнаменту, выражавшийся в том числе в издании альбомов, доступных широкому кругу читателей. Вышивка как форма досуга приобретала все большую популярность благодаря увеличению количества публикаций по рукоделию как в солидных изданиях, так и в дешевых пособиях с изображением мотивов вышивки крестом по канве. Иллюстрации перепечатывались как с различных европейских изданий, так и с образцов русского народного творчества, помимо этого использовались и авторские наработки профессиональных художников.
В результате развития торговли и текстильной промышленности, способствовавших появлению большого ассортимента готовых хлопчатобумажных тканей, ниток для вышивания, канвы и проч., существенно возросли возможности для декорирования предметов в технике вышивки крестом. Такая вышивка требовала меньше времени и усилий, чем старинные счетные техники, что приводило к отказу от трудоемких архаичных технологий и, соответственно, от композиционных канонов. Орнаменты приобрели более свободное размещение, использовалось большое количество растительных узоров, в которых самым популярным мотивом являлось изображение розы, встречавшееся в украшении традиционного костюма, рушников, подзоров и проч. [6, с. 56–57].
После Октябрьской революции были образованы промысловые союзы и артели, выпускавшие художественные вышитые изделия. При них создавались художественные лаборатории, способствовавшие улучшению качества выпускаемых образцов [3, с. 3–4]. В 1931 г. был создан Научно-исследовательский институт художественной промышленности, регулярно устраиваются выставки советского декоративно-прикладного искусства, на которых художники представляют созданные ими сложные вышитые композиции, выполненные в различных техниках [3, рис. 63–64].
После Великой отечественной войны 1941–1945 гг. начинается новый период в развитии бытового прикладного искусства СССР. Постановления ЦК Партии 1946–1948 и 1958 гг. по идеологическим вопросам были направлены на освоение профессиональными художниками лучших традиций народного творчества. Благодаря этому профессиональное и народное искусство продолжают сближаться, в результате совместной творческой деятельности профессиональных художников и традиционных мастеров появляются современные образцы декоративной вышивки [2, с. 38–39]. Образный ряд советской вышивки был дополнен портретами поэтов, героев гражданской и Великой отечественной войн, а также панно, посвященными знаменательным событиям. Использование вышивки в городском и сельском быту приобрело массовость, стало частью художественного пространства повседневной советской жизни. Вышитые панно-картины можно было встретить во многих частных интерьерах (рис. 1).
Рис. 1. Панно с изображением богатырей, хлопок. Конец 1950-х гг. Частное собрание Новгородская область. Старая Русса. Фото А.П. Андреевой
Вышивка крестом использовалась при украшении одежды, предметов быта, для декорирования интерьеров. Советские рукодельницы создавали самобытные и оригинальные произведения: чехлы и накидки, салфетки, скатерти, панно больших размеров. В таких изделиях можно проследить творческие тенденции советского времени, а также индивидуальные предпочтения их создателей. Ориентирами служили как образцы народного искусства, так и произведения профессиональных художников, которые адаптировались для воспроизведения в технике вышивки крестом. Вышитые изделия в оформлении советского частного интерьера имеют свои художественные особенности. Наибольшей популярностью пользовались сюжетные панно и картины, призванные создать атмосферу уюта и праздничности; в большинстве случаев они служили композиционными доминантами жилого пространства. При этом не ослабевал интерес к ставшим уже традиционными сюжетам с включением мотива розы. Он использовался при декорировании наволочек, скатертей, салфеток, других предметов быта, а также в отделке одежды (рис. 2).
Рис. 2. Декоративная салфетка, хлопок. 1950-е гг. Частное собрание. Новгородская область. Старая Русса. Фото А.П. Андреевой
Повсеместному распространению вышивки способствовали социальные, экономические, исторические процессы в стране, художественно-бытовые традиции и культурная память населения.
Для мастеров и любителей рукоделия выпускалась специальная литература, содержащая описание техник вышивки, используемых материалов, схемы и иллюстрации. Кроме того, легкая промышленность СССР изготавливала вышивальные наборы.
Советские рукодельницы использовали в своем творчестве ткань равномерного переплетения или специальным образом выработанное полотно – канву. Рисунок наносился с помощью иглы и цветных нитей, таких как мулине или других, пригодных для вышивания, в том числе шерстяных. Стежки выполнялись в различных техниках: двойной крест, полный крест, полукрест, болгарский крест, прямой крест. Вышивка крестом предполагает возможность создания больших работ без использования специальных пялец, так как может выполняться фрагментарно. Отсутствие сложных технологических приемов также способствовало массовому увлечению данной техникой [7, c. 446;8, с. 149].
Существенное значение имели такие характерные для советской действительности явления, как дефицит. В первые послевоенные годы наблюдалась острая нехватка элементарных предметов быта и составляющих комфорта. Северо-Запад и ряд областей европейской части страны после немецкой оккупации представляли собой полуразрушенные города и деревни. Вопросы гармонизации интерьера встали перед советскими архитекторами и художниками только в 1960-х гг., а в 1950-х гг. внутреннее убранство комнат украшали декорированные вышивкой (или вязаные крючком) салфетки, скатерти, занавески, покрывала и проч. При этом надо отметить, что население крупных городов (в особенности промышленных центров) постоянно пополнялось сельскими жителями, которые привозили с собой традиционные крестьянские домотканые полотна и вышивки, в прошлом составлявшие часть приданого невесты, а нередко и сами владели навыками работы с тканями, вязаным кружевом и трикотажем. Текстильные фабрики страны в 1941–1945 гг. работали на нужды фронта, и в первое послевоенное десятилетие они возвращались к выпуску тканей и одежды для мирной жизни, но процесс этот не был стремительным.
Вышитые панно размещали на стенах, обшивая края работ декоративной тесьмой или бахромой, отдельные небольшие произведения могли быть оформлены в рамы. Для рассматриваемых панно чаще всего применялась многоцветная вышивка фактурным болгарским крестом. Сюжеты таких произведений варьировались от простых композиций до воспроизведения картин художников-реалистов. Особой популярностью для репродуцирования пользовались композиции с изображением оленей (рис. 3). Можно предположить, что это связано с появлением и широким распространением в СССР трофейных немецких ковров из плюша с похожими сюжетами. Кроме того, создавались панно с изображением бытовых сцен, политических сюжетов, пейзажей, букетов и др. Стилистически эти вышивки тяготели к социалистическому реализму как художественному методу, отвечающему запросам послевоенного общества. Мастерицы стремились к фотографической точности, использовали светотеневую моделировку при создании реалистичных сюжетов в пространстве.
Рис. 3. Декоративное панно, хлопок. Из собрания музея «XX лет после Войны». Фото А.П. Андреевой
На основе изученного материала можно сделать ряд выводов. Популярность выполняемых изделий в технике вышивки во многом отражала стремление населения к индивидуализации в оформлении собственного жилого пространства и в то же время была результатом острого спроса на домашний текстиль. Вышивка крестом, например, не требовала высоких профессиональных качеств от исполнителя и после непродолжительного обучения, в том числе самостоятельного, была доступна каждому. Работа мастеров не ограничивалась существующими шаблонами, а позволяла развивать технику рукоделия и совершенствовать навыки создания декоративных композиций. В свободном композиционном строе работ и их сюжетах прослеживается отход от традиционной орнаментальной условности.
1. Voronov, V. (1924) Peasant Art. Moscow: Gos. Izd-vo (in Russian).
2. Gasyuk, O.O., Stepan, M.G. (1989) Embroidery Art. Kiev: Vysshaya Shkola (in Ukrainian).
3. Gumilevskaya, M.N. (1953) Stitch and Embroidery. Moscow: All-Union Cooperative Publishing House (in Russian).
4. Yemelyanova, T.D, Eremenko, T.I, Schetinina, R.F. (1960) Embroidery. Moscow: Publishing House of Scientific and Technical Literature of the RSFSR (in Russian).
5. Zakieva, A.N. (2016) The Art of Embroidery in Russia and Great Britain. In: Traditions and Innovations in the Preparation of Children and Young People for Creative Activities in Applied Decorative Arts and Design. Proceedings of the international research to practice conference. April 28-29th, Elabuga, p. 60 – 64 (in Russian).
6. Lobachevskaya, O.A. (2012) Brocard Patterns and Folk Embroidery in Cross-Stitch as a Visualization of the Change of the Cultural Paradigm in Traditional Culture of the Late 19th– Early 20th Century. In: Shabalina, N.M. (ed.) Design. Art. Industry: international proceedings. Chelyabinsk. Issue I, p. 45–61 (in Russian).
7. Usanova, A.L. (2014) The Decorative Art of City Dwellings in the First Half of the 20th Century. In: World of Science, Culture, Education, No.6 (49). Gorno-Altaisk, p. 445–448 (in Russian).
8. Usanova, A.L. (2015) Theory and Practice of Object Creativity in the USSR in the 1930 – 1950s. Bulletin of Altai State University, No.3/1 (87). Gorno-Altaisk, p. 147–149 (in Russian).
9. Shirokovskikh, M.S. (2016) The Factory Named after Vera Slutskaya in the 1980-1990s: Fashion, Plots, Fabrics. In: Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, and Cultural and Art Studies. Issues in Theory and Practice. Tambov: Gramota, No. 9 (71), p. 223-226 (in Russian).
Citation link
Andreeva A.P. EMBROIDERY IN CROSS-STITCH IN RUSSIA IN THE 20TH CENTURY: DEVELOPMENT, TECHNOLOGY, THEMATIC SERIES [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2018. – №2(62). – URL: http://archvuz.ru/en/2018_2/22
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная