Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (62) June, 2018
Theory of architecture
Zhukovsky Roman S.
PhD (Architecture), Associate Professor,
Chair of Architecture and Design,
Altay State Technical University,
ORCID 0000-0001-6706-3186
Russia, Barnaul, e-mail: romanzsolar@mail.ru
PRINCIPLES AND TECHNIQUES FOR SHAPING SOCIAL AND BUSINESS SUBCENTERS IN LARGE AND LARGEST CITIES
УДК: 711.523+711.551/.553
Шифр научной специальности: 85.118
Abstract
Keywords: social and business subcenter, poly-centralization, sustainable formation of territories
Введение
Общественно-деловые субцентры (ОДС) – вторичные элементы системы центра города или агломерации, непромышленные городские районы, в наибольшей степени подобные центру города по территориальному масштабу, многообразию общественных функций (включая жилую), по преемственному характеру градостроительного развития. В ОДС могут входить высокоурбанизированные многофункциональные узлы городской структуры [15], общественно-транспортные узлы [18], жилые многофункциональные комплексы.
В крупных и крупнейших городах в рамках процесса полицентризации [4] может формироваться несколько ОДС. Мы считаем, что от архитектурно-градостроительных свойств ОДС в значительной степени будет зависеть характер полицентризации города, ведущей к увеличению или сокращению времени рабочих и культурно-бытовых поездок горожан, развитию внутреннего разнообразия архитектурно-средового образа города в целом.
Исследования процесса полицентризации городов и развития ОДС [4–12; 32] демонстрируют, что формирование ОДС, идентично центру города, является исторически преемственным процессом, нелинейным и недирективным, требующим общественного соучастия. Актуальным становится повышение внимания общественности к проблеме управляемости формирования ОДС в городах. Непредсказуемое возникновение и развитие ОДС в городах развитых стран часто приводит к появлению районов с ригидными и хаотичными планировочными схемами, с невыразительной утилитарной архитектурой, не формирующей ансамбли и уличные пространства, которые привлекали бы разнообразные категории пешеходов. Американские «окраинные города» и «бескрайние города» – яркий пример неуправляемо сформированных ОДС с неразвитой комфортной средой для проживания и работы, с большим трудом подающиеся ревитализации [5; 32].
Методика
В настоящей статье консолидируются сведения и опыт, полученные в ходе проведенных автором натурных и дистанционных исследований проектных и реализованных аналогов ОДС и подобных им концептуальных градостроительных объектов [12], анализа отечественной и зарубежной научной литературы по теме формирования систем центров городов и агломераций, а также их крупномасштабных архитектурных ансамблей [7].
Результаты
На основании синтеза изученных научных материалов сформулированы принципы и приёмы формирования ОДС крупных и крупнейших городов :
• Принцип устойчивой полицентризации города.
• Принцип архитектурно-градостроительного подобия ОДС центру города.
• Принцип устойчивого формирования ОДС.
Принцип устойчивой полицентризации города
Соблюдение данного принципа направлено на повышение предсказуемости и эффективности полицентризации крупных и крупнейших городов, что создаёт условия для более управляемого формирования ОДС и предполагает следующие приёмы:
Прием полицентризации города по гибкому плану
Опыт европейского градостроительства показывает, что процессы полицентризации на уровне города/агломерации индифферентны к процессам полицентризации на территориальных уровнях стран и регионов [27]. Токийский опыт свидетельствует о целесообразности управления полицентризацией города, хотя и имеющего ограниченную эффективность в связи с возникновением многих незапланированных ОДС [28], что может объясняться спецификой динамично развивающихся высококонкурентных городов «нового света». Сниженная предсказуемость развития системы центра города или агломерации наблюдается и в менее динамично развивающихся европейских городах. Так, в Люксембурге при реализации плана по развитию вторичных элементов системы центра одноименной столицы даже в бóльшей степени стали застраиваться равноудаленные от таких центров пригороды [21]. Динамика демографического и социально-экономического роста многих крупных и крупнейших городов России остается низкой, однако это может способствовать принятию стратегически более взвешенных решений по планированию процессов полицентризации города, если они наблюдаются или ожидаются.
В рамках современного генерального планирования крупных и крупнейших городов могут быть акцентированы следующие направления работы:
1) периодический мониторинг территории города по критерию «стихийного» формирования ОДС с использованием графоаналитических и социологических методов;
2) составление периодически обновляемого плана системы центра города (план полицентризации) с опорой на экспертные и общественные оценки;
3) стимулирование (или ограничение) развития ОДС со стороны муниципалитетов и девелоперов в соответствии с планом системы центра города.
Прием спецификации систем ОДС в зависимости от параметров города
Результаты исследований западносибирских городов позволяют сделать прогноз развития ОДС в крупных и крупнейших городах в зависимости от их демографических и территориально-планировочных особенностей [10]:
1) вероятным является развитие ОДС в качестве центробежных магистралей-русел в крупных городах с компактной конфигурацией, в крупных и крупнейших городах (агломерациях) с расчлененной планировочной конфигурацией (рис. 1, а – б);
2) вероятным является развитие крупных ОДС в качестве территориально развитых районов и русел в крупных и крупнейших городах (агломерациях), разделённых на большие планировочные районы водоёмом, ландшафтом или линейными объектами (рис. 1, в);
3) формирование на территории потенциального ОДС крупного полифункционального комплекса зданий может стимулировать дальнейшее развитие территории в качестве значимого узла социально-экономического притяжения в городе.

Рис. 1. Прогноз развития систем центров крупных и крупнейших городов (серым обозначены главные центры, желтым – ОДС). а) крупные города с компактной планировочной конфигурацией; б) то же с расчлененной планировочной конфигурацией; в) крупные и крупнейшие города с делением на крупные планировочные районы (здесь и далее рисунки Р.С. Жуковского)
Прием стимулирования развития ОДС по ранжированной приоритетности в зависимости от параметров отдельных территорий города
В современных генеральных планах крупных и крупнейших городов намечено новое строительство многих общественно-деловых зон на не освоенных сегодня территориях у планируемых магистралей и развязок. В условиях низкой динамки территориального развития крупных и крупнейших городов более эффективной может быть реновация или ревитализация заброшенных промышленных территорий и административных центров городов-спутников и пригородов, стимулирование развития уже формирующихся ОДС в районе существующей инженерно-транспортной инфраструктуры (например, в случае западных районов города Барнаула).
Более перспективным ожидается развитие ОДС в срединных районах городов, либо в периферийных районах, соседствующих с крупными населенными пунктами – спутниками агломерации (например, Академгородок – ближайший центр социально-экономического притяжения как для южных районов Новосибирска, так и для некоторых районов городов-спутников Бердска и Искитима). Следует в большей степени стимулировать развитие новых для города функций в ОДС, не прибегая к перемещению учреждений, исторически сформировавшихся в центре города [2, гл. 8.6].
Принцип архитектурно-градостроительного подобия ОДС центру города
Соблюдение данного принципа определяет устойчивую динамику развития ОДС как выраженного района социально-экономического притяжения в городе, активизирующего продуктивные и многообразные общественные взаимодействия («глаза, устремленные на улицу» – по Дж. Джейкобс [3, с. 55]) большую часть суток.
Реализация рассматриваемого принципа предполагает следующие приемы:
Прием формирования непрерывной транспортно-коммуникационной инфраструктуры (для генерации пешеходных потоков)
Повышение психофизиологической комфортности застройки, способствующей безопасным и продуктивным социальным контактам, может быть обеспечена организацией территории ОДС со следующими градостроительными особенностями (рис. 2) [14; 24; 26; 30]:

Рис. 2. Пространственная модель задействования приема формирования непрерывной транспортно-коммуникационной инфраструктуры
Прием формирования интегрированного полифункционального пространства (для консолидации пешеходных потоков)
Предполагает различного рода пространственное смешение общегородских и районных учреждений, которые не являются звеньями цепи обеспечения какой-либо доминирующей функции и выступают как самодостаточные точки притяжения, ориентированные на возможное конкурентное или кооперативное взаимодействие с соседними заведениями со схожей или другой функцией [1] (рис. 3).

Рис. 3. Пространственная модель задействования приема формирования интегрированного полифункционального пространства
Прием обеспечения структурной гибкости и сезонной трансформируемости пространств и застройки (для поддержания пешеходных потоков в течение года)
В условиях жестких климатов многих крупных и крупнейших российских городов формируемые пространства должны иметь подготовленные крытые площади первых этажей и пассажей, допускающие размещение летних торгово-бытовых и культурно-развлекательных функций под открытым небом в зимнее время [20, с. 109–110]. Открытые пространства должны быть оптимально компактными, не «тесными», инсолируемыми [14, с. 165–166; 23], защищающими от холодных ветров и низких температур [19] и по масштабам соответствующими социально-экономическим возможностям крупных и крупнейших городов для их коммунального обслуживания. Пространство и застройка ОДС должны быть функционально трансформируемыми с течением времени [15] (рис. 4):

Рис. 4. Пространственная модель задействования приема обеспечения структурной гибкости и сезонной трансформируемости пространств и застройки
Прием формирования благоустроенной архитектурной среды (для поддержания пешеходных потоков в течение суток)
Формирование благоприятной для проживания среды ОДС на всех уровнях «иерархии ценностей» местных жителей [17] предполагает мероприятия по обеспечению безопасности, психологической комфортности, физического и информационного удобства, эстетической привлекательности архитектурной среды ОДС (рис. 5а – в) [14; 23; 26; 28; 30]:

Рис. 5а. Пространственная модель задействования приема формирования благоустроенной архитектурной среды

Рис. 5б. Пространственная модель задействования приема формирования благоустроенной архитектурной среды – продолжение

Рис. 5в. Пространственная модель задействования приема формирования благоустроенной архитектурной среды – завершение
Прием внедрения модернистской эстетики в архитектуру застройки (для поддержания устойчивого развития ОДС в городе)
С эстетической точки зрения, городские ОДС могут представлять собой выраженные «модернистские пространства». Финансово ёмкая и геометрически простая эстетика модернистских стилей (неоконструктивизм, необрутализм, хай-тек) является аутентичным выражением сущности ОДС как экономически доступного аналога центра города, конкурентоспособного морфологического типа как по отношению к главным и специализированным центрам, так и к жилыми или промышленными районам [5]. Эстетика архитектуры застройки ОДС может основываться на следующих приемах (рис. 6):

Рис. 6. Пространственная модель задействования приёма внедрения модернистской эстетики в архитектуру застройки
Принцип устойчивого формирования ОДС
Соблюдение данного принципа направлено на успешное планирование, проектирование, строительство и управление развитием конкретного ОДС в будущем. Реализация рассматриваемого принципа предполагает следующие приёмы:
Прием активного участия общественности в планировании и реализации ОДС
Градостроители и архитекторы должны выступать в роли общественных модераторов, ставящих цель продуктивного согласования различных потребностей и инициатив для формирования архитектурно-градостроительной программы, позволяющей реализовывать наиболее жизнеспособные городские пространства [13]. На успешность реализации проекта ОДС будет влиять инициативность программной команды и местных жителей с различной степенью участия, что подтверждается практиками нового урбанизма и средового подхода [9; 31]. Интенсификация таких общественных взаимодействий может ускорить темпы реализации проекта до инвестиционно приемлемых сроков.
Прием административно-финансовой поддержки реализации ОДС
Даже в условиях согласованности ценностных установок горожан и экспертов поддержка властей и бизнеса является непременным условием воплощения крупного объекта градостроительства и предполагает в случае ОДС следующие мероприятия (рис. 7) [28; 30]:

Рис. 7. Организационные мероприятия приема административно-финансовой поддержки реализации ОДС
Прием реализации ОДС по многоступенчатому организационному плану
На основании успешного опыта американских «новых урбанистов» и отечественных практиков средового и кластерного подходов в градостроительстве может быть предложена многоступенчатая методика (организационный план) устойчивого формирования ОДС. Данный план, соотносимый с отечественными технико-экономическими обоснованиями проектов планировки территории или с западными “Master Plan”, отражает фундаментальные целевые характеристики ОДС социально-экономического характера, тогда как архитектурно-градостроительная форма их выражения может меняться более гибко с течением времени. Этапы реализации такого плана схематично представлены на рис. 8.

Рис. 8. Стадии реализации ОДС по многоступенчатому организационному плану
Концептуальная схема реализации ОДС представлена на рис. 9.

Рис. 9. Схема взаимодействий при преемственном формировании ОДС
Вывод
На основе проведенных исследований сформулированы принципы и приемы формирования общественно-деловых субцентров (ОДС) крупных и крупнейших городов:
• Принцип устойчивой полицентризации города (приемы полицентризации города по гибкому плану, спецификации систем ОДС в зависимости от параметров города, стимулирования развития ОДС по ранжированной приоритетности в зависимости от параметров отдельных территорий города);
• Принцип архитектурно-градостроительного подобия ОДС центру города (приёмы формирования непрерывной транспортно-коммуникационной инфраструктуры (для генерации пешеходных потоков), формирования интегрированного полифункционального пространства (для консолидации пешеходных потоков), обеспечения структурной гибкости и сезонной трансформируемости пространств и застройки (для поддержания пешеходных потоков в течение года), формирования благоустроенной архитектурной среды (для поддержания пешеходных потоков в течение суток), внедрения модернистской эстетики в архитектуру застройки (для поддержания устойчивого развития ОДС в городе));
• Принцип устойчивого формирования ОДС (приемы активного участия общественности в планировании и реализации ОДС, административно-финансовой поддержки реализации ОДС, реализации ОДС по многоступенчатому организационному плану).
Заключение
Предложенные принципы и приемы преемственного формирования ОДС крупных и крупнейших городов могут рассматриваться как одна из рекомендательных программ действий, требующей апробации и уточнения многолетней градостроительной практикой. Мы считаем, что актуальность дальнейших исследований в области способов реализации и развития элементов системы центра города, включая ОДС, будет поддерживаться постоянными изменениями в социально-экономическом и культурно-технологическом контекстах мировой архитектурно-градостроительной деятельности.
References
1. Bokov, V. A. (1974) Architectural Spatial Organisation of Multipurpose Public Complexes and Structures. Summary of PhD dissertation. Architecture (spec. 18.00.01). Moscow (in Russian).
2. Gutnov, A.E. and Glazychev, V.L. (1990) The World of Architecture: (the Face of the City). Moscow: Molodaya Gvardiya (in Russian).
3. Jacobs, J. (2015) The Death and Life of Great American Cities. Moscow: Novoye Izdatelstvo (Biblioteka Svobody) (in Russian) (in Russian).
4. Zhukovsky, R.S. and Pomorov, S.B. (2016) Analysis of Modern Concepts about the Poly-Centric Structure of the City [Online] Bulletin of Tomsk State University of Architecture and Civil Engineering, No. 1 (54), p. 67–79 Available from: http://www.tsuab.ru/upload/files/additional/1_2016_06_Pomorov_file_5326_... (in Russian)
5. Zhukovsky, R.S. (2017) The Architecture of Urban Sub-Downtown Areas As a Factor of Their Sustainable Development. Architecton: Proceedings of Higher Education, No.2(58). Available from: http://archvuz.ru/en/2017_2/4 (in Russian)
6. Zhukovsky, R.S. (2017) Architectural and Planning Typology of Social and Business Subcenters of Cities [Online]. Bulletin of Tomsk State University of Architecture and Civil Engineering, No. 1 (60), p. 82–95. Available from: http://www.tsuab.ru/upload/files/additional/1_2017_08_ZHukovskij_file_52... (in Russian)
7. Zhukovsky, R.S. and Pomorov, S.B. (2016) Architectural Space of Social and Business Subcenters of Cities: Formation Tendencies [Online]. Architecture and Building Construction of Russia, No. 3, p. 68–75. Available from: http://www.asrmag.ru/arch/243/ (in Russian)
8. Zhukovsky, R.S. (2016) Balance in the Planning and Self-Organisation in the Evolution of the Concept of Polycentric Cities [Online]. Academic bulletin of UralNIIproekt RAASN, No. 3 (30), p. 9-15. Available from: http://uniip.ru/images/stories/3_2016/02_3_2016.pdf (in Russian)
9. Zhukovsky, R.S. (2017) Prospects for the Cluster Approach as a Strategy of Social and Business Subcenter Development in Cities [Online]. Privolzhsky Nauchny Zhurnal, No. 2 (42), p. 161-166. Available from: https://elibrary.ru/download/elibrary_29418233_32694680.pdf (in Russian)
10. Zhukovsky R. S. (2017) A Development Forecast for Public and Business Subcenters in Major Cities (With Reference to Western Siberia, Russia). Architecton: Proceedings of Higher Education, No. 2(58). Available from: http://archvuz.ru/en/2017_2/3 (in Russian)
11. Pomorov, S.B., Zhukovsky, R.S. (2015) The Evolution of Urban Polycentrism Theory and Practice in Retrospect. Architecton: Proceedings of Higher Education, No. 4(52). Available from: http://archvuz.ru/en/2015_4/3 (in Russian)
12. Zhukovsky, R.S. and Pomorov, S.B. (2016) A Comparative Analysis of Theoretical Models of Social and Business Subcenters and City Centre [Online] Bulletin of Perm National Research Polytechnicl University. Applied Ecology. Urbanistics, No. 2 (22), p. 6–32. Available from: http://vestnik.pstu.ru/urbanistic/archives/?id=&folder_id=5593 (in Russian)
13. Kiyanenko, K.V. (2017) «Design Assignment» vs «Architectural Program»: Russian-American Oppositions. Architecton: Proceedings of Higher Education, No.4(60). Available from: http://archvuz.ru/en/2017_4/5 (in Russian)
14. Kiyanenko, K.V. (2015) Society, Environment, Architecture: Social Foundations of Architectural Shaping of Residential Environment. Vologda: VoGU. (in Russian)
15. Kolesnikov, S.A. (2006) Architectural Typology of Highly Urbanized Multipurpose Units in the Urban Structure of a Major City. (With Reference to the City of Samara). Summary of PhD dissertation. Architecture (spec. 18.00.02). Nizhny Novgorod. (in Russian)
16. Lynch, K. (1982) The Image of the City. Moscow: Stroyizdat (in Russian).
17. Lyakhovetskaya, S.S. (2001) Socio-Cultural Values of City Centre. PhD dissertation. Architecture (spec. 18.00.01). Ekaterinburg. (in Russian)
18. Azarenkova, S.V. and Stepanova, L.N. (eds.) (1997) Recommendations for Designing Social and Transport Centers (Hubs) in Big Cities. Gosstroy of Russia, TSNIIP gradostroitelstva. Moscow: GUP TsPP. (in Russian)
19. Tumanik, G.N. (2004) Regional Features in the Formation and Development of the Centre of a Large (Largest) City of Siberia. Summary of Doctor of Architecture dissertation. (spec. 18.00.04). Moscow. (in Russian)
20. Zeidler, E. (1988) Multi-use Architecture. Translated from English by A.Yu. Bocharova. Moscow: Stroyizdat (in Russian). (in Russian)
21. Decoville, A. and Klein, O. (2014) The Limits of Polycentrism at the City-Regional Scale: The Case of Luxembourg. European Journal of Spatial Development, No. 1, p. 1–20.
22. Garreau, J. (1991) Edge City. Life on the New Frontier. New York: Anchor Books, a Division of Random House, inc. [Online]. Available from: https://books.google.ru/books/about/Edge_City.html?id=bhubIafmBv8C&redir...
23. Herndon J.D. (2011) Mixed-Use Development in Theory and Practice: Learning from Atlanta’s Mixed Experiences. [Online]. Available from:https://smartech.gatech.edu/bitstream/handle/1853/40790/JoshuaHerndon_Mi...
24. Kulash, W. (1996) Traffic Calming: An Overview. Walkable Streets. [Online]. Available from:https://walkablestreets.wordpress.com/1996/08/18/traffic-calming-an-over...
25. Lang, R.E. (2003) Edgeless Cities - Exploring the Elusive Metropolis. Washington D.C.: Booking Institution Press. [Online]. Available from: https://books.google.ru/books/about/Edgeless_Cities.html?id=Js3fieyj7AAC...
26. Matthews J.R. et al. (2010) Montgomery County Planning Commission Board. New Town Mixed Use District – Creating Walkable, Transit-Friendly Places. [Online]. Available from:http://www.montcopa.org/DocumentCenter/View/4101
27. Polycentric Urban Development and Rural-Urban Partnership – Thematic Study of INTERREG and ESPON activities. 2007. [Online] – Available from:https://www.espon.eu/export/sites/default/Documents/Projects/ESPON2006Pr...
28. (Re)Building Downtown – A Guidebook for Revitalization. Smart Growth America. 2015. [Online] – Available from: http://www.smartgrowthamerica.org/documents/rebuilding-downtown.pdf
29. Sorensen A. (2001) Subcenters and Satellite Cities: Tokyo’s 20th Century Experience of Planned Polycentrism. International Planning Studies, Vol. 6, No. 1, p. 9-32. [Online] Available from:https://tspace.library.utoronto.ca/bitstream/1807/2756/2/tokyosubcentres...
30. TOD Guide for Urban Communities. CTS-EMBARQ Mexico. 2013 [Online] Available from:http://www.wrirosscities.org/sites/default/files/TOD_Guide_Urban_Communi...
31. Wardner, P. (2014) Explaining Mixed-Use Developments: A Critical Realist’s Perspective. 20th Annual Pacific-Rim Real Estate Society Conference. Christchurch, New Zealand. P. 1–13.
32. Zhukovsky, R. and Pomorov, S. (2017) Factors Affecting the Formation of Sub-downtowns in Various Metropolitan Areas Around the World. Proceedings of the III International Young Researchers Conference “Youth, Science, Solutions: Ideas and Prospects” (YSSIP-2016). AIP Conference Proceedings. [Online].Vol. 1800, p. 1–11. Available from:https://aip.scitation.org/doi/pdf/10.1063/1.4973064
Citation link
Введение
Общественно-деловые субцентры (ОДС) – вторичные элементы системы центра города или агломерации, непромышленные городские районы, в наибольшей степени подобные центру города по территориальному масштабу, многообразию общественных функций (включая жилую), по преемственному характеру градостроительного развития. В ОДС могут входить высокоурбанизированные многофункциональные узлы городской структуры [15], общественно-транспортные узлы [18], жилые многофункциональные комплексы.
В крупных и крупнейших городах в рамках процесса полицентризации [4] может формироваться несколько ОДС. Мы считаем, что от архитектурно-градостроительных свойств ОДС в значительной степени будет зависеть характер полицентризации города, ведущей к увеличению или сокращению времени рабочих и культурно-бытовых поездок горожан, развитию внутреннего разнообразия архитектурно-средового образа города в целом.
Исследования процесса полицентризации городов и развития ОДС [4–12; 32] демонстрируют, что формирование ОДС, идентично центру города, является исторически преемственным процессом, нелинейным и недирективным, требующим общественного соучастия. Актуальным становится повышение внимания общественности к проблеме управляемости формирования ОДС в городах. Непредсказуемое возникновение и развитие ОДС в городах развитых стран часто приводит к появлению районов с ригидными и хаотичными планировочными схемами, с невыразительной утилитарной архитектурой, не формирующей ансамбли и уличные пространства, которые привлекали бы разнообразные категории пешеходов. Американские «окраинные города» и «бескрайние города» – яркий пример неуправляемо сформированных ОДС с неразвитой комфортной средой для проживания и работы, с большим трудом подающиеся ревитализации [5; 32].
Методика
В настоящей статье консолидируются сведения и опыт, полученные в ходе проведенных автором натурных и дистанционных исследований проектных и реализованных аналогов ОДС и подобных им концептуальных градостроительных объектов [12], анализа отечественной и зарубежной научной литературы по теме формирования систем центров городов и агломераций, а также их крупномасштабных архитектурных ансамблей [7].
Результаты
На основании синтеза изученных научных материалов сформулированы принципы и приёмы формирования ОДС крупных и крупнейших городов :
• Принцип устойчивой полицентризации города.
• Принцип архитектурно-градостроительного подобия ОДС центру города.
• Принцип устойчивого формирования ОДС.
Принцип устойчивой полицентризации города
Соблюдение данного принципа направлено на повышение предсказуемости и эффективности полицентризации крупных и крупнейших городов, что создаёт условия для более управляемого формирования ОДС и предполагает следующие приёмы:
Прием полицентризации города по гибкому плану
Опыт европейского градостроительства показывает, что процессы полицентризации на уровне города/агломерации индифферентны к процессам полицентризации на территориальных уровнях стран и регионов [27]. Токийский опыт свидетельствует о целесообразности управления полицентризацией города, хотя и имеющего ограниченную эффективность в связи с возникновением многих незапланированных ОДС [28], что может объясняться спецификой динамично развивающихся высококонкурентных городов «нового света». Сниженная предсказуемость развития системы центра города или агломерации наблюдается и в менее динамично развивающихся европейских городах. Так, в Люксембурге при реализации плана по развитию вторичных элементов системы центра одноименной столицы даже в бóльшей степени стали застраиваться равноудаленные от таких центров пригороды [21]. Динамика демографического и социально-экономического роста многих крупных и крупнейших городов России остается низкой, однако это может способствовать принятию стратегически более взвешенных решений по планированию процессов полицентризации города, если они наблюдаются или ожидаются.
В рамках современного генерального планирования крупных и крупнейших городов могут быть акцентированы следующие направления работы:
1) периодический мониторинг территории города по критерию «стихийного» формирования ОДС с использованием графоаналитических и социологических методов;
2) составление периодически обновляемого плана системы центра города (план полицентризации) с опорой на экспертные и общественные оценки;
3) стимулирование (или ограничение) развития ОДС со стороны муниципалитетов и девелоперов в соответствии с планом системы центра города.
Прием спецификации систем ОДС в зависимости от параметров города
Результаты исследований западносибирских городов позволяют сделать прогноз развития ОДС в крупных и крупнейших городах в зависимости от их демографических и территориально-планировочных особенностей [10]:
1) вероятным является развитие ОДС в качестве центробежных магистралей-русел в крупных городах с компактной конфигурацией, в крупных и крупнейших городах (агломерациях) с расчлененной планировочной конфигурацией (рис. 1, а – б);
2) вероятным является развитие крупных ОДС в качестве территориально развитых районов и русел в крупных и крупнейших городах (агломерациях), разделённых на большие планировочные районы водоёмом, ландшафтом или линейными объектами (рис. 1, в);
3) формирование на территории потенциального ОДС крупного полифункционального комплекса зданий может стимулировать дальнейшее развитие территории в качестве значимого узла социально-экономического притяжения в городе.
Рис. 1. Прогноз развития систем центров крупных и крупнейших городов (серым обозначены главные центры, желтым – ОДС). а) крупные города с компактной планировочной конфигурацией; б) то же с расчлененной планировочной конфигурацией; в) крупные и крупнейшие города с делением на крупные планировочные районы (здесь и далее рисунки Р.С. Жуковского)
Прием стимулирования развития ОДС по ранжированной приоритетности в зависимости от параметров отдельных территорий города
В современных генеральных планах крупных и крупнейших городов намечено новое строительство многих общественно-деловых зон на не освоенных сегодня территориях у планируемых магистралей и развязок. В условиях низкой динамки территориального развития крупных и крупнейших городов более эффективной может быть реновация или ревитализация заброшенных промышленных территорий и административных центров городов-спутников и пригородов, стимулирование развития уже формирующихся ОДС в районе существующей инженерно-транспортной инфраструктуры (например, в случае западных районов города Барнаула).
Более перспективным ожидается развитие ОДС в срединных районах городов, либо в периферийных районах, соседствующих с крупными населенными пунктами – спутниками агломерации (например, Академгородок – ближайший центр социально-экономического притяжения как для южных районов Новосибирска, так и для некоторых районов городов-спутников Бердска и Искитима). Следует в большей степени стимулировать развитие новых для города функций в ОДС, не прибегая к перемещению учреждений, исторически сформировавшихся в центре города [2, гл. 8.6].
Принцип архитектурно-градостроительного подобия ОДС центру города
Соблюдение данного принципа определяет устойчивую динамику развития ОДС как выраженного района социально-экономического притяжения в городе, активизирующего продуктивные и многообразные общественные взаимодействия («глаза, устремленные на улицу» – по Дж. Джейкобс [3, с. 55]) большую часть суток.
Реализация рассматриваемого принципа предполагает следующие приемы:
Прием формирования непрерывной транспортно-коммуникационной инфраструктуры (для генерации пешеходных потоков)
Повышение психофизиологической комфортности застройки, способствующей безопасным и продуктивным социальным контактам, может быть обеспечена организацией территории ОДС со следующими градостроительными особенностями (рис. 2) [14; 24; 26; 30]:
Рис. 2. Пространственная модель задействования приема формирования непрерывной транспортно-коммуникационной инфраструктуры
Прием формирования интегрированного полифункционального пространства (для консолидации пешеходных потоков)
Предполагает различного рода пространственное смешение общегородских и районных учреждений, которые не являются звеньями цепи обеспечения какой-либо доминирующей функции и выступают как самодостаточные точки притяжения, ориентированные на возможное конкурентное или кооперативное взаимодействие с соседними заведениями со схожей или другой функцией [1] (рис. 3).
Рис. 3. Пространственная модель задействования приема формирования интегрированного полифункционального пространства
Прием обеспечения структурной гибкости и сезонной трансформируемости пространств и застройки (для поддержания пешеходных потоков в течение года)
В условиях жестких климатов многих крупных и крупнейших российских городов формируемые пространства должны иметь подготовленные крытые площади первых этажей и пассажей, допускающие размещение летних торгово-бытовых и культурно-развлекательных функций под открытым небом в зимнее время [20, с. 109–110]. Открытые пространства должны быть оптимально компактными, не «тесными», инсолируемыми [14, с. 165–166; 23], защищающими от холодных ветров и низких температур [19] и по масштабам соответствующими социально-экономическим возможностям крупных и крупнейших городов для их коммунального обслуживания. Пространство и застройка ОДС должны быть функционально трансформируемыми с течением времени [15] (рис. 4):
Рис. 4. Пространственная модель задействования приема обеспечения структурной гибкости и сезонной трансформируемости пространств и застройки
Прием формирования благоустроенной архитектурной среды (для поддержания пешеходных потоков в течение суток)
Формирование благоприятной для проживания среды ОДС на всех уровнях «иерархии ценностей» местных жителей [17] предполагает мероприятия по обеспечению безопасности, психологической комфортности, физического и информационного удобства, эстетической привлекательности архитектурной среды ОДС (рис. 5а – в) [14; 23; 26; 28; 30]:
Рис. 5а. Пространственная модель задействования приема формирования благоустроенной архитектурной среды
Рис. 5б. Пространственная модель задействования приема формирования благоустроенной архитектурной среды – продолжение
Рис. 5в. Пространственная модель задействования приема формирования благоустроенной архитектурной среды – завершение
Прием внедрения модернистской эстетики в архитектуру застройки (для поддержания устойчивого развития ОДС в городе)
С эстетической точки зрения, городские ОДС могут представлять собой выраженные «модернистские пространства». Финансово ёмкая и геометрически простая эстетика модернистских стилей (неоконструктивизм, необрутализм, хай-тек) является аутентичным выражением сущности ОДС как экономически доступного аналога центра города, конкурентоспособного морфологического типа как по отношению к главным и специализированным центрам, так и к жилыми или промышленными районам [5]. Эстетика архитектуры застройки ОДС может основываться на следующих приемах (рис. 6):
Рис. 6. Пространственная модель задействования приёма внедрения модернистской эстетики в архитектуру застройки
Принцип устойчивого формирования ОДС
Соблюдение данного принципа направлено на успешное планирование, проектирование, строительство и управление развитием конкретного ОДС в будущем. Реализация рассматриваемого принципа предполагает следующие приёмы:
Прием активного участия общественности в планировании и реализации ОДС
Градостроители и архитекторы должны выступать в роли общественных модераторов, ставящих цель продуктивного согласования различных потребностей и инициатив для формирования архитектурно-градостроительной программы, позволяющей реализовывать наиболее жизнеспособные городские пространства [13]. На успешность реализации проекта ОДС будет влиять инициативность программной команды и местных жителей с различной степенью участия, что подтверждается практиками нового урбанизма и средового подхода [9; 31]. Интенсификация таких общественных взаимодействий может ускорить темпы реализации проекта до инвестиционно приемлемых сроков.
Прием административно-финансовой поддержки реализации ОДС
Даже в условиях согласованности ценностных установок горожан и экспертов поддержка властей и бизнеса является непременным условием воплощения крупного объекта градостроительства и предполагает в случае ОДС следующие мероприятия (рис. 7) [28; 30]:
Рис. 7. Организационные мероприятия приема административно-финансовой поддержки реализации ОДС
Прием реализации ОДС по многоступенчатому организационному плану
На основании успешного опыта американских «новых урбанистов» и отечественных практиков средового и кластерного подходов в градостроительстве может быть предложена многоступенчатая методика (организационный план) устойчивого формирования ОДС. Данный план, соотносимый с отечественными технико-экономическими обоснованиями проектов планировки территории или с западными “Master Plan”, отражает фундаментальные целевые характеристики ОДС социально-экономического характера, тогда как архитектурно-градостроительная форма их выражения может меняться более гибко с течением времени. Этапы реализации такого плана схематично представлены на рис. 8.
Рис. 8. Стадии реализации ОДС по многоступенчатому организационному плану
Концептуальная схема реализации ОДС представлена на рис. 9.
Рис. 9. Схема взаимодействий при преемственном формировании ОДС
Вывод
На основе проведенных исследований сформулированы принципы и приемы формирования общественно-деловых субцентров (ОДС) крупных и крупнейших городов:
• Принцип устойчивой полицентризации города (приемы полицентризации города по гибкому плану, спецификации систем ОДС в зависимости от параметров города, стимулирования развития ОДС по ранжированной приоритетности в зависимости от параметров отдельных территорий города);
• Принцип архитектурно-градостроительного подобия ОДС центру города (приёмы формирования непрерывной транспортно-коммуникационной инфраструктуры (для генерации пешеходных потоков), формирования интегрированного полифункционального пространства (для консолидации пешеходных потоков), обеспечения структурной гибкости и сезонной трансформируемости пространств и застройки (для поддержания пешеходных потоков в течение года), формирования благоустроенной архитектурной среды (для поддержания пешеходных потоков в течение суток), внедрения модернистской эстетики в архитектуру застройки (для поддержания устойчивого развития ОДС в городе));
• Принцип устойчивого формирования ОДС (приемы активного участия общественности в планировании и реализации ОДС, административно-финансовой поддержки реализации ОДС, реализации ОДС по многоступенчатому организационному плану).
Заключение
Предложенные принципы и приемы преемственного формирования ОДС крупных и крупнейших городов могут рассматриваться как одна из рекомендательных программ действий, требующей апробации и уточнения многолетней градостроительной практикой. Мы считаем, что актуальность дальнейших исследований в области способов реализации и развития элементов системы центра города, включая ОДС, будет поддерживаться постоянными изменениями в социально-экономическом и культурно-технологическом контекстах мировой архитектурно-градостроительной деятельности.
1. Bokov, V. A. (1974) Architectural Spatial Organisation of Multipurpose Public Complexes and Structures. Summary of PhD dissertation. Architecture (spec. 18.00.01). Moscow (in Russian).
2. Gutnov, A.E. and Glazychev, V.L. (1990) The World of Architecture: (the Face of the City). Moscow: Molodaya Gvardiya (in Russian).
3. Jacobs, J. (2015) The Death and Life of Great American Cities. Moscow: Novoye Izdatelstvo (Biblioteka Svobody) (in Russian) (in Russian).
4. Zhukovsky, R.S. and Pomorov, S.B. (2016) Analysis of Modern Concepts about the Poly-Centric Structure of the City [Online] Bulletin of Tomsk State University of Architecture and Civil Engineering, No. 1 (54), p. 67–79 Available from: http://www.tsuab.ru/upload/files/additional/1_2016_06_Pomorov_file_5326_... (in Russian)
5. Zhukovsky, R.S. (2017) The Architecture of Urban Sub-Downtown Areas As a Factor of Their Sustainable Development. Architecton: Proceedings of Higher Education, No.2(58). Available from: http://archvuz.ru/en/2017_2/4 (in Russian)
6. Zhukovsky, R.S. (2017) Architectural and Planning Typology of Social and Business Subcenters of Cities [Online]. Bulletin of Tomsk State University of Architecture and Civil Engineering, No. 1 (60), p. 82–95. Available from: http://www.tsuab.ru/upload/files/additional/1_2017_08_ZHukovskij_file_52... (in Russian)
7. Zhukovsky, R.S. and Pomorov, S.B. (2016) Architectural Space of Social and Business Subcenters of Cities: Formation Tendencies [Online]. Architecture and Building Construction of Russia, No. 3, p. 68–75. Available from: http://www.asrmag.ru/arch/243/ (in Russian)
8. Zhukovsky, R.S. (2016) Balance in the Planning and Self-Organisation in the Evolution of the Concept of Polycentric Cities [Online]. Academic bulletin of UralNIIproekt RAASN, No. 3 (30), p. 9-15. Available from: http://uniip.ru/images/stories/3_2016/02_3_2016.pdf (in Russian)
9. Zhukovsky, R.S. (2017) Prospects for the Cluster Approach as a Strategy of Social and Business Subcenter Development in Cities [Online]. Privolzhsky Nauchny Zhurnal, No. 2 (42), p. 161-166. Available from: https://elibrary.ru/download/elibrary_29418233_32694680.pdf (in Russian)
10. Zhukovsky R. S. (2017) A Development Forecast for Public and Business Subcenters in Major Cities (With Reference to Western Siberia, Russia). Architecton: Proceedings of Higher Education, No. 2(58). Available from: http://archvuz.ru/en/2017_2/3 (in Russian)
11. Pomorov, S.B., Zhukovsky, R.S. (2015) The Evolution of Urban Polycentrism Theory and Practice in Retrospect. Architecton: Proceedings of Higher Education, No. 4(52). Available from: http://archvuz.ru/en/2015_4/3 (in Russian)
12. Zhukovsky, R.S. and Pomorov, S.B. (2016) A Comparative Analysis of Theoretical Models of Social and Business Subcenters and City Centre [Online] Bulletin of Perm National Research Polytechnicl University. Applied Ecology. Urbanistics, No. 2 (22), p. 6–32. Available from: http://vestnik.pstu.ru/urbanistic/archives/?id=&folder_id=5593 (in Russian)
13. Kiyanenko, K.V. (2017) «Design Assignment» vs «Architectural Program»: Russian-American Oppositions. Architecton: Proceedings of Higher Education, No.4(60). Available from: http://archvuz.ru/en/2017_4/5 (in Russian)
14. Kiyanenko, K.V. (2015) Society, Environment, Architecture: Social Foundations of Architectural Shaping of Residential Environment. Vologda: VoGU. (in Russian)
15. Kolesnikov, S.A. (2006) Architectural Typology of Highly Urbanized Multipurpose Units in the Urban Structure of a Major City. (With Reference to the City of Samara). Summary of PhD dissertation. Architecture (spec. 18.00.02). Nizhny Novgorod. (in Russian)
16. Lynch, K. (1982) The Image of the City. Moscow: Stroyizdat (in Russian).
17. Lyakhovetskaya, S.S. (2001) Socio-Cultural Values of City Centre. PhD dissertation. Architecture (spec. 18.00.01). Ekaterinburg. (in Russian)
18. Azarenkova, S.V. and Stepanova, L.N. (eds.) (1997) Recommendations for Designing Social and Transport Centers (Hubs) in Big Cities. Gosstroy of Russia, TSNIIP gradostroitelstva. Moscow: GUP TsPP. (in Russian)
19. Tumanik, G.N. (2004) Regional Features in the Formation and Development of the Centre of a Large (Largest) City of Siberia. Summary of Doctor of Architecture dissertation. (spec. 18.00.04). Moscow. (in Russian)
20. Zeidler, E. (1988) Multi-use Architecture. Translated from English by A.Yu. Bocharova. Moscow: Stroyizdat (in Russian). (in Russian)
21. Decoville, A. and Klein, O. (2014) The Limits of Polycentrism at the City-Regional Scale: The Case of Luxembourg. European Journal of Spatial Development, No. 1, p. 1–20.
22. Garreau, J. (1991) Edge City. Life on the New Frontier. New York: Anchor Books, a Division of Random House, inc. [Online]. Available from: https://books.google.ru/books/about/Edge_City.html?id=bhubIafmBv8C&redir...
23. Herndon J.D. (2011) Mixed-Use Development in Theory and Practice: Learning from Atlanta’s Mixed Experiences. [Online]. Available from:https://smartech.gatech.edu/bitstream/handle/1853/40790/JoshuaHerndon_Mi...
24. Kulash, W. (1996) Traffic Calming: An Overview. Walkable Streets. [Online]. Available from:https://walkablestreets.wordpress.com/1996/08/18/traffic-calming-an-over...
25. Lang, R.E. (2003) Edgeless Cities - Exploring the Elusive Metropolis. Washington D.C.: Booking Institution Press. [Online]. Available from: https://books.google.ru/books/about/Edgeless_Cities.html?id=Js3fieyj7AAC...
26. Matthews J.R. et al. (2010) Montgomery County Planning Commission Board. New Town Mixed Use District – Creating Walkable, Transit-Friendly Places. [Online]. Available from:http://www.montcopa.org/DocumentCenter/View/4101
27. Polycentric Urban Development and Rural-Urban Partnership – Thematic Study of INTERREG and ESPON activities. 2007. [Online] – Available from:https://www.espon.eu/export/sites/default/Documents/Projects/ESPON2006Pr...
28. (Re)Building Downtown – A Guidebook for Revitalization. Smart Growth America. 2015. [Online] – Available from: http://www.smartgrowthamerica.org/documents/rebuilding-downtown.pdf
29. Sorensen A. (2001) Subcenters and Satellite Cities: Tokyo’s 20th Century Experience of Planned Polycentrism. International Planning Studies, Vol. 6, No. 1, p. 9-32. [Online] Available from:https://tspace.library.utoronto.ca/bitstream/1807/2756/2/tokyosubcentres...
30. TOD Guide for Urban Communities. CTS-EMBARQ Mexico. 2013 [Online] Available from:http://www.wrirosscities.org/sites/default/files/TOD_Guide_Urban_Communi...
31. Wardner, P. (2014) Explaining Mixed-Use Developments: A Critical Realist’s Perspective. 20th Annual Pacific-Rim Real Estate Society Conference. Christchurch, New Zealand. P. 1–13.
32. Zhukovsky, R. and Pomorov, S. (2017) Factors Affecting the Formation of Sub-downtowns in Various Metropolitan Areas Around the World. Proceedings of the III International Young Researchers Conference “Youth, Science, Solutions: Ideas and Prospects” (YSSIP-2016). AIP Conference Proceedings. [Online].Vol. 1800, p. 1–11. Available from:https://aip.scitation.org/doi/pdf/10.1063/1.4973064
Citation link
Zhukovsky R.S. PRINCIPLES AND TECHNIQUES FOR SHAPING SOCIAL AND BUSINESS SUBCENTERS IN LARGE AND LARGEST CITIES [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2018. – №2(62). – URL: http://archvuz.ru/en/2018_2/3
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная