Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (71) September, 2020
Theory of architecture
Vitiuk Ekaterina Yu.
PhD. (Architecture), member of the Union of Architects of the Russian Federation,
Advisor to the Russian Academy of Architecture and Civil Engineering,
Conceptual Development Project Manager
LLC «Neoconsultinggroup».
Russia, Yekaterinburg, e-mail: help_nir@mail.ru
Zagrebin Oleg V.
PhD. (Architecture), Professor,
Ural State University of Architecture and Art,
Russia, Yekaterinburg, e-mail: oleg051261@gmail.com
Popugayev Alexander A.
Chief Specialist of the Research Unit,
Ural State University of Architecture and Art,
Russia, Yekaterinburg, e-mail: urgahu@yandex.ru
COMFORTABLE URBAN ENVIRONMENT CONCEPT AS A MEANS OF IDENTITY REVEALING
УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.110
DOI: 10.47055/1990-4126-2020-3(71)-4
Abstract
Keywords: identity, landscaping, architectural composition, form, visual image, culture
Малые и средние города России обладают уникальной аутентичной культурой, которую необходимо охранять, сохранять и популяризировать, в том числе через организацию городской среды. На сегодняшний день в арсенале архитектора уже существует множество способов выявления идентичности территорий средствами архитектуры и дизайна. Один из таких способов – разработка комплексного проекта благоустройства городской среды, в рамках которого не только решаются вопросы комфортного пребывания людей на открытых уличных пространствах, но и формируется концепция презентации историко-культурного наследия поселения, его позиционирование, выявляется уникальность по отношению к другим городам. Это более сложный уровень проектного мастерства, требующий дополнительных компетенций от архитектора, а также командной работы различных специалистов (социологов, маркетологов, краеведов, экономистов и т. д.).
Благоустройство городской среды – важный элемент создания комфортных условий для проживания людей в урбанизированной среде, а также мощный инструмент позиционирования поселения и повышения его конкурентоспособности среди других городов. Эта сфера деятельности архитектора, где требуется создать уникальный в своем роде объект (в том числе и городское пространство) в городской среде, не просто интегрированный в сложившиеся градостроительные условия, а претендующий на роль значимого элемента в процессе социально-экономического развития города. Благоустроенная территория, будь то площадь, улица, парк или набережная, может стать визитной карточкой города, гордостью местных жителей и объектом «туристического паломничества»; мощной точкой притяжения не только для местных социальных групп, но и для многих других: туристов, ценителей искусства, блогеров и пр. Это, в свою очередь, приведет не только к росту интереса к данному поселению, но и к развитию экономики и переходу к устойчивому развитию через увеличение оборота товаров и услуг, создание новых рабочих мест, привлечение инвесторов.
Поставленная таким образом задача становится очень сложной и требует поэтапного решения, поэтому важным шагом становится разработка концепции – главной идеи, на которой будет основано будущее проектное решение, а также процессы по эксплуатации созданных пространств и их дальнейшему развитию. Концепция в данном случае – это не графическое воплощение проектных задумок архитектора, а многосоставной документ, объединяющий историю поселения, современный уровень его развития, градостроительную ситуацию (причем до уровня целой агломерации), сеть культурно-бытового обслуживания, природные элементы и озеленение, транспортное обслуживание, местные социальные группы, экономический потенциал и т. д. Разработка проектного решения, основанного на таком подходе, безусловно, требует гораздо больше ресурсов (человеческих, временных, финансовых и др.), чем типовое проектирование, но результат дает качественно иного уровня.
Концепция выливается в проектное решение, в котором нет случайных линий и элементов: все обосновано и взаимосвязано, поэтому любые последующие изменения, не согласованные с ней, могут серьезно повредить проектной задумке, разорвав планируемые связи. Ввиду сложности поставленной задачи требуется научный подход, в частности ретроспективный и градостроительный анализ территории, прогнозирование развития территории, научный историзм, социокультурные исследования и т. д.
В настоящее время хорошим примером формирования проектов благоустройства территорий посредствам первоначальной разработки концепции является Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях [1]. В Правилах предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований – победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды (Постановление Правительства РФ от 07.03.2018 №237) и в методике оценки подаваемых на конкурс заявок отдельно выделено требование «Определение (формирование, выявление) идентичности территории». Благодаря такому централизованному сбору на государственном уровне проектов по созданию комфортной городской среды, в которых отдельно выделено требование к формированию идентичности поселения, появляется возможность путем анализа заявок оценить инструментарий, применяемый архитекторами, для создания или выявления уникальности территории и фиксации ее в сознании потребителей (местных жителей и гостей города).
Идентичность при проектировании городской среды следует рассматривать как создание системы пространств и объектов, формирующих целостное восприятие территории и единый образ, которые впоследствии могут стать ведущим элементом ассоциативного ряда представлений (воспоминаний), связанных с данным поселением. При этом идентичность должна быть основана на традициях местности (исторические факты, мифология и пр.), что наиболее предпочтительно, либо, если поселение не имеет богатого исторического прошлого, создаваться заново. Тогда комплекс принимаемых в проекте архитектурных решений должен быть поддержан другими сферами, участвующими в создании бренда территории (например, арт-объекты, элементы графического дизайна, сувенирная продукция, элементы оформления интерьеров гостиниц и др.).
На примере нескольких работ, вышедших в финал указанного конкурса и занявших призовые места, рассмотрим процесс выявления идентичности поселения и архитектурные средства, способствующие выражению индивидуальности пространств, формированию неповторимого образа города в целом. Анализу подвергнем региональные города Свердловской области: Камышлов, Бисерть, Красноуфимск.
Камышлов – один из городов Свердловской области, в котором когда-то процветали торговля и купечество [2]. Его история полна легенд и исторических событий. В 1745 г. через Камышлов прошел Сибирский тракт, в результате населенный пункт стал быстро расти и развиваться (отразилась также близость к Ирбиту), в 1781 г. превратившись в уездный город. В городе проводились две ежегодные ярмарки – Тихоновская и Покровская. В 1885 г. через Камышлов прошла железная дорога, к концу XIX в. он стал достаточно крупным купеческим городом: в нем было более 200 торговых лавок, работали кожевенный, винокуренный и свечносальный заводы, четыре мельницы.
Проектное предложение основано на идее создания пространства для демонстрации специфики и значимости купечества для рождения и развития Камышлова и Урала в целом, т. е. территории размещения туристических маршрутов с условием вхождения в «Самоцветное кольцо Урала». Для этого проведено функциональное зонирование с выделением зон:
– для организации праздников и ярмарок, связанных с деятельностью города и его историей;
– выставочных пространств для демонстрации результатов указанной деятельности;
– для проведения мастер-классов, литературных и музыкальных вечеров для детей и взрослых;
– для обеспечения размещения точек общественного питания;
– отдыха для детей и взрослых на свежем воздухе;
– рекреационных пространств и безопасных пешеходных путей;
– мест хранения личного автотранспорта.
В композиционном решении пространства преобладает продольное осевое размещение основных зон – по сложившейся оси ул. К. Маркса, на которую нанизаны как бусины разнообразные объекты. В основе формообразования лежит идея жемчужной россыпи: словно редкие, непохожие друг на друга жемчужины, рассыпались по территории Камышлова уникальные здания и пространства, а также легенды и истории, связанные с ними. Именно так формируются пространство улицы: на ось последовательно «надеваются» площадки для длительного и кратковременного отдыха, зоны для селфи, места для игр детей, подиумы для организации летних кафе, павильонов, торговых палаток и т. п. Все они дополняются арт-объектами и скульптурами, раскрывающими суть этой улицы как остова торгового города (скульптуры купцов, монетки); определяющими идентичность пространства через объективизацию легенд. Например, легенда о Черной кукушке объективизируется через скульптуры кукушки в начале улицы и поильники для птиц на всей ее протяженности. Легенда о купце, подарившем городу здание библиотеки в честь рождения у него сына, воплощена с помощью установки скульптуры мальчика. Скульптуры занимают большое значение в области передачи и сохранения информации о событиях, людях, мифах и легендах, т. е. историко-культурном наследии местности. Это довольно простой прием фиксации важного для города момента, но требующий особого внимания с точки зрения образности и эстетичности самой скульптуры (поскольку объект должен быть понятен как жителям, так и гостям города, но в то же время производить на зрителя эмоциональное впечатление) и с точки зрения размещения его в структуре улицы (необходимо выбрать ракурсы обзора объекта для его наилучшего восприятия и уместности размещения).
На всем протяжении улицы размещаются светильники в виде белоснежных сфер разных диаметров и способов расположения (на земле, на подставке, на столбе), символизирующие рассыпанные купцом драгоценности. Идея праздничности улицы проявляется через узорчатое мощение, яркие краски на фасадах, многочисленные элементы озеленения и декоративное освещение (рис. 1).
Рис.1. «Жемчужины купеческих кварталов» ‒ концепция развития центральной улицы К. Маркса в г. Камышлове; рук. Е.Ю. Витюк
Бисерть – это одно из самых интересных и загадочных названий Среднего Урала. После войны 1941–1945 гг. в поселке особенно динамично развивались лесная и деревообрабатывающая промышленность и машиностроение [3]. В 1957 г. к Бисертскому леспромхозу присоединились лесоучастки Буйский, Кленовской, Чеботаевский и образовался Бисертский опытный леспромхоз, в 1959 г. на нижнем складе была построена и пущена первая в стране полуавтоматическая поточная линия. Бисертский леспромхоз в социалистический период являлся образцово-показательным предприятием в своей отрасли и в 1960 г. был признан лучшим предприятием в отрасли. На базе леспромхоза проходили испытания опытные образцы новой техники всего СССР. В связи с этим профессии, связанные с деревообработкой, для данной местности являются большой ценностью.
Проект планировки ландшафтно-рекреационного комплекса в пгт Бисерть предполагает выполнение комплексного благоустройства его территории, прокладку новых пешеходных маршрутов, создание площадок с устройством наружного освещения, строительство капитальных и некапитальных строений, включая малые архитектурные формы. Проектное предложение основано на идее создания пространства для демонстрации специфики и значимости труда лесоруба/специалиста лесной промышленности. Для этого проведено функциональное зонирование с выделением зон:
– для организации праздников и соревнований, связанных с профессиональными навыками работников леспромхоза и в целом лесной промышленности;
– выставочных пространств для демонстрации результатов указанной деятельности;
– для проведения мастер-классов для детей и взрослых, связанных с традиционными ремеслами резьбы и росписи по дереву и т.п.;
– отдыха для детей и взрослых на свежем воздухе;
– рекреационных пространств и безопасных пешеходных путей.
В композиционном решении пространства парка «Город мастеров» сформирован центр в виде трапециевидной центральной площади и расположенной на ней сцене, к которому подводит главная диагонально расположенная аллея и несколько второстепенных путей, проходящих по продольным сторонам парка (рис. 2).
Рис.2. «Город мастеров: возрождение традиций» ‒ концепция сквера в пгт Бисерти; рук. Е.Ю. Витюк
В основе формообразования аллей и их взаимном расположении находится образ дерева – могучей сосны с толстыми ветвями и плотной зеленой кроной. Боковые второстепенные аллеи выполнены волнообразной формой, отсылающей к образу р. Бисерти. В структуру парка включены три крупные зоны – «зеленые острова», поднятые относительно уровня земли на высоту 80 см с организацией подпорных стенок. «Острова» заполнены хвойными сортами деревьев, что обеспечивает наличие полезного лесного воздуха в центре района «Леспромхоз». Наличие «зеленых островов» и многочисленных хитросплетений пешеходных путей позволяет разработать несколько разнообразных сценариев прогулок по данной территории, различные трассы для лыжных зимних прогулок и для скандинавской ходьбы. На территории парка расположились два павильона закрытого и пять павильонов полузакрытого типа, а также в зоне входной группы центральной аллеи выполнен довольно протяженный навес, которые обеспечивают возможность всесезонной эксплуатации парка.
Все архитектурные решения направлены на выделение значимости лесного хозяйства для этого поселения.
Красноуфимск – город в Свердловской области, расположен в 224 км. к западу от Екатеринбурга, на правом берегу р. Уфы. Красноуфимск основан в 1736г. в урочище Красный Яр (красивый обрывистый берег) как крепость Красноярская, или Уфимская (впоследствии Красноуфимская), для защиты уральских заводов от набегов «смутных башкирцев» [4]. Город Красноуфимск богат различного рода уникальными реликтами, открытиями, культурными ценностями, историческими событиями, которые, в свою очередь, отразились на архитектурно-градостроительном облике города. Здесь находят древнейшие останки геликоприона, большерого оленя, флоры и фауны моря Пермского периода; здесь был найден первый русский самовар; здесь сохранилась Казачья изба 1736 г., земская больница 1886 г.; кирпичная архитектура периода расцвета купечества [5]. Город украшают храмы, резные ставни деревянного зодчества, кирпичные арки и многие другие достопримечательности. Одним словом, в Красноуфимске на каждом шагу можно столкнуться с чем-то уникальным, удивительным; словно движешься по историческому музею и от диорамы к диораме знакомишься с событиями и культурой прошлых лет.
Это и стало основным лейтмотивом концепции создания комфортной городской среды в границах центральной улицы города – Советской в пересечении с улицами Интернациональной, Мизерова и Свободы: музей под открытым небом, в котором все истории живые, подвижные, интерактивные (рис. 3).
Рис.3. «Город-музей: живая история» ‒ концепция развития центральной улицы Советской в г. Красноуфимске; рук. Е.Ю. Витюк
Центр города трансформируется в туристическое ядро, каждое пространство в котором представляет собой «зал музея», посвященный отдельной исторической эпохе в развитии данной территории, а именно: палеотропа – фрагмент ул. Советской посвящен периоду существования здесь моря Пермского периода (280 млн.лет до н.э.); Красноуфимск купеческий – фрагмент ул. Советская, отражающий период становления уездного города, расцвет торговли, ремесел, купечества; Красноуфимск героический – фрагмент ул. Советская и ул. Мизерова, посвященный периоду гражданской и Великой отечественной войн; Красноуфимск сегодня – пространство центральной площади у здания Администрации г. Красноуфимска; Красноуфимск будущего – фрагмент ул. Советская и ул. Мизерова, посвященный творческой молодежи, которая и есть будущее города, его успешного развития и процветания. Улицы Советская и Мизерова представляют собой два временных направленных вектора, пересекающихся в зоне, которую предлагается именовать «Перекресток времен» с установкой в этой точке городских часов, символизирующих скоротечность времени и важность исторической памяти.
Каждое пространство наполняется элементами, отражающими события того периода, которому посвящено, но все они наполнены необходимым для комфортного в них пребывания оборудованием (скамейки, урны, элементы освещения, информационные и навигационные плакаты и указатели, павильоны, элементы озеленения, устройства для подзарядки гаджетов, оборудование для чистки обуви, общественный туалет, стоянки для автомобилей, остановочные комплексы и т.п.). Рассмотрим несколько примеров.
Палеотропа, начинающаяся от здания Краеведческого музея, посвящена периоду (280 млн. лет до н.э.), когда на данной местности широко раскинулось Пермское море с его удивительными обитателями: акулами со спиралевидной челюстью – геликоприонами, оленями с огромными рогами (большерогий олень), гигантскими стрекозами, гингкофитами и другими реликтовыми растениями, отпечатки которых прекрасно сохранились в недрах семи холмов, на которых ныне стоит Красноуфимск. Улицу Советскую украшают два сохранившихся рифа Пермского моря. Палеотропа сформирована четырьмя пространствами – площадками, соединенными пешеходными дорожками в единый туристический путь, – площадь у музея, площадка у рифов, детское пространство и зона отдыха у здания магазина. Мощение всех площадок выполнено с применением гранитной шероховатой брусчатки и фрагментами прямоугольных гранитных плит, что, с одной стороны, передает атмосферу гористой неровной поверхности, с другой – создает удобное, безопасное и долговечное покрытие. В озеленении данной территории применяются преимущественно растения – потомки реликтовых, сохранившихся с начала четвертичного периода (доледниковые и ледниковые): наперстянка крупноцветковая, тимьян башкирский, ветреничка уральская, астрагал уральский, остролодочник колосистый, фиалка удивительная, щитовник мужской, копытень европейский, вероника крапиволистная, медуница лекарственная; из растений пермского периода – потомки бывших членистостебельных – хвощи, папоротниковидных - папоротники, голосеменных – ель, сосна, лиственница, гонкго. Композиции из растений дополняются каменными валунами. На каждом из четырех пространств расположен элемент, символизирующий находки палеонтологов на территории Красноуфимска. Так, на альпинарии у здания музея размещена фигура карпинскиозавра, а лестницу, ведущую на эту площадку, украшает зубная спираль геликоприона. В облицовке подпорной стенки можно увидеть отпечатки растений и раковин диковинных моллюсков, на площадке у рифов – фигуры большерогих оленей. На детской площадке расположены фигуры, имитирующие древних рыб, и фигура эстемменозуха.
Центральная площадь города – универсальное место для проведения различных городских мероприятий, представляющее собой протяженное открытое пространство с местами отдыха, площадкой для организации представлений, в том числе импровизированных уличных концертов, вечеров поэзии, стрит-арта, скейтбординга. На площади установлен арт-объект в виде перфорированного столба с иероглифами и внутренней подсветкой. Когда наступает вечернее время и включается фонарь, то благодаря игре света и тени появляются легко читаемые надписи, содержащие информацию о городе.
Во всех рассмотренных случаях через архитектурную форму (пластику, цвет, ритм, материал) передана основная идея концепции, сформированная на базе выявленного историко-культурного значения местности.
Важную роль в создании открытых пространств играют разнообразные плоскостные объекты: площадки, дороги, проезды и др., с помощью которых задаются габариты и конфигурация пространств [6, с. 179]. Их форма и пластика в сочетании с объемными элементами, которые поддерживают основной замысел, позволяют создать уникальный образ, раскрывающий идентичность территории. Для более точного формирования образа и передачи замысла зрителям весьма эффективно применять сочетание методов различных видов искусств в городской среде: архитектуры, скульптуры, декоративного искусства. Произведения монументально-декоративного искусства могут играть ведущую роль в создании образа, поскольку через скульптуру достигается наибольшая точность в объективизации тех ключевых ассоциаций, связанных с территорией размещения проектируемого пространства, которые передают идентичность поселения.
Важный аспект рассматриваемого процесса – момент рождения всех этих ассоциативных образов, которые затем выражаются через плоскости, объемы и цвет с учетом построения архитектурной композиции. Часто источником такой креативности становятся местные жители – творческие люди и организации, формирующие творческую среду [7]. Для использования их потенциала при разработке концепции важно проводить семинары, направленные на создание и обсуждение идей, «мозговые штурмы», общественные обсуждения, различные деловые игры, позволяющие людям включиться в этот процесс и эффективно использовать опыт и предложения каждого участника.
Таким образом, можно сформулировать алгоритм разработки концепции и трансформации ее в проектное предложение по благоустройству территории:
1) сбор исторических сведений о развитии территории и проведение ретроспективного анализа (работа в музеях, архивах, общение со старожилами, краеведческими сообществами и т.п.);
2) сбор информации и проведение градостроительного анализа (топографическая съемка, съемка с квадрокоптера, стереометрическая модель, информация о климате, рельефе, анализ почв и др.), разработка карты планировочных ограничений;
3) сбор информации об объектах историко-культурного наследия, социокультурного значения, формирование схемы размещения объектов на территории и разработка схемы историко-культурного каркаса поселения;
4) сбор информации о транспортной сети поселения; формирование схемы транспортных и пешеходных маршрутов с выявлением точек концентрации/пересечения потоков;
5) сбор информации и разработка схемы размещения предприятий малого и среднего бизнеса (объекты бытового обслуживания, торговли, питания и т. п.); определение их влияния на выстаривание маршрутов;
6) проведение анкетирования местных жителей с целью выявления проблемных участков территории и недостатков в развитии инфраструктуры, разработка схемы состояния пространств и потребности в реконструкции и благоустройстве;
7) проведение опроса населения с целью выявления ассоциативного ряда представлений о территории, составление списка ассоциаций с ранжированием по частоте упоминания;
8) синтез собранной информации и подготовленных схем, формирование ведущей идеи будущего образа территории;
9) трансформация идеи в графическое воплощение, разработка схем: функционального зонирования, городских центров, планировочного решения и т. д.; вынесение на общественные обсуждения;
10) разработка форм для передачи выявленных ассоциаций с данной территорией в городской среде; разработка 3D-моделей архитектурных объектов и пространств; вынесение на общественные обсуждения;
11) разработка концепта с учетом выполненного анализа и синтезированной идеи, проведенных через общественные обсуждения и утвержденных сообществом;
12) разработка эскизного проекта на основе концепта с учетом технической возможности реализации замысла и экономической целесообразности принимаемых решений.
References
1. All-Russian competition of best projects for creating a comfortable urban environment in small towns and historical settlements: official website [Online]. Available at: https://konkurs.gorodsreda.ru/ (in Russian)
2. Kamyshlov: official website of the administration of the Kamyshlov urban district [Online]. Available at: http://gorod-kamyshlov.ru/ (in Russian)
3. Bisert: official website of the administration of the Bisert urban district [Online]. Available at: http://bisert.midural.ru/ (in Russian)
4. Krasnoufimsk: city information portal [Online]. Available at: http://www.krasnoufimsk.ru/
5. Krasnoufimsk History Museum: official website [Online]. Available at: http://www.museum-kruf.ru/ (in Russian)
6. Minervin, G.B., Ermolaev, A.P., Shimko, V.T. et al. (2006) Design of Architectural Environment. Moscow: Arkhitektura-S. (in Russian)
7. Landry, C. (2011) The Creative City. Translated from English by V.Gnedovsky. Moscow: Klassika-XXI (in Russian)
Citation link
Vitiuk E.Yu., Zagrebin O.V., Popugayev A.A. COMFORTABLE URBAN ENVIRONMENT CONCEPT AS A MEANS OF IDENTITY REVEALING [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2020. – №3(71). – URL: http://archvuz.ru/en/2020_3/4/ – doi: 10.47055/1990-4126-2020-3(71)-4
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная