Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (72) December, 2020

Theory of architecture

Mikhailova Irina V.

Doctoral student, Department of Architecture.
Research supervisor: Professor S.V. Ilvitskaya, Doctor of Architecture.
Moscow State University of Civil Engineering.

Russia, Moscow, e-mail: IraMihailova2007@ya.ru

Barabash Maria V.

PhD. (Architecture), Associate Professor,
Department of Architecture and Spatial Design,
Southern Federal University

Russia, Rostov-on-Don, e-mail: mary.mazurik@yandex.ru

PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE PRIDNESTROVIAN MOLDAVIAN REPUBLIC IN THE FIRST HALF OF THE 20th CENTURY

УДК: 725.57
Шифр научной специальности: 38.712.3
DOI: 10.47055/1990-4126-2020-4(72)-7

Abstract

The article is the first excursion into the emergence of a stock of preschool institutions in Pridnestrovye (Transnistria). Kindergarten construction and operation in the pre-war (1922–1941) and post-war (1945–1960) periods is analyzed retrospectively. The surviving Prednestrovian preschool institutions are distinguished and characterized as pertaining to either standard or unconventional design. Modernizations over time were revealed during a field survey and study of archival information and retraced historically.

Keywords: kindergartens, preschool educational institutions, retrospective analysis, architecture of Transnistria, architecture of Pridnestrovie, preschool stock

Введение

Первой ступенью образовательной системы являются дошкольные образовательные организации (ДОО). Их строительство, развитие и обеспечение выступают отражением уровня развития государства. Социально-культурная сторона Приднестровья (ПМР) преобразовывалась с течением времени под влиянием множества факторов, как региональных, так и общемировых. Модернизировалась типология зданий дошкольных образовательных организаций, изменялись объемно-пространственные композиции, обновлялись архитектурно-планировочные решения, увеличивалась номенклатура помещений, формировался индивидуальный архитектурный образ. В процессе эволюции структура дошкольного образования приобрела методический характер, расширяясь и дополняясь перечнем дополнительных услуг.

Базой для изучения данного вопроса стали научные исследования отечественных и зарубежных авторов. Так, формирование дошкольной сети рассматривали Л.Н. Чехова, А.А. Долматова, А.А. Грашин, объемно-планировочное проектирование ДОО изучали А.Л. Гельфонд, В.В. Адамович, архитектурно-планировочное формирование ДОО исследовали А.К. Чалдымов, А.А. Кузнецова, И.А. Брызгалова, Л.Т. Вихрова. Анализ теоретических материалов и отдельных публикаций указал на недостаточность изучения региональных вопросов строительства дошкольных организаций и выявил отсутствие данных о сложившейся архитектурной типологии зданий ДОО ПМР. Уровень развития образовательной системы является отражением социальных, культурных, экономических и политических изменений в обществе, который можно проследить в ходе исследования исторических структурных изменений.

Цель исследования: проанализировать в ретроспективе строительство и эксплуатацию зданий детских садов на территории Приднестровья для выявления компонентов на структурном и информационном уровнях.

Задачи исследования:

– выделить временные периоды формирования дошкольных образовательных организаций;
– определить типологию ДОО Приднестровья;
– выявить архитектурно-планировочные особенности проектирования ДОО данных исторических периодов;
– проследить этапы реконструкции зданий ДОО и выявить факторы их влияния.

В течение XX в. геополитическая ситуация Приднестровья стремительно изменялась. В начале столетия его земли относились к Российской империи. После революции 1917 г. территория была раздроблена и существовала под Советской и оккупационной румынской властями. В 1924 г. левобережная часть Приднестровья стала частью Молдавской автономной Советской Социалистической Республики (МАССР). В это время и началось бурное развитие дошкольного и внешкольного воспитания. Одновременно в правобережной части Слободзейского района и г. Бендерах был установлен оккупационный режим королевской Румынии, во время которого здесь произошел серьезный упадок здравоохранения и народного образования: запрещались родные языки местного населения, закрывались школы, из-за нищеты умирало 62% новорожденных [2].

В то время как в другой части нынешнего Приднестровья под советским режимом, наоборот, расходы на просвещение увеличились в десятки раз. И уже в 1926 г. был открыт первый детский сад МАССР, рассчитанный на 45 воспитанников. Сохранившееся здание ДОО самой ранней постройки на территории Приднестровья относится к довоенному этапу (1922–1941). В этот период после завершения гражданской войны (1917–1922) выросла потребность в открытии детских учреждений в связи с активным вовлечением женщин к восстановительным работам бытовых, культурных учреждений и промышленных предприятий.

В 1931 г. вышла директива ВКП(б) по вопросам просвещения, в которой говорилось о создании сети дошкольных учреждений с целью улучшения общественного воспитания. В 1933 г. принято постановление ЦИК и СНК СССР о реконструкции старых и планировке новых социалистических городов. При строительстве жилых районов приоритетной задачей стала организация всех необходимых условий для общественного обслуживания населения. Главным ориентиром являлась семейная ячейка, которая диктовала развитие коллективных форм обслуживания. Детские сады и ясли стали неотъемлемой частью и начали включаться в градостроительные решения. По санитарно-гигиеническим и педагогическим соображениям детские учреждения были небольших размеров. Проектная мощность определялась исходя из перспективы охвата всех жителей. Положено начало разработки нормативов по строительству дошкольных учреждений и наполняемости групп.

Довоенный период (19221941)

Строительство детских садов стремительно продвигалось, ширилась дошкольная сеть. Новый этап в архитектурном развитии ДОО наступил в 1937 г., когда Всесоюзная академия архитектуры по указанию Молотова запустила экспериментальное проектирование детских садов. Ранее проблемам организации архитектуры и накопленному эксплуатационному опыту уделялось мало внимания. Одним из основных недостатков было отсутствие творческого подхода и лишь механическое исполнений условий заданий. Не уделялось должного внимания организации интерьеров и оборудования. Планировочная структура не предусматривала возможности изоляции групп, отсутствовал ряд вспомогательных помещений. Также не выясненным оставался вопрос организации участка примыкающей территории.

Так, были пересмотрены приемы строительства ДОО и задания на их проектирование. Основной перечень помещений составляли: групповые ячейки, универсальный зал, врачебная и изолятор, комната для педагогов и канцелярия. Установлено требование для групповых ячеек с осуществлением доступа не только из общего холла, но и извне. Состав помещений прописан следующий: раздевальная, игровая, веранда, санузел (с учетом буфетной). Ранее веранда рассматривалась как место для дневного сна детей. В пасмурные дни было решено ее использовать для занятий детей. В таком случае предусматривать место для хранения складных кроватей и тепловой тамбур, ведущий в примыкающие помещения. Также увеличена площадь веранд с показателями 2м2 на 1 ребенка. Взамен чему предлагалось исключить теневые навесы на игровых площадках [5]. Санитарный узел групповой (с расчетом на 25 детей) оборудовался душевой на два рожка с раздевальной (общей площадью не более 10 м2), 4 умывальниками и 3 унитазами.

Универсальный зал, оборудованный складной мебелью и примыкающим санузлом, предлагалось использовать, как помещение для ночного сна детей в случае круглосуточного режима работы. Площадь принималась не менее 75 м2. В детском саду на 4 группы предусматривались врачебная и изолятор общей площадью 8 м2. Последний допускалось проектировать с возможностью исключения отдельного выхода.

В случае устройства комнаты для педагогов площадью не менее 9 м2, разрешалось кабинет заведующего не предусматривать. Но при этом должна быть запроектирована канцелярия площадью также 9 м2. Добавились помещения для хранения белья и нужд технического персонала.

Что касается образа детского сада, то ярких отличительных черт еще не было предусмотрено. Архитектура и внешний вид детского сада напоминали облик жилых домов. Фасады просты и лаконичны по замыслу. Минимум детализации либо вообще ее отсутствие.

К 1940 г. в МАССР насчитывалось 70 дошкольных учреждений на 3605 детей [3]. Сохранившийся детский сад на территории Приднестровья данного исторического периода (1922 – 1941) построен в 1940 г. по индивидуальному проекту. Это МДОУ «Алёнка» (рис. 1), которое находится в с. Коротное Слободзейского района. Это одноэтажное здание с двухскатной крышей без декоративного убранства. План прямоугольной формы разбит на 4 помещения, расположенных вдоль галереи. Две комнаты выступали в качестве игровых, другие – спален. Санузел не предусматривался, уборная находилась на улице. Вскоре была осуществлена пристройка со своим автономным входом, где разместился ряд следующих помещений: кухня, два кабинета и санузел. Сегодня здание не эксплуатируется, так как находится в аварийном состоянии. В 1974 г. на территории ДОУ был возведен типовой детский сад, который функционирует в настоящее время.

Рис. 1. МДОУ «Алёнка», с. Коротное

2 августа 1940 г. была образована Молдавская Советская Социалистическая Республика (МССР) в составе части МАССР и части отторгнутой территории Бессарабии [4]. Но спокойствие длилось не долго. Следующие годы Великой Отечественной войны (1941–1945) стали тяжелыми в жизни приднестровского региона. Немецко-румынскими захватчиками были разрушены учебные и культурные заведения, сожжены книги и архивы, разрушены или повреждены жилые здания и больницы, взорваны практически все промышленные предприятия [1].

В военные годы проблемами проектирования и строительства дошкольных учреждений занимался Институт общественных сооружений Академии архитектуры СССР. Проектирование велось на основе требований Правительства для строительства детских садов и яслей.

Активное вовлечение женщин для ликвидации последствий разрушений от немецко-фашистских захватчиков, восстановления народного хозяйства и подъема промышленных предприятий сильно повлияло на востребованность сети детских садов и развитие дошкольного образования. В 1944 г. выходит указ Президиума Верховного Совета о всеобщем охвате всех нуждающихся в обслуживании детей дошкольными учреждениями в промышленных предприятиях.

Массовое строительство повлияло на особое отношение к архитектурно-художественным решениям и технико-экономическим показателям ДОО. В 1944 г. Комитетом по делам архитектуры были утверждены типовые проекты детских садов на 25, 50, 100, 125 мест 1939 г. с переработкой, в свою очередь, проектов 1937 г. Простые фасады несложные в исполнении, уменьшенная кубатура объема в связи с отказом от ряда малоиспользуемых помещений, простая конструктивная схема являлись положительными сторонами проектов. Но отсутствие спален при острой необходимости круглосуточных групп, приводило к переоборудованию игровых, следовательно, уменьшению числа дошкольных мест.

Послевоенный период (1945–1960)

Дошкольные учреждения Приднестровья послевоенного периода (1945–1960), функционирующие сегодня, построены по типовым проектам архитекторов Б. Акима, Н.Л. Якобсона и А.М. Крылова. Их реализовывали во многих республиках СССР. До первой половины 1950-х гг. ДОО строились по типовым проектам для центральных районов СССР, без учета других климатических районов. Для здорового пребывания детей в групповых ячейках освещение решалось минимум с двух сторон, чтобы обеспечить обязательную инсоляцию и естественное сквозное проветривание, вне зависимости от окружающей застройки и ориентации зданий. Проектная мощность рассчитывалась на малую и среднюю вместимость. Характерными особенностями архитектуры типовых ДОО выступали: компактная объемно-пространственная композиция, скатная конструкция крыши, симметричная П-образная форма плана с центральной лестничной клеткой. Фасадные решения еще напоминают жилые дома, но путем нанесения тематических рисунков и керамических вставок осуществлялись попытки внесения отличительных черт.

Детский сад по проекту архитектора А. Крылова 1947 г. рассчитан на 44 места. Из ныне функционирующих ДОУ по этому проекту можно назвать МДОУ № 8 «Берёзка» (рис. 2) в г. Дубоссарах и МДОУ «Клопоцел» в с. Гармацком, Дубоссарского района. Это симметричное одноэтажное здание со скатной крышей. Вход немного выступает из общей плоскости фасада и акцентирован высоким фронтоном. Благодаря тесно увязанным обслуживающим и групповым помещениям с главным входом осуществлена возможность гибкого расположения здания на участке. Хорошо организована изоляция групповых. Из общего вестибюля можно попасть сразу в игровую. Отсюда есть доступ в спальню, санузел и кладовую. Главный вход в групповую расположен в торцевом фасаде и ведет в тепловой тамбур, откуда попадаем в еще один тамбур, соединяющий веранду с раздевальной. Возле центрального вестибюля компактно расположены комната для педагогов, канцелярия и изолятор.

Рис. 2. МДОУ № 8 «Берёзка», г. Дубоссары

Данные детские сады по проекту А. Крылова с течением времени подверглись реконструкции и переоборудованию. В МДОУ «Берёзка» были утеплены веранды для организации круглогодичных спален, благодаря чему было увеличено количество групп до четырех. МДОУ «Клопоцел» подвергся более крупной реконструкции. К одной торцевой стороне здания были пристроены две спальни с санузлом, во внутреннее переоборудование также внесены коррективы. Архитекторы стремились к правильной организации планов, уменьшая общую кубатуру, избавляясь от лишних помещений (кладовых, проходов), при этом не нарушая предъявляемых требований. Примером чего являются детские ясли на 125 мест по переработанному типовому проекту № 257 1947 г. архитектурно-проектной мастерской Министерства просвещения РСФСР под авторством арх. Н.Л. Якобсона. МДОУ №5 «Ивушка» (рис. 3) построено В г. Бендерах в 1956 г. швейной фабрикой «Вестра». Здание решено в виде симметричного компактного объема со скатной крышей. Фасады приобрели строгость форм, просты по замыслу, декорированы подоконниками и ступенчатым карнизом. Главный вход акцентирован керамическим арочным барельефом с природными мотивами, где двойные пилястры с капителями венчаются полукруглым обрамлением. Над дверью выполнена барельефная плита. В проекте особое внимание было обращено ориентации детей в здании. Из вестибюля или центральной лестницы дети попадают в раздевальные, откуда сразу видят вход в игровую. В каждой раздевальной предусмотрены кладовые для постельного белья. Санузел связан входом непосредственно с игровой, рядом расположена еще одна кладовая для раскладных кроватей. На первом этаже раздевальные обобщены, а входы осуществляются только из центрального холла, что говорит о менее удачном решении изоляции групп. Но в этом проекте появляется автономный вход у кухни. Также на первом этаже предусмотрены комната для педагогов и врачебная. Со временем одну из групп переоборудовали в универсальный зал. Кабинет врача был расширен, кабинеты психолога и заведующей разместили в бывших кладовых на первом этаже.

Рис. 3. МДОУ №5 «Ивушка», г. Бендеры

Детские ясли по типовому проекту архитектора Б. Акима 1956 г. рассчитаны на 80 мест. Построены в 1958 г. в г. Рыбнице, это МДОУ № 7 (рис. 4). Аналогично предыдущему проекту представляется в виде двухэтажного симметричного объема со скатной крышей. Декоративные элементы сведены к минимуму. Присутствуют резные каменные подоконники и карниз несложного профиля с сухариками. Планировка решена компактно. Вдоль центральной двухмаршевой лестницы, идущей вдоль стен, расположились комната для персонала, изолятор, кабинет заведующей и канцелярия. Групповая ячейка состоит из: раздевальной, игровой, спальной, санузла и веранды. В данном проекте применен прием незамкнутой спальни, т.е. игровая и спальня функционируют самостоятельно, являясь единым пространством, разделенным стеной с широким проемом. За счет этого удалось сократить площадь спальни, сохранив кубатуру воздуха, приходящуюся на каждого ребенка, в допустимых значениях. Отлично решена изоляция групп. Запасные выходы на первом этаже ведут напрямую из веранды на участок, а со второго этажа – по эвакуационным лестницам. Особых изменений планировка с годами не претерпела. Были изменены функции ряда помещений. Например, в двух верандах расположили методический кабинет и изостудию.

Рис. 4. МДОУ № 7, г. Рыбница

В рассматриваемый период также строились дошкольные учреждения по индивидуальным проектам. Их примеры можно найти в городе Дубоссарах. Например, МДОУ № 5 «Ласточка» (рис. 5) было построено в 1951 г. Представляло собой одноэтажное здание размером 9х12 м, рассчитанное на одну смешанную группу. В состав помещений включались: игровая, спальная, санузел и раздевалка. В таком составе ДОО сохранилось и по сей день. В 1952 г. на участке было построено второе здание с кухней, спортивным и музыкальным залами. Постепенно учреждение расширялось, были пристроены три групповые ячейки, включающие игровые, санузлы и раздевалки, кабинет для заведующей, комнату персонала, медицинский кабинет и ряд кладовых. В 2007 г. на территории МДОУ «Ласточка» было построено здание с хозяйственными помещениями прачечной и котельной. Так, комплекс ДОО состоит из одноэтажных зданий со скатными крышами и лаконичными фасадами. Единственными декоративными элементами выступают кованые козырьки над входами.

Рис. 5. Этапы строительства МДОУ №5 «Ласточка», г. Дубоссары

Следующий пример – МДОУ № 2 «Золотой ключик» (рис. 6), открытый в 1952 г. Представляет собой одноэтажный симметричный объем со скатной крышей. Главный вход заглублен немного внутрь. Перед ним в первоначальном виде выступали две колонны, поддерживающие перголы. Оконные проемы обрамлены наличниками простого профиля. Изначально ДОО была рассчитана на две смешанные группы в количестве 60 детей. В состав помещений включались две групповые с санузлами и общей раздевалкой, универсальный зал, который позже был переоборудован в группу. С течением времени были пристроены дополнительные помещения двух групповых с раздевалками и санузел для переоборудованной группы. Также добавлены медицинский кабинет и кабинет заведующей. Кухня, прачечная и кладовые постройки расположены на территории участка ДОО.

Рис. 6. Этапы реконструкции МДОУ № 2 «Золотой ключик», г. Дубоссары

Выводы

В процессе исследования были обнаружены и выделены сохранившиеся здания детских садов первой половины XX в. на территории Приднестровья. Они отнесены к двум периодам развития строительства и эксплуатации ДОО – довоенному (1922–1941) и послевоенному (1945–1960). Их численность составляет 4% зданий ДОО от общей дошкольной сети Приднестровья.

Строительство ДОО велось как по типовым, так и по нетиповым проектам. Первые представлены проектами дошкольных организаций Б. Акима, Н.Л. Якобсона и А.М. Крылова. Они расположены в Рыбнице, Дубоссарах, Дубоссарском районе и Бендерах.

В довоенный период основной перечень помещений дошкольных образовательных организаций составляли: групповые ячейки (раздевальная, игровая, веранда, санузел), универсальный зал, врачебная, изолятор, комната для педагогов и канцелярия. Решению фасадов практически не уделялось внимания.

В послевоенный период список помещений ДОО пополнился: важно было наличие круглогодичной спальни, веранда постепенно была упразднена, как и ряд лишних помещений (кладовые, проходы), в общую структуру начала включаться кухня. Особая роль отдавалась изоляции групп – эвакуация решалась напрямую из групповых ячеек по эвакуационным лестницам. Фасады стали обогащаться керамическими вставками, резными элементами, тематическими рисунками.

С течением времени здания подверглись реконструкции по следующим причинам: нехватка дошкольных мест, отсутствие ряда служебно-бытовых (методический кабинет, кабинет заведующей) и специализированных помещений (изостудия, кабинет психолога), круглогодичных спален. Параллельно с новыми запросами общества данный опыт повлиял на дальнейшее проектирование дошкольных образовательных организаций, где учитывались все недочеты прошедших лет.

Заключение

Представленные детские сады демонстрируют начальный путь развития образцовой архитектуры дошкольных образовательных организаций, которые стали базой для формирования нынешней архитектуры ДОО. Поводом для массового строительства дошкольных учреждений послужил подъем социалистического производства и активное вовлечение женщин к трудовой деятельности. В первую очередь, организовывались временные зимние и летние площадки для детей младшего возраста, затем стали возводиться круглогодичные детские сады. С течением времени уровень образования развивался, росли потребности и запросы, демографическая картина улучшалась, следовательно, появлялась необходимость модернизации зданий ДОО и более качественного подхода к проектированию.

References

1. Kotenko, I.A. (1967). Tiraspol during the Great Patriotic War. Essays on the history of Tiraspol. Chisinau: Kartya Moldoveniaske, p. 112. (in Russian)

2. Mikhailov, N. (1940). Moldavian SSR. Desk calendar 1941. Moscow, p. 101. (in Russian)

3. Vologda Regional Universal Scientific Library. Moldavian Soviet Socialist Republic. [Online] Available from: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/077/535.htm [Accessed 25 August 2020]. (in Russian)

4. Mandelstam, Yu.I. (ed.) (1956). Collection of laws of the USSR and decrees of the Presidium of the USSR Supreme Soviet. 1938 - July 1956. Moscow: State Publishing House of Legal Literature, p. 22. (in Russian)

5. Chaldymov, A. (1938) Experiences in kindergarten design. Architecture of the USSR, No. 4, p. 63. (in Russian)

Citation link

Mikhailova I.V., Barabash M.V. PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE PRIDNESTROVIAN MOLDAVIAN REPUBLIC IN THE FIRST HALF OF THE 20th CENTURY [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2020. – №4(72). – URL: http://archvuz.ru/en/2020_4/7/  – doi: 10.47055/1990-4126-2020-4(72)-7


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 07.09.2020
Views: 167