Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (76) December, 2021

History of architecture

Berezkin Sergey A.

Doctoral student.
Research supervisor: E.R. Voznyak, Doctor of Architecture, docent.
St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering,

Russia, St. Petersburg, e-mail: berezkin.s.official@gmail.com

THE HISTORICAL DEVELOPMENT AND TOWN-PLANNING FEATURES OF THE ATAMANSKAYA COSSACK VILLAGE IN ASTRAKHAN

УДК: 711.01/.09:719
DOI: 10.47055/1990-4126-2021-4(76)-12

Abstract

The article presents the results of archival-bibliographic and architectural and planning studies devoted to the Atamanskaya сossack village in its historical boundaries in the early 20th century to justify the change in the modern boundaries of the historic site. The planning history of this settlement is considered and its characteristic planning features are highlighted. The issues of the village’s early residential architecture before the reconstruction according to the 1863 plan is raised, and the idea of architectural and morphological continuity in housing construction into the post-revolutionary period is suggested for the first time. The analysis of the built environment’s current state and phased approach to its study and listing as protected heritage have helped identify problems and value characteristics of this historic site.

Keywords: settlement planning history, Town Outpost, Atamanskaya сossack village, historic site, architectural heritage of Astrakhan

Введение

Исследуя историческую архитектуру Астрахани, мы рассматриваем не только квартальную застройку города в границах до 1917 г., но и территории, которые в начале XX в. были автономными поселениями. В отдельную категорию выделены казачьи станицы: Казачебугровская и Атаманская, при этом последняя стала центром развития всей правобережной части современного города. Данное поселение является материальным наследием астраханского казачества и несет в себе следы жизни и социально-культурной специфики этого сословия Российской Империи. Градостроительные, объемно-пространственные и архитектурные характеристики формируют идентичность исторической среды и «гений места», которые влияют на самобытность и общее самосознание граждан, усиливают туристическую привлекательность. В последние десятилетия наблюдается стремительная деградация историко-архитектурной среды бывшей Атаманской станицы, что угрожает полной утрате средовой застройки и значительному изменению архитектурно-градостроительного облика.

Основная исследовательская работа по данной теме проводилась группой специалистов института «Спецпроектреставрация» под руководством архитектора А.Б. Тренина в рамках проекта объединенной зоны охраны памятников истории и культуры в Трусовском районе г. Астрахани в 1993–1994 гг. Авторский коллектив (А.Б. Тренин, Г.С. Комарова, И.В. Яковлев) подготовил историческую справку и историко-архитектурный опорный план, выявив наиболее ценные здания и объекты рядовой застройки. Итогом работы стал проект зон охраны с дифференциацией зданий по уровню историко-культурной ценности и определением типов территорий с различным режимом охраны и использования. История Атаманской станицы была описана в монографии 1999 г., изданной в честь 70-летия Трусовского района. Основной базой фактических данных была «История Астраханского казачьего войска» И.А. Бирюкова, опубликованная в 1911 г.

Актуальность данного исследования обусловлена продолжением работы государственного органа по охране объектов культурного наследия над проектом исторического поселения Астрахани (предмета охраны) и разработкой градостроительных регламентов. Появление новых сведений и изменение подходов к сохранению историко-архитектурного наследия требуют внесения изменений в сведения о данном достопримечательном месте. Комплексный анализ картографических и библиографических материалов, а также результаты натурных исследований формируют обоснование ценности квартальной застройки и конкретных зданий.

Методика исследования основана на комплексном анализе библиографических и архивных материалов из фондов Астраханской областной научной библиотеки им. Н.К. Крупской и Государственного архива Астраханской области. Был проведен сравнительный анализ пяти планов города Астрахани из государственных и частных собраний, где зафиксирована правобережная сторона, для определения этапов изменения планировочной структуры поселения. Графический анализ и натурные изыскания (визуально-сравнительный анализ и фотофиксация) позволили сделать обоснованные выводы, выявить особенности и проблемы данной территории.

История формирования квартальной застройки станицы

История правобережной части современной Астрахани начинается с Городового форпоста. Впервые идею о создании системы укрепленных городков на торговом пути от Астрахани до Саратова высказал астраханский губернатор А.П. Волынский, обеспокоенный нападениями калмыков и кубанцев на торговцев и проезжающих людей [1, с. 316]. В своем донесении Правительствующему Сенату в 1719 г. он указывает, что необходимо «против Астрахани построить на другой стороне реки Волги один малый тражимент и держать по одной роте солдат и по нескольку человек драгун для разъездов» [2]. В середине XVIII в. такой сторожевой пункт астраханских казаков располагался на земле Архиерейского ведомства, где «стояла лишь одна караульная изба, называвшаяся “казачьей кордегардией”» [3, с. 91]. В 1784 г. командир казачьего полка Григорий Персидский обращается к астраханскому гражданскому губернатору М.М. Жукову с просьбой о переселении части казаков из Казачебугровской станицы на эту территорию. Тот, в свою очередь, обращается к генерал-губернатору князю Г.А. Потемкину, который разрешает «поселить 25 казаков с их домами, при одном старшине, с тем, чтобы весною 1785 г. казаки переселились и дома строить начали» [3, с. 92]. Таким образом, основание Городофорпостинской станицы датируется 1785 годом.

О том, что представляли собой здания этого поселения, можно судить по описанию застройки первых станиц (Лебяжинской, Замьяновской, Сероглазинской, Ветлянинской и Грачевской, а также Косикинской и Копановской), основанных в1760-е гг. Казаки должны были производить строительство строго по плану, для чего астраханский губернатор Н.А. Бекетов привлек к работам архитектора Андрея Меньшого с помощником «для порядочного строения, к разводу под дворы мест, к учреждению улиц» [3, с. 75]. Основным типом жилого здания был принят турлучный дом (мазанка), стены которого обмазывали глиной, а фасады белили известью. В фондах РГИА удалось найти образцовый проект подобного дома-мазанки, разработанный архитектором для Астрахани в ноябре 1767 г.1. Деревянные дома не строили из-за большей стоимости. Строительный лес для каркаса зданий закупали в Саратове и сплавляли вниз по Волге на плотах. Фурнитуру для дверей, оконные рамы, стекло и прочие детали закупали в Астрахани. Из кирпича дома не строили, хотя губернатор Бекетов направил архитекторского помощника Якова Шнейдера найти мастеров кирпичного дела и заманить их в Астрахань, чтобы научить казаков производить собственный кирпич и удешевить процесс производства [3, с. 97].

Как на самом деле выглядели жилые дома в Городофорпостинской станице в конце XVIII – первой половине XIX в., доподлинно неизвестно, но сохранилось изображение полкового дома в Казачебугровской станице, построенного в 1784 г. (3, с. 56). В здании размещалась канцелярия, но по фасадам и объемно-планировочному решению понятно, что это был тип жилого дома рядовой застройки: главный фасад в три окна с двускатной крышей по красной линии, сбоку к нему примыкает парадное крыльцо в сени, а до соседнего дома идет забор с проездными воротами во двор [4, с. 179].

Одно из первых картографических изображений Городофорпостинской станицы относится к 1820 г. В составе Атласа Каспийского моря, выполненного штурманом 8-го класса А.Е. Колодкиным (издание 1826 г.), есть «План Астрахани с окрестностями», где на правому берегу Волги обозначен Городовой форпост2. Сложно судить о достоверности панировочной структуры, состоящей из нескольких прямоугольных кварталов, но в первой половине XIX в. это было небольшое поселение вдоль Московского тракта, территорию которого с севера от земли Архиерейского ведомства отделяло русло речки Солянки. Природная граница закрепится в будущем административно-территориальном делении двух поселений.

В 1850-е гг. жилую застройку Форпоста перенесли вглубь территории от подмыва сместившимся течением Волги, а новый план был высочайше утвержден в 1863 г. [5]. Во второй половине XIX в. прибрежная территория станицы стала интересна купцам для создания рыбных ватаг3 и бондарных мастерских. Постепенно увеличивается количество жителей других сословий и занятий: торговцев, мещан, промысловых рабочих. В 1893 г. Городофорпостинскую станицу переименовали в Атаманскую [4, с. 45].

На рубеже XIX–XX вв. торгово-промышленных заведения и пристани приносили казачьему обществу значительный доход, поэтому Атаманская станица была одной из самых богатых, что создавало возможности для нового строительства и благоустройства территории. Появляются общественные здания станичного училища (1896, арх. П.И. Коржинский) и торговых рядов (1903–1907). Духовным центром был храм Преображения Господня, перестроенный в 1885 г. по проекту инженера-архитектора П.А. Знаменского [1, с. 317]. На территории церковно-усадебной земли для священнослужителей в 1892 и 1903 гг. было построено 4 дома [6, с. 165]. Для обеспечения станичников чистой питьевой водой и освещения улиц в 1910–1911 гг. была построена водопроводная и электрическая станция по проекту гражданского инженера Н.Н. Миловидова [5]. Диакон В. Саввинский в 1914 г. так описал Атаманскую станицу: «… получила вид хорошо устроенного города, с мощенными улицами, гостиницами, постоянным базаром и т.п.» [6, c. 162].

На плане г. Астрахани с окрестностями, составленном городским землемером А. Рудневым в 1901 г.4, обозначена планировочная структура станичного поселения, перечислены пристани, бондарные мастерские и промышленные предприятия, расположенные вдоль берега реки и приносящие значительные доходы казакам в виде арендной платы. Южнее располагалась дача казаков Атаманской станицы, где изображена территория под рыбные ватаги и место, занимаемое Товариществом «Бр. Нобель». При сравнении данного картографического изображения с современной топографической съемкой, выявлено, что на 1901 г. квартальная застройка была ограничена современными ул. Карла Маркса, Луначарского (в створе ул. К. Маркса и Кавказского пер.), Кавказским пер. (в створе ул. Дзержинского и Луначарского), ул. Дзержинского (в створе Нальчикского и Кавказского пер.), Нальчикским пер. (в створе набережной Волги и ул. Дзержинского), набережной Волги.

На плане г. Астрахани с окрестностями в составе топографической карты Астраханской губернии, составленной межевым инженером С.И. Чирковым и изданной Астраханским губернским статистическим комитетом в 1909 г., изображение кварталов приближено к их реальной конфигурации, а северо-восточные кварталы разделяет улица (совр. ул. Пирогова). Отмечена главная площадь станицы и место расположения Преображенской церкви. С южной стороны вдоль берега к жилой застройке примыкает территория, занимаемая рыбными промыслами (рис. 1).

Рис. 1. План Астрахани и ее окрестностей (сост. межевой инженер С.И. Чирков). 1909.
Фрагмент с изображением Атаманской станицы

В основе планировочной структуры Атаманской станицы была заложена регулярная сетка улиц с кварталами прямоугольной и трапециевидной формы. Центрами общественной жизни были две площади: одна между храмом и станичным правлением с пожарной вышкой, другая – базарная на границе с Архиерейским поселком, где было здание торговых рядов, а рядом – пристань с паромной переправой в Астрахань. На плане 1909 г. – 38 жилых кварталов разных конфигураций и габаритов, из которых до настоящего времени сохранилось 35.

На рубеже XIX–XX вв. Атаманская станица и расположенные рядом Архиерейский и Новосолянский поселки представляли собой единое поселение, за которым закрепилось название Форпост. В то же время каждый населенный пункт имел четко определенные административно-территориальные границы и свой орган управления: в станице – станичное правление (в структуре Астраханского казачьего войска), в поселках – волостные правления (в ведении Министерства внутренних дел) [7, с. 13]. Станицу и Архиерейский поселок отделяла ул. Межевая, протянувшаяся от паромной переправы у берега Волги на северо-запад к мосту через речку Солянку.

В 1919 г. Астраханский губернский Совет принимает решение о включении Форпоста в черту г. Астрахани, в 1921 г. получает статус фабричного поселка им. А.Е. Трусова, а в 1925 г. Форпост был включен в список рабочих поселков постановлением Президиума ВЦИК от 24 сентября 1925 г [5]. В 1928 г. началась работа по расширению границ Астрахани за счет включения ближайших поселений и рабочих поселков. В рамках обоснования были подготовлены картографические материалы, благодаря которым можно проанализировать градостроительные изменения (рис. 2). В юго-западном направлении от бывшей Атаманской станицы появилась квартальная застройка, в которой советские архитекторы сохранили преемственность планировочной структуры с привязкой к существующим улицам.

Рис. 2. Отредактированный фрагмент южной части Трусовского поселка:
а) Проект расширения городской черты гор. Астрахани, 1928 [ГААО. НСБ. Оп.1. Карта 57];
б) План города Астрахани в новой городской черте, 1928, сост. землемером Сухановым в 1929 г. (из частного собрания М.Ю. Катруцы)

Остается вопрос о времени создания рассматриваемых кварталов. Известно, что для решения жилищного кризиса советское правительство издает в 1922 г. Декрет «О праве застройки земельных участков». Жителям предоставляли городские участки под застройку с обязательным соблюдением строительных норм, санитарных и противопожарных правил, а также освобождением от налогов и сборов для жилых зданий в течение 3-х лет со дня возведения. Статистические данные показывают рост индивидуального строительства в Астрахани: «в 1923/24 г. было выдано 148 разрешений, в 1924/25 г. – 133 разрешения, в 1925/26 г. –108, а в 1926/27 г. – 246 разрешений» [8, с. 89]. Переход от НЭПа к плановой экономике привел к тому, что в 1928 г. частное строительство было приостановлено [8, с. 93]. Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть частных деревянных домов была построена с 1922 по 1928 г., в числе которых была и рассматриваемая застройка южной части Трусовского поселка. Тем более что рядом располагалось большое количество рыбных и бондарных заводов, рабочие которых имели финансовую возможность и материально-техническую базу для строительства собственных домов. Данную версию подтверждает визуальное обследование жилых зданий, которые своими фасадами и объемно-пространственным решением продолжают традиционное домостроение, созвучное образцам дореволюционной эпохи Атаманской станицы. Поэтому застройку в границах современных ул. Луначарского и Дзержинского, пер. Кавказского и Ишимбаевского можно датировать 20-ми гг. XX в.

Дальнейшее развитие территории представлено на аэрофотосъемке, созданной немецкими разведчиками 24 апреля 1942 г. (рис. 3). В 1942 г. еще существует квартал южнее перекреста ул. Дзержинского и пер. Нальчикского, который отмечен на планах начала XX в. В начале XXI в. этот квартал был полностью утрачен. Можно сделать вывод, что в 1930-е гг. продолжается квартальная застройка юго-западнее Ишимбаевского переулка и северо-западнее ул. Луначарского. В это же время вдоль ерика Солянки разбивают парк им. В.И. Ленина.

Рис. 3. Аэрофотосъемка, сделанная немецкими разведчиками 24 апреля 1942 г. (из фондов Библиотеки Конгресса США).
Изображена часть Трусовского поселка с выделением рыбного комбината

В послевоенные годы территория Атаманской станицы не претерпела значительных изменений, сохранив средовую застройку кирпичными и деревянными домами второй половины XIX – начала XX в. Впервые на ценность историко-архитектурной среды правобережной части г. Астрахани обратили внимание в рамках разработки проекта зон охраны памятников истории и культуры в 1993 г. Специалисты проектного института «Спецпроектреставрация» отмечали, что «несмотря на запущенный внешний вид, застройка Трусовского района, как традиционный, народный тип жилища имеет определенный историко-этнологический интерес и должна быть в обоснованных объемах сохранена от тотального сноса» 5 .

Постановка на государственную охрану и обоснование к изменению границ достопримечательного места

В 1993 г. после проведения научно-исследовательской работы специалистами на государственную охрану были поставлены следующие здания бывшей Атаманской станицы: ансамбль церкви во имя Преображения Господня (1882–1890, ул. Печенегская, 20), приходская школа (нач. XX в., ул. Черниковская, 9), ансамбль казачьей управы (кон. XIXв., ул. Комсомольская, 49,51), двуклассное училище и женская школа (1896, пер. Степана Разина, 4), дом жилой с лавками (нач. XX в., ул. Оленегорская, 4), корпус рынка Городофорпостинской (Атаманской) станицы (1903–1907, ул. Дзержинского, 2), ансамбль водонапорной башни и станции (1910–1911, ул. Оленегорская, 16,18). Из семи объектов только один относится к жилой архитектуре. В графической части проекта обозначено 25 домов в исторических границах станицы, которые были рекомендованы к постановке на государственную охрану в качестве архитектурных памятников 6, л.19 .  Из них: 4 здания снесены полностью (ул. Пирогова, 41; ул. Пирогова, 56; пер. Нальчикский, 2; ул. Дзержинского 12, в глубине квартала), 4 здания сильно перестроены и утратили свои ценностные характеристики (ул. Пирогова, 15; ул. К. Маркса, 21; ул. Горская, 5; пер. Нальчикский, 22). Также были отмечены объекты рядовой исторической застройки, которая представляет «среду проживания населения бывшей станицы» и часть из которой «после более тщательных исследований … может получить статус “ценной исторической застройки” обязательной к сохранению и ремонту» 6,л.9.

Наиболее исторически ценная территория Форпоста под наименованием «Городофорпостинская (с 1893 г. – Атаманская) станица, 1785 г. – нач. XX в.» была включена в перечень памятников истории и культуры Постановлением Главы Администрации Астраханской области № 230 от 27.12.93 г. (с изменениями от 11.04.1994 г. № 113). Границами этого памятника градостроительного искусства были обозначены: ул. Гайдара / ул. Аристова / ул. Карла Маркса / ул. Комсомольская / пер. Пугачева / ул. Пирогова / пер. Нальчикский / Набережная р. Волги.

Таким образом, на государственную охрану в 1993–1994 гг. была взята ценная территория всей правобережной части Астрахани, выбранная специалистами проектного института «Спецпроектреставрация». В список памятников истории и культуры включили гражданские общественные здания и культовое сооружение (храм), в меньшей степени жилые дома. В проекте зон охраны не разделили исторические поселения на два отдельных памятника градостроительного искусства, но наименование данная территория получила по одному из них. Этот аспект искажает историческую достоверность и не позволяет в полной мере сохранить архитектурно-градостроительное своеобразие каждого поселения.

В 2010 г. Астрахань вошла в список городов, получивших статус исторического поселения федерального значения. Был разработан новый проект охранной зоны исторического поселения г. Астрахани, который объединил все архитектурно-градостроительные комплексы (достопримечательные места), выявленные в 1993 г. В связи с тем, что данный проект имеет большое количество замечаний и не был утвержден Министерством культуры РФ, а достопримечательные места не имеют необходимой документации (предмета охраны и градостроительных регламентов), на территории бывшей Атаманской станицы и Архиерейского поселка началось новое строительство, в том числе многоэтажного жилого дома на углу ул. Аристова и Кольцова. Мониторинг общего состояния квартальной застройки за последние три года зафиксировал общую тенденцию к деградации средовой застройки по причине сноса типовых жилых домов дореволюционного периода, расположения объектов нового строительства не по красной линии, а в глубине участка, использования утилитарных форм и современных материалов, не гармонирующих с общей стилистикой и «гением места» рассматриваемой территории. Данная проблема выявляет потребность в научных исследованиях архитектурно-градостроительного наследия, а также необходимость в доработке и утверждении обязательной документации для объектов культурного наследия, в том числе выявление исторически ценных градоформирующих объектов и создание альбома типовых архитектурных решений по историческим морфотипам.

Результаты

На основе проведенных исследований и анализа существующего состояния застройки предлагается разделить единый памятник градостроительного искусства, утвержденный на основе проекте 1993–1994 гг., и создать два достопримечательных места: «Городофорпостинская (с 1893 г. – Атаманская) станица» и «Архиерейский поселок». Установить новые границы достопримечательного места: ул. Карла Маркса / ул. Луначарского (в створе ул. К. Маркса и Кавказского пер.) / Кавказский пер. (в створе ул. Луначарского и Дзержинского) / ул. Дзержинского (в створе Кавказского и Нальчикского переулков) / Нальчикский пер. (в створе ул. Дзержинского и набережной Волги), Набережная Волги.

В процессе анализа историко-архитектурной среды выявлены градостроительные характеристики застройки; на схеме обозначены: объекты культурного наследия, выявленные объекты культурного наследия, жилые здания, нежилые и хозяйственные постройки, промышленные объекты, утраченные и разрушенные здания и сооружения, существующие зеленые насаждения. На основе натурных изысканий (визуально-сравнительного анализа и фотофиксации) выявлены исторически ценные градоформирующие объекты (55 ед.) и здания, диссонирующие с историко-архитектурной средой. Наибольшая деградация архитектурной идентичности наблюдается вокруг корпуса рынка (ул. Дзержинского, 2), напротив Преображенской церкви вдоль пер. Чугунова, на углу ул. Дзержинского и пер. Чугунова, в юго-западных кварталах исторической территории, которые в настоящий момент не входят в состав достопримечательного места (рис. 4).

Рис. 4. Аналитическая схема застройки исторической территории Атаманской станицы (историко-культурный опорный план)

Комплексный анализ и составленная схема продемонстрировали, что обоснованием историко-культурной ценности и важности сохранения являются следующие архитектурно-градостроительные и объемно-пространственные особенности бывшей Атаманской станицы:

1) регулярная застройка кварталами прямоугольной и трапециевидной формы в соответствии с природно-ландшафтными особенностями территории (генеральный план 1863 г. сформировал кварталы значительных габаритов и площади, что обусловило появление внутриквартальных домовладельческих участков);

2) два градостроительных центра: территория рядом с храмом Преображения Господня и торговая площадь со сквером на углу ул. Дзержинского и К. Маркса;

3) главная градостроительная доминанта всего исторического центра правобережной стороны Астрахани – водонапорная башня бывшей водопроводной и электрической станции (памятник промышленной архитектуры начала XX в.) [5];

4) видовые раскрытия и композиционная роль Преображенской церкви в квартале, ограниченном улицами Комсомольской, Печенегской, Черниковской и пер. Чугунова;

5) типология и морфология жилой архитектуры, обусловленная традициями и бытом казачьего сословия во второй половине XIX – начале XX в.;

6) малоэтажная застройка, архитектурные формы фасадов по красной линии и материал стен и деталей (дерево, кирпич; фальцевое покрытие крыши из металлических листов). Помимо особенностей квартальной застройки в процессе графоаналитической работы и натурных изысканий были выявлены существующие и потенциальные угрозы разрушения исторической среды и архитектурной идентичности:

– снос зданий, фиксирующих угол квартала или своим парадных фасадом красную линию, приводят в разрушению четких границ в объемно-пространственном восприятии;
– современные дома собственники строят в глубине участка с использованием разнообразных форм и материалов, которые нарушают исторические морфотипы среды;
– большая концентрация диссонирующих объектов на территории исторических общественных центров рядом с объектами культурного наследия (нарушение подлинности окружения).

Выводы

Современный этап градостроительного процесса и строительной отрасли ставит очередные задачи в сфере сохранения историко-архитектурного наследия. Наибольшей опасности подвержена историческая жилая застройка на окраинах города, чей ценностный потенциал еще не раскрыт и не признан в общественном сознании. К этой группе относится историческая территория бывшей Атаманской станицы в Астрахани.

На основе комплексного исследования картографических и библиографических материалов была проанализирована история градостроительного развития поселения и обосновано изменение существующих границ достопримечательного места. Подготовленный графический материал фиксирует текущее состояние квартальной застройки, утвержденные и предлагаемые границы достопримечательного места.

Данный историко-культурный план и натурные исследования позволили выявить архитектурно-градостроительные особенности, существующие и потенциальные риски для нарушения архитектурной идентичности исторической среды.

В статье впервые заявлено о типологической и морфологической преемственности в градостроительном развитии и жилищном строительстве квартальной застройки от казачьей станицы в ранний советский период. Были выявлены исторически ценные градоформирующие объекты, которые можно включить в предмет охраны исторического поселения, но жилая архитектура требует дальнейшего изучения.

Примечания

1 РГИА. Ф.1293. Оп. 166. Астраханская губ. Д. 74. Чертеж дома-мазанки.

2 План города Астрахани с окрестностями (исправлен и вновь сочинен А.Е. Колодкиным, 1820) / Атлас Каспийского моря сочинен при чертежной Государственного Адмиралтейского Департамента с описи и астрономических наблюдений, произведенных с 1809 по 1817 год штурманом 8 класса и Кавалером Колодкиным, 1826 г. Из фондов Российской национальной библиотеки (отдел картографии).

3 Ватага – комплекс сооружений и устройств для рыбного промысла с жильем для рабочих и служащих.

4 РГИА. Ф.616. Оп.2. Д.591. Л.1. План города Астрахани с окрестностями. Составлен Городским Землемером А. Рудневым в 1901 г.

5 ГААО. Ф.Р-1760. Оп.1. Д. 27. Л.7. Научно-проектная документация. Астрахань. Трусовский район. Проект зон охраны памятников истории и культуры. Т.1. Предварительные работы.– М.: Проект. ин-т по реставрации памят. ист. и культ. «Спецпроектреставрация», 1993.

6 ГААО. Ф.Р-1760. Оп.1. Д. 28. Научно-проектная документация. Астрахань, зоны охраны памятников истории и культуры Трусовского района. Т.3. Кн. I. – М.: Проект. ин-т по реставрации памят. ист. и культ. «Спецпроектреставрация», 1994.

References

1. Rubtsova, S.S. (2017). The planning evolution of Astrakhan. Book 1. Construction history. Ulyanovsk: Ulyanovsk Printing House. (in Russian)

2. Report to the Senate in 1719 by A.P. Volynskii. (1854). Moskvityanin, Vol. 4, No. 13, p. 29. (in Russian)

3. Biryukov, I.A. (1911). History of the Astrakhan Cossack Troops. Vol. 1. Saratov: Astrakhan Cossack Force (in Russian)

4. Biryukov, I.A. (1911). History of the Astrakhan Cossack Troops. Vol. 2. Saratov: Astrakhan Cossack Force. (in Russian)

5. Berezkin, S.A. (2020). The ensemble of the water tower and station: history and attribution of the architectural monument. Architecton: Proceedings of Higher Education. [Online], No. 1(69). Available at: http://archvuz.ru/en/2020_1/14 [Accessed: 12 March 2021]. (in Russian)

6. Savvinskii, V. (1914). Atamanovskaya stanitsa (Outpost). Astrakhan Diocesan Gazette, No. 7. (in Russian)

7. There will be an Outpost for the city (1999). To the 70th anniversary of the Trusovsky district of Astrakhan. A short local history essay. Moscow: Penta. (in Russian)

8. Kornoukhova, G.G. (2004). The everyday life and standard of living of the USSR urban population in the 1920s-1930s: on the materials of the Astrakhan region. Ph.D. dissertation (History). The Peoples' Friendship University. (in Russian)

Citation link

Berezkin S.A. THE HISTORICAL DEVELOPMENT AND TOWN-PLANNING FEATURES OF THE ATAMANSKAYA COSSACK VILLAGE IN ASTRAKHAN[Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2021. – №4(76). – URL: http://archvuz.ru/en/2021_4/12/  – doi: 10.47055/1990-4126-2021-4(76)-12


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 17.10.2021
Views: 138