Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (78) June, 2022

History of architecture

Shapiro Grigory E.

PhD. (Architecture), Associate Professor,
Department of History of Architecture, Art and Architectural Restoration.
Southern Federation University;
Chief Architect, ООО «А1 Expert».

Russia, Rostov-on-Don, e-mail: shapirogr@mail.ru

"SIMONOVSKIY BUILDING WITH THE CHURCH OF THE NATIVITY OF CHRIST, 1667-1670" AS PART OF THE COMPLEX OF BUILDINGS OF THE VOLOGDA BISHOP'S HOUSE - ARCHITECTURAL AND HISTORICAL RESEARCH

УДК: 72.03
DOI: 10.47055/1990-4126-2022-2(78)-16

Abstract

Simonovsky building with the Church of the Nativity of Christ is one of the dominant buildings in the complex of buildings of the Bishop's Court in Vologda. According to historical information, the building was constructed in the period from 1667 to 1670 by archbishop Simon. The period is characterized by active construction of stone buildings at the Bishop's Court and evolvement of its spatial and planning structure. The architecture of the building testifies to the wide spread of Russian ornamentation in Vologda in the second half of the 17th century. The heritage building presents a three-storied rectangular brick building with an open gallery on the main southern elevation and a high quadruple of the chapel with a cupola. For the first time, the article addresses the issues of the spatial planning, compositional and figurative solutions of the monument and analyzes changes in its appearance over a wide timeframe

Keywords: Russian ornamentation, old Russian architecture, building periodization

Введение

Комплекс построек Архиерейского двора – часть ансамбля Вологодского кремля – исторического ядра города Вологды, сохранивший свой исторический силуэт и большой пласт подлинных архитектурных элементов. Симоновский корпус с церковью Рождества Христова – одна из доминантных построек ансамбля – располагается в его центральной части, имеет широкие бассейны видимости, формирует силуэт ансамбля и занимает чрезвычайно важное место в истории формирования культовой и гражданской архитектуры Вологды XVII–XVIII вв.

Выявлена проблема недостаточной изученности памятника: до сих пор не разработана поэтапная строительная периодизация, не утвержден в полной мере объем первоначальных архитектурных элементов и конструкций; не введены в научный оборот архивные чертежи. Комплекс проблем предопределил основную цель исследования: комплексное изучение памятника с целью разработки подробной строительной периодизации и установления подлинных архитектурных и конструктивных элементов, что ляжет в основу корректировки предмета охраны и разработки научно-проектной документации по реставрации и приспособлению памятника. Цель определила следующие задачи: исследовать фундаменты, стены, своды, деревянные конструкции, провести анализ архивных материалов, выявить аналоги; разработать аналитические схемы и картограммы.

В статье приведены результаты комплексных научных исследований памятника, выполненных компанией ООО «А1 Эксперт» (Главный архитектор проекта Г.Е. Шапиро, Главный инженер проекта К.В. Термихольянц) в 2020–2021 гг. Все детальные инструментальные исследования выполнялись под надзором органа охраны Вологодской области и включали: шурфование валунных фундаментов, зондажи строительных конструкций, отбор кернов отделочных слоев; дендрохронологическое исследование стропильных конструкций, дощатого пола, косоуров; выполнены обмеры с применением лазерного сканирования. В работе использовались архивные материалы Музея архитектуры им. Щусева, Российского государственного исторического архива, Государственного архива Вологодской области; архива Вологодской епархии, института «Вологдареставрация».

Исторические сведения о Симоновском корпусе в контексте строительной периодизации Архиерейского двора

Симоновский архиерейский корпус (названный в честь архиерея Симона) с домовой церковью Рождества Христова сооружен в 1667–1670 гг. Это интереснейшая постройка, свидетельствующая о широкой волне декоративности и узорочья, захвативших вологодское зодчество к концу XVII в. Подготовительные работы к сооружению каменной домовой церкви, по существу, были завершены к весне 1668 г.: в феврале были привезены на архиерейское подворье заготовленные сосновые сваи, 1000 бочек извести кипелки, обожженной в соли Галицкой мастерами – братьями Афанасием, Андреем и Нестором Лазаревыми. Помимо железных связей при строительстве каменной церкви, видимо, использовались и деревянные связи, так как упоминается о приобретении «к каменному делу для смоления деревянных связей 20 вёдер смолы» [17].

При старце Лемехе (служебник Свирского Александрова монастыря) в апреле 1668 г. состоялась закладка фундамента каменной церкви: «Вологжанин фрязиновец Антипа Данилов сын Тверитин на архиерископле дворе под каменное церковное строение и под жилецкое службы крепил рвы копал и сваи бил и бут бутил своими людьми всего подошвенного дела сделал наготово 86 сажень ½ аршина»[14].

О времени основания и освящения церкви Рождества Христова гласит надпись на плите по главному южному фасаду, на которой вглубь резана вязью следующая надпись: «Крестъ Иисуса Христа Сына Божия Царя славы Ника. Основася, сей храм о во имя Господа Бога и Спаса нашего Иucyca Христа на лето 7176, от воплощния Бога Слова 1668 г. июня в 15 день, Преосвященнымъ Симономъ, архиепископомъ Вологодскимъ и Белоозерскимъ».

Сроки ведения каменной кладки уточнены в записи приходно-расходной книги об окончательном расчете с подмастерьем каменных дел И.Д. Шабаном: «В нынешнем во 1760 году с четвёртого числа июня по 23 число Кириллова монастыря подмастерье каменных дел Иван Данилов сын Шабан сделал на архиепископле дворе гостиную и клюшенную и кладовую и брацкие жилые и хлебную и поваренные палаты нижние жития».

По завершении каменных работ по возведению первой очереди церковного корпуса – нижних житий в последующем были произведены некоторые дополнительные работы: в августе 1668 года кузнец Б. Александров «сковал из казенного железа к сподним палатам к дверям четверы лапы с крюками да 8 скоб дверных», видимо, к тем же дверям крестьянин Тошенской волости Иван Яковлев «сделал в архиепископли исподние палаты в двери четверо полотенца»1.

В архивной документации обнаружены данные по заготовке кровельных материалов: в декабре 1668 г. «архиепископа домовые крестьяне Лежского волока Ивашко Алексеев да Гордюшка да Логинко Естефеевы с товарищи подрядились на архиепископл двор к церковному каменному делу на кровлю насечь и вытесать 250 кряжев тёсу мерой в длину 6 сажен 3-аршинных, в толстину в полтора вершка». В марте 1669 г. «для кровли нового строения каменной церкви купили тесу тонкого долгого … скал … драниц четверику»1.

Освящение новой каменной домовой церкви во имя Рождества Христова состоялось в июне 1670 г., эти сведения сообщались на каменной белой плите из церкви: «Сотворенъ сей храмъ во имя Господа Бога и Спаса нашего Иucyca Христа Пресвятого Его Рождества, въ державу благочестивейшего Великого Государя Царя и Вел. Князя Алексея Михайловича, всея великия и малыя и белыя Poccиu Самодержица, въ леьто отъ создания мира 7178, а освященъ благодатию Пресвятаго Духа отъ воплощетя Бога Слова 1670 индикта 8, дня въ 30 день, преосвященнымъ Симономъ, apxиeпucкoпoм Вологодскимъ и Белоозерскимъ».

Судя по приведенным архивным материалам, новый церковный корпус состоял из двух этажей – житий, нижнего и верхнего. В нижнем этаже были расположены следующие помещения: гостиная, конюшенная, кладовая палаты, помимо этих палат было еще несколько братских жилых и поваренных палат.

Из описи церковного имущества архиепископа Гавриила 1701 г. известно, что первоначально домовая церковь была очень небольшой: «В доме архиерейском церковь теплая каменного строения против архиерейской крестовой палаты во имя Рождества Христова, а в ней внутри церкви мерой и с алтарем длиннику 5 сажень с полуаршином, поперешнику 3 сажени 2 аршина … Из ризницы в окошках 8 окончин больших и малых, двои двери в церковь обиты белым железом, замки у них висячие. В окошках решетки железные». Из той же описи известно, что на Рождественской церкви была расположена ризница, к которой со второго этажа вели проходные сени вверх», а под церковью располагались жилые палаты2.

Каменное крыльцо первоначально было расположено между старым корпусом крестовой палаты с кельями и новым церковным корпусом, с крыльца был вход в большие сени, из которых имелись выходы как в крестовую палату, так и в домовую церковь. Особенности первоначального парадного крыльца подворья отражены в описи архиерейского двора 1701 г.: «…первое крыльцо каменное, а на том крыльце над сенными дверьми образ Всемилостивого Спаса, писан по белому железу…». Согласно описи 1739 г. первоначальное парадное крыльцо с кельей в 3 этаже уже отсутствует, на его месте был сооружен «всход на каменном фундаменте деревянной…»3.

Наиболее подробные описания планировочной структуры и внешнего облика памятника относятся ко второй половине XIX в. Из описаний следует, что первый этаж корпуса, или подклет, занимали подсобные и хозяйственные помещения (кухня, пекарня, кладовые и т.д.). На втором этаже находились архиерейские кельи с парадными комнатами (крестовой палатой). На третьем этаже располагались комнаты слуг и хранились домовые запасы.

Вологодский архиепископ Иосиф Золотой после постройки своих новых апартаментов – Иосифовского корпуса – перенес домовую церковь в крестовую палату Симоновского корпуса. Н.И. Суворов указывает: «Причиною перемещения крестовой церкви, по всей вероятности, было то, что от новых келий владыки прежняя церковь сделалась довольно удаленною. Нынешняя крестовая церковь гораздо пространнее прежней и приведена в настоящий вид Преосвященным Иннокентии, который распространил её в длину и в вышину. Он велел выломать бывшие в ней своды и уничтожить восточную стену, отделявшую алтарь церкви от палатки, в которой помещалась тогда семинарская библиотека (перенесенная по этому случаю здание семинарии). Но соединен таким образом упомянутой палатки с церкви и нижнего этажа с верхним, образовалась гораздо обширнейшая прежнего церковь с окнами в два света» [5].

Таким образом, в 1841 г. было разобрано перекрытие над крестовой палатой и верхний ярус объединен с помещением третьего этажа, в результате чего образовался существующий двухсветный зал, дошедший до наших дней.


Рис.1. Общий вид на Ансамбль Вологодского кремля. Гравюра П.П. Свиньина, 1820-е гг.

Имеются сведения о монументальной живописи в интерьере крестовой палаты. Г.К. Лукомский в работе 1914 г. приводит описание: «Крестовая палата, а в ней деисус писан на краске. Другой деисус штилистовой; третей деисус на краске; четвертый деисус с праздники; среди палаты паникадило медное; другое паникадило пред образы. В этой палаты преосв. Гавриил принимал Петра I» [11]. В архиве письменных источников ВГИАиХМЗ хранится фотография интерьера Крестовой церкви после обновления в 1897 г., демонстрирующая росписи (рис. 2).


Рис. 2. Корпус Симоновский с церковью Рождества Христова.
Внутренний вид Крестовой церкви при Вологодском архиерейском доме после обновления в 1897 г.
Фото С.А. Непеина. ВГИАиХМЗ. 22 06. Ф.1. Оп. 2. Д. 198. Л.7

Пространство четверика Христорождественской церкви было приспособлено под консисторский архив; была устроена металлическая дверь с окном, сохранившаяся до наших дней (демонтирована).

В процессе эксплуатации архитектурный облик неоднократно изменялся, о чем свидетельствуют архивные материалы и фотографии. Открытая обходная галерея в уровне второго этажа на главном южном фасаде здания первоначально имела форму гульбища (в 1776 г. она была перестроена в крытую галерею; свой последующий вид с навесом приобрела в 1850 г., а нынешний – в 1980-х гг.) (рис. 3).


Рис. 3. Корпус Симоновский с церковью Рождества Христова. Фото 1947 г.
Архив АУК ВО «Вологдареставрация»

Фотография конца XIX в. (рис. 4) демонстрирует нам барочный восьмигранный купол в два яруса с четырьмя круглыми люнетами, крытый белым английским железом (о чем упоминается в описи Архиерейского двора, 1886). Барочный купол ныне утрачен. Устройство навеса над галереей, а также расширение проемов повлекли утрату характерных для русского узорочья кирпичных наличников (рис. 5).

В результате реставрационных работ 1960 г. зданию была в значительной мере возвращена его былая нарядность, в частности, восстановлена открытая галерея, первоначальная конфигурация ряда оконных проемов, декоративные наличники. Однако без изменения осталась поздняя форма церковной главы, не восстановлен проем с наличником и фрагменты пилястр по восточному фасаду, выходящему в Консисторский дворик.

В настоящее время в Симоновском корпусе с церковью Рождества Христова располагаются экспозиционные службы музея, токсидермическая мастерская, выставочные залы.


Рис. 4. Корпус Симоновский с церковью Рождества Христова [13]


Рис. 5. Корпус Симоновский с церковью Рождества Христова. Фрагмент галереи. Фото 1981 г.
Архив АУК ВО «Вологдареставрация»

Архитектурный облик памятника на момент исследования

Памятник представляет собой трехэтажное прямоугольное в плане кирпичное здание с открытой галереей на главном южном фасаде и высоко поднятым четвериком домовой церкви с главкой. С северной части к корпусу перпендикулярно примыкает Консисторский корпус, с западной – Иринеевский; открытая терраса с запада примыкает к восточному фасаду Гаврииловского корпуса, с востока – к арочному проему в крытый переход в Надвратную Воздвиженскую церковь (принята исторически сложившаяся Грозненская ориентация памятников на территории Архиерейского двора).


Рис. 6. Схема строительной периодизации. Сост. Г.Е. Шапиро

В связи с разновременными наслоениями, перестройками и изменяющимся функциональным наполнением постройка имеет достаточно сложную планировочную структуру, в которой выделяются следующие основные блоки: бывшие архиерейские кельи; домовая церковь Рождества Христова; галерея в уровне второго этажа на шести колоннах квадратного сечения.

Вход на первый этаж осуществляется через вестибюльную зону Гаврииловского корпуса и непосредственно с улицы – через двухстворчатые металлические ворота в центральной части южного фасада под галереей (поздние). За воротами располагается деревянная дверь. Пространство этажа разделено продольными и поперечными стенами из большемерного кирпича большой толщины, в которых устроены «каменные мешки», использовавшиеся под кладовые.

Ранее первый этаж имел подсобное и хозяйственное назначение (кухня, пекарня, кладовые) и служил основанием всего здания. Над ним находились архиерейские кельи с парадными комнатами в средней части и небольшими комнатами слуг в верхней. В настоящее время на первом этаже располагаются вспомогательные помещения музея.

Блок хранилища икон в восточной части корпуса связан с помещениями первого этажа Консисторского корпуса (бывшей «кладовой палатой»), через который осуществляется вход.

Вход на второй этаж осуществляется из Гаврииловского корпуса по Т-образной трехмаршевой лестнице.

Продольная несущая стена переменной толщины делит пространство второго этажа на две равные части. В южной ее половине расположено двухсветное вытянутое прямоугольное помещение с хорами во втором свете в западной части (бывшая крестовая палата), вход в которую осуществляется из вестибюля Иринеевского корпуса. Перекрытие над крестовой палатой – плоское (деревянный дощатый настил). Крестовая палата освещается шестью окнами первого яруса и восемью окнами второго. Из помещения ведет деревянная дверь в расположенную вдоль южного фасада открытую галерею на колоннах квадратного сечения.

Стены помещения оштукатурены и окрашены, частично зашиты листами ГКЛ. Настенная и потолочная живопись в крестовой палате, зафиксированная на фото С.А. Непеина 1897 г. 4, на момент проведения обследования вследствие многократных ремонтно-реставрационных работ скрыта за слоями штукатурного и окрасочного слоев. Выявлены заложенные дверные проемы по внутренней продольной капитальной стене.

В восточной капитальной стене крестовой палаты устроен арочный проем с наличником (валик тесаного кирпича) стрельчатой формы, ведущий в соседние смежные помещения с проходом в Консисторский корпус. Утрачено заполнение арочного проема.

Во втором ярусе бывшей крестовой палаты вдоль западной стены располагается антресоль (бывшие хоры), на которые ведет деревянная внутристенная лестница. Покрытие площадки антресоли – сплошной дощатый настил, ограждение – деревянное с балясинами и профилированным поручнем.

В настоящее время помещение приспособлено под выставочное пространство.

В северном блоке второго этажа находятся помещения, в которых размещена постоянная экспозиция отдела «Природа» с проходом в Консисторский корпус. Тип планировочной структуры – анфиладная. Перекрытия помещений – коробовые своды с глубокими распалубками. В капитальной стене смежного с Консисторией помещения зафиксированы фрагменты заложенного арочного проема. В восточном, примыкающем к Консисторскому корпусу, помещении располагается голландская изразцовая печь с латунными сажными заслонками.

В третий ярус (подкровельное пространство) ведет деревянная лестница в один марш из антресоли (бывшие хоры Крестовой церкви). Пространство третьего яруса сложной планировочной структуры в плане вытянутое прямоугольное. Продольная капитальная стена не доходит до отметки низа кровли, формируя дополнительный антресольный ярус, на который ведут приставные деревянные лестницы. Отсутствует ограждение антресоли; покрытие пола антресоли – засыпка. Ризница в третьем этаже перекрыта сомкнутым сводом. В пространстве чердака по северной и южной стенам устроены разновеликие ниши-печуры, технологические проемы, фрагменты сохранившихся горизонтальных кирпичных разводок дымовых каналов с металлическими сажными заслонками.

Четвертый ярус – помещение упраздненной Христорождественской церкви прямоугольное в плане располагается в четверике в восточной части памятника, куда ведет деревянная лестница из чердачного этажа. В ходе обследования выявлена демонтированная металлическая дверь в четверик со слуховым окном, устроенная предположительно в период приспособления четверика под архив консистории. Квадратное в плане высокое помещение освещается тремя оконными проемами в южной стене с арочным завершением, металлическими решетками и сохранившимися подставами. Четверти с внутренней стороны и выступающий «лобик» свидетельствуют о подлинности конфигурации проемов. По трем сторонам помещения устроены глубокие прямоугольные ниши. Стены помещения выложены из большемерного кирпича, перекрытие – высокий кирпичный сомкнутый свод с диагональными металлическими связями по углам; отделка стен и свода – известковая обмазка. По западной стене обнаружены следы поздней закладки небольшого проема (предположительно для дымовой трубы).

Отделка южного и восточного фасадов в результате многочисленных ремонтно-реставрационных работ многослойная: выявлены слои обмазки на известковом основании, штукатурный и окрасочный слои. Позднейший окрасочный слой южного фасада – темно-бордовый, восточного – светло-кремовый (близкий по цвету исторической известковой обмазке). Обнаружены следы истирания, шелушения, растрескивания, отслоения, замокания, биопоражений. Штукатурный слой северного дворового фасада на 90% утрачен.

Южный и восточный фасады имеют богатое декоративное убранство в стилистике «русского узорочья». Оконные проемы декорированы разновеликими наличниками с фланкирующими полуколонками и лучевыми «фронтонами». В уровне второго и третьего ярусов углы алтарной части выделены спаренными пилястрами – полуколоннами с профилированными базами, окрашенными в белый цвет. Дверной проем на открытую галерею в уровне второго этажа декорирован профилированным наличником лучкового завершения. Простенки второго и третьего ярусов украшены нишами с филенками и барельефами в форме креста, окрашенными в белый цвет.

На южном фасаде в уровне второго яруса в створе четверика церкви размещена плита с храмозданной надписью выпуклыми буквами вязью. Поверхность плиты с обрамляющими филенками подвержена значительному намоканию.

Большая часть декоративных элементов южного фасада была воссоздана в процессе ремонтно-реставрационных работ, проводимых по проекту института Гипротеатр в 70–80-е гг.

Фасады четверика Христорождественской церкви завершаются полуциркульными профилированными закомарами, «опирающимися» на профилированный карниз (рис. 7, 8). Восточный и западный фасады четверика расчленены вертикальными прямоугольными лопатками.


Рис. 7. Вид на южный фасад на момент обследования. Фото Г. Е. Шапиро


Рис. 8. Вид на восточный фасад в Консисторском дворике на момент обследования.
Фото Г. Е. Шапиро

Плоскость восточного дворового фасада рассечена межэтажными профилированными карнизами; простенки декорированы пилястрами с парными полуколоннами в два яруса. Подкровельный карниз широкий, многоступенчатый.

Кровля четверика вальмовая, покрыта кровельным железом, завершается кирпичным барабаном, выкрашенным в белый цвет, декорированным валиком точеного кирпича темно-терракотового цвета и венчающим профилированным поясом. Барабан венчает луковичная глава, покрытая железом «в шашку» с декоративной «юбкой» из просечного металла; в завершении главы – подкрестовый шар с крестом. Конструкция и форма купола поздние.


Рис. 9. Чертеж восточного фасада 1905 г. Архив Вологодской епархии.
Материал впервые введен в научный оборот древлехранителем епархии О.А Соколовой

К южному фасаду примыкает продольная открытая галерея. Ходовая часть галереи – кровельная сталь, сплошной дощатый настил по деревянным балкам. Ходовая часть галереи опирается на кирпичные колонны квадратного сечения, расширяющиеся к базе. Верхний пояс декорирован квадратными нишами.

Торцы перекрытия галереи зашиты деревянными досками. Ограждение галереи – деревянная балюстрада. Выявлено значительное повреждение деревянного поручня: переувлажнение вследствие намокания, растрескивание, расслоение, сколы. Обнаружены значительные повреждения балясин ограждения: отслоение окрасочного слоя, трещины, разбухание древесины.

Выводы

Таким образом, памятник на момент исследования сохранил значительный объем подлинных архитектурных элементов, историческую планировочную структуру и конструктивную систему. Технические состояние, определенное как «неудовлетворительное», обусловливает необходимость в проведении комплексных реставрационных работ: укрепление грунтов основания и валунных фундаментов, инъектрование трещин кирпичной кладки стен и сводов; защиту от капиллярного подъема грунтовых вод, увлажняющего цоколь; замену кровельного покрытия и аварийных участков стропильной конструкции; восстановление исторического архитектурного облика.

Примечания

1 Историко-методическая записка по истории Вологодского Архиерейского дома двора. Завершение архитектурно-планировочной композиции по двору. Авт колл.: ст. архитектор Арапова, архит. Якимова, ГИП И.Н. Кауфман. Л.: Гипротеатр, 1978. Шифр 476/118.

2 Опись церковного имущества Гавриила архиепископа вологодского и белозерского 1701 г. ГАВО. Ф. 883. Оп.1. Д. 238. Л. 1-186.

3 Опись архиерейского дома 1739 г. ГАВО. Ф. 948. Оп.1. Д. 5. Л. 3-4.

4 ВГИАиХМЗ. 22 06. Ф.1. Оп. 2. Д. 198. Л.7.

 

References

1. Zasetsky, A.A. (1780). Historical and topographical information on antiquity in Russia and in particular about the city of Vologda and its county and about the state of it to this day from various printed and handwritten Russian and foreign books with the addition of notes, collected by Alexei Zasetsky in 1777. Moscow. (in Russian)

2. Brusilov, N.P. (1833). Experience in describing the Vologda province. SPb. (in Russian)

3. Stepanovsky, I.K. (1890). Vologda antiquity. Historical and archaeological collection. Vologda. (in Russian)

4. Suvorov, N.I.(1869). Vologda Bishop's House. Vologda Diocesan Gazette. (in Russian)

5. Suvorov, N.I. (1898). Vologda Bishop's House. Vologda. (in Russian)

6. Suvorov, N.I. (1874). Guide to Vologda. Vologda. (in Russian)

7. Dunaev, B.I. (1914). City of Vologda. North Russian architecture. Moscow. (in Russian)

8. Evdokimov, I. (1920). The North in the history of Russian art. Vologda. (in Russian)

9. Koval, S. (1908). Appendix to the plan of the city of Vologda in 1908. Vologda. (in Russian)

10. Nepein, S.A. (1906). Vologda before and now. Vologda. (in Russian)

11. Lukomsky, G.K. (1914). Vologda in its old days. St. Petersburg. (in Russian)

12. Fekhner M.V. (1958). Vologda. Moscow. (in Russian)

13. Banige, V.S., Pertsev, N.V. (1970). Vologda. Moscow. (in Russian)

14. Bocharov, G., Vygolov, V. (1966). Vologda. Kirillov, Ferapontovo, Belozersk. Moscow. (in Russian)

15. Sokolov, V. (1977). Vologda. History of construction and improvement of the city. Vologda. (in Russian)

16. Vologda in the past millennium. Vologda: Antiquities of the North. (2004) (in Russian)

17. Sazonov, A.I. (2000). My Vologda. Walks in the old city. Vologda: Antiquities of the North. (in Russian)

Citation link

Shapiro G.E. "SIMONOVSKIY BUILDING WITH THE CHURCH OF THE NATIVITY OF CHRIST, 1667-1670" AS PART OF THE COMPLEX OF BUILDINGS OF THE VOLOGDA BISHOP'S HOUSE - ARCHITECTURAL AND HISTORICAL RESEARCH [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2022. – №2(78). – URL: http://archvuz.ru/en/2022_2/16/  – doi: 10.47055/1990-4126-2022-2(78)-16


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 16.04.2022
Views: 362