Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (78) June, 2022

Тown planning

Vitiuk Ekaterina Yu.

PhD. (Architecture), member of the Union of Architects of the Russian Federation,
Advisor to the Russian Academy of Architecture and Civil Engineering,
Conceptual Development Project Manager
LLC «Neoconsultinggroup».

Russia, Yekaterinburg, e-mail: help_nir@mail.ru

A PROGRAM OF ENHANCING THE HEALTH IMPROVEMENT POTENTIAL OF LANDSCAPED CITY SPACES

УДК: 712.4
DOI: 10.47055/1990-4126-2022-2(78)-20

Abstract

The article presents the concept of a program designed to improve the level of comfort in urban environments and, as a result, the life of the residents by changing the approach to landscaping and synchronizing several national projects within one program. The structure of the program, its main sections and their contents are presented. The proposed approach would be appropriate for developing projects of urban environment improvement through the establishment of a network of sports and recreation areas in the system of a city’s green spaces.

Keywords: landscaping, comfortable urban environment, sports ground, urban environment quality index

Индекс качества городской среды (далее – индекс) – новый инструмент оценки уровня развития города, в основе которого находятся 36 индикаторов (измерительных шкал от 0 до 10 баллов) [1]. Индикаторы сформированы на базе шести критериев: безопасность, комфортность, экологичность и здоровье, идентичность и разнообразие, современность и актуальность среды, эффективность управления. Из этого перечисления ясно, что индекс носит мультидисциплинарный характер, а задачи по достижению его высокого значения должны выполняться при участии и согласованной работе специалистов самых различных направлений. Однако сам процесс организации системной работы по достижению индекса, требующий отдельного внимания, также весьма трудоемок и требует решения следующих подзадач:
– трансдисциплинарный перенос методов и моделей различных наук в единую систему для формирования общей терминологической и методической базы;
– разработка рабочего плана согласованных действий различных структур и специалистов, участвующих в выполнении мероприятий, направленных на достижение индекса и сопутствующих (синхронизация);
– анализ современного уровня показателей индикаторов с разработкой на основании анализа плана мероприятий по повышению этих показателей;
– корректировка стратегии развития городов и области в соответствии с индикаторами и разработанными планами.

Отдельно стоит отметить, что каждый из названных критериев также является многоэлементным и сложно измеряемым.

Одним из наиболее интересных с точки зрения архитектуры и градостроительства, а также значимым для снижения уровня заболеваемости горожан и повышения продолжительности жизни является блок «Озелененные пространства», определяемый набором индикаторов. Рассмотрим динамику изменения данного показателя для Екатеринбурга и городов Свердловской области.

За 2021 г. Екатеринбург имеет оценку в 203 балла из 360 возможных. Динамика изменения представлена в табл. 1, 2 (данные таблиц взяты с сайта https://xn----dtbcccdtsypabxk.xn--p1ai/#/regions/326).

Таблица 1
Динамика изменения индекса качества городской среды г. Екатеринбурга*

*повысить в 1,5 раза к 2030 г., увеличить до 80% долю городов с благоприятной средой

Таблица 2
Изменение индикаторов Екатеринбурга**


**цветом выделено понижение достигнутого уровня

Если говорить об оценке Свердловской области в целом, то индикатор за 2021 г. составил 186 баллов из 360 возможных; при этом максимальное значение в 220 баллов имеет г. Лесной, а минимальное в 159 баллов – Тавда (табл. 3, 4).

Таблица 3
Изменение индикаторов г. Лесного Свердловской области**


**цветом выделено понижение достигнутого уровня

Таблица 4
Изменение индикаторов г. Тавды Свердловской области**


**цветом выделено понижение достигнутого уровня

Оценим развитие озелененных пространств городов Свердловской области, находящихся в «зеленой зоне», т.е. имеющих общий балл выше среднего (табл. 5).

Таблица 5
Изменение индикаторов городов-лидеров по уровню индекса качества городской среды Свердловской области**


**цветом выделено понижение достигнутого уровня

Четырнадцать городов-лидеров Свердловской области по индексу практически все не удовлетворяют на сегодняшний день потребности населения по количеству и качеству озелененных пространств (показатель менее 30 баллов). При оценке динамики изменения индикаторов наблюдается общий рост, хотя и не значительный, а у ряда городов – падение по сравнению с предыдущим годом. Рассмотрим динамику изменения индикаторов городов за 2020 и 2021 гг. (табл. 6, 7).

Таблица 6
Достижение уровня«зеленой зоны» индикаторов городами Свердловской области в 2020**


** цветом выделены показатели, не достигшие 30 баллов из 60 возможных по уровню качества пространств

Таблица 7
Достижение уровня«зеленой зоны» индикаторов городами Свердловской области в 2021**


** цветом выделены показатели, не достигшие 30 баллов из 60 возможных по уровню качества пространств

Озеленение пространства и развитие социально-досуговой инфраструктуры и прилегающих к ней пространств – наиболее проблемные вопросы для городов Свердловской области. Оценка озелененных пространств складывается из следующих показателей:

– доля озелененных территорий общего пользования в общей площади зеленых насаждений (%);
– уровень озеленения (%);
– состояние зеленых насаждений;
– привлекательность озелененных территорий;
– разнообразие услуг на озелененных территориях;
– доля населения, имеющего доступ к озелененным территориям общего пользования (городские леса, парки, сады и др.) в общей численности населения (%).

Рекомендации по достижению высоких значений индикаторов предложены в «Руководстве по определению первоочередных направлений развития городской среды с помощью индекса качества городской среды», подготовленном под эгидой Минстроя РФ. Однако это общие требования, усредненные, требующие уточнения для каждого региона и города в соответствии с его спецификой. Если рекомендации «укрупнить» в соответствии с индикаторами оценки, то необходимые меры по достижению индикаторов можно классифицировать так:

1) увеличение доли озелененных территорий общего пользования;
2) увеличение процента озеленения;
3) мероприятия по уходу за озелененными территориями (в том числе создание рабочих мест для специалистов в этой области): санитарная вырубка и подрезка, восстановление почв, подкормка растений, антивандальные меры и пр.;
4) благоустройство озелененных территорий (в том числе взаимодействие с Министерством природных ресурсов и экологии);
5) мероприятия по развитию инвестиционной привлекательности озелененных пространств (взаимодействие с малым и средним бизнесом, баланс интересов «природа – бизнес»);
6) мероприятия по обеспечению доступности озелененных территорий (в том числе учет ЛОВЗ, ММГН): пешая доступность, общественный транспорт, качество дорог, бесплатный доступ на территорию, сортамент не вызывающих аллергию растений и др.

В стратегии развития и генеральные планы (мастер-планы) городов Свердловской области необходимо внести корректировки в соответствии с перечисленными мерами. В частности, провести мониторинг имеющихся озелененных и подходящих для озеленения пространств, оценить развитие «зеленого» (водно-рекреационного) каркаса и определить набор способов поддержания/развития этого каркаса (в том числе с выявлением альтернативных способов озеленения); установить взаимосвязи прилежащих территорий жилых домов, общественных зданий с «зеленым» каркасом с целью формирования непрерывной структуры.

Одним из рисков в данной ситуации является несогласованность действий на фоне стихийного благоустройства озелененных территорий, что может привести к нарушению природного баланса, границ и видов использования территории и только ухудшит ситуацию. Вследствие этого особенно важно наладить взаимодействие между основными стейкхолдерами.

Рассмотрим вариант создания программы по благоустройству общественных городских пространств с увеличением привлекательности озелененных городских территорий через формирование системы объектов физической культуры и спорта, а также пассивного оздоровления горожан, которая может стать примером синхронизации нескольких национальных проектов Российской Федерации и согласованности действий различных структур.

Цель создания программы – повышение качества и продолжительности жизни горожан за счет создания условий для занятий физкультурой, спортом и получения оздоровительной терапии в открытых общественных пространствах города (лесопарки, парки, набережные, бульвары, дворы)

Задачи программы:

− разработать систему мероприятий, направленных на оздоровление организма человека в течение его пребывания в открытых городских пространствах (аромотерапия, «лесной воздух» как профилактика туберкулеза и заболеваний органов дыхания, видеоэкология, кинестетические ощущения, «чувство мышечной радости», пешие прогулки как профилактика рисков заболевания сердца и сосудов, снижения риска диабета и др.);
− разработать систему мероприятий для повышения доступности занятий спортом и физической активностью в открытых городских пространствах (спортивные площадки для различных видов спорта, ворк-аут, паркур-парк, полоса препятствий, комплекс для ГТО, рукоход и пр.);
− разработать систему мероприятий для повышения доступности занятий спортом, физической активности и пребывания в условиях оздоравливающей окружающей среды для людей всех возрастных групп, людей с ограниченными возможностями здоровья и маломобильной группы населения, инвалидов;
− разработать систему визуальных объектов, направленных на популяризацию здорового образа жизни (физической активности и занятий спортом, прогулок на свежем воздухе, здорового питания и др.), принципы их размещения в городской среде;
− разработать систему визуальных объектов, направленных на просвещение населения в области физической культуры и здорового образа жизни (инструкции по использованию тренажеров, методики для проведения спортивной разминки, системы упражнений, методические рекомендации по самостоятельному проведению аромотерапии, медитации, дыхательной гимнастики и т.п.; информация о полезном питании, пользе различных продуктов питания, рецепты полезных блюд и т.п. с интеграцией стрит-ритейла);
− разработать систему озеленения городских пространств с учетом создания эффекта аромотерапии и расслабления глазных мышц, а также популяризации здорового питания и гомеопатии через создание аптекарских огородов и «овощных клумб»;
− возродить забытые виды физической культуры и интегрировать их в современное пространство (городки, лапта, шахматы, перетягивание каната, бросание тарелки и т.п.);
− создать методику проектирования общественных городских пространств, направленных на вовлечение населения в здоровый образ жизни и популяризацию физической культуры и спорта;
− сформировать единую сеть пространств г. Екатеринбурга, направленных на вовлечение населения в занятия спортом, популяризация здорового образа жизни, повышения физической активности для горожан любого возраста и состояния физического здоровья.

Ожидаемый результат реализации программы:
− повышение уровня жизни населения,
− снижение заболеваемости и травмирования,
− снижение детской заболеваемости;
− рост продолжительности жизни;
− повышение работоспособности населения;
− снижение уровня преступности и социальной напряженности;
− снижение уровня загазованности воздуха и повышение его качества;
− повышение разнообразия культурно-досуговой и спортивной инфраструктуры;
− повышение обеспеченности спортивной инфраструктурой;
− развитие спортивной и рекреационной инфраструктур;
− повышение разнообразия услуг, предоставляемых на озелененных территориях;
− повышение пешеходной связности городских пространств;
− формирование разнообразного функционального наполнения территорий, удовлетворяющего потребности различных групп пользователей;
− повышение городской событийности в области спортивных и просветительских мероприятий;
− повышение доли сервисов, способствующих повышению комфортности жизни маломобильных групп населения, в количестве таких сервисов, предусмотренных правовым актом Минстроя России; − наличие единой концепции по развитию городских общественных пространств;
− выявление, формирование и фиксация идентичности Екатеринбурга через уникальные решения и методику создания общественных городских пространств, направленных на вовлечение населения в здоровый образ жизни и популяризацию физической культуры и спорта.

Актуальность программы. Укрепление, поддержание и сохранение здоровья нации – главная стратегия любого государства. На сегодняшний день физическая активность, занятия спортом и физическая культура, а также методы профилактики заболеваний посредством возможностей природы и озеленения городских пространств утратили свою популярность. Население все больше отдает предпочтение сидячему образу жизни, много времени проводит перед экранами мониторов, заменяет получение эндорфинов естественным путем и «чувство мышечной радости» на искусственный посредством алкоголя, наркотиков и курения. Также глубоко проникла популярность вредных продуктов питания, вызывающих различные заболевания и ожирение. Горожане предпочитают поездки на личном автомобиле или в общественном транспорте, а не пешие прогулки. Все это в совокупности стало тревожным сигналом и причиной высокого уровня опасности для здоровья горожан, а значит для всех сфер деятельности города и его социально-экономического развития.

При этом существует множество исследований о пользе физической культуры и спорта, значении движения, пеших прогулок, отдыха на свежем воздухе и т.п. для здоровья людей. Реализуются различные государственные программы по развитию физкультуры и спорта в виде проведения соревнований различного уровня, обновления и строительства новых зданий и сооружений для занятий спортом, увеличения количества спортивных секций для детей и т.п. Соответствующие показатели включены в определение индекса качества городской среды. Изучаются подходы по организации городских пространств под реализацию данной функции [2–9]. В Свердловской области принята комплексная программа «Общественное здоровье уральцев» на 2021–2024 гг., направленная на «совершенствование защиты от вирусных и бактериальных угроз здоровью жителей Свердловской области путем мобилизации региональных ресурсов для обеспечения инфекционной безопасности и защиты от биологических угроз» [10]; а Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1332-ПП утверждена государственная программа Свердловской области «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2024 года» [11], тесно связанные друг с другом. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Свердловской области можно узнать из ежегодного доклада Центра гигиены и эпидемиологии в Свердловской области [12].

На сегодняшний день ни в одном городе Российской Федерации не сформирована комплексная программа по формированию комфортной городской среды в сфере создания единой сети общественных городских пространств, направленных на вовлечение населения в здоровый образ жизни и популяризацию физической культуры и спорта, которая могла бы синхронизировать несколько национальных проектов: «Жилье и городская среда», «Демография», «Здравоохранение», «Экология», «Малое и среднее предпринимательство». Наличие такой программы позволит сформулировать единую концепцию их организации, принципы формирования и оценки качества, разработать систему вовлечения горожан в данный процесс, разработать схему интеграции в «зеленую экономику», разработать единую методику по реализации программы. Посредством ее реализации могут быть достигнуты индикаторы, применяемые для оценки индекса качества городской среды, а именно:
– привлекательность озелененных территорий;
– разнообразие услуг на озелененных территориях;
– доля населения, имеющего доступ к озелененным территориям общего пользования (городские леса, парки, сады и др.) в общей численности населения (%).

Для эффективной реализации программы предлагается выделить несколько блоков по созданию системы указанных пространств, направленных на вовлечение горожан в занятия физической культурой и спортом, а также пассивным оздоровлением; популяризации здорового образа жизни; повышения доступности таких пространств, а также обеспечения самой возможности заниматься спортом для людей с ограниченными возможностями здоровья.

1. Система мероприятий, направленных на оздоровление организма человека в течение его пребывания в открытых городских пространствах

Ввиду того, что занятия физической культурой и спортом могут быть недоступны для горожан в той степени, в которой они хотели бы из-за нехватки свободного времени или в силу физиологических особенностей, необходимо создать систему мероприятий, направленных на оздоровление организма человека в течение его пребывания в открытых городских пространствах в рамках пешего передвижения (транзитное целенаправленное движение, прогулки) или кратковременного отдыха на скамье, в которую должны быть включены:

− подбор ассортимента и размещение цветущих растений вблизи указанных объектов, обладающих особым профилактическим эффектом ароматов при цветении (в том числе розарии, рокарии и т.д.);
− подбор ассортимента и размещение групповых посадок хвойных растений с целью создания воздушной среды, обогащенной фитонцидами (хвойные);
− подбор ассортимента и размещение цветущих растений, отпугивающих насекомых (комары, клещи, мухи, слепни, мошка) и обладающих эстетическим внешним видом (лаванда, гвоздика, мята, тимьян и др.) для создания комфортных условий отдыха;
− подбор материалов и разработка тактильных/сенсорных газонов и клумб;
− устройство разнообразных сценариев передвижения по общественному пространству с варьированием траекторий движения, наклонов поверхности мощения, типов мощения, устройством подъемов и спусков, что частично заменит физические нагрузки, получаемые при выполнении спортивных упражнений;
− подбор уличной мебели, необходимой к размещению на таких маршрутах для обеспече6ния безопасности передвижения, наличия зон кратковременного отдыха для всех групп населения; − синхронизация мероприятий блока 1 с остальными блоками Программы.

2. Система мероприятий для повышения доступности занятий спортом и физической активностью в открытых городских пространствах

Повышение доступности занятий спортом и физической активностью в открытых городских пространствах может быть достигнуто за счет создания целого набора спортивных зон различного масштаба и назначения, взаимосвязанных друг с другом единым непрерывным маршрутом (маршрутами), интегрированных в открытые общественные пространства:

− спортивные площадки для различных видов спорта (мини-футбол, волейбол, баскетбол, хоккей (на льду, на траве), теннис);
− площадки с установкой оборудования для ворк-аут, паркур-парка, устройство полосы препятствий, сдачи норм ГТО, рукоходов и пр.;
− мини-площадки вдоль пешеходных маршрутов со спортивным оборудованием;
− формирование усиленных газонов и площадок для занятий йогой, фитнесом, медитацией и т.п.;
− разработка и создание площадок для реализации забытых видов физической культуры и спортивных игр;
− велосипедный маршрут, пешеходный маршрут, соединяющие указанные выше зоны между собой. Эти меры позволят расположить систему пространств для занятий физической культурой и спортом в шаговой доступности.

3. Система мероприятий для повышения доступности занятий спортом, физической активности и пребывания в условиях оздоравливающей окружающей среды для людей всех возрастных групп, людей с ограниченными возможностями здоровья

Необходимо учесть также особенности людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, пожилых людей с целью повышения доступности спортивных объектов для них. В данном случае необходимо учитывать физиологические особенности организма, изменения в структуре костей, мышечных тканей; изменения в распределении нагрузки; особенности в восприятии цветов или полное отсутствие зрения и др. Это может быть достигнуто через:
− подбор и размещение специального уличного оборудования для маломобильной группы населения;
− использование цветовой палитры, наиболее воспринимаемой в среде людьми с нарушением зрения;
− применение поверхностей с разнообразным рельефом (в том числе использование шрифта Брайля), подходящим для формирования тактильных ощущений у людей с нарушением зрения; − применение безопасного и комфортного мощения (в том числе тактильной плитки) для обеспечения удобных условий перемещения и навигации;
− применение информационных табличек, выполненных шрифтом Брайля, а также звуковых способов информирования.

4. Популяризация и просвещение через визуальную коммуникацию

Визуальная коммуникация, направленная на популяризацию здорового образа жизни и просвещение населения о способах и возможностях занятия спортом и физкультурой, особенностях питания и т.п., предполагается в виде информационных щитов, табличек, размещения рекламных роликов на билбордах и экранах, а также в виде малых архитектурных форм (арт-объекты, скульптура, инсталляции), ландшафтного дизайна. Разработка данной системы воздействия на население предполагает включение следующих шагов:

4.1) популяризация
− разработка рекламы о пользе физической активности и занятий спортом, прогулок на свежем воздухе, здорового питания;
− информирование о существующих возможностях реализации желания горожан заниматься физкультурой и спортом («Улица для спорта»), о территориях с тропами здоровья и условиями для пассивного оздоровления («Зеленое сердце»), о пунктах продажи продуктов для здорового питания (поддержка малого и среднего бизнеса и развитие соответствующей структуры стрит-ритейла);
− информирование о существующих возможностях реализации желания заниматься физкультурой и спортом для горожан, относящихся к маломобильной группе населения и инвалидам («Спорт для каждого»);
− разработка единого стиля рекламы и информационных объектов;
− разработка стратегии размещения рекламы и информационных объектов о пользе физической активности и занятий спортом, прогулок на свежем воздухе, здорового питания в городской среде (место, время, последовательность);
− организация рекламной кампании (в том числе Круглых столов и семинаров);

4.2) просвещение
− разработка визуальных уличных объектов (подготовка текстов и подбор иллюстративного материала, графический дизайн объектов, разработка QR-кодов, промышленный дизайн щитов) следующего содержания:
• инструкции по использованию тренажеров (размещаются непосредственно рядом с тренажером),
• методики для проведения разминки, системы упражнений на тренажерах для различных целей, занятий йогой, медитацией, дыхательной гимнастикой (укрепление различных групп мышц; реабилитация после перенесенных заболеваний, операций; для различных типов нагрузки в зависимости от возраста и состояния здоровья; для сбрасывания лишнего веса; для ЛОВЗ и МГН) (размещаются на территории для занятия спортом и физической активностью; на рекламных и информационных щитах по городу; в виде листовок, брошюр; в информационно-телекоммуникационной сети Интернет);
• методические рекомендации по самостоятельному проведению аромотерапии и «здорового дыхания» (размещаются на территории с соответствующими посадками групп растений; на рекламных и информационных щитах по городу; в виде листовок, брошюр; в информационно-телекоммуникационной сети Интернет);
• информация о полезном питании (информация общего характера с рекламой здорового образа жизни и разъяснением его сути; информация о потребности организма в определенных веществах для поддержания его нормального функционирования; информация о продуктах питания, содержащих данные вещества, и способах их приготовления для сохранения питательных свойств; размещение конкретных рецептов блюд, меню на день) (размещаются непосредственно рядом с территориями для занятий физкультурой и спортом, с объектами стрит-ритейла соответствующей направленности и внутри них; рядом с объектами озеленения в виде аптекарских огородов и «овощных клумб»; на рекламных и информационных щитах по городу; в виде листовок, брошюр; в информационно-телекоммуникационной сети Интернет);

− разработка аналогичных просветительских объектов (а также изданий в виде книг) для интеграции их в рекламную кампанию (см. предыдущий пункт) и распространения в школах и детских садах, интернатах, спортивных секциях, вузах, домах инвалидов, больницах и поликлиниках и т.п., а также в виде уроков/лекций в рамках дополнительного образования;
− разработка программы взаимодействия с представителями малого и среднего бизнеса по организации системы стрит-ритейла, оказывающего услуги в области:
• здорового питания (продажа продуктов для приготовления блюд, продажа готовых блюд, кафе здорового питания и т.п.);
• обучения, инструктажа, разработки и контроля программ занятий физкультурой и спортом на открытых общественных городских пространствах (в том числе фитнес, йога, медитация, дыхательная гимнастика, силовые упражнения; обучение паркуру, катанию на роликах, скейтбордах и т.п.) для различных групп населения;
• аренды оборудования для занятий физкультурой и спортом на открытых общественных городских пространствах (велосипеды, ролики, гантели, мячи, обручи, ракетки, шахматы и т.п.);
• обучения различным спортивным играм (в том числе забытым).

5. Разработка методик по озеленению пространств города

Данный блок направлен на интеграцию в систему озелененных пространств города особой методики по созданию клумб, в том числе направленной на визуализацию идей о здоровом питании:

− с использованием эстетически привлекательных овощных культур (различные виды листового салата, лука, петрушки, укропа, капусты, базилика и т.д.) в сочетании с цветущими растениями;
− аптекарских огородов – клумб из растений, применяемых для приготовления лекарств, фито-чаев (настурция, эхинацея, родиола розовая, амарант, зверобой, иссоп, шалфей лекарственный и др.); − с использованием эстетически привлекательных растений, содержащих эфирные масла и фитонциды;
− с использованием эстетически привлекательных растений, отпугивающих кровососущих насекомых.

6. Методика проектирования общественных городских пространств, направленных на вовлечение населения в здоровый образ жизни и популяризацию физической культуры и спорта

Для успешной реализации программы и получения ожидаемого результата необходима методика по разработке концепций, дизайн-проектов и проектно-сметной документации проектов благоустройства городских общественных пространств с указанием:

− требований к пространствам, направленным на вовлечение населения в здоровый образ жизни и популяризацию физической культуры и спорта (покрытиям, оборудованию, размещению в городе, связности пространств, колористическому решению, водоотведению, озеленению, освещению);
− критериев оценки качества предлагаемого типового или разрабатываемого (уникального) оборудования для таких пространств;
− критериев оценки качества разработанных проектов и их реализации.

7. Сеть пространств г. Екатеринбурга, направленных на вовлечение населения в занятия спортом, популяризация здорового образа жизни, повышения физической активности для горожан любого возраста и состояния физического здоровья

Для успешной реализации программы и получения ожидаемого результата необходимо разработать процедуру по ее реализации на территории Екатеринбурга с определением:

− основных стейкхолдеров блоков программы;
− этапности реализации программы;
− ключевых территорий города, предназначенных к формированию на них пространств, направленных на вовлечение населения в здоровый образ жизни и популяризацию физической культуры и спорта (включение соответствующего раздела в генеральный план развития города, в стратегию социально-экономического развития города);
− пешеходно-тропиночной сети и сети улиц и дорог, соединяющих указанные пространства, для формирования единой системы;
− ключевых территорий/объектов города, предназначенных к устройству на них системы стрит-ритейла.

Подобный комплексный подход к разработке программы по повышению индекса качества городской среды позволит единовременно учесть интересы различных сторон, задействованных в процессах развития города. Система городских пространств, направленных на вовлечение населения в занятия спортом, популяризация здорового образа жизни, повышения физической активности для горожан, станет одним из значимых слоев водно-зеленого городского каркаса.

References

1. Urban environment quality index [Online]. Available from: https://xn----dtbcccdtsypabxk.xn--p1ai/#/  (in Russian)

2. Nagovitsyn, R.S., Osipov, A.Yu., Kudryavtsev, M.D., Antamoshkin, O.A., Glinchikova, L.A. (2020) Increasing the physical activity level of persons who use street sports grounds for physical exercise. Individual. Sport. Medicine, Vol. 20, No. 1, pp.100-105  (in Russian)

3. Kolosov, G.N. (2020) Sports grounds as one of the elements shaping a healthy nation. Science Prospects, No. 9 (132), pp.107-110 (in Russian)

4. Novikov, A.S., Majidzada, M.A. (2017) Sports grounds as ecological zones in the metropolis. In: Ecological Moscow in the scientific works of capital-city students. Proceedings of the youth scientific-practical conference, pp.75-76 (in Russian)

5. Demyanova, L.M., Onishchenko, A.S. (2018) The influence of sports grounds with street simulators on mass health-improving physical education. Forum of Young Scientists, No. 12-2 (28), pp.396-399  (in Russian)

6. Dubrovskaya, S.A. (2014) Ecological zoning of urban areas. Steppe Studies, No. 12, pp.42-48  (in Russian)

7. Artemova, O.V., Savchenko, A.N. (2021) The quality of the urban environment: issues of organization and socialization of public space. Vectors of Well-Being: Economics and Society, No. 2 (41), pp.73-86  (in Russian)

8. Kalabina, D.A., Shemyakina, Ya.V. (2021) Open sports grounds as a way to revitalize the urban system. In: Design and Construction. Proceedings of the 5th international scientific and practical conference of young scientists, doctoral students, masters and bachelors. Course, pp.52-54

9. Moshkova, M.Yu. (2019) Trends in the design of the leisure environment of public urban spaces. Alley of Science, No. 1 (28), pp.228-232  (in Russian)

10. Comprehensive program "Public Health of the Ural People" for 2021 - 2024 [Online]. Available from: https://minzdrav.midural.ru/article/show/id/10493  (in Russian)

11. State program of the Sverdlovsk region "Development of Physical Culture and Sports in the Sverdlovsk region until 2024" [Online]. Available from: https://minsport.midural.ru/article/show/id/1024

12. Report on sanitary and epidemiological well-being of the population in the Sverdlovsk region in 2021. Prepared by the Office of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in the Sverdlovsk Region, the Federal Budgetary Institution of Healthcare "Center for Hygiene and Epidemiology in the Sverdlovsk Region" [Online]. Available from: https://www.66.rospotrebnadzor.ru/c/document_library/get_file?uuid=41406ceb-3448-42d3-891d-f510023fbe2c&groupId=10156  (in Russian)

Citation link

Vitiuk E.Yu. A PROGRAM OF ENHANCING THE HEALTH IMPROVEMENT POTENTIAL OF LANDSCAPED CITY SPACES [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2022. – №2(78). – URL: http://archvuz.ru/en/2022_2/20/  – doi: 10.47055/1990-4126-2022-2(78)-20


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 16.05.2022
Views: 172