Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (78) June, 2022
Theory of architecture
Bochkareva Alina R.
Doctoral student.
Research supervisor: PhD. (Architecture), Associate Professor Е.N. Likhachev.
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts
Russia, Novosibirsk, e-mail: alishkart@gmail.com
Likhachev Evgeniy N.
PhD. (Architecture), Associate Professor.
А. Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts
Russia, Novosibirsk, e-mail: enlixachev@nsuada.ru
MODERN ARCHITECTURAL AND STYLISTIC TECHNIQUES IN THE DESIGN OF MEDIA CENTERS ABROAD
УДК: 72.01
DOI: 10.47055/1990-4126-2022-2(78)-8
Abstract
This paper identifies and discusses current architectural and stylistic techniques employed in the development of media centers with an emphasis on ways how information messages are broadcast to users through the outer visual shell of the building.
Keywords: media object, architecture of media centers, architectural image, architectural and stylistic techniques, digital architecture
Введение
В последней четверти XX в. за рубежом начали формироваться медиацентры* – новые функционально-планировочные типы мультифункциональных объектов информационного поля. Характерной особенностью медиацентров служит интерактивность, которая выражается во взаимодействии архитектурного решения здания с пользователем посредством диалога. Диалог, в свою очередь, зарождается в тот момент, когда пользователь еще находится снаружи медиацентра и получает первые информационные сообщения посредством визуального контакта с его фасадной оболочкой.
Предметом исследования являются архитектурно-стилистические приемы формирования медиацентров, транслирующие сообщения пользователю через внешний образ здания.
Анализу стилистических приемов, художественных принципов, средств архитектурной выразительности различных функциональных типов и отдельных примеров медиаобъектов посвящены работы О.А. Дубининой, Е.С. Неботовой, Р.В. Лесневска, П.В. Капустиной, Р.С. Сазановой, Е.В. Корякиной и др. Однако комплексного анализа архитектурно-стилистических приемов формирования зарубежных медицентров не проводилось.
Архитектурные решения медиацентров следуют за социокультурной парадигмой, символизируя инновационный характер медиа. Так, при формировании ряда медиацентров зафиксировано стремление к использованию приемов из актуальных для последней четверти XX – начала XXI в. стилистических направлений в архитектуре – хай-тека, био-тека, деконструктивизма и др. Примеры приведены в таблице :
Таблица
Примеры использования приемов различных стилистических направлений
при формировании архитектуры медиацентров (последняя четверть XX – начало XXI в.)
Сост А.Р. Бочкарева
В формировании архитектуры медиацентров важным является использование внешней оболочки здания (в которую заключено медиапространство) как способа передать сообщение пользователю. По своему воздействию на зрителя сообщение может быть:
• Прямым – формирующимся с применением визуальных и аудиоэффектов – медиафасадов, медиаэкранов и т.п. Медиафасад достаточно часто применяется на практике при формировании архитектурных решений медиацентров, позволяя сформировать легко изменчивый облик здания, способный адаптироваться под нужды пользователей. Технология представляет собой дисплей – систему светодиодных модулей, связанных с главным устройством управления, которая интегрируется в плоскость фасада, преобразовывая его визуально в цельный экран для отображения информации при помощи изображений, света и динамики (рис. 1).
Рис.1. Медиафасад Ельцин-центра. Россия.
Источник: http://fotorelax.ru/wp-content/uploads/2017/03/Winter-Ekaterinburg-from-height-48.jpg
• Непрямым – считываемым пользователем на уровне ассоциаций. Знаково-символическая ассоциативность – один из ключевых приемов использования непрямого способа передачи информации от архитектуры медиацентра зрителю путем формирования архитектурного облика здания в виде метафорического образа без прямого копирования его геометрической формы.
Для примера рассмотрим Культурный центр Жана-Мари Тибау в Новой Каледонии, который был спроектирован архитектором Ренцо Пьяно (открыт в 1998 г.). Архитектурный образ здания отсылает наблюдателя к традициям и обрядам коренного народа посредством ассоциативности объемного решения здания с формой традиционных жилищ – хижин. «Хижины» в плане представляют собой практически круглые формы – «апсиды», которые «врезаны» в объем, имеющий вид сложной структуры, размещенной вдоль оси по изогнутой линии (рис. 2,3).
Рис. 2. Культурный центр Жана-Мари Тибау в Новой Каледонии.
Источник: https://architime.ru/specarch/renzo_piano/10.jpg
Рис. 3. Культурный центр Жана-Мари Тибау в Новой Каледонии (план).
Источник: https://architime.ru/specarch/renzo_piano/33.jpg
Прием знаково-символической ассоциативности может быть также решен при помощи использования инновационных технологий. Например, на сегодняшний день набирают популярность кинетические фасады, которые в технологическом плане представляют собой совокупность элементов – ламелей, объединенных в единую систему и визуально представляющих собой цельную поверхность, которая способна изменять свою геометрию под воздействием внешних сил.
В качестве примера приведем Музей искусств в Милуоки (США, 2001), построенный по проекту архитектора Сантьяго Калатравы. Архитектурный образ здания некоторым зрителям напоминает чаек, которые парят над волнами, у других ассоциируется со скелетами доисторических животных [2]. Здание имеет солнцезащитный экран, который состоит из 36 соединенных ребер, способных двигаться, «раскрываться», имитируя «крылья». На движение экрана оказывает влияют погодные условия, на которые реагируют встроенные датчики [3] (рис. 4).
Рис. 4. Музей искусств в Милуоки. США
Сост.А.Р. Бочкарева
Деконструктивизм, часто используемый при формировании медицентров, экспрессивен. Например, деконструктивизм в медиацентрах, спроектированных архитектором Даниэлем Либескиндом, находит отражение в динамичных призматических формах, служа примером использования гиперэкспрессивного формообразования. Прием подразумевает создание выразительных архитектурных объемов при помощи инструментов «ошеломления» зрителя (рис. 5).
Рис. 5. Творческий медиацентр RunRunShaw. Кампус Гонконгского университета.
Источник: https://www.leighorange.com/wp-content/uploads/2017/09/03006_City-U-Media-Building_01-2000x946.jpg
Прием дематериализации, напротив, отражает идею утраты формы. Благодаря использованию транспарентных (прозрачных или зеркальных) плоскостей фасадов городская среда проникает внутрь здания либо отражается от него. Наглядным примером использования приема является проект медиатеки Сендай (2000), которая была спроектирована архитектором Тойо Ито. Фасады здания выполнены в виде прозрачных стеклянных плоскостей, а первый этаж является «продолжением улицы», где городское пространство «входит» внутрь медиатеки (рис. 6).
Рис. 6. Медиатека Сендай, Япония.
Источник: https://mahno.com.ua/uploads/thumb/1/catalog_gallery/8944-20170131-med%20%281%29-2.jpg
Анализ проектов зарубежных медиацентров выявил еще один прием, характерный для архитектуры деконструктивизма – отделение формы от ее функции, при котором утрачивается связь между планировкой здания и его внешним обликом. Этот прием позволяет сформировать внутренние гибкие трансформируемые пространства, не зависящие от фасадного решения.
Рассмотрим данный прием на примере Художественного музея Вейсмана, спроектированного архитектором Фрэнком Гери в 1993 г. Фасад здания представляет собой сложную композицию из элементов разнообразной геометрической формы и размеров. Благодаря этому решению визуальный облик музея не предоставляет четкой информации о внутренней планировке. Внешняя форма фасада приобретает самостоятельный смысл, превращая саму оболочку здания в арт-объект (рис. 7).
Рис. 7. Художественный музей Вейсмана, США.
Источник: https://i.archi.ru/i/44211.jpg
Прием отделения функции от формы также ярко прослеживается в архитектуре павильонов «фоли», расположенных в парке Ла Виллет в Париже. Их образ создан согласно идее утрачивания связи между самим объектом и его смыслом, делая их многофункциональными и адаптивными. Один и тот же павильон может выступать в различных ролях, трансформируясь из галереи искусств в кафе или видеостудию [4] (рис. 8).
Рис. 8. Павильоны в парке Ла Виллет.
Сост. А.Р. Бочкарева
При анализе способов построения архитектурного образа того или иного здания медиацентра зачастую возникает проблема выявления единственного использованного авторами приема, так как они могут использоваться в совокупности. Так, например, в медиатеке Мон-де-Марсан (Франция) для усиления эффекта визуального воздействия на пользователя архитекторы в качестве основы использовали прием дематериализации, к которому добавили инструменты прямого воздействия (светящуюся надпись «Mediateque» на фасаде) (рис. 9).
Рис. 9. Медиатека Мон-де-Марсан.
Источник: http://core.archplatforma.ru/imgs/newsimgs/2014_05/MontDeMarsan_02.jpg
Необходимо отметить, что формирование ряда приемов стало возможным благодаря технологической революции, которая способствовала развитию дигитальной архитектуры. Дигитальная архитектура представляет собой ряд архитектурных объектов, которые сформированы с использованием информационных (компьютерных) технологий [5]. В XXI в. дигитальный подход к проектированию приобрел особую значимость.
Например, бюро Нормана Фостера выпустило проект национального музея Абу-Даби, который был основан на компьютерных технологиях. Технологии позволили сформировать и рассчитать сложную вентиляционную систему здания. Футуристический облик пяти башен, выполненных в виде легких стальных конструкций, сформирован с учетом принципов аэродинамики (рис. 10). В здании устроена сложная система вентиляции: в верхней части башен расположены вентиляционные отверстия, куда потоки воздуха проникают и охлаждаются, опускаясь вниз сквозь объем башен, которые выступают в роли своеобразных «труб» [9].
Рис. 10. Национальный музей Абу-Даби
Источник: https://i.archi.ru/i/78170.jpg
Нередко архитектурное решение медиацентров проектируется как эксперимент. Например, архитектура Центра Помпиду в Париже, построенного в 1977 г., транслировала идею модернизации страны, а образ Центра авторы видели как «машину собирающую и передающую информацию». Внешний облик здания отражал новаторскую идею выноса инженерных коммуникаций за пределы фасада и организации акцента на них путем окрашивания их в яркие цвета (рис. 11). Это было сделано для высвобождения полезной площади внутреннего пространства и формирования объема здания как знакового объекта, который обновил бы облик городской среды [7].
Рис.11. Центр Помпиду в Париже.
Сост. А.Р. Бочкарева
Заключение
Мы выявили и рассмотрели актуальные архитектурно-стилистические приемы формирования зарубежных медиацентров. Установлено, что фасад медиацентра стремится к передаче информационных сообщений пользователю прямым или непрямым способом. К прямому способу воздействия можно отнести использование медийных средств визуализации информации – медиафасадов, медиаэкранов, к непрямому – ассоциативные приемы визуальной выразительности. К архитектурно-стилистическим приемам формирования медиацентров отнеосятся: знаково-символическая ассоциативность, гиперэкспрессивное формообразование, отделение формы от ее функции, дематериализация, дигитальность и экспериментальность.
Примечание
* Медиацентр – это многофункциональный общественный комплекс, совмещающий в себе технологические функции медиаобъекта и социальные функции общественного здания» [1].
References
1. Kulish, D.V (2006) Architecture of media centers. PhD dissertation (Architecture). Moscow Architectural Institute. (in Russian)
2. Ryzhenkova, A.V. (2019) Metaphor in modern architecture. In: Proceedings of the intern. scientific-practical. conf. of young scientists at BSTU named after V.G. Shukhov. Belgorod: BSTU, pp. 511-516. (in Russian)
3. Architime, (2022). Kinetic architecture [Online] Available from: https://architime.ru/specarch/santiago_calatrava/burke_brise_soleil.htm#1.jpg [Accessed 02 March 2022]. (in Russian)
4. Lesnevska, R.V., Kapustin, P.V. (2015) Architecture as a spectacle of the 21st century: theatricalization of architecture. Scientific Bulletin of the Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering. Construction and Architecture, 2 (38), pp. 111-121. (in Russian)
5. Bakhmisova, M.A. (2017). Innovations in the formation of modern architecture: digital architecture. In: Innovative technologies in education and science: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Cheboksary: Interactive Plus, pp. 19-22. (in Russian)
6. Official website of Foster and Partners, (2022). Zayed National Museum. [Online] Available from: https://www.fosterandpartners.com/projects/zayed-national-museum/ [Accessed 01 March 2022].
7. Zabaluyeva, N.A., Besedina, I.V. (2019). Architectural treatment of the Georges Pompidou Center in Paris. Engineering and Construction Bulletin of the Caspian Sea, 1 (27). pp. 76–82. (in Russian)
Citation link
Bochkareva A.R., Likhachev E.N. MODERN ARCHITECTURAL AND STYLISTIC TECHNIQUES IN THE DESIGN OF MEDIA CENTERS ABROAD [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2022. – №2(78). – URL: http://archvuz.ru/en/2022_2/8/ – doi: 10.47055/1990-4126-2022-2(78)-8
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная