Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (80) December, 2022
History of architecture
Gavrilova Svetlana I.
Consultant for Cultural Heritage.
‘Bank of Cultural Information’ Publisher
Russia, Yekaterinburg, e-mail: avolirvag@mail.ru
HISTORICAL AND CULTURAL ANALYSIS OF ‘THE PROTECTION OF THE MOTHER OF GOD’ CHURCH IN KAMENSKY MILL
УДК: 72.03
DOI: 10.47055/1990-4126-2022-4(80)-14
Abstract
Keywords: architectural heritage, exemplary projects, Russian-Byzantine style, A.K. Ton, A.N. Spiring, Kamensk-Uralsky
На территории Каменска-Уральского сохранились две церкви во имя Покрова Божией Матери: одна из них находилась в Каменском заводе – кладбищенская, приписная к Свято-Троицкому собор1 до 1907 г.2 [1, с. 398], вторая церковь была возведена в селе Волково [2, с. 96]3, которое в 1957 г. вошло в состав города.
Оба храма являются объектами культурного наследия регионального значения: Покровская церковь в Каменском заводе (ныне: Каменск-Уральский, ул. Революционная, 45) – Решением Свердлоблисполкома № 75 от 18.02.1991 г.; Покровская церковь в селе Волково (ныне: Каменск-Уральский, ул. Февральской революции, 13) – Постановлением правительства Свердловской области № 858-ПП от 28.12.2001 г.
В данной статье речь идет о кладбищенской Покровской церкви (рис. 1, 2) в Каменском заводе, возведенной на высоком южном берегу р. Каменки в 1883 г.
Рис.1. Панорама. Вид с северо-запада на Покровскую церковь в Каменском заводе.
Фото О.Г. Жорника. 2011. Архив семьи Жорник
Рис. 2. Вид с северо-запада на Покровскую церковь в Каменском заводе.
Фото Т.А. Коротовских. 2012. Архив Т.А. Коротовских
Ее строительство предусматривалось еще генпланом 1848 г. В 1849 г. был выполнен «План местности вновь предполагаемой кладбищенской церкви во имя Покрова Божьей Матери, что Каменского казённого завода», «чертил писец Садовников»4 (рис. 3), а также проект самого храма (Фото 4) с пояснительной запиской.
Рис. 3. План местности вновь предполагаемой церкви во имя Покрова Божией Матери, что в Каменском заводе. 1849.
РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д.327. Л. 5
«Пояснительная записка кладбищенской церкви в Каменском заводе. Прихожане Каменского завода Свято-Троицкой церкви с общего согласия местных священно-церковнослужителей имеют желание при существующих ныне приходских кладбищ выстроить небольшую каменную церковь об одном престоле во имя Покрова Божией Матери, на что и составлены по распоряжению начальства, прилагаемые при сём: планы, смета на постройку каменной церкви вольными людьми 11773 руб. 81 и 3/4 копейки серебром.
План на листе А.
Смета № 6
Архитектор____ (подпись - Спиринг)»5
Далее из «Списка с донесения святейшему синоду пресвященного Аркадия архиепископа Пермского от 24 декабря 1849 года за № 6366» следует: «Камышловское Духовное Правление при рапорте от 24 июня 1849 года представила ко мне проект и смету с пояснительною запискою и приговор прихожан Каменского завода Свято-Троицкой церкви на построение каменной кладбищенской церкви. В упомянутом приговоре изъяснено что при существующем приходском кладбище нет ни места, где бы полагать умерших до определённого законом срока, нет и приличный ограды для кладбища, и потому прихожане, во избежание неудобств, встречающихся по неимению такового богоугодного заведения, желают выстроить небольшую кладбищенскую каменную церковь на существующем ныне кладбище с оградою каменною, с одним престолом Во имя Покрова Божией Матери, на сумму хранящуюся при церкви в достаточном для всего количестве; план и фасад Пермскою Губернскою Комиссиею рассмотрены и одобрены. По справке от Консистории оказалось: при тамошней Свято-Троицкой церкви дворов 1086, в них прихожан мужского пола 3357 и женского 3416 душ. Согласно с заключением Консистории, представляя Святейшему Синоду план, фасад, смету и пояснительную записку на постройку в Каменском заводе кладбищенской церкви, я имею честь испрашивать о разрешении Указа»6.
Однако данный проект был отклонен, как следует из «Доклада Департамента Проектов и смет Главного Управления Путей Сообщения Публичных Зданий.
Отделение II
Стол 1
7 августа 1850 года
№ 2118
Департамент Искусственных Дел от 2 марта 1850 года № 3248 препроводил в Департамент Проектов и Смет проект и смету на построение кладбищенской церкви во имя Покрова Божией Матери в Каменском заводе Пермской губернии. Справка: из пояснительной записки, приложенной к смете, видно, что прихожане церкви Каменского завода с общего согласия имеет желание при существующем приходском кладбище построить каменную церковь об одном престоле во имя Покрова Божией Матери по представленному ими на сей предмет проекту. По составленной для сего смете исчислена 11773 рублей 81 3/4 копеек.
Заключение: Департамент, рассмотрев представленный местным начальством проект на постройку каменной кладбищенской церкви в Каменском заводе Пермской губернии, на точном основании параграфа 21 высочайше утвержденном о Департаментах положении, нашёл необходимым переделать оный, дав фасаду более благовидности, как это видно на прилагаемом при сём особым чертеже. Издержки на исполнение сего проекта не будут превышать суммы местным начальством исчисленной. Смета по неодобрению проекта оставлена Департаментом без проверки. Сделав на чертежах установленные тем же положением засвидетельствования, Департамент честь имеет представить оные с приложениями на благоусмотрение Вашего Сиятельства.
Директор генерал-лейтенант_________(подпись)
Вице-директор генерал-майор_________(подпись)
Начальник отделения полковник _________(подпись)
Архитектор _________(подпись)
Столоначальник_________(подпись)
Помощник столоначальника_________(подпись)
Таким образом, проект церкви во имя Покрова Божией Матери в Каменском заводе от 1849 г. (рис. 4) был согласован Пермской Губернской Комиссией и Священным Синодом, но был отклонен Департаментом Искусственных Дел Главного Управления путей сообщения и публичных зданий из-за «недостаточной благовидности» на фасадах здания. Автору было рекомендовано переделать проект и добавить на фасады «благовидности»7.
Рис. 4. План, фасад и разрез каменной церкви, предполагаемой к возведению в Каменском заводе,
во имя Покрова Божией Матери. 1849.
РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 327. Л. 4
По мнению искусствоведа О.А. Бессоновой, «дать фасаду более благовидности» означает: изменить пластическое решение фасадов здания на более сложное и выразительное.
Этот первый вариант проекта кладбищенской Покровской церкви в Каменском заводе от 1849 г. (рис. 4) был разработан екатеринбургским архитектором Н.А. Спирингом8 по одному из вариантов образцовых проектов санкт-петербургского архитектора К.А. Тона (1794–1881 гг.), а именно – «Церкви, предполагаемой к возведению в Ачуевском укреплении во имя Святого Григория Богослова в память князя Потемкина Таврического (Т.I)» [3, л.6] (рис. 5).
Рис. 5. Церковь, предполагаемая к возведению в Ачуевском укреплении
во имя Святого Григория Богослова в память князя Потемкина Таврического [3, с. Т1]
На наш взгляд, факт отклонения от согласования данного проекта ничуть не умоляет архитектурных заслуг ни Н.А. Спиринга, ни К.А. Тона: художественное оформление фасадов у данного храма действительно аскетичное.
Вероятно, Андрей Николаевич Спиринг, выбирая проект из альбома «Церквей, сочинённых архитектором Его Императорского Величества профессором архитектуры Императорской Академии художеств и членом разных иностранных академий Константином Тоном», руководствовался финансовыми соображениями и стремился не превысить согласованную с заказчиками денежную сумму на проектирование и строительство будущего храма, а чиновники из Санкт-Петербургского Департамента Искусственных Дел Главного Управления путей сообщения и публичных зданий даже для кладбищенской церкви в уральском заводском поселении предпочли более интересный художественный облик, в чем, несомненно, были правы: храм предполагалось возвести на высокой горе, доминирующим над окружающей застройкой.
Следующий вариант Покровской церкви в Каменском заводе был разработан предположительно тем же архитектором Н.А. Спирингом по другому образцовому проекту К.А. Тона – «Церкви во имя Преображения Господне на Аптекарском острове (ТV.I) » [4, л. 10] (рис. 5), возведенной в 1844 г. (рис. 6, 7)9.
Рис. 6. Церковь во имя Преображения Господне на Аптекарском острове [3, с. ТV1]
Академик архитектуры Т.А. Славина в своей монографии [5, с. 345] так характеризует этот храм К.А. Тона: «По типу объёмно-планировочного решения эта церковь принадлежала к известному в XVII веке типу бесстолпных храмов, с симметрично расположенными по отношению к основному объему притвором и алтарём. Такого приёма Тон в своих проектах ранее не использовал. Архитектурный декор храма складывается из уже известных в его творчестве мотивов: «пучки» из трёх колонн по углам, тройные окна на гладкой плоскости стены, арочные порталы с «висячей» капителью, аттик с квадратными «ширинками». Обширное цельное пространство храма было перекрыто сферическим парусным сводом. На своде были поставлены пять глав, над западным входом построена арочная звонница» (рис. 6, 7.1, 7.2, 8).
Рис. 7.
7.1. Проект Реконструкция Преображенского храма на Аптекарском острове в Петербурге.
Историческая фотография Преображенского храма с гравюры сер. XIX в. Студия 44. 2010-2012 гг. Санкт-Петербург.
7.2. Проект Реконструкция Преображенского храма на Аптекарском острове в Петербурге. Аксонометрия.
Студия 44. 2010-2012 гг. Санкт-Петербург.
7.3. Покровская церковь в Каменском заводе. Вид с юго-востока. Фото 1988 г. Архив ГБУК СО НПЦ.
7.4. Покровская церковь в Каменском заводе. Вид с юго-востока. Фото кон. 1990-х гг. Архив С.И. Гавриловой
Именно по данному образцовому проекту, но с некоторыми изменениями и была построена кладбищенская церковь в Каменском заводе (рис. 1, 7.3, 7.4, 9.1–9.5), еще и с добавлением колокольни с притворами.
Вначале рассмотрим сам храм – прямоугольный в плане объем, включающий непосредственно храмовую часть, алтарную часть с восточной от него стороны и притворы – с западной.
Рис. 8. Проект Реконструкция Преображенского храма на Аптекарском острове в Петербурге.
Фасад и план 1 этажа. Студия 44. 2010–2012 гг. Санкт-Петербург
Каменская Покровская церковь имеет на фасадах вариации «кубических» капителей на трёхчетвертных колоннах (рис. 9.2) вместо капителей композитного ордера, как на Преображенской церкви А.К. Тона (рис. 6, 8); кроме того, в ее фасадном убранстве отсутствуют медальоны, а на подоконных полочках – гирьки, но ее стены завершены двухъярусным аттиком с рельефными крестами в повышенной центральной части северного и южного фасадов, в отличие от образца на Аптекарском острове (рис. 7.1–7.4, 8). Сферический парусный свод в каменском варианте заменен четырехлотковым сомкнутым сводом – как планировалось в первом отклоненном проекте Покровского храма (т.е. Ачуевском варианте) (рис. 4, 5, 9.3–9.5).
Рис. 9.
9.1. Покровская церковь в Каменском заводе. Вид с юго-запада. Фото О.Г. Жорника. 2011 г. Архив семьи Жорник.
9.2. Покровская церковь в Каменском заводе. Вид с северо-востока на храм, притвор и колокольню.
Фрагмент. Фото Т.А. Коротовских. Фото 2006 г.
9.3. Покровская церковь в Каменском заводе. План подвала. Архив С.И. Гавриловой.
9.4. Покровская церковь в Каменском заводе. План 1 этажа. Архив С.И. Гавриловой.
9.5. Покровская церковь в Каменском заводе. План 2 этажа. Архив С.И. Гавриловой
Еще одно важное отличие: 4 малые главы у Преображенской церкви расположены над храмовой частью, а у Покровской – над алтарной и притворами (рис. 8, 12).
Следует отметить, что Преображенская церковь на Аптекарском острове 1844 г. (рис. 6, 8) архитектора А.К. Тона имеет схожую объемно-планировочную структуру с его церковью, предполагаемую к возведению в Ачуевском укреплении 1838 г. (рис. 5), но отличается от нее формой сводов, формой и расположением оконных проемов, и декоративным убранством фасадов, но, по сути, является усложненным вариантом этого же более раннего проекта.
Таким образом, можно утверждать, что архитектор А. Н. Спиринг, взяв за основу фасады этого более позднего тоновского варианта храма (рис. 6), действительно изменил облик церкви во имя Покрова Божией матери в Каменском заводе, добавив ему ту самую фасадную «благостность», но оставил прежнее объемно-планировочное решение (Ачуевский вариант) (рис. 4, 5, 9.1-9.5).
На наш взгляд, проект колокольни каменской Покровской церкви является творчески переработанным вариантом колоколен из двух образцовых проектов К.А. Тона: «Церкви Богоявления Господня, построенной в городе Саратове (Т.III)» [3, л. 8.] (рис. 10.3, 10.4) и безымянной «Церкви» (Т.V.)» [3, л.10] (рис. 10.1, 10.2): ярусы звона и шатров со слухами у них идентичны; второй ярус колокольни церкви (Т.V.) восьмигранный, но с проемами (прямоугольными) по сторонам света, как и у каменской церкви, только у нее проемы арочные; а второй ярус колокольни Богоявленской церкви в Саратове четырехгранный, но с арочными проемами и архивольтами на полуколоннках, как у Покровского храма.
Рис.10.
10.1. Проект Церкви и фрагмент – южный фасад храма [3, с. Т.V]
10.2. Проект Церкви Богоявления Господня, построенной в городе Саратове, и фрагмент – южный фасад храма [3, с. Т.III]
Кроме того, автор проекта кладбищенской церкви во имя Покрова Божией Матери применил необычный прием, соединив колокольню с храмом посредством прямоугольного в плане притвора со входными порталами и крыльцами с северной и южной сторон (рис. 2, 10.1, 10.4).
Хотя проекты Каменской Покровской церкви разрабатывались в конце 1840-х – начале 1850-х гг., ее возведение было отложено на несколько десятков лет. Так, на генплане Каменского завод от 1867 г. за номером 66 было отведено место для «предполагаемой кладбищенской церкви» (рис. 11). То есть в этот период ее строительство еще не было начато.
Рис.11. План Каменского чугунолитейного завода с показанием казённых и обывательских строений. 1867.
ГАСО. Ф. 59. Оп. 3. Д. 1887
Кладбищенская церковь во имя Покрова Божией Матери была возведена в 1883 г. [1, с. 398, 2, с. 96]. Существует мнение, что колокольня была построена в 1905 г., но автор данной статьи не нашла этому документального подтверждения (рис. 12). Судя по стилистическим особенностям, храм и колокольню проектировали одновременно в русско-византийском стиле с элементами стиля классицизм, характерном для середины ХIХ в., а не для конца ХIХ – начала ХХ в.
Рис.12. Возведение колокольни Покровской церкви в Каменском заводе.
Фото кон. XIX в.? (нет точной даты фотофиксации). КУКМ
В интерьерах храма на стенах и сводах имелись росписи конца ХIХ в., созданные в академической манере (рис. 13.1–13.4). Они были выполнены на высоком художественной уровне, и по мнению екатеринбургского искусствоведа О.А. Бессоновой, автором их являлся «светский» художник, специализировавшийся на станковой живописи, – судя по манере письма и особенностям построения композиции.
Рис.13.
13.1. Фрагмент интерьера Покровской церкви в Каменском заводе.
Росписи стены второго света храмовой части. Вознесение Христа. Фото 1986 г. КУКМ.
13.2. Фрагмент интерьера Покровской церкви в Каменском заводе.
Росписи стены второго света храмовой части кон. XIX. Вознесение Христа. Фрагмент. Фото 1986 г. КУКМ.
13.3. Фрагмент интерьера Покровской церкви в Каменском заводе.
Росписи стены второго света храмовой части кон. XIX. Обретение креста (Императрица Елена). Фото 1986 г. КУКМ.
13.4. Фрагмент интерьера Покровской церкви в Каменском заводе.
Росписи стены второго света храмовой части кон. XIX. Преображение. Фото 1986 г. КУКМ
Территория храма была обнесена металлической оградой, вероятно, на кирпичном основании и с кирпичными столбами на бутовых фундаментах (не сохранились).
Богослужения в храме проводились до 1934 г. – до ареста последнего священника церкви о. Иоанна Зыкова. В 1937 г. церковь закрыли («в связи с отсутствием священника»). В 1940–1950-е гг. церковное здание использовалось как «место заключения для перемещенных лиц»10. С 1960-х по 1991 г. в здании храма располагались склады предприятия «Росторгодежда».
В советский период была нарушена целостность интерьеров церкви: в двусветном объеме храмовой части здания установили четыре столба-опоры для бетонного межэтажного перекрытия, прорубили новые дверные проемы, закрасили почти все росписи на стенах; с восточной, северной и западной сторон храма были возведены пристрои. После 1953 г. были демонтированы 4 главки на храмовой части и главка на шатре колокольни.
До середины 1980-х гг. росписи стен второго света храмовой части сохранялись, в 1986 г. они были отсняты профессиональным фотографом, фотографии переданы в Каменск-Уральский краеведческий музей.
Одно из старейших кладбищ Каменского завода утрачено, история его не исследована.
Рис.14.
14.1. Фрагмент интерьера 1 этажа Покровской церкви в Каменском заводе.
Фрагмент солеи кон. XIX. Фото 1987 г. ГБУК СО НПЦ.
14.2. Фрагмент интерьера подвала Покровской церкви в Каменском заводе.
Фрагменты чугунных плит кон. XIX в. Фото 1987 г. ГБУК СО НПЦ
В 1991 г. здание передали религиозной общине11, которой пришлось заниматься демонтажем инженерных конструкций советского периода и вывозом строительного мусора. Храм был восстановлен практически в первоначальном виде12 (рис. 1, 9,1) по проекту московской организации «АРХХРАМ» благодаря самоотверженному труду Благочинного южного округа – протоиерея о. Ивана Агафонова13 и его единомышленников и сподвижников – прихожан и горожан, неравнодушных к культурному и духовному наследию. Восстановлением завершения колокольни и установкой 4-х главок на храмовую часть занимались каменские альпинисты14 во главе с инженером-конструктором альпинистом С.С. Абрамовым15.
В процессе восстановительных работ в интерьерах здания были очищены от красочного слоя фрагменты росписей конца ХIХ в., но состояние их оказалось неудовлетворительным, большие участки красочного слоя были разрушены.
С 1994 г. иконостас, стены и свод заново расписал каменский художник Р. И. Новицкий16 (рис. 15) в духе древнерусской настенной живописи по канонам росписей т.н. школы архимандрита Зинона – крупного художника-иконописца, творчество которого пришлось на 1990-е гг.
Рис.15.
15.1. Фрагмент интерьера 1 этажа Покровской церкви в Каменском заводе.
Росписи притвора (храмового) и алтаря художника Р.И. Новицкого.
Фото Т.А. Коротовских. Фото 2013 г. Архив Т.А. Коротовских.
15.2. Фрагмент интерьера 1 этажа Покровской церкви в Каменском заводе.
Росписи алтаря художника Р.И. Новицкого. Фото Т.А. Коротовских.
Фото 2013 г. Архив Т.А. Коротовских
Р. И. Новицкий, бесспорно, талантливый живописец, и его росписи, несомненно, украсили интерьеры церкви, но у искусствоведов до сегодняшнего дня нет единого мнения, правомерна ли настенная живопись в древнерусском стиле в храмах второй трети ХIХ – начала ХХ в., несмотря на то, что в архитектуре этих храмов присутствуют черты русского стиля. Тем не менее, за почти тридцатилетний период эти росписи стали уже неотъемлемой частью храма и тоже вошли в его историю.
Церковь построена по типу «кораблем», как указывалось выше, состоит из непосредственно храма и колокольни с тремя притворами – с северной, южной и восточной сторон. Прямоугольный в плане объем храма увенчан пятью луковичными главками на круглых барабанах, украшенных в основании килевидными кокошничками с раковинами. Колокольня трехъярусная: первый ярус четырехгранный, второй и третий – восьмигранные с арочными проемами по сторонам света; колокольня завершена шатром с главкой и крестом.
Церковь не имеет апсид и трапезной; ее алтарная часть включена в общий храмовый объем, а трапезную заменил узкий притвор, объединяющий храм и колокольню.
В архитектурном оформлении фасадов храма присутствуют излюбленные элементы Константина Тона: композиции из трех колонн по углам здания, тройные окна на гладкой плоскости стен, аттики с квадратными ширинками, килевидные архивольты на верхнем ярусе колокольни и др. Все фасады имеют горизонтальное членение – выступающую нижнюю часть стены, отделанную рустом, а в верхней части стен – фриз, карниз с сухариками. Стены храма завершены двухъярусным аттиком: с ширинками в нижней части и с рельефными крестами в повышенной центральной части северного и южного фасадов, а стены первого яруса колокольни, северного, южного притворов – треугольными фронтонами17.
Западный фасад симметричен. Ось симметрии акцентирована широким арочным порталом, треугольным фронтоном, украшенным сухариками, центральным положением арочных проемов ярусов колокольни, шатром. Первый ярус колокольни совмещен с южным и северным притворами и выделен ризалитом. Углы ризалита оформлены сдвоенными трехчетвертными колоннами с "кубическими" капителями колонн. На углах притворов колонны собраны в пучки по три. Подобными сдвоенными трехчетвертными колоннами украшен портал, обрамленный архивольтом. Два арочных окна на втором этаже оформлены профилированными арочными сандриками и подоконной профилированной полочкой с сухариками. В тимпане фронтона – барельеф круглой формы. Второй и третий ярусы колокольни восьмигранные, сквозные по осевым граням. Арочные проемы фланкированы колонками, поддерживающими архивольт.
Южный (северный) фасад церкви состоит из нескольких объемов. Ось симметрии фасада храмовой части выделена широким порталом с арочным завершением, тройным арочным окном и двухъярусным аттиком. Фасад разделен по вертикали на три части спаренными трехчетвертными колоннами стилизованного тосканского ордера (по углам объема колонны собраны в пучки по три). Постаментами колоннам служат выступы раскреповок первого этажа. Средняя часть южного (северного) и восточного фасадов имеет на втором этаже тройные арочные окна, оформленные филенчатыми пилястрами и архитравами. Порталы на северном и южном фасадах завершены полуциркульными арками на филенчатых пилястрах, в тимпанах порталов – по две арочки с медальоном.
Восточный фасад не имеет промежуточных вертикальных членений. Покровскую церковь в Каменском заводе можно назвать уникальной потому, что, во-первых, образцовый проект К.А. Тона, в соответствии с которым она возведена, является практически единственным экспериментом церкви с объемно-планировочным решением XVII в., т. е. не свойствен творческому методу храмового зодчества этого архитектора, а во-вторых, для Уральского региона храм с такой архитектоникой – большая редкость.
Примечания
1 Свято-Троицкая церковь обращена в соборную 30 августа 1912 г. – РГИА. Ф. 799. Оп. 31. Ед. хр. 189.
2 РГИА. Ф. 799. Оп. 31. Ед. хр. 189.
3 В данной книге упоминается ее деревянная предшественница, кирпичный храм был построен в 1914 г.
4 РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 327. Л. 5.
5 РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 327.
6 РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 327.
7 РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 327.
8 Спиринг Андрей Николаевич (1821–?) лютеранского вероисповедания; художник. В 1836–1841 обучался в Академии художеств. Зачислен в сл. на Камско-Воткинский завод (1843–1845), Архитектор Екатеринбургских заводов с 1847 по 1850-е гг. В Екатеринбурге по его проектам построены: гранитная набережная правого берега пруда, госпиталь, мост через р. Мельковку. Автор проекта Иоанно-Предтеченской церкви в Екатеринбурге. Центральный государственный архив Удмуртской Республики. Иностранцы на Камско-Воткинском железоделательном заводе 1780–1917 гг. http://russmin.narod.ru/bioUral30.html
9 Проект Реконструкции Преображенского храма на Аптекарском острове в Петербурге. 2010–2012 гг. Студия 44. Авторский коллектив. Архитекторы: В.А. Романцев, О.А. Кузеванов, О.Г. Рогачева, С.В. Морозова, А.А. Карасева, Е.Г. Сорокина, Е.В. Шипова, Л.Д. Быкова. Конструкторы: И.Н. Ляшко, Л.В. Швалова. https://archi.ru/projects/russia/8190/rekonstrukciya-preobrazhenskogo-khrama-na-aptekarskom-ostrove-v-peterburge
10 Храм во имя Покрова Божией Матери, город Каменск-Уральский Свердловской области Каменской епархии РП. http://pokrov1885.cerkov.ru/o-xrame/
11 Решение Исполкома Горсовета г. Каменска-Уральского № 16 от 08.01.1991 г.
12 несколько изменилась форма шатра колокольни.
13 Ныне Митрофорный протоиерей.
14 Н. Богданович, А. Жаворонков, А. Пак, С. Савин, Ю. Фокиев, Н. Харитонов.
15 Сергей Семёнович Абрамов, р.1946 г. - «снежный барс», мастер спорта по альпинизму, 4-кратный чемпион СССР в высотно-техническом классе; окончил факультет ПГС УПИ. Инженер-строитель. В 1997-1999 гг. возглавлял Каменск-Уральский филиал ГБУК СО НПЦ, много лет восстанавливал православные храмы, организуя высотные ремонтно-строительные работы.
16 Ныне Ростислав Игоревич Новицкий – протоиерей храма в честь Сретения Господня в Колчедане.
17 Каптиков А.Ю. Церковь Покрова. Свердловская область, г. Каменск-Уральский, пл. Всеобуча, 1: архитектурный паспорт: рукопись. Свердловск, 1988. ГБУК СО НПЦ.
Источники иллюстраций:
1. РГИА. Ф 218. Оп. 4. Д.327.
2. РГИА. Ф 835. Оп.1. Д.1171.
3. ГАСО. Ф.59, оп. 3, д. 1887.
4. Архив КУКМ. Фонд дореволюционных фотографий.
5. Архив КУКМ. Фонд фотографий советского периода.
6. Архив ГБУК НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области.
7. Проект Реконструкция Преображенского храма на Аптекарском острове в Петербурге. 2010–2012 гг. Студия 44 [Электронный ресурс] – URL: https://archi.ru/projects/russia/8190/rekonstrukciya-preobrazhenskogo-khrama-na-aptekarskom-ostrove-v-peterburge
8. On the Iset River. Three caves Creator(s): Prokudin-Gorskiĭ, Sergeĭ Mikhaĭlovich, 1863–1944, photographer Date Created/Published: [1910] Library of Congress [Электронный ресурс] – URL: https://www.loc.gov/pictures/item/2018679368/
9. Частный архив С.И. Гавриловой
10. Частный архив семьи Жорник.
11. Частный архив Т.А. Коротовских.
References
1. Parishes and churches of the Ekaterinburg Diocese: a historical sketch. Ekaterinburg: Brotherhood of St. Simeon, the Verkhotursky Wonderworker, 1902. (in Russian)
2. Reference book of the Ekaterinburg Diocese... .Compiled and published by The Clerical Office of the Spiritual Consistory. Ekaterinburg: E.N. Ershov and Co., 1915. (in Russian)
3. Churches composed by His Imperial Majesty's architect, Professor of Architecture at the Imperial Academy of Arts and a member of various foreign academies Konstantin Ton. St. Petersburg, 1838. (in Russian)
4. Projects of churches composed by the architect of His Imperial Majesty, Professor of Architecture of the Imperial Academy of Arts and a member of various foreign academies Konstantin Ton. 1st supplement. St. Petersburg, 1844. (in Russian)
5. Slavina, T.A. (2017) Architectural heritage of Russia. Konstantin Ton. Book 2: Church Architecture. Moscow: Publishing house of the Rudentsovs. (in Russian)
Citation link
Gavrilova, S.I. HISTORICAL AND CULTURAL ANALYSIS OF ‘THE PROTECTION OF THE MOTHER OF GOD’ CHURCH IN KAMENSKY MILL[Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2022. – №4(80). – URL: http://archvuz.ru/en/2022_4/14/ – doi: 10.47055/1990-4126-2022-4(80)-14
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная