Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (80) December, 2022

Тown planning

Kolyasnikov Victor A.

Doctor of Architecture, Professor, Department of Urban Planning and Landscape Architecture.
Ural State University of Architecture and Art,

Russia, Yekaterinburg, e-mail: grado@usaaa.ru

Khorokhova Elizaveta V.

PhD candidate, Department of Architecture,
South-Ural State University,

Russia, Chelyabinsk, e-mail: l.z.1990@bk.ru

PARTICULAR FEATURES IN THE DEVELOPMENT OF THE URBAN ENVIRONMENT IN THE CITY OF CHELYABINSK

УДК: 711.4.01
DOI: 10.47055/1990-4126-2022-4(80)-20

Abstract

The article considers the development of the architectural and spatial environment of the city of Chelyabinsk. Currently, the challenge is to find a balance between social and market interests in the architectural treatment of the city’s system of public spaces in the context of the Strategy for Spatial Development of Russia and the priority project "Residential and Comfortable Urban Environment". The main regulatory documents and new design materials relating to the management of the architectural and spatial environment of Chelyabinsk are reviewed. Priorities for the development of the urban environment are identified.

Keywords: urban environment, architectural and spatial appearance, marketing, Chelyabinsk

Введение

Актуальность проблемы формирования комфортной среды городов определяется необходимостью реализации Стратегии пространственного развития России (2019) [1], приоритетного проекта «Жилая и комфортная городская среда». Работы в этом направлении ведутся во многих городах страны, в том числе в Челябинске. Они значимы для развития города и возрождают средовой подход к градостроительству, позволяющий комплексно решать широкий спектр его стратегических задач.

Под средовым подходом в широком значении этого термина понимается междисциплинарное исследование и проектирование «интегральной, естественной и искусственной среды, то есть всего, что окружает человека, во взаимосвязи с человеческой деятельностью», а в узком значении – подход к проектированию зданий, сооружений и комплексов с особым, подчеркнуто внимательным отношении к среде, составляющей окружение данного объекта [11, с. 126]. Средовой подход к архитектурно-планировочной организации городов ориентирован на объемно-пространственную организацию городской среды с учетом функциональных, социальных, художественно-эстетических и экологических требований. Такое понимание средового подхода позволяет организовать не только реальную среду, но и разрабатывать документы по управлению развитием городской среды, включая стратегические и генеральные планы, правила землепользования и застройки территории, проекты планировки территории, а также механизмы их реализации. Исследования в области средового подхода активно развернулись в 1970–1980-е г. (работы Е.Л. Беляевой, В.Н. Лахтина, В.Л. Глазычева, В.Т. Шимко др.).

Методика исследования основана на использовании принципов и методов системного направления в развитии градостроительства, в рамках которого сформировался средовой подход к архитектурно-планировочной организации поселений.

Характеристика документов по управлению развития городской среды

Челябинск – столица Южного Урала, один из крупных индустриальных городов страны, транспортно-логистических узлов, научно-образовательных, культурных и управленческих центров с развитой инфраструктурой и выгодным географическим положением. Город эффективно развивает применение новых технологий в белой металлургии, производстве электронного оборудования, решениях по автоматизации, IT-сфере. Площадь города составляет 500,98 км2, согласно статистике, численность населения на 1 января 2022 г. составила 1 178,1 тыс. человек [2]. В городе отмечается достаточно большой миграционный отток, главная причина – плохая экологическая обстановка (рис. 1) [17].

Рис.1. Динамика среднегодовой численности населения Челябинска [2]

В настоящее время активно реализуются программы развития комфортной городской среды, разработаны городские нормативные документы: стратегия социально-экономического развития г. Челябинска, Генеральный план 2019 г. (актуализация прошла в 2021 г.), проект Большой Челябинск (Челябинская агломерация), программа по реализации пилотного проекта по цифровизации городского хозяйства г. Челябинска «Умный город», дизайн-коды. Стратегия развития и Генеральный план установили стратегические ориентиры социально-экономического и территориального развития города. В 2021 г. были реализованы мероприятия по семи национальным проектам, с объемом бюджетных средств более 7 млрд. руб.

Для характеристики Челябинска с 2018 г. используется индекс качества городской среды, определяемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Согласно индексу, Челябинск на 2021 г. занимал 12 место среди городов-миллионников [4]. В соответствии с индексом подлежат оценке следующие типы пространств: жильё и прилегающие пространства, улично-дорожная сеть, озелененные пространства, общественно-деловая инфраструктура, социально-досуговая инфраструктура, общегородское пространство. Критерии оценки: безопасность, комфорт, экологичность и здоровье, идентичность и разнообразие, современность и актуальность среды, эффективность управления. В рейтинге IQ городов Челябинск занял 14-е место в 2019 г.

В системе управления Челябинска активно используется стратегическое планирование. В советский период сложилась миссия города: Челябинска – один из ведущих индустриальных центров страны. В результате реализации этой миссии сформировался облик промышленного города с актуальной экологической повесткой, необходимостью выявления и эффективного использования территориального потенциала развития [12]. В «Стратегии 2020» к миссии добавилась ориентация на создание крупнейшего инженерного центра с высоким уровнем образования.

В Стратегии социально-экономического развития Челябинска на период до 2035 г. отмечается преемственность планирования по отношению к «Стратегии 2020». Основная цель Стратегии: Челябинск 2035 – город технологических инноваций, удобный для работы, жизни, отдыха и привлекательный для гостей и инвесторов. Ключевой ценностью, согласно стратегии, является человек. В Стратегии развития на период до 2035 г. происходит трансформация основной миссии: Челябинск – мегаполис человеческих возможностей, концентрирующий и развивающий интеллектуальный капитал, генерирующий инновации. Утверждается, что новый облик города должен быть связан с брендом «город добрых изменений». Предложено новое позиционирование города: Челябинск – место, удобное для ведения бизнеса, инновационной и инвестиционной деятельности, а также для получения образования. Отдельно отмечена необходимость в ивент-позиционировании: направленность на узнаваемость города.

В формировании современного облика города предполагается учитывать следующие стратегические приоритеты: 1) новая индустриализация; 2) создание федерального центра экологических компетенций; 3) «Челябинск – столица края 3000 тыс. озер»; 4) повышение качества жизни населения. Одно из важнейших направлений актуализации стратегии – развитие Челябинской агломерации. Достаточно большое внимание уделяется развитию туристической инфраструктуры: формирование новых рекреационных зон, культурных пространств, арт-объектов и т.д. Предложены мероприятия по улучшению имиджа и архитектурно-градостроительного облика города, просвещению жителей путем знакомства с историей города и культурным наследием, повышению инвестиционной привлекательности, привлечению граждан и бизнеса к вопросам формирования комфортной среды, проведению мероприятий всероссийского и международного уровня.

При разработке стратегии развития были использованы характерные для стратегического планирования методы: PEST-анализ и SWOT-анализ, социологические исследования, опрос жителей [12]. Однако маркетинг как механизм реализации Стратегии в данном документе не рассмотрен. В Стратегии развития Челябинска отмечены следующие городские проблемы: 1) плохая экологическая обстановка; 2) достаточно большой отток жителей в более привлекательные территории; 3) внешний облик города серый, скучный, неуютный, с развитием городской среды, характерной для 1970–1990 гг.; 4) неоригинальная и хаотичная застройка города; 5) неудовлетворительное состояние инженерной инфраструктуры; 6) разбалансированная и некомфортная транспортная система города; 7) низкий уровень связности и организации туристического пространства; 8) отсутствие системной работы по продвижению города для жителей и инвесторов; 9) низкая инвестиционная привлекательность.

Генеральный план 2019 г. разработан Открытым акционерным обществом «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «ГИПРОГОР» (актуализирован на основе дополнительного соглашения № 2 от 27.08.2021 г.). Генеральным планом учтены следующие цели Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года: создание благоприятных условий для жизнедеятельности; развития ключевой ценности Стратегии – Человека; формирование качественно нового облика города к концу реализации Стратегии. В Генеральном плане город позиционируется как крупный промышленный, экономический, университетский центр Южного Урала. При разработке проекта Генерального плана проведен анализ рынка недвижимости и выполнены маркетинговые исследования жилой недвижимости. Так, например, стоимость жилья на 4-й квартал 2017 г. составил: элит-класс от 51 тыс. руб. до 101,5 тыс. руб. за м2.; стандарт-класс от 30,5 тыс. до 57,3 тыс. руб. за м2.

Генеральный план Челябинска рассматривается как стратегический документ с расчетными сроками развития города: 1-й этап реализации 10 лет – 2029 г.; расчетный срок 20 лет – 2041 г. Согласно целям второго этапа, выполнен комплексный анализ современного состояния города, на основе которого разработаны «Концепция пространственного развития Челябинска», «Материалы по обоснованию проекта Генерального плана и «Положения о территориальном планировании» [2].

Основная цель проекта: обеспечение комплексного и устойчивого развития, создание благоприятных условий для жизнедеятельности человека; ориентация на оптимизацию городской территории, развитие и реорганизацию инженерной и транспортной инфраструктур, сохранение и улучшение природной среды, охрану объектов историко-культурного и архитектурного наследия, привлечение инвестиций. Основные задачи проекта: обеспечение устойчивого развития территории за счет совершенствования пространственной структуры; разработка основных направлений градостроительного развития территории – с внутригородским делением; уточнение зон различного функционального назначения и ограничение на использование территории в этих зонах; определение параметров развития городских инфраструктур; определение мер по улучшению экологической обстановки в городе; развитие экологического каркаса; определение планировочных мероприятий по сохранению территорий, объектов историко-культурного наследия. Идея проекта заключается в преобразовании центральной городской системы с помощью развития городских каркасов, а также формирования интегрированной многофункциональной среды.

Основные принципы генерального плана в соответствии со стратегией развития в области архитектурной и градостроительной деятельности: создание удобного пространства, привлекательного архитектурного облика города для жителей, инвесторов и туристов; повышение эффективности и компактности городских территорий; совершенствование художественно-эстетического качества застройки и визуального восприятия городских пространств; улучшение экологического состояния и благоустройство городской среды. Согласно генеральному плану, памятники истории и культуры не только обладают культурно-исторической, научной и художественной ценностью, но и имеют градоформирующее значение. Центральная часть города характеризуется высокой концентрацией памятников, формирующих индивидуальный облик города и создающих привлекательную среду для потребителей. В связи с этим предложена актуализация проекта зон охраны историко-культурного наследия города, разработанного в 1992 г. (УралАрХИ и институт Челябинскгражданпроект, рук. В.А. Колясников). Этим проектом предусмотрено создание комплексной охранной зоны исторического центра «Регулярный город». Проект предполагал выявление памятных мест крепостей, утраченных архитектурных объектов; организацию площадей современными средствами планировки, благоустройства, монументально-декоративного искусства; создание пешеходных, туристических, торговых, рекреационных и транспортных путей с благоприятными условиями для охраны и экспозиции памятников; ориентацию на формирование целостной среды, раскрывающей образы города-крепости, города – торгового центра.

Генеральным планом предусмотрено развитие инфраструктуры для различных видов туризма (делового, культурно-развлекательного и др.), проведения праздничных и спортивных мероприятий. Основная цель развития туризма направлена на повышение известности и привлекательности города. В городе работает «Центр развития туризма», основные направления которого связаны с разработкой новых туристических маршрутов, улучшением инфраструктуры, реализацией инвестиционных проектов, проведением выставок и брендированием территории. На сайте администрации г. Челябинска под выложенной документацией проекта Генерального плана отдельно выделены основные принципы ключевых подходов обновленной версии генерального плана: эффективное использование территорий; компактность; полицентричность; сомасштабность человеку; баланс функций; разнообразие городской среды; связность; своеобразие и узнаваемость; развитие и сохранение природного ландшафта [2].


а


б.

в.


г.

Рис. 2. Генеральный план: а – Карта функциональных зон городского округа;
б – Карта функциональных зон городского округа. Проектный план (Основной чертеж);
в – Природно-реакционный каркас города Челябинска. Существующее положение;
г – Природно-реакционный каркас города Челябинска. Проектные предложения [2]

Материалы Генерального плана показывают, во-первых, возможности развития общественных пространств на основе природно-рекреационного (природно-экологического) каркаса; во-вторых, потенциал развития природно-экологического каркаса за счет промышленных территорий, имеющих в документе слабый уровень детальности разработки; в-третьих, необходимость разработки отдельного чертежа, демонстрирующего систему общественных пространств, состоящую из главных улиц и площадей; такая система определяет функционально-пространственный каркас и особенности его ансамблевого построения.

Дополнительно к генеральному плану можно разработать маркетинговую стратегию, включающую концепцию по развитию городской среды, содержащую информацию об образе и облике города, городских лозунгах, бренде, позиционировании, продвижении, развитии городской среды. Стратегия может содержать проектные решения по наполнению города уникальными объектами, наполнению городской среды МАФ, информацией о реновации и ревитализации заброшенных объектов; карты с озеленением; формирование туристических маршрутов. Маркетинговая стратегия должна содержать наглядный визуальный проект для реализации: чертежи, схемы, 3D-визуализацию, цвето-фактурные карты, карты мощения, посадок, спецификации с изображениями МАФ.

В Генеральном плане города учитывается реализация агломерационного принципа: развитие проекта «Большой Челябинск» (Челябинская агломерация). Основные цели проекта: повышение потенциала инвестиционного развития и диверсификации экономики территории, развитие городской среды для повышения уровня качества жизни граждан, повышение уровня образования населения и создание благоприятной социокультурной среды [5, 10]. В проекте Челябинской агломерации предполагается строительство офисно-выставочного комплекса на ул. Новороссийской и конгрессно-выставочного комплекса Челябинск-Экспо на 5 тыс. м2 для маркетингового продвижения продукции научного, аграрного и промышленного секторов экономики. В проекте агломерации уделяется внимание памятникам историко-культурного наследия как объектам духовно-нравственного, эстетического воспитания.

Предложен комплекс мероприятий по решению проблем модернизации архитектурно-планировочной структуры города: выявление градостроительных и природных доминант с сохранением исторической среды, сокращение типовой застройки; обустройство водных объектов с парковыми пространствами; создание туристических маршрутов по историческому ядру с системой пешеходных зон, размещение малых архитектурных форм – художественных композиций, арт-объектов; формирование четырех въездных групп в город; организация сети веломаршрутов с соединением парковых, культурных и архитектурных достопримечательных мест; актуализация историко-архитектурного опорного плана и проекта зон охраны памятников истории и культуры в границах всего города.

В городе разработана программа по Реализации пилотного проекта по цифровизации городского хозяйства Челябинска «Умный город», согласно приоритетному направлению стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2035 г. [8]. Ведутся поиски «уникального позиционирования города» [1]. Программа предполагает контроль за транспортной и инженерной инфраструктурой, обеспечением благоприятного экологического состояния города, и, как следствие, за повышением качества жизни населения. Для жителей и туристов будет разработан информационный портал с данными о туристических маршрутах, гостиницах, экскурсиях, интерактивных и культурно-выставочных мероприятиях. На объектах историко-культурного наследия предполагается система QR-навигации. Для реализации проекта «Умный город» будут привлечены инвесторы. Планируется создание «Цифрового двойника города» – виртуальной копии города, разработанной по всем сферам городского хозяйства: транспорт, благоустройство, спецтехника, озеленение, освещение и т.д. Развитием «умных сервисов» занимается компания «Интерсвязь». Созданы программы: умный домофон, парковки, общественное видеонаблюдение, умные счетчики и т.д. [9].

Реализация стратегического и градостроительного планирования

В городе выполняются программы по реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, Паспорта национального проекта «Жилье и городская среда». Осуществляется приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» на период с 2017 по 2024 г., основное направление которого – оснащение городских дворов, благоустройство парков и скверов (рис. 3) [14]. В Челябинске за 2021 г. были благоустроены 51 дворовая территория и 9 общественных пространств. Достаточно активно высаживаются молодые саженцы деревьев и кустарников. Модернизирован парк Терешковой в космической тематике. Благоустроены сад Победы и сквер Алого Поля. Организованы дополнительные зоны отдыха рядом с ЮУрГУ (рис. 4).

Рис. 3. Карта объектов благоустройства г. Челябинска (показано точечное развитие городских территорий)


а.

б.


в

Рис. 4. Благоустройство в центре города и на отдельных территориях:
а – уличная мебель, Ленина 71, Ленина 40; б – сквер напротив ЮУрГУ; в – озеленение, клумбы

Не так давно в городе появился сад камней со скульптурами из песка, олицетворяющими историю города. Неподалеку от территории заброшенного строительства моста Конгресс Холла благоустроена набережная, а также организован небольшой сквер, планировочное решение которого выполнено на основе принципов художественного подхода, но дизайн уличной мебели, освещения, ограждения от воды не соответствует существующей исторической среде набережной, выполненной в неоклассическом стиле.

В 2021 г. в Челябинске созданы значимые объекты для жителей и гостей города: стела «Город трудовой доблести» на Аллее Славы, набережная реки Миасс, общественные пространства и скверы, новая детская филармония. На реализацию муниципальной программы «Развитие сферы наружной рекламы в городе Челябинске» было выделено 11,2 млн. руб. для совершенствования единого рекламно-информационного пространства [6].

На сайте управления по архитектурно-градостроительному проектированию г. Челябинска в разделе «Дизайн городской среды» размещены положения и проекты дизайн-кодов: вывесок, площадок, автостоянок, наружного освещения, наружных конструкций, строительных ограждений, дизайн-код НТО. Отдельно выставлены типовые эскизные проекты нестационарных торговых объектов: торгово-остановочные комплексы; торговые павильоны; торговые киоски; пункты шиномонтажа; автомойки; торговые автоматы; павильоны по продаже печатной продукции; автосервисы. Разработан каталог элементов благоустройства. Он включает требования к остановкам ОТ, площадки для собак, велопарковки (проектное предложение, методические рекомендации), станции технического обслуживания велосипедов, пешеходное мощение общественных пространств, городской сантехнический узел и рисунок на двери [13].

Создан проект «КСОТ – 2020», в котором предполагается создание комфортной дорожной сети для пешеходов посредством строительства метро, новых дорог, дорожек для пешеходов и велосипедистов, а также реконструкции существующих дорог. Разработана стратегия развития велосипедной инфраструктуры и велосипедного движения.

В 2018 г. активно шла работа над проектом маркетинговой стратегии города, но реализации проект не получил. Проектом предполагалось создание коммерческого бренда Челябинска. Ядром стратегии рассматривалась экология: Челябинск – город с самыми прогрессивными в мире экологическими технологиями в промышленности. Цель маркетинговой стратегии заключалась в привлечении в город новых жителей, инвесторов и туристов. Один из сценариев развития маркетинговой стратегии Челябинска – развитие компетенций: подготовка специалистов различного профиля для современных производств. Городу нужны проекты всероссийского и мирового масштаба. Основной направленностью города так и останется его индустриализация, но с учетом того, что он станет новоиндустриальным, чистым, инжиниринговым и наукоемким технополисом. Маркетинговая стратегия должна была стать одной из центральных подпрограмм стратегии социально-экономического развития Челябинска до 2035 г.

Проекты благоустройства реализуются большей частью с помощью проведения конкурсов и конкурсного отбора, опросов жителей, либо путем голосования. Отдельные проекты разрабатываются различными организациями и непосредственно сотрудниками управления архитектуры. Объявлен открытый архитектурный конкурс на разработку архитектурной концепции (эскизного проекта) въездной группы «Челябинск».

Приоритетные проекты развития городской среды

На сайте городской администрации представлены следующие маркетинговые мероприятия:

1. «Прогулки по Челябинску» – инновационный проект, содержащий два направления экскурсии «Кировка: история и современность» и «С именем Пушкина»; проект является комплексным и сочетает очные встречи и виртуальные экскурсии на платформе izi-trevel; уникальность online-проекта заключается в получении информации аудиоэкскурсий об историко-культурных объектах со смартфонов.

2. «1736 квартал создателей» – проект технопарка – кластера высоких технологий IT, где планируется уникальное сочетание технопарка и мультифункционального комплекса, совместная работа IT-разработчиков, инженеров, конструкторов, дизайнеров и проектировщиков; эффективность связана с увеличением налоговых отчислений, размещением 60–70 компаний рецендентов для создания более 500 рабочих мест.

3. Проект центра образования и инноваций в строительстве «Академия строительства», выполненный в рамках Национального проекта «Жильё и городская среда»; центр планируется построить с применением экологичных материалов и систем «умного дома».

4. «Индустриальный парк НПП» – создание второго по величине индустриального парка.

5. «Центр креативных индустрий Svoboda2» – первый творческий кластер, формируемый на базе производственных площадей бывшего завода Оргстекло с объединением на его территории фотостудии, Event агентства, продюсерских центров, школы прикладного искусства, ателье и брендеринговых агентств.

Челябинск входит в систему городов-побратимов, устанавливающих дружеские связи для экономического и культурного сотрудничества, обмена опытом в решении широкого круга проблем. Города-побратимов Челябинска: Ноттингемшир (графство в Англии), Коламбия (США, штат Южная Каролина), Рамла (Израиль) и Урумчи (Китай), Казань, Уфа и Омск. Партнерство оказывает положительное влияние на привлечение инвестиций и поиск подрядчиков, для строительства новых интересных городских объектов.

В связи с подготовкой к саммитам ШОС и БРИКС в Челябинске были проведены крупные конкурсы. По результату архитектурного конкурса «ARCHICHEL-2020» предполагалось строительство масштабного конгресс-холла, реконструкция аэропорта и городской набережной [16]. Частичную реализацию получил проект аэропорта согласно конкурсной работе (рис. 5).


а.                                            б.                                                  в.

Рис. 5. Проекты представленные на конкурс «ARCHICHEL-2020»:
а – «Конгресс- центр»; б – «Аэропорт»; в – «Набережная»

На Всероссийский конкурс «Архитектурно–градостроительная концепция развития исторического центра города Челябинска» были представлены достаточно объемные по своему масштабу проекты. В них были аналитические схемы и проектные предложения по развитию среды (рис. 6.).

Проект «Челябинск: город возможностей. Городские архипелаги» от фирмы De Architekten Cie. International B. V. (Амстердам, Нидерланды) занял 1-е место. Основная идея проекта заключалась в способствовании здоровью и процветанию Челябинска в будущем посредством внимания текущим проблемам с созданием гибкой структуры города, которая сможет разрешить долгосрочные задачи.

Проект «Челябинск – город науки и технологий. Синергия города» проект от ООО «Архитектурная мастерская «Атриум» (Москва) занял 2-е место. Развитие городской среды происходит посредством синергии – суммирующим эффектом взаимодействия двух или более факторов, существенно превосходящих эффект каждого отдельного элемента. Синергетическое развитие предполагает правильное определение точки запуска синергии города. Формирование образа города как города науки и технологий.

Архитектурно-градостроительная концепция развития исторического центра Челябинска в границах улиц: Тимирязева, Сони Кривой, Энгельса, Братьев Кишириных, Российская от ИП Савчук Сергей Иванович (Architect URAL Studio «SW») (Челябинск) заняла 3-е место. Концепцией предложено комплексное решение изложенных проблем: восстановление композиционных связей; сохранение исторического силуэтного и объемно-пространственного облика городского образования; сохранение характерных уникальных памятников архитектуры и ансамблей: восстановление периметральной застройки кварталов; оптимизация улично-транспортной сети; функциональная реорганизация исторической сети. 


а – проект фирмы De Architekten Cie. International B. V. (Амстердам, Нидерланды)

б – проект ООО «Архитектурная мастерская «Атриум» (Москва)

в – ИП Савчук Сергей Иванович (ArchitectURAL Studio «SW», Челябинск)
Рис. 6. Проекты, представленные на Всероссийский конкурс
«Архитектурно-градостроительная концепция развития исторического центра города Челябинска» [15]:

 

В рамках фестиваля граффити «Культурный код» [7], в августе 2020 г. на Университетской Набережной было создано 11 муралов (рис. 7). Руководство города и области поддерживает подобное мероприятия.

Рис. 7. Фестиваль граффити «Культурный код». Фото Е.В. Хороховой

Выставочные мероприятия организуют региональный выставочный центр ЮжУралЭкспо, конгрессно-выставочный холл, выставочный центр «Мегаполис» [15]; Социальные опросы по реорганизации городской среды представлены на сайте «Активный житель» [3]. Они связаны с установкой новых остановочных пунктов; благоустройством парков и скверов; проведением различных конкурсов по разработке и реконструкции общественных пространств, фасадов зданий. В формировании городской среды Челябинска в последние годы особое значение имеют своеобразные маркетинговые мероприятия.

Заключение

Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы по развитию городской среды:

1. В Челябинске разработан и реализуется пакет документов по управлению развитием городской среды. В него входят: Стратегия социально-экономического развития города Челябинска на период до 2035 года; Генеральный план 2019 года (актуализирован в 2021 году); проект Большой Челябинск (Челябинская агломерация); пилотный проект по цифровизации городского хозяйства города Челябинска «Умный город»; дизайн-коды и приоритетные стратегические проекты, выполненные на конкурсной основе.

2. Основные положения Стратегии развития и Генерального плана Челябинска, проекта Челябинской агломерации, направленные на достижение общей цели: обеспечение устойчивого развития территории, формирования комфортной и безопасной среды.

3. Проектные и конкурсные предложения по развитию городской среды связаны с использованием историко-культурного наследия, что является положительным для формирования городской идентичности, привлекательности территории, повышения культурного потенциала местности. Наблюдается использование современной стилистики при создании застройки и городского пространства.

4. При благоустройстве центра города, особенно рядом с историческими постройками, можно наблюдать установку оборудования и малых архитектурных форм, не соответствующих требованиям эргономичности и безопасности.

5. На карте объектов благоустройства города Челябинска наблюдается точечное развитие городских территорий, которое проводится без учета единой художественной концепции в проектировании городской среды, упускается возможность управления формированием единого выразительного облика. Отсутствует ясная и яркая идея архитектурно-пространственного развития города с учетом формирования всей системы общественных пространств, включая основные магистрали и центры соцгорода, природно-рекреационный каркас.

6. Для координации формирования выразительного архитектурного облика города необходимо разработать объемно-пространственные и стилистические модели формирования городской среды, использовать советский опыт детальной планировки и застройки центра и других крупных районов города, комплексного проектирования озеленения, благоустройства и монументально-декоративного оформления пространства.

7. Особое внимание следует уделить развитию городской среды промышленно-селитебных районов города, детально разработать благоустройство и озеленение промышленных зон. Они должны быть образцами решения социальных и рыночных вопросов.

8. Для решения приоритетных задач необходимо продолжить разработку стратегических архитектурно-градостроительных проектов. Они будут способствовать созданию единой системы общественных пространств и ансамблей города, новых точек экономического роста и инновационного развития социальной и транспортной инфраструктуры, охраны и рационального использования природного и историко-культурного наследия.

References

1. Borisova, O.M. (2010 Development of a city positioning strategy (on the example of Omsk). Regional Economy: Theory and Practice, No. 36, pp. 44-51. (in Russian)

2. Federal project “Formation of a Comfortable Urban Environment” of the national project “Housing and Urban Environment”. Available from: http://gorodsreda.ru/federal-projects/gorodskaya-sreda/  (in Russian)

3. Voting [Online] Electronic Voting. Available from: https://opros.gosuslugi74.ru/news  (in Russian)

4. How the cities in which we live are designed [Online] Lifehacker PIK. Available from: https://lifehacker.ru/special/pik-megapolis/article/  (accessed 05/25/2022) (in Russian)

5. Kolmakova, E.M., Kolmakova, I.D., Degtyareva, N.A. (2018) Spatial development of the region in the context of the strategy of socio-economic growth. Bulletin of the Chelyabinsk State University, No. 3 (413). Economic Sciences, Issue 60, pp. 30-37. (in Russian)

6. Comprehensive report "Results of the socio-economic development of the city of Chelyabinsk for 2021" [Online] Department for Architectural and Urban design of the City of Chelyabinsk. Available from: https://cheladmin.ru/ru/oficialnaya-informaciya/ekonomika/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-goroda-chelyabinska  (in Russian)

7. Natalya Kotova told what Chelyabinsk would gain from winning in the voting for hosting a graffiti festival [Online] Network of City Portals LLC. Available from: https://74.ru/text/gorod/69015169/  (in Russian)

8. On approval of the rules for the maintenance, repair and restoration of facades of buildings and structures in the territory of the city of Chelyabinsk (as amended on: 29/05/2018) [Online] Kodeks JSC, 2020. Available from: http://docs.cntd.ru/document/432947241   (accessed 01/06/2020). (in Russian)

9. From the digital twin of the city to white metallurgy. The true history of the transformation of Chelyabinsk [Online].Available from: https://www.comnews.ru/content/207918/2020-07-08/2020-w28/cifrovogo-dvoynika-goroda-do-beloy-metallurgii-podlinnaya-istoriya-preobrazovaniya-chelyabinska  (in Russian)

10. Sachuk, T.V. (2013) Territorial Marketing for the Preservation of the Settlement System in Modern Russia. Eco, No. 8 (470), pp. 159-173. (in Russian)

11. Smolyar, I.M. (2004) Terminological dictionary of urban planning. Moscow: ROKHOS. (in Russian)

12. Strategy for the socio-economic development of the city of Chelyabinsk for the period up to 2035 [Online] Kodeks JSC. Available from: https://cheladmin.ru/ru/administraciya-goroda/struktura-upravleniya/upravlenie-po-strategicheskomu-planirovaniyu/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-goroda/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya  (accessed 11.04. 2022). (in Russian)

13. Office for Architectural and Urban Planning of the city of Chelyabinsk [Online]. Available from: http://www.arch74.ru/  (in Russian)

14. Formation of a comfortable urban environment [Online] Official website of the Chelyabinsk City Duma. Available from: http://chelduma.ru/formirovanie-komfortnoy-gorodskoy-sredy-0  (accessed 01.01.2020). (in Russian)

15. Khorokhova, E.V. (2015) Exhibition grounds of Chelyabinsk. Actual problems of design, advertising and public relations: Articles and abstracts of reports to research conf. "Advertising Kaleidoscope", (Chelyabinsk, April 6-10, 2015). Chelyabinsk: Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, pp. 70 - 73. (in Russian)

16. Chelyabinsk will host 20 events within the Framework of the SCO and BRICS summits in 2020 [Online] TASS. Available from: https://tass.ru/ural-news/7578265/  (accessed 01.02.2020). (in Russian)

17. Shabiev, S.G. (1995) Architectural and environmental design of industrial enterprises in the Urals. Chelyabinsk: ChGTU. (in Russian)

Citation link

Kolyasnikov, V.A., Khorokhova, E.V. PARTICULAR FEATURES IN THE DEVELOPMENT OF THE URBAN ENVIRONMENT IN THE CITY OF CHELYABINSK [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2022. – №4(80). – URL: http://archvuz.ru/en/2022_4/20/  – doi: 10.47055/1990-4126-2022-4(80)-20


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 25.10.2022
Views: 143