Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (80) December, 2022
Тown planning
Kolyasnikov Victor A.
Doctor of Architecture, Professor, Department of Urban Planning and Landscape Architecture.
Ural State University of Architecture and Art,
Russia, Yekaterinburg, e-mail: grado@usaaa.ru
Khorokhova Elizaveta V.
PhD candidate, Department of Architecture,
South-Ural State University,
Russia, Chelyabinsk, e-mail: l.z.1990@bk.ru
PARTICULAR FEATURES IN THE DEVELOPMENT OF THE URBAN ENVIRONMENT IN THE CITY OF CHELYABINSK
УДК: 711.4.01
DOI: 10.47055/1990-4126-2022-4(80)-20
Abstract
Keywords: urban environment, architectural and spatial appearance, marketing, Chelyabinsk
Введение
Актуальность проблемы формирования комфортной среды городов определяется необходимостью реализации Стратегии пространственного развития России (2019) [1], приоритетного проекта «Жилая и комфортная городская среда». Работы в этом направлении ведутся во многих городах страны, в том числе в Челябинске. Они значимы для развития города и возрождают средовой подход к градостроительству, позволяющий комплексно решать широкий спектр его стратегических задач.
Под средовым подходом в широком значении этого термина понимается междисциплинарное исследование и проектирование «интегральной, естественной и искусственной среды, то есть всего, что окружает человека, во взаимосвязи с человеческой деятельностью», а в узком значении – подход к проектированию зданий, сооружений и комплексов с особым, подчеркнуто внимательным отношении к среде, составляющей окружение данного объекта [11, с. 126]. Средовой подход к архитектурно-планировочной организации городов ориентирован на объемно-пространственную организацию городской среды с учетом функциональных, социальных, художественно-эстетических и экологических требований. Такое понимание средового подхода позволяет организовать не только реальную среду, но и разрабатывать документы по управлению развитием городской среды, включая стратегические и генеральные планы, правила землепользования и застройки территории, проекты планировки территории, а также механизмы их реализации. Исследования в области средового подхода активно развернулись в 1970–1980-е г. (работы Е.Л. Беляевой, В.Н. Лахтина, В.Л. Глазычева, В.Т. Шимко др.).
Методика исследования основана на использовании принципов и методов системного направления в развитии градостроительства, в рамках которого сформировался средовой подход к архитектурно-планировочной организации поселений.
Характеристика документов по управлению развития городской среды
Челябинск – столица Южного Урала, один из крупных индустриальных городов страны, транспортно-логистических узлов, научно-образовательных, культурных и управленческих центров с развитой инфраструктурой и выгодным географическим положением. Город эффективно развивает применение новых технологий в белой металлургии, производстве электронного оборудования, решениях по автоматизации, IT-сфере. Площадь города составляет 500,98 км2, согласно статистике, численность населения на 1 января 2022 г. составила 1 178,1 тыс. человек [2]. В городе отмечается достаточно большой миграционный отток, главная причина – плохая экологическая обстановка (рис. 1) [17].
Рис.1. Динамика среднегодовой численности населения Челябинска [2]
В настоящее время активно реализуются программы развития комфортной городской среды, разработаны городские нормативные документы: стратегия социально-экономического развития г. Челябинска, Генеральный план 2019 г. (актуализация прошла в 2021 г.), проект Большой Челябинск (Челябинская агломерация), программа по реализации пилотного проекта по цифровизации городского хозяйства г. Челябинска «Умный город», дизайн-коды. Стратегия развития и Генеральный план установили стратегические ориентиры социально-экономического и территориального развития города. В 2021 г. были реализованы мероприятия по семи национальным проектам, с объемом бюджетных средств более 7 млрд. руб.
Для характеристики Челябинска с 2018 г. используется индекс качества городской среды, определяемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Согласно индексу, Челябинск на 2021 г. занимал 12 место среди городов-миллионников [4]. В соответствии с индексом подлежат оценке следующие типы пространств: жильё и прилегающие пространства, улично-дорожная сеть, озелененные пространства, общественно-деловая инфраструктура, социально-досуговая инфраструктура, общегородское пространство. Критерии оценки: безопасность, комфорт, экологичность и здоровье, идентичность и разнообразие, современность и актуальность среды, эффективность управления. В рейтинге IQ городов Челябинск занял 14-е место в 2019 г.
В системе управления Челябинска активно используется стратегическое планирование. В советский период сложилась миссия города: Челябинска – один из ведущих индустриальных центров страны. В результате реализации этой миссии сформировался облик промышленного города с актуальной экологической повесткой, необходимостью выявления и эффективного использования территориального потенциала развития [12]. В «Стратегии 2020» к миссии добавилась ориентация на создание крупнейшего инженерного центра с высоким уровнем образования.
В Стратегии социально-экономического развития Челябинска на период до 2035 г. отмечается преемственность планирования по отношению к «Стратегии 2020». Основная цель Стратегии: Челябинск 2035 – город технологических инноваций, удобный для работы, жизни, отдыха и привлекательный для гостей и инвесторов. Ключевой ценностью, согласно стратегии, является человек. В Стратегии развития на период до 2035 г. происходит трансформация основной миссии: Челябинск – мегаполис человеческих возможностей, концентрирующий и развивающий интеллектуальный капитал, генерирующий инновации. Утверждается, что новый облик города должен быть связан с брендом «город добрых изменений». Предложено новое позиционирование города: Челябинск – место, удобное для ведения бизнеса, инновационной и инвестиционной деятельности, а также для получения образования. Отдельно отмечена необходимость в ивент-позиционировании: направленность на узнаваемость города.
В формировании современного облика города предполагается учитывать следующие стратегические приоритеты: 1) новая индустриализация; 2) создание федерального центра экологических компетенций; 3) «Челябинск – столица края 3000 тыс. озер»; 4) повышение качества жизни населения. Одно из важнейших направлений актуализации стратегии – развитие Челябинской агломерации. Достаточно большое внимание уделяется развитию туристической инфраструктуры: формирование новых рекреационных зон, культурных пространств, арт-объектов и т.д. Предложены мероприятия по улучшению имиджа и архитектурно-градостроительного облика города, просвещению жителей путем знакомства с историей города и культурным наследием, повышению инвестиционной привлекательности, привлечению граждан и бизнеса к вопросам формирования комфортной среды, проведению мероприятий всероссийского и международного уровня.
При разработке стратегии развития были использованы характерные для стратегического планирования методы: PEST-анализ и SWOT-анализ, социологические исследования, опрос жителей [12]. Однако маркетинг как механизм реализации Стратегии в данном документе не рассмотрен. В Стратегии развития Челябинска отмечены следующие городские проблемы: 1) плохая экологическая обстановка; 2) достаточно большой отток жителей в более привлекательные территории; 3) внешний облик города серый, скучный, неуютный, с развитием городской среды, характерной для 1970–1990 гг.; 4) неоригинальная и хаотичная застройка города; 5) неудовлетворительное состояние инженерной инфраструктуры; 6) разбалансированная и некомфортная транспортная система города; 7) низкий уровень связности и организации туристического пространства; 8) отсутствие системной работы по продвижению города для жителей и инвесторов; 9) низкая инвестиционная привлекательность.
Генеральный план 2019 г. разработан Открытым акционерным обществом «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «ГИПРОГОР» (актуализирован на основе дополнительного соглашения № 2 от 27.08.2021 г.). Генеральным планом учтены следующие цели Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года: создание благоприятных условий для жизнедеятельности; развития ключевой ценности Стратегии – Человека; формирование качественно нового облика города к концу реализации Стратегии. В Генеральном плане город позиционируется как крупный промышленный, экономический, университетский центр Южного Урала. При разработке проекта Генерального плана проведен анализ рынка недвижимости и выполнены маркетинговые исследования жилой недвижимости. Так, например, стоимость жилья на 4-й квартал 2017 г. составил: элит-класс от 51 тыс. руб. до 101,5 тыс. руб. за м2.; стандарт-класс от 30,5 тыс. до 57,3 тыс. руб. за м2.
Генеральный план Челябинска рассматривается как стратегический документ с расчетными сроками развития города: 1-й этап реализации 10 лет – 2029 г.; расчетный срок 20 лет – 2041 г. Согласно целям второго этапа, выполнен комплексный анализ современного состояния города, на основе которого разработаны «Концепция пространственного развития Челябинска», «Материалы по обоснованию проекта Генерального плана и «Положения о территориальном планировании» [2].
Основная цель проекта: обеспечение комплексного и устойчивого развития, создание благоприятных условий для жизнедеятельности человека; ориентация на оптимизацию городской территории, развитие и реорганизацию инженерной и транспортной инфраструктур, сохранение и улучшение природной среды, охрану объектов историко-культурного и архитектурного наследия, привлечение инвестиций. Основные задачи проекта: обеспечение устойчивого развития территории за счет совершенствования пространственной структуры; разработка основных направлений градостроительного развития территории – с внутригородским делением; уточнение зон различного функционального назначения и ограничение на использование территории в этих зонах; определение параметров развития городских инфраструктур; определение мер по улучшению экологической обстановки в городе; развитие экологического каркаса; определение планировочных мероприятий по сохранению территорий, объектов историко-культурного наследия. Идея проекта заключается в преобразовании центральной городской системы с помощью развития городских каркасов, а также формирования интегрированной многофункциональной среды.
Основные принципы генерального плана в соответствии со стратегией развития в области архитектурной и градостроительной деятельности: создание удобного пространства, привлекательного архитектурного облика города для жителей, инвесторов и туристов; повышение эффективности и компактности городских территорий; совершенствование художественно-эстетического качества застройки и визуального восприятия городских пространств; улучшение экологического состояния и благоустройство городской среды. Согласно генеральному плану, памятники истории и культуры не только обладают культурно-исторической, научной и художественной ценностью, но и имеют градоформирующее значение. Центральная часть города характеризуется высокой концентрацией памятников, формирующих индивидуальный облик города и создающих привлекательную среду для потребителей. В связи с этим предложена актуализация проекта зон охраны историко-культурного наследия города, разработанного в 1992 г. (УралАрХИ и институт Челябинскгражданпроект, рук. В.А. Колясников). Этим проектом предусмотрено создание комплексной охранной зоны исторического центра «Регулярный город». Проект предполагал выявление памятных мест крепостей, утраченных архитектурных объектов; организацию площадей современными средствами планировки, благоустройства, монументально-декоративного искусства; создание пешеходных, туристических, торговых, рекреационных и транспортных путей с благоприятными условиями для охраны и экспозиции памятников; ориентацию на формирование целостной среды, раскрывающей образы города-крепости, города – торгового центра.
Генеральным планом предусмотрено развитие инфраструктуры для различных видов туризма (делового, культурно-развлекательного и др.), проведения праздничных и спортивных мероприятий. Основная цель развития туризма направлена на повышение известности и привлекательности города. В городе работает «Центр развития туризма», основные направления которого связаны с разработкой новых туристических маршрутов, улучшением инфраструктуры, реализацией инвестиционных проектов, проведением выставок и брендированием территории. На сайте администрации г. Челябинска под выложенной документацией проекта Генерального плана отдельно выделены основные принципы ключевых подходов обновленной версии генерального плана: эффективное использование территорий; компактность; полицентричность; сомасштабность человеку; баланс функций; разнообразие городской среды; связность; своеобразие и узнаваемость; развитие и сохранение природного ландшафта [2].
![]() б. | |
![]() в. |
Рис. 2. Генеральный план: а – Карта функциональных зон городского округа;
б – Карта функциональных зон городского округа. Проектный план (Основной чертеж);
в – Природно-реакционный каркас города Челябинска. Существующее положение;
г – Природно-реакционный каркас города Челябинска. Проектные предложения [2]
Материалы Генерального плана показывают, во-первых, возможности развития общественных пространств на основе природно-рекреационного (природно-экологического) каркаса; во-вторых, потенциал развития природно-экологического каркаса за счет промышленных территорий, имеющих в документе слабый уровень детальности разработки; в-третьих, необходимость разработки отдельного чертежа, демонстрирующего систему общественных пространств, состоящую из главных улиц и площадей; такая система определяет функционально-пространственный каркас и особенности его ансамблевого построения.
Дополнительно к генеральному плану можно разработать маркетинговую стратегию, включающую концепцию по развитию городской среды, содержащую информацию об образе и облике города, городских лозунгах, бренде, позиционировании, продвижении, развитии городской среды. Стратегия может содержать проектные решения по наполнению города уникальными объектами, наполнению городской среды МАФ, информацией о реновации и ревитализации заброшенных объектов; карты с озеленением; формирование туристических маршрутов. Маркетинговая стратегия должна содержать наглядный визуальный проект для реализации: чертежи, схемы, 3D-визуализацию, цвето-фактурные карты, карты мощения, посадок, спецификации с изображениями МАФ.
В Генеральном плане города учитывается реализация агломерационного принципа: развитие проекта «Большой Челябинск» (Челябинская агломерация). Основные цели проекта: повышение потенциала инвестиционного развития и диверсификации экономики территории, развитие городской среды для повышения уровня качества жизни граждан, повышение уровня образования населения и создание благоприятной социокультурной среды [5, 10]. В проекте Челябинской агломерации предполагается строительство офисно-выставочного комплекса на ул. Новороссийской и конгрессно-выставочного комплекса Челябинск-Экспо на 5 тыс. м2 для маркетингового продвижения продукции научного, аграрного и промышленного секторов экономики. В проекте агломерации уделяется внимание памятникам историко-культурного наследия как объектам духовно-нравственного, эстетического воспитания.
Предложен комплекс мероприятий по решению проблем модернизации архитектурно-планировочной структуры города: выявление градостроительных и природных доминант с сохранением исторической среды, сокращение типовой застройки; обустройство водных объектов с парковыми пространствами; создание туристических маршрутов по историческому ядру с системой пешеходных зон, размещение малых архитектурных форм – художественных композиций, арт-объектов; формирование четырех въездных групп в город; организация сети веломаршрутов с соединением парковых, культурных и архитектурных достопримечательных мест; актуализация историко-архитектурного опорного плана и проекта зон охраны памятников истории и культуры в границах всего города.
В городе разработана программа по Реализации пилотного проекта по цифровизации городского хозяйства Челябинска «Умный город», согласно приоритетному направлению стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2035 г. [8]. Ведутся поиски «уникального позиционирования города» [1]. Программа предполагает контроль за транспортной и инженерной инфраструктурой, обеспечением благоприятного экологического состояния города, и, как следствие, за повышением качества жизни населения. Для жителей и туристов будет разработан информационный портал с данными о туристических маршрутах, гостиницах, экскурсиях, интерактивных и культурно-выставочных мероприятиях. На объектах историко-культурного наследия предполагается система QR-навигации. Для реализации проекта «Умный город» будут привлечены инвесторы. Планируется создание «Цифрового двойника города» – виртуальной копии города, разработанной по всем сферам городского хозяйства: транспорт, благоустройство, спецтехника, озеленение, освещение и т.д. Развитием «умных сервисов» занимается компания «Интерсвязь». Созданы программы: умный домофон, парковки, общественное видеонаблюдение, умные счетчики и т.д. [9].
Реализация стратегического и градостроительного планирования
В городе выполняются программы по реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, Паспорта национального проекта «Жилье и городская среда». Осуществляется приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» на период с 2017 по 2024 г., основное направление которого – оснащение городских дворов, благоустройство парков и скверов (рис. 3) [14]. В Челябинске за 2021 г. были благоустроены 51 дворовая территория и 9 общественных пространств. Достаточно активно высаживаются молодые саженцы деревьев и кустарников. Модернизирован парк Терешковой в космической тематике. Благоустроены сад Победы и сквер Алого Поля. Организованы дополнительные зоны отдыха рядом с ЮУрГУ (рис. 4).
Рис. 3. Карта объектов благоустройства г. Челябинска (показано точечное развитие городских территорий)
![]() а. | ![]() б. |
в
Рис. 4. Благоустройство в центре города и на отдельных территориях:
а – уличная мебель, Ленина 71, Ленина 40; б – сквер напротив ЮУрГУ; в – озеленение, клумбы
Не так давно в городе появился сад камней со скульптурами из песка, олицетворяющими историю города. Неподалеку от территории заброшенного строительства моста Конгресс Холла благоустроена набережная, а также организован небольшой сквер, планировочное решение которого выполнено на основе принципов художественного подхода, но дизайн уличной мебели, освещения, ограждения от воды не соответствует существующей исторической среде набережной, выполненной в неоклассическом стиле.
В 2021 г. в Челябинске созданы значимые объекты для жителей и гостей города: стела «Город трудовой доблести» на Аллее Славы, набережная реки Миасс, общественные пространства и скверы, новая детская филармония. На реализацию муниципальной программы «Развитие сферы наружной рекламы в городе Челябинске» было выделено 11,2 млн. руб. для совершенствования единого рекламно-информационного пространства [6].
На сайте управления по архитектурно-градостроительному проектированию г. Челябинска в разделе «Дизайн городской среды» размещены положения и проекты дизайн-кодов: вывесок, площадок, автостоянок, наружного освещения, наружных конструкций, строительных ограждений, дизайн-код НТО. Отдельно выставлены типовые эскизные проекты нестационарных торговых объектов: торгово-остановочные комплексы; торговые павильоны; торговые киоски; пункты шиномонтажа; автомойки; торговые автоматы; павильоны по продаже печатной продукции; автосервисы. Разработан каталог элементов благоустройства. Он включает требования к остановкам ОТ, площадки для собак, велопарковки (проектное предложение, методические рекомендации), станции технического обслуживания велосипедов, пешеходное мощение общественных пространств, городской сантехнический узел и рисунок на двери [13].
Создан проект «КСОТ – 2020», в котором предполагается создание комфортной дорожной сети для пешеходов посредством строительства метро, новых дорог, дорожек для пешеходов и велосипедистов, а также реконструкции существующих дорог. Разработана стратегия развития велосипедной инфраструктуры и велосипедного движения.
В 2018 г. активно шла работа над проектом маркетинговой стратегии города, но реализации проект не получил. Проектом предполагалось создание коммерческого бренда Челябинска. Ядром стратегии рассматривалась экология: Челябинск – город с самыми прогрессивными в мире экологическими технологиями в промышленности. Цель маркетинговой стратегии заключалась в привлечении в город новых жителей, инвесторов и туристов. Один из сценариев развития маркетинговой стратегии Челябинска – развитие компетенций: подготовка специалистов различного профиля для современных производств. Городу нужны проекты всероссийского и мирового масштаба. Основной направленностью города так и останется его индустриализация, но с учетом того, что он станет новоиндустриальным, чистым, инжиниринговым и наукоемким технополисом. Маркетинговая стратегия должна была стать одной из центральных подпрограмм стратегии социально-экономического развития Челябинска до 2035 г.
Проекты благоустройства реализуются большей частью с помощью проведения конкурсов и конкурсного отбора, опросов жителей, либо путем голосования. Отдельные проекты разрабатываются различными организациями и непосредственно сотрудниками управления архитектуры. Объявлен открытый архитектурный конкурс на разработку архитектурной концепции (эскизного проекта) въездной группы «Челябинск».
Приоритетные проекты развития городской среды
На сайте городской администрации представлены следующие маркетинговые мероприятия:
1. «Прогулки по Челябинску» – инновационный проект, содержащий два направления экскурсии «Кировка: история и современность» и «С именем Пушкина»; проект является комплексным и сочетает очные встречи и виртуальные экскурсии на платформе izi-trevel; уникальность online-проекта заключается в получении информации аудиоэкскурсий об историко-культурных объектах со смартфонов.
2. «1736 квартал создателей» – проект технопарка – кластера высоких технологий IT, где планируется уникальное сочетание технопарка и мультифункционального комплекса, совместная работа IT-разработчиков, инженеров, конструкторов, дизайнеров и проектировщиков; эффективность связана с увеличением налоговых отчислений, размещением 60–70 компаний рецендентов для создания более 500 рабочих мест.
3. Проект центра образования и инноваций в строительстве «Академия строительства», выполненный в рамках Национального проекта «Жильё и городская среда»; центр планируется построить с применением экологичных материалов и систем «умного дома».
4. «Индустриальный парк НПП» – создание второго по величине индустриального парка.
5. «Центр креативных индустрий Svoboda2» – первый творческий кластер, формируемый на базе производственных площадей бывшего завода Оргстекло с объединением на его территории фотостудии, Event агентства, продюсерских центров, школы прикладного искусства, ателье и брендеринговых агентств.
Челябинск входит в систему городов-побратимов, устанавливающих дружеские связи для экономического и культурного сотрудничества, обмена опытом в решении широкого круга проблем. Города-побратимов Челябинска: Ноттингемшир (графство в Англии), Коламбия (США, штат Южная Каролина), Рамла (Израиль) и Урумчи (Китай), Казань, Уфа и Омск. Партнерство оказывает положительное влияние на привлечение инвестиций и поиск подрядчиков, для строительства новых интересных городских объектов.
В связи с подготовкой к саммитам ШОС и БРИКС в Челябинске были проведены крупные конкурсы. По результату архитектурного конкурса «ARCHICHEL-2020» предполагалось строительство масштабного конгресс-холла, реконструкция аэропорта и городской набережной [16]. Частичную реализацию получил проект аэропорта согласно конкурсной работе (рис. 5).
а. б. в.
Рис. 5. Проекты представленные на конкурс «ARCHICHEL-2020»:
а – «Конгресс- центр»; б – «Аэропорт»; в – «Набережная»
На Всероссийский конкурс «Архитектурно–градостроительная концепция развития исторического центра города Челябинска» были представлены достаточно объемные по своему масштабу проекты. В них были аналитические схемы и проектные предложения по развитию среды (рис. 6.).
Проект «Челябинск: город возможностей. Городские архипелаги» от фирмы De Architekten Cie. International B. V. (Амстердам, Нидерланды) занял 1-е место. Основная идея проекта заключалась в способствовании здоровью и процветанию Челябинска в будущем посредством внимания текущим проблемам с созданием гибкой структуры города, которая сможет разрешить долгосрочные задачи.
Проект «Челябинск – город науки и технологий. Синергия города» проект от ООО «Архитектурная мастерская «Атриум» (Москва) занял 2-е место. Развитие городской среды происходит посредством синергии – суммирующим эффектом взаимодействия двух или более факторов, существенно превосходящих эффект каждого отдельного элемента. Синергетическое развитие предполагает правильное определение точки запуска синергии города. Формирование образа города как города науки и технологий.
Архитектурно-градостроительная концепция развития исторического центра Челябинска в границах улиц: Тимирязева, Сони Кривой, Энгельса, Братьев Кишириных, Российская от ИП Савчук Сергей Иванович (Architect URAL Studio «SW») (Челябинск) заняла 3-е место. Концепцией предложено комплексное решение изложенных проблем: восстановление композиционных связей; сохранение исторического силуэтного и объемно-пространственного облика городского образования; сохранение характерных уникальных памятников архитектуры и ансамблей: восстановление периметральной застройки кварталов; оптимизация улично-транспортной сети; функциональная реорганизация исторической сети.
а – проект фирмы De Architekten Cie. International B. V. (Амстердам, Нидерланды)
б – проект ООО «Архитектурная мастерская «Атриум» (Москва)
в – ИП Савчук Сергей Иванович (ArchitectURAL Studio «SW», Челябинск)
Рис. 6. Проекты, представленные на Всероссийский конкурс
«Архитектурно-градостроительная концепция развития исторического центра города Челябинска» [15]:
В рамках фестиваля граффити «Культурный код» [7], в августе 2020 г. на Университетской Набережной было создано 11 муралов (рис. 7). Руководство города и области поддерживает подобное мероприятия.
Рис. 7. Фестиваль граффити «Культурный код». Фото Е.В. Хороховой
Выставочные мероприятия организуют региональный выставочный центр ЮжУралЭкспо, конгрессно-выставочный холл, выставочный центр «Мегаполис» [15]; Социальные опросы по реорганизации городской среды представлены на сайте «Активный житель» [3]. Они связаны с установкой новых остановочных пунктов; благоустройством парков и скверов; проведением различных конкурсов по разработке и реконструкции общественных пространств, фасадов зданий. В формировании городской среды Челябинска в последние годы особое значение имеют своеобразные маркетинговые мероприятия.
Заключение
Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы по развитию городской среды:
1. В Челябинске разработан и реализуется пакет документов по управлению развитием городской среды. В него входят: Стратегия социально-экономического развития города Челябинска на период до 2035 года; Генеральный план 2019 года (актуализирован в 2021 году); проект Большой Челябинск (Челябинская агломерация); пилотный проект по цифровизации городского хозяйства города Челябинска «Умный город»; дизайн-коды и приоритетные стратегические проекты, выполненные на конкурсной основе.
2. Основные положения Стратегии развития и Генерального плана Челябинска, проекта Челябинской агломерации, направленные на достижение общей цели: обеспечение устойчивого развития территории, формирования комфортной и безопасной среды.
3. Проектные и конкурсные предложения по развитию городской среды связаны с использованием историко-культурного наследия, что является положительным для формирования городской идентичности, привлекательности территории, повышения культурного потенциала местности. Наблюдается использование современной стилистики при создании застройки и городского пространства.
4. При благоустройстве центра города, особенно рядом с историческими постройками, можно наблюдать установку оборудования и малых архитектурных форм, не соответствующих требованиям эргономичности и безопасности.
5. На карте объектов благоустройства города Челябинска наблюдается точечное развитие городских территорий, которое проводится без учета единой художественной концепции в проектировании городской среды, упускается возможность управления формированием единого выразительного облика. Отсутствует ясная и яркая идея архитектурно-пространственного развития города с учетом формирования всей системы общественных пространств, включая основные магистрали и центры соцгорода, природно-рекреационный каркас.
6. Для координации формирования выразительного архитектурного облика города необходимо разработать объемно-пространственные и стилистические модели формирования городской среды, использовать советский опыт детальной планировки и застройки центра и других крупных районов города, комплексного проектирования озеленения, благоустройства и монументально-декоративного оформления пространства.
7. Особое внимание следует уделить развитию городской среды промышленно-селитебных районов города, детально разработать благоустройство и озеленение промышленных зон. Они должны быть образцами решения социальных и рыночных вопросов.
8. Для решения приоритетных задач необходимо продолжить разработку стратегических архитектурно-градостроительных проектов. Они будут способствовать созданию единой системы общественных пространств и ансамблей города, новых точек экономического роста и инновационного развития социальной и транспортной инфраструктуры, охраны и рационального использования природного и историко-культурного наследия.
References
1. Borisova, O.M. (2010 Development of a city positioning strategy (on the example of Omsk). Regional Economy: Theory and Practice, No. 36, pp. 44-51. (in Russian)
2. Federal project “Formation of a Comfortable Urban Environment” of the national project “Housing and Urban Environment”. Available from: http://gorodsreda.ru/federal-projects/gorodskaya-sreda/ (in Russian)
3. Voting [Online] Electronic Voting. Available from: https://opros.gosuslugi74.ru/news (in Russian)
4. How the cities in which we live are designed [Online] Lifehacker PIK. Available from: https://lifehacker.ru/special/pik-megapolis/article/ (accessed 05/25/2022) (in Russian)
5. Kolmakova, E.M., Kolmakova, I.D., Degtyareva, N.A. (2018) Spatial development of the region in the context of the strategy of socio-economic growth. Bulletin of the Chelyabinsk State University, No. 3 (413). Economic Sciences, Issue 60, pp. 30-37. (in Russian)
6. Comprehensive report "Results of the socio-economic development of the city of Chelyabinsk for 2021" [Online] Department for Architectural and Urban design of the City of Chelyabinsk. Available from: https://cheladmin.ru/ru/oficialnaya-informaciya/ekonomika/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-goroda-chelyabinska (in Russian)
7. Natalya Kotova told what Chelyabinsk would gain from winning in the voting for hosting a graffiti festival [Online] Network of City Portals LLC. Available from: https://74.ru/text/gorod/69015169/ (in Russian)
8. On approval of the rules for the maintenance, repair and restoration of facades of buildings and structures in the territory of the city of Chelyabinsk (as amended on: 29/05/2018) [Online] Kodeks JSC, 2020. Available from: http://docs.cntd.ru/document/432947241 (accessed 01/06/2020). (in Russian)
9. From the digital twin of the city to white metallurgy. The true history of the transformation of Chelyabinsk [Online].Available from: https://www.comnews.ru/content/207918/2020-07-08/2020-w28/cifrovogo-dvoynika-goroda-do-beloy-metallurgii-podlinnaya-istoriya-preobrazovaniya-chelyabinska (in Russian)
10. Sachuk, T.V. (2013) Territorial Marketing for the Preservation of the Settlement System in Modern Russia. Eco, No. 8 (470), pp. 159-173. (in Russian)
11. Smolyar, I.M. (2004) Terminological dictionary of urban planning. Moscow: ROKHOS. (in Russian)
12. Strategy for the socio-economic development of the city of Chelyabinsk for the period up to 2035 [Online] Kodeks JSC. Available from: https://cheladmin.ru/ru/administraciya-goroda/struktura-upravleniya/upravlenie-po-strategicheskomu-planirovaniyu/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-goroda/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya (accessed 11.04. 2022). (in Russian)
13. Office for Architectural and Urban Planning of the city of Chelyabinsk [Online]. Available from: http://www.arch74.ru/ (in Russian)
14. Formation of a comfortable urban environment [Online] Official website of the Chelyabinsk City Duma. Available from: http://chelduma.ru/formirovanie-komfortnoy-gorodskoy-sredy-0 (accessed 01.01.2020). (in Russian)
15. Khorokhova, E.V. (2015) Exhibition grounds of Chelyabinsk. Actual problems of design, advertising and public relations: Articles and abstracts of reports to research conf. "Advertising Kaleidoscope", (Chelyabinsk, April 6-10, 2015). Chelyabinsk: Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, pp. 70 - 73. (in Russian)
16. Chelyabinsk will host 20 events within the Framework of the SCO and BRICS summits in 2020 [Online] TASS. Available from: https://tass.ru/ural-news/7578265/ (accessed 01.02.2020). (in Russian)
17. Shabiev, S.G. (1995) Architectural and environmental design of industrial enterprises in the Urals. Chelyabinsk: ChGTU. (in Russian)
Citation link
Kolyasnikov, V.A., Khorokhova, E.V. PARTICULAR FEATURES IN THE DEVELOPMENT OF THE URBAN ENVIRONMENT IN THE CITY OF CHELYABINSK [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2022. – №4(80). – URL: http://archvuz.ru/en/2022_4/20/ – doi: 10.47055/1990-4126-2022-4(80)-20
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная