Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (80) December, 2022
Heritage
Postnikov Sergey P.
Doctor of Historical Sciences, Professor.
Ural State University of Architecture and Art.
Russia, Yekaterinburg, e-mail: sppostnikov@mail.ru
Dolgov Alexander V.
PhD. (Architecture), Professor,
Corresponding Member of the Russian Academy of Architecture and Civil Engineering,
Rector of the Ural State University of Architecture and Art
Russia, Yekaterinburg, e-mail: rector@usaaa.ru
Starikov Alexander А.
PhD. (Architecture), Professor, Adviser to the Rector of USUAA
Honored Academician of the Russian Academy of Art,
Corresponding Member of the Russian Academy of Architecture and Civil Engineering,
Honored Architect of Russia.
Ural State University of Architecture and Art, Ekaterinburg, Russia
Russia, Yekaterinburg
TOWARDS THE ANNIVERSARIES OF THE URAL STATE UNIVERSITY OF ARCHITECTURE AND ART NAMED FOR N.S. ALFEROV
УДК: 378
DOI: 10.47055/1990-4126-2022-4(80)-35
Abstract
Keywords: Sverdlovsk Architectural Institute, Ural State University of Architecture and Art named for N.S. Alferov, historiography, stages of evolution
В 2022 г. Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алферова отмечает неcколько крупных юбилейных дат: 75-летие становления архитектурного образования на Урале, 55-летие создания Уральского филиала Московского архитектурного института в Свердловске и 50-летие открытия самостоятельного Свердловского архитектурного института. Этим юбилейным датам и посвящена данная статья.
Истории САИ – УрГАХУ, становлению и развитию уральской архитектурно-художественной школы посвящен целый ряд научных и научно-популярных работ. Все труды по истории университета можно разбить на несколько групп: общие работы по истории Урала, где имеются сведения об университете; публикации по истории высшего образования, в том числе включающие информацию об УрГАХУ; специальные труды об университете; работы об отдельных структурных подразделениях (факультет, институт, кафедра и т.п.); публикации о выдающихся деятелях университета, внесших большой вклад в ее становление и развитие, а также о творчестве известных уральских архитекторов и художников – преподавателях вуза и его выпускниках.
Первые публикации об Уральском филиале Московского архитектурного института (УФМАИ) появились на рубеже 1960–1970 гг. В основном это были статьи и заметки в периодических изданиях, рассказывающие о первых шагах молодого института.
Серьезное изучение истории архитектурно-художественного образования на Урале началась лишь в конце 1990-х гг.
В общих работах по истории Урала и Екатеринбурга имеются краткие сведения об университете. Они, как правило, весьма бегло освещают историю вуза. Так, например, в «Уральской исторической энциклопедии» содержатся статьи об академии и ее выдающихся деятелях (К.Т. Бабыкин, Н.С. Алферов, А.А. Стариков) [45].
Сравнительно более подробные сведения об академии и ее деятелях имеются в энциклопедии «Екатеринбург». Кроме К.Т. Бабыкина, Н.С. Алферова и А.А. Старикова, в ней помещены биографии известного скульптора Г.К. Геворкяна и аниматора О.Л. Черкасовой [13].
Вторую группу составляют публикации по истории высшего образования, в том числе содержащие информацию об УрГАХУ. Обобщающих исследований по истории высшего образования на Урале сравнительно немного. Среди них можно отметить фундаментальный труд С.С. Набойченко «История высшей школы Свердловской области» [25]. В нем определены этапы становления и развития высшего образования на Среднем Урале, показан его научно-образовательный потенциал, определены возможные пути модернизации высшей школы. Специальный раздел в монографии посвящен Уральской государственной архитектурно-художественной академии [25, с. 180–184]. В нем представлены материалы о ее создании и трансформации: от зарождения архитектурного образования на базе кафедры УПИ до организации самостоятельного института, его преобразования в академию и открытия новых направлений подготовки специалистов. Ценной представляется информация обо всех ректорах академии, особенно об основателе института Н.С. Алферове и А.А. Старикове, возглавлявшем вуз более двух десятилетий. Автор отмечает, что благодаря А.А. Старикову УралГАХА не только выжил в тяжелые 1990-е гг., но и вышел на новый, более высокий уровень развития.
К третьей группе можно отнести работы по истории УрГАХУ, которых издано сравнительно немного, причем, как правило, они выходили накануне очередного юбилея вуза. Однако «юбилейный» характер изданий не умаляет их научной значимости. К 30-летию академии был выпущен специальный номер журнала «Architecton», где помещены интересные и содержательные статьи А.А. Старикова о состоянии и перспективах развития академии [35]; Л.П. Холодовой о фундаментальной науке в вузе; В.Г. Гафурова о международных связях [5]; Е.В. Штубовой о музейно-выставочном комплексе [53] и др.
Наиболее фундаментальной книгой по истории университета, на наш взгляд, является издание, вышедшее в 2007 г. к 60-летию архитектурного образования на Урале и 40-летию создания вуза [55]. «Юбилейный этаж» реально стал «книгой искренних воспоминаний и лирических размышлений». Книга состоит из трех блоков: «Управители» (очерки о ректорах академии); «Это было недавно» (воспоминания о становлении различных специализаций); «В калейдоскопе жизни и памяти» (авторские эссе, отражающие разные аспекты прошлого и настоящего академии). Кроме того, в юбилейный сборник включены стихи и проза преподавателей, талантливых не только в своей профессии, но и в литературе, изобразительном искусстве, музыке и кино. Данная книга отражает высокий научно-образовательный и творческий потенциал коллектива академии в начале ХХI в.
Основные вехи становления и развития уральской архитектурно-художественной школы нашли освещение в двух юбилейных буклетах, также изданных к 40-летию [42] и 45-летию академии [43]. Их ценность состоит в том, что в них представлены лучшие дипломные проекты студентов выпускающих кафедр за соответствующий период. Это дает возможность оценить уровень подготовки специалистов и достижения коллектива по тем или иным направлениям проектирования: в архитектуре, градостроительстве, дизайне и т.д.
Значительный вклад в изучение истории академии внесли работы А.А. Старикова. В статье «Уральская школа архитектуры и искусства» автор выделяет три этапа становления и развития архитектурно-художественной школы. Первый – с 1947 г., когда в Уральском политехническом институте была открыта выпускающая кафедра архитектуры под руководством профессора К.Т. Бабыкина, до 1967 г., когда на базе этой кафедры был образован филиал Московского архитектурного института под руководством Н.С. Алферова. Второй этап (конец 1960-х – 1980-е гг.) – становление и развитие самостоятельного архитектурного института, когда в вузе сформировалась высокая композиционно-художественная культура, четкая методика и научные основы профессиональной деятельности, создана материальная база образования и проживания студентов. Однако ввиду преобладания массовой типовой застройки, отмечает автор, архитектор был недостаточно востребован и существовал отрыв от строительной практики.
Третий этап начинается в 1990-е гг. в связи с глубокими реформами во всех сферах жизни общества. На смену госмонополизму пришли индивидуальные заказчики и подрядчики; в архитектуре, дизайне, искусстве сформировался рынок, зародилась конкуренция. Изменились требования к профессиональной, правовой и экономической подготовке специалиста, материальным условиям образовательного процесса. Все эти факторы способствовали развитию уральской архитектурно-художественной школы, повышению ее конкурентоспособности и успешной адаптации к новым условиям [36].
В статье «УралГАХА на пути реформы образования», вышедшей в 2005 г., А.А. Стариков проанализировал основные достижения вуза в 1990-е гг.: были открыты новые направления подготовки, повысилось качество образования, оно стало больше соответствовать требованиям экономики, международным образовательным стандартам и т.п. В вузе началась подготовка архитекторов-менеджеров, архитекторов-информатиков. В 2005 г. открыт Институт изобразительных искусств, созданы новые кафедры: дизайна одежды, графики и анимации и др. Расширились международные связи вуза. Был заключен договор с Хаддерсфилдским университетом (Великобритания) о совместной подготовке дизайнеров. Вместе с тем автор объективно оценивает достижения и задачи академии. Среди актуальных проблем А.А. Стариков отметил необходимость перехода на профессиональный метод архитектурного проектирования, а не по типологии зданий, адаптации отечественной методики подготовки специалистов к требованиям европейских образовательных стандартов при сохранении лучших традиций российского образования [37].
В коллективной монографии «История промышленной специализации в архитектурной школе России» на основе солидной источниковедческой базы изложен почти столетний путь становления и развития данной специализации с начала до конца ХХ в. Специальный раздел отведен возникновению и основным этапам развития промышленной специализации в уральской архитектурной школе. Авторы показали качественные изменения, произошедшие за полвека в обучении студентов проектированию объектов промышленной архитектуры, раскрыли процесс формирования научной школы, основателем которой был первый ректор института Н.С. Алферов, отметили роль отдельных заведующих кафедрой и ведущих преподавателей в совершенствовании учебно-методической и научной деятельности [17]. Истории промышленной специализации в САИ – УралГАХА посвящен также ряд статей профессора А.В. Попова [28; 29].
В работах профессоров академии Ю.А. Владимирского В.Г. Десятова, Л.П. Холодовой, А.В. Попова, С.А. Дектерева, С.И. Санка, Е.С. Горонкова, Н.П. Гарина и других раскрывается история отдельных специализаций и структурных подразделений вуза: факультетов и кафедр.
История открытия и совершенствования магистерских программ в архитектурном образовании обстоятельно обобщена и проанализирована в фундаментальной работе Л.П. Холодовой «Магистратура в архитектуре» [51]. УралГАХА во многом благодаря автору указанного труда первой в стране открыла в 1997 г. магистратуру по подготовке архитекторов-магистрантов. Этому предшествовала большая кропотливая работа по созданию государственного образовательного стандарта, подготовка учебных планов и программ, заданий на курсовые работы, состав и вид магистерской диссертации и т.д. Позже этот опыт стал успешно использоваться архитектурными вузами и факультетами по всей России.
Формирование и развитие градостроительной школы Урала нашло отражение в работах С.И. Санка. Кафедра градостроительства в САИ была открыта в 1969 г. Ее возглавил опытный архитектор В.Г. Десятов. Благодаря мудрой кадровой политике первого ректора института Н.С. Алферова на кафедре сложился мощный коллектив единомышленников, костяк которого на первом этапе составили опытные проектировщики: Л.И. Бандровская, Г.И. Дубровин, Р.В. Ламанова. Позже их ряды пополнили В.А. Пискунов, Г.С. Заикин, С.И. Санок, В.А. Колясников и др. Первый выпуск градостроителей состоялся в 1973 г. Ныне выпускники кафедры работают главными архитекторами во многих городах России, возглавляют проектные институты, профильные комитеты областных и муниципальных структур [31].
Несомненный интерес представляет книга Е.С. Горонкова, в которой показана история зарождения и развития дизайн-образования в САИ – УралГАХА, когда в 1968 г. была открыта кафедра «Промышленного искусства». В книге прослежен путь развития дизайна от первой кафедры до факультета, ставшего одним из ведущих в академии, открытие новых профилей подготовки специалистов и создание новых кафедр: дизайна среды, графического дизайна, дизайна одежды. В книге раскрыта роль основателя кафедры промышленного дизайна Ю.А. Владимирского в формировании мощной школы дизайна, которая стала одной из лучших в России [7]. Факультету в целом и кафедре индустриального дизайна в частности посвящены альбомы «Уральская школа дизайна», (вышел к 40-летию создания специализации «Дизайн» в УралГАХА [46]) и «Школа северного дизайна» [52]. В первом альбоме содержатся краткие сведения о формировании дизайн-образования в вузе, показаны достижения кафедры промдизайна, ее лучшие выпускники и преподаватели. Во втором отражена уникальность дизайн-разработок академии для условий Арктики.
В альбоме, посвященном вновь созданному в 2005 г. Институту изобразительных искусств УралГАХА, рассказывается предыстория его организации. В 1991 г. специальности «Монументально-декоративное» и «Декоративно-прикладное искусство» были открыты на базе кафедры композиционно-художественной подготовки. Эти специальности стали основой для создания в 1995 г. кафедры декоративного искусства. В 2002 г. в структуре кафедры появилась мастерская анимации. Наконец, в 2005 г. был создан Институт изобразительных искусств «как результат естественной эволюции творческого коллектива кафедры декоративного искусства» [41, с. 2–3]. Следует отметить, что за 17 лет плодотворной деятельности институт превратился в полноценное структурное подразделение академии, готовящее специалистов высокого уровня по образовательным программам МДИ, ДПИиНП, Графика и Живопись.
Неповторимость и уникальность уральской архитектурно-художественной школы заключается не только в том, что она охватывает практически все направления архитектурно-художественного образования, но имеет в своем комплексе структуры, которых нет в других творческих вузах: Музей архитектуры и дизайна и Уральский центр развития дизайна. Дизайн-центр структура молодая, созданная в 2008 г. Его история еще не написана. Музею архитектуры и промышленной техники Урала (ныне – Музей архитектуры и дизайна) в 2020 г. исполнилось 45 лет. Истории его становления и развития посвящены работы Г.В. Тюленевой [40, с. 176–186], Е.В. Штубовой [53, с. 20–22], М.А. Лесниковой [23]. В них показаны этапы формирования музея, раскрыто богатое содержание его коллекций, формы и методы работы со студентами, жителями и гостями Екатеринбурга.
Уральский государственный архитектурно-художественный университет – вуз творческий. В таких вузах роль субъективного фактора – личности, на наш взгляд, особенно велика. Коллектив академии свято чтит память «отцов-основателей». Это, прежде всего, основоположник архитектурного образования на Урале К.Т. Бабыкин, первый ректор Н.С. Алферов, ректоры академии в разные периоды ее истории А.Э. Коротковский, Г.С. Заикин, А.А. Стариков. Их жизни и деятельности посвящен целый ряд публикаций, авторами которых являются В.Г. Десятов, А.В. Попов, А.А. Стариков, В.А. Блинов, В.А. Колясников, М.В. Смирнов, В.И. Иовлев и др. Особую научно-познавательную ценность представляют монографии В.Г. Десятова, рассказывающие о творческом пути, вкладе в становление архитектурного образования на Урале К.Т. Бабыкина [11] и Н.С. Алферова [12]. Автор не просто рассказывает их биографии, но показывает роль личности, ее влияние на процессы, связанные с развитием архитектуры как научно-проектной и образовательной деятельности.
Уральский государственный архитектурно-художественный университет всегда имел и продолжает сохранять мощный творческий и научно-образовательный потенциал. Его главное богатство – человеческие ресурсы студентов и преподавателей. Целый ряд научных публикаций и творческих работ раскрывают этот потенциал, рассказывают о достижениях в архитектурном проектировании, дизайн-проектировании, изобразительном искусстве профессоров академии С.А. Дектерева, В.А. Блинова, В.М. Слукина, Е.Э. Павловской [26], Г.А. Геворкяна [6], Н.В. Костиной [20], доцентов В.В. Костина [4] А.В. Котышева [21] и др.
Таким образом, за последние четверть века проведена значительная работа по изучению становления и развития архитектурно-художественного образования на Урале. Однако обобщающих фундаментальных трудов, которые охватывали ли бы все стороны жизни университета с момента его организации до наших дней, пока не создано. Поэтому к самому «круглому» юбилею УрГАХУ – его 50-летию – большой авторский коллектив подготовил уникальное научно-популярное издание «Уральский государственный архитектурно-художественный университет: Энциклопедический словарь» – свод современных знаний о прошлом и настоящем вуза, его факультетах и кафедрах, других структурных подразделениях, преподавателях и сотрудниках, внесших наибольший вклад в становление и развитие университета за полвека своего становления и развития [47].
К своему юбилею Уральский государственный архитектурно-художественный университет им. Н.С. Алферова стал одним из ведущих вузов страны, готовящих высококвалифицированные кадры в области градостроительства, архитектуры, дизайна, изобразительного и прикладных видов искусства.
А начиналось все в далеком 1947 г., когда в Уральском индустриальном институте (ныне Уральский федеральный университет) была создана выпускающая кафедра архитектуры. Возглавил ее известный архитектор, профессор Константин Трофимович Бабыкин. 17 мая 1967 г. вышел приказ Минвуза РСФСР №247 «Об организации филиала Московского архитектурного института в городе Свердловске».
Если для создания филиала МАРХИ достаточно было приказа Министерства, то решение об открытии самостоятельного института принималось на самом высоком уровне. 15 мая 1972 г. было принято постановление Совета Министров СССР «Об организации архитектурного института в г. Свердловске» на базе Уральского филиала Московского архитектурного института за подписью председателя Правительства А.Н. Косыгина. 30 мая того же года аналогичное решение принял Совет Министров РСФСР, обратив особое внимание на укомплектование нового вуза педагогами с учеными степенями и званиями. Первым ректором САИ стал Н.С. Алферов, возглавлявший до этого УФ МАРХИ.
21 июня 1995 г. приказом Госкомитета Российской Федерации по высшему образованию № 936 Свердловский архитектурный институт переименован в Уральскую государственную архитектурно-художественную академию.
Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2015 г. № 1246 УралГАХА был переименован в ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет».
Помимо подготовки архитекторов, в 1968 г. открыты специальность «Промышленное искусство» (в настоящее время «Дизайн») и специализация «Градостроительство».
В 1990–2010-е г.г. под руководством ректора члена-корреспондента Российской академии архитектуры и строительных наук, Почетного академика Российской академии художеств, Народного архитектора России А.А. Старикова происходит существенная модернизация вуза и расширение направлений специальностей и профилей профессиональной подготовки. Были созданы филиалы академии в Ханты-Мансийске, Тюмени и Нижнем Тагиле (закрыты в 2013–2014 гг. в целях оптимизации филиальной сети вузов).
С 1991 г. в экспериментальном порядке впервые в России осваивается многоуровневая подготовка архитекторов и дизайнеров, выпускаются первые в стране бакалавры и магистры. Пилотные образовательные программы, модели специальностей различного уровня становятся достоянием всей образовательной системы страны. Впервые на Урале организуется высшее художественное образование по специальностям Монументально-декоративное искусство, Декоративно-прикладное искусство.
В 1994 г. были созданы факультеты довузовской художественной подготовки, очно-заочного обучения, дополнительного профессионального образования. Вскоре открываются аспирантура и докторантура, специализированный совет по защите кандидатских диссертаций.
В 1995 году под руководством А.В. Долгова была создана кафедра Истории искусств и реставрации, которая к настоящему времени выпустила более двухсот архитекторов-реставраторов, внесших значительный вклад в сохранение объектов культурного наследия Урала и за его пределами.
Отвечая на вызовы времени, в 2001 г. в академии создается Институт урбанистики с подготовкой менеджеров и информатиков в архитектуре и градостроительстве.
В мае 2004 г. вышел первый номер электронного журнала «Архитектон», из серии «Известия вузов», включенный в перечень Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки РФ, организуется собственное издательство, вводятся в эксплуатацию спортивный комплекс и спортивная база на озере Шарташ. В марте 2005 г. в структуре академии создан Институт изобразительных искусств. Открыты специальности Живопись, Графика, Искусство интерьера.
Таким образом, к 2010 г. было завершено формирование образовательной вертикали и сегмента подготовки творческих кадров, охватывающий практически всю креативную сферу предметного мира человека от ювелирного украшения до генеральных планов городов и региональных систем расселения. Продолжен исторический опыт ВХУТЕМАСа по созданию уникального в стране мультипрофильного вуза творческой направленности.
Следующим этапом становления университета стали 2011–2020 гг. – время изменения государственной политики в сфере высшего образования. Главным вектором ее явилась оптимизация всей образовательной сети в сторону укрупнения вузов путем слияния и присоединения, ликвидации филиалов, копирования западного опыта и критериев эффективности работы. Главное достижение вуза – сохранение самостоятельности, научно-творческой и образовательной идентичности. Более того, успехи вуза позволили ему в 2015 г. получить статус университета, что в какой-то мере явилось гарантией от посягательств на его самостоятельность.
Важным событием в эти годы следует считать завершение строительства Уральского центра развития дизайна и Музея архитектуры и дизайна в Историческом сквере города по государственной инвестиционной программе. В структуре этого комплекса появились актовый зал и значительное количество выставочных площадей. Это повысило возможности и эффективность воспитательной и научно-познавательной работы со студентами, жителями и гостями города.
Ключевую роль в этом периоде развития университета сыграли высокопрофессиональная команда ректората во главе с ректором С.П. Постниковым, профессионалы кафедр и факультетов.
Новый этап в истории университета наступил в 2020 г., когда его возглавил заслуженный архитектор РФ, член-корреспондент РААСН Александр Владимирович Долгов. Основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в УрГАХУ, получили международную и профессиональную аккредитацию и были включены в Европейский реестр аккредитованных программ DEQAR. О высоком уровне подготовки специалистов в университете свидетельствуют итоги ХХХI Международного смотра-конкурса лучших квалификационных работ по архитектуре, дизайну и искусству, проходившем осенью 2022 г. в Казани. От УрГАХУ участвовало 40 работ, 38 из них награждены дипломами МООСАО первой степени и 2 – дипломами второй степени. Кроме того, выпускники университета получили более 10 других наград. По их количеству УрГАХУ уверенно занял второе место после МАРХИ, что еще раз подтверждает мощный потенциал уральской школы архитектуры, дизайна и изобразительного искусства. За три прошедших года резко вырос объем хоздоговорных научно-исследовательских и проектных работ. Традиционной становится Международная научно-практическая конференция «Диалоги о защите культурных ценностей». Созданы новые научно-исследовательские и проектные лаборатории. В 2022 г. проведена III Уральская триеннале декоративного искусства, в которой приняли участие более 400 профессиональных и начинающих художников из десятков городов России и стран ближнего зарубежья.
В первой четверти ХХI в. Уральский государственный архитектурно-художественный университет сохраняет позиции одного из ведущих в России вузов архитектурно-художественного профиля, единственного в Уральском федеральном округе. Это сложный образовательный, научный и творческий комплекс, обеспечивающий непрерывную многоуровневую подготовку специалистов, которая включает довузовскую подготовку, бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, повышение квалификации и профессиональную переподготовку.
В университете обучается около 2000 студентов и 30 аспирантов. Научно-образовательную деятельность осуществляет квалифицированный состав педагогов численностью около 250 человек. Среди них 65 докторов и профессоров и 135 кандидатов наук и доцентов, 3 члена государственных академий наук, один народный архитектор, более 100 членов творческих Союзов архитекторов, дизайнеров, художников, 12 заслуженных архитекторов, художников, деятелей науки и культуры России.
Поздравляем коллектив университета с юбилеями! Желаем дальнейших творческих успехов, мира, добра и процветания!
Авторы выражают признательность директору Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ Е.В. Штубовой за предоставление документов для данной публикации.
References
1. Archiperspective. (2015) The 10th Open All-Russian Festival of Student Creativity in Art: Anniversary Album. Ekaterinburg: s.n. (in Russian)
2. Veselovskaya, V.G. (2007) Babykin K.T. - the founder of the architectural school in the Urals. Architecton: Proceedings of Higher Education, No. 2(18). Available from: http://archvuz.ru/en/2007_2/21/ (in Russian)
3. Vladimirsky, Yu.A. (2007) At the origins of higher design education in the Urals. In: V.A.Blinov (ed.) The Jubilee Storey: A book of sincere memories and lyrical reflections. Ekaterinburg: Architecton, pp. 119-128. (in Russian)
4. Valery Kostin. (2007) Painting: Album. Ekaterinburg: Architecton. (in Russian)
5.Gafurov, V.G. (2002) International relations: from mutual interest through the crisis to a new level of collaboration. Architecton, No. 3, pp. 19. (in Russian)
6. Gevorkyan, G.A. (2012) Sculpture: Catalog. Ekaterinburg: Architecton. (in Russian)
7. Goronkov, E.S. (2010) The origin and development of design education in the Urals: A historical essay. Ekaterinburg: Architecton. (in Russian)
8. Dekterev, S.A. (2007) Stepping into the new century (Department of Residential and Public Architecture: a bit of history and a look into the future). In: V.A.Blinov (ed.) The Jubilee Storey: A book of sincere memories and lyrical reflections. Ekaterinburg: Architecton, 2007, pp. 128 - 133. (in Russian)
9. Desyatov, V.G. (2007) Teacher in the world of beauty (K.T.Babykin). In: V.A.Blinov (ed.) The Jubilee Storey: A book of sincere memories and lyrical reflections. Ekaterinburg: Architecton, pp. 10 - 17. (in Russian)
10. Desyatov V.G. (2007) Three departments - my three preoccupations. In: V.A.Blinov (ed.) The Jubilee Storey: A book of sincere memories and lyrical reflections. Ekaterinburg: Architecton, pp. 108 - 119. (in Russian)
11. Desyatov, V.G. (2008) Konstantin Trofimovich Babykin. Ekaterinburg: Architecton. (in Russian)
12. Desyatov, V.G. (2010) Nikolai Semenovich Alferov: Memories of the life of a master of architecture. Ekaterinburg: Architecton. (in Russian)
13. Ekaterinburg: Encyclopedia (2002) Ekaterinburg: Akademkinga, pp. 114, 646–647. (in Russian)
14. Iovlev, V.I. (1997) The Beginning (Department of Fundamentals of Architectural Design of the Ural State Academy of Architecture and Arts: History and Development Prospects). Architecton, No. I-II, pp. 27–31. (in Russian)
15. Iovlev, V.I. (2007) The founder of the research school of systemic architecture (A.E. Korotkovsky). In: V.A.Blinov (ed.) The Jubilee Storey: A book of sincere memories and lyrical reflections. Ekaterinburg: Architecton, 2007, pp.25–32. (in Russian)
16. Iovlev, V.I. (2014) The humanistic orientation of A.E. Korotkovsky’s creativity. Architectural Environment and Quality of Life in Cities: Proceedings of the international research conference (October 21–22, 2014). Ekaterinburg: Architecton, 2014, pp. 6–7. (in Russian)
17. Demidov, S.V. (ed.) (2006) The history of industrial specialization in the architectural school of Russia. Ekaterinburg: Architecton. (in Russian)
18. Kozlova, L.I. (2005) Prospects for the development of architecture and art education in Nizhny Tagil. Architecton: Proceedings of Higher Education, No. 12. Available from: http://archvuz.ru/en/2005_4/9/ (in Russian)
19. Kolyasnikov, V.A. (1997) Urban planning specialization: emergence and evolution. Architecton, No. I-II, pp. 41–44. (in Russian)
20. Kostina, N. (2010) Catalog of the exhibition of painting and graphics. Ekaterinburg: Salyut. (in Russian)
21. Kotyshov, A.V. (2014) Ceramics: album. Ekaterinburg: UralGAHA. (in Russian)
22. Lemegov, A.V. (2002) History and perspectives for the Ural city-planning school. Architecton, No. 3, pp. 70–73. (in Russian)
23. Lesnikova, M.A. (2005) The 30 Years of the Museum. The Construction Complex of the Middle Urals, pp. 52–53. (in Russian)
24. Milchakov, V.A. (2007) Where are the origins of the Department of Drawing. In: V.A.Blinov (ed.) The Jubilee Storey: A book of sincere memories and lyrical reflections. Ekaterinburg: Architecton, pp. 139–176. (in Russian)
25. Naboychenko, S.S. (2013) History of higher learning in Sverdlovsk Oblast region. Ekaterinburg: AMB. (in Russian)
26. Osipov, V. (2013) The Enlighteners of Ekaterinburg. Selection. Ekaterinburg: Publishing House of the Ural University. (in Russian)
27. Popov, A.V. (1997) Architecture of industrial buildings and structures and the challenges of the present day. Architecton, No. I-II, pp. 45. (in Russian)
28. Popov A.V. (2007) At the head of the Ural higher architectural school (N.S. Alferov). In: V.A.Blinov (ed.) The Jubilee Storey: A book of sincere memories and lyrical reflections. Ekaterinburg: Architecton, pp. 18–25. (in Russian)
29. Popov, A.V. (2007) The emergence and evolution of industrial specialization in the Ural architectural school. In: V.A.Blinov (ed.) The Jubilee Storey: A book of sincere memories and lyrical reflections. Ekaterinburg: Architecton, pp. 94-107. (in Russian)
30. Postnikov, S.P. (2012) We look to the future with optimism. The Construction Complex of the Middle Urals, No. 11, pp. 18–20. (in Russian)
31. Sanok, S.I. (2010) The urban planning school of the Urals. Urban Planning, No. 6, pp. 28–30. (in Russian)
32. Dekterev, S.A. (2015) Architecture. Painting. Graphics: album. Ekaterinburg: Autograph. (in Russian)
33. Smirnov, L.N. (1992) New faculties at the Ural State Academy of Architecture and Arts. History of Origin. Architecton, No. 3, pp. 18. (in Russian)
34. Smirnov, M.V. (2007) For student for some and the boss for everyone (A.A. Starikov). In: V.A.Blinov (ed.) The Jubilee Storey: A book of sincere memories and lyrical reflections. Ekaterinburg: Architecton, pp.61 – 64. (in Russian)
35. Starikov, A.A. (1992) The Results and Prospects for the Ural State Academy of Architecture and Arts. Architecton, No. 3, pp. 6–17. (in Russian)
36. Starikov, A.A. (1997) The Ural School of Architecture and Arts (towards the 50th anniversary of architectural education in the Urals). Architecton, No. I-II, pp. 21–25. (in Russian)
37. Starikov, A.A. (2005) The Ural State Academy of Architecture and Arts on the educational reform pathway. Architecton: Proceedings of Higher Education, No.4(12). Available from: http://archvuz.ru/en/2005_4/ (in Russian)
38. Starikov, A.A. , Blinov, V.S. and Kolyasnikov, V.A. (2007) The Furious (a triptych about G.S. Zaikin). In: V.A.Blinov (ed.) The Jubilee Storey: A book of sincere memories and lyrical reflections. Ekaterinburg: Architecton, 2007, pp. 49–61. (in Russian)
39. The Construction Complex of the Middle Urals in Faces (2013). Issue. III. Ekaterinburg: s.n. (in Russian)
40. Tyuleneva, G.V. (2007) How the Museum of the History of Ural architecture and Industrial Technology was established. In: V.A.Blinov (ed.) The Jubilee Storey: A book of sincere memories and lyrical reflections. Ekaterinburg: Architecton, pp. 176–185. (in Russian)
41. Chuvargina, N.P. and Chursin, D.V. (2005) The Ural State Academy of Architecture and Art: The Institute of Fine Arts. Ekaterinburg: s.n. (in Russian)
42. The Ural State Academy of Architecture and Arts: a booklet. (2007) Ekaterinburg: AMB. (in Russian)
43. The Ural State Academy of Architecture and Art: album. (2012) Ekaterinburg: Architecton. (in Russian)
44. The Ural State Academy of Architecture and Arts. (2012) The Construction Complex of the Middle Urals, Issue V, pp. 124–125. (in Russian)
45. The Ural Historical Encyclopedia. 2nd ed. Ekaterinburg: Akademkniga, 2000. (in Russian)
46. Postnikova, E.P. (2008) The Ural School of Design: a booklet. Ekaterinburg: s.n. (in Russian)
47. Blinov, V.A. (ed.) The Ural State University of Architecture and Arts: encyclopedic dictionary. Ekaterinburg: Architecton. (in Russian)
48. Khanty-Mansiysk Institute of Design and Applied Arts, a branch of the Ural State Academy of Architecture and Arts. (2011) Khanty-Mansiysk: s.n. (in Russian)
49. Kholodova, L.P. (2002) Fundamental science at the Ural State Academy of Architecture and Arts. Architecton, No. 3, pp. 17–20. (in Russian)
50. Kholodova, L.P. (1997) The development of a scientific architectural school in the Urals. Architecton, No. I-II, pp. 69–71. (in Russian)
51. Kholodova, L.P. (2010) Master’s degree in architecture. Ekaterinburg: Architecton. (in Russian)
52. Garin, N.P. (ed.) (2011) The School of Northern Design. Ekaterinburg: Architecton. (in Russian)
53. Shtubova, E.V. (1992) The Museum and Exhibition Complex of the Academy of Architecture and Arts: Development Prospects. Architecton, No. 3, pp. 19–22. (in Russian)
54. Blinov, V.A. (ed.) (2012) The ‘Leaf Fall’ of Jubilees. Ekaterinburg: Architecton. (in Russian)
55. V.A.Blinov (ed.) (2007) The Jubilee Storey: A book of sincere memories and lyrical reflections. Ekaterinburg: Architecton. (in Russian)
Citation link
Postnikov, S.P., Dolgov, A.V., Starikov, A.А. TOWARDS THE ANNIVERSARIES OF THE URAL STATE UNIVERSITY OF ARCHITECTURE AND ART NAMED FOR N.S. ALFEROV [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2022. – №4(80). – URL: http://archvuz.ru/en/2022_4/35/ – doi: 10.47055/1990-4126-2022-4(80)-35
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная