Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (81) March, 2023
Arts and crafts
Shirokovskikh Margarita S.
PhD (Art Studies), Associate Professor.
Herzen University
Russia, St. Petersburg, e-mail: ivarita@bk.ru
Korotayeva Maria A.
Master’s degree student.
Herzen University.
Russia, St. Petersburg, e-mail: mashakorotaeva231@gmail.com
Geometric ornament in swedish carpets 1940-1970s: sources of inspiration, stylistics, flavour
УДК: 745/749
DOI: 10.47055/19904126_2023_1(81)_29
Abstract
Keywords: textile ornament, Sweden, Scandinavian modern design, geometric motifs in carpet weaving, modernism in textiles
Введение
Одно из ведущих направлений в современном дизайне интерьера – минимализм – не теряет своей актуальности на протяжении нескольких десятилетий. Простота форм и четкость линий, а вместе с тем элегантность и функциональная практичность стали целью не только дизайнеров, но и потребителей. Лидирующие позиции в этом направлении занимают страны Северной Европы, где «философия минимализма» связывает воедино проблемы экологии и проектной практики, когда переработка и повторное использование синтетических материалов, а также осознанное потребление природных ресурсов оказывает влияние на создание новых форм мебели, материалов отделки, текстиля. В данном интерьере текстиль, даже если он выполняет только эстетическую функцию (декор помещения), часто оформлен с использованием геометрического орнамента. За простыми композиционными схемами и цветовыми сочетаниями стоит длительная работа технологов и дизайнеров, которые стремятся к созданию гармоничной жилой или общественной среды. Можно отметить и второе направление, сформировавшееся к началу XXI в.: ткачество как вид современного искусства [2, с. 203–204].
Разработка ковровых рисунков с геометрическим орнаментом, созданных шведскими художниками в середине ХХ в., до сих пор не рассматривалась. Опубликованные научные работы, посвященные шведским коврам, можно разделить два направления. Первое связано с осмыслением наследия М. М.-Фчеттерштром; к этой группе источников относятся иллюстрированные каталоги и монографии, отражающие картину развития мастерской «AB MMF» как центра национальной культуры и дизайна. Значительный интерес представляют монография Т. Лундгрен [7] и исследование И. Бергман [3, с. 88–94], а также альбом, выпущенный к 100-летию мастерской в 2019 г. [11]. К этой группе источников относятся и статья М.С. Широковских [2].
Иной вектор изучения наблюдается в исследованиях, где шведские ковры рассмотрены как часть общеевропейских тенденций в развитии ремесел и дизайна. В монографии С. Дэй, посвященной проблеме формирования ковровых рисунков в эпоху ар деко и модернизма, две главы отведены скандинавскому ковроткачеству [4, с. 76–79;168–173]. Феномен шведского дизайна детально изучен в монографии М. А. Тимофеевой [1], где также представлены данные о текстильном искусстве и ведущих художниках в этой сфере.
Изучение проблемы использования геометрического орнамента в текстиле Северных стран в 1940–1970-х гг. способно оказать влияние на проектную культуру современности, но в отечественном искусствознании к его анализу обращаются довольно редко. В связи с этим заявленная тема представляется нам актуальной для исследования. Цель исследования – определить особенности применения геометрического орнамента в шведских коврах 1940–1970 гг.
В связи с обозначенной целью авторы ставят перед собой ряд задач:
– обозначить тенденции и приемы применения геометрических мотивов в текстиле Швеции1940–1970 гг;
– выявить круг авторов, работавших в данном направлении;
– определить технологию производства ковров с геометрическими мотивами.
Объект исследования – ковры, произведенные в Швеции в1940-1970-х гг. Предмет исследования – стилистические и цветовые особенности шведских ковров с геометрическими мотивами середины ХХ в.
В первой четверти ХХ столетия уже сложилось мнение о Швеции как о нации высококлассного мастерства в области художественной промышленности. На Международной выставке в Париже в 1925 г. Швеция получила 36 медалей, а несколько позднее возник термин «шведское изящество» (англ. «Swedishgrace»). Он воспринимался как нечто типично шведское: упрощенные и тонко выверенные формы предметов, грациозность и хрупкость линий, игривый декор [1, с. 121].
Художники по текстилю в Норвегии, Финляндии и, в особенности, Швеции прошли непростой путь от иллюстративных композиций в духе национального романтизма до модернистски окрашенного пластического языка.
По мнению М. А. Тимофеевой, именно модернизм является значительным событием в концептуальном и проектном плане в первой четверти ХХ столетия. Модернистский язык характеризовался разрушением предметности и становлением новой, «сконструированной» формы, тяготеющей к абстрактному языку [1, с. 123]. В ковровых рисунках это проявилось в первую очередь через создание рельефных поверхностей, но некоторые авторы перешли к разработке ярких абстрактных рисунков. В 1930-х гг. работы шведских художников по текстилю чаще демонстрировали иностранные влияния, чем обращались к народному наследию [4, с. 170]. Переход шведских авторов к ярким растительным формам подготовил австрийский архитектор и дизайнер Йозеф Франк [1, с. 173], который переехал в Швецию в 1934 г. Отдавая предпочтение проектированию мебели, он, тем не менее, создал ряд интереснейших рисунков для тафтинговых ковров, которые стали классикой шведского дизайна (рис. 1).
Рис. 1. «Ковер № 1» (общий вид и фрагмент). Автор рисунка Й. Франк. 1938.
Выполнен компанией «KasthallAteljé AB», ручной тафтинг, 344,5х258 см.
Источник: https://www.bukowskis.com/en/auctions/591/557-josef-frank-carpet-matta-nr-1-hand-tufted-399-x-296-cm-josef-frank-svenskt-tenn
Необходимо отметить, что ситуация в северных странах после Второй мировой войны была неоднозначной: Швеция продолжала развивать дизайн в 1940-е гг., став страной эмиграции для авторов из Дании, Норвегии и Финляндии. «Эстетика ограниченных средств» и уважение к бытовым нуждам, а также концепция «дом как место кристаллизации культуры и благосостояния общества» стали той основой, на которой развилось направление «Scandinavian Modern Design». Стилистически он объединил пластические языки северных стран в нечто целое [1, с. 180–181].
В данном контексте особенно интересны произведения Агды Остерберг1, художницы с весьма непростой судьбой и полным лишений детством [5]. Так же, как и Марта М-Фчеттерштром2, она открыла собственную мастерскую в городе Бостад на юге Швеции. Малое производство «FirmaAgdaÖsterberg» с 1935 г. специализировалось на создании церковного текстиля. После 1951 г.художница стала создавать ковры и настенные полотна3 для общественных пространств. Период с 1951 по 1970 гг. ознаменовался для А. Остерберг переходом от создания классического церковного текстиля к смелым ярким модернистским коврам.
Рис. 2. Ковер с абстрактным рисунком по эскизу А. Остерберг
(общий вид и фрагмент). 1960-е гг.; 230х156 см.
Источник: https://www.bukowskis.com/sv/auctions/608/330-agda-osterberg-matta-rolakan-ca-230-x-156-cm-signerad-agda-osterberg-sverige-omkring-1960
Гладкотканый ковер (рис. 2), впервые представленный на выставке «Три ручья» в художественной галерее Шевде (Швеция), имеет полихромную модернистскую статичную композицию. Его цветовая гамма ассоциируется со шведской зимней природой. Пространство ковра заполнено элементами разной величины, которые, на первый взгляд, расположены довольно хаотично, но на самом деле создают гармоничную, завершенную композицию. Линии серого, белого и фиолетового оттенков разделяют полотно на геометрические фигуры сложной формы. Художница использовала яркие акценты – красные полосы, которые не нарушают единство, а наоборот, уравновешивают и подчеркивают холодную цветовую гамму [18].
Большую часть своей творческой карьеры Агда Остерберг посвятила созданию ковровых рисунков для церквей и светских общественных пространств. С течением времени орнаментальные мотивы изменились от стилизованных до нефигуративных. Многие из них были сотканы с использованием пряжи ярких цветов (лимонно-желтый, синий, бирюзовый) и с использованием технологии шпалерного ткачества с двойным соединением4.
В глаткотканном ковре «Matta 232» (355,5x245,5 см) автор применила абстрактные и повторяющиеся узоры и зеркальную композицию. Композиционные структуры линий и пятен различной конфигурации создают яркий художественный эффект. Вся композиция заполнена контрастными полосами, сквозь которые пробиваются геометрические фигуры – за счет этого создается эффект отражения на водной глади. Ковер представлен в богатой цветовой палитре спокойных, природных оттенков: коричневых, серых, цветах слоновой кости, синих и зеленых. Светло-серая меланжевая кайма придает изделию завершенный вид. В начале XXI в. произведения А. Остерберг неоднократно были представлены на аукционе «Буковскис»5. Некоторые из них, в частности ковер с полихромным геометрическим рисунком, сотканный в 1947 г. [10], демонстрируют влияние Баухауса (известно, что художница получила стипендию для посещения школы).
Для достаточного раскрытия заявленной темы необходимо рассмотреть особенности творческого языка художницы Барбро Нильссон6, которая является одной из самых важных фигур в развитии скандинавского текстиля. В пик своей творческой активности, выпавший на первую половину ХХ в., она проявила себя как художник, дизайнер и педагог. В 1942 г. Б. Нильссон возглавила ткацкую мастерскую «AB MMF» в Бостаде. Необходимо отметить, что еще во время обучения в школе Б. Нильссон активно проявляла интерес к форме и цвету [8], который был воплощен в эскизы с геометрическим орнаментом. Известно, что композиции Б. Нильссон для общественных пространств часто были вдохновлены природой.
Рис. 3. Ворсовый ковер «Гвоздика» (общий вид и фрагмент).
Автор рисунка Б. Нильссон. 1950; 228х158,5 см.
Источник: https://www.bukowskis.com/sv/auctions/598/201-barbro-nilsson-matta-nellicka-flossa-ca-228-x-158-5-cm-signerad-ab-mmf-bn
В ковре «Гвоздика»7 можно наблюдать трансформацию растительных мотивов до почти «чистой» геометрии. Главный композиционный центр ярко выражен перекрестными диагональными линиями розово-красного цвета со светло-бежевым центром. По краям расположены квадраты, в которые помещен геометрический орнамент, напоминающий соцветия гвоздик. Для большего соответствия природной форме растения автор выбрала тонкие горизонтальные и диагональные линии насыщенно бордового цвета [15]. Обрамлен ковер мелким геометрическим орнаментом, цвет которого, органично сочетается со всей цветовой гаммой ковра (рис. 3). В 1950-х гг. Барбро Нильссон использовала простые приемы построения композиции ковра – плоскость делила на равные квадраты, которые заполняла горизонтальными полосами в тон основной цветовой гаммы. Многие из ее произведений отражают «дыхание моря» и «шум леса» исключительно за счет цветовой гаммы и несмотря на жесткую геометрию [11, с. 143, 148, 150, 152, 156].
Небольшая мастерская Марты М.-Фчеттерштром, ставшая со временем одним из центров текстильного искусства Швеции и получившая весомую поддержку государства, собрала целую группу талантливых художников, в число которых входила Марианне Риштер8. Ее творческая активность выпала на 1950–1960-е гг. В этот период в Швеции начался стремительный рост жилищного строительства; типовые квартиры требовали новой организации пространства и обновленного декора. М. Риштер создавала рисунки для всех видов ковров как гладкотканых, так и ворсовых9. Надо отметить, что в Швеции ковры производились на горизонтальных ткацких станках, вручную с использованием шерстяной пряжи для утка и хлопка или льна для основы. Ручной тафтинг также производился из натуральных материалов. Таким образом, ковры массового производства сохраняли свойства элитарности и стали предметом коллекционирования.
Рис. 4. Ворсовый ковер «Стурефорс» (общий вид и фрагмент).
Автор рисунка М. Риштер, середина ХХ в., 195х140 см.
Источник: https://www.bukowskis.com/en/lots/1290873-marianne-richter-matta-maskingjord-med-lugg-sturefors-ostergyllen-ca-221-x-160-cm?from_language=fi
В 1955 г. М. Риштер начала сотрудничать с компанией «AB WahlbecksFabriker» в Линчепинге. В связи с тем, что основными покупателями данных ковров были местные фермеры, перед художницей стояла задача создания доступных, качественных современных изделий. В течение 17 лет она создавала различные коллекции ковров, но самой интересной нам представляется линия «Золотых ковров»10. Темой для ковровых рисунков стало наследие региона Эстергётланд. Каждому из ковров было присвоено название местной усадьбы, исторического места или характерной природной черты региона. В контексте изучения геометрического орнамента интересным является ковер, названный в честь усадьбы, построенной в1704 г. и окруженной парком11 [12]. Этот ковер с длинным ворсом выполнен из пряжи различных оттенков зеленого цвета. По центру композиции размещен светло-зеленый квадрат, который пересекают вертикальные травяного цвета полосы (рис. 4). Это пример машинного ковроткачества, который не уступает по выразительности образцам, выполненным вручную [9].
Рис. 5. «Рубиново-розовый ковер в коричневых тонах» (общий вид и фрагмент).
Автор рисунка М. Риштер. 1958. 195х140 см.
Источник: https://www.bukowskis.com/en/auctions/644/200-marianne-richter-matta-rubirosa-brun-gobelangteknik-ca-288-x-203-cm-signerad-ab-mmf-mr
В период работы в мастерской «ABMMF» М. Риштер создавала ковры, различные по композиции и цветовой гамме. Гладкотканый «Рубиново-розовый ковер»12 отличается удивительным узором из геометрических абстракций в открытых оттенках розового, красного и пурпурного. Как и многие художники того периода, М. Риштер делила композицию на квадраты, которые впоследствии заполняла треугольниками, создавая эффект калейдоскопа [7, с. 98–99, табл.71]. Центр полотна был обрамлен маленькими затемненными квадратами, выстроенными в шахматном порядке. Известно несколько цветовых вариантов для данного рисунка: синий, красный, зеленый, золотисто-коричневый (рис. 5), но название рисунка остается во всех вариантах неизменным: рубиново-розовый ковер [14].
Прием, когда ковровая плоскость делилась на сегменты, выкрашенные в тональные градации одного цвета, часто использовался в 1950–1960-х гг. при проектировании текстильных рисунков. Ковер, сотканный по эскизу Карин Юнссон, выполнен в подобной стилистике [6]. При детальном рассмотрении заметно, что для ткачества использовалась меланжевая пряжа. Этот эффект сообщает коврам некоторое мерцание, пульсацию цветовых плоскостей, еще более приближая к калейдоскопу (рис. 6).
Рис. 6. Ковер с абстрактным рисунком (фрагмент и общий вид).
Автор рисунка К. Юнссон. 1960-е гг., 204х190 см; соткан в мастерской «Klockargårdens Hemslöjd».
Источник: https://www.bukowskis.com/sv/auctions/S210/lots/840271-karin-jonsson-matta-rolakan-204-x-198-cm-signerad-kj-kh-karin-jonsson-klockargardens-hemslojd
Простейшие геометрические формы получили интересное развитие в ковровых рисунках Ингрид Десса13. Проектируя новые композиции в ремесленном объединении Кристианстада14, И. Дессау много экспериментировала с масштабами и цветовой гаммой геометрического орнамента. Результатом этой работы стала серия гладкотканых ковров, наиболее интересным из которых представляется образец в сине-коричневых тонах. Композиция, созданная на основе прямоугольника, поделена на три неравные части, в то же время автором обозначены средник и кайма изделия, масштабы квадратов в этих частях различны. И. Дессау была истинным ценителем шведской природы и довольно часто воспевала ее в своих произведениях. В ковре гладкого плетения «Зимнее дерево»15 художница изобразила ствол дерева с опущенными вниз ветвями (рис. 7). Ствол дерева, обозначенный темными оттенками коричневого, визуально делит композицию на две части. Мы можем определить первоисточник для создания данной композиции только по названию, настолько эта жесткая, но гармоничная композиция далека от простой передачи визуального образа дерева. Ковер был выполнен в ремесленном объединении г. Бурос [16]. Подобным образом работала с геометрическими мотивами Эльза Гюльберг16. Мастерская Э. Гюльберг, основанная в 1927 г., выполняла заказы на изготовление ковров, тканых полотен и обивочных тканей для общественных интерьеров, среди которых были театры, офисы, мэрия и университеты. Этот текстиль отличался элегантностью и чувством времени [13].
Рис. 7. «Зимнее дерево», гладкотканый ковер.
Автор рисунка И. Дессау; 226,5x149 см; соткан в ремесленном объединении г. Бурос в 1961 г.
Источник: https://www.bukowskis.com/en/auctions/604/210-ingrid-dessau-matta-vintertrad-gra-rolakan-ca-226-5-x-149-cm-signerad-hb-id?from_language=fi
Именно так можно описать ковер «Бухта»17 сотканный по эскизу художницы примерно в 1950 г. Ковер представляет собой абстрактный геометрический орнамент из ромбов, врезающихся друг в друга. Для цветовой гаммы были выбраны сложные, природные оттенки – глубокий синий, индиго, коричневый и серый [17]. Исходя из названия, можно предположить, что автора вдохновили водные мотивы, и ей удалось передать состояние волнующегося холодного северного моря средствами геометрического орнамента.
Выводы
Геометрический орнамент в шведских коврах середины ХХ столетия был одним из наиболее распространенных видов орнамента. Все исследованные ковры характеризуются профессионализмом выполнения и высокой функциональностью изделий; рисунки демонстрируют ненавязчивость и внутреннюю экспрессию. Начав с экспериментов в области модернизма, художники Швеции пришли к созданию новой стилистической общности «Scandinavian Modern Design», в рамках которой даже геометрический орнамент был «одушевлен», наполнен энергией природы. Орнаментальное решение ковров было приспособлено для рационального производства, в связи с этим художники часто делили композиционную плоскость на простые геометрические фигуры. Этот прием сделал шведский текстиль одновременно и персонализированным, и универсальным.
В цветовом решении ковров преобладали насыщенные оттенки, но контраст холодного и теплого использовался реже, чем контраст светлого и темного. Один и тот же рисунок, как правило, выполнялся в различных цветовых вариантах, но на основе «базового» цвета из цветового круга – синий, красный, зеленый, желтый.
Почти все ведущие художники Швеции в середине ХХ в. обращались к геометрическим мотивам. Благодаря развитию ремесленных объединений в разных частях страны, ковры ткали на юге (регион Сконе, или Скания) – там работали Агда Остерберг и Барбро Нильссон; в Линчепинге – Марианне Риштер. В западной части Швеции (г. Бурос) работала Ингрид Дессау; в центральной Швеции (Даларна) – Карин Юнссон.
Исследуемые образцы ковров были произведены вручную, преимущественно на горизонтальном ткацком станке из натуральных материалов. Геометрические мотивы применялись как в гладкотканых коврах, так и в коврах с коротким и длинным ворсом. Структурные свойства шерсти (основной материал уточных нитей) были осмыслены художниками, но проявились в основном в коврах с длинным ворсом.
1 Agda Österberg (1891–1987).
2 Märta Måås-Fjetterström (1873–1941) – одна из выдающихся художников, оказавшая значительное влияние на развитие шведского дизайна. В 1919 г. создала собственную мастерскую в г. Бостад (регион Скания), которая в настоящее время продолжает выпускать ковры. Основные темы рисунков М.М.- Фчеттерштром: природа и народное искусство Швеции.
3 Wall-hangingtextile, англ.
4 Röllakan – швед.; doubleinterlockedtapestry – англ.
5 Bukowskis, швед.
6 Barbro Nilsson (1899–1983).
7 Nellicka, швед.
8 Marianne Richter (1916–2010).
9 гладкотканые ковры – rölakan (швед.), ковры с коротким ворсом – flossa (швед.), гобелены – gobelang (швед.), ковры с длинным ворсом или «финские ковры» rya (швед.).
10 Östergyllanrya, швед.
11 «Sturefors green rya», 1952–1962 г., размеры 227 х165 см.
12 «Rubirosabrun», швед. Размеры: 288х203см, эскиз был разработан примерно в 1950-х гг., соткан в технике ручного ткачества из шерсти и хлопка в 1958 г.
13 Ingrid Dessau (1923–2000)
14 Kristianstadlänshemslöjd, швед.
15 «Vinterträd, grå" rug», швед., 226,5х149 см, сотканв 1961 г.
16 ElsaGullberg (1886–1984).
17 «Fjärden», швед.
References
1. Timofeeva, M.A. (2006). Design in Sweden. History of concepts and evolution of forms. Moscow: Russian State University for the Humanities. (in Russian)
2. Shirokovskikh, M.S. (2013). The concept and modern design at the basis of carpet patterns (the case of AB MMFstudio products). Historical, philosophical, political sciences, law, cultural and art studies. Issues in theory and practice, No. 5-2 (31), pp. 203–206. (in Russian)
3. Bergman, I. (2005). Textilier i rörelse. Om Märta Måås-Fjetterström, Gerda Boethius och Agnes Geijer. In: Svensson, B. and Walden, L. (eds.) Den Feminina Textilen: makt och mönster. Stockholm: Nordiska Museets Förlag, pp. 88-94. (in Swedish)
4. Day, S. (2002). Art Deco and Modernist Carpets. San Francisco: Chronicle Books, pp.224.
5. Flensburg, B. Agda Elisabeth Österberg [Online] Svenskt kvinnobiografiskt lexicon. Available from: https://www.skbl.se/sv/artikel/AgdaOsterberg [Accessed 28th January 2023].
6. Bukowskis.com. Karin Jönsson, matta, rölakan. Modern & Nordic Design S210. [Online]. Available from: https://www.bukowskis.com/sv/auctions/S210/lots/840271-karin-jonsson-matta-rolakan-204-x-198-cm-signerad-kj-kh-karin-jonsson-klockargardens-hemslojd [Accessed 23th January 2023].
7. Lundgren, T. (1968). Märta Mås-Fjetterström och väv-verkstaden i Båstad. Stockholm: Albert Bonniers Förlag. (in Swedish)
8. Lundqvist, P. (2018). Barbro Nilsson. [Online] Svenskt kvinnobiografiskt lexicon. Available from: https://skbl.se/en/article/BarbroNilsson [Accessed 23 January 2023].
9. Bukowskis.com. Marianne Richter. Auction closed Feb 24, 2021 [Online] Available from: https://www.bukowskis.com/en/lots/1290873-marianne-richter-matta-maskingjord-med-lugg-sturefors-ostergyllen-ca-221-x-160-cm?from_language=fi [Accessed 26 January 2023].
10. Bukowskis.com. Modern Art + Design 608 (Auction Live May 22, 2018) [Online]. Available from: https://www.bukowskis.com/en/auctions/608/lots/page/4?from_language=fi [Accessed 26 January. 2023].
11. Castenfors, M. and Persson, M. (2009). Märta Måås-Fjetterström: Märta flyger igen!...av Måås-Fjetterström. Stockholm: Liljevalchskonsthall. (in Swedish)
12. Widden, A. (2018). Green is a nice color…: Marianne Richter for Wahlbecks Part 1. [online] The Swedish Rug Blog. Available from: https://theswedishrugblog.wordpress.com/2018/03/26/green-is-a-nice-color-marianne-richter-for-wahlbecks-part-1/ [Accessed 23 January 2023].
13. Widden, A. (2016). Sweden’s First Interior Decorator: Elsa Gullberg. [Online] The Swedish Rug Blog. Available from: https://theswedishrugblog.wordpress.com/2016/07/01/swedens-first-interior-decorator/ [Accessed 25 January 2023].
14. Bukowskis.com. Marianne Richter. Modern Art + Design 644 Stockholm [Online]. Available from: https://www.bukowskis.com/en/auctions/644/200-marianne-richter-matta-rubirosa-brun-gobelangteknik-ca-288-x-203-cm-signerad-ab-mmf-mr . [Accessed 27 January 2023].
15. Bukowskis.com. Barbro Nilsson. Modern Art + Design 598 Stockholm [Online]. Available from: https://www.bukowskis.com/sv/auctions/598/201-barbro-nilsson-matta-nellicka-flossa-ca-228-x-158-5-cm-signerad-ab-mmf-bn . [Accessed 27 January 2023].
16. Bukowskis.com. Ingrid Dessau. Modern Art + Design 604 [Online]. Available from: https://www.bukowskis.com/en/auctions/604/210-ingrid-dessau-matta-vintertrad-gra-rolakan-ca-226-5-x-149-cm-signerad-hb-id?from_language=fi . [Accessed 26 January 2023].
17. Bukowskis.com. Elsa Gullberg. Modern Art + Design 616 Stockholm [Online]. Available from: https://www.bukowskis.com/en/auctions/616/221-elsa-gullberg-a-carpet-fjarden-flat-weave-ca-274-5-x-211-cm-designed-by-elsa-gullberg-around-1950 . [Accessed 27 January 2023].
18. Bukowskis.com. Agda Österberg. Modern Art + Design 608 Stockholm [Online]. Available from: https://www.bukowskis.com/sv/auctions/608/330-agda-osterberg-matta-rolakan-ca-230-x-156-cm-signerad-agda-osterberg-sverige-omkring-1960 . [Accessed 27 January 2023].
19. Bukowskis.com. Josef Frank. Modern & Nordic Design 591 Stockholm [Online]. Available from: https://www.bukowskis.com/en/auctions/591/557-josef-frank-carpet-matta-nr-1-hand-tufted-399-x-296-cm-josef-frank-svenskt-tenn . [Accessed 27 January 2023].
Citation link
Shirokovskikh, M.S. Korotayeva, M.A. Geometric ornament in swedish carpets 1940-1970s: sources of inspiration, stylistics, flavour [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2023. – №1(81). – URL: http://archvuz.ru/en/2023_1/29/ – doi: 10.47055/19904126_2023_1(81)_29
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная