Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (82) June, 2023
Higher professional education
Kurochkin Valery A.
PhD. (Art Studies), Professor, Head of Chair of Industrial Design.
Ural State University of Architecture and Art,
Russia, Yekaterinburg, e-mail: designkiv@gmail.com
Bystrov Valery G.
Associate Professor, Industrial Design,
Member of the Russian Union of Designers.
Ural State University of Architecture and Art,
Russia, Yekaterinburg, e-mail: imr-113@mail.ru
Bystrova Elena A.
Associate Professor, Industrial Design,
Member of the Russian Union of Designers.
Ural State University of Architecture and Art,
Russia, Yekaterinburg, e-mail: imr-113@mail.ru
The development of engineering design thinking in would-be industrial designers
УДК: 629.457.2
DOI: 10.47055/19904126_2023_2(82)_30
Abstract
Keywords: design, railway transport, museum, evolution of technology
В настоящее время молодое поколение все больше попадает в зависимость от виртуальной реальности, переставая понимать, как работают реальные механизмы и как устроена их конструкция. В такой ситуации дизайн-проектирование и инженерное конструирование становятся иллюзорными, превращаясь в красивые картинки, имеющие мало общего с реальностью.
Актуальность исследования состоит в необходимости демонстрации эволюции технического прогресса в области техники и транспортных средств, способствующей формированию художественно-конструкторского мышления школьников и будущих студентов, выбирающих промышленный дизайн как сферу будущей профессиональной деятельности. В современном мире эту функцию могут выполнять транспортные музеи, предметность и наглядность которых способствует систематизации знаний в образовательной сфере, формированию интереса к технической культуре. С точки зрения тематики, наибольший интерес в этом плане представляют музеи железнодорожного транспорта, составляющего основу транспортной системы нашей страны.
Проблема данного исследования заключается в нахождении баланса между виртуальным миром и реальным его воплощением, в поиске актуальных демонстрационных методов и технологий.
Исследовательская база работы:
- литература по истории индустриального дизайна, содержащая аналитический материал в области эстетического формообразования технических объектов (С.М Михайлов., В.Ф. Рунге);
- литература по теории и методологии дизайна (Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов, Н.В. Воронов, Я.Е. Шестопал, Ю.Б. Соловьев, В.Ф. Сидоренко, Л.А. Кузьмичев);
- исследовательские работы в области дизайна железнодорожного транспорта и технических систем (Д.Ю. Назаров, Ю.С. Сомов, Е.Н. Лазарев).
Цель данной публикации – определение приемов, средств и методов передачи и закрепления конструктивного мышления у учащихся и студентов.
Задача исследования – выявить тенденции развития конструктивно-технологических и формообразующих аспектов железнодорожного транспорта.
Рассмотрим решение данной проблемы на примере организации экспозиции Челябинского музея железнодорожного транспорта, в которой представлена история становления и развития отечественной проектно-конструкторской школы инженеров железнодорожного транспорта. В 2020 г. музей, получивший название «Центр исторического наследия Южно-Уральской железной дороги (ЮУЖД)», открылся в оригинальном здании по адресу ул. Железнодорожная, 11. Проектировщики института «Челябжелдорпроект» буквально восприняли фразу «История развивается по спирали» и воплотили ее смысл в уникальной архитектуре. Согласно информации методиста Центра исторического наследия ЮУЖД Марины Пономарёвой, второго такого здания нет в России [1]. Экспозицию открывает мультимедийная интерактивная экспозиция с закрепленными по восходящей спирали экранами, на которых демонстрируется развитие инженерной мысли и стилевых направлений в формообразовании железнодорожных транспортных средств (рис. 1).
Рис. 1. Мультимедийная экспозиция в холле Центра исторического наследия ЮУЖД.
Источник: https://corporate-museum.ru/project/ad6651b1/
Следует отметить, что подобный прием организации экспозиции использован и в музее фирмы BMW (Мюнхен, Германия), где свободная спиралевидная планировка, символизирующая спираль истории фирмы, хорошо вписывается в общую концепцию музея – демонстрацию достижений фирмы и ее лидирующих позиций в автомобильной отрасли.
Главная тема экспозиции музея Центра исторического наследия ЮУЖД – эволюция отечественного железнодорожного транспорта, представленная в виде фотографий, макетов, мультимедийных интерактивных экспозиционных технологий, размещенных в здании музея, и реальных объектов на открытой площадке.
При ознакомлении с организацией экспозиции выявляется решающее влияние доминирующих тенденций в данный временнóй промежуток на решения в области техники, художественного конструирования и формообразования. Каждый сектор имеет собственное «лицо» и выдержан в стилистике соответствующего исторического периода [2].
Предпосылки развития железнодорожного транспорта в России создал паровоз Черепановых, построенный на Нижнетагильском заводе в 1834 г. (рис. 2). В музее экспонат представлен в виде макета с подробной деталировкой, в полной мере отражающей внешний вид и особенности конструкции прототипа. Форма паровоза статична и решена в архитектурном стиле, «достаточно распространенном на начальном этапе индустриального формообразования» [3]. Каждый элемент воспринимается сам по себе, имеется инженерно-техническая компоновка функциональных частей без их композиционного согласования. Будучи принципиально новым техническим объектом, паровоз Черепановых семантически связан с формами близких по функции объектов, характерных для начала XIX в. Отметим, что «многие новые формы в момент возникновения основываются на старых, хорошо известных формах» [4].
Рис. 2. Макет паровоза Черепановых. Центр исторического наследия ЮУЖД.
Фото В.А. Курочкина
Темпы почти двухсотлетней эволюции железнодорожных транспортных средств в нашей стране не отличались стремительностью, характерной для западных стран, и определялись не столько модными тенденциями в формообразовании, сколько эстетической целесообразностью и развитием технологической базы. От первого паровоза, прослужившего недолго и забытого впоследствии, под влиянием зарубежных аналогов российские конструкторы перешли к более крупным и мощным машинам. Изменился внешний вид локомотивов и пропорции составных частей. Макет паровоза серии С (рис. 3), выпускавшегося с 1910 по 1919 г. [5], наглядно демонстрирует нововведения в формообразовании этих машин: появилась будка машиниста, тендер для топлива, прожектор, котел стал значительно больше, усовершенствовалась конструкция ходовой части.
Рис. 3. Макет паровоза С-3. Центр исторического наследия ЮУЖД. Фото В.А. Курочкина
Появление автоматической тормозной системы Вестингауза привело к созданию отечественной системы грузовых и пассажирских перевозок и развитию железнодорожной инфраструктуры в виде новых трасс, вокзалов и мостов, новых типов вагонов. В экспозиции музея представлен макет пассажирского вагона начала XX в., предназначенный для перемещения населения из центральных районов России в Сибирь (рис. 4). Макет дает представление об уровне комфорта в «жестком» типе пассажирского вагона тех лет, выполнен с подробной проработкой деталей конструкции вагона, с демонстрацией компоновки внутреннего пространства и особенностями размещения пассажиров, в качестве важных технических новшеств представлены системы парового отопления и вентиляции.
Рис. 4. Макет пассажирского вагона «жесткого» типа конца XIX в.
Центр исторического наследия ЮУЖД. Фото В.А. Курочкина
В военные годы конструкция железнодорожных транспортных средств дополнялась элементами внешней защиты в виде плоских бронелистов – так появились бронепоезда с геометрическими формами, которые позволяли делать их производство более технологичным. В качестве бронепаровоза, представленного на макете бронепоезда (рис. 5), применялся забронированный паровоз серии Ов. Паровоз имел сравнительно малый размер и большой запас бронирования, отличался технологичностью в производстве, ремонтопригодностью и неприхотливостью в эксплуатации (работал на углях низкой калорийности, торфе, мазуте, дровах). Эстетически свойства надежной транспортной машины предельно ясно выражены в рациональных внешних формах.
Рис. 5. Макет бронепоезда. Центр исторического наследия ЮУЖД. Фото В.А. Курочкина
На искусно выполненных учебных плакатах подробно и доходчиво прорисованы конструктивные особенности устройства паровозов предвоенных лет серии ИС («Иосиф Сталин) и ФД («Феликс Дзержинский») (рис. 6). Ходовая часть локомотивов, отличавшаяся большим количеством ведущих колес и колесных пар, обеспечивала высокую тягу и способствовала снижению нагрузки на железнодорожное полотно. Был механизирован процесс подачи угля в топку паровоза. В эстетике паровоза серии ИС прослеживаются черты аэродинамического стиля с характерными обтекаемыми формами. Социокультурный аспект нашел отражение в названиях локомотивов и в знаковой символике в виде красной пятиконечной звезды на фронтальном листе корпуса.
Рис. 6. Плакаты общего вида (конструктивного устройства) паровозов типа 1-4-2 серии ИС и типа 1-5-1 серии ФД
из экспозиции музея Центра исторического наследия ЮУЖД
Реальные образцы локомотивов (рис. 7, 8), наряду с коллекцией паровозов, электровозов, различного рода вагонов и специального подвижного состава, представлены на открытой площадке музея. Важная особенность данной экспозиции – возможность рассмотреть представленные артефакты с любой точки зрения, интересующей посетителя, ощутить фактуру материалов, оценить реальные размеры экспонатов, соотношения их внутренних и внешних объемов, в полной мере ощутить эстетическое совершенство и красоту технических решений.
![]() | ![]() |
Рис. 7. Паровоз серии Су | Рис. 8. Паровоз серии ФД |
Тенденция развития дизайна железнодорожного транспорта представлена на макетах локомотивов и подвижного состава нового поколения. Внедрение электропередачи вместо механической радикально повлияло на изменение внешнего вида тягового подвижного состава, представленного в экспозиции макетом моторной секции дизельного магистрального тепловоза 2ТЭ116 (рис. 9). В конструкции ходовой части исчезли массивные подвижные элементы, на ведущих колесных тележках появились электродвигатели, позволявшие плавно регулировать обороты и крутящий момент. В результате перевода тепловоза на дизельное топливо исчез тендер, появилась возможность вынести кабину машиниста вперед и повысить обзорность. Внедрение новых технологий и компоновочных решений обусловило бóльшую рациональность и цельность формы тепловоза.
Рис. 9. Макет моторной секции магистрального грузового тепловоза 2ТЭ116 с электропередачей.
Центр исторического наследия ЮУЖД. Фото В.А. Курочкина
Внедрение новых материалов и технологий привело к появлению вагонов с цельнометаллическим корпусом, улучшенной теплоизоляцией, остеклением и вентиляцией, системой водоснабжения и сантехническим оборудованием, что позволило значительно повысить их комфортность. Формирование системы фирменных поездов, отличавшихся повышенной комфортностью, привело к новациям в области цветографических решений, позволяющих идентифицировать данную категорию поездов в общей инфраструктуре пассажирских перевозок (рис. 10).
Рис. 10. Макет пассажирского вагона в цветах фирменного поезда «Южный Урал».
Центр исторического наследия ЮУЖД. Фото В.А. Курочкина
В настоящее время РЖД активно внедряет электронику и искусственный интеллект в работу управляющих, контролирующих и обучающих систем железнодорожного транспорта. В экспозиции музея, отражающей современные тенденции развития железнодорожной отрасли, широко представлены мультимедийные технологии, предназначенные для интерактивного погружения в функциональную среду. Особый интерес представляет тренажер электропоезда «Ласточка», в котором посетители музея могут попробовать себя в роли машиниста (рис. 11).
Рис. 11. Тренажёр электропоезда «Ласточка» в Центре исторического наследия ЮУЖД:
1 – экстерьер тренажера. Источник: https://geocaching.su/?pn=101&cid=25677 ;
2 – интерактивная кабина тренажера. Фото В.А. Курочкина
Тренажер спроектирован с высокой степенью имитации поездной обстановки и воспроизведением фонового шума работы механизмов. На лобовом стекле с высокой достоверностью отображаются пути, стрелочные переходы. Все это вместе способствует полному виртуальному погружению посетителей в процесс управления локомотивом. Данный экспонат демонстрирует современные тенденции интеграции цифровых автоматических систем в железнодорожную транспортную инфраструктуру, где одним из ключевых факторов дизайна становится искусственный интеллект.
Музейная экспозиция наглядно показывает, что железнодорожный транспорт как системный объект дизайна, «характеризующийся множеством взаимосвязей между его компонентами» [6], находится в постоянном развитии. Факторами этого развития являются качественные изменения в социокультурном пространстве, «новые принципы, закономерности и открытия, получающие новое формально-структурное воплощение» [7].
Учитывая, что Урал – одна из ключевых индустриальных площадок России в области проектирования и производства железнодорожной техники, тематика дизайна железнодорожных транспортных средств является актуальной в программе подготовки студентов кафедры индустриального дизайна Уральского государственного архитектурно-художественного университета им. Н.С. Алферова. Помимо преподавания, на протяжении почти двух десятков лет коллектив кафедры занимается реальным проектированием в области железнодорожного транспорта в системе РЖД (рис. 12, 13).
Рис. 12. Локомотив маневровый аккумуляторный. Дизайнер В.Г. Быстров
Рис. 13. Многофункциональный электронный тренажер машиниста «Торвест – УТКМ».
Дизайнеры В.Г. Быстров, Е.А. Быстрова. Фото В.Г. Быстрова
Положительный опыт взаимодействия показал, что в проектной деятельности «чрезвычайно важным является такое функциональное звено, как проектное исследование, задача которого – продуцировать знание об объекте, необходимое для формирования проектной концепции» [8]. Включение объекта в ситуацию выставки – один из эффективных методов проектного исследования. «Речь идет о мысленном включении проектируемого объекта в ряд вещественных образцов культуры, о поиске аналогов, о построении предметных сюжетов, сочетаний, композиций, которые не встречаются в реальности, а создаются обычно в искусственной ситуации выставки». Используемый нами в учебном процессе, этот метод «несет в себе большой эвристический заряд, способствует направлению проектного поиска и формулированию проектного замысла» [9]. Организованная таким образом проектная работа отличается высокой результативностью и способствует формированию необходимых для индустриального дизайнера компетенций и решению задачи профессиональной востребованности выпускников. Примером тому являются дипломные работы студента Алексея Кайгородова (рис. 14, 15), продолжающего свою профессиональную деятельность в качестве одного из ведущих дизайнеров в конструкторско-инжиниринговом центре холдинга «Синара – Транспортные машины».
Рис. 14. ВКР «Локомотив Маневровый Контактно-Аккумуляторный» (бакалавриат).
Дизайнер А.М. Кайгородов. Руководители: доц. В.Г. Быстров, проф. В.А. Курочкин
Рис. 15. Гуманизация железнодорожного транспорта. Высокоскоростной электропоезд: магистерская ВКР.
Авт. А.М. Кайгородов. Рук.: доц. В.Г. Быстров, проф. В.И. Исаченко, проф. В.А. Курочкин
Согласно «Транспортной стратегии страны» на ближайшее десятилетие спрогнозированы следующие актуальные тенденции железнодорожной инфраструктуры: внедрение современных технологий; расширение железных сетей; цифровизация; автономное управление; обновление транспортного парка и экологичность. На их основе будут предложены эффективные и интересные дизайн-решения для перспективного проектирования российских железнодорожных транспортных средств [9].
«Создание нового образа поезда должно соответствовать как современным требованиям, так и отражать тенденции будущего развития общественного транспорта, учитывать возможность последующей модернизации» [10].
Сегодня технические музеи становятся неотъемлемой частью познавательного и образовательного процесса. Сочетание в экспозиции Центра исторического наследия Южно-Уральской железной дороги реальной техники, макетов, фотографий и артефактов, мультимедийных и интерактивных экспонатов максимально наглядно демонстрирует эволюцию технического прогресса в области железнодорожной техники и транспортных средств, способствует развитию и закреплению конструктивного мышления школьников и студентов и несет в себе большой эвристический потенциал.
References
1. corporate-museum.ru/project. Center for Historical Heritage of the South Urals Railways. Available from: https://corporate-museum.ru/project/ad6651b1/ (in Russian)
2. www.kommersant.ru. Amazing collection in a unique building – the South Urals Railways Historical Heritage Center. Available from: https://www.kommersant.ru/doc/4743490 (in Russian)
3. Mikhailov, S.M. (2004) Design history. Vol. 1. 2nd ed. Moscow: Russian Union of Designers. (in Russian)
4. Runge, V.F. (2006) History of design, science and technology. Book. 1. Moscow: Architecture-S. (in Russian)
5. railtrain.pro. (2021) Steam locomotive C. Available from: https://railtrain.pro/s (in Russian)
6. Minervin, G.B., Shimko, V.T., Efimov A.V et al. (2004) Design. Illustrated reference dictionary. Moscow: Architecture-S. (in Russian)
7. Ravens. N.V., Shestopal, Ya.E. (1972) Aesthetics of technology (essays on history and theory). Moscow: Soviet Russia. (in Russian)
8. Solovyov. Yu.B., Sidorenko, V.F., Kuzmichev, L.A. et al. (1983) Methods of artistic design. Moscow: VNIITE. (in Russian)
9. Transport strategy of the Russian Federation for the period up to 2030 with a forecast for the period up to 2035. Available from: https://rosavtodor.gov.ru/docs/transportnaya-strategiya-rf-na-period-do-2030-goda-s-prognozom-na-period-do-2035-year (in Russian)
10. Nazarov, D.Yu. (2007) Evolution of design and factors in the design of high-speed passenger trains in the context of historical development. PhD. Dissertation (Art Studies) 17.00.06. Available from: https://www.dissercat.com/content/evolyutsiya-dizaina-i-faktory-formoobrazovaniya-vysokoskorostnykh-passazhirskikh-poezdov-v-k (in Russian)
Citation link
Kurochkin, V.A., Bystrov, V.G., Bystrova, E.A. The development of engineering design thinking in would-be industrial designers[Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2023. – №2(82). – URL: http://archvuz.ru/en/2023_2/30/ – doi: 10.47055/19904126_2023_2(82)_30
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная