Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (83) September 2023

History of architecture

Tolkacheva Albina A.

Аssistant professor,
Department of Architecture and Design, Polytechnic Institute,
Far Eastern Federal University,

Russia, Vladivostok, e-mail: 10fish@mail.ru

Likhansky Yury I.

PhD. (Architecture), Professor.
Department of Architecture and Design, Polytechnic Institute,
Far Eastern Federal University,

Russia, Vladivostok, e-mail: likhanskii.ii@dvfu.ru

Professional activities of architect alexander A. Gvozdziovsky

УДК: 72.035
DOI: 10.47055/19904126_2023_3(83)_14

Abstract

The article is devoted to the professional architectural activities of the architect Alexander A. Gvozdziovsky. Despite his fourteen-year practice in the Far East, the existing publications about the architect contained but scarce information about his education and position at the Construction Department. A comprehensive study was carried out, covering project documents and archival materials (the Russian State Historical Archive, the Russian State Historical Archive of the Far East, the Central State Historical Archive of St. Petersburg), and periodicals of the late 19th - early 20th century (newspapers "Vladivostok" and "Vladivostok Diocese Vedomosti", magazine "Builder"). The scientific novelty of the work lies in the discovery of previously unknown facts about the biography and professional activities of the architect in St. Petersburg and Vladivostok, including information on his academic period, multidimensional activities as regional architect at the Construction Department of the Primorsky Regional Board, and private architectural practice. We performed an architectural and stylistic correlation analysis of architectural objects in St. Petersburg and Vladivostok erected with the participation of or following the architect's designs.

Keywords: Imperial Academy of Arts, architect of the Primorsky region, Construction Department, historical architecture of Vladivostok, building of the Oriental Institute, Postal and Telegraph Office, A.A. Gvozdziovsky

Введение

В 1890 г. на должность исполняющего обязанности архитектора Приморской области был назначен молодой специалист – Александр Андреевич Гвоздзиовский. Смена главного архитектора в штате Строительного отделения областного правления – структуре, контролирующей проектно-строительную деятельность во всем округе, произошла в период крупных преобразований в жизни края. Конец ХIХ в. – время укрепления восточных рубежей России, активного освоения ранее неизвестных территорий, масштабного переселения людей из южных и центральных губерний, создания новых населенных пунктов, а также интенсивного развития административного центра – города Владивостока и повышения его значимости в Дальневосточном регионе. Справиться с возложенными обязанностями архитектора в бурно развивающемся крае и его новой столице, столь удаленных от центра страны Александру Андреевичу помогли знания и опыт, приобретенные во время академического обучения. За период многолетней учебы сформировались такие профессиональные качества мастера, как многогранность и универсальность, столь необходимые на должности областного архитектора.

Творческая биография академического периода

Александр-Казимир Андреевич Гвоздзиовский1 (рис.1,2) первоначально учился в Люблинской мужской гимназии, а затем в Варшавском реальном училище на коммерческом отделении, окончил шестиклассный курс в 1880 г.2 Из Варшавы А.А. Гвоздзиовский переехал в Санкт-Петербург, год занимался рисованием в скульптурном музее Императорской академии художеств, а затем поступил на отделение архитектуры. В учебе проявлял себя хорошо и был отмечен положительными отзывами за классные архитектурные работы. В период начального обучения был удостоен двух серебряных медалей: 11.02.1884 г. - награда первого достоинства за проект «Увеселительного дома», 27.04.1885 г. – за чертежи «Конюшенного двора при существующем Великокняжеском дворце в столице». В 1886 г. окончил академический курс и по результатам конкурсной деятельности получил звание классного художника 3-й степени, а также временное свидетельство для практических занятий или право производства работ на шесть месяцев, которое позволяло учащемуся приступить к реальной архитектурной деятельности3.

Рис. 1. Портрет А.А. Гвоздзиовского. Япония, г. Нагасаки, 1893.
Государственный объединённый музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева

Рис. 2. Подпись архитектора А.А. Гвоздзиовского. 1896.
Государственный объединённый музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. МПК 18630

Получив документ, А.А. Гвоздзиовский в течение отведенных шести месяцев реализовал свое право на самостоятельную профессиональную практику и в 1887 г. спроектировал и построил мастерскую для скульптора А.М. Опекушина в Санкт-Петербурге (рис. 3). Здание было возведено на месте части деревянного флигеля и представляло собой одноэтажное симметричное строение. В проекте главный вход расположен в центральном ризалите с рустованными лизенами. Входной портал выделен треугольным фронтоном с акротериями, который поддерживают кариатиды. Крупные арочные окна с профилированным архивольтом и декоративным замковым камнем симметрично расположены с двух сторон от входа. По центру здания над карнизом находится балюстрада, замкнутая между тумбами, увенчанными декоративными вазонами. На начальном этапе свой профессиональной деятельности Александр Андреевич создал проект в классическом стиле, наполненный монументальными объектами. В отличие от задуманного, построенная мастерская имеет заметные расхождения с чертежами: фасад не был оштукатурен, оформлен менее сложными декоративными элементами, выполненными из красного кирпича, а скульптуры (кариатиды, вазоны, акротерии) так и не появились. Кроме того, в 1894 г. здание было расширено архитектором Ф.К. фон Пирвицем и перестроено в 1901 г. А.Н. Померанцевым4. Отметим, что в период возведения первого объекта у будущего архитектора сформировались стилистические предпочтения и художественные приемы, которые найдут отражение в приморской архитектуре и будут характеризовать почерк мастера.

Рис. 3. Мастерская А.М. Опекушина. Арх. А.А. Гвоздзиовский. Главный фасад. Чертеж 1887 г.
ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 7803. Л. 42

Летние строительные работы для учащихся академии были обязательной учебной практикой для дальнейшего перевода в мастерские профессоров-руководителей. В деле А.А. Гвоздзиовского есть документ, в котором он удостоверяет учебное заведение о том, что «Академист Архитектуры Императорской Академии Художеств Евгений Евгеньевич Баумгартен занимался при постройке дома и театра Действительного Статского Советника Инженера Путей Сообщения Валериана Александровича Панаева в течение летних работ 1887 года»5, подтвердить такие данные возможно только при личном нахождении на строительной площадке. Здание, уничтоженное пожаром в 1917 г., обладало своеобразными архитектурными элементами: парными арочными окнами с килевидным архивольтом, ширинками с резными украшениями, кубоватыми капителями колонн, аттиком в виде кокошника. Участвуя практикантом в строительстве крупного общественного здания в неорусском стиле в северной столице, Александр Андреевич приобрел знания и умения для возведения в будущем похожего по образу дома – Почтово-телеграфной конторы во Владивостоке.

В учебный период А.А. Гвоздзиовский постоянно расширял теоретический и практический опыт в проектировании типологически разнообразных архитектурных и инженерных объектов, например, в 1887 г. под руководством академика И.О. Томишко6 он успешно выполнил расчет стропил американской системы7. Кроме того, активное участие Гвоздзиовского в конкурсной деятельности не только разнопланово развило профессионализм будущего архитектора, но и позволяло ему повысить квалификацию и чин. В 1888 г., выполнив конкурсный проект «Вокзала близ города при приморских купаньях на Черном море»8, он получил диплом о том, что с успехом закончил академический курс наук и удостоен звания классного художника 3-й степени, чин XIV класса и право производить постройки9. Еще конкурные работы «закаляли» его как профессионала, умеющего довести дело до конца. Для получения следующего звания он выполнил проект «Расчет устойчивости свода», который архитектор и преподаватель И.А. Стефаниц10 первоначально оценил неудовлетворительно, на 2 ½ балла11. Но Александр Андреевич переделал работу и в январе 1890 г получил диплом и звание классного художника архитектуры 2-й степени и право на чин XII класса (губернский секретарь12 ). Целеустремленный молодой архитектор планировал повысить чин и подавал прошение о допуске к конкурсу на звание художника архитектуры 1-й степени13, но не реализовал свое намерение, а объективной причиной можно назвать его отъезд на Дальний Восток.

Профессиональная деятельность архитектора

Через месяц после получения диплома с 01.02.1890 г. А.А. Гвоздзиовский был определен на службу по Министерству внутренних дел с назначением, исправляющим должность областного архитектора Приморской области. На Дальний Восток он отправился 21.04.1890 г. морским путем из Одессы14, и, конечно, первым после четырехмесячного путешествия его встретил порт, крепость-Владивосток. Из военно-морского города, архитектор прибыл в Хабаровск 16.06.1890 г. и в тот же день принял от С.О. Берга «Делопроизводство по строительной части и все казенное имущество, находящееся на его ответственности»15. Одним из первых дел А.А. Гвоздзиовского в Приморской области стало освидетельствование в составе комиссии хода строительных работ по устройству постамента для памятника графу Н.Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске [7, с.73]. Мемориал с бронзовой 16-метровой скульптурой, отлитой по модели академика А.М. Опекушина, был открыт в 1891 г. Интересным историческим совпадением является то, что мастера, архитектор и скульптор сотрудничали на двух объектах: архитектурном – мастерская в Санкт-Петербурге и монументальном – памятник в Хабаровске.

Стоит отметить, что профессиональная деятельность любого областного архитектора имела разноплановый характер и включала широкий спектр задач, связанных с градостроительными и архитектурными аспектами, контроль над всеми этапами возведения зданий и сооружений разного типа и функционального назначения. Но сфера деятельности главного Приморского архитектора отличалась сотрудничеством с военным и морским ведомствами, это была особенность работы на приграничных территориях. В 1892 г. с мая по июль областной архитектор А.А. Гвоздзиовский был командирован с отрядом на небольшой о. Тюлений (длина 636 м, ширина от 9 до 40 м) в Охотском море. Экспедиция была организована для выполнения промеров, укрепления и строительства охранного военного поста для защиты промыслового острова от иностранных браконьеров.

Под руководством А.А. Гвоздзиовского были возведены два каркасных здания на столбчатом фундаменте с двухслойными полами, для утепления заполненными песком. Крыша была установлена на деревянные несущие столбы, пространство между которыми было заложено деревянными плахами, а поверх обшито. Первое здание – офицерский дом, было построено менее чем за месяц в очень сложных климатических условиях, высота снежного покрова в мае на острове была 1,5 сажени (3,2 м); второе (командное) здание было готово к июлю (рис. 4).

В этом проекте Александр Андреевич смог воплотить оптимальные архитектурно-строительные решения, соответствующие нелегким условиям работы на сложном для доступа острове, такие как возведение объектов в сжатые сроки в тяжелых природно-климатических условиях с ограниченным количеством рабочих рук, строительных материалов и технических средств.

После отъезда с о. Тюлений история службы областного архитектора на благо охраны российских территорий не была закончена. Уже во Владивостоке, владея информацией о готовящейся 16.09.1892 г. атаке трех шхун на остров, он уведомил губернатора о предстоящем опасном инциденте. Копия донесения А.А. Гвоздзиовского, а также дополнительное оружие вовремя были переданы начальнику охраны поста лейтенанту Брюммеру16. Сообщение о возможном нападении – скорее личная нравственная позиция, а не прямые обязанности А.А. Гвоздзиовского, хотя специфика работы в городе-крепости с многонациональным населением в период военных конфликтов требовала бдительности и от главного архитектора.

Рис. 4. Здания военного поста на о. Тюлений. Арх. А.А. Гвоздзиовский. 1892 г.
Фото конца ХIХ в. Владивосток (газета). – 1893. – № 5. – 31 января. С. 1–2

К концу ХIХ в. надежно закрепленная за Россией и хорошо защищенная Приморская область с экономическими преференциями привлекала гражданское население из центральных и юго-западных губерний. Это повлекло освоение новых территорий и создание населенных пунктов, в которых, прежде всего, требовалось элементарное социальное обустройство, поэтому в этот период была высокая востребованность в быстром возведении общественных учреждений без архитектурных изысков. В мае 1893 г. в крупном с. Никольском (ныне г. Уссурийск) военным губернатором Приморской области произведена закладка гражданской больницы на двенадцать кроватей17. Здание лечебницы возводили на средства казны, наблюдение за строительством вел А.А. Гвоздзиовский18.

В октябре того же года общество крестьян д. Монастырища обратилось к областному архитектору с просьбой составить проект храма, к постройке которого планировали приступить весной 1894 г. В 1898 г. храм Архистратига Михаила был построен и освящен (рис. 5). Как отмечала пресса, это единичный случай обращения крестьян к архитектору, так как большинство церквей в селах строились местными строителями без проектов19. С увеличением числа гражданских жителей Владивостока появлялась востребованность и в развитии рекреационных пространств, в этот период в городе у моря начали возводить общественные купальни. Согласование чертежей проходило не только в городской управе, но и в некоторых случаях через военного губернатора, а также приморского областного архитектора.

В 1895 г. А.А. Гвоздзиовским был рассмотрен проект купальни «Т.Е. Сидорова в г. Владивостоке, в зал. Золотой Рог против дома Господина Губернатора». Областной архитектор внес замечания к проектируемому объекту, которые впоследствии были исправлены, «чтобы покрытие купальни защищало купающихся от взоров публики как со стороны городских улиц, так и с рангоутов стоящих на рейде судов»20. Кроме того, было вменено в обязанность, чтобы за постройкой производилось наблюдение ответственным техником, который должен был по окончании строительства предоставить технический отзыв [6].

В 1899 г. Александр Андреевич входил в состав комиссии по освидетельствованию окончания постройки здания Владивостокского казначейства и принятия его от подрядчика21.

Весной 1902 г. он работал в Харбине, его задачей являлся выбор и установление размеров участка, отводимого администрацией Китайской Восточной железной дороги под постройку в городе боен и скотопрогонного карантина, а также выяснение устройства и стоимости зданий такого типа22.

С 1902 по 1903 г. Гвоздзиевский был производителем работ по строительству тюрьмы во Владивостоке (стоимостью по смете свыше 550 000 руб.). За год работы под руководством архитектора были возведены несколько корпусов казенного здания, заложены фундаменты для следующих построек, заготовлен строительный материал для дальнейших работ23. Несмотря на незначительный список выявленных документально объектов, относящихся к деятельности А.А. Гвоздзиовского, отметим, что в конце ХIХ – начале ХХ в. в активно развивающейся Приморской области и, в частности, во Владивостоке возводилось много зданий и сооружений под государственным контролем МВД24, поэтому, находясь на должности областного архитектора, Александр Андреевич имел непосредственное или косвенное отношение к проектированию и строительству многих казенных объектов, созданных в этот период.

Рис. 5. Храм Архистратига Михаила в с. Монастырища Приморской области. Арх. А.А. Гвоздзиовский. 1898.
Фото В. Артамонова (советский период).   Источник: https://sobory.ru/photo/382976 

Многолетняя работа главным архитектором Приморской области дала А.А. Гвоздзиовскому богатый профессиональный опыт и, как следствие, рост по карьерной лестнице, в 1897 и в 1903 гг. он был назначен на должность областного инженера25 – руководителя над всей строительной и дорожной частью в Строительном отделении Приморского областного правления. В его подчинении находились архитекторы, инженеры, землемеры, техники и другие работники этого подразделения. Кроме того, в 1894, 1897, 1900, 1901 г. Александр Андреевич исполнял обязанности советника Приморского областного правления26, т. е. возглавлял Строительное отделение [9].

В 1897 г. являлся действительным членом Приморского областного статистического комитета [10]. В 1899 г. был приглашен в качестве эксперта на первую Амурско-Приморскую сельскохозяйственную и промышленную выставку» в городе Хабаровске27. Для работы в экспертной комиссии, для оценки достоинств выставленных экспонатов, а также для присуждения премий были приглашены только сто почетных людей Приморской области [14].

В 1903 г. был выбран архитектором во Владивостокской епархии [11]. Перечисленные факты свидетельствуют о компетентности А.А. Гвоздзиовского в административно-управленческих вопросах и высоком профессионализме в архитектурно-строительной сфере, который впоследствии ярко проявился при создании крупных общественных зданий Владивостока.

Одним из первых значимых архитектурных объектов во Владивостоке, построенных по проекту А.А. Гвоздзиовского, стало здание мужской гимназии (впоследствии Институт восточных языков) на ул. Госпитальной (ныне ул. Пушкинская, д.10). Чертежи были выполнены к 30.07.1896 г. и рассмотрены в Строительном отделении Приамурского генерал-губернатора в г. Хабаровске 6 сентября того же года. Временно исполняющий дела начальника Строительного отдела гражданский инженер Л. Чайковский выявил недостатки и составил замечания к проекту: «Строительный отдел предлагает составителю проекта, насколько возможно, не изменяя общих очертаний и гармонии плана, уменьшить слишком роскошные размеры квартир в пользу Гимназии, в будущем Института Восточных Языков»28. Незамедлительно после рассмотрения и утверждения документов, 15.09.1896 г. в присутствии Приамурского генерал-губернатора С.М. Духовского состоялась закладка нового здания мужской гимназии с интернатом и церковью29. Предполагалось, что строительство под руководством Гвоздзиовского продлится два года, но сроки сдачи были отодвинуты, торжественное открытие Восточного института состоялось 21.10.1899 г. [8].

В плане здание Ш-образной конфигурации (рис. 6) к основному объему, ориентированному на северо-запад, примыкают три перпендикулярных крыла разной этажности (центральное и левое трехуровневые, правое – четырехуровневое), надстроенные в более позднее время. Сложное объемно-планировочное решение здания обусловлено такими факторами, как расположение объекта на участке с перепадом высот около 7 м (16 %) с понижением в сторону ул. Светланской, жестко регламентированная нормативами инсоляция учебных помещений, и необходимость в грамотном взаимодействии различных функциональных процессов (учебные, жилые, рекреационные, культовые и др.). Верхний этаж здания L-образной формы преобладает по высоте (6 м), а также по декоративному оформлению (сложный рисунок напольной плитки, членение стен в интерьере лепным декором), так как в части объема располагались парадные помещения: актовый зал, церковь, библиотека. Изначально планировалось расположить: на первом этаже – три квартиры: священника, инспектора в левом крыле здания, в правом – жилье эконома и баню интерната; в центральной части – пять классов на 40 учащихся каждый, буфет, учительскую комнату, рекреационный класс и кладовые; в подвальном этаже – квартиру и помещения для сторожей, ледники и проезд под зданием (рис. 7); в перпендикулярном крыле: три спальни на 30 человек каждая, комната для занятий, столовая, буфет, помещение дежурного (рис. 8). Дальнейшая доработка проекта и строительство здания повлекли изменения в планировке и упрощение в оформлении экстерьера и интерьера. В помещениях церкви и зала не уложили сложные узоры керамической плитки, возможно, сказалось отсутствие в городе необходимых отделочных материалов. Не был реализован оригинальный входной портал в актовый зал, сформированный антаблементом, поддерживаемым кариатидами, как будто повторяемыми с проекта скульптурной мастерской А.М. Опекушина (рис. 9). Но сложное пластическое оформление внутреннего пространства церкви и вестибюля было выполнено: лепнина на стенах, ажурные решетки лестничных ограждений, наличники дверных проемов. А металлическая колонна со сложной капителью в фойе, установленная по проекту, и сегодня является «визитной карточкой» здания (рис. 10).

Рис. 6. Проект Гимназии во Владивостоке. Архитектор А.А. Гвоздзиовский. Генеральный план. Чертеж. 1896.
Государственный объединённый музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. МПК 18630

Рис. 7. Проект гимназии во Владивостоке. Арх. А.А. Гвоздзиовский. План подвального этажа. Чертеж. 1896.
Государственный объединённый музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. МПК 18630

Рис. 8. Проект гимназии во Владивостоке. Арх. А.А. Гвоздзиовский. План 3 этажа. 1896.
Государственный объединённый музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. МПК 18630

Рис. 9. Проект гимназии во Владивостоке. Арх. А.А. Гвоздзиовский. Разрез по зданию. 1896.
Государственный объединённый музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. МПК 18630

Рис. 10. Проект Гимназии во Владивостоке. Архитектор А.А. Гвоздзиовский. Разрез по зданию. 1896.
Государственный объединённый музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. МПК 18630

Главный фасад, в проекте длиной 37 саж. (78, 9 м), вытянут вдоль ул. Пушкинской (ранее ул. Госпитальная) двухэтажный с подвальным этажом. Его членят три активных по выступу ризалита и два с незначительным выходом из плоскости стены. Основной вход в здание расположен в ризалите, который по ширине и архитектурным элементам незначительно отличается от других. Полуциркульные оконные проемы второго этажа выделяют особые помещения (в проекте церковь, актовый зал, библиотека). Арочные окна оформлены декоративными элементами, напоминающими дентикулы, и крупным архивольтом, который опирается на кирпичные полуколонны. Разделяют полуциркульные проемы прямоугольные пилястры, эти же парные элементы на едином пьедестале фланкируют центральный ризалит. Окна первого этажа прямоугольной формы, по периметру оформленные зубчатыми выступами кирпича и замковым камнем. Данные проемы многократно повторяются в простенках между ризалитами и имеют незначительные отличия по высоте на этажах. Между плоскостью фасада и линией ул. Пушкинской на расстоянии 2 саж. (4,3 м) установлена подпорная стенка высотой 1 саж. 1 арш. (2,8 м), данное проектное решение позволило в подвальном этаже иметь естественное освещение за счет полноценных окон. Два ризалита, расположенные по бокам от главного входа, одинаковы по композиционно-художественному оформлению, на фасаде их выделяют треугольные фронтоны. Полуциркульные парные окна второго этажа и прямоугольные первого оформлением повторяют элементы с центрального ризалита. Завершает архитектурный объект высокий антаблемент с простым венчающим карнизом, над которым установлен кирпичный парапет. Многочисленные межэтажные карнизы подчеркивают горизонтальное членение фасада (рис. 11).

Рис. 11. Здание Института восточных языков (гимназии) во Владивостоке. Арх. А.А. Гвоздзиовский.
Начало ХХ в. Источник: https://pastvu.com
 

Здание построено из красного кирпича, все архитектурные и декоративные элементы также выполнены из данного строительного материала. В сохранившемся проекте на чертежах присутствуют оштукатуренные детали (угловой руст, межэтажные карнизы), по-видимому, архитектор отказался от них, как и от других декоративных элементов (наличники, замковые камни, модульоны, ионики) для экономии в строительстве. Здание Восточного института в классическом стиле отличает рационализм в архитектурном и объемно-планировочном решении без излишеств в декоративном оформлении экстерьера и интерьера. Такое решение было целесообразным для объекта данного функционального типа, возводимого за государственный счет.

С 1897 по 1899 г. в центральной части Владивостока построено одно из красивейших зданий города – Почтово-телеграфная контора (ныне ул. Светланская, д. 41) (рис. 12). Строительство контролировал Александр Андреевич, но являлся ли он проектировщиком объекта? В литературных источниках, посвященных архитектуре Владивостока, авторство приписывают А.А. Гвоздзиовскому [12], но это утверждение спорное, так как не установлены документы, подтверждающие эти данные. Значимые или крупные здания для главного управления почт и телеграфов, входившего в состав МВД, проектировали в Санкт-Петербурге, а местные архитекторы только привязывали чертежи к местности и возводили объекты. Стоит отметить, что у Владивостокского почтамта особое положение в структуре улицы, объем выдвинут относительно красной линии на 1,5 арш. (1 м), такое решение было принято непосредственно областным архитектором30. Смещение объекта можно объяснить тем, что пространство межу проезжей частью и установленной подпорной стенкой, ограждающей скалу, не позволяло разместить габаритные размеры почтамта. Если бы архитектор проектировал здание самостоятельно, он бы, несомненно, учел местные градостроительные условия и объемно-планировочное решение архитектурного объекта гармонично вписывалось бы в общую линию застройки улицы. Несмотря на это, отметим роль Александра Андреевича в создании почтово-телеграфной конторы как производителя строительных работ. Ведь в сферу его ответственности входила привязка габаритов к реальной местности, корректировка и доработка чертежей и конструктивных узлов, выбор строительных, отделочных материалов и технических аспектов сооружения, работа над внутренним пространством, постоянный контроль за всеми этапами возведения объекта. Все эти процессы – большой вклад в создание уникального здания в неорусском стиле и однозначно выводят А.А. Гвоздзиовского в ряд с проектировщиком Почтово-телеграфной конторы.

Рис. 12. Здание Почтово-телеграфной конторы. Владивосток. 1899.
Фото конца ХIХ – начала ХХ в. Источник: ​https://pastvu.com
 

Среди немногочисленных объектов в неорусском стиле во Владивостоке стоит выделить триумфальную арку, построенную в 1891 г. в честь приезда цесаревича Николая Александровича Романова (рис. 13). Четырехугольное в плане строение на высоком пьедестале с трехцентровыми арочными проемами и шатровым куполом пропорциями напоминает притвор храма. В оформлении использованы распространенные элементы древнерусского зодчества: килевидные закомары, колонны с кубоватыми резными капителями, бриллиантовый руст, небольшие полуколонны с горизонтальными членениями, ширинки, орнаментальные пояса. Кто является архитектором объекта? В современных публикациях авторы ссылаются на постановление Владивостокской городской думы от 12.01.1891 г., где указано «Само сооружение поручить городскому архитектору капитану Н. Коновалову». Военный инженер – Николай Васильевич Коновалов31, опытный строитель сложных фортификационных сооружений Владивостокской крепости, будучи городским архитектором, однозначно контролировал возведение за счет городской казны триумфальной арки. Но мог ли он спроектировать в кратчайшие сроки объект, со своеобразным художественно-декоративным оформлением в архитектурном стиле, с которым не сталкивался в работе? Единственный в городе художник архитектуры А.А. Гвоздзиовский был хорошо знаком в теории и в практике с течением, основанном на возрождении традиций древнерусского зодчества. Период академической подготовки Александра Андреевича приходится на расцвет историзма в архитектуре, а обучение у преподавателей Н.Л. Бенуа, А.О. Томишко, И.А. Стефаниц32 вполне предполагает стилистическую преемственность.

В 1891 г. цесаревич Николай вручил Александру Андреевичу дорогой подарок – вензель Его Императорского Высочества с бриллиантами и рубином33. За какие заслуги проработавший немногим больше года в Приморской области А.А. Гвоздзиовский единственный в городе Владивостоке получил столь высокую награду? Документальных подтверждений о причастности областного архитектора Гвоздзиовского к созданию триумфальной арки не выявлено, но косвенные факторы не исключают данной гипотезы.

Рис. 13. Триумфальная арка. Владивосток. 1891.
Фото конца ХIХ – начала ХХ в. Источник: https://pastvu.com
 

Возводя во Владивостоке здания казенного характера, действуя в сложном графике административной работы, участвуя в многочисленных комиссиях и командировках, А.А. Гвоздзиовский также занимался разноплановой частной деятельностью. В 1893 г. организовал во Владивостоке бурение колодцев для обеспечения жителей города питьевой водой. «В 1893 г., пока рассматривались проекты (вода в городе), областной архитектор А.А. Гвоздзиовский приобрел бур и принялся за бурение колодца. На улице Федоровской он вырыл артезианский колодец, давший на следующий год 7 тысяч ведер воды в сутки, он был намерен вырыть еще 6 таких колодцев. В 1894 году он вырыл артезианский колодец в Морском госпитале, взяв за него с госпиталя 20 тысяч рублей. Этот колодец давал до 4 тысяч ведер хорошей воды в сутки. В 1896 году намечалось устроить в городе еще 14 колодцев, и даже были намечены места» [4, с. 64]. Не всегда результат был удовлетворительный, например, скважина на территории Морского госпиталя, на которую Морское ведомство выделило крупную сумму к 1899 г., иссякла, и воду доставляли в бочках с Первой речки34. А исследования колодцев, проводимые в 1899 г. городской управой, установили, что вода по химическому составу в некоторых городских колодцах, пробуренных Гвоздзиовским, признана негодной к употреблению и эти колодцы решено закрыть35. Но, несмотря на единичную неудачу, данная деятельность архитектора была в большей степени успешной и не только во Владивостоке.

В 1899 г. в период активного строительства новой военно-морской базы на Квантунском полуострове Александр Андреевич с проектом своих буровых колодцев отправился в Порт-Артур, так как там также ощущался недостаток пресной воды36. Приобретенное буровое оборудование он планировал использовать не только в изысканиях воды. В начале ХХ в. во Владивостоке активно возводилась гражданская каменная архитектура, шло благоустройство улиц и сырье для строительства являлось востребованным товаром. В 1902 г. Александр Андреевич просил разрешения в городской управе производить разведку в пределах выгонных городских земель участков песчаника, гранита, извести, алебастра и огнеупорных глин [13], этот аспект строительного дела был хорошо изучен архитектором в академический период, за дисциплину «Технология строительных материалов» в дипломе стояла оценка «отлично»37.

В 1902 г. архитектор разработал каменоломню, на о. Русский, на которой можно было приобрести хороший гранит [15, c.109]. Он делился своими знаниями и опытом по добыче камня в Приморской области. В период возведения Никольского собора в с. Никольском38 А.А. Гвоздзиовский научил протоиерея П. Мичурина разработке каменоломни и технологии добычи материала при помощи динамита и пироксилина на выделенной в окрестностях села территории39. Данный факт сыграл важнейшее значение в завершении строительства храма в с. Никольское.

Имея богатый строительный опыт, архитектор занимался частным проектированием и надзором за постройками. Александр Андреевич принимал заказчиков в собственном доме40, расположенном в 23 квартале на участке № 131 по ул. Корейской [2] (ныне ул. Бестужева) во Владивостоке (рис. 14). Стоит заметить, что домовладение располагалось рядом с одним из созданных областным архитектором артезианским колодцем на ул. Федоровской (ныне ул. Арсеньева). Земля была приобретена в 1895 г., а в 1896 г. уже велось строительство деревянного одноэтажного дома.

В 1899 г. А.А. Гвоздзиовский приступил к возведению нового здания, которое завершил в 1900 г. Для своей семьи архитектор построил одноэтажный особняк на высоком цоколе. Входной портал полуциркульной формы, ориентированный на южную сторону, расположен в невысокой пристройке, акцентированной необычным эллипсовидным окном. Все углы здания скошены и выделены гладким рустом, а в цокольном этаже – фацетированным. Оконные проемы трехцентровой формы вытянуты по вертикали и оформлены широким профилированным наличником. Над ними расположена декоративная бровка с дентикулами, а ниже окон ниши, которые с профилированными тягами формируют горизонтальный пояс, идущий по периметру здания. Венчает здание широкий карниз с крупными дентикулами и высокая мансарда с люкарнами. Несмотря на преобладание в оформлении фасада архитектурных элементов в классическом исполнении, здание сложно отнести к данному стилю из-за сложного объемно-композиционного построения и также наличия не свойственных направлению форм. Семья не долго жила в новом доме, в 1903 г. А.А. Гвоздзиовский из-за серьезного заболевания не смог вернуть кредит, взятый на строительство особняка, оцененного в 35 000 руб., после чего последовало судебное «запрещение» на домовладение, публичная продажа дома для принудительного погашения долга [3]. Здание сохранилось, но после многократных ремонтов потеряло свою историческую первозданность и индивидуальность.

Рис. 14. Особняк А.А. Гвоздзиовского. Владивосток, ул. Корейская (ныне ул. Бестужева, д. 37). Архитектор А.А. Гвоздиовский. 1900.
Фото начала ХХ в. Источник: https://pastvu.com 

Несмотря на то, что информация о частной архитектурной практике А.А. Гвоздзиовского зафиксирована в справочной книге 1902 г. [15], проекты, а также построенные архитектурные объекты для частного застройщика на сегодняшний день не установлены. Однако известно, что в данный временной период архитектор вошел в строительный комитет римско-католического прихода Владивостока, созданный для возведения временного молебного дома на фундаменте сгоревшей 2.02.1902 г. деревянной церкви Рождества Пресвятой Девы Марии. Новое здание размерами 12х4х2/3 саж. было сложено из четырехвершковых бревен, имело железную крышу и хороший деревянный пол [5]. Строительство велось под наблюдением Гвоздзиовского и было завершено к декабрю 1902 г.41. Кроме того, под руководством строительного комитета, в том числе и областного архитектора, были построены двухэтажный дом для священнослужителей, дом для сторожа, и для органиста. Также в 1902 г. был проведен конкурс и утвержден проект, выполненный Александром Андреевичем, нового каменного храма, рассчитанного на тысячу молящихся и объемом свыше 1000 куб. саж., но он не был реализован [5].

Из заметок Владивостокской прессы дореволюционного периода известно, что в 1902 г. А.А. Гвоздзиовский заведовал постройкой китайского каменного театра Ван-син-сина42, возможно, он являлся и проектировщиком объекта. Здание возводилось в глубине участка, расположенного на пересечении ул. Семеновской и Алеутской, рядом со сгоревшим в 1900 г. театром. В октябре были установлены стены две арки во внутреннем пространстве длиной 5 саж. (10,6 м), конструктивные элементы, формирующие зрительный зал. После демонтажа строительных лесов ночью 30 октября произошло обрушение северной арки, а также деформация восточной стены, ориентированной на ул. Алеутская. Южную арку в последствии разобрали как ненадежную конструкцию43. Несмотря на серьезные разрушения, китайский театр был построен, а после реконструкции в советский период в нем был открыт кинотеатр «Родина», снесенный в 1980 г.

Остаются открытыми вопросы: является ли этот потерянный для Владивостока архитектурный объект наследием А.А. Гвоздзиовского? Какие архитектурные памятники Владивостока спроектированы мастером для частного заказчика?

История профессиональной деятельности А.А. Гвоздзиовского во Владивостоке завершилась в 1904 г. Точку поставил приказ по гражданскому ведомству от 5 марта об увольнение со службы «согласно прошению, по болезни: областной инженер Строительного отделения при Приморском областном правлении, надворный советник Гвоздзиовский, с мундиром, означенной должности присвоенным с 21-го февраля»44. Но от активной практики архитектор отошел уже за год до официальной отставки, о чем свидетельствует заключение врачебной комиссии от 28.01.1903 г. «Г. Гвоздзиовский страдает хроническим воспалением сердечных клапанов и параличом правой половины тела, вследствие чего ему настоятельно и неотложно необходимо воспользоваться шестимесячным отпуском для систематического лечения в Европейской России и за границей»45. Архитектор дважды брал длительный шестимесячный отпуск для отъезда за рубеж, в 1901 г.46 и в 1903 г. для восстановления здоровья47. Первые симптомы заболевания появились в марте 1902 г. во время поездки в Японию, а в декабре того же года состояние архитектора резко ухудшилось. Причиной серьезного недуга Александра Андреевича, а в результате этого финансовые проблемы, потеря личной недвижимости и отъезд из Владивостока вполне могла стать активная и трудная работа на ответственной должности. Или происшествие с обрушением здания театра во время строительства, ведь такой инцидент мог негативно сказаться на авторитете мастера, а также повлечь финансовые санкции. Однозначно в череде негативных событий, в личной и в профессиональной сфере были причинно-следственные связи. В 1904 г. А.А. Гвоздзиовский вышел на пенсию и вернулся на родину, в г. Люблин48, возможно, в дом в центре города49, перешедший архитектору в наследство после смерти отца в 1886 г.50

Заключение

Профессиональная влиятельность и многогранность А.А. Гвоздзиовского обусловлена прежде всего его статусом и уровнем образования. Он был единственный во Владивостоке художник архитектуры, специалист, обучавшийся в мастерских авторитетных российских зодчих. На Дальнем Востоке он не просто транслировал школу мастеров, но обогащал ее через личный опыт, став, например, основоположником неорусского стиля во Владивостоке. По выявленным объектам можно сделать вывод, что Александр Андреевич был приверженцем двух архитектурных направлений: неоклассического и неорусского. Данное предпочтение было обусловлено не только личным художественным вкусом, но и общероссийскими тенденциями на рубеже ХIХ–ХХ вв. и местом его службы, так как при возведении зданий для государственных организаций архитекторы чаще придерживались классических традиций в проектировании.

Его работа в Приморской области не была длительной, но за четырнадцать лет службы архитектор всесторонне реализовал свой потенциал в профессиональной сфере, он проектировал и строил здания различного функционального назначения, управлял важной ведомственной структурой и руководил многочисленным коллективом, а также организовал собственное дело. Он вырос до чина VII класса – надворный советник, был удостоен высоких наград: вензель Его Императорского Высочества с бриллиантами и рубином, в 1896 г., орден Святого Станислава 3-й степени и серебряная медаль в память царствования Императора Александра III 51. Такое признание современников – свидетельство того, что деятельность А.А. Гвоздзиовского была результативна и значима для Владивостока и Приморской области.

Примечания

1Александр-Казимир Андреевич Гвоздзиовский родился 18.01.1861 г. в городе Люблине, в семье дворян Эмилии Пауль и Андрея Гвоздзиовского (умер в 1886 г.) – чиновника, защитника Люблинского гражданского трибунала. В документах, проектах, составленных архитектором, собственноручно стоит фамилия или личная подпись – Гвоздзиовский. Но в некоторых материалах, документах, газетных публикациях конца ХIХ – начала ХХ в., а также в современных литературных источниках и статьях фамилия архитектора пишется Гвоздиовский, Гвоздиевский, Гвоздiовскiй.

2РГИА. Ф. 789. Оп. 10. Д. 154. Л. 2, 4. Дело правления Императорской Академии Художеств. Гвоздзиовский А.А. Начато 1880 г.

3РГИА. Ф. 789. Оп. 10. Д. 154. Л. 28, 34, 35. Дело правления Императорской Академии Художеств. Гвоздзиовский А.А. Начато 1880 г.

4ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 7803. Л. 41-44. Чертежи дома на участке, принадлежавшем Н.П. Марининой, А.М. Опекушину по Каменноостровскому пр., 52 и Песочной ул., 24.

5РГИА. Ф. 789. Оп. 10. Д. 154. Л. 50. Дело правления Императорской Академии Художеств. Гвоздзиовский А.А. Начато 1880 г.

6Томишко Антоний Осипович – российский архитектор чешского происхождения, академик и действительный член Императорской академии художеств. В «Деле правления Императорской Академии Художеств. Гвоздзиовский А.А. 1880 г.» указано имя Томишко Иван Осипович.

7РГИА. Ф. 789. Оп. 10. Д. 154. Л. 32. Дело правления Императорской Академии Художеств. Гвоздзиовский А.А. Начато 1880 г.

8РГИА. Ф. 789. Оп. 10. Д. 154. Л. 47. Дело правления Императорской Академии Художеств. Гвоздзиовский А.А. Начато 1880 г.

9РГИА. Ф. 789. Оп. 10. Д. 154. Л. 45, 49. Дело правления Императорской Академии Художеств. Гвоздзиовский А.А. Начато 1880 г.

10Стефаниц Иван Александрович (1850–1902) – архитектор, академик и профессор архитектуры Императорской академии художеств.

11РГИА. Ф. 789. Оп. 10. Д. 154. Л. 47. Дело правления Императорской Академии Художеств. Гвоздзиовский А.А. Начато 1880 г.

12РГИА. Ф. 789. Оп. 10. Д. 154. Л. 51-52. Дело правления Императорской Академии Художеств. Гвоздзиовский А.А. Начато 1880 г.

13РГИА. Ф. 789. Оп. 10. Д. 154. Л. 47. Дело правления Императорской Академии Художеств. Гвоздзиовский А.А. Начато 1880 г.

14РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2738. Л. 5. Дело о назначении на службу на должность Приморского областного архитектора художника-архитектора II степени Гвоздзиовского. 25 апр. 1890 – 9 дек. 1894.

15РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2738. Л. 10-11. Дело о назначении на службу на должность Приморского областного архитектора художника-архитектора II степени Гвоздзиовского. 25 апр. 1890 - 9 дек. 1894. Берг Самуил Осипович – гражданский инженер, коллежский асессор. Обучался в Санкт-Петербургском Практическом технологическом институте и Институте гражданских инженеров императора Николая I. С 1882 по 1890 г. – исполняющий обязанности Приморского областного архитектора. В 1890 г. переведен на службу в Архангельскую губернию.

16Владивосток (газета). – 1893. - № 3. - 17 января. С.1–2. Владивосток (газета). – 1893. - № 4. - 24 января. С. 1–2.

17Владивосток (газета). – 1893. - № 5. - 31 января. С. 1–2. Владивосток (газета). – 1893. – №21. – 23 мая. С.4.

18Там же. – №19. – 9 мая. С.4.

19Там же. – №41. – 10 октября. С.7.

20РГИА ДВ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 11. Дело о постройке городских купален на берегу б. Золотой Рог, напротив дома генерал-губернатора. 1895 г.

21РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 4257. Л. 1-3. Формулярный список о службе Областного Инженера Строительного Отделения при Приморском Областном Правлении Классного Художника Надворного Советника Гвоздзиовского. Составлен по 24 Июня 1899 года.

22РГИА ДВ, Ф. 702. Оп. 1. Д. 2145 (2683). Л. 11, 12. Личное дело А.А. Гвоздзиовского начато 04.11.1897 завершено 17.11.1904.

23РГИА. Ф. 1293. Оп. 170. Д. 9. О назначении предварительного следствия над Приморским Областным Архитектором Федосеевым.

24МВД – Министерство внутренних дел Российской империи — орган государственной исполнительной власти Совета Министров Российской империи, осуществлявший административно-распорядительные функции в сферах государственной безопасности, общественной безопасности, охраны правопорядка, руководства местными органами власти, борьбы с преступностью, охраны мест лишения свободы, разрешительной системы, цензуры в средствах массовой информации и книгоиздания.

25РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 4257. Л. 1-3. Формулярный список о службе Областного Инженера Строительного Отделения при Приморском Областном Правлении Классного Художника Надворного Советника Гвоздзиовского. Составлен по 24 Июня 1899 года.

26РГИА ДВ, Ф. 702. Оп. 1. Д. 2145 (2683). Л. 11, 12. Личное дело А.А. Гвоздзиовского начато 04.11.1897 завершено 17.11.1904.

27РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 14. Д. 214. Л. 1-5. Формулярные и послужные списки и.о. Советника Приморского областного правления, Надворного Советника Александра Андреевича Гвоздзиовского 1890-1904 гг.

28РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 4257. Л. 1-3. Формулярный список о службе Областного Инженера Строительного Отделения при Приморском Областном Правлении Классного Художника Надворного Советника Гвоздзиовского. Составлен по 24 Июня 1899 года.

29Государственный объединённый музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. МПК 18630.

30Владивосток (газета). – 1896. – №39. – 22 сентября. С.8.

31Владивосток (газета). – 1899. – №25. – 20 июня. С.3.

32Н.В. Коновалов – военный инженер, подполковник. В 1894 г. производитель работ на батарее Саперная, над одним из орудий он построил купол из бетона Монье. Он также производил работы по окончании строительства батарей Тигровая, Токаревская, Куперовская, Безымянная [1, с. 91].

33РГИА. Ф. 789. Оп. 10. Д. 154. Дело правления Императорской Академии Художеств. Гвоздзиовский А.А. Начато 1880 г.

34РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 14. Д. 214. Л. 5. Формулярные и послужные списки и.о. Советника Приморского областного правления, Надворного Советника Александра Андреевича Гвоздзиовского 1890-1904 гг.

35Владивосток (газета). – 1899. – №19. – 9 мая. С.2.

36Там же. – 1899. – №38. – 19 сентября. С. 4.

37Там же. – №11. – 14 марта. С. 4.

38РГИА. Ф. 789. Оп. 10. Д. 154. Л. 27. Дело правления Императорской Академии Художеств. Гвоздзиовский А.А. Начато 1880 г.

39Село Никольское – ныне город Уссурийск в Приморском крае.

40Владивостокские епархиальные ведомости. – 1903. – №23. – 1 декабря. – С. 527–531.

41РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 4259. Л. 1-2. Полный послужной список Исправляющего должность Областного Инженера Приморской Области Классного Художника Архитектуры II-й степени Титулярного Советника Александра Гвоздзиовского. Составлен Октября 7 дня 1897 года.

42Владивосток (газета). – 1902. – №51. – 15 декабря. С.3.

43Ван-син-син (Ван-тын-син) – китайский купец, житель Владивостока.

44Владивосток (газета). – 1902. – №45. – 3 ноября. С. 6.

45РГИА ДВ, Ф. 702. Оп. 1. Д. 2145 (2683). Л. 25. Личное дело А.А. Гвоздзиовского начато 04.11.1897 завершено 17.11.1904. Строитель (журнал). – 1904. – №5-8. С.316.

46РГИА ДВ, Ф. 702. Оп. 1. Д. 2145 (2683). Л. 11. Личное дело А.А. Гвоздзиовского начато 04.11.1897 завершено 17.11.1904.

47РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 4257. Л. 1-3. Формулярный список о службе Областного Инженера Строительного Отделения при Приморском Областном Правлении Классного Художника Надворного Советника Гвоздзиовского. Составлен по 24 Июня 1899 года.

48РГИА ДВ, Ф. 702. Оп. 1. Д. 2145 (2683). Л. 19. Личное дело А.А. Гвоздзиовского начато 04.11.1897 завершено 17.11.1904. Строитель (журнал). – 1903. – №5-8. С.318.

59РГИА ДВ, Ф. 702. Оп. 1. Д. 2145 (2683). Л. 34. Личное дело А.А. Гвоздзиовского начато 04.11.1897 завершено 17.11.1904. Семья Гвоздзиовских жила в г. Люблин, в доме № 14 по ул. Jезуитская, (ныне пол. Jezuicka, рус. Езуицкая).

50РГИА. Ф. 789. Оп. 10. Д. 154. Л. 4, 13, 21. Дело правления Императорской Академии Художеств. Гвоздзиовский А.А. Начато 1880 г.

51РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 14. Д. 214. Л. 5. Формулярные и послужные списки и.о. Советника Приморского областного правления, Надворного Советника Александра Андреевича Гвоздзиовского 1890-1904 гг.

References

1. Avilov, R.S., Ayushin, N.B., Kalinin, V.I. (2013) Vladivostok Fortress: Troops, Fortification, Events, People. Part I. "To spite an arrogant neighbor." 1860–1905. Vladivostok: Dalnauka, pp. 91. (in Russian)

2. Primorsky Regional Public Library named after A.M. Gorky, (2010). The address calendar of the Vladivostok fortress of the Primorsky Region for the year 1900. [online] Available from: https://pgpb.ru/digitization/detail/4779/?ysclid=lmk1leo9xk456774667 . [Accessed 15 September 2023]. (in Russian)

3. The Government of Primorsky Krai (2017). Act of the state historical and cultural expertise of the project documentation "Project of the united zones of protection of cultural heritage objects located in the area of 1st Morskaya, Arseniev, Bestuzhev streets in Vladivostok" 16.11.2017. [online] Available from: https://www.primorsky.ru/upload/medialibrary/f7d/f7d342645e994b4a0be89fa056555626.pdf . [Accessed 15 September 2023]. (in Russian)

4. Dudko, V.A. (1985) Vladivostok: touches to the portrait. Vladivostok: Far Eastern Book Publishing House. (in Russian).

5. Efimova, M.I. (2003). Catholic Church of Vladivostok: history and modernity. Notes of the Society for the Study of the Amur Region, [online] Volume XXXVI (Issue 2), pp. 67-73. Available at: http://primkrai.ru/index.php?id_tag=70 . [Accessed 15 September 2023].

6. Zaichikov, R.S., Ponomarenko, N.V., Abramovskaya, E.N. (2020). The formation of public baths in the city of Vladivostok in the late 19th – early 20th century. In: Architecture and Design: History, Theory, Innovation. [Online]. Vladivostok: Far Eastern Federal University, pp. 25-29. Available at: https://www.dvfu.ru/upload/medialibrary/d30/arhitektura-i-dizajn-istoriya-teoriya-innovacii-4.pdf . [Accessed 15 September 2023].

7. Kradin, N.P., Bazilevich, M.E. (2020). Architects and engineers of the Far East. Creative activity of architects and engineers – graduates of the capital's educational institutions – in Transbaikalia, Yakutia, the Amur region, Primorye and China, 2nd ed. Khabarovsk: Khabarovsk Regional Printing House, pp. 73.

8. Matveev, N.P.(2012). A brief historical sketch of Vladivostok. 2nd ed. Vladivostok: Rubezh.

9. Sheludko, V.O., Buyakov, A.M., Chernomaz V.A. (2004). The internal affairs agencies of Primorye (1860–1917). Vladivostok: Dalnauka.

10. Primorsky Regional Public Library named after A.M. Gorky, (2010). Commemorative book of the Primorsky region for 1897. [online] Available from: https://pgpb.ru/digitization/detail/4778/?ysclid=lmk5v3u7tm472698951 . [Accessed 15 September 2023]. (in Russian)

11. National Electronic Library. Commemorative book of the Primorsky region for 1903. [online] Available from: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_65922/  [Accessed 15 September 2023]. (in Russian)

12. Historical and cultural monuments of Primorsky Krai. Materials for the code (1991). Vladivostok: Far Eastern Book Publishing.

13. Local history of Primorsky Krai (2014). A systematic collection of Resolutions of the Vladivostok City Duma for 1901–1912. [online] Available from: https://primkrai.ru/index.php?id=175 . [Accessed 15 September 2023].

14. Smirnov, E.T. (2011). The Amur Region at the Amur-Primorsky Exhibition of 1899 in Khabarovsk. St. Petersburg: Alfaret.

15. Primorsky Regional Public Library named after A.M. Gorky, (2019). Reference book of Vladivostok with additional information about the Far East. Plans, maps, and drawings (1902). [online] Available from: https://pgpb.ru/digitization/detail/4485/?ysclid=lmk5dloqrm956067303 . [Accessed 15 September 2023].

Citation link

Tolkacheva, A.A. Likhansky, Yu.I. Professional activities of architect alexander A. Gvozdziovsky //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2023. – №3(83). – URL: http://archvuz.ru/en/2023_3/14/  – doi: 10.47055/19904126_2023_3(83)_14


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 15.05.2023
Views: 104