Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (86) June, 2024

Costume design

Sergeeva Anna V.

Head of the Department of Textile Art.
National Center of Applied Decorative Arts and Crafts.

Russia, Izhevsk, e-mail: sannet84@mail.ru

Features and criteria for color code classification of folk costume on the example of the republic of Udmurtia

УДК: 687:39
Шифр научной специальности: 5.10.3
DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_2(86)_23

Abstract

The issue of classifying the coloristic information contained in national costumes is considered as an invariable element of the external attributes of ethnonational identity using the case of the Republic of Udmurtia national costume.
The research work employs a systems approach and general scientific research methods (analysis, synthesis, induction, deduction, comparison, generalization and systematization), as well as a number of special methods: historiographic analysis of research literature on the topic and methods of art historical analysis.
The findings of this research works are as follows: the color codes in the national costumes of the peoples of the Republic of Udmurtia contain references to several key aspects of ethnonational identity: social status, marital status, age, and gender. The color codes also differ depending on geography: the northern costume of the Udmurts differs from the southern version both in cut and decor, and in the color scheme of the costume. It is concluded that the color code is a visual expression of the Udmurts’ ethnocultural identity.

Keywords: color code, ethnocultural identity, national costume, Republic of Udmurtia, classification of color codes

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тенденциями этнонационального возрождения традиций народов России, сохранению культурного наследия на фоне глобализации, стандартизации и нивелирования культурных различий под влиянием примитивизации одежды. Национальный костюм является не только частью истории народа, но и отражением его ментальности, квинтэссенцией обычаев и культурного наследия. В отличие от примитивной современной одежды, особенно последних пяти лет, в которой едва ли различима половая принадлежность человека, в традиционном костюме каждый элемент несет в себе важную, социально-значимую информацию, которая отражается в покрое, элементах декора и цветовой палитре каждой разновидности костюма: свадебный, повседневный, детский, взрослый, мужской, женский и т. п. Все перечисленные элементы в научной литературе получили обобщающее название «колористический код» [14, с. 36]. Применительно к национальному костюму колористический код можно рассматривать как «определенную систему символов, выраженных в цвете и форме и выражающих понятный конкретному этносу социокультурный смысл» [17, с. 88]. В более кратком виде определение колористического кода приводит Н. Акдемир, рассматривая его как «видимое выражение социальной идентичности определенного этноса» [13, с. 1373].

Применительно к исследуемой теме отметим, что социальная идентичность – это часть «Я-концепции» человека, которая определяется принадлежностью к социальной группе (или группам) в сочетании с ценностно-эмоциональной значимостью, которые сопровождают эту принадлежность [13, с 61–68]. C позиций темы нашего исследования в этом определении как минимум два принципиальных момента: осознание человеком своей принадлежности к определенной группе, благодаря чему у него формируется собственный образ «Я» и образ сообщества, с которым он себя соотносит, а также признание эмоциональной и ценностной значимости принадлежности к конкретной социальной группе.

Такая трактовка социальной идентичности позволяет считать, что человек в значительной степени осознает социальный мир, определяя свое место в нем. Во-первых, человек стремится к поддержанию позитивной идентичности, что помогает обеспечить гармонию и баланс образа социального «Я» и окружающего мира. Потеря позитивной идентичности знаменует собой дисгармонию «Я» и окружающего мира: дезорганизация внутреннего мира человека неизбежно приводит к дезорганизации его впечатлений об окружающем мире. Во-вторых, позитивная идентичность достигается через процессы категоризации социального мира и отождествления человека с определенными категориями. Это сопровождается процессом дифференциации категории принадлежности от других категорий, что расширяет восприятие окружающего мира. В-третьих, дифференцированный анализ социальной структуры осуществляется путем сравнения «своей» группы с «другими» по предпочтительным для своей группы измерениям. Человеку свойственно искать и находить положительные различия, а также желание увеличить их, проявляя фаворитизм по отношению к членской группе. И, наконец, в случае с группой с негативной оценкой принадлежности человек ищет возможность выйти из этой группы и присоединиться к другой, более важной для него, т. е. стимулируется определенная поведенческая активность. С этих позиций колористический код национального костюма можно рассматривать как часть картины мира или более широкого понятия – «культурный код». Таким образом, исследование колористического кода должно строится на основе его трактовки как визуального выражения социальной идентичности в каждом конкретном этносе или нации.

В современном научном дискурсе все шире проявляется интерес к этнонациональным особенностям костюма народов России. В частности, теоретическим вопросам колористики народного костюма посвящены работы таких авторов, как Т.М. Алданаева, Н.А. Михайлова [1], Э.М. Андросова [2], Е.В. Байкова, И.Ю. Поздеев, Н.Е. Прокопьева [3], А.В. Болурова [7], Т.Г. Бочина [8], З.Ф. Хасанова [17] и др. Данные исследователи рассматривают колористический код с позиций этнокультурологии, в рамках определенного историко-культурного контекста.

Колористический код удмуртского костюма анализируется в работах Т.С. Бразукевич [9], О. Бакиева, О. Попова [4] и др. Исследователи рассматривают удмуртский костюм как часть историко-культурного наследия народов Удмуртской Республики.

Зарубежные исследования в основном представлены работами эмпирического характера, посвященными проблеме классификации колористического кода на основе различных критериев. Обоснования таких классификаций представлены в исследованиях Н. Акдемира [12], Э. Файзуллинойи Т. Христидис [13], Ф. Галиевой[15], Цзинтун Чжан, Яньчен Лю [16] и др.

Специфика и критерии классификации колористического кода национального костюма Удмуртской Республики

В специализированной искусствоведческой литературе под колористическим кодом принято понимать «систему цветовой и знаковой символики, используемой в национальном костюме, для распознавания социального статуса, социальной ситуации и этнонациональной принадлежности его носителя» [15, с. 629].

Он отражает историю, этническую принадлежность, религиозную принадлежность, возраст и социальный статус людей. Удмурты – один из коренных народов Прикамья из финно-угорской языковой семьи. Они проживают в Удмуртии, Кировской области, Республике Марий Эл, Татарстане, Башкирии, Мордовии, Пермском крае и Свердловской области.

Для каждой этнографической группы удмуртов характерен свой неповторимый крой одежды, манера ношения, орнаменты и украшения. В экспозиции Глазовского краеведческого музея представлен традиционный женский костюм, который был распространен в северных районах Удмуртии во второй половине XIX – начале XX в. Он состоит из рубахи, похожей на тунику, с халатом поверх нее, нагрудника, фартука и шали.

Что касается способа изготовления платья, то домотканое полотно для рубахи сгибалось горизонтально, а горловина вырезалась на сгибе. Рукава ткали отдельно на ткацком станке, а затем пришивали перпендикулярно основному полотну. Узоры на них были сотканы в технике прерывистого уточного плетения. Каждый элемент узора имел свое значение: восьмиконечная звезда «толез» символизировала луну, ромб – поля, а точки – семена и зерна [15, p. 83].

Вырез рубахи, покрыт богато орнаментированным в технике аппликации. Нагрудник был элементом одежды замужней женщины, который защищал ее от сглаза. Поверх рубашки и нагрудника надевался халат. Фартук всегда подпоясывался. По праздникам поверх фартука повязывали изящный узорчатый пояс. Его изготавливали на миниткацком станке – берде. Что касается роли колористики в определении социального статуса носителя национального костюма, то, например, замужние удмуртские женщины носили треугольную шаль, чтобы прикрыть волосы. Они носили чулки, накидки и лапти (тип обуви, обычно сделанной из лыка). Летний вариант плели из луба, а зимний – из бересты. Для мягкости и гигиеничности внутрь лаптей подкладывали соломенные стельки.

Специфика национального костюма Удмуртии заключается в том, что он является не просто одеждой, но традиционно используется в качестве оберега и защиты от злых духов, т. е. имеет определенное сакральное значение. При этом колористический код национального костюма можно рассматривать по территориальному признаку, поскольку у южных и северных удмуртов использовались разные доминирующие цвета. На этой основе исследователи выделяют два основных варианта национального костюма: северный трехцветный (белый, красный и черный) и южный – полихромный (красный, зеленый и коричневый).

Северо-удмуртский женский костюм представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов. В архаичной колористической триаде северо-удмуртского костюма красный цвет символизирует цвет крови, несущей жизнь из поколения в поколение, цвет небесного светила, согревающего и дарующего жизнь, белый символизировал чистоту и непорочность, приобщенность к божеству, смерть воплощенная в черном цвете, воспринимались древними как необходимый элементй, как источник жизни и возрождения [12, с. 132].

До появления анилиновых красителей удмурты окрашивали пряжу и ткань отварами растений, возможно, местные красильные растения оказали влияние на формирование традиционной палитры удмуртского костюма. Об этом свидетельствуют образцы тканей найденных в археологических раскопках. Можно предположить, что в прошлые столетия искусство окрашивания шерстяных тканей природными красителями было на высоком уровне. Подтверждение этому находят ряд исследований, проведенных учеными – реставраторами и археологами (А.К Елкина., А.А. Гаврилова, М.Г. Иванова, и др.), которые доказывают, что все пигменты для тканевых полотен добывались человеком из растений и минералов той среды, в коей проживали наши предки. Так, для получения красного шерсть погружали в отвар корней подмаренника, для черного цвета брали из болота черную жидкую грязь (болотную руду, содержащую окись железа) и кипятили вместе с ольховой корой, затем в отвар погружали шерсть для окрашивания [6, с. 108–109]. Для отбеливания нити заливали щелоком, после чего сушили на морозе и солнце [6, с. 23].

Цветовая гамма южно-удмуртского костюма по сравнению с соседями является более пестрой и яркой, основные цвета костюма: красный, зеленый и коричневый. В южно-удмуртском костюме сохранились древние культурные элементы, берущие начало с ананьинской эпохи (VIII–III вв. до н. э), когда местные племена находились под влиянием скифо-сарматской культуры. В более позднее время на южно-удмуртский костюм оказали влияние тюрки, вначале булгары, затем татары и башкиры.

Колористический код национального костюма включает также и такой компонент, как половая принадлежность его носителя, то есть колористический код можно подразделить на мужской и женский варианты. Традиционно удмурты мужчины одевались довольно незамысловато: рубаха-косоворотка, полосатые штаны и пояс. Рубаха была белого цвета, с отделкой, затем появилось домотканое полотно в мелкую клетку. Воротник рубахи обычно украшали узорными ткаными вставками. Свободные холщовые штаны (эрезь) удмуртов из ткани синего или белого цвета были близки по своему крою к фабричным. Зимний вариант брюк изготавливался из шерстяного домотканого полотна. Вышивка на рубахах мужчин показывала род их деятельности и также играла роль оберега. Праздничный вариант костюма – белая рубаха с красной отделкой в виде полос на рукавах и по низу. Штаны однотонного черного или синего цвета. Широкий пояс красного цвета или радужный тканый. Пояс имел особое значение и служил оберегом от злых духов.

Судя по колористическому коду, выделение социального статуса, семейного положения и возрастной группы было традиционно более важным для женщин, чем для мужчин. Женская одежда различалась по нескольким признакам: место жительства (северные, южные); возраст обладательницы; семейный статус. Традиционные компоненты женского костюма удмуртов составляли: туникообразная рубаха «дэрем», одежда типа халата «шортдэрем», передник «айшет, азькышет», высокий конусовидный берестяной головной убор «айшон» с вышитым либо лоскутным покрывалом «сюлык», узорные вязаные чулки, носки.

В северных районах Удмуртии женская одежда традиционно украшалась вышивкой, а ее обладательницы носили много ювелирных украшений – бусы, серьги, браслеты и перстни. Многие украшения передавались по наследству. Вышивка имела особое значение – ее считали оберегом.

Рис. 1. Северо-удмуртский костюмный комплект: летняя праздничная одежда и женский нагрудник муресазь [11, с. 72, 76]

Некоторые исследователи полагают, что на севере республики удмуртки подражали мотивам пермских народов. Основой костюма северной удмуртки был дэрем – длинная туникоподобная рубаха. Поверх нее надевался кабачи – прямоугольный нагрудник с национальной вышивкой, шортдэрем – халат, и азькышет – передник без верха, крепящийся на поясе, и плетеный пояс или пояс с вышивкой. Кабачи был элементом одежды замужних женщин, на смену им появились аппликационные муресазь – нагрудники из кусков ткани с вышивкой, украшенные пуговицами и монетами (рис. 1). [11, с. 11].

Женщины южной части республики предпочитали пестрые ткани, которые по своей цветовой гамме ближе к татарским и башкирским мотивам [17, c. 136]. Основой такого костюма под названием шортдэрем служило трапециевидное платье с зауженным рукавом. Край его украшали лентами и оборками. Повседневная одежда была яркой и пестрой. Женщины из южной части республики носили сложные головные уборы, так, свадебный головной убор состоял из налобной повязки, полотенца иайшона – высокого головного убора, изготовленного традиционно из бересты, поверх которого надевали платок (сюлык). Этот комплекс девушка носила до тех пор, пока не становилась матерью (рис. 2) [8, c. 12].

Рис. 2. Южно-удмурсткий костюмный комплект: праздничная женская одежда и головное полотенце (чалма) [11, с. 94, с. 88]

Как отмечает А.В. Бакиева, традиционный набор национальной одежды включает следующие элементы: кафтан (шортдэрем), штаны (эрезь), нагрудник (муресазь), платок, рубаха (дэрем), шуба (пась), фартук (азькышет), женские чулки (чуглэс), передник (азькышет).

Таким образом, в качестве критериев классификации колористического кода удмуртского национального костюма можно выделить следующие основные параметры:

1) цвета и декор;
2) гендерный признак: мужской и женский костюм;
3) территориальный критерий: северный и южный варианты костюма.

При объединении всех трех критериев классификации можно привести следующую комплексную характеристику: южный и северный колористический коды удмуртского традиционного костюма отличаются не только набором и цветовой гаммой, но и покроем и декором одежды, причем прослеживается влияние традиций пермских народов на северных удмуртов, татар и башкир – на южных.

Приведенная классификация может быть расширена и дополнена более узкими критериями, что открывает возможности для дальнейших исследований культурных кодов национальных костюмов Удмуртской Республики.

Выводы

Исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

1. В современной научной литературе понятие «колористический код» еще недостаточно разработано и не имеет общего, универсального определения, однако наиболее точная трактовка данной научной категории может быть следующей: колористический код национального костюма представляет собой визуальное выражение социальной идентичности этноса или нации.

2. Критериями анализа колористического кода в национальных костюмах Удмуртской Республики могут служить компоненты цветовой системы, которые содержат отсылки к нескольким ключевым аспектам этнонациональной идентичности: социальный статус, семейное положение, география проживания. Основные отличия выявлены в колористических кодах мужского и женского костюмов северной и южной частей Удмуртской Республики.

References

1. Aldanayeva, T.M., Mikhailova, N.A. (2021) The specificity of Kazakh women's traditional costume in the development of design thinking in students. Bulletin of KazNatZhen, No. 2, pp. 191-198. (in Russian)

2. Androsova, E.M. (2006). Sociocultural foundations of color perception in costume as a manifestation of national identity: historical and cultural context. Candidate of Cultural Studies dissertation. Chelyabinsk. (in Russian)

3. Baikova, E.V., Pozdeev, I.Yu., Prokopyeva, N.E. (2022). Elements of women's traditional clothing of the Trans-Vyatka Udmurts as a reflection of the cultural identity of the local group. Historical and Cultural Heritage of the Peoples of the Ural-Volga Region, No. 1 (12),. pp. 85-89. (in Russian)

4. Bakieva, O., Popova, O. (2021). Color in the art of traditional costume of indigenous peoples of the Tyumen north (based on the analysis of museum exhibits). Journal of National Cultures, No. 7, pp. 36-46. (in Russian)

5. Vladykin, V.E., Khristolyubova, L.S.(1997). Ethnography of the Udmurts. 2nd ed. Izhevsk. (in Russian)

6. Belitser, V.N. (1951). Folk clothing of the Udmurts. Moscow, pp.108-109. (in Russian)

7. Bolurova, A.V.(2021). The traditional costume of the Karachay-Balkar people. Manuscript, No. 14(6), pp. 1102-1106. (in Russian)

8. Bochina, T.G. (2023). Numerical and color code as a component of Tuvan mysteries about man. New Studies of Tuva, No. 3, pp. 6-20. (in Russian)

9. Brazukevich, T.S. (2022). Using Udmurtia Graphic Codes in Contemporary Youth Clothing Design. Youth Scientific Forum, No. 4, pp. 10-16. (in Russian)

10. Ivanova, M.G. (1994). Origins of the Udmurt People. Izhevsk: Udmurtia, pp. 192. (in Russian)

11. Lebedeva, S.Kh. (2008). Udmurt folk clothing. Izhevsk: Udmurtia-2008. (in Russian)

12. Molchanova, L.A. (2006). Udmurt Folk Costume (History and Symbolism). Izhevsk: Udmurtia-2008. (in Russian)

13. Akdemir, N. (2018). Visible Expression of Social Identity: The Clothing and Fashion. Gaziantep University Journal of Social Sciences, Vol. 17(4), pp. 1371-1379.

14. Faizullina, E., Khristidis, T. (2020). Traditional costume as a cultural code: iconography, symbolism and semantics (on the example of women’s costume). National Cultures Journal, Vol. 2, pp. 61-68. (in Russian)

15. Galieva, F. (2022). «Bashkirization» of costume complexes among Udmurt and Mari of Bashkortostan. Yearbook of Finno-Ugric studies, Vol. 4, pp. 628-638. (in Russian)

16. Jingtong Zhang, Yanchen Liu. (2023). Research on Western Minorities Costume Culture and Innovative Development. Analysis Based on a Sample Questionnaire on Western Minorities National Costume. International Culture Journal, Vol. 2, pp. 35-49.

17. Khasanova, Z.F. (2020). The bib in the modern life of Bashkir women: on the problem of tradition preservation. VAAE, Vol. 2 (49), pp. 135-146. (in Russian)

18. Mainy, Sh.B., Kukhta, M.S. (2020). The sacred semantics of Tuvan traditional costume. Cultural Studies and Art History, Vol. 3, pp. 102-114. (in Russian)

19. White, R. (2024). Color code in Scottish clothing: historical traditions and definition. Routledge.

Citation link

Sergeeva, A.V. Features and criteria for color code classification of folk costume on the example of the republic of Udmurtia //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2024. – №2(86). – URL: http://archvuz.ru/en/2024_2/23/  – doi: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_2(86)_23 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 12.02.2024
Views: 88