Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (87) September 2024
History of architecture
Gavrilova Svetlana I.
Consultant for Cultural Heritage.
‘Bank of Cultural Information’ Publisher
Russia, Yekaterinburg, e-mail: avolirvag@mail.ru
The 1950s creative legacy of the architect V.A. Gagarin in Kamensk-Uralsky: cinemas, theaters and other cultural and public buildings
УДК: 72.03
Шифр научной специальности: 2.1.12
DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_3(87)_12
Abstract
Keywords: architect V.A. Gagarin, avant-garde architecture, Soviet neoclassicism, 1950s park pavilions and sculpture, cultural heritage sites, architectural monuments
Введение
В 1950-е – начале 1980-х гг. улицы, площади и парки Каменска-Уральского украсили здания, возведенные по проектам или при участии в проектировании архитектора Владимира Алексеевича Гагарина (1928–2003 гг.)1 – уроженца этого города (рис. 1.1). Так, в 1954 г. В.А. Гагарин выполнял проект реконструкция Центрального парка культуры и отдыха УАЗа, заложенного по проектам организаций «Монтажпроекталюминий» и «Уралалюминий», разработанных в 1934 г. (рис. 1.1). ЦПКиО УАЗа располагается в границах современных улиц Каменской, Исетской, Строителей (к последней парк примыкает на её криволинейном участке, имеющем форму четверти окружности) (рис. 1.2). Изначально парк имел типичные для 1930-х гг. радиально-лучевую планировку и сооружения: входную группу, летнюю эстраду, беседку-читальню, танцплощадку (рис 2.1–2.6). Имелись также и спортивные сооружения: тир, волейбольные, баскетбольные площадки, теннисный корт [2]. Вероятно, перед архитектором были поставлены задачи: дополнить территорию парка новыми павильонами, увязать их архитектурными средствами с уже существующими с 1930-х гг. постройками; осуществить реконструкцию летнего театра (рис. 2.5); заменить главную входную группу парка и ограду (рис. 2.1) – сделать фасады этих объектов более выразительными и презентабельными.
Автору данной статьи пока не удалось найти подробную планировку ЦПКиО УАЗа 1954 г. с экспликацией зданий, предложенных В.А. Гагариным, и проанализировать, как именно эти здания располагались относительно друг друга.
Рис.1.1.Фрагмент генплана соцгорода УАЗа. нач. 2000-х гг. Архив Комитета по архитектуре
и градостроительству г. Каменска-Уральского.
Рис.1.2.Эскизный проект планировки рабочего посёлка на 27 000 жителей. Фрагмент.
Уралалюминий. 1934 г. Музей ОАО УАЗ СУАЛ.
Рис.1.3. Генплан участка клуба и городского сада. Гипроалюминий. Ленинград.
Разработали: ст. архитектор Гришин, главн. архитектор Иванов,
нач. арх.-строит. отдела Дулов, главн. инж. проекта Марычев. 1957 г.
Архив Комитета по архитектуре и градостроительству г. Каменска-Уральского1
Проект входной группы парка с оградой
Вместо существующей деревянной входной группы парка, характерной для построек такого типа 1930-х гг. (рис 2.1), состоящей из двух кассовых будок, оформленных стилизованными дорическими колоннами и лаконичным антаблементом над ними, зодчий предложил архитектурную композицию, включающую два высоких квадратных в плане кирпичных кассовых объема, акцентированных угловыми парными пилястрами, и расположенные между этими объемами два устоя (столба) с аналогичными парными пилястрами на всех фасадах; пилястры несли антаблемент (рис. 3.1). В центральной части фасадов кассовых башенок были размещены ниши с арочными завершениями, а над венчающими карнизами по периметру крыши установлены балюстрады. Завершали башенки ротонды с низкими крышами криволинейной формы, увенчанные декоративными элементами на шпилях. С северной и южной сторон к входной группе примыкали декоративные стенки ограды с балюстрадой в верхней части. Парковая ограда состояла из четырехгранных кирпичных столбов, украшенных вазонами на постаментах, и фундаментов, несущих звенья решеток с металлическими столбиками. Изящная парадная входная группа, выполненная в стиле советского неоклассицизма, стала бы «визитной карточкой» парка (рис. 3.1), но, к сожалению, из комплекта данного проекта реализовали только ограду (рис. 5.5). Через несколько лет входная группа была построена по другому проекту.
Рис. 2.1. Входная группа парка культуры и отдыха УАЗа. Фото 1950-х. [Ил. 9].
Рис. 2.2. Фрагмент летней эстрады парка культуры и отдыха УАЗа. На дальнем плане – беседка-читальня. Фото 1950-х. [Ил. 9].
Рис. 2.3. Фрагмент сцены летней эстрады парка культуры и отдыха УАЗа. Фото 1950-х. [Ил. 9].
Рис. 2.4. Сцена-ракушка для оркестра парка культуры и отдыха УАЗа. Фото 1950-х. [Ил. 9].
Рис. 2.5. Вид с северо-запада на летний театр в парке культуры и отдыха УАЗа. Фото 1934-1935. [Ил. 9].
Рис. 2.6. Проект летнего театра. Кинобудка. Уралалюминий. 1935. Архив ДК УАЗа
Проект павильона-ресторана
Наиболее близким по фасадной тематике к гагаринской входной группе парка (рис. 3.1) стало капитальное здание павильона-ресторана (рис. 3. 4; рис. 4), перекликающееся с ним ритмическим рядом пилястр, балюстрадами, высокими нишами или проемами с арочными завершениями. Главный фасад здания павильона-ресторана симметричен, по его оси симметрии расположен большой застекленный проем, посередине которого размещена остекленная дверь. Входной проем был фланкирован ризалитами с боковыми парными пилястрами, между которыми предполагались вертикальные декоративные элементы; центральный объем здания являлся своеобразным входным порталом, завершенным разорванным треугольным фронтоном. Края фасада оформлены ризалитами, подобными центральным, но завершали их прямоугольные аттиковые стенки. Высокие оконные проемы, расположенные между центральными и боковыми ризалитами, чередовались с парными и одинарными пилястрами; по оси симметрии парных пилястр над антаблементом были установлены постаменты с вазонами, объединенные с аттиками и фронтоном декоративными металлическими решетками. Все пилястры имели капители стилизованного коринфского ордера.
Перед главным фасадом здания автор проекта задумал две веранды, ограниченные балюстрадами, примыкающими к парадному крыльцу. На каждой веранде размещались столики, в вестибюле находился буфет, слева от него – закрытый зал, а справа – биллиардный зал. К центральной части дворового фасада примыкал блок с подсобными помещениями. Здание казалось легким, изысканным, но к сожалению, не было построено.
Проект павильона читального зала
Следующее здание – павильон читального зала – можно назвать деревянным вариантом по мотивам предыдущего здания (рис. 3.3; 3.4): оно тоже имеет центральный объем (ризалит) с треугольным фронтоном, входную группу с арочным завершением наверху, фланкированную пилястрами, между которыми размещены декоративные элементы (наличники) вокруг окон. Одинарные деревянные пилястры ризалита украшены по оси симметрии на всю высоту пропильной резьбой, рисунок которой создает эффект парных пилястр. Высокие оконные проемы правой и левой частей фасада чередуются с тонкими гладкими пилястрами; в нижней части фасада расположена балюстрада из плоских фигурных досок. Главный вход здания ведет в вестибюль, далее – в книгохранилище, с правой стороны от которого расположен читальный зал с полуциркульной в плане верандой, а с левой – лекционный зал с такой же верандой. Фасады и планировка этого здания выполнены в формах и с элементами архитектуры 1930-х гг.: широкий архивольт с накладными деревянными деталями над входной группой, эффект горизонтального остекления фасада и другое (рис. 3.3).
Рис. 3.Фотография с планшета. Выставка творческих работ арх. В.А. Гагарина. 1976.
в Краеведческом музее г. Каменск-Уральского. Проекты. (Фото с чертежей: проекты для УАЗа,
Реконструкция Драмтеатра в К.-У, проекты индивидуальной застройки в Красногорском районе К.-У.).
Автор: В.А. Гагарин.1989. МАиД УрГАХУ. Фонд В.А. Гагарина
Проект павильона прохладительных напитков
Еще одно деревянное здание – павильон прохладительных напитков – некоторыми элементами главного фасада также отсылает зрителя к архитектуре 1930-х гг. (рис. 3.8). Строение представляет собой прямоугольный в плане объем с центральным ризалитом на главном фасаде и хозяйственным блоком, примыкающим к средней части дворового фасада. Все объемы здания имели односкатные крыши. Конструктивная система павильона каркасная: между тонкими четырехгранными колоннами, несущими антаблемент, размещены ажурные заполнения в виде сетки, выполненной из деревянных реек, с арочными завершениями проемов в них. Ризалит возвышается над правой и левой частью здания; его колонны имеют четырехгранные капители простого профиля, остальные колонны на фасадах завершены декоративными элементами в виде развернутых вправо и влево кронштейнов. На полуциркульной в плане веранде, размещенной перед главным фасадом и огражденной балюстрадой из фигурных досок, предусматривались столики, основной зал с буфетом располагался в центральной части. Это здание также не было возведено.
Отсылка деревянных зданий парка, предложенных В.А. Гагариным, к архитектурному наследию 1930-х гг. вполне объяснима. Проектируемые им новые капитальные сооружения в стиле советского неоклассицизма (входная группа парка, павильон-ресторан) и новые деревянные здания (павильон читального зала и павильон прохладительных напитков), вероятно, должны были находиться в визуальной связи с постройками парка 1930-х гг. (беседки-читальни, сцены-ракушки танцплощадки, концертная сцена) и гармонировать с ними и друг с другом, поэтому В.А. Гагарин выбрал «связующим звеном» между образцами советского неоклассицизма 1950-х гг. и вариациями авангардной архитектуры 1930-х гг. два своих деревянных сооружения – павильон читального зала и павильон прохладительных напитков, объединив в них элементы как неоклассических павильона-ресторана и входной группа парка, так и элементы существующих с 1930-х гг. беседки-читальни, эстрады танцплощадки, концертной сцены, возведенных с мотивами авангардных архитектурных тенденций. На наш взгляд, зодчий великолепно увязал между собой архитектурными средствами все эти парковые сооружения разного периода.
Рис. 4. Эскизный проект летнего павильона-ресторана с бильярдным залом в парке в г. Каменск-Уральский.
Автор: арх. В.А. Гагарин 1954. (Проект не осуществлен). Фотография с проекта. МАиД УрГАХУ. Фонд В.А. Гагарина
Проект реконструкции летнего театра
В облике здания летнего театра (рис. 2.5, 2.6), построенного в 1935 г., В.А. Гагарину пришлось дополнять авангардную основу сооружения элементами в стиле советского неоклассицизма (рис. 3.2). По непонятной причине здание летнего театра было раскрыто главным фасадом (рис. 1.2, 2.5) не на парк, а на северную парковую ограду, через ворота которой осуществлялся выход из зрительного зала на улицу (ныне Каменскую) (рис. 1.2), а на парк был ориентирован его торцевой фасад с двухэтажным объемом кинобудки посередине (рис. 1.2, 2.6). Именно этот фасад архитектору В.А. Гагарину предстояло сделать главным, парадным, монументальным. Зодчий предложил закрыть его своеобразным «чехлом» – входной группой, заключив внутрь ее объем кинобудки (рис. 3.2). Сложная по композиции входная группа, расположенная на платформе со ступенями с трех сторон, примыкала к существующим южным фасадам двух объемов здания. К фасаду кинобудки по замыслу архитектора был пристроен высокий ризалит, оформленный колоннами, несущими фронтон с треугольным завершением; между колоннами располагались профилированные ниши, увенчанные архивольтами, в верхней части ниш были установлены люстры-бра, в средней – бюсты деятелей культуры (или вожди пролетариата?), в нижней – балюстрады. Справа и слева от ризалита ритмический ряд отдельно стоящих колонн, несущих антаблемент сложной формы, ограждал периметр платформы со ступенями, образуя открытые вестибюли. По данному чертежу сложно понять, были ли эти пространства перекрыты сверху крышами. За вестибюлями находились входные порталы с двумя филенчатыми двухстворчатыми дверьми с каждой стороны, ведущими в летний театр. Открытые галереи продольных, существующих с 1930-х гг. фасадов – западного и восточного (рис. 2.5), архитектор предложил закрыть стенами, сохранив ритмический ряд опор галерей, а также он оставил прежним декор фриза – накладные деревянные квадратные элементы (рис. 3.2).
Таким образом, кардинальному изменению по проекту Владимира Алексеевича должна была подвергнуться лишь южная часть этого здания. К сожалению, реконструкцию летнего кинотеатра так и не осуществили, только между интерколумниями на продольных фасадах установили стены.
Здание туалетов
Предполагаем, что капитальное здание туалетов входило в гагаринский архитектурный ансамбль парка, и единственное из зданий было построено (рис. 5.3). Фасады прямоугольного в плане объема оформлены ритмическим рядом плоских пилястр, чередующихся с полуциркульными окнами, обрамленными архивольтами с замковыми камнями. Дверные проемы оформлены профилированными полочками и обналичкой. Главный фасад завершен ступенчатым аттиком со столбиками по краям. Арочный проем в тимпане увенчан архивольтом.
Здание имело сугубо утилитарное назначение, но в качестве составляющей архитектурного ансамбля было украшено декоративными элементами простой профилировки в стиле советского неоклассицизма. Формой пилястр это здание сочетается с угловым юго-западным элементом ограды (рис. 5.4).
Для парка зодчий спроектировал еще и детский городок.
В целом хочется отметить, что изысканные, гармоничные гагаринские павильоны и парадные входные группы (парка, летнего театра) внесли бы в структуру ЦПКиО УАЗа эстетичные образцы архитектуры 1950-х гг., которые восхищали бы посетителей парка своей легкостью, нарядностью, воздушностью.
Рис. 5.1. Здание буфета в ЦПКиО УАЗа на картине художника В.М. Экснера.
Дата и название картины автору данной статьи не известны [Ил. 8].
Рис. 5.2. Девушка на фоне крыльца буфета в ЦПКиО УАЗа. Фото 1960-х [Ил. 9].
Рис. 5.3. Вид с юго-запада на здание туалета в ЦПКиО УАЗа. Фото С.И. Гавриловой.2005. Частный архив С.И. Гавриловой.
Рис. 5.4. Угловой элемент ограды парка (юго-западный). Фото 2011 г. Т.А. Коротовских. Частный архив Т.А. Коротовских.
Рис. 5.5. Возведение ограды ЦПКиО. Фото втор. пол. 1950-х. Архив КУКМ. Фонд фотографий советского периода.
Рис. 5.6. Аттракцион «Самолёт», справа за ним – фрагмент павильона. Фото к. 1960-х – н. 1970-х гг. [Ил. 9].
Рис. 5.7. Павильон с библиотекой в центральной части парка. Фото 1971 г. М. Хохлова. «Каменский рабочий», 1971
Генплан участка клуба и городского сада (ЦПКиО УАЗа) (Гипроалюминий, 1957)
В 1957 г. другими специалистами был выполнен проект «Привязки клуба и реконструкции гор. сада», в состав которого входил «Генплан участка клуба и городского сада» (Гипроалюминий. Ленинград. Разработали: ст. арх. Гришин, гл. арх. Иванов, нач. арх.-строит. отдела Дулов, гл. инж. проекта Марычев2) (рис. 1.4). Под «городским садом» в данном случае подразумевается ЦПКиО УАЗа. По данному проекту все сооружения парка 1930-х гг. предполагалось демонтировать и возвести новые в соответствии с генпланом.
Предложенная композиция парка сочетала регулярную и нерегулярную систему планировок. Широкая диагональная прогулочная зона с газонными партерами и луговыми пространствами проходила от главного входа, расположенного в северо-западной части, через весь парк. По условным радиусам ее пересекали: по малому радиусу – прогулочная зона с торговым павильоном, цветочными клумбами и партерными газонами, по среднему радиусу – аллея, ведущая к буфету; по большому радиусу – кольцо аттракционов и спортплощадок, с тиром-аттракционом и открытым летним театром. В юго-западной части парка все дороги вели к танцплощадке и павильону настольных игр. По внутреннему периметру парка вдоль улиц Исетской и Строителей тоже проходила аллея. В северо-восточной части парка находилось здание туалета.
С северной стороны от парка предлагалось построить новый клуб-театр на 800 мест, к которому из парка посетители могли бы пройти через широкие парадные ворота и малые ворота, расположенные в его северной ограде. Данный проект тоже не был воплощен в жизнь. Вероятно, отказ от реализации этого проекта и проектов гагаринских парковых сооружений был связан с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» от 4 ноября 1955 г. Надо сказать, что по ЦПКиО УАЗа эта «борьба с излишествами в архитектуре» прошлась очень жестко: основные общественные объекты в стиле советский неоклассицизм просто не были построены. Лишь в 1960-е гг. были возведены деревянные здания буфета, библиотеки и др. – прямоугольные в плане с застекленными фасадами (рис 5.1, 5.2, 5.6, 5.7), но уже в другой стилистике, характерной для архитектуры 1960-х гг.
В настоящее время парк находится в частной собственности, используется по назначению. В нем выполнено благоустройство территории, установлены новые аттракционы. Из старых построек в парке сохранились: кирпичный двухэтажный объем кинобудки летнего кинотеатра 1930-х гг., бетонное основание танцплощадки, ограда, здание туалетов (рис. 5.4) и несколько парковых скульптур 1950-х гг. (рис. 6.1–6.4). Отрадно, что новые владельцы парка сохраняют не только архитектурные сооружения, но и скульптуру – часть изваяний восстановили и продолжают восстанавливать.
Рис. 6.1. Скульптура матроса в ЦПКиО УАЗа. Фото 1960-х. [Ил. 9].
Рис. 6.2. Скульптурная группа школьников в ЦПКиО УАЗа. Фото 1960-х. [Ил. 9].
Рис. 6.3. Скульптурная группа творческого коллектива в ЦПКиО УАЗа. Фото С.И. Гавриловой. 2005. Частный архив С.И. Гавриловой.
Рис. 6.4. Копия скульптуры В. И. Ленин в детстве в ЦПКиО УАЗа, отлитая по оригиналу Т.В. Щелкан-Руденко
(оригинал создан не позднее 1948 г. в Ленинграде). Фото 1960-х. [Ил. 9]
Парковые скульптуры
На скульптурах остановимся подробнее. И у специалистов, и у общественности отношение к ним неоднозначное. Имеют ли эти растиражированные по всему бывшему Советскому Союзу изделия эстетические свойства и художественную ценность, или они всего лишь – «истуканы с пустыми глазами»? На наш взгляд, нельзя так огульно отрицать это скульптурное наследие.
Возможно, где-то и были установлены «истуканы», но, как правило, для скульптур, выполненных из железобетона, оригиналы в гипсе разрабатывали именитые столичные скульпторы из Москвы, Ленинграда и других городов, а потом на конкурсной основе их лучшие работы отбирались для массового тиражирования в населенных пунктах СССР. Например, скульптурное изображение В.И. Ленина в детстве (рис. 6.4) выполнила скульптур Т.В. Щелкан-Руденко – член Союза художников СССР; «художественный совет предложил включить ее работу в постоянную экспозицию Центрального музея В. И. Ленина и организовать ее массовое производство» [4]. Возможно, что при переводе оригиналов из гипса в железобетон качество изделий несколько ухудшалось, но не настолько критично, чтобы из изящной девушки получился топорный «истукан». И поскольку этих персонажей ваяли скульпторы высокого уровня, они имеют верные антропологические параметры, лица с правильными чертами, выражающие позитивные эмоции, естественные позы, запечатленные статично или в движении. Первоисточники скульптур были разными по замыслу воплощения авторами: обобщенные, отчасти схематичные фигуры пионеров, горнистов и др., или более подробные и реалистичные многофигурные скульптурные группы, интересные по композиции и взаимодействию персонажей друг с другом. Да, железобетонные отливки с оригиналов не уникальны, это изделия для «широкого потребления», кроме того, неправильный уход за ними – многократная покраска без предварительной тщательной очистки предыдущих красочных слоев, искажает первоначальный облик этих скульптур. Но, по нашему мнению, лучшие образцы таких изделий обладают эстетическими свойствами, «оживляют» и украшают пейзажи парков; светлые скульптуры эффектно смотрятся на фоне темной зелени. А в наше время это скульптурное наследие имеет уже и историческую ценность ретро-объектов. Кроме того, не нужно забывать, что парковая скульптура имела не только украшательскую функцию, но и пропагандистскую: идеализированные молодые целеустремленные юноши и девушки – строители светлого будущего – были запечатлены читающими книги, занимающимися спортом, играющими на музыкальных инструментах, идущими к своей мечте и др. В этих скульптурах отразилась целая эпоха социалистического реализма с его идеологией. В ЦПКиО УАЗа, например, сохранилась скульптуры матроса с неотразимой мужской харизмой, обаятельных, трогательных школьников – девушек и мальчика, творческого коллектива с домброй и цветами и (рис. 6.1-6.3) и др.
Вдруг подумалось: а почему бы новым владельцам парка не возвести павильоны по проектам архитектора В.А. Гагарина? Эскизы-то ведь сохранились: «рукописи не горят»…Эти павильоны «завязались» бы с парковой скульптурой.
Двухзальный кинотеатр на 500 мест в жилом доме (ул. Исетская, 36)
Проект жилого дома с кинотеатром в нижней части был завершен В.А. Гагариным в 1959 г. – через 4 года после выхода упомянутого Постановления «Об устранении излишеств в архитектуре» (рис. 7.1, 7.2). Главный фасад жилой части здания имел из «излишеств» только треугольный фронтон и профилированный карниз. В проекте была заложена штукатурка и окраска наружных стен и декоративных элементов здания, но в реальности верхние этажи фасадов даже не были оштукатурены (рис. 8.1, 8.4).
Нижняя часть здания, в которой размещен кинотеатр, оштукатурена и окрашена, отделана горизонтальным рустом (кроме дворового фасада), имеет по оси симметрии главного фасада входную группу, оформленную шестью плоскими пилястрами, поддерживающими антаблемент. В центральной части фасада между пилястрами расположены входные проемы, по краям – ниши (рис. 7.3, 7.4, 8.2, 8.3). Справа и слева от входной группы – ритмический ряд ниш с арочными завершениями и одинарными выходами из кинозалов – в каждой третьей нише, считая от крайних пилястр. Северный и южный выходы украшены обналичкой и профилированными полочками. Балконы жилой части здания участвуют в фасадной композиции: они размещены только над входами и выходами кинотеатра. Со стороны дворового фасада к зданию примыкают двухэтажные объемы входных тамбуров (рис. 8.4). В интерьерах кинотеатра вдоль дворового фасада расположено фойе.
Рис. 7.1. Фотография с проекта. Двузальный кинотеатр на 500 мест в жилом доме на ул. Исетской в г. Каменске-Уральском.
Автор: арх. В.А. Гагарин. 1959.МАиД УрГАХУ. Фонд В.А. Гагарина.
Рис. 7.2. Фотография с рисунка. Установка киноафиш у здания кинотеатра в г. Каменске-Уральском.
Автор: арх. В.А. Гагарин.1950-е. МАиД УрГАХУ. Фонд В.А. Гагарина.
Рис. 7.3. Вид с юго-запада на фрагмент главного фасада жилого дома со встроенным кинотеатром «Исеть».
Фото 1970-х. Архив КУКМ. Фонд фотографий советского периода.
Рис. 7.4. Вид с северо-запада на фрагмент главного фасада жилого дома со встроенным кинотеатром «Исеть».
Фото 1970-х. Архив КУКМ. Фонд фотографий советского периода
Рис. 8.1. Вид с северо-запада на жилой дом со встроенным кинотеатром «Исеть».
Фото С.И. Гавриловой.2024. Частный архив С.И. Гавриловой.
Рис. 8.2. Фрагмент центральной части главного западного фасада жилого дома со встроенным кинотеатром «Исеть».
Фото С.И. Гавриловой. 2024. Частный архив С.И. Гавриловой.
Рис. 8.3. Фрагмент декора центральной части главного западного фасада жилого дома со встроенным кинотеатром «Исеть».
Фото С.И. Гавриловой.2024. Частный архив С.И. Гавриловой.
Рис. 8.4. Вид с северо-востока на фрагмент восточного фасада жилого дома со встроенным кинотеатром «Исеть».
Фото С.И. Гавриловой. 2024. Частный архив С.И. Гавриловой
Главный вход ведет в просторный вестибюль, в котором установлены четырехгранные колонны, несущие балки потолка, оформленные нишами, потолочными тягами с акантовым листом, бусами, веревочкой (рис. 9.1, 9.4, 9.5). Из вестибюля зрители проходили в продольно расположенное фойе, напротив которого вдоль главного фасада замещались голубой и розовый залы. Западная и восточная стены фойе оформлены пилястрами; все стены – настенными и потолочными тягами, украшенными иониками, акантовым листом, профилированными карнизами (рис. 9.2, 9.3). На потолках – розетки растительного орнамента. В зрительных залах в настоящее время декоративные элементы закрыты подвесными потолками, но, по воспоминаниям очевидцев, они были аналогичны декоративным элементам фойе.
Таким образом, можно сделать вывод, что аскетизм в декоративной отделке жилого дома со встроенным кинотеатром в русле «устранений излишеств в проектировании и строительстве» отразился именно на фасадах, а интерьеры парадных помещений кинотеатра были декорированы традиционными элементами, характерными для советского неоклассицизма периода расцвета этого стиля.
В помещениях бывшего кинотеатра размещено отделение Росреестра.
Рис. 9.1. Фрагмент интерьера вестибюля кинотеатра «Исеть». Капитель пилястры и потолочные балки.
Фото С.И. Гавриловой. 2024. Частный архив С.И. Гавриловой.
Рис. 9.2. Вид с юга на интерьер северного крыла фойе.
Фото С.И. Гавриловой. 2024. Частный архив С.И. Гавриловой.
Рис. 9.3. Фрагмент потолка фойе с декоративной розеткой, настенными и поточными тягами.
Фото С.И. Гавриловой. 2024. Частный архив С.И. Гавриловой.
Рис. 9.4. Вид с востока на фрагмент интерьера вестибюля.
Фото С.И. Гавриловой. 2024. Частный архив С.И. Гавриловой.
Рис. 9.5. Вид с востока на колонну, поддерживающую потолочные балки в интерьере вестибюля.
Фото С.И. Гавриловой. 2024. Частный архив С.И. Гавриловой
Здание драмтеатра, кинотеатра им. Кирова и библиотеки им. А.С. Пушкина (пл. Соборная,1, ранее Площадь 25 октября)
На наш взгляд, самым знаковым произведением В.А. Гагарина, в котором наиболее ярко воплотилось его творческое кредо, является Здание драмтеатра, кинотеатра им. Кирова и библиотеки им. А.С. Пушкина3 (проект 1955–1958 гг.) (рис. 13.1–13.6, 14.1–14.5). В данном случае зодчий осуществлял реконструкцию здания складов каменского чугунолитейного завода, построенного в стиле классицизм в 1828 г. по проекту известного екатеринбургского архитектора М.П. Малахова (рис. 10.1, 10.2) и являвшего частью его архитектурного ансамбля, в который кроме него входили: контора чугунолитейного завода, Свято-Троицкий собор, гостиный двор, заводской госпиталь (рис. 11.2, 11.3).
Здание складов в первой половине ХХ в. дважды подвергалась приспособлению под другие нужды: клуб (1930-е гг.), дом культуры-драмтеатр (1943 г.. проект Л.И. Попиковой) (рис.11.4) и, соответственно, реконструкции, но, по нашему мнению незначительной; информация о перестройках здания была изложена в предыдущей публикации [3].
Но в связи с тем, что автор данной статьи продолжает вести научно-исследовательскую работу по старой архитектуре Каменска-Уральского и находит новые, неизвестные ему ранее документы, в том числе, и по зданию складов-клуба-драмтеатра (в частности, проект М.П. Малахова, фотодокументы), хотелось бы более подробно остановиться на малаховском периоде этого сооружения, явившегося впоследствии основой для творчества В.А. Гагарина.
Рис.10.1. Фасад с площади, фасад с реки, план хлебного магазина в Каменском чугуноплавильном заводе. 1825.
Арх. М.П. Малахов [Ил. 7, л. 90].
Рис.10.2. Фасад здания со стороны реки, фасад магазина с площади, план хлебного магазина в Каменском чугуноплавильном заводе. 1825.
Арх. М.П. Малахов [Ил. 7, л. 90].
Рис.10.3. Группа лыжников на фоне главного фасада бывшего здания складов. Фрагмент с навесом, опирающимся на колонны дорического ордера.
Фото до 1943 г. Архив КУКМ. Фонд фотографий советского периода.
Рис.10.4. Праздничная демонстрация на фоне центральной части главного фасада здания бывших складов. Два портика и навес на колоннах.
Фото до 1943 г. Архив КУКМ. Фонд фотографий советского периода
По проекту М.П. Малахова от 1925 г. здание складов состояло из широтно расположенного одноэтажного протяженного прямоугольного в плане объема с высокой двускатной крышей, к торцам которого примыкали меридионально ориентированные двухэтажные прямоугольные в плане объемы с двускатными крышами, оформленными треугольными фронтонами (рис. 10.1, 10.2). Одноэтажная часть здания на главном южном фасаде имела навес, опирающийся на колонны, и несколько входных проемов с арочными завершениями – в соответствии с внутренней планировкой: капитальные стены разделяли пространство на изолированные помещения (рис. 10.1–10.4). Окна предполагались только слуховые на крыше. Парадная входная группа с четырехколонным портиком на главном фасаде была не одна – по оси симметрии, как предполагалось автором в предыдущей статье, а две, расположенные справа и слева от центральной вертикальной оси фасада. Портики завершали ступенчатыми аттики. Все колонны на фасаде были дорического ордера (рис. 10.1–10.4).
На северном фасаде одноэтажного объема окна были предусмотрены в цокольном этаже и слуховые на крыше. К западному и восточному фасадам двухэтажных объемов со стороны внутреннего двора на уровне второго этажа примыкали пандусы, за которыми находились входные проемы (рис. 10.1). Здание складов было возведено в соответствии с данным проектом М.П. Малахова. На фотографиях конца 1930-х – начала 1940-х гг. на главном фасаде отчетливо видны галерея и оба портика (рис. 10.3, 10.4).
После закрытия чугунолитейного завода из-за нерентабельности в 1926 г. руководством поселка Каменск было принято решение приспособить здании бывших складов под клуб; реконструкция осуществлялась в конце 1920-х – начале 1930-х гг. На фасадах эти изменения отразились в дополнении южного фасада деревянными тамбурами, заменой нескольких дверных проемов оконными, а на северном фасаде – в устройстве новых окон.
В 1943 г. при реконструкции здания клуба под дом культуры и драмтеатр по проекту Л.И. Попиковой были демонтированы малаховские галерея и портики, а также деревянные тамбуры 1930-х гг., изменилась пластика южного фасада – на одноэтажном объеме появился ритмический ряд оконных проемов с прямоугольными нишами над ними и центральный двенадцатиколонный портик с четырехгранными колоннами и ступенчатым аттиком, а на восточном двухэтажном объеме – четыре плоские пилястры, поддерживающие треугольный аттик (рис. 11.4).
Рис.11.1. Портрет архитектора Гагарина Владимира Алексеевича (1928-2003 гг.). Частный архив семьи Гагариных.
Рис.11.2. Фрагмент «Карты г. Каменска-Уральского». Фрагмент исторического центра в Старом Каменске. 2002.
ООО «Уральская Картографическая компания».
Рис.11.3. Вид с юга на исторический центр в Старом Каменске и архитектурный ансамбль М.П. Малахова.
Фото О.Г. Жорника. 2011. Частный архив О.Г. Жорника.
Рис.11.4. Южный фасад здания дома культуры и драмтеатра (бывших заводских складов) по проекту реконструкции Л.И. Попиковой.
Фото н. 1950-х. Архив КУКМ. Фонд фотографий советского периода.
Рис.11.5. Проект реконструкции театра в г. Каменске-Уральском (бывших заводских складов).
Проект южного фасада. В.А. Гагарин. кон. 1950-х. Архив КУКМ. Фонд В.А. Гагарина
Именно так это здание выглядело к середине 1950-х гг., когда архитектор В.А. Гагарин приступил к его реконструкции под здание драмтеатра, кинотеатра им. Кирова и библиотеки им. А.С. Пушкина.
Зодчему понравилась идея с двенадцатиколонным портиком, расположенном по оси симметрии главного фасада здания, предложенная архитектором Л.И. Попиковой, но он обыграл это решение по-своему. Портик 1940-х гг. не вписывался в концепцию нового облика культурного сооружения и был демонтирован. В.А. Гагарин дополнил центральную часть малаховского здания на южном фасаде объемами трех высоких ризалитов с выступающим вперед средним из них и установил перед ними сдвоенные колонны ионического ордера, несущие антаблемент (рис. 11.5, 12.2, 12.3, 13.1–13.6). На фасаде среднего объема ризалита колонны были задуманы трехчетвертными, а на левом и правом – отдельно стоящими – своеобразные портики (рис. 13.2). Над центральным антаблементом по оси симметрии парных трехчетвертных колонн были установлены постаменты с вазонами, объединенные балюстрадой (рис. 13.2–13.5). Между колоннами на стенах ризалитов находились высокие окна, а в центре фасада – главный вход с декоративным барельефом в виде лиры над ним. Центральную часть здания зодчий увенчал мезонином, завершенным двухскатной крышей с треугольным фронтоном. Главный фасад мезонина имел нишу, внутри которой пилястры стилизованного коринфского ордера чередовались с высокими окнами (рис. 13.2–13.5). Левая и правая части южного фасада одноэтажного объема были оформлены ритмическим рядом высоких окон, аналогичными окнам на ризалитах, над всеми окнами первого этажа были возведены «короны» – стилизация замкового камня (рис. 13.6).
Рис.12.1. Эскизный проект реконструкции театра г. Каменск-Уральский. Проект южного фасада.
В.А. Гагарин.Втор. пол. 1950-х. Архив КУКМ. Фонд В.А. Гагарина.
Рис. 12.2. Проект реконструкции театра в г. Каменске-Уральском под здание драмтеатра,
кинотеатра им. Кирова и библиотеки им. А.С. Пушкина.
В.А. Гагарин. Втор. пол. 1950-х. Архив КУКМ. Фонд В.А. Гагарина.
Рис.12.3. План 1 этажа здания драмтеатра, кинотеатра им. Кирова и библиотеки им. А.С. Пушкина.
Этапы строительства. Частный архив С.И. Гавриловой
Высоту крайних (меридиональных) двухэтажных малаховских объемов В.А. Гагарин увеличил, их южные фасады, оформленные изначально центральными нишами с арочными завершениями и дверными проемами в них, изменил: закрыл их ризалитами с нишами, внутри которых парные трехчетвертные колонны несли антаблемент. Но малаховские арочные ниши на фронтонах зодчий воспроизвел заново (рис. 12.3, 13.6).
Профилированные карнизы антаблементов всех ризалитов по авторскому замыслу дополнены иониками и сухариками, карнизы одноэтажных продольных объемов – только сухариками (рис. 13.4, 13.5).
За главным входом в здание в ризалитах размещались: тамбур, фойе, южная часть вестибюля, гардеробы, кабинеты заведующего и персонала. За вестибюлем в основном объеме здания располагались помещения абонемента и книгохранилища. В мезонине автор проекта поместил читальный зал библиотеки, в который можно было подняться по трехмаршевой парадной лестнице из небольшого коридора с левой стороны от вестибюля. Протяженные одноэтажные объемы служили рекреационными пространствами перед кинозалом и залом драмтеатра, расположенным в торцевых объемах, которые у М.П. Малахова были двухэтажными, а у В.А. Гагарина стали двухсветными (рис. 12.2, 12.3).
В интерьерах помещения имели богатую декоративную отделку и стильные элементы утилитарного назначения: люстры, бра, ажурные вентиляционные решетки; кессонные потолки, настенные и потолочные тяги, украшенные декоративными кронштейнами, иониками, акантовым листом, цветами лотоса, бусами, растительными барельефами; в центральной части кессонов размещались розетки с цветочным орнаментом, а на второй ярус зрительного зала вела лестница с балюстрадой (рис. 14.1–14.4, 15.1–15.5).
Со стороны северного фасада в северо-восточной части к малаховским объемам здания В.А. Гагарин предложил пристроить высокий объем со сценической коробкой и помещениями гримерок, кабинетов, санузлов (рис. 12.2, 12.3, 13.6).
Решение Исполкома Каменск-Уральского горсовета депутатов трудящихся № 517 от 18.11.1960 г. обязывало всех руководителей, задействованных в строительстве и отделке здания драмтеатра, кинотеатра им. Кирова и библиотеки им. А.С. Пушкина, завершить недоделки к 01.01.1961 г.4
В 1970-х гг. к северному фасаду сооружения возвели пристрои хозяйственного назначения из шлакоблоков и силикатного кирпича.
Библиотека им. А.С. Пушкина находилась в этом здании с 1961–1973 гг.
В 1957 г. напротив главного входа был установлен памятник А.С. Пушкину-лицеисту, изготовленный в ленинградской художественной мастерской парковой скульптуры (рис. 13.7) по оригиналу скульптора А.М. Ненашевой – члена Союза художников СССР, заслуженного художника РСФСР. Памятник был снесен в середине 1980-х гг.5
Рис.13.1. Вид с юго-востока на центральную часть здания драмтеатра, кинотеатра им. Кирова и библиотеки им. А.С. Пушкина.
Фото 1960-х. Архив КУКМ. Фонд фотографий советского периода.
Рис.13.2. Вид с юго-запада на центральную часть здания бывшего драмтеатра, кинотеатра им. Кирова и библиотеки им. А.С. Пушкина.
Фото С.И. Гавриловой. 2015. Частный архив С.И. Гавриловой.
Рис.13.3. Центральная часть здания драмтеатра, кинотеатра им. Кирова и библиотеки им. А.С. Пушкина.
Рисунок В.А. Гагарина. Втор. пол. 1950-х. Архив КУКМ. Фонд В.А. Гагарина.
Рис.13.4. Фрагмент центральной части здания бывшего драмтеатра, кинотеатра им. Кирова и библиотеки им. А.С. Пушкина.
Фото С.И. Гавриловой. 2015. Частный архив С.И. Гавриловой.
Рис.13.5. Центральная часть здания бывшего драмтеатра, кинотеатра им. Кирова и библиотеки им. А.С. Пушкина.
Фото С.И. Гавриловой. 2015. Частный архив С.И. Гавриловой.
Рис.13.6. Вид с юго-востока на здание бывшего драмтеатра, кинотеатра им. Кирова и библиотеки им. А.С. Пушкина.
Фото Т.А. Коротовских. 2006. Частный архив Т.А. Коротовских.
Рис.13.7. Памятник А.С. Пушкину – копия с оригинала, разработанного скульптором А.М. Ненашевой,
установленная в 1957 г. на площади перед главным фасадом здания драмтеатра.
Фото 1970-х. Архив КУКМ. Фонд фотографий советского периода.
Здание драмтеатра, кинотеатра им. Кирова и библиотеки им. А.С. Пушкина представляет собой яркий образец культурно-просветительского сооружения в стиле советского неоклассицизма. Гармоничные пропорции, выразительный силуэт, изящные декоративные детали придают ему изысканный, запоминающийся облик – именно дворца культуры, настраивающего зрителей на встречу с прекрасным.
На наш взгляд, в этом здании очень удачно соединилась классическая основа, возведенная по проекту архитектора М.П. Малахова, с объемами и элементами советского неоклассицизма В.А Гагарина – своеобразная перекличка вариаций классицизма через 130 лет (рис. 10.1, 11.5, 12.1)
Но следует учитывать, что М.П. Малахов проектировал сооружение хозяйственного назначения – склады, а В.А. Гагарин на их основе – дворец; задачи у них были разные.
Гагаринский дворец очень органично вписался в малаховский архитектурный ансамбль предзаводской площади, он гармонирует с изящным зданием заводской конторы (ныне Городской краеведческий музей; ОКН федерального значения) и величественным Свято-Троицким собором (ОКН регионального значения) (рис. 11.3).
Любопытно, что здание складов-драмтеатра было признано объектом культурного наследия именно как «Складские помещения бывшего Каменского завода. 1828–1829 гг.» (Решение исполкома Свердловского облсовета народных депутатов № 454 от 04.12.1986 г.
Рис.14.1. Фрагмент кессонного потолка в интерьере буфета бывшего здание драмтеатра, кинотеатра им. Кирова.
Фото Т.А. Коротовских. 2006. Частный архив Т.А. Коротовских.
Рис.14.2. Фрагмент лестницы, ведущей на второй ярус в интерьере зрительного зала.
Фото Т.А. Коротовских. 2006. Частный архив Т.А. Коротовских.
Рис.14.3. Декоративные элементы в интерьере зрительного зала.
Фото Т.А. Коротовских. 2006. Частный архив Т.А. Коротовских.
Рис.14.4. Фрагмент интерьера верхней части зрительного зала.
Фото 1960-х.Архив КУКМ. Фонд фотографий советского периода.
Рис.14.5. Фрагмент интерьера читального зала в мезонине здания.
Фото 1960-х. Архив ЦГБ им. А.С. Пушкина
Судьба у памятника архитектуры печальная. В 1960-е г. здание было передано на баланс унитарного федерального предприятия УПКБ «Деталь» и до 1990-х использовалось по назначению как драмтеатр и кинотеатр, в нем также проводились собрания, праздничные и торжественные мероприятия коллектива УПКБ «Деталь». В конце 1990-х гг. у балансодержателя не было финансовой возможности содержать здание надлежащим образом; к началу 2000-х гг. оно пришло в аварийное состояние. В 2007 г. при акционировании предприятия УПКБ «Деталь» здание было передано в муниципальную собственность, а с 2008–2010 гг. оно находилось в пользование Екатеринбургской епархии РПЦ. Силами православной организации проводились локальные ремонтные работы на фасадах и в интерьерах объекта культурного наследия, но на его реставрацию средств не хватало. Жаль архитектора Владимира Алексеевича Гагарина, который, прожив долгую жизнь, застал свое самое лучшее творение пустующим и в аварийном состоянии (рис. 15.6–15.9).
На протяжении нескольких лет инициативная группа профессионалов и волонтеров, неравнодушных к архитектурному наследию города, пытается привлечь внимание общественности и потенциальных меценатов к судьбе этого здания. На наш взгляд, это здание идеально подошло бы в качестве гостиничного комплекса в рамках развития внутреннего туризма в России, а также для проведения свадеб, юбилеев, выездных конференций, семинаров и др. Дворец расположен в историческом центре Каменска-Уральского вблизи автомобильной трассы Шадринск–Екатеринбург, имеет просторные помещения с шикарными интерьерами, в которых можно разместить: конференц-зал, банкетный зал, кафе, досуговый центр, гостиничные номера и др. Хочется надеяться, что этот памятник архитектуры обретет своих меценатов, которые вернут в него жизнь.
Рис.15.1. Фрагмент плаката «Красота нетленна…» Внутренний декор старого здания театра 2007.
Архив ЦГБ им. А.С. Пушкина.
Рис.15.2. Декоративные элементы потолка в интерьере зрительного зала.
Фото Т.А. Коротовских. 2006. Частный архив Т.А. Коротовских.
Рис.15.3. Интерьер восточной части фойе.
Фото 1960-х. Архив КУКМ. Фонд фотографий советского периода.
Рис.15.4. Декоративные элементы потолка и люстры в интерьере фойе.
Фото Т.А. Коротовских. 2006. Частный архив Т.А. Коротовских.
Рис.15.5. Фрагмент интерьера верхнего яруса в зрительном зале.
Фото Т.А. Коротовских. 2006. Частный архив Т.А. Коротовских.
Рис.15.6. Вид сверху на парадную лестницу в интерьере здания.
Фото Т.А. Коротовских. 2006. Частный архив Т.А. Коротовских.
Рис.15.7. Вид из фойе на парадную лестницу в интерьере здания.
Фото Т.А. Коротовских. 2006. Частный архив Т.А. Коротовских.
Рис.15.8. Фрагмент интерьера западной части фойе.
Фото С.И. Гавриловой. 2015. Частный архив С.И. Гавриловой.
Рис.15.9. Фрагмент интерьера читального зала в мезонине здания.
Фото Т.А. Коротовских. 2006. Частный архив Т.А. Коротовских
Владимир Алексеевич Гагарин – талантливый архитектор с безупречным чувством стиля и гармонии, имевший свой собственный творческий почерк, излюбленный набор элементов, придающий выразительность, изящество как фасадам и интерьерам зданий, так и другим архитектурным и художественным произведениям. Так, в середине и второй половине 1950-х гг. отличительной особенностью фасадов его построек были парные пилястры или колонны преимущественно стилизованного коринфского ордера, балюстрады, вазоны, высокие окна, ниши или проемы с арочными завершениями и др., в интерьерах – классицистические декоративные элементы, размещенные по правилам интерьеров классицизма.
В следующей статье будет рассмотрен архитектурно-ландшафтный ансамбль молодежного комплекса в Каменске-Уральском, в проектировании которого принимал участие В.А. Гагарин, а также два заводских клуба и дворец культуры железнодорожников, выполненные по проектам других архитекторов в стиле советский неоклассицизм.
Примечания
1Гагарин Владимир Алексеевич.
15.06.1928 г. родился в г. Каменске-Уральском.
1944–1945 гг. - курсант Специальной школы № 11 ВВС в г. Свердловске.
1945-1946 гг. – студент Харьковского техникума гражданского строительства.
1946–1948 гг. – студент Свердловского техникума гражданского строительства.
1948–951 гг. – арх. Областной архитектурно-проектной мастерской в г. Иркутске.
1951–1953 гг. - служба в ВМФ тихоокеанского флота.
1954–1959 гг. - ст. арх. ПКО УАЗа.
1959–1960 гг. - гл. инж. СМУ-4 треста "Уралалюминстрой"
1960–1963 гг. - секретарь парткома треста "Уралалюминстрой"
1963–1965 гг. - гл. инж. СУ-1 треста "Уралалюминстрой"
1965–1968 гг. – гл. арх. Горисполкома г. Каменска-Уральского.
1968–1978 гг. - руководитель группы Уральского филиала ВАМИ.
1978–1979 гг. - руководитель группы АПМ-5 института "Свердловскгражданпроект".
1979–1980 гг. – гл. арх. ПО "Химволокно" г. Балаково.
1980–1987 гг. - зам. начальника технического отдела Управления "СаратовГЭСстрой".
Наиболее интересные работы в Каменске-Уральском:
Дворец спорта УАЗа. Втор. пол. 1950-хгг.
Дворец пионеров УАЗа. Втор. пол. 1950-хгг.
Реконструкция Парка культуры и отдыха УАЗа. 1954.
Детский городок в ПКО, ограда. УАЗа. 1958.
Реконструкция драмтеатра. Втор. пол. 1950-хгг.
Проект застройки квартала № 9б в Ленинском районе. 1957.
Жилой дом с 2-зальным кинотеатром на 500 мест по ул. Исетской. 1959.
Лодочная станция на 50 лодок с зоной отдыха. 1970.
Пионерский лагерь «Колосок». 1972.
Реконструкция инженерно-лабораторного корпуса Уральского филиала ВАМИ и мн. др.[1, с. 80–81]
2Инициалы специалистов в штампе проекта не указаны.
3Решением Исполкома Каменск-Уральского горсовета депутатов трудящихся № 90 от 14.03.1958 г. архитектору Владимиру Алексеевичу Гагарину поручалось в центральной части проектируемого им здания драмтеатра разместить городскую библиотеку им. А.С. Пушкина: на первом этаже – книгохранилище и абонемент, на втором этаже – читальный зал, что и было впоследствии реализовано.
4Архив КУКМ. Фонд архитектора В.А. Гагарина.
5А.Ю. Лесунова. Материалы к мини-выставке «Певец любви, певец печали», посвященной 180-летию со дня смерти А.С. Пушкина.
References
1. Gavrilova, S. I., Zenkova, L. V., Kuznetsova, A. V., Lesunova, A. Yu. (2008). Architectural monuments of Kamensk-Uralsky. Yekaterinburg: Bank of Cultural Information.(in Russian)
2. Gavrilova, S. I. (2023). Soviet heritage: clubs, palaces of culture and other cultural and mass buildings of the city of Kamensk-Uralsky, erected in the 1930-1960s. Architecton: Proceedings of Higher Education, No. 4 (84). Available at: http://archvuz.ru/en/2023_4/9/ – doi: http://archvuz.ru/en/2010_2/14/ (in Russian)
3. Gavrilova, S.I. (2024). Soviet heritage: clubs, palaces of culture and other cultural and mass buildings of the city of Kamensk-Uralsky, erected in the 1940s. Architecton: Proceedings of Higher Education. No. 2 (86). Available at: http://archvuz.ru/en/2024_2/12/ – doi: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_2(86)_12 (in Russian)
4. V.I. Lenin in childhood. GIM ru. (date of access 30.07.2024). Available at: https://lenin.shm.ru/946-2/ (in Russian)
Citation link
Gavrilova. S.I. The 1950s creative legacy of the architect V.A. Gagarin in Kamensk-Uralsky: cinemas, theaters and other cultural and public buildings //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2024. – №3(87). – URL: http://archvuz.ru/en/2024_3/12/ – doi: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_3(87)_12
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная