Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (87) September 2024

Design

Kurochkin Valery A.

PhD. (Art Studies), Professor, Head of Chair of Industrial Design.
Ural State University of Architecture and Art,

Russia, Yekaterinburg, e-mail:  designkiv@gmail.com

Bystrov Valery G.

Associate Professor, Industrial Design,
Member of the Russian Union of Designers.
Ural State University of Architecture and Art,

Russia, Yekaterinburg, e-mail: imr-113@mail.ru

Bystrova Elena A.

Associate Professor, Industrial Design,
Member of the Russian Union of Designers.
Ural State University of Architecture and Art,

Russia, Yekaterinburg, e-mail: imr-113@mail.ru

Current aspects of form generation for unmanned vertical take off vehicles

УДК: 629.7
Шифр научной специальности: 5.10.3
DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_3(87)_16

Abstract

We examine the principle of unmanned flying in the design of vertical takeoff vehicles as an effective way to solve the problem of development and interaction among remote territories of Russia, especially its northern regions. The influence of technological and geoclimatic aspects on the generation of form for unmanned aerial vehicles is considered based on domestic and international developments and student projects on this topic. Systems analysis and environmental approach provide a rationale that the shaping of UAVs for operation in northern conditions to suit the helicopter-type aerodynamic design is the most optimal.

Keywords: form, design, unmanned, vertical takeoff vehicle, UAV

Введение

В настоящее время приоритетным направлением деятельности Российского государства является освоение удаленных регионов, таких как Сибирь, Якутия, Дальний Восток и Арктика, территория которых составляет более 75% от всей площади нашей страны [15].

Данные регионы, расположенные в естественном транспортном коридоре между Европой и Азией и в непосредственной близости к самому крупному и быстро растущему рынку Азиатско-Тихоокеанского региона, обладают ключевыми конкурентными преимуществами, такими как наличие крупнейших в мире запасов природных ресурсов, уникальных рекреационных ресурсов и научно-образовательного потенциала [5]. Однако одной из основных характеристик этих территорий является низкий уровень обеспеченности транспортной инфраструктурой, что объясняется отсутствием экономических центров и центров экономической торговли, требующих подвоза и вывоза продукции.

В «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» обозначена задача повышения пространственной связанности и транспортной доступности удаленных, труднодоступных и геостратегических территорий [17].

Актуальность исследования продиктована необходимостью в разработке концепции инновационной транспортной системы с доступной себестоимостью, способной обеспечивать взаимосвязанность малонаселенных территорий с центром и между собой.

Проблема заключается в создании такого вида транспорта, который позволит обеспечить устойчивую связь с отдаленными северными регионами страны без необходимости прокладки дорог и других средств дорожной инфраструктуры в сложных условиях вечной мерзлоты.

Научно-практический интерес к данной тематике и его проработка подтверждается проведением шестнадцати Международных выставок вертолетной промышленности HeliRussia, наглядно демонстрирующих, что развитие беспилотных транспортных систем, ориентированных на выполнение грузопассажирских, медицинских, туристических перевозок в системе местного и регионального транспорта является ключевым направлением в современном вертолетостроении [1].

Тематика проектирования беспилотных летательных аппаратов и аппаратов вертикального взлета исследуется в ряде работ отечественных и иностранных авторов. В работе О. Комарницкого [4] основное внимание уделено конструктивным особенностям БПЛА вертолетного типа с точки зрения аэродинамики. В статье Д. Смирнова [16] рассматриваются подходы к формообразованию БПЛА вертикального взлета различных аэродинамических схем с точки зрения области их применения. В работе А. Бойко [2] анализируются мировые тренды в области формообразования БПЛА для пассажирских перевозок.

Анализ иностранных источников [6–8], размещенных в открытом доступе, показывает, что основное внимание направлено на рассмотрение частных вопросов технического характера, таких как конструкция движителей, вопросы программного обеспечения и основное внимание направлено на использование экологичных «зеленых» технологий (БПЛА на электрической тяге). Вопросы системного порядка, такие как инфраструктура, схемы взаимодействия «человек-машина» не освещены. Интенсивные научные исследования и концептуальные разработки в направлении развития инновационных воздушных транспортных средств беспилотного типа ведутся инженерами ряда стран, обладающих компетенциями в области вертолетостроения (Китай, США, Япония, Италия). Благоприятные условия для развития данного вида транспорта в России обусловлены лидирующим положением страны в области вертолетостроения. В настоящее время множество отечественных предприятий занято производством беспилотных систем, что позволяет в короткий период получить наиболее оптимальные результаты в области алгоритмов беспилотного управления, агрегатной базы, технического обслуживания и совершенствования законодательной базы применения новых типов транспортных систем. В настоящее время работа по данному направлению осуществляется на кафедре индустриального дизайна УрГАХУ в рамках реального сотрудничества с «Национальным центром вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова», осуществляющего работу по формированию стратегии программы «Авиация России – 2050», подгруппы «Вертолетостроение».

Цель исследования – проанализировать способы решения проблемы развития отдаленных северных территорий на основе принципа беспилотности, лежащего в основе формообразования инновационных транспортных средств вертикального взлета. В ходе работы использован метод системного анализа.

Задачи: определить технологические и компоновочные принципы, лежащие в основе формообразования БПЛА вертикального взлета; проанализировать факторы дизайна БПЛА вертикального взлета, сценарии использования БПЛА и тенденции развития инфраструктуры для беспилотного авиатранспорта.

Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к формообразованию БПЛА вертикального взлета как системы «человек-машина-среда», где основное внимание уделяется вопросам ее функционирования в экстремальных геоклиматических условиях. Вопросы формообразования БПЛА вертикального взлета рассмотрены как с конструктивно-технологической точки зрения, так и с точки зрения взаимодействия данных транспортных средств с наземной инфраструктурой как составной частью системы беспилотного воздушного транспорта.


Проектирование технических объектов в дизайне – «это не изобретение нечто невиданного прежде, а создание новой структуры на основе компоновки уже готовых элементов, идей, принципов, новаций в области технологий и материалов» [2, с. 78]. «Компоновка – это основной метод дизайна, представляющий собой продуманное и научно рассчитанное (или интуитивно обоснованное) соединение, составление частей, деталей элементов, механизмов, принципов с целью достижения в полученном результате определенного технического, художественного, социального единства и целостности» [13, с. 49]. Таким образом, «создание новой структуры возникает тогда, когда объектами компоновки выступают новые принципы, закономерности или открытия, еще не получившие формально-структурного воплощения» [3, с. 80].

Анализ современных тенденций в области дизайна транспортных средств показывает, что приоритетным направлением является внедрение принципа беспилотности не только в сфере воздушных перевозок, но и в сфере наземного обслуживания и логистики грузов (загрузка-прием, перемещение грузов от летательного аппарата до потребителя). Принцип беспилотности лежит в основе проектного подхода к формообразованию беспилотного летательного аппарата как нового класса воздушных машин, основанных на новых принципах управления. В беспилотной технике отсутствует такая формообразующая доминанта, как пилотская кабина с большим остеклением.

Преимущества принципа беспилотности – это сокращение затрат на сопутствующую инфраструктуру для обеспечения жизнедеятельности обслуживающего персонала (жилье, соцкультбыт, медицина и т.д.). Внедрение полностью автоматизированных систем обработки грузов, складского хозяйства при аэропортах способствует снижению затрат на отопление и кондиционирование, обеспечивает круглосуточную работу беспилотного воздушного хаба. Особенно важен принцип беспилотности для транспортных средств вертикального взлета и посадки ввиду малых размеров посадочной площадки, что дает значительные экономические преимущества по сравнению со стандартной взлетно-посадочной полосой. Обеспечивает большую досягаемость, возможность доставить груз беспилотным летательным аппаратом потребителю по принципу «от двери до двери» без промежуточных грузовых операций.

В отличие от традиционных летательных аппаратов вертикального взлета, где расположение агрегатов, двигателя, экипажа строго подчиняется устоявшимся компоновочным принципам, формообразование беспилотных машин строится по принципу открытой архитектуры, предусматривающей модульно-блочную компоновку машины из составных элементов агрегатной базы, позволяющую «осуществлять сборку, усовершенствование и ремонт машины по ее составным элементам (модулям)» [5].

Благодаря беспилотности, в формообразовании БПЛА стало возможным перейти к новой интегрированной схеме несущих винтов, при этом положение машины будет определять не управление перекосом лопастей несущих винтов, как в классическом аппарате вертикального взлета. Система управления БПЛА построена на многоканальной системе управления, допускающей сложное маневрирование путем изменения оборотов несущих винтов с целью изменения и стабилизации положения машины в пространстве. Подобная система управления привела к появлению аппаратов, напоминающих самолеты-этажерки начала XX в. с «гроздьями» несущих винтов, расположенных на выносных фермах. Однако эксплуатация таких машин в условиях Севера, в прибрежных зонах с высокой влажностью и большим перепадом температур практически невозможна, так как подобные климатические условия способствуют обледенению ажурной конструкции БПЛА (образование льда на поверхностях летательного аппарата происходит при t0 от 00 до -100С [14]). Подобный подход к формообразованию БПЛА характерен для мягкого климата Южной Европы и Тихоокеанского региона, где рационально использовать беспилотные воздушные машин в качестве многовинтовых аэротакси (рис. 1), а также для обеспечения воздушной связи между обширными островными территориями (рис. 1, 2).

Рис. 1. Летающее такси S-A2 eVTOL. Компания Supernal.
Источник: https://building-tech.org/Транспорт/ 

Рис. 2. Проект электрического пассажирского дрона с вертикальным взлетом и посадкой (модель V.MO eVTOL).
Volkswagen Group China.
Источник: https://www.ixbt.com/live/car/volkswagen-skoro-poletit-predstavlen-prototip-evtol-v-mo.html 

Для решения проблемы связности северных территорий России с характерными для них сложными климатическими условиями необходим иной подход к формообразованию БПЛА вертикального взлета, поэтому в отличие от представленных выше ажурных конструкций фюзеляжи российских беспилотных машин имеют интегрированную форму фюзеляжа, при этом делается ставка на классическую вертолетную схему формообразования, позволяющую эффективно бороться с обледенением (рис. 3, 4).

Рис. 3. Беспилотный грузовой вертолет SH-3000 (Россия).
Источник: https://www.aeromax-group.ru/produkciya/bas-vertolyotnogo-tipa/sh-3000/
 

Рис. 4. Беспилотная авиационная система БАС-200.
Источник: https://tass.ru/transport/14852355 

Внедрение электропривода в качестве основного двигателя позволяет освободить дополнительные места для размещения бортового оборудования, аккумуляторов и полезного груза. Совмещение систем управления через обороты винтов и традиционные системы управления позволяет снизить аэродинамическое сопротивление воздушной машины. Внедрение автоматических систем управления минимизирует элементную базу бортового оборудования, а управление от бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК) позволяет достичь следующих преимуществ:

– обеспечить снижение расхода энергии при полете БПЛА и энергозатрат на прогрев агрегатов и аккумуляторных батарей БПЛА при базировании на открытых площадках;
– обеспечить надежное управление воздушным движением группы летательных аппаратов, уменьшить допустимое расстояние между ними, тем самым увеличив интенсивность перевозок при пока еще недостаточной единичной грузоподъемности летательных аппаратов.

Применение в компоновке принципа открытой архитектуры позволяет снизить себестоимость БПЛА и повысить экономичность за счет создания различных модификаций машины в зависимости от ее назначения. Кроме того, блочно-модульная конструкция позволит организовать локальные производства унифицированных БПЛА из поставляемых машинокомплектов высокой степени готовности в местах активного использования воздушных машин. Уральский регион характеризуется высокой концентрацией предприятий деревообрабатывающей отрасли, поэтому рационально рассмотреть вопрос о применении в несущих конструкциях БПЛА как аппаратов легкого класса местного сырья, издавна применяемого в авиастроении – бакелитовой фанеры, выклеек из березового шпона и других природных материалов. Это позволит производить полную утилизацию летательного аппарата по окончании его срока службы с минимальным экологическим ущербом.

Важно отметить, что при проектировании подобных технических объектов, имеющих тесную функциональную взаимосвязь с предметно-пространственной средой и ее компонентами, необходимо руководствоваться принципом системности, «рассматривающим объекты в системе «человек – машина – среда» на основе учета взаимосвязанных факторов формо- и смыслообразования» [9].

Согласно проблематике исследования, среда является одним из ключевых факторов дизайна беспилотных летательных аппаратов. При средовом подходе «объектом проектирования становится уже не отдельная вещь, а вся ситуация, складывающаяся вокруг объекта в среде и включающая взаимодействие всех элементов системы» [12].

Средовой подход позволяет разрабатывать новые логистические сценарии доставки грузов, что особенно важно в условиях недостаточной разработанности транспортной инфраструктуры на отдаленных территориях. Большую перспективу имеет доставка груза беспосадочным способом, будь то сбрасывание груза с БПЛА в специально оборудованные ловушки-сетки, либо опускание на тросе, либо передача груза потребителю с помощью иных перегрузочных средств без приземления летательного аппарата, при этом габариты грузовой площадки незначительно превышают габариты груза. Либо груз может передаваться с БПЛА на другое транспортное средство-доставщик (автомобиль, железнодорожная платформа, судно на воздушной подушке), что позволяет исключить прямой контакт со сложной в плане освоения северной экосистемой.

Малые размеры и небольшая грузоподъемность беспилотных летательных аппаратов могут быть компенсированы повышением интенсивности полетов, организацией полетов по типу «конвоя», где за летательным аппаратом-лидером будет следовать несколько БПЛА, не оснащенных полноценной навигационной системой. Такой способ доставки позволит обеспечить следующие варианты разгрузки:

– локальное приземление на большое летное поле с одновременной выгрузкой;
– последовательная выгрузка и пакетирование груза на ограниченной площадке в несколько ярусов, аналогично складированию на привычных контейнерных терминалах;
– на пересеченной или гористой местности, где затруднено применение грузоподъемных механизмов, экономически выгодно оборудовать локальные или разновысотные площадки для приема грузов, чтобы компенсировать затраты на их перемещение.

Внедрение бионических принципов, предполагающих использование в формообразовании БПЛА принципов и методов организации живых организмов и форм, является наиболее перспективным в проектировании подобных объектов, так как разнообразные бионические признаки и образно-смысловые аналогии, заимствованные у природы, лежат в основе самóй проектной идеи того или иного летательного аппарата. Как отмечал американский дизайнер В. Папанек, «в биологических и биохимических системах природы уже разрешены многие проблемы, стоящие перед человеком. С помощью природных аналогий проблемы человека могут быть решены оптимально» [10, с. 217].

Проекты студии «Дизайн транспортных систем» кафедры индустриального дизайна УрГАХУ

Учитывая то, что транспортная система является логистической основой для развития экономики удаленных и труднодоступных регионов, на начальном этапе совместной работы с «Национальным центром вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова» в рамках работы студии «Дизайн транспортных систем» было выполнено несколько эскизных проектов по теме «Беспилотная доставка грузов».

Объектом разработки является беспилотный вертолет, который в силу своей специфики обладает следующими возможностями:

– малые габариты;
– вертикальный взлет и посадка;
– способность беспосадочной доставки груза в сложных погодных условиях и на необорудованные площадки;
– обеспечивает удобство развертывания малых посадочных площадок практически в любом месте ( крыша дома, понтон на воде, лесная поляна и т.д.).

Небольшие массогабаритные характеристики беспилотного вертолета позволяют использовать в качестве энергетической установки электрический двигатель, что обеспечивает вертолету значительное снижение уровня шума и допускает его применение в любых населенных пунктах. Что касается мегаполисов, эксплуатация беспилотных вертолетов в качестве доставщиков грузов предпочтительна, так как не зависит от дорожных пробок. Малая масса беспилотного вертолета напрямую связана с его небольшой грузоподъемностью, однако процесс доставки небольших ценных грузов (курьерская доставка, доставка медикаментов или органов для операции) является более эффективным, экологичным и экономичным, нежели эксплуатация тяжелого пилотируемого вертолета в недогруженном режиме.

Отсутствие пилотской кабины позволяет обобщить форму грузового БПЛА, сократить его габариты за счет миниатюризации и более плотного размещения управляющих систем (рис. 5). С целью экономии собственной массы летательного аппарата, а также для обеспечения его посадки на небольшие площадки в труднодоступных местах применяется шасси лыжного типа [1]. Такая конструкция шасси позволяет с помощью подкатной тележки перемещать БПЛА в любую точку летного поля, в сервисный центр обслуживания.

Обобщенная форма, отсутствие остекления – все это является характерными признаками именно беспилотного летательного аппарата, что очень важно с точки зрения распознавания объекта и выработки алгоритмов его взаимодействия с участниками воздушного движения.

Рис. 5. Проектные варианты грузовых беспилотных летательных аппаратов с различными вариантами хвостовой части.
Студия «Дизайн транспортных систем», УрГАХУ», дизайнер В.Г. Быстров

Тематика беспилотной воздушной мобильности как новое перспективное направление в дизайне внедряется в курсовые и выпускные квалификационные работы в магистратуре в студии «Дизайн транспортных систем». Главный принцип учебного направления – системный подход в решении проектных задач. В рамках системного подхода решаются вопросы создания автономных посадочных площадок (рис. 6) как составных частей регионального аэромобильного кластера.

Рис. 6. Быстровозводимая посадочная площадка. Курсовой проект.
Автор М.А. Сырцева. Руководители: проф. В.А. Курочкин, проф. В.Г. Быстров

В основе проекта посадочной площадки, планируемой для размещения на северных территориях, лежит принцип сохранения экологического баланса. Площадка представляет собой быстровозводимую конструкцию из модульных элементов, наполнение которых варьируется в зависимости от функциональной задачи. Конструкция площадки, предназначенной для обслуживания БПЛА грузового и пассажирского назначения, базируется на высоких теплоизолированных опорах, благодаря чему между рабочим объемом площадки и подстилающей поверхностью образуется естественно продуваемая зона, исключающая тепловое воздействие от рабочих агрегатов на подстилающую поверхность, что способствует сохранению экологического баланса. По окончании жизненного цикла посадочной площадки опоры и внешние элементы конструкции извлекаются и утилизируются. В процессе эксплуатации площадки все отходы собираются в специализированные контейнеры для дальнейшего вывоза в центр утилизации теми же транспортными средствами, для которых площадка предназначена.

Площадка оборудована автономной системой энергетики, способной поддерживать минимально допустимую температуру, позволяющую при малом потреблении энергии обеспечить устойчивую работу навигационных систем, обеспечение полного цикла необходимых логистических операций.

Особенно важно обеспечение резервных автономных автоматизированных площадок при беспилотных пассажирских авиаперевозках над малоосвоенными таежными и северными районами приполярного Урала.

Внедрение беспилотных систем в авиацию вертикального взлета может положить начало развитию нового вида туризма – экологического VIP-туризма на беспилотных летательных аппаратах (рис. 7), обеспечивающих возможность бесшумного полета на экологически чистых источниках энергии (электричестве, сжиженном природном газе) в условиях повышенной комфортности в природоохранных зонах. Для взлета и посадки данного летательного аппарата не требуется создавать многокилометровую посадочную полосу, что является очень затратным и непоправимо уродует природу, а иногда просто невозможно в силу геологических причин.

Рис. 7. Автопилотируемый пассажирский вертолет VIP-класса.
ВКР магистра кафедры «Индустриальный дизайн» УрГАХУ К.С. Попова
Руководители: проф. В.А. Курочкин, проф. В.Г. Быстров

Одним из направлений в рамках общей проектной тематики является разработка утилитарных беспилотных летательных аппаратов (рис. 8).

Рис. 8. Беспилотный грузовой аппарат вертолетного типа.
ВКР магистра кафедры «Индустриальный дизайн» УрГАХУ Н.Д. Калашникова.
Руководители: проф. В.А. Курочкин, проф. В.Г. Быстров

Во внешнем облике спроектированной машины преобладает стиль «техно» с его отказом от декора и жесткой брутальной геометрией. Монохромное цветовое решение фюзеляжа зрительно подчеркивает «беспилотность» машины, акцентировано отсутствие оконных блоков. Зрительно выделено наличие в лобовой части радара и навигационного управляющего блока. Высокие и широко расставленные стойки шасси подчеркивают «вездеходность» аэромобильной машины – высокую энергоемкость элементов шасси и способность садиться на самые неподготовленные площадки. Универсальность заключается в съемном грузовом контейнере, установленном за головной частью машины. Наличие высоких стоек шасси при полетах на большую дальность позволит разместить под высокими стойками шасси два дополнительных грузовых контейнера или блоки дополнительных АКБ.

В комплектацию грузового вертолета входят только обслуживающие агрегаты и полезный груз. В связи с отсутствием людей на борту внешние габариты грузового вертолета существенно меньше пассажирского.

Студенческие работы демонстрируют оригинальное и нестандартное видение перспективных аэромобильных машин, показывают, как может выглядеть в ближайшей перспективе новое направление в развитии беспилотных летающих транспортных систем.

Выводы

1. Принцип беспилотности, лежащий в основе проектного подхода к формообразованию нового класса транспортных средств вертикального взлета, обеспечивает вариабельность компоновочных решений в дизайне воздушных машин и в организации транспортной инфраструктуры.

2. Беспилотная концепция развития дизайна транспортных средств вертикального взлета способствует эффективному решению проблемы развития отдаленных северных территорий.

3. Требуется системный подход в решении воздушной мобильности. Система должна решаться на всех уровнях: БПЛА, транспортные хабы (дронопорт или вертипорт), модули для разгрузки, хранения и ожидания, разгрузо-погрузочное и обслуживающее оборудование и т.п.

4. Стремительное освоение воздушной мобильности на беспилотных принципах во многих странах мира указывает на актуальность тенденции и требует активного внимания к данной тематике со стороны дизайнеров. Внедрение таких проектов в дипломное проектирование студентов – актуальная и приоритетная задача подготовки специалистов в области транспортного дизайна.

References

1. Baibekov, Sh. Demonstration of Realities. Available at: https://transportrussia.ru/razdely/vozdushnyj-transport/10098-demonstratsiya-realij.html  (in Russian)

2. Boiko, A. Flying unmanned vehicles for passenger transport. Available at: http://robotrends.ru/robopedia/letayushie-bespilotniki-dlya-perevozki-passazhirov  (in Russian)

3. Voronov, N.V., Shestopal, Ya.E. (1972) Aesthetics of Technology (essays on history and theory). Moscow: Soviet Russia. (in Russian)

4. Komarnitsky,O. Vertical takeoff. Available at: https://bp-la.ru/vertikalnyj-vzlet/  (in Russian)

5. National program for the socio-economic development of the Far East for the period up to 2024 and for the perspective up to 2035. Available at: http://static.government.ru/media/files/NAlSPJ8QMRZUPd9LIMWJoeVhn1l6eGqD.pdf  (in Russian)

6. Nyamuhungu, D. (2022) The Design and Manufacture of a VTOL UAV. Available at: https://www.researchgate.net/publication/359759473_The_Design_and_Manufacture_of_A_VTOL_UAV 

7. Tekinalp, O., Önen, A.S., Kurtulus, D.F. et al. (2015) Modeling and Controller Design of a VTOL UAV. Available at: https://www.researchgate.net/publication/281461479 

8. Bharadwa, R., Daruwala, S. et al. (2021). Design and Analysis of VTOL UAV. International Research Journal of Modernization in Engineering Technology and Science, Vol. 03, Issue: 05/May. Available at: https://www.irjmets.com/uploadedfiles/paper/volume3/issue_5_may_2021/9669/1628083389.pdf 

9. Pankina, M.V. (2020) Fundamentals of design methodology. Yekaterinburg: Ural State University. Available at: file:///D:/_system/Downloads/978-5-7996-3049-2_2020%20(1).pdf  (in Russian)

10. Papanek, V. (2018) Design for the real world. Translated from English by Galina Severskaya. Moscow: D. Aronov. (in Russian)

11. The principle of open computer architecture. Available at: https://spravochnick.ru/informacionnye_tehnologii/arhitektura_kompyutera_struktura/princip_otkrytoy_arhitektury_kompyutera/  (in Russian)

12. Rozenson, I.A. (2021) Fundamentals of theory of design. 2nd ed. SPb: Piter. Available at: http://library.lgaki.info:404/2017/Розенсон%20И.%20А.pdf  (in Russian)

13. Runge, V.F. (2006) History of design, science and technology. Moscow: Architecture-S . (in Russian)

14. Savina, E.A., Domnikov, A.A. Aircraft icing. Available at: https://nauka21.ru/wp-content/uploads/2020/05/domnikov.pdf  (in Russian)

15. Siberia. Available at: https://taigaclothing.ru/blog/history-of-prints/51-sibir.html. Far-Eastern Federal District. Available at: http://council.gov.ru/services/reference/10483/  (in Russian)

16. Smirnov, D. What types of drones there exist, and when will passenger air taxis appear. Available at: https://hightech.fm/2021/02/15/bpla-fly  (in Russian)

17. Transport strategy of the Russian Federation for the period up to 2030 with a forecast for the period up to 2035. Available at: https://rosavtodor.gov.ru/docs/transportnaya-strategiya-rf-na-period-do-2030-goda-s-prognozom-na-period-do-2035-goda  (in Russian)

Citation link

Kurochkin, V.A., Bystrov, V.G., Bystrova, E.A. Current aspects of form generation for unmanned vertical take off vehicles //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2024. – №3(87). – URL: http://archvuz.ru/en/2024_3/16/  – doi: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_3(87)_16 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 10.09.2024
Views: 38