Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (87) September 2024

Higher professional education

Beregovoi Mikhail A.

Senior Instructor, Department of Applied Decorative Arts,
Ural State University of Architecture and Art,

Russia, Yekaterinburg, e-mail: obregua610@gmail.com

Beregovaya Olga V.

Associate Professor, Department of Applied Decorative Arts,
Ural State University of Architecture and Art,

Russia, Yekaterinburg, e-mail: obregua610@gmail.com

Theoretical analysis of the relationship between practical classes and extracurricular activities as a means of increasing the effectiveness of professional art education in a university

УДК: 749
Шифр научной специальности: 5.10.3
DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_3(87)_24

Abstract

Practical training is presented as an integral component of the vocational education system. Organization of practical classes in different educational institutions is analyzed. The analysis confirms the relevance of this issue today. The study proposes a new approach to the organization of practical classes at a university. Thus, it is shown that extracurricular activities may be integrated into the educational process as demonstrated by the authors’ method of conducting practical classes for metal artists, which allows graduates to easily adapt to a professional career.

Keywords: higher art education, fundamental vocational skills, practical classes, extracurricular work, professional growth

Введение

Высшее образование предполагает высокую степень подготовки специалистов, активных, творчески мыслящих, профессионально адаптированных, однако в процессе обучения проблемой нередко становится отсутствие достаточного времени для самостоятельного развития профильных умений и навыков обучающихся. Это связано с разными причинами, в том числе с сокращением количества учебных часов, необходимых для изучения конкретных предметов [1, с. 56].

Один из способов управления структурой образовательного процесса в ограниченных временных рамках – правильно спланированная практическая работа с применением внеаудиторной деятельности как неотъемлемого компонента системы профессионального образования.

По данной проблеме имеется большое число публикаций. Вопросам управления качеством подготовки специалиста посвящены работы таких ученых, как М.М. Поташник, Н.Ф. Талызина, В.А. Тихомиров. В научных трудах В.П. Беспалько, М.В. Кларина, Т.В. Кудрявцева, Т.Ю.Артюгина раскрыто содержание понятия «педагогическая технология». В работах С.И. Аксенова, И.И. Зарецкой, А.А. Гин, В.Н. Стегний, Т.А. Ульрих поднимаются вопросы формирования и социализации личности в процессе образования. Основы методики и организации профессионального обучения в учебных заведениях – сущность и дидактические особенности учебного процесса изложены в работах Ю.З. Кушнер, Н.В. Бордовской, А.А. Реан.

В отечественной науке и практике проблемы подготовки специалистов всегда являлись приоритетными. Содержание обучения в процессе профессиональной подготовки профильных специальностей освещается в трудах А.С. Белкина, О.О. Переседова, Н.Н. Шундер, А.В. Ткаченко, М.В Чудиновских., В.А. Полякова.

Анализ основных методов изучения формирования профессионально адаптированной личности в высшей школе показал, что проблема адаптации студентов вуза путем объединения производственной и внеучебной деятельности актуальна, остается нерешенной и требует уточнения.

Практические занятия в процессе обучения студентов – неотъемлемая часть профессионального образования, которая решает широкий спектр социальных и профессиональных компетенций. Кроме того, важно включение в образовательный процесс внеаудиторных мероприятий, поскольку они дают учащимся больше возможностей для реализации своих творческих возможностей. Благодаря сотрудничеству, коллективной вовлеченности студенты начинают ценить свои творческие и организаторские способности и видят их применение в профессиональной практике.

Цель статьи – теоретический анализ взаимосвязи практических занятий и внеаудиторной деятельности как средства повышения результативности профессионального художественного образования в вузе. Задачи – раскрыть взаимосвязь практических занятий и внеаудиторной деятельности и определить их формы и основные функции в вузе; описать опыт и методы проведения практических занятий и организацию внеаудиторных мероприятий по дисциплине «Основы производственного мастерства» направления подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, профиль: художественная обработка металла (далее 54.03.02 ДПИиНП, ХОМ).

Объект исследования – практические занятия и внеаудиторные мероприятия в художественном вузе; предмет исследования – организация и проведение практических занятий и внеаудиторных мероприятий для повышения результативности профессионального художественного образования в вузе.

В процессе написания статьи был применен комплекс методов исследования, направленных на теоретическое осмысление взаимосвязи практической и внеаудиторной деятельности и их необходимость в общей системе образования.

Сравнительно-исторический метод позволил на основе изученного материала выделить и систематизировать структуру, формы, методы и приемы организации практической и внеаудиторной деятельности.

Метод эмпирического исследования дал возможность провести сравнительный анализ изменений процесса обучения основам производственного мастерства под влиянием внеучебных мероприятий.

Метод систематизации – один из способов изучения проблемы исследования как некой системы, в которой практические занятия в вузе являются важным элементом формирования востребованного специалиста.


Одной из важнейших задач современного высшего образования является формирование личности обучающего, развитие у него профессиональных компетенций, самодисциплины и самосознания. Поэтому необходимо организовать образовательный процесс таким образом, чтобы у студентов была возможность постоянного роста и самообразования.

Правильный образовательный подход должен поспособствовать формированию знаний, умений и навыков, а также развитию личностных качеств, творческого потенциала, что обеспечит в дальнейшем подготовленность к наилучшей возможной карьере. Однако не всегда данные качества могут быть сформированы в рамках аудиторных занятий [2, с. 344].

По М.В. Кларину, «педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» [3, с. 4, 42].

В процессе обучения могут использоваться различные педагогические технологии, позволяющие отойти от традиционного подхода и разрушить монотонность учебных занятий и процесса обучения в целом. В условиях реализации образовательных стандартов наиболее актуальными становятся модульные технологии, технология развивающегося обучения, игровые технологии, технология интегрированного обучения и т.д. [4, с. 58].

Традиционные и современные методы обучения должны оставаться в постоянном контакте и дополнять друг друга. Оптимальным подходом является объединение различных технологий обучения. В данной статье авторы предлагают вариант синтеза практических занятий и внеаудиторных мероприятий. Это позволяет студентам при освоении профессиональных навыков обогащать базу знаний, помогает им заниматься авторскими проектами, участвовать в конкурсной деятельности, вовлекает и мотивирует их к действию, закладывает основу учебного процесса, что способствует формированию интереса к профессии.

Виды практических занятий – клаузуры, групповые упражнения, семинары, лабораторные работы, контрольные и самостоятельные мероприятия по работе с материалом (в зависимости от профиля или специальности). Это должно обеспечивать развитие индивидуального творчества [5, с. 34].

Основные направлениями внеаудиторной – создание особой социально-нравственной среды, организация обеспечения вторичной занятости студентов, которая направлена на творческую самореализацию личности, углубление профессиональных знаний и формирование профессиональных качеств будущего специалиста [6, с. 10–13]. Этому способствуют такие виды деятельности, как конкурсы, экскурсии, выездные мероприятия, круглые столы, авторские встречи, воркшопы и др.

Как и в случае с другими видами деятельности, практические занятия и внеаудиторные мероприятия выполняют определенные функции. Сформулируем самые важные из них:

- компенсаторная функция, которая достигается за счет синтеза практических занятий и внеаудиторной деятельности. Она компенсирует нехватку аудиторных часов. В.Н. Стегний, Т.А. Ульрих провели анализ влияния на успеваемость студентов взаимосвязи внеаудиторной и учебной деятельности. В своей работе они привели пример, как организация досуга стимулирует возрастание интереса к научной деятельности [7, с. 59–65];
- информационно-образовательная функция, поддерживающая процесс интеграции, расширяющая и углубляющая знания, умения и навыки обучающихся;
- функция контроля полученных знаний. Студенты выполняют самостоятельно или в коллективе определенные задания, которые требуют не только знания фактов или понятий, но и практических навыков и умений, позволяющих применить организаторские способности, устанавливать связи, проявлять смекалку;
- нравственная функция направлена на формирование у студентов научного мировоззрения и нравственных качеств.

Основные методы организации практической работы с применением внеаудиторной деятельности можно представить несколькими группами:

- метод анализа: сбор, анализ и обработка данных;
- метод воздействия и поощрения: олимпиады, оценка преподавателя и общественное мнение, критика, самокритика;
- метод контроля и оценки: сравнение, оценка результатов, взаимная оценка, обсуждение.

Чтобы эти методы работали, необходима правильная их организация на практике. Проведение и организация практических занятий и внеаудиторной работы предполагает разные виды и приемы. Если рассматривать процесс обучения в высшей школе как комплекс знаний и умений, формирующий специалиста высшей категории, компетенции которого позволяют чувствовать себя уверенно в профессии, то практические навыки – один из важнейших критериев результативности образовательного процесса. В.А. Скакун в учебном пособии «Организация и методика профессионального обучения» описывает опыт педагогов различных учебных заведений советского периода. «Мастер технической школы П. Устинов разработал операционно-предметную систему производственного обучения, где все практические занятия были направлены на отработку определенных технических задач. После ознакомления с основными приемами и операциями учащиеся под руководством мастера приступали к выполнению утвержденного программой списка учебно-производственных работ. Работы выполнялись в порядке возрастающей сложности. П. Устинов широко практиковал обучение ремеслу непосредственно в цехах завода» [8, с. 67]. Учитывая временные рамки, в которых обучающимся художникам по металлу необходимо освоить практические навыки в вузе, приходится в сжатые сроки осуществлять сразу несколько технических задач, поэтому такой длительный и скрупулезный подход в оттачивании профессиональных навыков узкой направленности не подходит. Авторы статьи скорректировали данный подход с учетом современных реалий.

Если рассматривать вопрос практических занятий в вузе, то М.В. Чудиновских предлагает новые формы практических занятий, такие как подготовка докладов и выступлений, обсуждение дискуссионных вопросов, использование информационных технологий [10, с.131-135]. В качестве внеаудиторной деятельности предлагаются деловые игры, КВН. В работе с обучающимися направления подготовки 54.03.02 ДПИиНП, ХОМ данные виды возможны как дополнительные закрепляющие модули по основным темам, связанным с теоретическими знаниями.

При работе с молодыми художниками по металлу А.В. Ткаченко раскрывает и описывает методику организации практических занятий с учетом разных технологий производства, делая упор на основы мастерства филиграни, что сужает спектр возможностей обучающихся до точечного ювелирного навыка [11, с. 152]. По нашему мнению, если включить в образовательный процесс соревновательный метод и создать конкурс мастерства, появится больший интерес к выполнению однотипных механических упражнений.

Преподаватель высшей школы Н.Н. Шундер раскрывает понятие «практическое занятие» и говорит о важности напряженной творческой деятельности, что способствует продуктивности в работе, акцент делается на «необходимости общей теоретической лекционной части обучения с практическими занятиями» [12, с. 23–24].

Интересна работа «Конструирование и моделирование ювелирных изделий» В.П. Лугового, где автор рассматривает различные подходы в проектировании ювелирных изделий, выделяя необходимость реализации проектов в материале, что позволяет понять, как эскиз на бумаге становится предметом в металле [13, с. 271]. Мы считаем это важным критерием в формировании навыков студентов, но если в качестве внеучебных мероприятий студенты смогут посетить предприятие и увидеть весь производственный процесс, это закрепит их знания по теории и практике. Так, например, в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна на кафедре декоративно-прикладного искусства и народных промыслов образовательный процесс устроен таким образом, что упор делается на теоретическую подготовку в области проектирования и технологии изделий прикладного искусства, а практические занятия проходят на производственных предприятиях.

Если рассматривать организацию практической деятельности в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица на кафедре художественной обработки металла, то особенностью практических занятиях является применение различных техник кузнечной обработки металла. Тем не менее, если дополнить этот процесс экскурсией по поиску металла в природе, обучающиеся смогут расширить границы понимания работы с ним.

В научной работе рассматривается авторский подход, позволяющий молодым художникам по металлу адаптироваться в профессиональной деятельности. Учитывая то, что дисциплины обязательной части образовательной программы бакалавриата (материаловедение, проектирование, пространственное моделирование и основы производственного мастерства) коррелируются между собой, это дает возможность оттачивать на практических занятиях полученные теоретические знания по данным дисциплинам.

Структура курса по основам производственного мастерства рассчитана на три года обучения, начиная со второго курса и закачивая подготовкой выпускной квалификационной работы. На каждом этапе увеличивается сложность заданий.

В первый год обучения на дисциплине «Материаловедение» обучающиеся изучают свойства металла в соединении с неметаллами, чтобы на практике в дальнейшем применить полученные теоретические знания.

Практические занятия у студентов начинаются со второго курса на дисциплине «Основы производственного мастерства». Первый этап «обучение словам», где и происходит закрепление навыков работы с металлами путем ковки, опиливания с помощью различных инструментов. Также обучающиеся знакомятся с декоративными возможностями ювелирных технологий: патинированием, гравировальными работами, выполняют упражнения с нанесением теснения по металлу.

Учитывая многообразие материалов, которые можно использовать при изготовлении ювелирных украшений, студенты выполняют задания с применением нескольких материалов, продумывают техники исполнения и технологии изготовления, разрабатывая технологические карты.

Особенностью внеаудиторной работы на данном этапе является организация круглого стола, где студенты, разделившись на малые группы, определяют последовательность изготовления изделия. Проводят опыты малыми группами, совершенствуя технологии ювелирного дела, применяя их в процессе работы. Это позволяет проявлять лидерские качества, получить оценку сверстников и самостоятельно оценить получившийся результат.

В качестве отчетной работы студенты выполняют с помощью ручного изготовления брошь, сочетая металл и камень. Кроме того, во внеучебной деятельности проводятся соревнования по основам производственного мастерства, где студенты получают возможность закрепить знания на практике по выполнению чертежей и схем разверток ювелирных изделий.

Второй этап обучения художника по металлу направлен на освоение техник крепления камней разными видами закрепок, ручное изготовление колец по развертке, изготовление модели кольца в модельном воске; кроме того, студенты осваивают камнерезные работы, создают объемную каменную пластику и мозаичное панно, работают над созданием плакеток в технологии горячих эмалей. Это позволяет овладеть навыками работы с воском и приобрести конкретные знаниями и представления об основах художественно-промышленного производства, научиться на практике экономическим расчетам проекта [12, с.100].

К концу данного этапа студенты овладевают комплексными знаниями и умениями технологий литья по выплавляемым моделям, моделированию в воске, технологиями резьбы по камню, эмалированием. Для закрепления навыков работы с воском организуются мастер-классы для студентов других специальностей, где ведущими являются обучающиеся, они рассказывают и показывают гостям весь процесс работы по изготовлению моделей и руководят процессом, что позволяет им чувствовать себя профессионалами, проявить лидерские способности.

Современное художественное образование представляет собой сложную структуру, формирующую в процессе работы целый спектр знаний и умений, который позволяет молодому специалисту, владеющему этими знаниями, погрузиться в профессиональную сферу. На пути обучения преподавателю приходится направлять обучающихся, создавать необходимые условия для благоприятной деятельности. В качестве поощрений студенты имеют возможность выполнять различные авторские работы, приходить на дополнительные занятия в свободное от учебы время. Также студенты посещают профильные музеи, участвуют в российских и международных конкурсах уже с первого этапа обучения. Это стимулирует интерес к освоению профессии.

Постепенно вводятся самостоятельные задания, контрольные мероприятия, ограниченные по времени, что дает возможность обучающимся самостоятельно контролировать себя, сосредоточиться на отработке конкретных технических приемов, «определять и ранжировать информацию, требуемую для решения поставленной задачи» [13, с. 34]. В качестве отчетной работы студенты выполняют ювелирный гарнитур с каменными вставками.

Третий этап – это «сочинение из слов и предложений». Какие навыки ювелирного искусства приобретает студент? Обучающиеся развивают уверенность и демонстрируют готовность к самосовершенствованию, художественные навыки и навыки сотрудничества, умение работать в группах; отвечают за постановку цели, управление профессиональными задачами, за качество продукции. Это завершающий период обучения, подготовка к выпускной квалификационной работе. Студенты самостоятельно разрабатывают сложные авторские проекты от концепции до технологий сборки. Благодаря возможностям учебных мастерских вуза можно выполнять модели в полимере, что значительно ускоряет процесс реализации проекта в материале.

На данном этапе в качестве волонтерской помощи студенты старших курсов помогают студентам начальных курсов, что формирует умения грамотно выстраивать последовательность ведения работы, помогает оттачивать навык определения необходимых задач для достижения поставленной цели и останавливать свой выбор на оптимальных способах их решения. Появляется возможность выявить профессиональные пристрастия студентов. Оттачиваются у обучающихся навыки руководителя, раскрываются организаторские способности.

Отчетной работой считается выпускная квалификационная работа в материале. Это такие проекты, как серия брошей, ювелирный гарнитур, набор шахмат, набор для сервировки стола, аксессуары.

Развитие современных методов обучения и создание необходимых подходов в формировании профессиональных навыков являются важнейшими задачами сегодняшнего образования в высшей школе. В процессе обучения закладываются основные общекультурные и специфические профессиональные умения и навыки, которые необходимы выпускникам для дальнейшего профессионального роста, где практические занятия – один из важнейших элементов всей структуры образования.

Выводы

Таким образом, в ходе выполнения исследования мы проанализировали теоретические, методические и практические вопросы организации и проведения практических и внеаудиторных мероприятий со студентами. Выявили необходимость синтеза практических занятий и внеаудиторной деятельности в образовательном процессе для повышения результативности профессионального художественного образования в вузе. Как видно из анализа педагогических исследований, качество профессионального образования современных специалистов рассматривается как возможность обеспечить рынок труда профессионалами и удовлетворить потребности людей, желающих получить конкурентоспособную профессию.

В ходе исследования мы убедились в целесообразности внедрения разных приемов и методов организации практических занятий, раскрыли влияние правильного подбора форм внеаудиторной работы на достижение планируемых результатов обучения. Кроме того, мы убедились, что выбор форм и методов организации практических занятий зависит от специфики профиля и особенностей учебной дисциплины.

References

1. Bordovskaya, N.V. and Rean, A.A. (2000). Pedagogy. St. Petersburg: Piter. (in Russian)

2. Talyzina, N.F. (1984). Knowledge Acquisition Management. Moscow: Moscow State University. (in Russian)

3. Klarin, M.V. (1995). Innovations in World Pedagogy: Learning Based on Research, Games and Discussion (Analysis of Foreign Experience). Riga: Eksperiment. (in Russian)

4. Artyugina, T.Yu. (2009). Modern Educational Technologies: Studying and Applying. Arkhangelsk: JSC IPPK RO. (in Russian)

5. Kushner, Yu.Z. (1995). The pedagogical foundations of the industrial instructor’s activities in a vocational school. Abstract of PhD dissertation. Мoscow. (in Russian)

6. Aksenov, S.I. (2021). The potential for the development of specialized classes of psychological and pedagogical profile in the interaction between school and university: experiences and prospects. In: Problems of modern pedagogical education. Collection of research papers. Yalta: RIO. GPA. Issue 72, Ch. 4, pp.10-13. (in Russian)

7. Stegniy, V.N. and Ulrich, T.A. (2009). The interrelation between curricular and extracurricular activities among students at a technical university on the example of Perm State Technical University. Bulletin of Perm State Technical University: Culture. History. Philosophy. Law, No. 1 (20). (in Russian)

8. Skakun, V.A. (2024). Organization and Methodology of Vocational Training. Moscow: Infra M. (in Russian)

9. Gin, A.A. (2022) Pedagogical Techniques. Freedom of Choice. Openness. Activity. Feedback. Ideality. Moscow: Vita-Press. (in Russian)

10. Chudinovskikh, M.V. (2017). Methodological aspects of practical classes in the training of lawyers. In: Pedagogical Mastery: Proceedings of the X International scientific conference. Moscow, June 2017. Moscow: BukiVedi, pp. 131-135. Available at https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12486/ [Accessed July 12, 2024]. (in Russian)

11. Tkachenko, A.V. (2024). Metal Art. Fundamentals of Filigree Technique. 2nd ed. Moscow: Yurait. (in Russian)

12. Shunder, N.N. (2014). Practical training as an important element in acquiring knowledge and deepening and refining the skills necessary for professional activity. Nauka. Mysl [online]. pp.23-24. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskoe-zanyatie-kak-vazhnyy-element-zakrepleniya-poluchennyh-znaniy-dlya-uglubleniya-i-detalizirovaniya-navykov/viewer [Accessed July, 2024]. (in Russian)

13. Lugovoy, V.P. (2023). Jewelry Design and Modeling. Minsk: Vysshaya Shkola. (in Russian)

Citation link

Beregovoi, M.A., Beregovaya, O.V. Theoretical analysis of the relationship between practical classes and extracurricular activities as a means of increasing the effectiveness of professional art education in a university // Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2024. – №3(87). – URL: http://archvuz.ru/en/2024_3/24/  – doi: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_3(87)_24 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.07.2024
Views: 28