Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (88) December, 2024
Theory of architecture
Belonogova Kristina A.
Doctoral student,
Department of Urban and Rural Planning.
Research supervisor: Associate Professor Yu.A. Zakirova, PhD (Architecture).
Kazan State University of Architecture and Civil Engineering.
ORCID 0000-0002-3777-2958
Russia, Kazan, e-mail: belonogova.kristina.a@gmail.com
Features of design and development of children's countryside recreation camps
УДК: 725.1
Шифр научной специальности: 2.1.12
DOI: 10.47055/19904126_2024_4(88)_10
Abstract
Keywords: children's rest, recreation, children's camp, ‘pioneer’ camp, infrastructure
Введение
Перенаселенность крупных городов, активный ритм жизни в урбанизированной среде, напряжение рабочих будней вызывают у многих людей, проживающих в городах, стресс и тревожность. Организация среды для отдыха и рекреации, безусловно, важны для современного горожанина. В данном контексте многие развитые страны применяют комплексный подход к вопросам здравоохранения, воспитания, образования и развития детей, который реализуется на всех уровнях государственного аппарата. В России детский отдых также является одной из первостепенных задач социального развития, данный тип отдыха требует соответствующего качества и инфраструктуры. Цель исследования – улучшить структуру градостроительного развития загородных детских лагерей отдыха за счет разработки рекомендаций по наиболее благоприятному размещению лагерей, а также созданию функциональной и архитектурно-планировочной организации, которая обеспечит детям максимальный комфорт и безопасность. Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1) определить приоритетные направления развития проектирования и планирования территорий и объектов капитального строительства (ОКС), предназначенных для детского отдыха, 2) провести анализ нормативных и регламентирующих документов (СП, СНиП, СанПИН, ГОСТ, ФЗ), 3) изучить отечественный и зарубежный опыт организации загородного детского отдыха.
Теоретической базой исследования явились несколько основных групп научных работ: 1. В Советском Союзе поднимались темы, связанные с проблематикой пионерских лагерей, в трудах Афонченко А., Гусева В., Полянского А., Ушаковой Т. В работах данных авторов рассматривалась планировочная организация территорий пионерских лагерей, а также архитектурная составляющая зданий, градостроительные аспекты размещения оздоровительных лагерей, вопросы коллаборации индустриальной конструкции и архитектурного облика. 2. Взаимодействие эмоционального восприятия детей, визуализации архитектуры строений и площадок отражены в работах А.А. Барабанова, А.А. Сергеева, М.В. Пучкова, Ю.С. Янковской, Е.Е. Марченко и др. В частности, М.В. Пучков поднимает вопросы принципов формирования образовательной инфраструктуры в границах территорий детских лагерей не только с точки зрения архитектуры, но и образования во внеканикулярный период отдыха детей, рассматривает также архитектурно-градостроительные принципы формирования учебных и научно-исследовательских заведений нового поколения.
Существующая нормативно-правовая база включает: письмо Минздравсоцразвития и постановление Минтруда РФ о Типовом положении детских оздоровительных лагерей (далее – ДОЛ) и рекомендациях по организации деятельности; санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и работе стационарных организаций отдыха детей, а также ряд СНиП, отвечающих за проектирование, реализацию и эксплуатацию ОКС, относящихся к детским, общественным и спортивным учреждениям.
Материалы и методы исследования включают анализ и систематизацию отечественных и зарубежных трудов по теории градостроительства и архитектуры, социологии, экономике и истории, а также ряда смежных дисциплин (физиологии, медицины, педагогики), функционально-планировочное моделирование территорий заброшенных и действующих лагерей, натурный анализ загородных детских лагерей, фотофиксацию, эскизные иллюстрации, архивные документы.
Формирование инфраструктуры для загородного детского отдыха раскрывается в анализе опыта России, Европы и США на протяжении всего времени ее существования. Лагеря имеют свою хронологию, мы предлагаем выделить 5 основных этапов:(рис. 1):
• 1861–1885 гг.– частные (придомовые) лагеря;
• 1885–1915 гг.– скаутские лагеря;
• 1916–1940/1946–1997 гг.– лагеря оздоровительного типа;
• 1998–2015 гг.– лагеря образовательного типа;
• 2016 – наст. время: современные лагеря.
Рис 1. Хронология развития загородного детского отдыха. Сост. К.А. Белоногова*
Первый этап развития не предполагал своей территории лагеря, дети бóльшую часть времени проводили внутри здания или в открытом дворе. Лагерь с постоянной территорией появился в США, затем в Европе и получил определение стационарного лагеря в парковой зоне города. Скаутские лагеря (второй этап) имели на своей территории природные коммуникации: источник пресной воды, место, где при необходимости можно было укрыться от непогоды, по возможности, безопасное для детей. В ХХ в. началось строительство оздоровительных лагерей (третий этап). Конструктивизм – основной стиль сооружений, планировочные решения основаны на принципах эргономики. Четвертый этап ознаменовал начало нового направления развития детского отдыха– образовательные лагеря. Планировочная организация лагерей данного типа построена на том, чтобы создать наибольшее количество пространств для работы в комфорте независимо от количества детей. Структура территории лагерей пятого этапа наиболее сложная, так как на ней находятся разные возрастные группы, которые в определенных случаях могут взаимодействовать друг с другом, а в других необходимо избегать контактов ради удобства, комфорта и безопасности. Шестой этап – современные лагеря, проектируемые в настоящее время. Такие лагеря характеризуются повышенным уровнем комфорта для отдыхающих, создаются коворкинги для неформальных встреч. Территория зон отдыха детей на данном этапе планируется как автономный мини-город со своей собственной инфраструктурой.
В сфере загородного детского отдыха принята следующая исторически сложившаяся терминология:
Детский лагерь – это организация, которая предоставляет возможность детям отдохнуть в определенный период времени в соответствии с установленным режимом работы.
Детский оздоровительный лагерь – (ранее – пионерский лагерь) внешкольное воспитательно-оздоровительное учреждение сезонного или круглогодичного действия для детей в возрасте 6–15 лет, организующее активный, полезный, оздоровительный отдых.
Санаторно-оздоровительный лагерь является одной из разновидностей ДОЛ. Это пространство, где, отдыхая, дети получают специализированное или общее лечение. В рамках общих мероприятий для загородного детского отдыха предусмотрены также санаторные процедуры (физиотерапию, массаж, водные процедуры и спелеолечение). Кроме того, проводятся процедуры, связанные с лечением морской солью и морской водой.
Семейный лагерь – лагерь, размещение в котором рассчитано для детей и их родителей. Такой тип не имеет возрастных ограничений, группы делятся на 4 категории: 3–5 лет, 6–11 лет, 12–16 лет, 17+. Для каждой из категорий выделена своя планировочная зона, тем не менее, есть их пересечения. Так, в лагерях семейного типа выделяют ежедневное отдельное время для провождения его с семьей, принцип взаимодействия зависит от специализации лагеря.
Загородный детский центр отдыха (далее – ЗДЦО) – термин, отражающий группу или кластер детских лагерей, имеющих общую структурную организацию работы лагеря и территорию для взаимодействия пребывающих в каждом из лагерей.
Теоретические предпосылки организации загородных детских лагерей отдыха
Обобщение теоретической базы педагогической и проектной деятельности в области загородного детского отдыха позволило вывить следующие принципы:
– круглогодичное использование территории;
– многослойность коммуникаций;
– эстетическое воспитание ребенка за счет восприятия архитектуры сооружений;
– комфортная и безопасная среда.
Данные условия организации территории сформированы на основе опыта, современных тенденций и запросов потребителя, они учитывают безопасность пребывания и существующие требования СанПиНа [5]. В СССР за решение задачи организации загородного детскогоотдыха взялись З.П. Соловьёв c единомышленниками. В дополнение к лечебным учреждениям была цель создания для детей лагерей нового типа – летние детские сады, санатории, оздоровительные площадки и др. Такое решение было принято для того, чтобы проектируемые зоны отдыха были актуальны, эффективны и перспективны на несколько поколений вперед, это стало некоторой экспериментальной базой, на основе которой была сформирована нормативно-техническая база проектирования детских лагерей. Многие лагеря, созданные в тот период, до сих пор являются действующими и продолжают ежегодно принимать детей на свой территории. «Артек» и «Орленок» – флагманы того времени, лни и сегодняшний день продолжают занимать лидерские позиции по приоритету отдыха и качеству архитектурно-градостроительной среды. Произошло это по ряду причин, но основными из них можно назвать кластеризацию группы близ расположенных лагерей в единое целое с выделением общей территории и всесезонность использования территории за счет упомянутого объединения территорий и выгодного местоположения [8]. Круглогодичный тип лагеря отличается высококвалифицированным персоналом ввиду постоянной работы, большими финансовыми возможностями, а также более высоким качеством отдыха.
В основе приема многослойности коммуникаций лежит социальное взаимодействие ребенка в лагере со своими сверстниками, вожатыми, а также детьми других возрастов и коллективов (рис. 2). Данный прием поддерживается не только написанием воспитательных программ для лагеря, но и грамотным зонированием и пространственной организацией территории лагеря. Так, детские площадки должны организовываться для разных групп возрастов, имея один прототип, ориентированный на общий интерес и безопасность. Необходимы зоны общих встреч для открытого взаимодействия детей друг с другом.
Рис. 2. Многослойность в структуре организации детского лагеря
Формирование эстетической культуры личности особенно актуально в раннем детстве, когда чувство прекрасного в природе и окружающих предметах вызывает особые эмоционально-психические состояния, пробуждает интерес к жизни, стимулирует любознательность и способствует развитию мышления, памяти и воли. Цель системы эстетического воспитания заключается в том, чтобы научить детей видеть красоту в окружающем мире и обогащать их эстетический опыт [4].
Комфортная среда предполагает хорошие условия для отдыха в соответствии с эргономикой, эмоциональным восприятием окружающего пространства и доступностью среды для маломобильных групп населения (МГН) (рис. 3).
Круглогодичная работа лагеря строится на сценариях использования пространства в то или иное время года и отражается на планировочной и функциональной структуре ОКС. Безопасная организация пространства детского лагеря дает ощущение защищенности во время пребывания на территории.
Рис. 3. Комфортная и безопасная среда для детского отдыха
Тема детского отдыха не может рассматриваться без социально-педагогической составляющей. В России данный аспект в ХХ в. был представлен двумя базовыми методами организации отдыха детей. К первому принято относить создание площадок для физического и творческого развития. П.Ф. Лесгафт и Ф. Фребель акцентировали внимание на детях дошкольного и младшего школьного возраста. В отличие от них С.Т.Шацкий с коллегами работали с подростками школьного возраста и развивали тему включения детей с инклюзией в среду общего оздоровительного лагеря [7]. Каждый метод внес весомый вклад в социальное развитие детей и подростков [3].
Так начинали формироваться стандарты и технические требования к проектированию загородных детских лагерей (рис. 4). Среди созданных за этот период лагерей есть не только действующие лагеря, но и те, которые сохранили прежние высокие позиции – «Артек» и «Орленок». Произошло это по ряду причин, но основными из них можно назвать кластеризацию группы близ расположенных лагерей в единое целое с выделением общей территории и всесезонность использования территории за счет объединения территорий и выгодного местоположения. Круглогодичный тип лагеря имеет высококвалифицированный персонал в связи с постоянной работой, большими финансовыми возможностями, а также более высоким качеством отдыха.
Рис. 4. Требования при проектировании и эксплуатации территории и ОКС детского лагеря загородного типа
К требованиям проектирования территории ОКС относится следующие параметры: площадь 150 м2 на человека; количество человек в группах в зависимости от возраста 7–10 лет, 11–15 лет, 16–18 лет: 25, 30 и 25 человек соответственно; при наличии водоема вблизи пляж должен быть огорожен со стороны суши, а максимальная глубина водного пространства составляет 1,3 м. Помимо данных параметров на территории детского лагеря необходимо осуществлять круглосуточное видеонаблюдение, в период купального сезона проводить анализ воды не реже двух раз в месяц, а также обрабатывать территорию от вредных насекомых и своевременно подрезать деревья и кустарники. Территория по периметру должна быть ограждена забором и хорошо освещаться в темное время суток. Минимальная площадь зеленых насаждений – 50%.
Современный опыт по формированию детских лагерей загородного типа
На сегодняшний день проектирование загородных мест детского отдыха сталкивается с новыми вызовами, связанными с оптимальным использованием и модернизацией специальных территорий для организации детского отдыха.
В отечественной практике основными примерами лагерей являются «Артек» и «Орленок». В современном «Артеке» 9 действующих лагерей на 218 Га исторической территории. За смену детский центр (далее ДЦ) принимает до 3.6 тыс. детей, в течение года около 30 тыс. Планировочная организация ДЦ представлена содружеством лагерей, связанных дорожными проездами и общей территорией, на которой располагаются береговая линия с пляжем, спортивные площадки, 2 школы на 1800 учащихся и обеденные помещения (рис. 5) [2, 6].
Зарубежный опыт представлен лагерями Европы и Азии. Отличительная черта европейских лагерей – размещение основных функций в одном здании, дополнительные сооружения на территории носят второстепенный характер, доступ к которым имеют не только отдыхающие лагеря. Азиатские лагеря имеют иную структуру – каждая функция лагеря занимает отдельный мини-квартал с плотной застройкой (рис. 6).
Рис. 5. Отечественный опыт проектирования детских лагерей на примере лагеря «Орлёнок»
(Туапсе, Краснодарский край) и «Артек» (пгт. Гурзуф, Ялта)
Рис. 6. Зарубежный опыт проектирования детских лагерей на примере лагеря института Игало
(г. Игало, Черногория) и лагеря «Isi Kyoto» (г. Киото, Япония)
Классификация
Среди всех существующих лагерей выделяют 5 основных типов: база отдыха, молодежный центр, форум-парк, детский центр и детский лагерь, которые, в свою очередь, включают различные специализации лагерей (рис.7). К ключевой перспективе развития относится укрупнение за счет объединения.
Детские лагеря можно классифицировать:
– по типу организации отдыха и оздоровления детей (стационарная организация отдыха, детский санаторий, лагерь палаточного типа, лагерь труда и отдыха, городской лагерь с дневным пребыванием);
– по периоду функционирования (круглогодичные, сезонные);
– по содержанию программы (творческие, языковые, спортивные, туристско-экскурсионные, экологические, творческие, патриотические, технические и др.).
Рис. 7. Основные типы детских лагерей и их классификация
Заключение
В рамках данного исследования:
1) выявлены современные тенденции в сфере градостроительного проектирования и планировочной организации загородных детских мест отдыха,
2) проанализированы нормативные, регламентирующие документы,
3) проведено исследование зарубежного и отечественного опыта создания детских лагерей.
Загородный детский лагерь сегодня нацелен на развитие, отдых и оздоровление детей в возрасте от 7 до 15 лет. Согласно тенденциям, нужно иметь в виду семейный и образовательный тип отдыха. Структурно-градостроительная и архитектурная практика ориентируется на долгосрочную перспективу развития загородного детского отдыха, учитывая все социально-экономические, экологические и образовательные направления. Территория проектирования детских центров отдыха, отображенная на генеральных планах, концентрируется на формировании безопасной и эффективно используемой площадки, оптимизируя природные компоненты, окружающие участок и включенные в него, учитывая профиль и возраст детских групп. Предпочтительная вместимость лагеря составляет 400–800 человек, а формирование групп лагерей с единым общественным центром является наиболее рациональным решением – образование загородных детских центров отдыха как главная тенденция развития территорий детского отдыха.
По всему миру сейчас активно набирают популярность лагеря специального назначения. Они могут быть инклюзивной, языковой направленности, а также связанной с интересами и хобби ребенка. Новый уровень образовательных лагерей – это профильные как по общему спектру изучаемых предметов, так и в узконаправленных сферах образования. Это создало потребность в удобной и соответствующей каждому профилю среде. В летних лагерях спортивные объекты – это открытые площадки с минимальным оборудованием, а в круглогодичных лагерях и комплексах они представлены крытыми капитальными сооружениями со всем необходимым оборудованием, которые также могут использоваться для других целей. На сегодняшний день проектирование территорий и архитектурных сооружений для детского отдыха реализуется с применением всех ресурсов для обеспечения эффективного развития личности ребенка. Наработки в сфере психофизиологических особенностей развития ребенка, также учитываются при проектировании. Теоретическая и нормативно-правовая база организации территории загородных детских лагерей в современных тенденциях крайне мала и устарела. При создании такого объекта архитектор и градостроитель вынужден использовать общие нормы, которые не всегда подходят современным реалиям.
* Здесь и далее по статье автор-составитель К.А. Белоногова
References
1. Anzhgikhin, S.G., Marchenko, M.N. (2014) Types of decision-making in the process of project activity. 21st century: fundamental science and technology Proceedings of the V international scientific and practical conference, pp. 66-86. (in Russian)
2. Belonogova, K.A. (2022) Architectural and urban planning organization of children's country recreation camps in the USSR. Humanities in the 21st century: scientific online journal, [online] issue 20, pp. 15-26. (in Russian)
3. Kovachev, A.D. (1982) "Artek" in the Moscow region (on improving the functional and planning structure of pioneer camps). Construction and Architecture of Moscow. Candidate of Architecture dissertation. Moscow Architectural Institute, pp. 20-22. (in Russian)
4. Malafiy, L., Zimnukhova, A., Vaseneva, L. (2010) Organization of activities at a day-care health camp for children and adolescents based on an institution of social services for families and children. Homeless Child, No. 3. (in Russian)
5. Marchenko, E.M. (2008) Perception of a single emotional tone in different types of art. Candidate of Psychological Sciences dissertation. Moscow: Psychological Institute of the Russian Academy of Education. (in Russian)
6. Machulina, E.N., Chernykh, O.V. (2001) Collective planning and analysis of the work of a children's association. Methodological recommendations. Nizhnevartovsk. (in Russian)
7. Polyansky, A.T. (1965) Principles of mass construction in Novy Artek. In: Architecture of the USSR, Soviet Architecture. Volume 18. Moscow: Iskusstvo, pp. 100-140. (in Russian)
8. Poslovin, I.I., Bokhan, E.A. (2014) Children's holiday camp - new vectors of development. 10th-Anniversary All-Russian scientific and technical conference of students, postgraduates and young scientists with international participation, dedicated to the 80th anniversary of the Krasnoyarsk Territory. [online] Krasnoyarsk: Siberian Federal University. Available at: https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/16946 (in Russian)
Citation link
Belonogova K.A. Features of design and development of children's countryside recreation camps //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2024. – №4(88). – URL: http://archvuz.ru/en/2024_4/10/ – doi: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_4(88)_10
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная