Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (89) March, 2024
History of architecture
Bu Yujing
Doctoral student,
D.Hvorostovsky Siberian State Institute of Arts;
Instructor,
Pedagogical college.
China, Qiqihar, e-mail: buyujing1985@mail.ru
Stalinist classicism and national traditions in the university architecture of Northeastern China (1949–1970)
УДК: 72.03
Шифр научной специальности: 2.1.12
DOI: 10.47055/19904126_2025_1(89)_12
Abstract
Keywords: Stalinist classicism, universities in Northeast China, synthesis of architectural aesthetics, decorative language, cultural integration
Введение
На пороге нового тысячелетия китайские мегаполисы превратились в гигантские пространства для архитектурного творчества, где воплощаются самые амбициозные идеи. Градостроители и архитекторы сосредоточивают свое внимание на возведении масштабных сооружений, отличающихся не только оригинальной архитектурой, но и уникальным художественным решением. В период 1949–1970-х гг. была налажена тесная взаимосвязь в социальных, экономических и культурных процессах, происходящих в СССР и КНР. Китай становится на путь социалистического развития, поднимает экономику и целенаправленно строит новый тип городов. Масштабы новой архитектуры должны были поразить воображение размахом и эмоциональной выразительностью. Основным проводником классицизма становится советская архитектурная школа. Поскольку сооружения должны были внушать гражданам уважение к государственному строю, придать уверенности в неизбежности победы коммунизма, то архитекторы использовали идеологический потенциал ордерной классики. Такой подход был свойственен и архитектуре СССР времен развитого соцреализма. Исследование проводилось на базе архитектурных сооружений студенческих кампусов, потому что именно молодежь была и остается надеждой на будущее процветание страны. студенческий университетский городок может рассматриваться как компонент исторической памяти. Он выступает зримым архитектурным символом определенного исторического периода и способствует национальной идентичности людей, закрепляя их историческую память. Также студенческие кампусы могут служить площадкой для культурных мероприятий различного уровня, от местного до международного. Кроме того, студенческие кампусы выступают значимым агентом социализации для молодых людей, которые получают возможность проживать студенческие годы в их стенах.
Методика и методология исследования
Основополагающий подход к изучению в области градостроения строится на ключевых принципах системного метода, среди которых – установление целей (целеполагание), проектировочные аспекты конструирования и стратегии реализации городских проектов. Для определения основных фаз эволюции в сфере градостроения применяется комплексный аналитический подход через историко-логическое исследование.
Исследование включало такой метод общенаучного исследования, как анализ, с помощью которого были проанализированы объект исследования, предмет исследования, гипотезы, ранее изданные труды по теме, а также источники информации, отчеты, статистика, чертежи и схемы. При помощи метода сравнения были сопоставлены характерные черты зданий различных исторических периодов, стран, композиционные приемы, технологии строительного производства, отделочные материалы и мн. др. Также использовался макетно-графический метод, графический метод, ретроспективный анализ и картография.
Актуальность обращения к университетской архитектуре сталинского классицизма Северо-Восточного Китая (1949–1970)
В современном Китае среди градостроителей и архитекторов активизировался интерес к постройкам 1950–1960-х гг. Причина этого кроется, на наш взгляд, в том, что так называемый «сталинский ампир» притягателен своей неповторимостью. Сегодня в строящихся зданиях как в Китае, так и в России, наблюдаются, к сожалению, весьма приблизительные попытки его копирования. Помимо этого, активизировался процесс реконструкции или, если это необходимо, реставрации зданий, построенных в середине XX в. Необходимо признать, что данная реставрация или реконструкция не всегда идет на пользу зданиям, которые отчасти или полностью теряют свой первоначальный облик. Поэтому актуально изучать лучшие образцы, понимать их значение, так как в современных реалиях совершенно очевидно, что «интеграция обогащает методы художественного выражения и эстетические стили, способствуя культурному обмену и социальному прогрессу» [1, с. 81].
Многие современные российские исследователи, обращаясь к советскому наследию, изучают, прежде всего, «культурологические аспекты данных процессов сотрудничества Китая и России» [2, с. 219]. Однако и искусствоведческий подход весьма важен. О монументальном советском классицизме в российской литературе писали многие авторы [3]. Также и китайские исследователи проявляют к данной тематике весьма активный интерес. Многие из них отмечают, что формирование крупных градостроительных ансамблей в социалистических городах Китая привело к тому, что «архитектура сталинского ампира с использованием элементов классицизма в социалистическом Китае стала национальным стилем» [4, с. 118]. Причина этого явления также кроется и в том, что с начала 1950-х до начала 1960-х гг. период китайско-советской дружбы был золотым временем тесного сотрудничества между Китаем и Советским Союзом в политической, экономической и культурной сферах. В этот период Китай и Советский Союз широко сотрудничали в области архитектуры, совместно создавая монументальные здания.
Научный контекст исследования
Возникновение научного интереса к изучению университетской архитектуры сталинского классицизма Северо-Восточного Китая (1949–1970) связано с развитием промышленности и строительства в Китае в середине XX в. Рост городов, увеличение численности населения и высотности зданий, совершенствование транспортной инфраструктуры, торговли и промышленного производства способствовали необходимости строительства новых учебных и научных центров. Данная проблема заинтересовала таких исследователей, как Н.Е. Козыренко, автора статей «Современные стили и образы в архитектуре Харбина» и «Архитектура сталинского ампира в Китае». Также к данной теме обращался А.В. Михалев в работе «Русские места памяти в современном Харбине: имперские смыслы и советские символы». Также теме влияния советской архитектуры на китайскую посвящали свои труды и Шань Личжуан, Дэн Линхан, Го Хуахуа, Фан Чжичэн, Лю Ян, Ли Вэйвэй и Сунь Цян [5].
Степень изученности темы
На протяжении длительного времени существовало мнение о наличии обширного спектра исследований, охватывающих как общее представление о данной области, так и отдельные аспекты. Однако многие из этих работ из-за закрытости страны стали доступны относительно недавно. К числу ключевых трудов, внесших значимый вклад в изучение темы, относятся монография Люй Пэна «История китайского искусства XX века» (2007) и исследование Чен Джея [6, с. 94]. Эти труды справедливо будет назвать одними из первых теоретических работ, в которых комплексно рассматриваются основные вопросы китайской архитектуры прошлого века. Отметим, что в этих научных разработках внимание сфокусировано на университетской архитектуре XX столетия. Люй Пэн и Чен Джей пристально изучают стремление китайского изобразительного искусства к интеграции с западноевропейской культурой, а также склонность деятелей китайского искусства подключиться к процессам глобализации.
Актуальность темы
В настоящее время дискуссии об историческом наследии и развитии городов крайне актуальны. Пример университетских кампусов, особенно в контексте современного образовательного пространства, действительно очень показателен. Одна из дискуссионных тем может быть сформулирована как «конфликт между сохранением и развитием». Бесспорно, это вечная проблема. С одной стороны, нужно бережно относиться к историческому наследию, к духу места, к тому, что делает город уникальным. С другой стороны, жизнь не стоит на месте, и города должны развиваться, отвечать новым потребностям, предлагать новые возможности. Поиск баланса между этими двумя тенденциями – сложная задача, требующая деликатного и вдумчивого подхода. Также отметим, что кампусы не просто собрание зданий, а целые комплексы, работающие на создание благоприятной среды для обучения, исследований и общения. Грамотно спроектированные кампусы не только отражают связь с прошлым, но и демонстрируют устремленность в будущее. Хорошо структурированное образовательное пространство повышает мотивацию к учебе, стимулирует творческое мышление, способствует развитию коммуникативных навыков.
Китай с его богатой историей и стремительным развитием представляет собой особый интерес в этом контексте. Современная китайская архитектура часто пытается найти баланс между традиционными формами и современными технологиями. Все это находит свое выражение в создании современных университетских кампусов, отражающих культурную идентичность страны и в то же время соответствующих мировым стандартам образования. Это важная задача для китайских архитекторов. Кроме того, тема архитектуры образовательного пространства, и особенно университетских кампусов, очень интересна и перспективна. Она требует комплексного подхода, учитывающего как историческое наследие, так и современные тенденции, как потребности студентов и преподавателей, так и культурную идентичность страны.
Учитывая, что образование является определяющим вектором общественного, экономического и политического развития страны, правительство Китая выработало основные принципы формирования системы всех уровней образования населения. Суть этих образовательных реформ укладывается в формулу: «В развитии образования – лицом к модернизации, к внешнему миру, к будущему». Данный лозунг был взят на вооружение в современном Китае. Известно, что китайская система высшего образования была скопирована с советской образовательной доктрины, тем не менее, она уже почти четверть века развивается по собственному пути. Поэтому можно утверждать, что опыт КНР после его переосмысления будет полезен при проектировании университетской инфраструктуры как в Китае, так и в России. Конечно, это должно быть сделано с учетом особенностей каждой страны.
В русском сегменте интернета крайне мало материалов, посвященных архитектуре китайских университетов. Кроме того, практически нет достоверной информации истории архитектуры современного Китая. Это обстоятельство влечет необходимость творческой реставрации (гипотетического восстановления) ряда аспектов, опираясь на смежные, более изученные области: китайское художественное наследие, уникальные сады, концепции планирования городов и философию образования. В 1949–1970-е гг. архитектурное проектирование учебных зданий университетов в городах Северного Китая находилось под влиянием политической идеологии и культурных взаимосвязей с Советским Союзом. Архитектурное искусство объединило традиционные и современные, национальные и международные элементы, сформировав художественный образ с яркими чертами эпохи [4, с. 121]. В этот период здания не только унаследовали ось симметрии и принципы классицистической композиции сталинского ампира, но и через такие декоративные элементы, как барельефы и карнизы, пытались интегрировать традиционные китайские символы в формальный язык архитектуры. Актуальность рассмотрения университетской архитектуры Северо-Востока Китая, близкой сталинским тенденциям в классицизме, заключается не только в ее высокой художественной и культурной ценности, но и в ярко выраженной региональной специфике большинства сооружений.
Символика в архитектуре Китая
На основе декоративных узоров, символизирующих «идеологию социалистического содержания, таких как пятиконечная звезда и красный флаг» [7, с. 97], а также использование национальных цветочных орнаментов, например узоров с мотивами жимолости и вьющихся растений, фасады зданий «выражают и культурную идентичность, и политическую символику» [8, с. 53]. Дизайн карнизов включает традиционные китайские элементы – балки и колонны, дополненные упрощенными линиями, что не только создает ритм пространства, но и усиливает художественную выразительность зданий (рис.1). Анализ символической трансформации этих декоративных элементов и их композиционных закономерностей показывает, что учебные здания не только выполняли функцию распространения государственной идеологии, но и являлись примером кросс-культурного архитектурного выражения. Эти здания демонстрируют творческую адаптацию и возрождение традиционной культуры через архитектурную эстетику. Растительные орнаменты символизируют энергичный дух жизни. Эмблема партии представляет собой орудия труда рабочего и крестьянина и является символом социализма. Пятиконечная звезда – знак «победы», символ единства правительства и народа.
![]() | ![]() |
а) деталь оформления фасада главного | б) фрагмент оформления фасада корпуса |
![]() | ![]() |
в) деталь оформления фасада корпуса | г) фрагмент оформления фасада корпуса |
![]() | ![]() |
д) фрагмент оформления фасада корпуса Харбинского политехнического университета. Скульптура в форме пятиконечной звезды | е) фрагмент оформления фасада корпуса Харбинского политехнического университета. Индустриальный барельеф |
Рис. 1. Рельефы и скульптуры на внешней фасадной стороне зданий университетов.
Примеры из общедоступных источников (Baidu Search. 百度一下,你就知道 https://www.baidu.com/?lang=ru ).
Декоративные элементы университетских зданий в стиле сталинского классицизма преимущественно представлены рельефами с глубоким символическим значением [10]. Их дизайн находился под сильным влиянием политического контекста того времени, отражая стремление к победе и мирной жизни. Эти элементы включают характерные для социализма символы и, в зависимости от их формы и источника вдохновения, могут быть условно разделены на растительные орнаменты, пятиконечные звезды, изображения голубей и другие зооморфные элементы, а также партийные эмблемы.
В 1949–1970-е гг. в дизайне главных зданий отдельных университетских кампусов Китая возникла еще одна характерная черта «сочетание национальных форм с элементами сталинского классицизма» [9, с. 53], что проявлялось, прежде всего, в соединении конструктивных решений с традиционными китайскими крышами. В отличие от архитектуры 1920–1930-х гг., ориентированной на декоративные аспекты национального классического стиля, данный тип зданий сочетал элементы сталинского классицизма с традиционными китайскими архитектурными формами, создавая своеобразный синтез через концепцию «традиционная китайская крыша + западный классический фасад». Крыши, как правило, выполнены в виде сложных композиционных конструкций с элементами сэшань1, что придает зданию величественный и торжественный вид, в то время как стены сооружены из сине-серого кирпича, красного кирпича или материалов с текстурой цементной штукатурки, объединенных с железобетонными конструкциями (рис. 2).
![]() | ![]() | ![]() |
а) Чанчуньский институт прикладной химической | б) Внутренний храм Конфуция на кампусе Харбинского | в) Библиотека Харбинского медицинского университета |
Рис. 2. Фасады учебных корпусов с комбинированной планировкой. Примеры из общедоступных источников
Здания в стиле сталинского классицизма с элементами национальной традиционной архитектуры в Китае считаются примерами «национальной формы архитектуры» [10, с. 31]. Многие традиционные элементы деревянных конструкций, такие как доугун (крестообразные консоли), ограждения, ступенчатые основания (сюьмицзо) и другие детали, были адаптированы для использования в бетонных конструкциях и применялись в декоративной отделке фасадов главных зданий. Эти сооружения в своей композиции фасадов следовали традиционным принципам архитектурного построения.
В качестве примера можно рассмотреть Девятый учебный корпус Тяньцзиньского университета2, построенный в 1954 г. по проекту архитектора Сюй Чжуна. В архитектуре здания использован комбинированный тип кровли с изломанными скатами, что соответствует принципам традиционной композиции «три горизонтали и пять вертикалей». Органичное сочетание цоколя, стен и крыши придает фасаду гармоничный вид. Все его элементы выглядят красиво, потому что их пропорции строго выверены. Центральная башня – композиционный центр сооружения – органично сочетает элементы сталинского классицизма с характерными особенностями национального китайского наследия: балконы в стиле времен Цинской династии и декоративные стены под окнами, что подчеркивает высотность и создает акцент при зрительном восприятии (рис. 3).
Детали Тяньцзиньского университета тщательно проработаны с акцентом на китайскую декоративную традицию. Для облицовки стен использован характерный для Тяньцзиня глазурованный кирпич, а нижняя часть оформлена рубленым камнем и кирпичом ручной формовки, что придает сооружению ярко выраженный региональный колорит. Оконные блоки выполнены в двухстворчатом формате, а пространство под окнами украшено богатыми орнаментами. На стыке крыши и стен декоративный переход выполнен с использованием цементной кладки, что подчеркивает уникальное очарование традиционного стиля. Общая композиция здания через использование материалов и декоративных элементов достигает строгой художественной эстетики, сочетающей разнообразие и упорядоченность.
![]() | ![]() |
а) учебный корпус | б) схема декора учебного корпуса |
Рис. 3. Анализ трех секций учебного корпуса Тяньцзиньского университета
Архитектура девятого учебного корпуса Тяньцзиньского университета гармонично сочетает элементы сталинского классицизма с мотивами традиционной китайской эстетики. В центре сооружения возвышается величественная башня – уникальное творение, где сталинский классицизм сплетается с китайской архитектурной традицией. Элементами национального колорита служат балконы в традиционной стилистике династии Цин: плавные линии и изысканная форма напоминают эпоху величия Поднебесной, а под окнами тянутся декоративные стены – живописное дополнение к архитектурной партитуре, вдохновленное древними китайскими мастерами. В этом синтезе двух культурных кодов рождается гармоничное сочетание помпезности и культурной самобытности. Башня становится визуальным центром здания, а балконы в духе Цинской династии становятся не просто архитектурной деталью: их изящные формы словно вызывают в памяти убранство императорских дворцов, а украшенные стены под окнами – это живая история Поднебесной, воплощенная в каждой линии и узоре. В этом диалоге двух культурных эпох рождается неповторимый образ величия и национальной идентичности. Эта башенная структура подчеркивает высоту и акцентирует визуальный фокус, что отражает влияние сталинской архитектуры. Благодаря тщательной обработке материалов крыши и стен, а также декоративным орнаментам здание демонстрирует сочетание строгости и эстетической выразительности, объединяя разнообразие форм с гармоничной художественной композицией (рис. 4).
а) конструкция крыши Девятого учебного корпуса Тяньцзиньского университета
![]() | ![]() |
б) узел карниза Девятого учебного корпуса | в) узел навеса входа Девятого учебного |
Рис. 4. Декоративные элементы строительных узлов Девятого учебного корпуса Тяньцзиньского университета
Архитектура с национальными особенностями 1950-х гг., представленная ансамблями Нанкайского4 и Тяньцзиньского университетов, использует планировки в форме «H», «U» и «T», а также вальмовые крыши, демонстрируя уважение к традиционным архитектурным принципам. Вальмовые крыши не только обеспечивают улучшение освещения и вентиляции, но и за счет декоративных элементов, таких как украшенные фронтоны, усиливают эстетическую выразительность фасадов. Университетские здания преимущественно выполнены из кирпично-бетонных конструкций, а традиционные элементы, такие как доугуны и базы «сюьми», хотя и утратили функциональность, были заново использованы в декоративных целях в рамках концепции «социалистическое содержание, национальная форма». Ансамбли Центрального университета национальностей и Харбинского инженерного университета5 (рис. 5) используют упрощенные формы в основании зданий, что сохраняет традиционные черты и усиливает художественную выразительность, подчеркивая гармонию традиционной и современной эстетики.
а) архитектурный комплекс Харбинского инженерного университета
![]() | ![]() |
б) крыша главного здания | в) китайский карниз «отрывистый карниз |
Рис. 5. Учебный корпус Харбинского инженерного университета. 1959
Интеграция и инновации
Идея «социалистического содержания и национальной формы» способствовала развитию классической архитектуры с национальной спецификой. Китайские традиционные большие крыши были объединены с композиционными принципами сталинского классицизма, что привело к созданию торжественных и величественных композиционных схем с преобладанием вальмовых крыш. На этой основе были разработаны «различные элементы дизайна для оживления связи между крышей и стенами» [11, с. 24]. Например, в качестве декоративных элементов использовались голуби мира на зданиях Тяньцзиньского университета, тигровые фигурные украшения на коньках крыш Харбинского военного инженерного института, а также традиционные китайские элементы (фигуры бессмертных и фантастических зверей, характерные для архитектуры военных академий).
В традиционной китайской архитектуре элементы крыш сочетали функциональность и символизм: фигурки на коньках защищали от протечек и стабилизировали конструкцию крыши, фигурные окончания коньков в форме «чи-вэнь» символизировали защиту от пожаров и устанавливались на концах основного конька. На свисающих краях крыши размещались скульптуры всадников и фантастических животных, что подчеркивало статус сооружения [12, с. 48]. После основания Китайской Народной Республики некоторые здания в национальном стиле использовали традиционные китайские архитектурные формы как основу, создавая новые элементы декора с социалистической спецификой, как, например, в оформлении главного здания Харбинского военного инженерного университета (рис. 6).
![]() | ![]() |
а) фрагмент фасада главного здания | б) уникальные китайские декоративные элементы |
Рис. 6. Уникальные китайские декоративные элементы в главном здании Харбинского военного инженерного университета
Дизайн крыши главного здания Харбинского военного инженерного университета сочетает особенности военной инженерной дисциплины с инновационным использованием традиционных архитектурных элементов. Традиционные фигуры «чи-вэнь», символизировавшие защиту от бедствий, были заменены на изображения тигров, чьи приподнятые хвосты сохранили динамическую эстетическую привлекательность оригинальных элементов, одновременно символизируя силу и величие (рис. 7). Скульптуры «бессмертного на фениксе» были заменены на изображения солдат Народно-освободительной армии на лошадях, отражая дух социалистической революции (рис. 8). Эти изменения сохранили эстетические черты традиционных украшений, но благодаря преобразованию символического языка придали зданию более четкое политическое значение и культурное содержание, демонстрируя «баланс между инновацией и преемственностью в архитектурном искусстве эпохи социализма» [13, с. 29].
![]() | ![]() |
а) фрагмент декора крыши в виде тигров | б) декорирование крыши в виде тигров |
Рис. 7. Декорация крыши в виде тигров
Такие изменения не только сохранили эстетическую ценность традиционных украшений, но и посредством трансформации символов придали зданию «политическое значение, выражающее идеологию и культуру социалистической эпохи» [14, с. 16], демонстрируя инновации и преемственность в архитектурном искусстве того времени.
![]() | ![]() |
а) декоративное изображение на карнизе | б) декоративное изображение на карнизе |
![]() | ![]() | ![]() |
в) декоративное изображение | г) декоративное изображение | д) декоративное изображение |
Рис. 8. Декоративные скульптуры на крыше, отражающие особенности факультетов
Выводы
Анализ сталинских зданий, построенных в северных городах Китая в период с 1949 по 1970 гг., позволяет выявить интересные примеры университетской архитектуры, выполненной в модели «китайская крыша + западная стена». Эти примеры демонстрируют инновационные решения, сочетающие традиционную эстетику с современными функциональными требованиями. Исследуя фасадную композицию, язык декоративных элементов и пространственную организацию, акцентируя внимание на том, как социалистические символы (например, пятиконечная звезда и партийные эмблемы) интегрируются с растительными орнаментами и другими национальными декоративными элементами, легко понять, как традиционные китайские декоративные формы приобретают новую культурную и политическую значимость в контексте социалистической идеологии.
Очевидно, что симметричное объемно-планировочное построение, свойственное классицизму в целом и сталинскому ампиру, соединяется в университетских зданиях исследуемого периода с конструктивными элементами парадных китайских фасадов. При этом активно используются детали национальной китайской архитектуры. Архитекторам при этом удается достичь выразительных и неповторимых очертаний зданий университетских строений, впечатляющих своей изысканной монументальностью. В декоре фасадов, отличающемся узорчатостью и сложностью, также прослеживается национальная традиция.
Исследование подтверждает, что сочетание традиционной архитектурной эстетики с современными функциональными потребностями имеет широкий потенциал. Подобный подход не только предоставляет ценные возможности для проектирования образовательных зданий, но и способствует теоретическому осмыслению и практическому сохранению архитектурного культурного наследия.
Примечания
1Сешань (歇山) – двухскатная крыша (с китайского) Этот стиль кровли имеет корни, уходящие во времена династии Восточная Хань. Он стал широко использоваться в китайской архитектуре, особенно в официальных и религиозных зданиях. Крыша сешань отличается своей сложной и выразительной формой. Основная особенность заключается в наличии одного фронтального конька, от которого вниз идут два спускающихся конька. Это создает элегантный и статный силуэт, характерный для многих традиционных китайских зданий. От спускающихся коньков под более пологим углом или с поднятием вверх отходят четыре встречных конька, что придает крыше дополнительную динамичность и объем. Крыши сешань часто украшены яркими деталями и резьбой, что подчеркивает их статус и предназначение. Такой тип кровли также способствует лучшему отведению дождевой воды, что важно для климатических условий Китая. С течением времени крыши сешань стали символом древнего китайского зодчества, олицетворяющим гармонию, порядок и эстетическую красоту.
2Тяньцзиньский университет (天津大学) – одно из старейших и наиболее престижных вузов Китая, история которого начинается в 1895 г. После реорганизации в 1951 г. вуз был переименован в Тяньцзиньский университет и продолжил развиваться, став одним из крупнейших и наиболее влиятельных учебных заведений в стране. Тяньцзиньский университет также известен своим современным кампусом и развитой инфраструктурой, способствуя международному обмену и культурному взаимодействию.
3Стиль династии Цин в искусстве отличается пышным декором и строгим академическим подходом. Для этого периода характерны изображения пейзажей, цветов, птиц и животных, часто с глубоким символическим значением. Эти темы восходят к китайской культуре и художественным традициям, существующим на протяжении многих веков. Художники династии Цин уделяли особое внимание деталям и реалистичному изображению объектов. Это отличает их стиль от более свободных и экспрессивных подходов, характерных для предыдущих периодов. В это время активно развивалась система художественного образования, многие художники придерживались строгих канонов и правил, что способствовало распространению комфортного и узнаваемого стиля. Использование ярких красок и сложных композиций также было характерно для живописи династии Цин. Многие произведения отличались богатством оформления и свободной трактовкой декоративных элементов. В поздний период династии Цин наблюдается влияние европейской живописи, что отразилось на использовании перспективы и новшеств в технике. Искусство династии Цин, сохраняя традиционные корни, также интегрировало новые элементы, создавая уникальный и разнообразный художественный язык.
4Нанькайский университет (南开大学) – одно из ведущих учебных заведений в Китае. Основанный в 1919 г., он сыграл важную роль в образовательной и научной жизни страны. Чжан Болин и Янь Фаньсунь, основатели университета, внесли значительный вклад в развитие высшего образования в стране, стремясь создать учебное заведение, которое бы совмещало европейские и традиционные китайские образовательные принципы. Университет предлагает широкий спектр программ и курсов в различных областях, включая естественные науки, социальные науки, гуманитарные дисциплины и бизнес. Нанькайский университет также активно занимается научными исследованиями и международным сотрудничеством, что повышает его престиж на мировой арене. Кроме того, Нанькайский университет гордится своими выпускниками, оказавшими влияние на политическую, научную и культурную жизнь Китая. В целом Нанькайский университет продолжает оставаться ключевым центром образования и научных исследований в стране.
5Харбинский инженерный университет основан в 1953 г. Истоки учебного заведения уходят к периоду существования Военного инженерного института Народно-освободительной армии Китая (НОАК) – главного центра подготовки специалистов данной отрасли на тот момент. После напряженных событий, связанных с конфликтом на острове Даманский и осложнениями во взаимоотношениях между КНР и СССР, было принято решение о реорганизации: институт разделили на шесть самостоятельных университетов в целях укрепления национальной обороны. В настоящее время Харбинский инженерный университет занимает ведущие позиции среди технических вузов Китая, активно развивая не только инженерию и научное управление, но также внедряя программы по гуманитарным и социальным дисциплинам для всесторонней подготовки специалистов.
References
1. Shan Lizhuang. (2024) Archaeological heritage of China in the works of modern Chinese sculptors. Fine Art of the Urals, Siberia and the Far East, No. 3 (20), pp. 73-83. (in Russian).
2. Mikhalev, A.V. (2021) Russian places of memory in modern Harbin: imperial meanings and Soviet symbols. Oriental Studies, No. 1, pp. 211-234. (in Chinese).
3. Ashevkov, E.A. (1953) On unity of form and content in architecture. Bulletin of Scientific Communication, No. 9, pp. 80–93. (in Russian).
4. Li Ming. (2015). Research of socialist realism in the architectural style of the Soviet Union. Journal of Architecture, No. 2, pp. 117–123. (in Chinese).
5. Sun Qiang (2015). The Application of Socialist Realism in Architecture in China. Architectural Culture, No. 3, pp. 233–246. (in Chinese).
6. Chen Jay (2021). Monumentality in Changes and Research: Modern Monumental Architecture in China after the 1920s. Yishu, No. 4, pp. 91–96. (in Chinese).
7. Wenhu Fu (2017). Design practice under the influence of the theory of architecture in the national style on the example of the assembly hall of Guangxi National University. Journal of Guangxi National University (Philosophy and Social Sciences), No. 39, pp. 95-102. (in Chinese).
8. Dai Nianhang (1964). Introduction to the Design of the Main Academic Building of Harbin Polytechnic University. Journal of Harbin Institute of Civil Engineering, No. 3, pp. 54-55. (in Chinese).
9. Peterovsky, P.A. (1952) Shang Fujia. The New Building of Moscow University in 1952. Public Education, No. 12, pp. 54–55. (in Russian)
10. Fedorov-Davydov, A.A. (1954) Some questions of the theory and practice of architectural art in light of Stalin’s work «Problems of the socialist economy of the USSR» and the decisions of the XIX Congress of the CPSU. Architectural Translations, No. 3, pp. 22–31. (in Russian)
11. Chen Li, Zhang Hanwen. (2020) Soviet architectural style and its influence on the architectural heritage of China in the 20th century. Modern Construction, No. 04, pp. 23–25. (in Chinese).
12. Chen Xiaotian. (2008) Evolution of the shape of Chinese university campuses. Journal of Tongji University, No. 01, pp. 47–51. (in Chinese).
13. Chen Fei, Deng Yunqi, Chen Juan (2017). Identification and Protection of Architectural Heritage of Universities in the Value System of Cultural Monuments. The Case of Wuhan University. Cultural Heritage of China, No. 05, pp. 21-32. ((in Chinese).
14. Yang Xi (2011). Research on the Protection and Renovation of Traditional Campuses and Historic Buildings of Chinese Universities. Journal of South China University of Science and Technology, No. 04, pp. 11-20. (in Chinese)
Citation link
Bu, Yu. Stalinist classicism and national traditions in the university architecture of Northeastern China (1949–1970) //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2025. – №1(89). – URL: http://archvuz.ru/en/2025_1/12/ – DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2025_1(89)_12
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная