Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (89) March, 2024

History of architecture

Tolkacheva Albina A.

Аssistant professor,
Department of Architecture and Design, Polytechnic Institute,
Far Eastern Federal University,

Russia, Vladivostok, e-mail: 10fish@mail.ru

Siberian Naval Crew in Vladivostok

УДК: 72.035
Шифр научной специальности: 2.1.12
DOI: 10.47055/19904126_2025_1(89)_14

Abstract

The article is devoted to the history of the design and construction of the Siberian Naval Crew, a complex of buildings for servicemen of the Siberian Military Flotilla in Vladivostok. The architectural objects were built in the late nineteenth and early twentieth century according to the designs of engineers of the Marine Construction Corps serving in the Management of Ports of the Eastern Ocean. Currently, there are no publications on architectural activities, participants and results of the Construction part of the Eastern Ocean Ports Authority. This study covers archival materials (design and text documents) from the stocks of the Russian Navy (Russian State Archive of the Navy), periodicals, and field research. Previously unknown facts about the professional activities of the Marine Corps engineers, designers and builders are revealed.

Keywords: Naval Ministry, Naval Department, Marine Construction Corps, Management of Ports of Eastern Ocean, Siberian Naval Crew, barracks, officers’ buildings, I.I. Seestrandt

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что публикаций по архитектурной деятельности, а также участникам и результатам работы в Строительной части Управления портов Восточного океана нет. Автор статьи провела комплексное исследование, охватывающее изучение архивных материалов (проектных и текстовых документов) из фондов РГАВМФ (Российского государственного архива Военно-Морского флота), публикаций периодической печати, а также полевые исследования. Научная новизна работы заключается в открытии, анализе и описании неизвестных ранее фактов о профессиональной деятельности инженеров – проектировщиков и строителей военного порта Владивостока. В ходе работы были определены фигуранты и их вклад в создание объектов Морского ведомства. Проведена атрибуция и архитектурно-стилистический анализ исторических зданий, находящихся в настоящее время в разной степени сохранности.

Цель статьи – ввести в научный оборот факты о проектировании, строительстве объектов для военного порта и открыть основных фигурантов архитектурной деятельности Морского ведомства во Владивостоке, тем самым дополнить историю архитектуры города.

Географическое положение Владивостока определило его специфический статус – восточный форпост России (военный порт и крепость). Местоположение военного порта было установлено 18.06.1859 г. «В этот день генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Н. Муравьев-Амурский прошел пролив Босфор Восточный и определил место – порт Владивосток», – записано в судовом журнале корвета «Америка» [1]. В 1867 г. был основан старый порт, где на первое время были сосредоточены все мастерские [2]. Строительство новой военно-морской базы началось позже, приказ № 21 по Морскому министерству «О реорганизации управления флотом и портами Тихого океана о перенесении главного порта с морскими учреждениями из Николаевска-на-Амуре во Владивосток» [3] был опубликован 25.02.1871 г. С открытием навигации 1872 г. была направлена из Николаевска во Владивосток большая часть Сибирского флотского экипажа, медицинская и гидрографическая части, комиссия военного суда [2]. Перебазирование Сибирской военной флотилии было завершено к концу 1872 г., а проектирование и строительство масштабной инфраструктуры порта продолжалось последующие десятилетия. В 1871–1918 гг. были построены значимые для города и Морского ведомства комплексы: Морской госпиталь, Механический завод, Минно-артиллеристский городок на о. Русский и в Госпитальной пади, Сибирский флотский экипаж.

Сибирский флотский экипаж был заложен в 1871 г., располагался на северном побережье Золотого Рога в максимальной удаленности от входа в бухту. «При распланировании места для устройства порта, госпиталя, казарм было принято в соображение поместить наиболее важные сооружения по возможности далее от выстрелов со стороны Амурского залива, омывающего полуостров Муравьева-Амурского» [2]. Участок с уклоном с севера на юг (к побережью) около 12%, с перепадом отметок высот около 35 м, располагался между двумя крупными оврагами – Мальцевским и Гайдамакским. В 1892–1898 гг. территория была террасирована и представляла собой пять крупных выровненных участков, укрепленных откосами. Анализируя генеральные планы порта с 1880 по 1902 г., стоит отметить, что границы территории экипажа изменялись (рис. 1). К началу ХХ в. Сибирский флотский экипаж был окружен с севера ул. Экипажной1 (ныне ул. Светланская), за которой формировались жилые районы – слободки Офицерская, Экипажная, Матросская, Портовая (рис. 2). Слободки располагались на городской земле (не Морского ведомства), застраивались деревянными и каменными жилыми домами служащих флота и их семей. С востока располагалась ул. Гайдамакская (ныне ул. Муравьева-Амурского), Докторская слободка и Морской госпиталь. С запада от экипажа Механический завод – крупное предприятие по ремонту и обслуживанию кораблей. К 1902 г. побережье бухты было увеличено, укреплено и выровнено за счет засыпки камнем и грунтом, вынимаемым при строительстве дока, форма участка стала приближена к квадрату, площадь экипажа составляла около 13,5 га (рис. 3).


а.

б.

Рис. 1. Территория Сибирского флотского экипажа,
а – План окрестностей Владивостока обрекогносцированный в 1889 г. (фрагмент);
б – План г. Владивостока. Расположение казенных зданий морского ведомства, 1892 (фрагмент)

Рис. 2. Территория Сибирского флотского экипажа – расположение слободок
Офицерская, Экипажная, Матросская, Портовая, Докторская.
Генеральный план расположения зданий Морского ведомства» (фрагмент)

Рис. 3. Территория Сибирского флотского экипажа.
Проект расширения Владивостокского порта для обращения его в порт I разряда, 1902 (фрагмент)

Сибирский флотский экипаж строился в два этапа. Первый (с 1871 г.) – на участке были возведены деревянные здания: казарма на 60 человек, четыре казармы на 250 человек, карцер, хлебопекарня, столовые, кухни, конюшня, кузница, мастерские, объекты бытового обслуживания, пристань (рис. 2). Второй – строительство из кирпича и камня началось с 1890 г. Были возведены хлебопекарня и провиантские магазины для хранения муки, столовая. Рядом с военно-морским гарнизоном на Экипажной площади планировалось строительство церкви, крестообразной в плане, с габаритными размерами около 50х60 м, но проект не был реализован (рис. 3). К 1902 г. основу территории формировали восемь трехэтажных казарм, рассчитанных на гарнизон из 3300 служащих (рис. 4).

Рис. 4. Вид на Сибирский флотский экипаж с бухты Золотой Рог, начало ХХ в.
Источник: https://pastvu.com 

Кирпичные здания экипажа, построенные в 1890–1903 гг., в настоящее время находятся в разной степени сохранности. Столовая на 250 человек – одноэтажное кирпичное здание на каменном фундаменте, построена в 1892 г. по проекту подполковника К.Г. Сергеенко, полковника В.В. Иванова (проект согласовал полковник Хевилов)2. В плане строение разделено на три основных части: в центре кухня с печами (площадь 45,5 м2), по краям два зала по 102 м2 каждый (рис. 5). Главный симметричный фасад выделен центральным ризалитом, в котором расположен вход в здание. Особенностью архитектуры является сложный орнамент карниза и высокого аттика, выполненные искусной кладкой кирпича (рис. 6). В настоящее время здание (ул. Экипажная, д. 16) с выявленными признаками ОКН3 частично разрушено и имеет дисгармонирующие пристройки.

Рис. 5. Столовая. Проект (план) 1892 г. Архитекторы К.Г. Сергиенко, В.В. Иванов, Хевилов.
РГАВМФ. Ф. 406. Оп. 2. Д. 750

Рис. 6. Столовая. Проект (фасад),1892. Архитекторы К.Г. Сергиенко, В.В. Иванов, Хевилов.
РГАВМФ. Ф. 406. Оп. 2. Д. 750

Проект паровой хлебопекарни с водопроводом, возведенной в 1892 г., выполнили И.И. Зеештрандт и Хевилов, чертежи пристройки к зданию в 1903 г. составили Б.А. Туркович и А.М. Вебель. В настоящее время здание частично разрушено и «засорено» дисгармонирующими пристройками. Два провиантских магазина для хранения 100 000 пуд. муки были построены рядом с хлебопекарней в 1895–1896 гг. на побережье бухты Золотой Рог. Первый проект, разработанный И.И. Зеештрандтом и В.В. Ивановым, одобрен командиром Владивостокского порта 14.11.1893 г., и утвержден Строительной частью Морского технического комитета 19.08.1894 г.4 Но расположение здания на насыпной территории потребовало пересмотреть конструкцию ленточного фундамента. Чертежи (разрез и фасад) были доработаны инженерами А.М. Вебелем и В.В. Ивановым, утверждены Строительной частью Морского технического комитета 05.12.1896 г.5 Здание построено на свайном фундаменте, установленном на глубину от 5,5 м до 7,5 м (рис. 7). В плане расчленено стенами на четыре одинаковых помещения «для штабелей с кулями муки» площадью по 193,5 м2. В каждый отсек ведут два входа с бетонными пандусами с южной и северной сторон (рис. 8). Главный фасад также расчленен на четыре части лизенами. В каждом простенке между лопатками по центру расположен входной проем с полуциркульным тимпаном и два арочных оконных проема с архивольтом и декоративным замковым камнем (рис. 9). На лопатках и между оконными проемами с широкого карниза «спускаются» декоративные элементы. В настоящее время здания не имеют адреса и находятся в разрушенном состоянии (рис. 10).

Рис. 7. Провиантский магазин. Проект (генеральный план, разрез), 1896. Арх. А.М. Вебель.
РГАВМФ. Ф. 406. Оп. 2. Д. 1088

Рис. 8. Провиантский магазин. Проект (план), 1896. Арх. А.М. Вебель.
РГАВМФ. Ф. 406. Оп. 2. Д. 1088

Рис. 9. Провиантский магазин. Проект (фасад), 1896. Арх. А.М. Вебель.
РГАВМФ. Ф. 406. Оп. 2. Д. 1088

Рис. 10. Бывший провиантский магазин. Арх. А.М. Вебель Современное состояние.
Фото А.А. Толкачевой

Казармы Сибирского флотского экипажа. Строительной частью Морского технического комитета (Морское министерство), 15.11.1899 г. были утверждены чертежи комплекса из шести трехэтажных казарм на 300 человек нижних чинов. Проект включал: план участка, разрез по рельефу с террасированием и расчетом выемок и насыпи грунта, а также показом профилей фундамента и цоколя; чертежи фасадов (рис. 11); разрезы по зданию (по парадной и по «черной» лестнице, с показом системы отопления); планы этажей (рис. 12), планы расстановки технического оборудования и мебели (стеллажей, вешалок). Анализируя чертежи, стоит отметить, что в каждой казарме на первом этаже размещались столовая (190 м2) и две кухни (по 48,5 м2), кладовые, помещения с калориферами для отопления всего здания. На втором и третьем этажах общие жилые блоки по 600 м2, а также комната фельдфебеля, помещения бытового обслуживания, цейхгауз, постирочная. Проект казарм разработал старший инженер-строитель порта И.И. Зеештрандт. Согласовывали чертежи в Управлении портов Восточного океана: планы казарм № 1, 2, 3 – главный инженер-строитель полковник В.В. Иванов, планы казарм № 4, 5, 6 и.д. – главный инженер-строитель полковник А.П. Неверов; чертеж планировки местности, фасад, разрез – главный инженер-строитель полковник Хевилов6.


Рис. 11. Казармы Сибирского флотского экипажа на 300 человек. Проект (план участка, фасад), 1899.
Арх. И.И. Зеештрандт, Хевилов. РГАВМФ. Ф. 406. Оп. 2. Д. 705, 714, 715


Рис. 12. Казарма на 300 человек низших чинов. Проект (планы), 1899.
Арх. И.И. Зеештрандт, В.В. Иванов, А.П. Неверов. РГАВМФ. Ф. 406. Оп. 2. Д. 705, 714, 715

Согласование проекта казарм прошло в Морском техническом комитете после завершения строительства комплекса зданий. По отчету Приморского областного правления в 1892 г. заложена трехэтажная каменная казарма №1 (ныне ул. Экипажная д. 8, ст. 5), к 1894 г. строительство закончено. Казарма №2 (ул. Экипажная д. 8, ст. 4), строилась в 1894–1896 гг., №3 (ул. Экипажная д. 8, ст. 3) и №4 (ул. Экипажная д. 8, ст. 2) – в 1895–1897 гг., №5 (ул. Экипажная д. 8, ст. 1) и 6 (ул. Экипажная д. 18, ст. 1) – в 1897–1898 гг.7 Трехэтажные здания казарм ориентированы главным фасадом на юг в сторону бухты Золотой Рог, главный вход расположен по центру, на торцевых фасадах предусмотрены входы на главную и «черную» лестницу. Дома на бетонном фундаменте построены из кирпича и оштукатурены. Фасады симметричны по строению и архитектурно-декоративному оформлению. Архитектурную тектонику здания подчеркивает оформление первого этажа гладким рустом на основной плоскости стены и фацетированным на боковых ризалитах. Второй и третий уровни ризалитов оформлены гладким и угловым рустом. Окна на трех этажах прямоугольной формы вытянуты по вертикали, расположены на одной оси, но имеют разное декоративное оформление: на третьем этаже с профилированным наличником и наружным подоконником на кронштейнах, на втором этаже проемы дополнены сандриками. Наружные оконные подоконники на трех уровнях объединяет профилированная тяга, идущая по периметру здания. Венчает здание карниз, а над ризалитами расположен прямоугольный аттик.

По документам Морского ведомства в 1900–1903 гг. возводятся еще две трехэтажные казармы на 750 служащих (ул. Экипажная д. 18, ст. 2, 3) (рис. 13). В 2021 г. десять зданий (шесть бывших казарм на 300 чел., две на 750 чел., столовую и суд) включили в перечень выявленных объектов культурного наследия – «Ансамбль зданий Сибирского флотского экипажа»8.

Рис. 13. Казарма на 750 человек. 1900–1903. Главный фасад. Архитектор не выявлен.
Чертеж А.А. Толкачевой

Офицерские флигели. На территории Сибирского флотского экипажа располагались здания для проживания не только нижних чинов, но и офицеров. Проект трехэтажного флигеля на шесть квартир (ул. Светланская, д. 108) был утвержден Строительной частью Морского технического комитета 24.01.1900 г.9 Строительство здания велось в 1894–1897 гг.10 Дом кирпичный на бетонном фундаменте. По плану здания квартиры, одинаковые по площади и планировке, включают: кабинет, гостиную, спальню, детскую, столовую, кухню. В доме два входа. Главный, с северной стороны, ориентированной на ул. Светланскую, ведет на парадную лестницу, где расположены основные входы в квартиры. Второй, с южной, ориентированной на бухту, ведет на «черную» лестницу, с которой идут дополнительные входы в жилье через кухню. Симметричные фасады отличаются расположением ризалитов. Южный имеет один центральный, северный – два боковых, выше карниза крупные архитектурные элементы венчают аттики. Оконные проемы на всех этажах разные. На первом уровне – простые арочные полуциркульные. На втором – такие же по форме, но с профилированным наличником. Третий этаж – с прямоугольными окнами, обрамленными профилированным наличником с крупным наружным подоконником, поддерживаемым кронштейнами (рис. 14). Проект архитектурного объекта разработал И.И. Зеештрандт (согласовал чертежи полковник Хевилов). Бывший офицерский флигель, объект культурного наследия регионального значения, принят под государственную охрану как памятник истории и культуры местного (краевого) значения в 1996 г.11

Рис. 14. Офицерский флигель на 6 квартир. Проект (фасад, планы), 1900.
Архитектор И.И. Зеештрандт, Хевилов. РГАВМФ. Ф. 406. Оп. 2. Д. 699, 702

В отчете Приморского областного правления отмечено, что в 1900 г. начато строительство еще двух офицерских флигелей12. Трехэтажный флигель на 12 квартир для обер-офицеров (ул. Дальзаводская, д. 25) возводили в 1900–1903 гг. Здание кирпичное, оштукатуренное, на каменном фундаменте. Первый этаж оформлен гладким рустом. Главный фасад, ориентированный на бух. Золотой Рог, выделен двумя ризалитами, в которых расположены входные порталы с раскрепованным фронтоном и вытянутый по вертикали оконный проем полуциркульной формы для освещения лестницы. У окна оригинальная расстекловка, в которой читается символика маяка. Венчает ризалит аттик. Оконные проемы (на всех трех этажах) прямоугольной формы вытянуты по вертикали и расположены на одной оси. В межоконных простенках расположены пилястры с декоративными элементами, стилизованными под ионический ордер. Бывший флигель для обер-офицеров – объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов РФ регионального значения13. Архитектор не установлен. Предположительно, к возведению объекта могли быть причастны инженеры-строители экипажа: А.М. Вебель, служащий в порту с июля 1892 г., А.П. Неверов с апреля 1899 г. [6, 7] или И.И. Зеештрандт. Но в марте 1899 г., согласно прошению «состоящий по адмиралтейству подполковник Морской строительной части И.Г. Зеештрандтъ уволен со службы полковником»14, этой датой проектно-строительная деятельность во Владивостокском порту была завершена.

Рис. 15. Флигель для обер-офицеров, 1900–1903. Главный фасад. Архитектор не выявлен.
Чертеж А.А. Толкачевой

Заключение

Здания Сибирского флотского экипажа создавались по чертежам владивостокских проектировщиков. Архитектура производственных, складских объектов и построек с бытовыми функциями выполнена в кирпичном стиле. Жилые здания (казармы и флигели) в неоклассическом. У всех объектов можно отметить общие архитектурные черты: симметричное построение композиции фасадов и планов, разные типы руста, архитектурные и декоративные элементы в классическом стиле. Причем степень художественного оформления фасадов напрямую зависит от служебной иерархии потребителя. Казармы для низших чинов выполнены по типовым проектам со скромными и рациональными приемами в отделке. Проекты офицерских флигелей не повторяются и отличаются более сложным декоративным оформлением экстерьера.

Исследованием выявлено, что над проектированием и возведением комплекса зданий работал коллектив Строительной части Управления портов Восточного океана: младший инженер-строитель Вебель Алексей Морицович; главный инженер-строитель полковник Иванов Василий Васильевич; главный инженер-строитель подполковник Неверов Алексей Павлович; и. д. старшего производителя строительных работ подполковник Сергиенко Кирилл Григорьевич; инженер Туркович Болеслав Антонович; главный инженер-строитель15, полковник Хевилов [5–8]. Наибольшее значение для возведения экипажа оказал старший инженер-строитель полковник Зеештрандт Иван Иванович (Гонсонович) (30.12.1852 – после 1917 г.).

Строительство военно-морского гарнизона имеет градостроительное значение. Вокруг него в конце ХIХ – начале ХХ в. начали создаваться новые районы – слободки (Офицерская, Экипажная, Госпитальная, Портовая, Докторская). Селитебная территория стала разрастаться в северо-восточном направлении города. Под контролем Морского ведомства и Городского самоуправления производилась нарезка участков, формировались новые кварталы, сетка улиц и дорог, велась застройка жилыми домами и общественными зданиями для служащих и гражданского населения.

Здания бывшего Сибирского флотского экипажа, расположенные в историческом центре Владивостока, в настоящее время служат помещениями для жилых, административных и учебных функций. Не все постройки входят в реестр объектов культурного наследия, они находятся в разной степени сохранности, причем некоторые требуют немедленных мер по восстановлению и сохранению. Территория на самом побережье бухты Золотой Рог, кроме перечисленных исторических объектов, наполнена дисгармонирующей застройкой. Требуется комплексный подход для сохранения не только архитектуры Морского ведомства, но и исторической городской среды.

 Примечания 

1Первоначально ул. Экипажная шла параллельно бухте Золотой Рог, в конце ХIХ в. переходила в улицы Афанасьевская и Поротовская. В начале ХХ в. улицы Светланская, Первая Портовая, Афанасьевская, Экипажная, Поротовская объединили в одну линию и переименовали в ул. Светланская. А ул. Экипажной назвали участок, расположенный перпендикулярно бухте Золотой Рог, от ул. Светланская, до пристани Сибирского флотского экипажа.

2РГАВМФ. Ф. 406. Оп. 2. Д. 750.

3Приказ о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия «Ансамбль зданий сибирского флотского экипажа», в перечень выявленных объектов культурного наследия Приморского края // Официальное опубликование правовых актов: сайт. URL:  http://publication.pravo.gov.ru/document/2501202102180003?ysclid=m6yftogypz486836122 

4РГАВМФ. Ф. 406. Оп. 2. Д. 1085.

5РГАВМФ. Ф. 406. Оп. 2. Д. 1088.

6РГАВМФ. Ф. 406. Оп. 2. Д. 705, 714, 715.

7Обзор Приморской области [по годам]. Приложение к Всеподданейшему отчету – Владивосток: Тип. Приморск. обл. правления, [1876]-1916. – Обзоры за 1876–1900, 1905–1914; За ряд лет изд. литогр.

8Приказ о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия «Ансамбль зданий сибирского флотского экипажа», в перечень выявленных объектов культурного наследия Приморского края // Официальное опубликование правовых актов: сайт. URL:  http://publication.pravo.gov.ru/document/2501202102180003?ysclid=m6yftogypz486836122 .

9РГАВМФ. Ф. 406. Оп. 2. Д. 699, 702.

10Обзор Приморской области [по годам]. Приложение к Всеподданейшему отчету – Владивосток: Тип. Приморск. обл. правления [1876] – 1916. – Обзоры за 1876–1900, 1905–1914; За ряд лет изд. литогр.

11Акт государственной историко-культурной экспертизы. Проект зон охраны объекта культурного наследия «Жилой дом» г. Владивосток, ул. Светланская, 108 // Правительство Приморского края: сайт. – URL: https://primorsky.ru/upload/medialibrary/c5f/c5f355ad3ade2da5dfca3f3c900c74c5.pdf?ysclid=m6yfz8tefg501104505 

12Обзор Приморской области [по годам]. Приложение к Всеподданейшему отчету. – Владивосток: Тип. Приморск. обл. правления, [1876] – 1916. – Обзоры за 1876–1900, 1905–1914; За ряд лет изд. литогр.

13Приказ об утверждении границ территории объекта культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ регионального значения «Дом жилой морского ведомства», начало ХХ в. // Официальное опубликование правовых актов: – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/2501202102090019?ysclid=m6yfvj28ih975293763 

14Владивосток (газета). – 1899. – № 11. – 14 марта. – С. 8.

15Звания инженеров Корпуса морской Строительной части: младший инженер-строитель, старший инженер-строитель, главный инженер-строитель, инспектор строительных

References

1. Vedrov, A. (2022). Muravyov-Amursky, the Transformer of the East: a historical novel. Moscow: International Union of Writers. (in Russian)

2. Matveev, N.P. (2012). A brief historical sketch of Vladivostok. 2nd ed. Vladivostok: Rubezh. (in Russian)

3. Tsarskoye Selo Electronic Library. Marine collection. Vol. XIII. No. 4. 1871. [Online] Available from: https://book-olds.ru/BookLibrary/00970-Morskoy-sbornik-i-almanah/1871.-Morskoy-Sbornik.-№-1-3-7-12.html?ysclid=m7sb7lk7b795445350 (in Russian)

4. Samoilov, K.I. (1941). Marine dictionary. Moscow: State Naval Publishing House. In Russian)

5. Tsarskoye Selo Electronic Library. A list of generals, staff, and senior officers of the Corps of Naval Engineers, mechanical engineers, and marine construction engineers. Part V.1887. [Online] Available from: https://book-olds.ru/BookLibrary/00910-Spiski-chinov-flota/1887.-Spisok-morskih-ofitserov.-CHast-4.html?ysclid=m7sbo62ygd702742631 (in Russian)

6. National Electronic Library. A list of generals, staff, and senior officers of the Corps of Naval Engineers, mechanical engineers, and marine construction engineers. 1900 [Online] Available from: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_v19_rc_1193877/?ysclid=m7sbv1fgpi983218910 (in Russian)

7. National Electronic Library. A list of generals, staff, and senior officers of the Corps of Naval Engineers, mechanical engineers, and marine construction engineers. 1901 [Online] Available from: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_v19_rc_1193878/?ysclid=m7sc15lrt5950223968 (in Russian)

8. National Electronic Library. A list of generals, staff, and senior officers of the Corps of Naval Engineers, mechanical engineers, and marine construction engineers. 1902 [Online] Available from: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_v19_rc_1193881/?ysclid=m7sc2j0zxi234273200 (in Russian)

Citation link

Tolkacheva, A.A. Siberian Naval Crew in Vladivostok //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2025. – №1(89). – URL: http://archvuz.ru/en/2025_1/14/  – DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2025_1(89)_14 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 15.02.2025
Views: 64