Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (89) March, 2024

Тown planning

Ziyatdinov Zufar Z.

PhD. (Architecture), Associate Professor,
Penza State University of Architecture and Construction;
Chief Architect ООО «Formula»,

Russia, Penza, e-mail: z.uf@yandex.ru

Patterns of urban planning composition ideas for residential complexes and neighborhoods

УДК: 711
Шифр научной специальности: 2.1.13
DOI: 10.47055/19904126_2025_1(89)_16

Abstract

It is argued that urban planning should be performed allowing for the main artistic and aesthetic criterion - the presence of a compositional idea organizing the entire structure. The meanings of urban planning concepts and approaches, and compositional ideas and techniques are considered. A typology of urban planning compositions is suggested for residential districts and large residential developments by type of the dominant element in the planning structure. There are four types of compositions in total: A. dominated by space, B. dominated by volumes, C. space and volumes are in equilibrium, D. there is no dominant element and compositions cannot be formed. Examples of compositions for each type are considered. Information on a number of urban planning techniques for organizing buildings and their complexes is provided. The essence of the nodal approach to planning a residential area is explained.

Keywords: urban composition idea, urban planning solutions, nodal approach to planning, urban plan structure, planning composition

Введение

В настоящее время при рассмотрении проектов планировки территорий остро встает проблема отсутствия композиционно-градостроительно идей, наличие которых является главным критерием созданий высокохудожественной городской среды [1–6]. Преобладает утилитарно-функциональный подход, направленный на решение технических вопросов организации застройки, а именно соблюдение нормативов относительно числа стоянок для личного транспорта населения, продолжительности инсоляции жилых помещений, размеров и доступности площадок, санитарно-гигиенических и противопожарных разрывов и т.д. [1, 2, 7–10]. Художественно-эстетическая сторона рассматривается на уровне декоративно-украшательского подхода [10–12] и сводится к определению этажности зданий, выбору видов наружной отделки, цветовой палитры фасадов.

Основная цель многих проектных организаций – услужить девелоперам и обеспечить на стройплощадке максимальную общую площадь жилья для роста прибыли от его продажи [6, 13]. Композиционно-градостроительные идеи в большинстве планируемых микрорайонов отсутствуют, в связи с чем застройка оказывается лишенной единой художественно-смысловой основы и тем самым в значительной степени теряет эстетические качества [10, 14, 15].

Проблема композиционно-градопланировочной идеи становится крайне востребованной для практики градостроительного планирования микрорайонов и требует изучения.

Методика исследований

– графоаналитическое рассмотрение градостроительной документации по планированию микрорайонов и крупных ЖК, включая конкурсные проекты, в которых наиболее выраженно воплощаются творческие потенциалы их авторов в силу меньшего девелоперского диктата;
– натурные обследования застройки с фотофиксацией наиболее интересных решений по критериям выражения градостроительной идеи;
– апробация получаемых результатов исследования в курсовых, дипломных бакалаврских и магистерских проектах градостроительного планирования новых микрорайонов и реконструкции территорий;
– интервьюирование экспертов, в качестве которых выступили преподаватели архитектурных факультетов вузов, главные архитекторы творческих проектных мастерских.

Научная новизна работы состоит в анализе применяемых композиционно-градостроительных решений организации застройки микрорайонов и крупных ЖК, в классификации градостроительных композиций по критерию соотношений между открытыми пространствами и материальными объемами в структурах планируемых территорий; в разграничении применяемых в практике градостроительного планирования понятий «градостроительный концепт, подход, идея и прием».

Смыслы градоконцептов, подходов, идей и приемов

Анализ научной градостроительной литературы, обзорных статей из архитектурных журналов, а также интервьюирование экспертов, позволяют констатировать, что:
градоконцепты представляют собой общие идеи и философские трактовки, направленные на решение главной проблемы эпохи исторического периода. Проблема состоит в устаревании градостроительных форм и их несоответствии новым содержаниям, которые вызваны развитием научно-технологического прогресса [1, 2, 10, 14]. Для устранения несоответствия между формой и содержанием выдвигаются новые концептуальные решения, выраженные вербально и/или в виде схем. При этом детализация отсутствует, имеются лишь общие рекомендации. Так, обостряющиеся антропогенно-экологические проблемы инициировали рождение концепции зеленого города с увеличенной долей озелененных пространств. Развитие технологий градостроительного мониторинга и получения больших данных обусловили концепт умного города. Градоформа города-завода сформировалась как реакция на лозунг «все для фронта, все для победы»: первостепенным было военное производство, жилье выполняло функцию обслуживания индустрии. Концепт (воспетого В.В. Маяковским) социалистического города-сада возник как ответ на социальный заказ на светлое будущее. После Великой Отечественной войны генерируется концепция районно-микрорайонной структуры селитебной зоны с трехступенчатой системой обслуживания, – данная концепция выражала материально-пространственное равенство людей и явилась уникальным проявлением демократичности градостроительных объектов.

Подходы более конкретны по сравнению с концептами и относятся к практическому воплощению концептуальной идеи. Например, существует средовой подход, при котором архитектура строящихся объектов формируется с учетом контекста расположенной рядом застройки. Узловой подход к застройке рассматривает отдельные участки, на которых здания приближены друг к другу: к примеру, торцевой фасад одного здания к продольному фасаду другого, т. е. решаются отдельные узлы без формирования цельной композиции без единого принципа формирования застройки, градопланировочная идея отсутствует или выражена не эксплицитно, структура выглядит дробной и случайной (рис. 1, 2).

Рис. 1. Узловой подход в планировании застройки ЖК. Решается не застройка в целом,
а отдельные ее участки, называемые узлами, где соседствуют здания.
Три дома с юго-запада размещены в виде строчной застройки.
Совсем по-другому решены дугообразные в плане здания, одно из которых имеет переменную этажность,
другое не имеет таковой. Один круглый в плане дом и его придомовая дворовая территория вынесены
на магистраль, еще три таких дома – в центре композиции. Еще 5-этажный дугообразный дом
(мало заметный на изображении) выглядит неуместным. Композиционно-градостроительная идея
отсутствует или выражена субъективно и представляется непонятной.
Источник: https://dzen.ru/a/Zv22ZlxeTxz0wAhI 

Рис. 2. Узловой подход в планировке микрорайона №6 жилого района Арбеково в Пензе.
Застройка микрорайона максимально уплотнена. Цельная композиция застройки не рассматривается.
Решается задача выполнить требования девелопера и действующих сводов правил.
Источник: Яндекс-карты

Композиционно-градостроительные идеи относятся ко всей территории комплекса или микрорайона и определяют общее правило формирования структуры застройки. Назначается главное и второстепенное, этажность и типы домов, размещение скверов, бульваров, площадей, объектов обслуживания. Все планировочные решения направлены на выражение идеи. По ходу проектирования идея и конкретные решения уточняются. Это может быть планировка улиц, расположение зданий, размеры и размещение общественных пространств и озелененных зон. Пример композиционной идеи дан на рис. 3.

Рис. 3. Присутствует эксплицитно выраженная композиционно-градостроительная идея:
доминирующее круглое незастроенное пространство, в центре которого расположено озеро.
Озеро и окружающее его рекреационное пространство – доминирующий элемент композиции.
Вдоль круглой в плане объездной дороги расположен пояс жилых домов в виде кварталов
прямоугольной застройки, между которыми – высотные здания башенного типа.
Источник: https://en.m.wikipedia.org/wiki/File:Õhuvaade_Väike-Õismäe_asumile.png  

Композиционные приемы – часто приемы и идеи перекликаются и различия между ними отсутствуют. То есть идею можно назвать приемом и наоборот, хотя приемы по иерархии более частная вещь сравнительно с идеей. Идея, как правило, структурирует весь жилой комплекс или микрорайон, а прием может относиться к отдельному зданию или нескольким зданиям в составе комплекса. На рис. 4 представлен композиционный прием «три высотки на стилобате».

Рис. 4. Застройка ЖК «Прилесный» в Пензе: вид в плане и перспектива.
Применен – композиционно-градостроительный прием «три высотных здания на стилобате» вдоль ул. Мира.
Источник: Яндекс-карты
.

Таким образом, концепты задают общую направленность и философию градостроительства, подходы определяют методы и стратегии реализации этих концепций, а градостроительные идеи непосредственно касаются визуально-эстетической и функциональной организации пространства. Композиционные приемы относятся к отдельным зданиям и сооружениям или их группам и несут в основном эстетико-композиционный смысл.

Взаимоотношения пространств и объемов

Композиционно-градостроительная идея микрорайона или крупного ЖК всегда учитывает открытое пространство как элемент архитектурно-планировочной композиции. По критерию соотношений между открытыми пространствами и материальными объемами зданий можно выделить 4 типа градостроительно-композиционных идей (таблица).

Типы композиционно-градостроительных идей застройки микрорайонов по доминирующему элементу композиции

Тип
идеи

(компо-
зиции)
Доминирующий элемент:
пространство или объемы
Отношения между
пространством и объемами
А Пространство Пространство доминирует
своими размерами и/или локацией
(примечание 2)
Б Объемы
(примечание 1)
Объемы доминируют
над пространством
(примечание 3)
В Пространство и объемы Равновесие пространств и объемов
с равнозначным партнерством
Г Отсутствие доминирования Доминатор не определен,
идея и композиция не сформированы

Примечания к таблице:
1. Используемое в таблице слово «объемы» означает здания и сооружения.
2. Доминирование (открытого) пространства реализуется через его размеры и локацию, например, в центре микрорайона.
3. Доминирование объемов выражается как визуально, так и в больших величинах их планировочных показателей: значения коэффициента застройки и коэффициента плотности застройки (показатели согласно СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство...) близки к максимально нормативным значениям или превышают их.

Композиции типа А: доминирование пространства

Во многих случаях пространство является главным композиционно-структурным элементом микрорайона. Важную роль играют поверхности, образующие и ограничивающие пространство: рельеф, здания, ландшафтно-природные объекты (водоемы, леса, горы и т.д.).

Эксплицитна идея композиции микрорайона с доминированием центрального рекреационного пространства, вокруг которого формируется застройка (рис. 5, 6).

Рис. 5. Видна четко зафиксированная композиционно-градостроительная идея:
центрально расположенное пространство сквера, окруженное поясом застройки.
Пространство сквера доминирует и по размерам, так как является наиболее крупным
структурным элементом композиции, и по локации, поскольку расположено в центре застройки.
Источник:   https://tehne.com/event/koncepty/20-proektov-konkursa-koncepciy-renovacii-zhilyh-kvartalov-moskvy 
Авторы: ООО «Спектрум-холдинг», AREP GROUP

Рис. 6. Композиционная идея – обрамляющий пояс вокруг центрального доминирующего пространства,
в котором запланированы бульвары, скверы, участки школ и детских садов.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/realestate_inverstor/posle-popravok-v-214fz-pereustupka-prav-nevozmojna-5bed9409dc8f3900aae7ab28 

Широко распространена радиально-кольцевая градокомпозиция, которая отличается центростремительными лучеобразными магистралями и площадью в месте схождения улиц. Структура, состоящая из радиальных и кольцеобразных улиц, часто полностью или частично воплощается в крупных ЖК и микрорайонах (рис. 7).

Рис. 7. Реновация завода им. Фрунзе в Пензе. Магистерская научно-проектная работа.
Руководитель проекта И. А. Херувимова. Четко обозначены радиально-кольцевая структура микрорайона,
развитый сквер и несколько пешеходных бульваров к центрально расположенной площади круглой формы.
Озелененное пространство является доминирующим компонентом планировочной системы

Во многих ЖК и микрорайонах реализуется идея раскрытия пространств на аттрактивный ландшафтно-природный компонент, например, водоем, лесной массив. При этом здания располагаются торцами к ландшафтному компоненту, на который из дворовых пространств открываются выразительные виды (рис. 8, 9).

Рис. 8. Композиционно-градостроительная идея раскрытия пространств на аттрактивный
ландшафтно-природный объект реализуется посредством ряда градопланировочных приемов.
1. Размещение многосекционных зданий торцами к набережной – для обеспечения визуальных
связей с застройкой на второй и третьей линиях и создания связности и перетекания пространств.
2. Единство пространства набережной с открытыми на нее дворовыми пространствами через
систему бульваров, дорожек, тротуаров с визуально акцентируемыми арт-объектами.
3. Снижение (или, наоборот, повышение) этажности по направлению к набережной.
4. Насыщение пространства вдоль водоема общественным функционалом и высококачественным благоустройством.
5. Деликатное транспортное обслуживание с исключением пересечений трафика с пешеходными потоками.
Источник: фрагмент экспозиции магистерской диссертации. Руководитель работы З.З. Зиятдинов

Рис. 9. Раскрытие пространств на озеро. Градопланировочные приемы аналогичны примененным на рис. 8.
Торгово-коммерческие предприятия вынесены на окружающие микрорайоны транспортные магистрали.
Запланированный внутри застройки кольцевой бульвар связан с магистралями и озерной набережной
системой поперечных бульваров. Точечные высотные здания, размещенные вдоль бульвара (вариант слева) и набережной (справа),
маркируют пространство и формируют ясную ориентацию в пространстве. Автостоянки организованы
в подземном варианте. Источник: студенческие курсовые проекты. Руководитель проектов З.З Зиятдинов

Композиции типа Б: доминирование объемов

Интересен пример застройки ЖК, в котором единая идея касается не только пространства, но и жилых объемов (рис. 10, 11). Композиция относится скорее к типу Б ввиду высокой плотности застройки и ее динамичной формы. Доминирование объемных форм зданий и сооружений реализуется: 1) через их архитектуру, решаемую по одному принципу, в виде крупных выразительных нешаблонных форм; 2) через высокую плотность застройки, которая способствует восприятию зданий в виде единого застроенного массива. В каждом случае площадь территории, отведенной под размещение зданий, должна визуально восприниматься не меньше, а, как правило, больше, чем площади открытых пространств ЖК или микрорайона. В последние десятилетия градопланировочные композиции, в которых доминирующим элементом являются объемы (тип Б), получают наибольшее распространение, поскольку соответствуют стремлениям девелоперов максимально застроить (приобретенную через процедуру аукциона) территорию и получить прибыль от продажи жилых и коммерческих площадей.

Рис. 10. Главным элементом композиции являются объемы, Их доминирование обусловлено
сильным эмоциональным воздействием на реципиентов посредством нестандартных форм
и крупногабаритных размеров, а также благодаря отсутствию общего объединяющего пространства.
Источник: https://ru.pinterest.com/pin/508906826635979080/ 

Рис. 11. На рисунке видна радиально-кольцевая структура ЖК, в которой композиционное главенство
принадлежит зданиям, а пространства оказались тесными. Этажность зданий растет к центру.
Раскрытие дворовых пространств запланировано к территориям, находящимся в окружении ЖК.
Источник: Жилой микрорайон «Новосергиевка» от архитектурной мастерской  В.В. Цехомского.
​​​​​URL: https://ru.pinterest.com/pin/859976491325350818/ 

Композиции типа В: равновесие пространств и объемов

На рис. 12 представлено проектное предложение жилого микрорайона «Балтийская Жемчужина», который расположен между озером в центре композиции и рекой, омывающей территорию «Жемчужины» с внешней стороны. Структура имеет два доминирующих элемента, взаимодополняющих друг друга. Первая доминанта – рекреационное пространство вокруг озера. Вторая – здания, которые размещены на участке спиралевидной формы в плане. Играть роль одной из доминант зданиям позволяет их объединение в единый крупный комплекс: отдельные (расположенные торцами к реке) объемы объединены протяженными круглыми в плане корпусами, поднятыми над землей. Жилье расположено поперек водных объектов с раскрытием дворовых пространств на ландшафтно-природные компоненты.

Рис. 12. Тип В. Доминируют и объемы, и пространство. Жилой район «Балтийская Жемчужина».
Проект «Студии-44» / Residentialdistrict «BaltiskayaZhemchuzhina».
Источник: https://archi.ru/projects/russia/4558/zhiloi-raion-baltiiskaya-zhemchuzhina-proekt-studii 

На рис. 13 представлена радиально-кольцевая композиция с плавным понижением этажности от окраин микрорайона к центрально расположенному пространству круглой площади. Габариты зданий определены четко прочитываемой нешаблонной идеей, которая объединяет здания комплекса в единое образование, которое составляет достойную конкуренцию открытому пространству и воспринимается в качестве второго доминирующего элемента структуры, а также придает микрорайону идентичность (узнаваемость) архитектурно-градохудожественного образа.

Рис. 13. Проектное предложение «Площадка «Кузьминки» (ЮВАО).
Источник: Конкурс реновации жилищного фонда в Москве. Авторы проекта ООО ТПО «Прайд»,
ZahaHadidArchitects, АRTEZA, Transsolar, Tyrens, KPMG, KROST, Habidatum.
URL: https://tehne.com/event/koncepty/20-proektov-konkursa-koncepciy-renovacii-zhilyh-kvartalov-moskvy 

Композиции типа Г: доминатор не определен, идея и композиция не эксплицитны

Пример застройки без четко обозначенной планировочной идеи – проект застройки территории «Хорошево-Мневники» (СЗАО) от ООО «АИ-Архитектс» (рис. 14).

Рис. 14. Представлена композиция, которая может быть отнесена к типам Г и Б.
К типу Г – в силу присутствия некого хаоса, беспринципного размещения домов, тесноты,
отсутствия доминирующего открытого рекреационного пространства и комплекса зданий,
претендующего на роль доминатора. К типу Б – поскольку объемы оказывают подавляющий прессинг.
Композиционно-градостроительная идея как таковая не читается либо она выражена не эксплицитно.
Источник: Конкурс реновации жилищного фонда в Москве. Площадка «Хорошево-Мневники» (СЗАО).
Проектное предложение ООО «АИ-Архитектс».
URL: https://tehne.com/event/koncepty/20-proektov-konkursa-koncepciy-renovacii-zhilyh-kvartalov-moskvy 

Градостроительные композиции с отсутствием идеи и доминирующего элемента (тип Г) появляются, когда здания возводятся не единомоментно, а в течение длительного времени, например в несколько десятилетий, и не соблюдается принцип преемственности градопланирования. При этом генеральный план многократно меняется, застройка возникает частями, и каждая часть – с применением различных объемно-планировочных решений. Тип Г характерен и для реконструкции территорий, когда планируется уплотнение застройки и вносятся отдельные вкрапления объемов в существующую ткань микрорайона, при этом используется, как правило, узловой подход (рис. 15).

Рис. 15. Застройка возводилась более 40 лет. Отсутствует доминирующий элемент структуры.
Композиция не имеет ясного решения и выглядит суммой отдельных объемов без иерархического соподчинения.
Источник: Яндекс-карты

Заключение

1. В условиях современного рыночного урбанизма в РФ в градостроительных решениях застройки микрорайонов и крупных жилых комплексов наблюдается стремление девелоперов возвести на стройплощадке как можно больше продаваемых квадратных метров жилой и коммерческой площади для получения максимально возможной прибыли. В результате этого минимизируются расположенные в структурах ЖК площади открытых общественных пространств. Качество градостроительных композиций уступает экономическому прессингу, наблюдается постоянный рост средней этажности жилья [2, 14], возрастает плотность застройки [14], распространяется утилитарно-функционально-технический подход к планированию территорий [10]. Как таковая теория градостроительной композиции в практике градопланирования реализуется крайне недостаточно.

2. В настоящем исследовании разработана типология композиционно-градостроительных решений микрорайонов и крупных жилых комплексов по критерию соотношений между открытыми пространствами и материальными объемами. Выделено 4 типа композиций с доминирующим элементом в виде: А – открытого пространства; Б – объемов (зданий и сооружений); В – равновесия пространств и объемов; Г – отсутствия доминирования в силу несформированности композиции. Наиболее предпочтительными с позиций девелоперов являются композиции типа Б, с позиций жителей – А.

Выделение указанных типов позволит проектировщику осознанно подходить к формированию структуры жилых территорий, понимать художественно-эстетический уровень получаемого проектного результата, и при необходимости корректировать градостроительную документацию.

3. Используемые в специальной научной литературе понятия концепт, подход, идея, прием не имеют единого толкования, в связи с чем в настоящей работе определено, что концепты представляют общие градофилософские смыслы и установки, подходы указывают методы реализации концепций, идеи касаются визуально-эстетической и функциональной организации пространства, композиционно-градостроительные приемы относятся к отдельным зданиям и сооружениям или их группам и несут в основном эстетико-композиционный смысл.

References

1. Moisseev, Yu.M. (2019). Managing the future: the context of urban planning perspectives. Architecture and Construction of Russia, No. 1(229), pp. 10-17. (in Russian) 

2. Addas, A. (2023). Role of Urban Planning Standards in Improving Lifestyle in a Sustainable System. Sustainability, 15(12). Available at: https://doi.org/10.3390/su15129171 

3. Kholodova, L.P. (2023). About modern architectural processes. Architecton: Proceedings of Higher Education, [online]. No. 3(83). Available at: http://archvuz.ru/en/2023_3/10/  (in Russian).

4. Sailus, M. (2025) 7 Types Of Urban Planning Concepts Explained for Sustainable City Development. February, 2025. Available at: https://www.clearpointstrategy.com/blog/types-of-urban-planning 

5. Bokov, A.V. (2018). About spatial development strategy. Architecture and Modern Information Technologies, [online] No. 4(45), pp. 13-37. Available at: http://marhi.ru/AMIT/2018/4kvart18/01_bokov/index.php (in Russian).

6. Ziyatdinov, Т.Z. (2021). Methodological prerequisites for urban planning response to global challenges. Architecton: Proceedings of Higher Education [online] No. 1(73). Available at: http://archvuz.ru/en/2021_1/12/  (in Russian).

7. Krasheninnikov, A.V. (2020). Cognitive urbanism: archetypes and prototypes of the urban environment. Moscow: KURS.

8. Shubenkov, M.V., Shubenkova, M.Yu. (2020). Modern city as an anthropogenic-natural system. Architecture and Modern Information Technologies [online] No. 4(53), pp. 182-190.Available at: https://marhi.ru/AMIT/2020/4kvart20/PDF/11_shubenkov.pdf  (in Russian).

9. Ziyatdinov, Z.Z. (2024). Differentiation of design solutions according to architectural and artistic criteria. Architecton: Proceedings of Higher Education [online]. No. 4(88). Available at: http://archvuz.ru/en/2024_4/3/  (in Russian).

10. Sibarani, S. (2023) Top 15 Theories in Urban Planning. Theories, Urban Design, Urban Planning. Available at: https://urbandesignlab.in/top-15-theories-in-urban-planning/  

11. Al-Jaberi, A.A. (2020). Urban planning ideas and concepts that influenced the development of New Urbanism movement. Urban Studies, 2. 41–61. Available at: https://doi.org/10.7256/2310-8673.2020.2.32838 

12. Mohajer, E., Azemati, H., Movahed, K. (2024). Explaining the Design Components of Residential Complexes on Responding to the Need for Self-Actualization. Geographical Urban Planning Research Quarterly, 3. Available at: www.jurbangeo.ut.ac.ir DOI:10.22059/JURBANGEO.2024.369557.1893

13. Jozwik, R. (2024). Architectural and Urban Changes in a Residential Environment – Implications for Design Science. Sustainable Development of Regions and Cities, 16(10). Available at: https://doi.org/10.3390/su16103987 

14. Azad, I., Manesh, K., Alborzi, F., Khansari, S. (2020). Architectural Analysis of Residential Complexes Based on Physical Components Affecting the Inhabitants’ Mental Health: A Case Study. Middle Eastern Journal of Disability Studies, 10. Available at: http://jdisabilstud.org/article-1-1548-en.html 

Citation link

Ziyatdinov, Z.Z. Patterns of urban planning composition ideas for residential complexes and neighborhoods //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2025. – №1(89). – URL: http://archvuz.ru/en/2025_1/16/  – DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2025_1(89)_16 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 25.02.2025
Views: 86