Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (90) June, 2025

Тown planning

Zhukovsky Roman S.

PhD (Architecture), Associate Professor,
Chair of Architecture and Design, 
Altay State Technical University,
ORCID 0000-0001-6706-3186

Russia, Barnaul, e-mail: romanzsolar@mail.ru

Dindienko Mikhail P.

Deputy Director, Institute of Architecture and Design,
Associate Professor, Department of Architecture and Design.
Altay State Technical University.

Russia, Barnaul, e-mail: m.din-007@mail.ru

Dudareva Anastasia R.

Student.
Research supervisors: M.P. Dindienko, M.M. Dindienko.
Altay State Technical University.

Russia, Barnaul, e-mail: nastja.dudareva@gmail.com

Karpova Anastasia V.

Master degree student.
Research supervisor: Associate Professor R.S. Zhukovsky, PhD (Architecture).
Altay State Technical University.

Russia, Barnaul, e-mail: a.karpova.arch@gmail.com

Latitudinal system of Ob-River Boulevards: experience and prospects for developing urban planning interaction between the downtown Barnaul and the River Ob

УДК: 711.4-16+711.5
Шифр научной специальности: 2.1.13
DOI: 10.47055/19904126_2025_2(90)_11

Abstract

The article reviews design solutions for development of the embankment systems along the large Ob River in Barnaul, Altai Krai, published over the past century. The article shows the sustainability of the Ob Boulevard concept in the city’s history of urban planning as desired development of latitudinal communication between the downtown area with the high bank of the Ob River in the direction from the southwest to the east.
We propose to upgrade the concept of densification of Downtown Barnaul by constructing a Latitudinal system of Ob-River Boulevards – several streets of planning priority for rapid development of the vast, socially significant left bank of the Ob River in Barnaul.

Keywords: Barnaul, Ob-River Boulevard, Coastal Park, master plan

Введение

Город Барнаул, столица Алтайского края – четвертый по численности населения город в сибирском регионе России, расположенный на плато в излучине крупной континентальной реки Оби, на северно-восточном окончании уникального Ленточного бора. Г.Н. Туманик отмечал [1], что все крупные сибирские города развились на побережьях крупнейших рек, а опыт градостроительного планирования взаимодействия с такими реками в условиях резко континентального климата является уникальным в мировой практике.

Одной из давних градостроительных задач в развитии г. Барнаула остается организация взаимодействия городского центра с р. Обью. У этой задачи есть длительная история, и решение ее отягощено сложными природными условиями и сложившимися антропогенными факторами. При этом главной «мечтой» многих градостроителей в истории города была и сохраняется концепция Обского бульвара, ведущего горожан к реке из ядра центра в широтном направлении.

Цель статьи – выявить перспективы широкого раскрытия центра Барнаула к общественно значимому взаимодействию с р. Обью. Для достижения этой цели нами поставлены следующие исследовательские задачи:

1. Выявить базовые предпосылки и препятствия к территориальному расширению и качественному развитию общественно значимой набережной р. Оби в центре г. Барнаула, в том числе в сравнении с другими крупными сибирскими городами.

2. Провести исторический обзор концепций и проектов XX–XXI вв., замыслов о развитии набережных р. Оби в Барнауле одновременно с анализом градостроительного развития центра Барнаула и характеристики его взаимодействия с Обью с точки зрения возникавших функций и транспортно-пешеходных связей.

3. Провести сравнительный анализ концептуальных проектов, выполненных в Институте архитектуры и дизайна Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова (ИнАрхДиз АлтГТУ) в 2000 2025 гг.

4. Синтезировать гипотезу о сценариях развития градостроительного взаимодействия центра Барнаула с Обью, в частности, в широтном пространственном направлении.

Методология исследования базируется на общенаучных методах анализа и синтеза, сравнения и обобщения, построения дедуктивных умозаключений к выдвижению предпроектной гипотезы. Среди специальных методов и методик задействованы историографический и литературный обзоры, интервью, графоаналитический метод, метод экспериментального проектирования.

Границы исследования концентрируются на Обском бульваре, его альтернативах и широтных дублерах. В контекстных интересах рассматривается развитие освоенной набережной на южном левобережье р. Оби, на полуостровах, на правобережье.

Предпосылки развития набережной р. Оби в Барнауле в сравнении с другими крупными сибирскими городами

Во многих крупных городах Сибири сложились протяженные общественные набережные вдоль континентальных рек – значительные по масштабу в Иркутске у Ангары (весь исторический центр, около 7 км); в Омске у Иртыша (более 5 км) и в Красноярске у Енисея (более 3 км); меньшие в Новосибирске у Оби (около 2 км) и в Томске (более 2 км) у Томи.

В Барнауле протяженная общественная набережная не сложилась до сих пор, хотя нельзя не отметить ее расширение в юго-западном направлении в 2010-е гг. (с увеличением общей протяженности с 1 до 1,5 км к 2021 г. [2]. В настоящее время, фактически оставшаяся набережная сузилась до открытого в 2018–2019 гг. фрагмента с террасированием1 протяженностью лишь 750 м. Это произошло в связи со сносом речного вокзала, закрытием для горожан всей прилегающей к нему территории и длительной неопределенностью в проектах ее новой застройки жилыми зданиями [3; 4].

Теоретически пределы пространственного развития левобережной набережной р. Оби в Барнауле велики. На юго-западном («нагорном») направлении имеется потенциал для развития более чем 5-километровой набережной до городского горнолыжного комплекса Авальман. Такой же потенциал в пределах 5 км, существует и в северном направлении, до соединения со старым железнодорожным мостом, если брать во внимание набережную только по руслу р. Оби, без островов и полуостровов.

Бо́льшая протяженность развития (более 10 км), на наш взгляд, нецелесообразна, если говорить об организации общественно значимых набережных: далее Авальмана в юго-западном направлении, выше по течению открывается низкоурбанизированный пригородный пояс, в то время как далее за железнодорожным мостом в северном и северо-западном направлениях, ниже по течению, склоны высокого берега становятся северными. Кроме того, они подвержены загрязнению от размещенных там промышленных предприятий, городских очистных сооружений и золошлакоотвалов ТЭЦ, возможная рекультивация которых – дело далекого будущего [5].

Меньшая территориальная развитость общественной набережной в Барнауле по сравнению с большинством крупных сибирских городов может быть объяснимой сложными ландшафтными условиями на большом протяжении (табл. 1).

Успех с террасированием части высокого (до 46 м) берега Оби юго-западнее бывшего речного вокзала в 2010-е гг., вдохновляет на возможности общественно значимого освоения и других высоких, крутых берегов р. Оби в Барнауле. Более перспективным направлением в этом отношении нам представляется северное до железнодорожного моста по восточному левобережью р. Оби, так как оно составляет часть исторического и делового центра города. Берега там в среднем ниже, чем по юго-западу, на 15–20%.

Таблица 1
Сравнение средних высот и уклонов общественных набережных крупных рек в центрах крупнейших сибирских городов
(в пределах одного квартала от побережья)

Исторические предпосылки градостроительного развития набережной р. Оби в центре г. Барнаула

Рассмотрим предпосылки и проблемы развития общественной набережной р. Оби в Барнауле в северном направлении центрального района2.

В течение XIX в. город медленно развивался в решетчатой планировочной логике в северо-западном направлении, в том числе с формированием набережной улицы по восточному левобережью р. Оби, при развитии в направлении на нее второстепенных широтных улиц (с ориентацией на восток – северо-восток), вплоть до Алтайских улиц близ городской рощи (в районе современного юридического института).

В 1900–1930-х гг. с началом массового переселения из европейской части страны подключения Барнаула к железнодорожному ответвлению Транссибирской магистрали, численность населения города существенно возросла (примерно с 25 до 135 тыс. человек), возникли планы более активного развития города в широтном направлении, по Алтайским улицам, к восточному побережью р. Оби.

По В. Нейштадту, в городском генеральном плане 1915 г. был предусмотрен выход бульвара от Московского проспекта (ныне пр. Ленина) по ул. 5-й Алтайской (ныне ул. Папанинцев) к восточному побережью р. Оби, через рощу [6], что можно считать первым вариантом Обского бульвара, близким к современному пониманию.

В плане устройства Барнаула как города-сада 1917 г. городского архитектора И.Ф. Носовича [7] при численности населения на тот момент более 50 тыс. человек [8; 9], угадываются направления градостроительного взаимодействия с р. Обью в восточном направлении, которые стали характерными для более поздних советских генеральных планов (прототипы Обского бульвара до соединения с прибрежной ул. К. Маркса; площади Октября, планировки улиц в районе вагоноремонтного завода).

Однако, как писал С.Н. Баландин о Барнауле в 1910-е гг., «…ряд <…> предприятий, а также пароходная пристань возникли на берегу Оби, отрезав город от водных пространств. <…> …правильная ориентация города к Оби, которая начала складываться во второй половине XIX века, с развитием пароходства на Оби была нарушена» [9, с. 54]. Добавим, что развитие города в сторону сообщения с р. Обью отсекла и промышленная железная дорога, построенная вдоль новых промышленных предприятий до вагоноремонтного завода (ВРЗ) и подсоединения ее к Алтайской железной дороге. В то же время, «Железная дорога (Алтайская – прим. авт.) образовала границу развития города в северном направлении и создала довольно стеснительные условия для его дальнейшего расширения» [9, с. 58]. Фактор «консервации» территориального развития Барнаула в пределах железных дорог с севера и восточного побережья р. Оби оставался ведущим до Великой Отечественной войны.

В Барнауле 1920-х гг., пережившем большой пожар 1917 г., все же сформировался город-сад с радиальной планировкой, по мотивам идей Э. Говарда. Однако советская власть установила целью строительство соцгородка, в логике широтного развития на реку Обь. Эта цель очевидна при взгляде на доступный чертеж генерального плана г. Барнаула как «города-ансамбля» 1937 г., разработанного под руководством В.К. Александрова в Запсибпроекте г. Новосибирска, в год основания Алтайского края [6, 10, 11]. Из описания данного генерального плана следует, что «второй магистралью города» станут 2-я и 3-я Алтайские, ныне ул. Чкалова и Кирова, планируемые в качестве прогулочных бульваров с застройкой 5–6-этажными зданиями и ориентированные в широтном направлении на р. Обь, в обход с юга сосновой рощи, в отличие от «сквозного» решения 1915 г. Центральный бульвар по этим улицам замыкался террасированным спуском по высокому берегу Оби [9, с. 83]. Характерной для этого генплана была пробивка не только перпендикулярно ориентированных по отношению к набережной, но и диагонально ориентированных улиц, формирующих «звездчатую» планировочную сетку, дополнительно приближающую горожан к побережью, в духе «Лучезарного города» Ле Корбюзье [12]. «Ансамблевые» планировочные решения с ориентацией на крупную реку были характерны и для генпланов 1930–1940-х гг. других сибирских городов.

После Великой Отечественной войны стало очевидно, что Барнаул получил основное пространственное развитие в меридиональном направлении, к новым промышленным предприятиям, перешагнувшим выемку Алтайской железной дороги. Численность населения города росла стремительно (с 250 до 500 тыс. чел. в 1950–1970-е гг.), остро стояла задача обеспечения горожан жилищем. Тем не менее, в генеральном плане 1950 г. сохранялось внимание к формированию Набережного парка в центре города, от элеватора (ул. Анатолия) до железнодорожного моста. У центральной площади также сохранялось широтное соединение с высокой набережной р. Оби уже сквозь бывшую городскую рощу, вынужденно исчезнувшую в военные годы [9, с. 92].

Далее, в 1964 г., в очередном генеральном плане г. Барнаула от 4-й архитектурной мастерской Ленгипрогора, «Центральный бульвар» до Набережного парка стал обозначаться как «Театральный бульвар». Описание С.Н. Баландина дает понимание о формировании уже к 1960-м гг. необходимости в широтном уплотнении центра Барнаула как крупного города, в котором общение горожан с крупной рекой Обью не сможет ограничиваться выходом лишь по одной улице-бульвару. «Помимо главного планировочного выхода – Театрального (Обского) бульвара, начинающегося от площади Советов, выходящего на берег Оби и завершающегося высотной гостиницей (22 этажа) и театром музыкальной комедии, проектируется бульвар-эспланада между улицами Партизанской и Пролетарской, обстроенный домами повышенной этажности, а также выход зелёной зоны у устья р. Барнаулки. Еще один выход намечается бульваром, соединяющим парк меланжевого комбината (ныне парк «Изумрудный» – авт.) с будущим набережным парком» [9, с. 105–106].

В завершение своей книги С.Н. Баландин демонстрирует перспективу проектов детальной планировки, конкурсных разработок в отношении «выхода к реке Оби как первоочередной задачи города» [9, с. 107–108]. В описании автора есть и развитие Прибрежного парка (по всей 5 километровой линии от устья р. Барнаулки, через элеватор на север до Железнодорожного моста) и широтных бульваров. Среди них, помимо вышеупомянутых, также бульвар от устья р. Барнаулки по историческим улицам города, сформировавшимся в XVIII–XIX вв. Обозначается цель в образовании «выразительной и высокохудожественной панорамы», воспринимаемой как издалека, так и с р. Оби.

Таким образом, можно предположить, что к 1960–1970-м гг. в профессиональном сообществе проектировщиков могло сложиться мнение о грядущей стабилизации численности населения города с исчерпанием ресурсов для стремительной урбанизации, связанной с индустриализацией за счет сельских жителей. В свою очередь, это открывало в более далекой перспективе (1980–2000-е гг.) планирование уплотнения центра города, в том числе в плане совершенствования градостроительного взаимодействия с р. Обью. Упоминает С.Н. Баландин и о планировавшемся во всех упомянутых генеральных планах (1937, 1950, 1964 гг.) восстановлении бывшего пруда Сереброплавильной фабрики, который был осушен решениями советских властей после 1926 г. Исчезновение пруда выше по течению р. Оби привело впоследствии к более активному образованию «побочней» по руслу реки – в частности, крупного острова Отдыха, впоследствии полуострова Побочень, площадью более 1 км2, сформировавшегося у восточного левобережного склона Оби возле центра Барнаула. Побочень уже учитывался в проектных планах 1960–1970-х гг. («Прибрежный парк композиционно увязывается с лесопарком и зоной отдыха, расположенной на полуострове» [9, с. 108]).

Известно, что еще в годы войны этот остров переформировали в полуостров насыпью и дамбой с углублением образовавшейся протоки и застройкой портового района Ковш. После паромной трагедии 1958 г. был построен легкий мост, позволявший с приобского плато попасть на полуостров Побочень [13]. В дальнейшем он рассматривался как существенная часть комплекса градостроительного взаимодействия центра города с р. Обью.

В 1977 г. в Барнауле на базе проектного института «Алтайгражданпроект» была образована Мастерская генеральных планов, коллектив которой впоследствии разработал комплексную реализацию градостроительного развития центра Барнаула (рис. 1), занявшую второе место во Всесоюзном конкурсе 1981 г. (рук. Н.Ф. Вдовин, архитекторы А.П. Долнаков, В.Д. Четошников, С.А. Боженко, В.Г. Ли Джи-Дзун и др.) [14, с. 57]. Конкурс проходил в период разработки Ленгипрогором нового генерального плана г. Барнаула, который был утверждён к 1985 г.

Первое место занял проект московского ЦНИИП Градостроительства с альтернативным построением так называемого поворотного «шарнира» на основном Обском бульваре от здания крайисполкома (Дома Советов). Возникновение «шарнира» было обусловлено более детальными разработками по рельефу местности и планируемой планировочной структуры в сравнении с решениями по генеральным планам 1910–1960-х гг.

В чем была альтернатива? Если в решении ЦНИИП Градостроительства «шарнир» с переломом пути на восточное направление возникал на пр. Комсомольском, на середине Обского бульвара, то в решении Алтайгражданпроекта «шарнир» закладывался восточнее, по ул. Промышленной, на кромке высокого обского побережья. Как вспоминал руководитель мастерской генпланов Н.Ф. Вдовин3, решение барнаульского коллектива позволило бы почти в буквальном смысле видеть р. Обь с бульвара. «Какой же это Обской бульвар, если мы не видим эту реку из центра города?» – говорил Николай Филиппович.

Есть данные, что на расчетный срок генплана (к 2005 году) город планировался с 900-тысячной численностью населения [15, с. 22]. Вероятно, и из этих соображений проект интеграции центра г. Барнаула начала 1980-х гг. был крупномасштабным и дальновидным: с широтным и меридиональным планировочным уплотнением не только почти всей территории до железнодорожной выемки, но и с предложениями по градостроительному развитию на п-ов Побочень, а также на правом (пойменном) берегу р. Оби.

Ко второй половине 1980-х гг., в соответствии с перечисленными проектами планировки, на замыкании пр. Ленина была сформирована общественная набережная протяженностью около 700 м, у наиболее низкого южного склона р. Оби, с высотой отметок относительно среднего уровня воды около 5–15 м, южнее ранее существовавшего городского пароходства и грузопассажирской пристани у «Ковша».

Рис. 1. Макет проектного решения застройки центра г. Барнаула/
Мастерской генеральных планов Алтайгражданпроекта [14]

Рис. 2. Проект Обского бульвара в Барнауле. 2003–20064

В частности, в 1986 г. было построено новое здание речного вокзала (арх. А. Гетте [16]). В 1980-е гг. было также принято решение о строительстве нового автомобильного моста с клеверной транспортной развязкой, открытых к 1997–1998 гг. Мост был проведен южнее п-ова Побочень по речному острову Помазкин, ставшему фактически полуостровом в связи с организацией насыпи, сообщающей его с правым берегом р. Оби.

С принятием нового Градостроительного кодекса (2004), первого постсоветского генерального плана г. Барнаула (2005), появились и обновленные проекты Обского бульвара, сконцентрировавшиеся на исторически первом направлении от здания Правительства Алтайского края у пл. Советов: в 2003 г. от компании Барнаулкапстрой [17], в 2006 г. на этой основе – от компании «ЛиК» (рис. 2) [18]. Проект предполагал надземную пешеходную эспланаду по центру, в духе советских разработок по развитию центров городов [19], а также высотную, высокоплотную застройку вдоль широкого бульвара. В поворотном «шарнире», продолжая планировочное предложение от ЦНИИП Градостроительства, размещали православный храм. Из доступных в открытой печати материалов просматривается надземный переход над ул. Промышленной с вертикальным, по-видимому, спуском на восточное побережье р. Оби.

Рис. 3. Реализация Обского бульвара в Барнауле к 2025 г. (выделено голубым цветом);
проекты планировки Барнаулкапстроя и «ЛиК» 2003–2006 гг. до Обского побережья5

Рис. 4. Фрагмент карты градостроительного зонирования Барнаула на 2024 г. [32]

К концу 2010-х гг., Обской бульвар шириной около 100 м. «продвинулся» от пл. Советов к театру Музыкальной комедии, затем до пр. Комсомольского и пр. Сибирского, на 600 м, что составляет не более 40% от любых запланированных до того градостроительных решений (рис. 3).

Актуальность вопроса о взаимодействии г. Барнаула и его центра с набережной р. Оби формируется в условиях очередных перемен в градостроительном законодательстве страны и края, в условиях нового осмысления всего опыта градостроительства в советское и постсоветское время [20]. В зависимости от того, в каком виде парадигма мастер-планирования адаптируется к российскому градостроительству, какие виды городского развития будут интересовать застройщиков и инвесторов, – сложится ситуация и с Обским бульваром, и с градостроительным уплотнением центра в контексте Обской набережной г. Барнаула в горизонте до начала 2030-х гг.

В принимаемом в настоящее время очередном генеральном плане г. Барнаула6, сохраняется видение Обского бульвара с «московским шарниром» и идущим от него фрагментом восточной набережной р. Оби на юг до элеватора протяженностью до 1,5 км (рис. 5, «2025»). Просматривается и некоторое развитие южного дублера по ул. Никитина с выходом через мост на п-ов Побочень. Нельзя не отметить, что вернулась в горизонт планирования разработка части Правобережья р. Оби и о-ва Помазкин. Статус п-ова Побочень, на данный момент, в планах остаётся неясным – станет ли он территорией земель лесного фонда, исключающего градостроительное развитие.

Рис. 5. Эволюция масштабов градостроительного освоения р. Оби у центральной части г. Барнаула
в генеральных планах 2005–2025 гг.7

В последние 5–10 лет, помимо крупных строек микрорайонов в Индустриальном административном районе [15], в Барнауле реализованы и запланированы крупные точечные жилищные проекты, включая высокоплотное внедрение застройки по ул. Партизанской, Ядринцева и Челюскинцев, на пл. Октября и по пр. Комсомольскому в центре города, а также резонансные на местном уровне жилые комплексы «Столичный» и «Локомотив».

В 2020-е гг. в Барнауле, как и в других сибирских городах [22], строятся дорогостоящие жилые комплексы (ЖК), потребовавшие сноса крупных общественных объектов, функционировавших в городе десятилетиями: ЖК «Сахаров-парк» [23] на месте парка «Барнаульская крепость» (2002–2022) [24]; 27-этажный ЖК «Барнаул» [25] на освоенной южной территории левобережья р. Оби на месте Речного вокзала (1986–2022 гг.) [26]; новое здание ЦУМа в качестве гостинично-делового комплекса у начала Обского бульвара по пл. Советов, со сносом бывшего здания универмага-ЦУМа (1958–2024) [27] и т.д. На территории планируемого Обского бульвара в настоящее время строится комплекс «Опера Резидентс» [28]. Вероятно, многоэтажная точечная застройка может быть заменена более сомасштабной человеку среднеэтажной высокоплотной. Однако реализация таких проектов по разным причинам остатся проблематичной [29, 30].

Отметим, что в новых правилах землепользования и застройки г. Барнаула [31] был введен градостроительный регламент «СОД-3» (смешанная и общественно-деловая застройка), допускающая строительство высотных зданий (более 75 м). На карте градостроительного зонирования – это территория ближайшего освоения по Обскому бульвару (рис. 4) [32]. Дискуссии известных в крае архитекторов и городских властей о перспективности и проблемах Обского бульвара вернулись к уровню активности времен 2000-х гг., в том числе теперь и по проблеме высотности его застройки [33–35].

Рис. 6. Застройка южной обской набережной Барнаула 2000–2020-х гг.: деловые центры «Парус» и «Бриг»;
три башни ЖК «Аквамарин»; на дальнем плане – ЖК «Родные берега»8

К настоящему времени, на южном участке набережной р. Оби, помимо разрешенного к строительству ЖК «Барнаул» уже были построены 24-этажный ЖК «Аквамарин» и два деловых центра (2000–2010-е), ЖК «Новая Пристань» и «Родные берега» (с 2010-х гг.), до ул. Ползунова (рис. 6). Стройка ведется уже по бывшей портовой зоне «Ковш» на соединении с п-овом Побочень, в направлении на север. Городские власти и крупные застройщики планируют засыпку «Ковша», для дальнейшей жилой застройки в формате микрорайона площадью 27,5 га [36, 37].

Таким образом, за последние два десятилетия сформировались следующие тенденции в планировании градостроительного взаимодействия центра Барнаула с обским побережьем:

1. Обской бульвар от здания краевого Правительства с «московским шарниром» протяженностью около 1,7 км остается самым устойчивым компонентом, «программой-минимум» в развитии широтных градостроительных контактов с р. Обью, с более чем вековой выдержкой в разных политико-общественных формациях (генпланы 1915, 1937, 1950, 1964, 1985, 2005, 2019, 2025 гг.).

2. Градостроительный масштаб проектов варьировался от всеобъемлющего освоения левобережной и правобережной набережных р. Оби, п-ова Побочень и о. Помазкин с суммарной протяженностью в десятки километров набережных, до полосы длиной 1,5 км, сообщающейся с Обским бульваром на восточном левобережье.

3. Наиболее крупными формами застройки, позволяющими приблизиться к градостроительному масштабу освоения территорий (планировочными единицами и группами зданий), остается высокоплотная, в том числе высотная застройка   с финансированием крупнейшими крупнейшими частными инвесторами в формате многофункциональных жилых комплексов (МФЖК), с дорогостоящей недвижимостью, под освоение которой могут быть реализованы общественно значимые проекты и благоустройство территории.

4. Помимо усложненной реализуемости крупномасштабной общественной застройки, существенной проблемой остается наличие большого массива частного сектора, составляющего разделяющий пояс глубиной 0,5–1,5 км между восточным побережьем р. Оби и центром Барнаула, западнее пр. Комсомольского и парка «Изумрудный».

5. Препятствием к свободному выходу на восточное побережье р. Оби остаются ряд промышленных и складских построек (некоторые – нефункционирующие), а также наличие железной дороги вдоль ул. Промышленной.

В контексте охарактеризованной исторической и современной градостроительной политики и тенденций рассмотрим ряд проектов, выполненных учащимися первой высшей школы архитектуры и дизайна на Алтае.

Проекты системы обских набережных г. Барнаула Института архитектуры и дизайна АлтГТУ им. И.И. Ползунова (обзор 2000–2025 гг.)

С начала XXI в. в ИнАрхДиз АлтГТУ [38] формируется один из научно-исследовательских и проектных векторов, связанных с разработкой Обского бульвара и системы набережных г. Барнаула. В более широком прочтении можно обозначить это направление как исследование и планирование градостроительного взаимодействия центра крупного города с высоким крутым побережьем крупной реки в условиях резко континентального климата (рис. 7).

Первая группа проектов (2000–2005) была посвящена новым общественным зданиям и пространствам по Обскому бульвару (дипломники С. Маилян, Д. Трофимов, О. Алёшина, М. Остапенко, рук. С.Б. Поморов, М.П. Диндиенко, В.А. Сидоров и др.).

Вторая группа проектов (2005–2015) сложилась под влиянием победивших проектов Всесоюзного конкурса 1981 г. (ЦНИИП Градостроительства и Алтайгражданпроекта) и повторившего заметную часть тех решений генерального плана г. Барнаула 2005 г. от Ленгипрогора, с горизонтом планирования до 2025 г.

Как видно из основного чертежа генплана 2005 г. (рис. 4), сохранялся масштабный план на освоение фрагмента р. Оби в центральной части г. Барнаула в качестве «водной улицы» между двумя системами набережных. При этом «шарнир» по Обскому бульвару принимался по московскому проекту 1981 г., между пр. Комсомольским и ул. Промышленной. Примечательно, что среди дублеров Обского Бульвара выделялся северный, идущий в широтном направлении от парка «Изумрудный» по бульвару 8 Марта.

Дипломники этого периода (рис. 6 А, Б) концентрировались в проектах на освоении и Обского бульвара с «московским шарниром», и на п-ове Побочень, а также на террасировании восточной набережной р. Оби на всем 5-километровом протяжении (от моста до моста).

Третья группа проектов (2016–2023) сложилась [39, 40] под влиянием очередного генерального плана г. Барнаула, принимавшегося в 2016–2019 гг., разработанного в Ленгипрогоре. Этот генплан стал менее «амбициозным» в вопросе градостроительного освоения побережья р. Оби. На горизонте планирования оставался только Обской бульвар без дублеров. От Прибрежной набережной в проекте оставался фрагмент от элеватора на юге (ул. Никитина/Анатолия) до ул. Шевченко на севере с единственным местом сообщения с Обским бульваром без детальной планировки (рис. 6 В, Г).

Четвертая группа проектов (с 2023-2025 гг.) начала складываться в контексте обсуждений очередного генерального плана г. Барнаула и перспектив нормативно-правового и практического становления методологии мастер-планирования в России.

Рис. 7. Проекты градостроительного взаимодействия центра г. Барнаула и р. Оби (архив ИнАрхДиз АлтГТУ):
«А» – А. Чернобровина и А. Милованова, рук. проф. В.Д. Четошников (2010);
«Б» – В. Федосцев, рук. проф. В.Д. Четошников (2015);
«В» – В. Ткаченко, рук. проф. С.Б. Поморов и доц. Ю.Г. Поморова (2019);
«Г» –  М. Куляхтина, рук. доц.  Е.В. Шарова (2022);
«Д» – А. Дударева, рук. доц. М.П. Диндиенко и доц. М.М. Диндиенко (2025),
«Е» – А Карпова., рук. доц. Р.С. Жуковский (2025)

Отметим, что в последние два учебных года (особенно, в 2024/2025), значительно возрос интерес студентов, магистрантов и аспирантов к тематике градостроительного сообщения центра Барнаула с побережьем р. Оби. Помимо внимания к архитектуре застройки левобережья, дипломники вновь разрабатывают крупные градостроительные решения, с охватом Обского бульвара, северных дублеров и прибрежного парка до железнодорожного моста без п-ова Побочень (рис. 6 Д, Е).

В рассматриваемых дипломных проектах комплексно решается либо весь планировочный район с уплотнением застройки (450га), либо восточный склон и набережная, с уплотнением только каркаса по Обскому бульвару и северному дублеру. Промышленно-складская инфраструктура выводится с территории набережной и компенсируется у железнодорожного моста, что должно являться частью градостроительной политики города и края. При этом станет возможной ликвидация прибрежной железнодорожной ветки.

Рис. 8. Панорамы застройки по восточному левобережному склону р. Оби в г. Барнауле,
формируемые по проектам А.Р. Дударевой (вверху) и А.В. Карповой (внизу).
Протяженность набережных около 2 км – от Обского бульвара (слева) до старого железнодорожного моста (справа)

Особое внимание уделяется силуэту застройки, видимому с р. Оби и на дальних подъездах к городу с Чуйского тракта. Обосновываются такие концепции, как «Зеленые врата» в город и ритмическое высотное акцентирование системы обских бульваров (рис. 8).

Выводы

На основе изложенных фактов, концепций, проектов, можно синтезировать гипотезу о вероятном сценарии эффективного, исторически емкого развития градостроительного взаимодействия центра Барнаула с побережьем Оби:

1. Восточная часть левобережья Оби остается наиболее близкой к центру города, высокоприоритетной для градостроительного совершенствования. Именно на восточное побережье выходит Обской бульвар, исторически самый устойчивый концепт, выдержавший не менее восьми генеральных планов города за 110 лет. Несмотря на существующие препятствия в виде полосы частного сектора и промышленно-складской застройки, освоение этой высокой (до 45 м) части набережной является реалистичным, с учетом успеха в террасировании аналогичного берегового склона у Нагорного парка в южной части левобережья р. Оби к 2018–2019 гг.

2. Программа-минимум в освоении восточного левобережья р. Оби – пробивка «Центрального обского бульвара» (ЦОБ) и формирование «Прибрежного парка» при нём.

3. Программа-максимум в освоении восточного левобережья р. Оби – пробивка не только ЦОБ, но и его дублеров (рис. 9):
- «Южных обских бульваров» от ул. Партизанской до ул. Никитина, берущих начала от «Сити-центра» по пр. Красноармейскому и на соединении южной и восточной набережных в районе устья р. Барнаулки, с вхождением на п-ов Побочень;
- «Северных обских бульваров» – в районе ул. Воровского, бульвара 8 Марта и ул. Профинтерна, берущих начало от парка «Изумрудный».


Рис. 9. Концепция «широтной системы обских бульваров» в качестве основы
градостроительного взаимодействия центра г. Барнаула и р. Оби на её левом берегу.
Схема Р.С. Жуковского

Таким образом, будет сформирована широтная система обских бульваров (ШСОБ), приоритетное развитие застройки и благоустройства вдоль которых обусловит формирование и дальнейшее функционирование набережной г. Барнаула по всей 5-километровой линии восточного левобережья р. Оби. Это даст возможность избежать огромного числа острых конфликтов с владельцами частных жилых домов и владельцев промышленно-складских предприятий.

4. Успехи в реальном строительстве крупных многофункциональных жилых комплексов и микрорайонов частными застройщиками дает понимание вынужденной необходимости использования этих форм градостроительного освоения на расчетный срок генерального планирования. Одной из форм гуманизации такой застройки в центре города может стать альтернатива в виде «горизонтальных жилых небоскребов» – высокоплотной среднеэтажной застройки квартального типа, с отдельными высотными акцентами.

5. ШСОБ будет обеспечивать не менее трех точек соединения с п-овом Побочень, независимо от намечаемой его роли на расчетный срок, в качестве застраиваемой или рекреационной территории.

В целом реализация ШСОБ создаст предпосылки как для формирования узнаваемого силуэта продолжительной и высокой набережной р. Оби в центре Барнаула, так и для улучшения обеспеченности центральной части города потоками свежего воздуха.

Примечания

1Разработка изначально велась с ведущим участием ИнАрхДиз АлтГТУ в рамках проекта с федеральным финансированием «Концепция туристско-рекреационного кластера «Барнаул – Горнозаводской город», с 2011 г.

2Архивные изображения карт и планов г. Барнаула 1890-1920-х гг., основного чертежа Генплана 1937 г. содержатся в другой нашей статье [10].

3Начальник мастерской генеральных планов Алтайгражданпроекта (1977–1982), главный архитектор г. Армавира (1982–1985), главный архитектор Алтайского края (1985–2002), заведующий кафедрой теории и истории архитектуры ИнАрхДиз АлтГТУ (2002–2016).

4Источник изображения: https://www.amic.ru/images/news/news/534637_size1.jpg?v=4 (дата обращения: 19.03.2025).

5Схема Р.С. Жуковского на основе изображения из источника https://tolknews.ru/picture/230500/960x.jpg

6Разработан московским Гипрогором; прошел все общественные слушания к концу 2024 г. [21].

7Фрагменты основных чертежей генеральных планов г. Барнаула. Представленные материалы были в открытом доступе в 2005–2024 гг. Представленные изображения – из личного архива Р.С. Жуковского

8https://gelio.livejournal.com/238075.html

References

1. Tumanik, G. N. (2004). Regional features of formation and development of downtown areas in large Siberian cities. DSc dissertation (Architecture). Moscow Architectural Institute (State Academy). [pdf]. Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01002730931   (in Russian).

2. The official site of Barnaul City (2018). The next stage of landscaping of the Nagorny Park territory and development of the Ob embankment is being completed in Barnaul [online]. Available at: https://barnaul.org/news/v-barnaule-zavershaetsya-ocherednoy-etap-blagoustroystva-territorii-nagornogo-parka-i-obustroystvo-n.html  (in Russian).

3. Altaiskaya Pravda (2023). The project of a 44-storey buildings at the River Station has again failed expert examination in Barnaul [online]. Available at: https://www.ap22.ru/paper/V-Barnaule-proekt-44-etazhek-na-Rechnom-vokzale-snova-ne-proshel-expertizu.html   (in Russian).

4. AMIC (2024). Capital of the world. A project for a residential complex and embankment on Rechnoy was presented in Barnaul [online]. Available at: https://www.amic.ru/news/stolica-mira-v-barnaule-prezentovali-proekt-zhilogo-kompleksa-i-naberezhnoy-na-rechnom-5500711   (in Russian).

5. Zhukovsky, R.S., Subbotina L.L. (2018). On urban development of areas reclaimed from the ash dumps of the thermal power plants in Barnaul. Bulletin of Polzunov Altai State Technical University, No. 1, pp. 175-180. (in Russian).

6. Neustadt, V. (2010). Our master plans are vast [online]. Altaiskaya Pravda. Available at: https://www.ap22.ru/paper/paper_2520.html   (in Russian).

7. The official site of Barnaul City (2018). For the 85th anniversary of the Oktyabrsky district: Bolshoy Glyaden, Maly Glyaden, Garden City [online]. Available at: https://barnaul.org/news/k-85-letiyu-oktyabrskogo-rayona-bolshoy-glyaden-malyy-glyaden-gorod-sad.html  (in Russian).

8. All-Union Population Census of 1939 [online]. All Altai. Available at: https://altlib.ru/a-ya/v/vsesoyuznaya-perepis-naseleniya-1939-goda/   (in Russian).

9. Balandin, S.N. (1974). The Architecture of Barnaul. Barnaul: Altai Book Publishing. (in Russian)

10. Ovcharova, D.A., Zhukovsky, R.S. (2022). Suburbanization of Barnaul City: a Retrospective Review and Development Forecast. Architecton: Proceedings of Higher Education, No. 3 (79), p. 7. – DOI 10.47055/1990-4126-2022-3(79)-7. (in Russian).

11. Tirskaya S., Katrenko, N. (2024) First master plan: the year 2024 is 120th anniversary of the author of the first master plan for Barnaul [online]. Vecherny Barnaul. Available at: https://barnaul.press/news/pervyy-glavnyy-v-2024-godu-ispolnilos-120-let-so-dnya-rozhdeniya-avtora-pervogo-genplana-barnaula.html  (in Russian).

12. Komarov, S.D., Topuridze, K.T. (eds.) (1977). Le Corbusier: Architecture of the 20th Century. 2nd ed. Moscow: Progress. (in Russian).

13. Real Estate: Altai, Barnaul (2017). The history of the Barnaul Kovsh river bay: from a restaurant to high-rise buildings [online]. Available at: https://realtai.ru/news/istoriya-barnaulskogo-kovsha-ot-restorana-do-vysotok#-   (in Russian).

14. Zhukovsky, R.S. (2022). Fundamentals of Urban Development: a study guide for students majoring in 07.03.01 and 07.04.01 "Architecture" and 07.03.03 "Design of the Architectural Environment" (bachelor and master levels). 1st ed. [ebook]. Barnaul: Polzunov Altai State Technical University. Available at: http://elib.altstu.ru/uploads/open_mat/2022/Zhukovskiy_OsnGradStr_up.pdf  (in Russian).

15. Zhukovsky, R.S., Vinogradova, L.S. (2023). Residential neighborhoods for the region of South-Western Siberia. 1st ed. [ebook]. Barnaul: Polzunov Altai State Technical University. Available at: http://elib.altstu.ru/uploads/open_mat/2023/Zhukovskiy_ZhMikrRegYZSib_up.pdf  (in Russian).

16. Rettich, V. (2021). Barnaul River Port. The Fate of the River Terminal Building [online]. Available at: https://dzen.ru/a/YF80e35AxGhTIO7  (in Russian).

17. AMIC (2023). Altai builders urge authorities to begin construction of Ob-River Boulevard in Barnaul [online]. Available at: https://www.amic.ru/news/altayskie-stroiteli-prizvali-vlasti-nachat-vozvodit-obskoy-bulvar-v-barnaule-534637 (in Russian).

18. Altapress (2024). Evgeny Rakshin told how his new residential complex can encourage other developers to start working on Ob-River Boulevard [online]. Available at: https://altapress.ru/realty/story/evgeniy-rakshin-rasskazal-kak-ego-noviy-zhk-mozhet-pobudit-drugih-developerov-pristupit-k-obskomu-bulvaru-346858  (in Russian).

19. Pronin, E.S. (1983). Urban downtown areas formation. Moscow: Stroyizdat.

20. Kolyzanikov, V.A. (2024). Regular and epoch-making innovations in national urban planning. Architecton: Proceedings of Higher Education, No. 4 (88). Available at: http://archvuz.ru/en/2024_4/14/  – doi: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_4(88)_14  (in Russian).

21. Committee for Construction, Architecture and Development of Barnaul City (2024). Conclusions from the results of public discussions in 2024 [online]. Available at: https://ksar.barnaul-adm.ru/zaklyucheniya-obob-2024   (in Russian).

22. Pomorov, S.B., Aksenova, S.B. (2024) Development of High-Rise Residential Buildings in the Conditions of Large Siberian Cities. News of Higher Educational Institutions. Construction, No. 7, pp. 93-103. – doi: 10.32683/0536-1052-2024-787-7-93-103. (in Russian).

23. Altai Real Estate Portal (2024). Towers worth 5 billion rubles have begun to be built near the Altai Krai government [online]. Available at: https://altayrealt.ru/news/69467-ryadom-s-pravitelstvom-altayskogo-kraya-nachali-stroit-zhilye-bashni-za-5-mlrd-rubley.html  (in Russian).

24. Altaiskaya Pravda (2020). Why do they liquidate the Barnaul Fortress [online]. Available at: https://www.ap22.ru/paper/Pochemu-likvidiruyut-Barnaul-skuyu-krepost.html  (in Russian).

25. Residential Complex Barnaul: complex by the river [online]. SibDom. Available at: https://altay.sibdom.ru/novostroyki/barnaul/11266-Barnaul/  (in Russian).

26. AMIC (2022). Farewell, era. In Barnaul, the river terminal building will be dismantled in a few days [online]. Available at: https://www.amic.ru/news/nedvizhimost/proschay-epoha-v-barnaule-na-dnyah-demontiruyut-zdanie-rechnogo-vokzala-502694  (in Russian).

27. Real Estate: Altai, Barnaul (2025). Barnaul administration issues permit for construction of new TsUM <сentral department store> [online]. Available at: https://realtai.ru/news/administraciya-barnaula-vydala-razreshenie-na-stroitelstvo-novogo-cuma#- (in Russian).

28. Premium quarter within the quiet city center [online]. Available at: https://operadom.ru/  (in Russian).

29. AMIC (2021). They argued about the need to build high-rise buildings in Barnaul city [online]. Available at: https://rg.ru/2021/02/25/reg-sibfo/eksperty-posporili-o-neobhodimosti-stroit-vysotki-v-barnaule.html  (in Russian).

30. Patrushev, G.V. (2023) Prospects for mid-rise residential construction in Barnaul. In: Science and Youth: proceedings of 20th All-Russian scientific and technical conference of students, postgraduates and young scientists.  Barnaul: Polzunov Altai State Technical University, pp. 32-34.  (in Russian).

31. Committee for Construction, Architecture and Development of Barnaul City (2024). Rules of land use and development of the urban district – the city of Barnaul, Altai Krai – 2024 [online]. Available at: https://ksar.barnaul-adm.ru/pzz-2024   (in Russian).

32. Real Estate: Altai, Barnaul (2023). For the 300th anniversary, they want to build an Ob-River Boulevard with skyscrapers in Barnaul [online]. Available at: https://altayrealt.ru/news/63878-k-300-letiyu-v-barnaule-khotyat-postroit-obskoy-bulvar-s-neboskrebami.html  (in Russian).

33. Altai Real Estate Portal (2023). Barnaul will decide how to build up Obskoy Boulevard with modern buildings [online]. Available at: https://altayrealt.ru/news/64207-v-barnaule-reshat-kak-zastraivat-obskoy-bulvar-sovremennymi-zdaniyami.html . (in Russian).

34. AMIC (2023). "Not in our lifetime": architect Dering named the timeframe for the appearance of Obskoy Boulevard: Barnaul builders proposed building a boulevard for the city's 300th anniversary [online]. Available at: https://www.amic.ru/news/ne-pri-nashey-zhizni-arhitektor-dering-nazyval-sroki-poyavleniya-obskogo-bulvara-519412  (in Russian).

35. AMIC (2025). "The City is starting to fever." An architect on how Barnaul will look in 25 years [online]. Available at: https://www.amic.ru/news/gorod-nachinaet-lihoradit-arhitektor-o-tom-kak-budet-vyglyadet-barnaul-cherez-25-let-556701   (in Russian).

36. Altai Real Estate Portal (2023). "Unsafe." Barnaul authorities decided to fill in and build up the Kovsh river bay [online]. Available at: https://altayrealt.ru/news/63656-nebezopasnyy-barnaulskie-vlasti-reshili-zasypat-i-zastroit-kovsh.html (in Russian).

37. AMIC (2024). The project for developing dilapidated neighborhoods along the Kovsh river bay has been approved in Barnaul [online]. Available at: https://www.amic.ru/news/proekt-zastroyki-vethih-kvartalov-vdol-kovsha-utverdili-v-barnaule-546487  (in Russian).

38. Pomorov, S. B. (2022). InArchDis in AltSTU – the Higher School of Architecture and Design in Altai. In: Architecture and Urbanism, Design and Fine Arts - 2021: Theory and History, Artistic Creativity and Projects. proceedings of international scientific and practical conference dedicated to the 20th anniversary of the first graduation of the Higher School of Architecture and Design in Altai [online]. Barnaul: Polzunov Altai State Technical University, pp. 9-14. (in Russian).

39. Tkachenko, V. O. (2019). Architectural and environmental formation of pedestrian spaces connected to river embankments in Siberian cities (using the example of Obskoy Boulevard in Barnaul). Master degree dissertation (Architecture). Barnaul: Polzunov Altai State Technical University [pdf]. Available from: http://elib.altstu.ru/vkr/magister?page=1&faculty=32&group=&q=&year=2019/   (in Russian).

40. Kulyakhtina, M.V. (2022). Architectural environment of a new public space with access to the river in the city of Barnaul: the principles of formation. Master’s dissertation (Architecture). Barnaul: Polzunov Altai State Technical University [pdf]. Available from: http://elib.altstu.ru/vkr/magister?page=2&faculty=32&group=&q=&year=2022  (in Russian).

Citation link

Zhukovsky R.S., Dindienko M.P., Dudareva A.R., Karpova A.V. Latitudinal system of Ob-River Boulevards: experience and prospects for developing urban planning interaction between the downtown Barnaul and the River Ob //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2025. – №2(90). – URL: http://archvuz.ru/en/2025_2/11/  – DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2025_2(90)_11 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 28.03.2025
Views: 65