Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (90) June, 2025
Arts and crafts
Izhganaitene Anastasia N.
Associate Professor,
V. Smagin Department of Monumental Decorative Painting and Design,
Institute of Architecture, Construction, and Design,
Irkutsk National Research Technological University,
Russia, Irkutsk, e-mail: ooo_colorcity@mail.ru
Sakharova Anastasia I.
Student, Department of Monumental and Decorative Painting and Design named after. V.G. Smagin
Research supervisor: Associate Professor A N. Izhganaitene
Institute of Architecture, Construction, and Design,
Irkutsk National Research Technological University
Russia, Irkutsk, e-mail: saharova.anastasya@yandex.ru
Monumental decorative design of corridor spaces in IRNTU
УДК: 75.052
Шифр научной специальности: 5.10.3
DOI: 10.47055/19904126_2025_2(90)_25
Abstract
Keywords: monumental and decorative art, corridor, interior, synthesis of architecture and fine art
Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ) – один из крупнейших вузов Сибири. Данное учебное заведение значимо для Иркутска и Иркутской области: здесь ведётся подготовка специалистов по техническим, социально-гуманитарным и художественным профессиям. Здание Иркутского национального исследовательского технического университета с 1998 года является площадкой для реализации творческих дипломных проектов выпускников кафедры монументально-декоративной живописи и дизайна им. В.Г. Смагина [1]. За 30 лет существования кафедры создано множество мозаик, витражей, росписей и гобеленов, которые помогли сформировать уникальное и самобытное пространство в интерьерах учебного заведения. Каждая работа становится частью единого ансамбля, формирующегося год за годом. Это сложная и масштабная задача, требующая не только опыта, но и глубоких знаний в области материаловедения, технологии и композиции [2].
Здание ИРНИТУ состоит из различных пространств, соединенных сложной коридорной системой (рис. 1). Коридоры как основное средство горизонтальной коммуникации заслуживают самого пристального внимания. Такие пространства имеют самую большую протяженность и проходимость, они ежедневно пропускают через себя поток обучающихся, преподавателей, административных работников и гостей университета. Зачастую коридоры в ИРНИТУ несут распределительную функцию, так как именно здесь находятся входы в административные кабинеты, учебные аудитории и другие помещения. Поэтому проблема их визуального оформления особенно актуальна. Монументально-декоративное решение коридоров улучшает их эстетическое восприятие, наделяя художественной идентичностью коммуникативную зону объекта, что, в свою очередь, совершенствует навигацию в пространстве университета.
Рис. 1. Схема коммуникативных пространств ИРНИТУ
Чтобы получить полное представление о проблеме монументально-декоративного оформления коридорных пространств в ИРНИТУ был проведен анализ литературных источников по данному направлению. Результаты исследований произведений монументально-декоративной живописи, выполненных в технике «мозаика» в интерьерах ИРНИТУ, представлены в статье С.С. Аносовой [3], где отражены основные принципы геометрического построения и размещения произведений монументальной живописи как средства гармонизации пространственной среды, рассматривается комплексный поход к дизайну сложившейся архитектурной среды. Согласно результатам исследования, замысел каждого монументального произведения должен создаваться непосредственно для конкретных условий пространственной среды, так как решение становится убедительным только в архитектурной ситуации, для которой было создано.
В исследованиях Э.В. Змановских установлены закономерности выбора художественных приемов и технологических средств дизайна предметной среды в зависимости от специфики пространства, учитывающие аспекты его психологического воздействия на человека, принципы структурной и композиционной организации и особенности жизненных процессов [4]. В работе предложена комплексная методика для решения как аналитических задач, так и научного обоснования практических приемов эстетизации интерьера, включающая схемы построения проектных решений для различных функциональных групп. Рекомендованы художественные приемы и технологические средства интерьерного дизайна с учетом требований к конструктивности исполнения, функциональности и эксплуатации в интерьерах общественных зданий.
Результаты исследований Д.В. Чурсина в сфере преемственности современной монументальной живописи традициям советской монументальной школы показали, что композиционные приемы основных направлений советской школы присутствуют в ней в различных сочетаниях и способах выстраивания отношений с архитектурой интерьеров [5]. Некоторые композиционные приемы ограничивают выбор видов монументальных композиций. Так, большие площади остекления в качестве контраста требуют плоскостного решения монументальных композиций, «укрепляющих» материальность и тектонику глухих стен. Сложное архитектурное пространство исключает «ковровый» принцип заполнения архитектурных элементов интерьера. Более широкими возможностями организации пространства монументальная живопись располагает в интерьерах с простой геометрией. Зрительное движение архитектурных форм и увеличение пространства в них достигается средствами иллюзорной живописи, которая находит здесь широкое применение.
Пойдина Т.В. и Бортников С.Д. изучали работы советских монументалистов 1960–1980-х гг. и их влияние на современное искусство, а также исследовали трансформацию и модернизацию традиций в монументально-декоративной живописи и дизайнерских решениях предметно-пространственной среды [6]. Согласно данным исследованиям, в крупномасштабных многофункциональных комплексах со сложными объемно-планировочными решениями, составом помещений и приемами пространственной композиции интерьеров, получили распространение асимметричные композиции с разновысокими объемами и угловыми акцентами. При этом монументально-декоративные композиции в проектно-художественной практике либо композиционно подчинены архитектурному решению, направлены на выявление формы, либо направлены на деконструкцию пространства, что выражается в создании нового композиционного центра, визуальной маскировки формы.
Результаты литературного обзора показали, что, несмотря на большое количество логических выводов, помогающих решить проблему монументально-декоративного оформления различных архитектурных пространств, задачи оформления именно коридорных пространств в контексте синтеза архитектуры и монументальной живописи разработаны недостаточно и освещаются в научных исследованиях незначительно. Данный вывод еще раз указывает на актуальность дальнейших исследований.
Оформление любого объекта предметно-пространственной среды – это обязательно работа с архитектурой. Она направлена на поиск важных моментов, которые отвечают утилитарным, конструктивным и экономическим требованиям. Конечная цель – достижение художественной выразительности. Обращаясь к анализу классических образцов организации архитектурной среды, можно сделать вывод, что главным условием является композиционное взаимодействие пространства и формирующих его декоративных элементов. При выборе приемов художественного решения среды следует помнить, что декоративные элементы всегда существовали как часть архитектуры сооружений и были ее органичным продолжением [4].
В целом ход работы представляет собой сложный и неразрывный процесс формообразования, из которого можно условно выделить стадию построения формальной композиции как отдельного декоративного элемента, так и пространства в целом. Эффективность прохождения этого процесса определяет логически обоснованный выбор художественных средств и приемов. Эти средства чрезвычайно разнообразны и каждое из них обладает специфическими свойствами и возможностями. Специализация «Художник монументально-декоративной живописи» предполагает деятельность, которая направлена на решение художественных задач в конкретных условиях архитектурной среды. Профессиональный художник умеет в комплексе исследовать реальную ситуацию, поставить необходимые задачи и предложить обоснованные пути их решения. Поэтому художнику монументально-декоративного искусства необходимо перед реализацией замысла выполнить аналитическую, проектную и исследовательскую работу.
Написание архитектурного анализа помогает выявить характерные особенности, закономерности, которые в дальнейшем оказывают большое влияние на проектирование композиции. Необходимо отметить, что при разработке эскиза учитываются не только функциональные характеристики объекта, но и символическая нагрузка произведения. Одновременно ведется работа над художественно-образным анализом. Также в процессе работы идет подбор тематических аналогов по теме и материалу с опорой как на современные произведения искусства, так и на работы старых мастеров.
Произведения монументального искусства тесно связаны с конкретным архитектурным пространством, с функциональным назначением сооружения. Такое композиционное единство достигается целым рядом приемов. Среди них – использование определенного ритма, пропорциональности и масштабности модуля в качестве объединяющих факторов [3].
Одной из первых дипломных работ, которая решала задачу монументально-декоративного оформления коридорного пространства университета стала композиция в интерьере административного корпуса ИРНИТУ «Знаки» (рис. 2).
Рис. 2. «Знаки». Мозаика. Корпус «А», 2 этаж, ИРНИТУ:
а – композиция в интерьере; б – фрагмент композиции.
Автор С.С. Аносова. Руководитель О.Г. Романюк. Фото: А.Н. Ижганайтене
Данное произведение выполнено в 1999 г. Коридор здесь имеет протяженную структуру: с одной стороны оконные проемы, с другой – входы в административные кабинеты. Окна обеспечивают хорошее естественное освещение в светлое время суток. Высота потолков небольшая, и, несмотря на то, что коридор сквозной, создается ощущение камерности. Принцип изображения – плоскостной.
Автор в данном случае выбирает островной принцип заполнения стены. Так на стене появляются несколько абстрактных геометрических форм, связанных между собой линейным элементом. Стена поделена цветом на несколько фрагментов, акцентирующих внимание на дверных проемах, полуколоннах и других элементах архитектурной конструкции. В основе абстрактной композиции лежит символическое прочтение каждой геометрической фигуры, именно поэтому она называется «Знаки». Например, круг – универсальный символ бесконечности, единства и гармонии; квадрат – символ стабильности и равновесия; линия символизирует связь между различными элементами, треугольник – баланс.
Этажом выше располагается произведение «Образы времени» (рис. 3), оно решает задачу монументально-декоративного оформления коридора корпуса «А» ИРНИТУ.
Рис. 3. «Образы времени». Мозаика, роспись. Корпус «А», 3 этаж, ИРНИТУ:
а – композиция в интерьере; б – фрагмент «Наука и Искусство»; в – фрагменты композиции.
Автор А.П. Речкин. Руководитель С.С. Аносова. Фото: А.Н. Ижганайтене
Коридор на этом этаже имеет похожую структуру с предыдущим интерьером, так как находится прямо над ним: с одной стороны оконные проемы, с другой – входы в кабинеты. Стена, где расположены двери, визуально разделена на четыре части вертикальными декоративными полуколоннами. Автор использовал эту архитектурную особенность, чтобы подчеркнуть образную составляющую произведения. Коридор достаточно узкий, и от стен нет хорошего отхода для полноценного визуального восприятия. Автор решает эту задачу, поделив стену на несколько цветных сегментов, для того чтобы можно было воспринимать произведение по ходу движения.
Необходимо заметить, что данный коридор не предназначен для длительного нахождения, это проходное помещение. Поэтому изображение на стенах должно быть максимально считываемым, контрастным и запоминающимся. Для решения этой задачи было выбрано композиционное оформление, структуру которого составляют несколько «островных» элементов, связанных между собой яркими пятнами фона. В качестве техники исполнения выбрана мозаика из керамической плитки. Крупные плоскости между мозаичным набором выполнены при помощи декоративной штукатурки с последующей покраской.
Для создания образа автор разработал композицию, состоящую из нескольких фигур, каждая из которых олицетворяет дух своего времени. Женские фигуры являются аллегорией эпохи Древнего Египта, Древней Греции и эпохи Возрождения. Крайние фигуры символизируют науку и искусство. Так как университет позиционирует себя как место, где можно получить всестороннее развитие во всех сферах технического, гуманитарного и культурного образования, тема науки и искусства очень часто используется в оформлении интерьеров ИРНИТУ [7].
Например, мозаика с элементами росписи «Искусство» (рис. 4), расположенная на втором этаже в коридоре корпуса «И». Для решения задачи по оформлению данного коридора автор использует те же композиционные приемы, которые рассматривались ранее. Визуально стена делится на несколько сегментов, основные композиционные узлы располагаются рядом с входами в кабинеты. Пространство между мозаичными элементами отделано штукатуркой с элементами росписи.
Рис. 4. «Искусство». Мозаика, роспись. Корпус «И», 2-й этаж ИРНИТУ:
а – композиция в интерьере; б – фрагменты композиции.
Автор В.А. Киргизов. Руководители С.С. Аносова, В.Г. Смагин. Фото: А.Н. Ижганайтене
Этот ход также уместен в данном интерьере, несмотря на то, что структура коридора отличается от двух предыдущих примеров. Это сквозное пространство без окон, связывающее два лестничных пролета на этаже. Выбор яркой и контрастной цветовой гаммы обусловлен отсутствием естественного освещения (искусственные источники света не дают достаточного освещения). Тема искусства раскрывается автором за счет изображения студентов, занимающихся различными видами художественного творчества.
Тема науки звучит в дипломных работах, выполненных для интерьеров ИРНИТУ гораздо чаще. Например, в 2016 г. сразу несколько дипломников работали над этой темой, решая сложную задачу монументально-декоративного оформления коридорного пространства Института энергетики, кафедры физики. Основываясь на выводах, полученных из анализа данного архитектурного объекта, студенты выявили характеристики коридорного пространства и сформулировали основные задачи, которые должны быть решены средствами монументально-декоративной живописи. В процесе исследовательской работы велся поиск особенностей композиционного построения произведения во взаимосвязи с архитектурой объекта (рис. 5). Данное коридорное пространство сквозное, его можно рассматривать, как объект, развивающийся в трех направлениях, где доминирует горизонтальное. С разных концов коридора имеются выходы на лестничные пролеты. К данному объекту примыкает коридор другого корпуса. Пространство посередине разделено небольшой рекреацией. Основная задача монументально-декоративного оформления – комплексное решение всего пространства.
Для зонирования интерьера используется принцип полицентрической композиции с применением нескольких композиционных центров и пауз между ними. Выбрано четыре рабочих плоскости для мозаичных произведений монументально декоративной живописи, симметрично расположенных справа и слева от центральной рекреации, напротив друг друга. Данный выбор обоснован постепенным восприятием монументально-декоративного оформления по ходу движения зрителя.
Рис. 5. Монументально-декоративное оформление коридорного пространства кафедры физики ИРНИТУ. Корпус «Б», 2 этаж:
а – «Квантовая физика». Мозаика, роспись. Автор А.А. Онучина. Руководитель: Е.В. Сергейчук;
б – «Электричество. Магнетизм». Мозаика, роспись. Автор Л.Б. Савина. Руководитель Л.Н. Малкина;
в – «Майкл Фарадей». Мозаика, роспись по керамической плитке. Автор Ю.Ю. Крупенич Руководитель С.С. Андрейко;
г – «Электричество». Мозаика, роспись. Автор Д.Н. Михайлов. Руководитель Л.Н. Малкина. Фото: А.И. Сахаровой
Площадь стен коридора составляет более 600 м2, поэтому для работы в этом пространстве потребовались объединённые усилия нескольких художников. С точки зрения формальной композиции вполне оправданным выглядит решение использовать принцип полицентрической композиции для распределения смысловых и цветовых центров: в конце коридора – крупное мозаичное произведение, в начале коридора – небольшой витраж над кабинетом заведующего кафедрой и в центральной части объекта – несколько равных по значимости композиционных элементов.
Рис. 6. Распределение акцентов. Монументально-декоративное оформление коридорного пространства
кафедры физики ИРНИТУ. Корпус «Б», 2 этаж: а – вход в коридор кафедры физики ИРНИТУ;
б – «Притяжение». Витраж, цветное стекло. Автор А.И. Семенюк. Руководитель М.А. Быкова;
в – «Интерференция цвета». Витраж, цветное стекло. Автор Л.Е. Сизых. Руководитель Н.В. Малышева;
г – «Познание». Мозаика, роспись. Автор Е.М. Никитина. Руководитель Д.В. Дорохин. Фото: А.И. Сахаровой
Доминантой в композиции можно считать мозаику в конце коридора, поскольку именно она просматривается практически с любой точки пространства и формирует у зрителя оценку визуальной привлекательности интерьера (рис. 6). Большую роль в определении художественной тематики монументального произведения играет функциональное назначение помещения. В данном случае в ходе исследовательской работы были определены три темы, характеризующие данное пространство: квантовая физика, молекулярная физика, электричество и магнетизм. В качестве смыслового центра монументальных произведений в центральной части коридора используются портретные изображения ученых, которые внесли значительный вклад в изучение физики. В области квантовой физики – это Альберт Эйнштейн, молекулярной физики – Михаил Васильевич Ломоносов, Дмитрий Иванович Менделеев, электричества и магнетизма – Александр Григорьевич Столетов, Майкл Фарадей и Никола Тесла (рис. 7). Портреты задают ритмику вертикальных направлений в поддержку уже имеющихся в интерьере ритмов ниш, колон и дверных проемов.
Основной задачей работы с портретами ученых стало не просто создание ряда узнаваемых образов, но, в первую очередь, разработка композиционной структуры, объединяющей все декоративные элементы, расположенные в центральной части коридора.
Рис. 7. «Майкл Фарадей», «Дмитрий Иванович Менделеев», «Альберт Эйнштейн».
Мозаика (фрагменты), роспись по керамической плитке.
Автор Ю.Ю. Крупенич Руководитель С.С. Андрейко. Фото: А.И. Сахаровой
Техника исполнения дипломных работ, составляющих центральный ансамбль, – мозаика из керамической плитки. Но, в отличие от предыдущих примеров, здесь используется роспись по керамической плитке наряду с классической техникой мозаики,. Эта техника позволила довольно точно воссоздать образы ученых, а выбор в качестве основной палитры тонового противопоставления белого и черного послужил задаче представления портретов как композиционных центров. В пользу выбора мозаики из керамической плитки в целом говорит и тот факт, что коридор является частью общественного здания с большим трафиком посетителей, поэтому существует необходимость использовать износостойкие материалы, которые выдержат частую влажную уборку.
В решении данного коридорного пространства наряду с мозаикой из керамической плитки использовалась витражная техника «тиффани» (рис. 6). В этой технике выполнено две дипломные работы, находящиеся в рекреации посередине и над кабинетом заведующего кафедрой – это важные композиционные узлы коридорной системы, на которых было необходимо сделать акцент. Тематика и изобразительный язык витражей соответствует остальным произведениям в данном коридорном пространстве, благодаря чему все монументально-декоративное наполнение воспринимается единым ансамблем.
Комплексные решения коридорных пространств в последние годы стали приоритетными для дипломников кафедры. Так, в 2023 г. было выполнено три дипломных работы в рамках решения коридорного пространства для корпуса «И» ИРНИТУ.
Рис. 8. Комплексное художественное оформление пространства «Энергия созидания». Корпус «И», 1 этаж, ИРНИТУ.
Авторы Н.В. Таюрская, М.О. Антонова, М.А. Баранова. Руководители Д.В. Дорохин, Г.В. Свердлов. Фото: А.Н. Ижганайтене
Две мозаики и витраж составляют единый ансамбль «Энергия созидания» (рис. 8). Архитектурный объект представляет собой коридор зального типа с сочетанием коммуникативного пространства (рекреации) и линейного (протяженный коридор со сквозными выходами), который является элементом зонирования пространства, отвечая за распределение посетителей. Ограниченное восприятие пространства позволило дипломникам спроектировать произведение монументально-декоративной живописи в насыщенных тонах, с выраженной динамикой в пластике. Характер эмоционального воздействия на зрителя динамичный, поэтому эмоциональная напряженность при первом впечатлении максимальна, также постепенно увеличивается по ходу приближения зрителя.
Композиция «Энергия созидания» в своем художественно-образном содержании отражает путь созидателя на этапе зарождения идеи, начинается этот путь с ровного потока мыслей. В композиции данная идея отражена в виде спокойного ритма горизонтальных структур. Далее продолжается формирование замысла, который автор изображает в виде метафорического «клубка» мыслей, объединяющего первоначальные идеи и трансформирующегося в нечто более осмысленное. Структура и ритмика композиции многообразна, она трактует мир как нечто бесконечное и непостижимое. Из элементов уже изученного и известного человечеству каждый ученый, изобретатель или художник может создать свой уникальный набор образов, который в дальнейшем объединяется в истинное произведение искусства, изобретение или достижение науки, являясь двигателем нескончаемого прогресса.
Одно из главных средств передачи эмоциональной информации в искусстве – цвет. Колорит художественного произведения должен быть гармоничным и нести в себе определенную символику, отвечающую как задачам художника, так и функциональному назначению архитектуры. В контексте данного решения цветовая гамма подобрана согласно тематике изучения науки геологии, так как рядом располагается именно кафедра геологии. Поскольку коридорное пространство в некоторых частях уже имело заданную цветовую палитру, художники также использовали эти цвета при проектировании композиции. Чтобы усилить взаимосвязь интерьера и монументально-декоративного оформления, были задействованы холодные серо-зеленые оттенки с добавлением светлых золотых акцентов. Цветовая палитра в данном решении нюансная и приглушенная.
Особую роль играет колористическое решение в монументально-декоративном оформлении коридора корпуса «К» ИРНИТУ. Художественно-образное содержание мозаичного ансамбля «Путь познания. Начало. Развитие. Становление» раскрывается здесь при помощи цвета (рис. 9). Смысловое наполнение мозаик отражает основные этапы образовательного процесса: начало пути, развитие и становление личности. Эти образы переданы через символику цвета, формы и структуры мозаичных панно, которые неоднородны по своей форме, но едины в общем контексте. Актуальность работы обусловлена необходимостью создания художественных произведений, которые интегрируются в архитектурную среду образовательных учреждений. Мозаики помогают формировать вдохновляющее пространство для обучающихся и создают атмосферу, благоприятную для нового старта и погружения в учебный процесс.
Рис. 9. Комплексное художественное оформление пространства
«Путь познания. Начало. Развитие. Становление». Корпус «К», 3 этаж, ИРНИТУ.
Авторы А.Д. Торопова, Г.П. Овсянкина, А.Г. Павлюченко. Руководители Д.В. Дорохин, Г.В. Свердлов. Фото: А.Н. Ижганайтене
Рабочая поверхность представляет собой 4 арки, которые являются несущими строительными конструкциями и делят данный интерьер на 3 части. Коридорное пространство здесь достаточно велико, что позволяет воспринимать монументально-декоративное оформление как вблизи, так и на расстоянии. Композиция раскрывается поэтапно. При взгляде на произведение с определенного ракурса можно заметить, что основные направления композиционных схем всех арок совмещаются, образуя единый рисунок. Данный эффектный художественный прием применен в поддержку образного решения, он символизирует цикличность жизни, бесконечность пути познания и развития. При движении по коридору в одном направлении зрителю открываются три мозаичные арки, выполненные в теплых тонах. Обратная сторона арок выполнена в контрастной холодной гамме. Каждая арка в коридоре символизирует определенный этап жизненного пути студента в стенах вуза: желтая – этап, связанный с поступлением в университет, предвкушением чего-то нового; оранжевая – целенаправленное развитие личности, связанное с профессиональным самоопределением, обретением самостоятельности; красная – становление студента специалистом, разбирающимся в своем деле, умеющим быстро анализировать ситуацию и принимать решения. Если же двигаться в обратную сторону, то мы увидим иное цветовое решение, связанное с внутренним состоянием человека, духовностью, вдохновением и интуицией. Каждая арка в данном случае раскрывает определенный этап внутреннего познания: фиолетовая символизирует понимание и осознание роли духовности и необходимости внутреннего развития; синяя – призыв к осмыслению окружающего мира, поиск высшего смысла; белая – открытие пути к истинному пониманию себя и окружающей реальности, раскрытие внутреннего потенциала.
В аспекте гармонизации пространственной среды университета важную роль играет формирование решений многочисленных коммуникативных пространств. Однообразие в восприятии подобных планировочных составляющих потребовало художественного обновления путем введения в среду активных декоративно насыщенных элементов, создания дизайнерских решений, которые в той или иной степени смогли дифференцировать восприятие окружения, направить движение, расставить в нем необходимые акценты. Специфика коридорных пространств требует комплексного подхода к решению среды, преобразующего систему однообразных переходов, имеющих только функциональную значимость, в помещение, наделенное качествами сложившегося интерьера [8]. Следует отметить, что произведения в коридорах ИРНИТУ решают ряд проблем архитектурных пространств. Таким образом, решение монументально-декоративного оформления конкретных коридоров необходимо рассматривать как сложную функцию множества компонентов и реализовывать ее комплексно с использованием декоративных форм и материалов с учетом всех объективных условий сложившегося пространства.
References
1. Smagin, V.G. (2014). Department of Monumental and decorative painting: catalog album. Irkutsk: IrGTU. (in Russian)
2. Smagina, L.I., Dovnich, N.A., Sverdlov, G.V. ( 2019). Vitaly Smagin and his school. Irkutsk: Artizdat. (in Russian)
3. Anosova, S.S. (2015). Mosaic. History and modernity. Mosaic works in the interiors of IrGTU. Vestnik IrGTU , No. 1 (96), pp. 81 – 88. (in Russian)
4. Zmanovskikh, E.V. (2009). Mosaic in the treatment of an existing architectural environment (using the example of IrGTU interiors). Vestnik IrGTU, No. 2 (38), pp. 156 – 162. (in Russian)
5. Chursin, D.V. (2016) Monumental painting in the interiors of modern public buildings. Summary of PhD dissertation (Architecture). Yekaterinburg: Ural State Academy of Architecture and Art. (in Russian)
6. Poidina, T.V., Bortnikov, S.D. (2016) The legacy of Soviet monumental and decorative art as a source of artistic and plastic traditions in design culture. Gramota, No. 12(74): in 3 hours, Part 1, pp. 152– 156. (in Russian)
7. Smagin, V.G. (2008). Creative space. From conception to creation of a piece of monumental decorative art. Irkutsk: Reprocenter A1. (in Russian)
8. Zmanovskikh, E.V. (2011). Basis of theory and methodology of art designing. Monumental and decorative painting in interiors of public buildings. Irkutsk: IrGTU. (in Russian)
Citation link
Izhganaitene A.N., Sakharova A.I. Monumental decorative design of corridor spaces in IRNTU //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2025. – №2(90). – URL: http://archvuz.ru/en/2025_2/25/ – DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2025_2(90)_25
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная