Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (91) September, 2025
History of architecture
Ivanova Alina P.
PhD. (Architecture), Associate Professor, Architectural Environment Design,
Pacific National University
Russia, Khabarovsk, e-mail: iva.nova@mail.ru
Stelmakova Tatiana O.
Master's degree student.
Research supervisor: A.P. Ivanova, PhD (Architecture), Associate Professor.
Pacific National University.
Russia, Khabarovsk, e-mail: 012862@pnu.edu.ru
Military theme in the cultural landscape of Khabarovsk. 1864-2025
УДК: 725.95:629.472.2(571.620)"19/..."
Шифр научной специальности: 2.1.11
DOI: 10.47055/19904126_2025_3(91)_10
Abstract
Keywords: military urbanism, garrison architecture, Khabarovsk, heritage, memorial spaces, framework of memory
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-28-20354, https://rscf.ru/ project/24-28-20354/ и Министерства образования и науки Хабаровского края (Соглашение № 119С/2024)
Введение
Традиционно историю «27 региона» делят на три мало комплементарных (чтобы не сказать – враждебных) друг другу этапа – дореволюционный, советский и постсоветский, однако тема защиты Отечества и служения Отечеству объединяет 170 лет русского присутствия на Дальнем Востоке в единый, поступательно развивающийся процесс.
Объект исследования – архитектурно-градостроительное наследие военно-силовых ведомств, предмет – процесс формирования историко-патриотического контекста, включающего, помимо улиц и зданий, символические пространства.
Географические рамки ограничены Хабаровском, который идеально подходит в качестве локации исследования. Основанный в конце весны 1858 г. как военный пост, Хабаровск до сегодняшнего дня является местом управления Восточным военным округом (ранее КДВО и ДВО). Градостроительная структура Хабаровска детерминирована военно-стратегическими соображениями, его главные улицы застроены краснокирпичной гарнизонной архитектурой и дворцами силовых ведомств, мемориальные пространства, формирующие городской «каркас памяти», перенасыщены образами русских офицеров – от основателя поста Хабаровки, капитана 13-го линейного Сибирского батальона Я.В. Дьяченко до маршала А.М Василевского, командовавшего разгромом японских войск в 1945 г.
Хронологические рамки – 1864–2025 гг. – заданы датировкой первого генплана Хабаровска, выполненного военным топографом М.М. Любенским и текущим годом (работа над статьЕй закончена накануне 80-летнего юбилея Победы).
Методология исследования. Статья написана традиционным способом, без использования нейросетей, на основе неоцифрованных (на момент завершения текста – май 2025 г.) материалов из библиотечных и архивных фондов, а также натурного обследования упоминаемых пространств и объектов. Уточнение терминологии. Раннее мы пытались романтизировать тему исследования, вводя в академический вокабуляр понятия «архитектура фронтира» и «архитектура Марса», но, не встретив понимания у коллег, решили использовать более конвенциональный термин «военный урбанизм», подразумевающий архитектурно-пространственное оформление военной функции.
Степень изученности вопроса. Мы посвятили анализу «казарменного дискурса» отдельное исследование [1], поэтому упомянем только один, но важнейший, источник – «Историю казарменного помещения войск в России» Н.П. Ляпидевского, печатавшуюся на протяжении 5 лет (1881–1885) в «Инженерном журнале» [2].
Рабочая гипотеза. Проявление темы служения и защиты Отечества предлагается рассматривать на трех уровнях: градостроительном, архитектурно-планировочном и символическом. В свою очередь, для каждого уровня можно выбрать государственный, региональный, городской или локальный масштаб (табл. 1).
Цель статьи – выявить проявления означенной темы в культурном ландшафте г. Хабаровска на градостроительном, архитектурном и символическом уровнях.
Таблица 1
Матрица выявления архитектурно-градостроительного наследия военных и силовых ведомств
1. Военный урбанизм. Большинство русских городов – от Санкт-Петербурга до Владивостока были основаны как крепости; почти все города восточнее Урала являются памятниками военной колонизации. Тема военного урбанизма в масштабах государства рассматривалась в легендарной серии прекрасно иллюстрированных томов «Русского градостроительного искусства» (под ред. Е.И. Кириченко, Н.Ф. Гуляницкого, Т.Ф. Саваренской, М.В. Нащокиной и др. 1993–2010).
В качестве примера военного урбанизма регионального масштаба можно привести проект организации солдатских слободок в полосе отчуждения КВЖД, предполагавший безвозмездную передачу русским военнослужащим земельных участков, конфискованных у китайцев. Неблагоприятный исход русско-японской войны приостановил формирование вдоль КВЖД тысячекилометровой военной линии, заселенной забайкальскими казаками и нижними чинами Заамурского округа, однако, даже по этому незначительному эпизоду можно судить о размахе русской военной колонизации на восточных территориях [3].
Другим примером является полностью реализованный к 1916 г. проект организации Амурской обороны, включающей создание укрепрайона в устье Амура (Чныррахская крепость под Николаевском), стационарной базы Амурской речной флотилии (далее – АРФ) под Хабаровском и временных баз АРФ под Благовещенском и Сретенском. Проблема обороны нижнего Амура рассматривалась в публикациях д.и.н. Р. С. Авилова, Чныррахской крепости посвящена монография М.И. Горновой [4]. Процесс строительства главной базы АРФ был подробно изучен нами в цикле статей, написанных на основе материалов, впервые выявленных в 1566-м фонде Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), в 326-м и 409-м фондах Российского государственного архива военно-морского флота (РГАВМФ), а также в 87-м и 701–704-м фондах Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (РГИА ДВ).
Городской масштаб. Рассмотрим на примере Хабаровска участие военного ведомства в формировании городской структуры. Исторический центр Хабаровска был разбит в соответствии с регулярным планом военного топографа М.М. Любенского (1864). Попытка наложить «гипподамовую сетку» (уместную для Николаевска-на-Амуре и Благовещенска, основанных на ровных прибрежных территориях) на ярко выраженный рельеф, привела к ожидаемым проблемам с заболачиванием и подтоплением участков, лежащих между тремя водоразделами, но вместе с тем придала городским панорамам необычайную для равнинных ландшафтов живописность и многоплановость (рис.1). Эффектные виды, открывающиеся в створах улиц, традиционно упоминают все путешественники.
По водоразделам идут три главные городские магистрали: по Военной горе – ул. Амурская/Тихменёвская (советское название – ул. Серышева), по Средней – ул. Муравьева-Амурского (Карла Маркса), по Артиллерийской – ул. Барановского (Ленина).
Рис. 1. Схема водоразделов в историческом центре Хабаровска
И сегодня Хабаровск, вытянутый на 33 км вдоль береговой линии Амура, отчетливо делится на Центральный, Южный и Северный округа, разделенные пустырями и перелесками (интенсивное освоение малозаселенных территорий началось буквально 2–3 года назад). Эта трехъядерная структура, сложившаяся в начале XX в., обусловливалась стратегическими соображениями. На дальнем северном фланге в 1908 г. по решению Особого комитета по береговой обороне была заложена база АРФ. Выбор участка на Воронежской протоке, в 12 верстах от города объяснялся тем, что там из-за поворота Амура на северо-восток русский берег уходит от обзора с китайской стороны. На южном фланге у Красной речки за десяток верст от городской черты из соображений безопасности были размещены военные стрельбища и летние лагеря.
Застройка Хабаровска началась с трех водоразделов (Военная, Средняя и Артиллерийская горы), перпендикулярных береговой линии (рис. 1). Параллельно Амуру были проложены первые улицы – Береговая (Алексеевская) и Инженерная. Сама топонимика указывает на роль военного ведомства в основании города. Гарнизоны в основном размещались на Артиллерийской горе, в локации, известной сегодня как Волочаевский городок (рис. 2).
Рис. 2. Проект расположений казарменных зданий и офицерских квартир для двух стрелковых полков
и управления стрелковой бригадой в Хабаровске. 19021
Так как краснокирпичные казармы и прочие гарнизонные постройки начала XX в. до сих пор используются по назначению, органично войдя в обиход современных воинских частей, мы ограничимся общим обзором. Специально оговорим, что копии генпланов, иллюстрирующие параграф, не имеют секретного грифа.
Дальневосточный гарнизон представлял собой самостоятельную автономную единицу расселения, включающую множество различных объектов, помимо казарм и офицерских флигелей. Перечень построек, необходимых для нормального функционирования гарнизона приводится в рапорте командующему Уссурийской железнодорожной бригадой от 24.06.1904 г., подписанном командиром батальона: «Доношу, что для размещения штаба вверенного мне батальона нужны следующие здания, причем степень необходимости постепенной постройки их выражена № по порядку: 1) цейхгауз казначейский для хранения мундирной одежды, запаса теплой одежды, полного комплекта амуниции снаряжения, походных и лагерных палаток и проч.; 2) здание под кузницу; 3) пороховой погреб для хранения патронов боевого комплекта; 4) конюшня на 20 лошадей; 5) обозный сарай для батальонных экипажей, походных кухонь и др. повозок, с отдельными помещениями для ранения сбруи, одежды конюхов и др. принадлежностей обоза; 6) помещения под мастерские: столярную, плотничью и колесную на 20 человек; б) оружейную и слесарную с небольшим кузнечным горном на 8 человек, швальню с отдельными комнатами для работы, закройную, комнаты с очагом для нагревания утюга на 40 человек, сапожная и шорная на 6 человек; 7) помещения под батальонную канцелярию; 8) казармы по расчету 200 человек с отдельными комнатами для ротной канцелярии, фельдфебеля, двух батальонных каптенармусов, двух фельдшеров, помещения под цейхгауз для хранения заручного оружия, комнаты для умывальников и хранения грязного белья; 9) помещения под столовую, чайную, библиотеку, солдатскую лавочку, кухню, пекарню с кладовками для продуктов и разных предметов обихода; 10) батальонная гауптвахта; 11) учебная команда; 12) офицерские квартиры; 13) цейхгауз квартирмейстерский для хранения материалов для всех мастерских; 14) баня для нижних чинов и помещения под прачечную с сушильней); 15) погреб для хранения керосина; 16) овсяной сарай с сеновалом»1, с.9
На выявленных нами в архивных фондах планах дальневосточных гарнизонов, помимо перечисленных объектов, часто указаны пункты врачебной помощи, представлявшие собственные планировочные структуры, включавшие: приемный покой, аптеку, лазарет, отделение для заразных больных (что было весьма предусмотрительно в связи с эпидемией легочной чумы, свирепствовавшей в 1910-х гг. в соседней Маньчжурии), прозекторскую с моргом, домик фельдшера и дом главврача, помещение для санитаров и собственные ретирады.
Плацы по краям фланкировались штабными постройками. Отдельный квартал занимали здания солдатских столовых с кухней и помещениями для хлеборезки. Одно- и двухэтажные офицерские флигеля были рассчитаны на 2 или 4 семьи, кроме того, предусматривались компактные в плане дома для холостых офицеров. В дальневосточных гарнизонах отхожие места, называемые на генпланах «ретирадами» выносились на значительное расстояние от жилых помещений.
В качестве примера военного урбанизма локального уровня можно привести Хабаровский окружной арсенал, до 1908 г. – Хабаровская окружная артиллерийская мастерская, основанная в 1899 г. на берегу Амура, близ Уссурийской ж/д в 4–5 верстах ниже Хабаровска (рис. 3).
Рис. 3. План расположения Хабаровского окружного Арсенала2
Подробное описание Арсенала содержится в отчете ревизионной комиссии сенатора Глищинского, инспектировавшей Приамурский военный округ в 1910–1911 гг. и осмотревшей практически все объекты военного ведомства, возведенные к этому времени. Арсенал, построенный в 1900–1912 гг., представлял собой автономную производственно-жилую единицу. Арсенал «предназначался для изготовления и капитального ремонта лафетов, передков, зарядных ящиков, мелких частей, конской амуниции и всевозможной принадлежности материальной части артиллерии»1, с. 23. В главном здании (кирпичном, Н-образном в плане, хорошо читаемом на обоих приведенных планах) размещались цеха и мастерские. В боковых корпусах – литейные, слесарные, кузнечные, сборочные с токарными, механические, лесопильные, токарные по дереву, столярная, малярная и шорная мастерские, а также кладовая и канцелярия металлического и деревянного отделения арсенала. Средняя (соединительная) часть здания была занята под главное машинное отделение, где находились две динамо-машины переменного тока, 100-сильная паровая машина и проч. Помимо главного здания, в комплекс арсенала входили: водопровод с напорной башней, кирпичное сушило, склады материалов, жилые помещения и разные хозяйственные постройки. По мнению ревизионной комиссии, «наружный вид всех зданий вполне удовлетворителен» 1, с. 23. Весь участок арсенала был обнесен забором из колючей проволоки. За этой оградой находился ряд бывших госпитальных бараков, приспособленных для жилья офицерских и классных чинов арсенала. «Бараки бревенчатые, на стульях, завалены до 2–3 венца землей, не обшиты, внутри не оштукатурены, полы по лагам ординарные, потолок в разбежку, стены в пазах со щелями. Живущие жалуются на холод и тесноту. В нескольких шагах от арсенала в приспособленной фанзе помещается ремесленная школа арсенала на 22 человека с интернатом. Школа содержится частью на средства арсенала, частью на заработанную плату учеников. Личный состав состоит из 20 офицеров, 1 вольнонаемного инженера-технолога, 228 нижних чинов и 110 вольнонаемных мастеров. Во время русско-японской войны был усилен до 400 мастеровых из нижних чинов и высылкою по распоряжению Главного Артиллерийского управления из Петербурга 53 человек более искусных мастеровых, за недостатком таковых в крае» 1, с. 23.
2. Архитектурное наследие военного ведомства
«Красные казармы», которые дальневосточники считают уникальной и ключевой особенностью регионального архитектурного ландшафта, сохранились во многих русских городах от Санкт-Петербурга до Иркутска и являются убедительным примером единой «гарнизонной эстетики» общегосударственного значения. Региональные особенности гарнизонной архитектуры рассматривались нами ранее [6].
Военная архитектура имеет широкую типологию, что хороша видно на примере Хабаровска, где помимо краснокирпичных казарм, офицерских флигелей, артиллерийских складов, штабных и госпитальных построек, сохранилось впечатляющее размерами здание Кадетского корпуса (утрачен большой купол, который придавал бесконечно длинному фасаду выразительный силуэт, визуально «собирал» оба крыла и акцентировал центральный блок с парадным входом).
Самой элегантной постройкой раннего, краснокирпичного пласта хабаровской архитектуры было здание Офицерского собрания возведенное на Береговой улице по проекту военного инженера подполковника В.Г. Моора (1884). Собрание было полностью перестроено в 1916 г. Этот, единственный хабаровский объект, который, с большой долей допущения, можно назвать «дворцом», до последнего времени являлся ключевым элементом речного фасада города. Парадный облик Собрания, контрастирующий с «рациональным» кирпичным стилем, типичным для гарнизонной архитектуры, спас здание в революционные года: его объявили Дворцом труда. Затем там размещался Художественный музей и краевая филармония. Благодаря высокому статусу «очага культуры» Офицерскому собранию удалось сохранить не только внешний облик, но и интерьеры.
Улицы Серышева и Ленина на 2/3 застроены зданиями, так или иначе связанными с военными и силовыми ведомствами, причем более поздний советский слой постепенно замещал/вытеснял первоначальную краснокирпичную гарнизонную архитектуру 1884–1914 гг. На главной городской магистрали (ул. Муравьева-Амурского/Карла Маркса), исторически имевшей светский, репрезентативно-торговый характер, монументальные постройки силовых ведомств появились в 1930-е гг., но цельный ансамбль так и не сложился. На 10 поперечных улицах, спускающихся и поднимающихся по склонам сопок, расположены десятки разрозненных объектов, возведенных в течение полувека (конец XIX – первая половина XX в.) военными и силовиками – от небольших одно-, двух-, трехэтажных особняков командного состава до циклопического дворца НКВД с гигантским жилым домом для его работников (табл. 2, 3). Многие из этих зданий взяты под охрану как объекты культурно-исторического значения, описаны в Своде памятников и книгах нашего учителя, доктора архитектуры Николая Петровича Крадина.
Таблица 2
Архитектурное наследие военного ведомства в г. Хабаровске. Ранний, краснокирпичный пласт, 1886-1920-е гг.
Постройки 1970–1990-х гг. на ул. Серышева (огромный комплекс военного госпиталя, вторая очередь здания штаба ДВО, жилые дома для офицерского состава, военный универмаг и проч.) являются памятниками качественного позднесоветского модернизма.
Более подробно хабаровская архитектура военно-силовых ведомств будет рассмотрена в отдельной статье. Так как большинство исторических построек военно-силовых ведомств используются по первоначальному назначению, мы не приводим фотофиксации, ограничиваясь схемами фасадов.
Таблица 3
Советское архитектурное наследие военно-силовых ведомств, г. Хабаровск. 1930-1956 гг. От констроктивизма к послевоенному палладианству
3. Символический уровень на котором в культурном ландшафте русских городов артикулируется военная тема также можно рассматривать в государственном, региональном и локальном масштабах. Очевидно, что «точкой сборки» Советского Союза был Мамаев курган (1959–1967, арх. Е.В. Вучетич) – главное сакральное пространство всей страны. Сегодня новой «точкой сборки» стал Главный храм Вооруженных сил Российской Федерации (Одинцовский городской округ Московской обл. 2018–2020, арх. Д.М. Смирнов) с примыкающим к нему военно-патриотическим парком культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот». Символическими пространствами общегосударственного масштаба являются площади со стелами «Город воинской славы», появившиеся в 45 городах РФ от Выборга и Кронштадта до Петропавловска-Камчатского и Владивостока.
«Каркас памяти». Говоря о Хабаровске, обычно вспоминают «зеленый каркас» города, образованный парками, «нанизанными» на ул. Муравьева-Амурского и бульварами (Амурским и Уссурийским), проложенными между водоразделами по руслам рек Чердымовки и Плюснинки и соединенными трехкилометровой набережной с парковой зоной. Мы же предлагаем выявить в городской ткани не менее важный «каркас памяти», объединяющий сакральные городские пространства и объекты в единое символическое поле.
«Каркас памяти» складывался на протяжении столетия, с первых обелисков над могилами героев 1920-х гг. до 2020-х гг.; основные этапы его формирования связаны с символическими датами Октябрьской революции и Победы. Например, монумент «Черный Тюльпан» был открыт 22.06.1997, памятник молодым защитникам Хабаровска – 6.10. 1977 – накануне 60-летнего юбилея Октябрьской революции, пилон на пл. Славы – 9 мая 1975, в честь 30-летнего юбилея Победы и т. д.
Мы выделили ключевые точки «каркаса памяти», локализованные на Военной, Срединной и Артиллерийской горах, а также в распадках между водоразделами, в устьях Амурского и Уссурийского бульвара (рис. 4). Конечно, в городе множество других объектов, увековечивших воинские подвиги, но выбранный нами маршрут связывает все эпохи: Амурский фронтир, гражданскую войну, Великую Отечественную войну, выполнение «интернационального долга» на излете советской власти, «локальные боевые действия» постсоветского периода.
С 1886 г. ключевым сакральным пространством Хабаровска была Соборная площадь на Срединной горе, парящая над безбрежным Амуром. В 1923 г. площадь переименовали в Красную, что должно было символически связать дальневосточный форпост с советской столицей. На месте снесенного в 1930 г. Успенского собора был организован вход в парк ОДОСА (Окружной Дом офицеров Советской армии). Стало формироваться новое символическое пространство, включающее историческое здание Офицерского собрания, здание ОДОСА, состоящее из трех, последовательно возведенных блоков (стилистически решенных в конструктивизме, ар-деко и классицизме, табл. 2, рис. 1) и парка ОДОСА с легендарным колесом обозрения. В 1956 г. по проекту московского архитектора М.И. Барща, ученика И.В. Жолтовского, на площади, в очередной раз переименованной в Комсомольскую, был воздвигнут памятник Героям гражданской войны на Дальнем Востоке – 24-метровый гранитный обелиск с бронзовой группой «приамурских партизан» у подножья (скульптор А.П. Файдыш-Крандиевский). Силуэт обелиска, поставленного в створе ул. Карла Маркса, удачно замкнул главную визуальную ось Хабаровска, а обычный пешеходный маршрут получил эмоциональное завершение. Объективно говоря, это качественный образец послевоенного советского классицизма, профессионально вписанный в сложившийся городской ландшафт. Формирование ансамбля на Срединной горе, объединяющего знаковые военные постройки, памятники и парки завершилось в 2015 г., когда Комсомольская площадь была дополнена мемориально-парковой зоной со стелой «Город воинской славы» (скульптор С.А. Щербаков).
Главное сакральное пространство советского и постсоветского Хабаровска – мемориальный комплекс на пл. Славы – формировалось на протяжении 40 лет (1975–2015). Площадь была заложена на Артиллерийской горе, откуда открывается захватывающий вид на Амур и Уссурийский остров, в честь 30-летия Победы. Высокий пилон с именами Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Славы и Трудовой Славы (арх. А. Н. Матвеев, Н. Т. Руденко) стал главной вертикальной доминантой исторического центра (впоследствии стройный силуэт пилона потерялся на фоне построенного в 2003 г. гигантского Спасо-Преображенского кафедрального собора). Через 10 лет, к 40-летнему юбилею Победы, ниже по рельефу в сопку был врезан мемориал с Вечным огнем, окруженный стеной из черного полированного камня с 19 000 высеченными именами участников Великой Отечественной войны (1985, арх. Г. И. Потапов, скульптор Э.Д. Маловинский). В 2003 г. в ансамбль включили монумент «Дальневосточникам, павшим в локальных войнах и военных конфликтах», состоящий из трех пилонов и земной полусферы; окончательно мемориал был завершен к 70-летнему юбилею Победы (2015). К сожалению, главная визуальная ось ансамбля, проходившая от Вечного огня к тройному пилону, сквозь который открывался потрясающий вид на амурские закаты, сегодня перекрыта коммерческой высотной застройкой .
На Военной горе в честь 60-летнего юбилея Великой Октябрьской революции (1977) был установлен Памятник молодым защитникам Хабаровска, погибшим 19 декабря 1921 г. (скульптор Э. Буданцев) – динамичный образ комсомольца-красноармейца с развевающимся знаменем в руке, замыкающий видовой луч в створе ул. Инженерной/Тургенева. Через 27 лет (2004) обветшавшую гипсовую скульптуру заменили металлической копией. Художественные достоинства объекта вызывают различные оценки, но удачное размещение (арх. А. Ческидов) сделало памятник третей ключевой точкой городского центра.
У подножия Комсомольца, застывшего в «летящем» ракурсе, начинается Инженерная улица (с 1912 по 17 г. – Романовская, в честь 300-летия правящей династии, ныне Тургеневская). Она спускается вниз по южному склону Военной горы к Амурскому бульвару, где открывается вид на монумент «Черный тюльпан» (монумент, отлитый из отстрелянных снарядных гильз и посвященный погибшим при выполнении интернационального и воинского долга в мирное время, арх. Ю. Кукуев, 1997). Далее Инженерная улица поднимается по северному склону Средней горы к площади со стелой «Город воинской славы», а затем к Комсомольской площади с гранитным обелиском, увековечившим память приамурских партизан. Затем улица спускается к Уссурийскому бульвару, прямо в сквер Пограничной славы (2018–1920, автор главный художник города, чиновник администрации С. Пеньков), включающего множество стел, барельефов, скульптур и шестиметровую арку; и вновь поднимается – по северному склону Артиллерийской горы к мемориалу Вечного огня и пл. Славы. Инженерная улица – главный маршрут в «каркасе памяти», связующая его основные объекты и пространства. Ключевые точки этого маршрута системой лестниц соединены с огромным прибрежным парком, носящим сегодня имя Н.Н. Муравьева-Амурского.
Рис. 4. Схема Хабаровского «каркаса памяти»
Параллельно Инженерной улице вдоль Амура была проложена улица с очевидным названием Береговая (Садовая, Алексеевская, ныне Шевченко), на которой рядом друг с другом расположены три важных объекта: бывшее здание Офицерского собрания, сложносоставной ансамбль ОДОРА, включающий блоки в конструктивизме, ар-деко и послевоенном классицизме, а также Военно-исторический музей Восточного (Дальневосточного) военного округа, основанный 9 мая 1984 г. в здании Государственного банка, с 1930-х гг. занимаемого военными учреждениями (в 1945 там размещался штаб 2-го Дальневосточного фронта). Во дворе музея под открытым небом экспонируется множество военной техники (рис. 5).
Рис. 5. Схема центральной части «каркаса памяти», объединяющего две площади –
Комсомольскую и пл. Хабаровск – город воинской славы),
три архитектурных объекта с военной семантикой и 5 мемориальных объектов
Парк, спускающийся по склонам сопок к Амуру, расположен на разных уровнях и украшен скульптурами, бюстами и монументами, напоминающими о военной истории города, края и страны. Пространство парка, включенное в «каркас памяти», объединяет две героические эпохи, персонифицированные в образах русских офицеров.
На верхнем ярусе установлены памятники героям Амурского фронтира – генерал-губернатору Н.Н. Муравьеву-Амурскому (1891, скульптор А.М. Опекушин, повторная установка 1991, скульптор Л.В. Аристов), Г.И. Невельскому (1951, скульптор Л. Бобровников), капитану Я.В. Дьяченко (2008, скульптор А. И. Рукавишников). Помимо скульптур, об Амурском фронтире напоминают трофейные пушки на террасе у Краеведческого музея.
Нижний ярус парка, несмотря на спортивную функцию, является символическим пространством памяти советской эпохи. В 1956 г. там по приказу маршала Р.Я. Малиновского был построен стадион им. Ленина с великолепной дорической колоннадой. Центральную клумбу парка до сих пор украшает скульптурная композиция «Ленин и красноармеец». У входа на Амурский бульвар установлены монумент «Черный тюльпан» (1997 г., скульптор Ю.А. Кукуев, арх. В.П. Хахаев) и бюст маршалу Р.Я Малиновскому (2000, скульптор Э. Маловинский), у северного входа в парк стоит отличный памятник маршалу А.М Василевскому, командовавшему в 1945 г. войсками, разгромившими квантунскую армию Японии. Памятник в полный рост маршалу Василевскому (2016) и стела «Хабаровск – город воинской славы» на Комсомольской пл. (2015), выполненные одним из ведущих скульпторов РФ – народным художником Салаватом Щербаковым, символически закрепляют границы обширной мемориальной зоны, включающей прогулочные и парковые пространства вдоль набережной Амура (рис. 6).
Рис. 6. Схема символических пространств Хабаровска с предполагаемые веломаршрутом «Кольцо памяти»
Символические пространства локального масштаба. База Амурской речной флотилии (основана в 1903), с 1930 г. – база Краснознаменной амурской флотилии (КАФ), расположенная на дальнем северном фланге Хабаровска, отделена от городского центра десятками километров малозаселенной (местами пустынной) территории, слабо включена в городскую структуру и поэтому рассматривается отдельно. Там на протяжении 70 лет складывалось собственное символическое «пространство памяти» (рис. 7). Далеко вынесенным форпостом базы КАФ служит бронекатер БК-302, входивший в состав Дунайской флотилии и в 1964 г. доставленный на р. Амур. Во время открытия (5.05. 1975) катер на высокой бетонной волне акцентировал поворот на базу КАФ и отлично читался на фоне бескрайней панорамы Амура. Сегодня он практически незаметен из-за разросшихся сосен. В честь очередного юбилея Октябрьской революции неподалеку была установлена бетонная стела – идеологический знак сомнительных художественных достоинств. Насколько катер до сих пор любим народом, и является точкой притяжения для детей/подростков, настолько же абстрактный, лишенный «человеческого измерения» идеологический знак выпадает из общественного коммуникационного пространства. Доведенная до крайней степени схематизация препятствует выстраиванию диалога между объектом монументальной пропаганды и зрителем.
Главная улица базы КАФ названа в честь Руднева. Этот топоним объединяет память о Герое Советского Союза, начальнике политотдела базы КАФ С.В. Рудневе и капитане легендарного крейсера «Варяг», адмирале В.Ф. Рудневе. Именно в честь него в ноябре 1987 г. была открыта памятная доска, ставшая с одной стороны символом новой – постсоветской эпохи, попыткой восстановить порванную связь времен и вывести на свет из потемков забвения легендарных героев Тихоокеанской России, а с другой – «точкой отсчета» главной магистрали базы КАФ. Композиционный центром района – площадь перед палладианским Дворцом культуры завода судостроителей. На северной стороне площади в 1962 (по другим сведениям в 1969 г.) установлен памятник работникам завода им. С. М. Кирова, погибшим в годы Великой Отечественной войны. По информации из музея завода им. С.М. Кирова вместе с профессиональными скульпторами из Московских художественных мастерских (упоминается имя В.С. Раевского) в создании мемориала принимали участие рабочие завода, что являлось обычной практикой. Еще несколько заводских мемориалов на базе КАФ были выполнены по эскизам заводчан и реализованы на добровольных началах.
Рис. 7. Мемориалы и памятники базы КАФ, Хабаровск
В завершение параграфа остановимся на локальном символическом пространстве линейного типа, формирующемся вдоль фасада штаба Восточного округа. Комплекс штаба, объединяющий огромный корпус бывшего Кадетского корпуса и не менее протяженный советский блок, занимает значительную часть ул. Серышева. На западном фланге штаба разбит мемориальный сквер с памятником маршалу Г.К. Жукову и стелой с именами командующих КДВО, ДВО и ВВО. Кроме того, в сквере находится миниатюрный музей боевой техники (танк МС-1 на высоком постаменте, артиллерийские орудия и проч.) а также двухметровый силуэт красной звезды. На восточном фланге штаба недавно установлен бюст генералу А.В. Хрулеву, рядом стоит на постаменте с надписью «Воинам-ремонтникам» военная машина 1940-х г., затем – скульптурное изображение повара у солдатской походной кухни («Воинам-тыловикам»). Входные группы штаба акцентированы артиллерийскими орудиями. Все эти разнообразные объекты образуют насыщенную семантическую цепочку, требующую от прохожих живого эмоционального отклика. Чередующиеся человеческие образы и военная техника убедительно рассказывают историю Дальневосточного военного округа. Важно, что эта линейная мемориальная экспозиция интересна и понятна младшему поколению.
Попытка классификации. Мемориальные объекты можно классифицировать по их месту в символической «иерархии памяти», определяемой важностью увековеченного события в истории нашего государства. Безусловно, на первом месте, независимо от художественного уровня исполнения, находятся мемориалы, посвященные Великой Отечественной войне. Затем следуют мемориалы, связанные с ключевыми моментами государственной истории (революция 1917 г., гражданская война, локальные боевые действия и т. д.). На третьем месте в этой условной «иерархии памяти» расположены памятники культурным героям (первопроходцам, крупным административным и военным деятелям), а на четвертом – объекты военной техники.
Объекты первой категории – самые важные в культурном ландшафте, они формируют сакральные пространства общегородского и районного значения. Объекты, выделенные во 2 и 3 пункты, визуализируют связь региона с общегосударственной историей. Объекты 4-го пункта можно рассматривать как памятники воинской славы, связанные с охраной цельности государственной территории. Впрочем, можно предложить и другой способ осмысления артефактов памяти.
Таблица 4
Типология артефактов памяти г. Хабаровска
Кроме материальных объектов в формировании символических пространств важную роль играет топонимика: названия населенных пунктов, улиц и общественных пространств – парков, скверов, аллей и проч.
К 80-летию Победы в Хабаровске появился ряд арт-объектов, созданных молодыми художниками и школьниками (например, роспись подпорной стенки на Краснореченском шоссе, муралы на 10 трансформаторных подстанциях). Эти дизайн-интервенции в городскую среду менее масштабны и долговечны, чем мемориалы, созданные к прошлым юбилейным датам. Однако, по словам мэра Хабаровска, во всех районах будут заложены «аллеи Победы» [7], что позволит объединить «зеленый каркас» города с «каркасом памяти».
Выводы
В результате исследования темы служения и защиты Отечества в культурном ландшафте Хабаровска на градостроительном, архитектурном и символическом уровне выявлены:
– определяющая роль военного ведомства в формировании городской планировочной структуры (1864–1914);
– три разновременных пласта архитектуры военно-силовых ведомств, определившие облик исторического центра города: 1884–1914 гг. (краснокирпичная гарнизонная одно-, двух-, трех-, четырехэтажная застройка), 1930–1950-е гг. (крупномасштабные штабные и жилые здания в ар-деко и безордерном классицизме), 1970–1980-е гг. (позднесоветский модернизм);
– «каркас памяти», основной маршрут которого проходит по Инженерной (Тургенева) ул. и включает систему мемориальных пространств и объектов. Кроме того, изучены локальные символические пространства у штаба ВВО и на базе КАФ.
Совокупность градостроительного, архитектурного и символического уровней проявления темы служения и защиты Отечества создают историко-патриотический контекст, обладающий высоким воспитательным потенциалом.
Примечания
1РГВИА. Ф. 349. Оп. 41. Д. 491. Проект расположений казарменных зданий и офицерских квартир для двух стрелковых полков и управления стрелковой бригадой в г. Хабаровске. 1902 г.
2Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). Ф. И-39. Оп. 2. Д. 1.
References
1. Ivanova, A., Bazilevich, M. (2025) Barracks discourse. Project Baikal, No. 22(83), pp. 96–102. (in Russian)
2. Lyapidevsky, N.P. (1881) History of military barracks in Russia. Chapters 1-3. Inzhenernyy zhurnal, No. 4, pp. 304-351. (in Russian)
3. Ivanova, A.P., Chanadi, G., Stelmakova, T.O. (2023) Barracks and fortresses. Comparative review of the military architecture of Hungary and the Russian Far East. Architecton: Proceedings of Higher Education, No. 4(84). http://archvuz.ru/en/2023_4/11/. (in Russian)
4. Gornova, M.I. (2021) Amur stronghold. Historical and landscape studies of the Nikolaevsk-on-Amur fortress, a monument of fortification art. Khabarovsk: Pacific National University Press. (in Russian)
5. Most humble report on the revision of institutions and establishments of the Military Department of the Irkutsk and Primorsky military districts carried out in 1910 by the highest order of Senator Gliszczyński. Military Engineering Department and Military Construction Commissions. (1911) St. Petersburg: State Printing House. (in Russian)
6. Ivanova A.P., Putilov, I.D. (2022) Architecture of the barracks of the Far East at the beginning of the 20th century. Architecton: Proceedings of Higher Education, No. 2 (78). http://archvuz.ru/en/2022_2/15/. (in Russian)
7. tass.ru (2025) Memorial alleys for the 80th anniversary of the Victory will appear in all districts of Khabarovsk. Available at: https://tass.ru/obschestvo/23582667. (in Russian)
Citation link
Ivanova, A.P., Stelmakova, T.O. Military theme in the cultural landscape of Khabarovsk. 1864-2025 //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2025. – №3(91). – URL: http://archvuz.ru/en/2025_3/10/ – DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2025_3(91)_10
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная