Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (91) September, 2025

Environment design

Barkalova Ekaterina I.

Doctoral student, Department of Architectural Design and Architectural Environment Design
Donbass National Academy of Civil Engineering and Architecture.

Russia, Makeyevka, DPR, e-mail: e.i.barkalova@donnasa.ru

Chernysh Marina A.

PhD (Architecture), Associate Professor,
Department of Architectural Design and Architectural Environment Design.
Donbass National Academy of Civil Engineering and Architecture

Russia, Makeyevka, DPR, e-mail: m.a.chernysh@donnasa.ru

Nagaeva Zarema S.

Doctor of Architecture, Professor,
Corresponding Member of RAASN,
Professor of the Department of Architectural Design and Architectural Environment Design.
Donbass National Academy of Civil Engineering and Architecture

Russia, Makeyevka, DPR, e-mail: zarema.nagaeva@gmail.com

Architectural organization of modern cultural spaces with elements of digital language and technologies

УДК: 727.012
Шифр научной специальности: 2.1.12
DOI: 10.47055/19904126_2025_3(91)_20

Abstract

The role of the cultural and educational center as a tool for the digitalization of the modern city is examined. The impact of digitalization through cultural and educational spaces on city development is considered. Key directions for the implementation of digital technologies and tools in the context of architectural treatment of cultural spaces are identified. The challenges of advanced digital technologies are considered and analyzed in their interrelation with architecture taking into account the philosophical subtext of development. Key aspects of digitalization in the global development of cultural and educational spaces are delineated. The analysis of relationships between digital language and technologies employed in cultural center spaces suggests main vectors in the development of digital environments within the framework of architectural organization of spaces.

Keywords: cultural space, digital communication, urban environment, information environment

Введение

В настоящее время цифровой язык и технологии служат вспомогательным инструментом при формировании новых культурных пространств, адаптируя архитектуру под меняющиеся потребности как общества, так и отдельного человека.

Цифровой язык – это специфический код, который применяется на современных устройствах для осуществления коммуникации, передачи ин6формации и обеспечения определенных технологических процессов. Его применение уже становится практически неотъемлемой частью жизни человека, влияя на различные сферы развития государства и общества.

В рамках архитектурного проектирования можно выделить один из основных трендов, задающих векторы развития архитектуры в целом, – это стремительная цифровизация городского пространства. Цифровизация является комплексным процессом перехода от классических (традиционных) методов проектирования и строительства объектов к новейшим информационным технологиям.

С развитием информационных технологий и появлением новых возможностей для человеческого общения и взаимодействия, цифровизация стала важной составляющей общественной жизни городов. Однако для успешной реализации этого процесса необходимо создание не только технической инфраструктуры – важная роль отводится: а) площадкам, на которых может быть реализована политика цифровизации; б) отраслям, в рамках которых возможна реализация.

В рассматриваемом контексте в отрасли архитектуры могут выступать современные культурные пространства, которые стремительно трансформируются под воздействием цифровых технологий, формируя новые способы взаимодействия между архитектурой, информационной составляющей и человеком. Цифровой язык в архитектурной организации таких пространств представляет собой совокупность инструментов, методов и концепций, направленных на интеграцию интерактивных и интеллектуальных решений.

Цель данной статьи – определить роль и возможности цифрового языка и технологий в архитектурном проектировании современных культурных пространств, выявить ключевые технологические приемы и их влияние на формирование интерактивных и адаптивных пространств.

Задачи исследования:
– обзор цифровых технологий, используемых при архитектурной организации культурных пространств;
– выявление влияния интеллектуальных систем на архитектурную организацию и взаимодействие с человеком;
– определение перспективных направлений развития цифровой среды в рамках архитектурной организации пространств.


Цифровизация и городская среда. Процессы цифровизации не только актуальны в точечных аспектах развития отдельных сфер деятельности, но и затрагивают глобальные вопросы развития современных городов. Это отражается как во внедрении новых технологий в управление городом, так и в формировании среды и инфраструктуры.

Цифровизация города предполагает использование новых информационных и коммуникационных технологий для улучшения качества городской жизни. Данный аспект включает в себя внедрение смарт-технологий, создание цифровых сервисов для жителей, улучшение мобильности и доступности городских услуг. Восприятие современного города выходит на новый уровень. Трудно не согласиться с утверждением Скотта Маккуайра, доктора наук в области исследований медиа, о том, что пространственный опыт современной социальной жизни формируется за счет сложного взаимодействия архитектурных объектов и городских территорий, социальных практик и медийной «обратной связи». Исходя из этого, современный город можно назвать медийно-архитектурным комплексом, который возникает в результате распространения пространственных медийных платформ и создания гибридных пространственных ансамблей [1].

Действительно, на сегодняшний день задача формирования культурных пространств является одной из передовых и находится под контролем высших государственных структур. Однако помимо традиционных в нашем понимании аспектов, актуализирующих строительство таких объектов, как культурные и культурно-просветительские центры, музейные и выставочные комплексы, можно выявить и несколько второстепенных, которые могут показаться таковыми лишь на первый взгляд.

Любой объект, так или иначе использующий инструменты и продукты цифровизации, априори обладает и обучающей функцией. Виртуальные выставки и 3D-проекции в выставочных пространствах – данные технологии уже применяются на ведущих культурных площадках страны. Даже информационные виртуальные стенды представляют собой часть цифровых средств передачи информации. Следовательно, прямое взаимодействие человека с передовыми культурными пространствами уже будет содействовать его ознакомлению с цифровой средой и обучению пользования таковой. Иными словами, культурные пространства могут служить инструментом цифровизации современного города, предоставляя человеку доступ к передовым технологиям и повышая его цифровую грамотность.

Культурно-просветительские пространства способствуют формированию общественного сознания, развитию творческих способностей и повышению культурного уровня. При создании данных центров, непосредственно содержащих культурные пространства, требуется обеспечение необходимым оборудованием и привлечение квалифицированных специалистов. Здесь выявляется социальный подтекст влияния цифровизации на развитие современных культурных пространств. К тому же, возможно проведение мастер-классов по цифровым навыкам, обучение работе с определенными электронными устройствами и другие мероприятия, например место интерактивные выставки, виртуальные экскурсии, онлайн-курсы, цифровые площадки для обмена знаниями и опытом. Это способствует популяризации культуры и образования, привлечению новых аудиторий, развитию творческих индустрий.

Цифровая среда может быть рассмотрена как отдельный компонент, составляющий целостное пространство. Фрагмент города и пространства предстает целостным, если он отвечает требованиям ограниченности, связанности и компактности, которые помогают выделить объект из окружения, осознать его самостоятельность, свидетельствуют о соподчиненности его элементов [2]. Следовательно, для успешной реализации цифрового языка в структуре культурного пространства актуально внедрение цифровых продуктов и инструментов, которые в итоге составляют единый комплекс, в трех ключевых направлениях:

– визуальная среда (использование интерактивных технологий в дизайне и конструктивном решении ограждающих конструкций, фасадов, малых архитектурных форм);
– коммуникативная среда (взаимодействие человека и объекта его интереса);
– технологическая среда (роль «инструмента»: улучшенная инфраструктура, сенсоры и системы управления, что позволяет повысить безопасность, сделать пространство и среду более экологически устойчивыми).

С точки зрения возможностей непосредственного применения цифрового языка и технологий при формировании культурных пространств, следует выделить ключевые аспекты.

Во-первых, взаимодействие посетителей с гибридной средой с учетом обеспечения эргономической гибкости. Цифровые интерфейсы, сенсорные панели, дополненная реальность и системы управления пространством позволяют посетителям адаптировать среду под свои потребности. Вместе с тем упомянутые аспекты могут служить инструментами трансформации архитектурных пространств: для изменения их конфигурации, выведения на демонстрацию виртуальных и онлайн-экспозиций.

Во-вторых, формирование гармонии в цифровой эстетике. Перечисленные выше аспекты могут и должны включать в себя элементы новых визуальных языков, таких как алгоритмическое искусство, LED-инсталляции и интерактивное освещение. Данные элементы могут служить инструментами обеспечения взаимодействия посетителей с гибридной средой.

Нельзя исключать взаимосвязи данных аспектов, ведь один из них обусловливает внедрение другого и один из них служит инструментом для формирования другого.

К вопросу об эргономике. Технологии позволяют создавать адаптивные, интуитивно понятные и комфортные средовые пространства для человека. Цифровые системы анализа поведения посетителей способны настолько контролировать эргономику пространств, что учитываются естественные сценарии движения потоков людей, восприятие среды и удобство взаимодействия с архитектурными элементами. К примеру, интеллектуальные навигационные системы [3], которые в основном применяются в проектировании торговых центров, позволяют изменять маршруты в зависимости от потока людей, обеспечивая комфортное перемещение и уменьшая зоны перегруженности. Это же применимо в архитектурной организации пространств культурно-просветительских центров, поскольку вопрос удобства, комфорта и рациональности стоит во главе проектирования. Адаптивные мультимедийные панели настроены на считывание информации от людей и могут менять положение или смысловое наполнение в зависимости от аудитории, обеспечивая уникальный опыт. Интеллектуальные интерфейсы, основанные на ИИ, позволяют учитывать психофизиологические особенности посетителей. Например, динамическое освещение, управляемое алгоритмами, может менять температуру, цвета и яркость в зависимости от времени суток или эмоционального состояния аудитории.

Применение технологий и цифрового языка позволяет раскрыть на практике весь функциональный потенциал объекта. Непосредственными аспектами цифровизации в сфере глобального развития культурно-просветительских пространств могут выступать следующие:

1) точечная цифровизация процессов: использование интерактивных технологий, виртуальной реальности, аудиогидов и мультимедийных установок для привлечения посетителей, обогащения культурного опыта и повышения уровня образования населения;
2) хранение и обработка данных конкретного профиля: создание электронных баз и ресурсов для доступа к культурному наследию, их исследования;
3) технологическое обеспечение образовательных интенсивов: проведение мастер-классов, лекций и вебинаров в контексте обучения и изучения искусства, истории и культуры; 4) онлайн-формат проведения культурных мероприятий и фестивалей;
5) применение цифровых технологии в искусстве, проектировании и постобработке фрагментов проекта: использование компьютерной графики, виртуальной реальности, видео- и аудиообработки;
6) продажа и продвижение искусства и ремесел: виртуальные платформы для продажи и распространения художественных произведений, а также соответствующих услуг;
7) цифровые инструменты для управления культурными центрами: автоматизация административного учета, организация событий, взаимодействие с посетителями и управление персоналом.

От философии к архитектурной организации: проблематика передовых цифровых технологий и перспективы развития. В фокусе также следует держать искусственный интеллект (ИИ), передовую технологию, которая активно применяется в области архитектуры и строительства. Это мощный инструмент, способствующий трансформации традиционных подходов к процессу творческого поиска [4]. Для начала обратимся к положительным сторонам. В искусстве ИИ используется для создания произведений, их анализа, интерпретации художественных стилей и разработки новых визуальных решений. Алгоритмы способны воссоздавать технику знаменитых художников или предлагать уникальные формы самовыражения. В архитектуре же интеллект помогает оптимизировать процессы проектирования, разрабатывать инновационные структуры и интегрировать функциональность с эстетикой, формируя более гармоничную и устойчивую городскую среду.

В контексте архитектурной организации культурно-просветительских пространств можно предположить, что ИИ открывает новые возможности для взаимодействия с аудиторией и налаживания диалога между зрителем и произведением через пространство. Музеи, библиотеки, культурные и выставочные центры активно используют данную технологию для создания интерактивных экспозиций, виртуальных туров и персонализированных образовательных программ [5]. Например, интеллектуальные гиды могут не только проводить экскурсии, но и отвечать на вопросы посетителей. Кроме того, анализ данных, собранных ИИ, помогает учреждениям лучше понимать интересы аудитории и адаптировать свои предложения.

Одним из ярких примеров в отечественной практике является музейный комплекс «Самбекские высоты» в с. Самбек Ростовской области. Внутреннее пространство музея организовано таким образом, чтобы обеспечить визуальное сообщение между всеми залами. Это достигается при помощи ограждающих конструкций, которые служат одновременно и пространствами информационной нагрузки (рис. 1, а). Некоторые инсталляции отличаются статичным характером, некоторые имеют интерактивные панели или экраны; другие же имеют элементы, позволяющие человеку напрямую взаимодействовать с инсталляцией (рис. 1, б).


а.

б.

Рис. 1. Ограждающие конструкции в залах музея:
а) одна из стен с информационной панелью;
б) инсталляция динамичного характера, имеется звуковое устройство в стене.
Фото: Е.И. Баркалова

Диалог между человеком и средой (предметом ее наполнения) давно находится в фокусе философии искусства. Этот процесс можно рассматривать как взаимодействие субъекта (зрителя) и объекта (произведения), которое выходит за рамки простого восприятия и становится опытом интерпретации и смысла. Если обращаться к философской проблематике, то следует упомянуть о таких философах, как Х.-Г. Гадамер и М. Хайдеггер. Они видели искусство как некое пространство, где осуществляется взаимодействие человека с человеком, со средой и с самим собой. Гадамер утверждал, что зритель вступает в диалог с произведением через субъективное понимание, опираясь на свои знания и опыт. Это взаимодействие способствует поиску новой смысловой нагрузки, которой изначально могло не быть по задумке самого автора [6]. Хайдеггер же считал, что искусство раскрывает истину бытия. Взаимодействие между человеком и произведением – это особый процесс, в рамках которого человек может переосмыслить как свое существование, так и существование окружающего мира [7]. Так и общение человека с предметным наполнением среды, в которую он попадает, воздействует на сознание во многих важных аспектах развития. Культурные пространства сосредоточивают в себе множество инструментов воздействия. Технологии и цифровой язык, о котором идет речь в данной статье, относятся к одним из инструментов и становятся частью самой среды.

Эмоциональное восприятие и субъективное понимание произведений и средового пространства отсылают нас к вопросам эстетики. Согласно кантианской традиции, взаимодействие между человеком и искусством становится для человека способом получения эстетического удовольствия. Эстетика Ф. Шеллинга делает акцент на том, как искусство может объединять рациональное и иррациональное в человеческом опыте. Таким образом, диалог человека и предмета наполнения средового пространства становится не только процессом восприятия и получения информации, но и настоящей философской практикой.

Современные технологии способны трансформировать не только художественную деятельность и ее продукты, но и само пространство, в котором они существуют. Архитектура культурных, культурно-просветительских центров все больше оснащается элементами цифровой среды, где возможно как отображение и воспроизведение искусства, но и взаимодействие человека с ним. Программы и искусственный интеллект создают новые возможности для визуального выражения, этот процесс неизбежно влияет на процессы формирования современных культурных пространств.

Архитектура, как и искусство, сталкивается с вопросами авторства и творческого самовыражения. Искусственный интеллект способен генерировать необычные и сложные предложения в рамках архитектурного проектирования и, как уже упоминалось, адаптировать пространство под потребности человека. Это расширяет границы архитектуры, придает ей гибкость.

Исторически искусство всегда выступало индикатором технологического прогресса. Подобно тому, как появление фотографии не уничтожило живопись, а открыло новые формы художественного самовыражения, использование цифрового языка в архитектуре не отменяет традиционные методы проектирования, а дополняет их. Культурно-просветительские центры XXI в. превращаются в медиаплатформы, где алгоритмическое искусство, интерактивные фасады и интеллектуальные пространства становятся частью новой архитектурной реальности.

Вопрос, остается ли место для человеческого самовыражения, приобретает новый смысл. Архитекторы, как и художники, вынуждены искать баланс между технологическими возможностями и сохранением уникальности творчества. ИИ не заменяет человека, но становится инструментом расширения его границ, позволяя создавать культурные пространства, способные адаптироваться, реагировать и взаимодействовать с посетителями.

ИИ может служить отличным инструментом работы для специалистов своего дела. Дизайнеры и архитекторы, которые работают в компьютерной графике на профессиональном уровне, сейчас практикуют постобработку перспективных изображений из своих проектов в системах ИИ. Графические художники обращаются к системе за поиском идеи для воплощения: сочетаний композиционных элементов, построения сюжетов и самих композиций. Однако это лишь старт. Использование ИИ подобным образом может значительно упростить всю работу и даже ее разнообразить, однако ИИ может служить исключительно инструментом. Недопустимо позволять данной технологии занять место человека, пользоваться ею от начала и до конца создания чего-либо – будь то творческая или профессиональная деятельность.

По мнению Дарьи Пархоменко, основателя и куратора «Laboratoria Art&Science Foundation» – выставочного и исследовательского центра, где реализуются экспериментальные проекты, – созданный человеком алгоритм и созданные при помощи алгоритма объекты являются разными понятиями [8]. Однако почему же тогда, если обратиться к практическим исследованиям, люди часто принимают результаты деятельности ИИ за человеческие?

Феномен восприятия продуктов ИИ как человеческих открывает простор для философских размышлений о природе сознания, идентичности и человеческой саморефлексии [9]. С одной стороны, это говорит о необычайной пластичности человеческого мышления и способности проецировать человеческие свойства на объекты. И здесь следует сказать об антропоморфизме – глубоко укорененной в культуре и истории форме мировоззрения. Современный человек склонен видеть душу в говорящих механизмах, машинах или воспринимать эмоциональные отклики ИИ как проявления сознания. Это связано с желанием упрощать и наделять понятным смыслом все, что кажется сложным или непостижимым в своей сути.

С другой стороны, если судить о людях через призму «механистической» логики (например, стремление объективировать и измерять качества человека), то возможно прийти к укорененному в западной рационалистической традиции стремлению упростить сложность человеческого опыта. Опасность данного аспекта состоит в том, что человек может утратить способность к эмпатии и восприятию индивидуальности как явления уникального.

Архитекторы и дизайнеры активно используют ИИ в проектировании, создавая уникальные динамичные формы, которые способны реагировать на внешние факторы. Это позволяет культурным пространствам адаптироваться под процессы, связанные с потоками посетителей или погодными условиями.

Вопросы авторства и творческой индивидуальности, которые поднимаются в искусстве, актуальны и в архитектурной сфере. Искусственные системы предлагают проектные решения, однако финальная разработка проекта остается продуктом человеческой деятельности, что еще раз подтверждает: ИИ – это скорее инструмент, чем замена специалиста в любой сфере. Однако интерес человека к самообучающимся цифровым системам подводит к необходимости осмысления границ человеческого творчества в современную цифровую эпоху.

Феномен восприятия продуктов ИИ как человеческих находит отражение в архитектуре через интерактивные пространства, которые реагируют на поведение и эмоции посетителей. Интеллектуальные фасады могут изменять цвет и освещение в ответ на движение людей, усиливая восприятие здания как «живого» объекта. Это подтверждает антропоморфизм не только в искусстве, но и в архитектурном проектировании, где архитектура становится посредником между цифровыми системами и человеческой экспрессией.

Вместе с тем механистический подход к проектированию может привести к снижению уникальности человеческого опыта, если архитектурное проектирование полностью передадут алгоритмам. Потеря индивидуальности культурных пространств ставит под угрозу разнообразие архитектурных решений, делая их унифицированными и предсказуемыми. ИИ, несмотря на свои возможности, должен оставаться способом расширения творческого поиска, а не его заменой.

В рамках темы о перспективных направлениях развития цифровой среды архитектурной организации пространств, следует выделить три наиболее актуальных приема.

1. Применение принципа открытого исходного кода [10]. Данный аспект учитывает морально-этические векторы общества и корректирует функционально-типологическую организацию объекта в процессе эксплуатации. В уже эксплуатируемом объекте возможно создавать или корректировать спроектированные пути движения и зоны с учетом реального поведения людей, что позволит избежать формирования «стихийных» зон и незапланированных проходов, которые можно нередко наблюдать, к примеру, в городских парковых зонах.

2. Максимальное использование пространства в формировании информационной наполняемости. Любые конструктивные элементы, включая конструкции потолка и стен, могут быть инструментом для передачи информации. В музее комплекса «Самбекские высоты» на стены проецируются демонстрационные материалы и некоторые инсталляции служат ограждающими конструкциями. Последний экспозиционный зал имеет конструкции над потолком (рис. 2), которые также демонстрируют определенные материалы.

3. Оцифровка экспонатов и коллекций. Оцифровка экспонатов различного вида и последующее их цифровое воспроизведение позволяет зафиксировать информацию об объектах в целях:

а) формирования виртуальных коллекций и выставок для доступа аудитории из различных точек страны и мира;
б) формирования электронных баз данных (хранилищ) для сохранения и дальнейшей реставрации коллекций и экспонатов.

Описанные приемы могут быть не новы в современном проектировании, однако они не теряют своей актуальности и продолжают развиваться с учетом трансформирующихся потребностей общества и повышения спроса на применение технологий и цифровых систем.

Рис. 2. Один из залов музейного комплекса «Самбекские высоты». с. Самбек.
Конструкции оснащены интерактивными панелями с динамическим демонстрационным рядом.
Фото: Е.И. Баркалова

Выводы

Благодаря широкомасштабному внедрению «интеллектуальных» систем, архитектура обретает способность постоянно корреспондировать со своим окружением и внутренней жизнью, становится более гибкой и восприимчивой к процессам социальных взаимодействий и природно-климатическим условиям [11]. Культурное пространство и цифровая среда – это две сферы, которые могут дополнять друг друга и обогащать культурную жизнь общества, а также способствовать повышению цифровой грамотности населения. Культурные пространства сами по себе можно назвать инструментами развития, объясняя это происходящими в них процессами.

Следует отметить, что цифровой язык играет важную роль в создании и распространении культурной информации и знаний. Глобализации культуры и укреплению культурного разнообразия, а также формированию новых культурных идентичностей способствует формирование локальных городских культурных пространств. Цифровой язык влияет на культурные практики и традиции, меняя способы творческого самовыражения и восприятия искусства. С появлением цифровых технологий начали формироваться новые форматы подачи продуктов искусства, что создало дополнительные возможности для самовыражения и социализации.

В исследовании проведен обзор цифровых технологий, используемых при формировании современных культурных пространств. Анализ показал, что внедрение интерактивных мультимедийных систем и виртуальных экспозиций существенно трансформирует способы восприятия и взаимодействия человека с архитектурным пространством. Данные технологии способствуют не только расширению границ выражения творческого замысла, но и повышению уровня адаптивности пространств к потребностям человека. Рассмотрены аспекты воздействия интеллектуальных систем на архитектурную организацию и взаимодействие человека со средовым пространством. Интерактивные системы, автоматизированное управление средой, анализ данных людей – все это способствует формированию динамичной архитектуры. Однако не исключается важность сохранения баланса между автоматизацией, цифровизацией и сохранением уникального культурного опыта. Определение перспективных направлений развития цифровой архитектурной среды позволило выделить ключевые векторы развития культурных пространств. Среди них значатся аспекты применения принципа открытого исходного кода, использование пространства в формировании информационной наполняемости и максимальная цифровизация информационной среды. Данные векторы развития позволят подойти к вопросу архитектурной организации культурных пространств будущего в контексте более повышенной интерактивности и инклюзивности.

References

1. McQuire, S. (2014) The media city: Media, Architecture and Urban Space. Translated from English by Korobochkin, M. Мoscow: Strelka. (in Russian)

2. Naumova, V.I. and Azangulova, A.O. (2017). Formation of the architectural and artistic image of urban development. In: Science, education, innovation: validation of research results. Materials of the International scientific and practical conference. [online] Prague: Vydavatel «Osvícení», pp. 857-865. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=28781908 

3. Screen Technology, (2024). Interactive navigation for shopping malls [Online]. Available from: https://screen-technology.ru/solutions-for-industries/interaktivnaya-navigaciya/  (in Russian)

4. Ulanova, A. E. (2022). The role of creativity in human adaptation to the introduction of artificial intelligence elements (on the example of journalism). PhD dissertation. Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. (in Russian)

5. Viktorov, A. V. (2023). The phenomenon of artificial intelligence in the philosophical tradition. Social and Humanitarian Knowledge [Online], Vol. 7, pp. 117-120. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-iskusstvennogo-intellekta-v-filosofskoy-traditsii . (in Russian)

6. Boldonova, I.S. (2009). On the dialogic hermeneutics of H.-G. Gadamer. Bulletin of BSU. [Online], Vol. 6. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/o-dialogovosti-germenevtiki-g-g-gadamera . (in Russian)

7. Heidegger, M. (1991). On the essence of truth. Conversation on a country road. Moscow: Higher School. (in Russian)

8. Kunakovskaya Z. (2019). People are no longer needed: robots will also take up art [online] Rusbase. Available at: https://rb.ru/longread/ai-art/ 

9. Peshina, Y.S. (2023). The phenomenon of artificial intelligence in modern art. In: The Second Republican Forum of young scientists of institutions of higher education of the Republic of Belarus: collection of scientific works. Mogilev: Belarusian-Russian University, pp. 89-90. (in Russian)

10. Bulgakova, E. A. (2022). Some aspects of digitalization of the architectural and construction industry at the present stage. Bulletin of the Moscow Information Technology University. [Online], Vol. 2, pp. 7-11. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-tsifrovizatsii-arhitekturnostroitelnoy-otrasli-na-sovremennom-etape. (in Russian)

11. Myasnikova, E.A. (2023) Principles of organizing the spatial structure of multifunctional cultural and business complexes using media technologies. Candidate of Architecture degree dissertation. Moscow Architectural Institute (State Academy). (in Russian)

Citation link

Barkalova, E.I., Chernysh, M.A., Nagaeva, Z.S. Architectural organization of modern cultural spaces with elements of digital language and technologies //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2025. – №3(91). – URL: http://archvuz.ru/en/2025_3/20/  – DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2025_3(91)_20 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 19.05.2025
Views: 43