Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (91) September, 2025
Fine art
Serikova Tatiana Yu.
PhD (Art Studies), Associate Professor, Department of Design.
Institute of Architecture and Design.
Siberian Federal University.
Russia, Krasnoyarsk, e-mail: serikova_72@mail.ru
Rategova Zhanna B.
Associate Professor, Design Department, Institute of Architecture and Design,
Siberian Federal University.
Russia, Krasnoyarsk, e-mail: zha-ra@bk.ru
Analysis of the works of Krasnoyarsk painters B.Ya. Ryauzov, A.M. Znak and A.I. Volokitin from the point of view of phenomenology
УДК: 75.01
Шифр научной специальности: 5.10.3
DOI: 10.47055/19904126_2025_3(91)_23
Abstract
Keywords: fine art, Siberia, realism, landscape, thematic painting, portrait, stylistic, semiotic, cognitive and technological aspects of artwork analysis
Введение
Предложенный в данной работе искусствоведческий подход позволяет исследовать произведения живописи, не разделяя их на форму и содержание. В этом случае можно более точно понять их идейное наполнение, изучить влияние на образное содержание природы, истории и культуры. Анализ произведения искусства с точки зрения данного подхода учитывает личный духовный опыт и мировосприятие самого исследователя, его точку зрения на авторское творение, эмоции и ассоциации, вызванные его восприятием. Кроме того, данный подход, в котором личные пристрастия критика вторичны, даст возможность определить истинное значение современного изобразительного искусства Сибири как части российского. Также этот метод позволит уйти от понимания живописного произведения как способа визуализации различных теорий или идей, отказаться от восприятия изображения как литературного текста. Отметим при этом, что интерпретация абстрактного искусства, в котором отсутствует вербализируемое содержание, с помощью данного комплексного подхода обладает большей точностью, нежели с точки зрения искусствоведческих или иных методов. Данный подход позволит раздвинуть границы анализа творческой деятельности и найти новые пути для исследования изучаемого процесса.
Все сказанное повлияло на выбор объекта и предмета исследования. Целью исследования стало изучение особенностей процесса творчества в живописи. Основное внимание сосредоточено на прямой коллаборации художника и его произведения. Важнейший задачей было выявление характерных признаков указанного процесса. Все это предполагалось осуществить посредством указанного метода. Ключевым решением стал выбор для анализа картин в стиле реализма, поскольку их образный язык наиболее точно отражает как авторское видение мира, так и восприятие зрителя.
При исследовании изобразительного искусства Сибири середины ХХ – начала ХХI в. были задействованы наиболее репрезентативные жанры живописи: тематическая картина, пейзаж и портрет. Таким образом, получили широкую известность живописные произведения художников-сибиряков, ранее знакомые, главным образом, только специалистам по сибирскому искусству, которое в данной статье рассматривалось в контексте общемирового процесса постижения автором субъективной и объективной реальности в ходе работы над живописным полотном.
Теоретико-методологические основы исследования
За истекшие несколько лет вышло около пятнадцати научных изданий и трудов, изучающих реалистическую живопись в частности и изобразительное искусство вообще с точки зрения новых подходов в искусствознании. Приведем в пример несколько работ. Укажем в этой связи на статью «Экзистенциально-феноменологический подход к пониманию творческого процесса» (Е.Л. Яковлева, 2023). Интерес вызвало также исследование «Искусство как способ эмоционально открытого восприятия и познания мира» (К.Е. Маслова, 2022). В том же году была написана работа Т.М. Никольской «Архитектоника как способ изучения живописи (на примере творчества М. Врубеля)». Отметим и труд «Искусство как особый способ познания и отражения окружающего объективного мира» (К.А. Багирова, 2023). Анализом изобразительного искусства Сибири середины ХХ – начала ХХI в. занимались такие исследователи, как Р.И. Боровикова, Т.М. Высоцкая, Т.Г. Драница, Л.П. Елфимова и И.И Соктоев. Именно им удалось внести наиболее значительный вклад в популяризацию и изучение изобразительного искусства Сибири. Далее будут проанализированы полотна сибирских живописцев, период творческой активности которых пришелся на середину XX – начало XXI в.
Результаты и обсуждение
Пейзажное творчество Б.Я. Ряузова (1919–1994)
Пейзаж, который, по мнению Кеннета Кларка, передает «эмоциональное и психологическое состояние художника, его восприятие природы» [1, с. 202], в творчестве Бориса Яковлевича Ряузова1 был главным жанром. Мастер вполне заслуженно получил первым из художников Сибири и Урала звание «Народный художник РСФСР». Во многом своим поэтическим восприятием мира Ряузов обязан детским впечатлениям. Ребенком будущий пейзажист «часто смотрел на окружающее великолепие и хотел постичь тайные знаки природы, услышать ее мелодию, понять эту чудесную песню» [2, с. 141]. После высылки семьи Ряузовых из Астраханской области с младенчества до ранней юности Борис Ряузов жил в селе Покур (Омская область). До того, как в 1941 г. Б. Ряузов ушел добровольцем на фронт, он успел окончить два курса Омского художественного училища. На поле брани Ряузов продолжал заниматься живописью.
В конце 1940-х – начале 1950-х гг. сибирский мастер работал над серией живописных пейзажей, запечатлевших места политической ссылки И.В. Сталина и В.И. Ленина. Ряузов побывал «в поселке Шушенском Красноярского края и в городе Туруханске» [3, с. 67]. Живописные полотна из этого цикла вызвали положительную оценку критиков [4, с. 132]. Холст «Туруханская тайга» (рис. 1), в котором показана грозная красота сибирской природы, можно считать началом формирования его уникального, «ряузовского» стиля и авторской живописной техники, отличающейся рембрандтовской лаконичностью и содержательностью, проявившейся в его самых известных холстах.
Рис. 1. Б.Я. Ряузов. «Туруханская тайга». 1950. Х., м. 41x100. Собственность семьи художника
Ряузов часто писал преображающуюся природу, был внимателен к происходящим в ней переменам. Он часто писал огни на енисейских берегах, снега и льды, солнце в зените, на рассвете и на закате. На полотнах мастера «бегут по тундре олени, летят над водой перелетные птицы» [5, с. 365]. У Бориса Яковлевича на холсте «Дом-музей в Курейке» (1951. Х., м. 37х119) предстает перед зрителем вполне зрелым, состоявшимся художником. Холсты «Рыболовецкие суда» (рис. 2) и «На таежной речке» (1959. Х., м. 34х102) написаны в характерной для середины XX в. живописной манере. Внимательный зритель в туруханской или шушенской сериях увидит, что автора интересует больше природа Сибири или Крайнего Севера, чем сами памятные места, связанные с И.В. Сталиным или В.И. Лениным. Нет сомнения в том, что Б.Я. Ряузова привлекала именно красота пейзажа, любовь к которому проходит красной нитью через все его творчество.
![]() | ![]() |
Рис. 2. Б.Я. Ряузов. «Рыболовецкие суда». 1969. | Рис. 3. Б.Я. Ряузов. «Шушенское. 1898. |
Рис. 4. Б.Я. Ряузов. «Работы в затоне (в Доке)». 1968.
Х., м. 44х68. КХМ им. В.И. Сурикова
Пейзажи села Шушенского, входящие в серию полотен, посвященных местам сибирской ссылки вождя мирового пролетариата В.И. Ленина в село Шушенское в 1897–1900 годах, отличаются сдержанностью колорита и композиционной ясностью. Это в полной мере можно отнести и к работам, посвященным Туруханскому краю. Отметим полотно «Окно Ульянова» (рис. 3) за проникновенность и исповедальность образного содержания. Эта работа отражает такую важную черту Бориса Ряузова, как лиричность. Мастер избегает включать в пейзажи людей. Через изображение природы он выражает свою внутреннюю, субъективную реальность. Военные работы все же передают разрушения и страдания, свойственные этому времени. Мирные или военные пейзажи у красноярского живописца всегда направлены на передачу внутреннего состояния человека, эмоций, мыслей и чувств, жизненного опыта. Ряузов старался показать людей, занятых трудом, их традиционную культуру, верования и обычаи. При этом Север оставался главным героем его полотен. Это характерно для таких работ, как «Снега ильды» (1959. Х., м. 37,3х107,5), «Северный пейзаж» (1973. Х., м. 36х51), «Енисей у Курейки» (1984. Х., м. 57х85,5), «Северное солнце» (1977. Х., м. 40х50), «Тундровые огни» (1965. Х., м. 41х120), «Север. Далекий поселок» (1982. Х., м. 76х119) и «Обское Заполярье» (1975. К., м. 50х60). В перечисленных полотнах Ряузов передает свои мысли, чувства и настроения посредством цвета и фактуры, представляя труд северян и природу во всей ее полноте.
Картина «Работа в затоне» (1968. К., м. 44х68) представляет собой этюд, написанный непосредственно с натуры. Композиция этого полотна отличается динамичностью. Ряузов передает рабочий настрой не знающего покоя порта через построенный на контрастах колорит. Почти весь формат этюда заполнен красно-синим судном, взятым крупным планом и приближенным к краю картинной плоскости. Торопливо бегущие в сторону Дудинки облака и беспокойные стрелы портовых кранов передают ритм круглосуточной работы красноярского порта. Ряузов сумел, как совершенно точно отмечает М.В. Москалюк, показать в этом полотне «образ места и времени» [6, с. 70]. Художник, так же, как и в «Туруханской серии», следуя принципам соцреализма, избегает идеологической ангажированности.
Город Красноярск был еще одной сквозной темой в творчестве Бориса Ряузова. Отметим такие его «городские» работы, как «Дом-музей В.И. Сурикова» (1965. К., м. 50х70), «Особняк Гадалова» (1974. Х., м. 44,5х68), «Новый город. Уходи, тпрошлое» (1982. Х., м. 38х58). Мастер в равной степени любил писать как старинные дома исторической части Красноярска, так и новостройки.
Работы мастера в последней четверти XX в. начали приобретать особую глубину и содержание, отражая философские и метафизические идеи о мировой гармонии и красоте. Он использовал яркие и насыщенные цвета, чтобы передать свои эмоции и впечатления от природы, вдохновляясь импрессионизмом и постимпрессионизмом. Сочетание своеобразного стиля с тонкой художественной манерой создало уникальный образ ряузовского пейзажа, который отличался от классического реализма и творческого поиска того времени. Борис Яковлевич Ряузов сумел стать художником, произведения которого вызывают интерес и восхищение зрителей и критиков по сей день. Это характерно для таких работ, как «Старый Красноярск. Городская библиотека» (1986. Х., м. 57х87), «Шушенское, 1898 г. Окно В.И. Ульянова» (1983. Х., м. 66,5х59), «Бои прошли» (1984–1985. Х., м. 49х83), «Воздушные тревоги» (1984–1985. Х., м. 54х83), «Село Ермаковское в прошлом» (1986–1987. Х., м. 57х86), «Зимний проспект» (1980-е. Х., м. 69х134), «Апрельские воды» (1990–1991. Х., м. 52,5х70,5), «Луга» (1991. Х., м. 40х51), «Осень» (1991. Х., м. 40х50), «Енисей в низовьях» (1992. Х., м. 59,5х97).
Б.Я. Ряузов был не просто пейзажистом, он был философом, который через живопись пытался передать свою концепцию мира. Произведения мастера не только красивы, но и содержательно глубоки. Внимательному вдумчивому зрителю будет под силу понять автора, полотна которого передают грандиозность и уникальность природы, ее взаимосвязь с человеком. Сибирь для Ряузова была не только объектом для изображения, а частью Вселенной, в которой царит гармония всех ее элементов. Именно это делает его произведения такими уникальными и неповторимыми. Первостепенное значение для него имели работа с фактурой и колорит, который он считал центральным смыслообразующим элементом.
Несмотря на то, что произведения Ряузова были написаны в соответствии с идеологией того времени, он все равно смог вложить в них свою собственную философию и взгляд на мир. Это характерно и для ранних произведений мастера, нивчем не отступающих от принципов соцреализма, например «Пейзаж с грузовиком» (1951. Х., м. 50,5х82), «Старая Курейка» (1951. Х., м. 59х119), «Бакены и лодки» (1952. Х. нак., м.20, 4х26,7).
Сложно описать словами глубинную сущность творчества Бориса Ряузова, поскольку его полотна действуют на неосознанном, ассоциативном уровне. Мастер обращался к универсальным архетипам и символике, которые затрагивают самые глубинные пласты сознания и бессознательного. Живопись как таковая является основным способом авторского самовыражения и передачи смысла произведения. Любая попытка вербализировать его произведения, воздействующие на уровне подсознания, обречена на неудачу. Зрители не столько понимают автора, сколько чувствуют его любовь к природе Сибири в любом ее состоянии.
Мастер тематической картины А.М. Знак (1939–2002)
Среди красноярских художников Анатолий Маркович Знак2 был признанным мастером тематической картины. Он учился в ЛГИЖСА им. И.Е. Репина3, в мастерской Е.Е. Моисеенко4 и был одним из лучших его учеников. Большинству его произведений свойственна безупречность композиции, точность в деталях и в построении пространства. Знак унаследовал лучшие качества своего наставника. Он умело совмещал живописные и графические приемы. Все же главным качеством, воспитанным у Анатолия Знака руководителем его мастерской в ЛГИЖСА, была цельность мировосприятия. Мировоззрение самого Е.Е. Моисеенко специалист по советскому и русскому искусству М.Ю. Герман считал «необыкновенно целостным» [7, с. 43]. Хотя в первых самостоятельных работах Знака заметно влияние творчества его учителя, постепенно ему удалось, пробуя себя в различных жанрах и техниках, выработать уникальную живописную манеру и стиль.
![]() | ![]() |
Рис. 5. А.М. Знак. «Конец колчаковщины».1977. | Рис. 6. А.М.Знак. «Партизаны армии |
Анатолия Знака всегда интересовали события 1917–1920 гг. в Сибири. Над этой темой он начал работать еще в годы учебы в институте. Результатом этого стали такие его работы, как «Конец колчаковщины» (рис. 5), «Партизаны Щетинкина и Кравченко» (рис. 6), «Братья» (рис. 7), «Красноярск 1905 года» (1971. Х., м. 150х195), «Маевка–1905 в Красноярске» (1973. Х., м. 130х184), «Отъезд Ленина из ссылки» (1991. Х., м. 130х125), «Прощание» (рис. 8). Несмотря на то, что все эти произведения были написаны в эпоху развитого соцреализма, в 1970–1980-е гг., красноярскому живописцу удалось не делать акцентов на политической составляющей событий. Необходимо отметить, что в перестроечный период достоверные данные о событиях революции и гражданской войны были доступны лишь специалистам по отечественной истории. Анатолий Знак раскрыл эту тему беспристрастно как трагедию русского народа, что стало залогом актуальности этих работ до настоящего времени. Например, полотно «Конец колчаковщины» посвящено событиям зимы 1920 г. в Красноярске. Художник передал несправедливость братоубийственной войны, не оправдывая и не обвиняя никого. Пейзаж здесь – не просто фон, но и способ передать эмоциональное состояние героев и придать изображенным событиям пафос древнегреческих трагедий.
А.М.Знак также обращался к более отдаленным событиям российской истории, например к времени царствования Петра Первого или жизни А.С. Пушкина. Эти работы отличает авторское отношение к жизни деятелей русской истории и культуры. Например, «Скользя по утреннему снегу. Портрет А.С. Пушкина» (1991. Х., м. 189х205) и триптих «Петр I» (1994–1995. Х., м.). Отчасти эти работы можно назвать историческими портретами.
Портретное творчество мастера заслуживает отдельного внимания. Каждый портрет отражает индивидуальность и неповторимость портретируемого, многогранность и самобытность его характера. Приведем названия его некоторых работ: «Портрет инспектора ГАИ Л.М. Руденко» (1974. Х., м. 114х98), «Портрет летчика Сизых» (1978. Х., м. 129х105), «Девушка из Тынды» (1978. Х., м. 120х90), «Портрет В.П. Астафьева» (1987. Х., м. 107х95) и «Сибирячка» (1997. Х., м. 97х75).
![]() | ![]() |
Рис. 7. А.М. Знак. «Братья». 1978. | Рис. 8. А.М. Знак. «Прощание». 1988–1989. |
А.М. Знак обращался и к прошлому Красноярска. Этой теме посвящены работы «Проводы зимы» (1997. Х., м. 80x120), «Бой под Тасеево» (1989. Х., м. 144х165), «Выезд пожарной части на происшествие в 1915 году» (1986. Х., м. 150х167). Хотя Знак считался одним из лучших портретистов в Красноярске, все же и в таком жанре, как пейзаж, ему удалось создать ряд значительных произведений. Это такие холсты, как «У Красноярского моря» (1999. Х., м. 53x65) и «Ожидание. В низовьях Енисея» (1990. Х., м. 80x120). Знак работал и над натюрмортом, создав несколько лиричных, наполненных поэзией холстов. Например, «Весенний натюрморт» (1987. Х., м. 87x88), «Натюрморт с «Мадонной» Беллини» (1989. Х., м. 70х60) или «Старинный натюрморт» (1994. Х., м. 60х50).
Как и другие художники советского времени А.М. Знак ездил в творческие поездки на комсомольские стройки, в воинские части, на заводы и фабрики. По итогам этих командировок были написаны такие произведения, как «Енисей перекрыт. Саяно-Шушенская ГЭС» (1976. Х., м. 189х205), «Будни летчиков морской авиации» (1982. Х., м. 189х205), «Часовой погранзаставы» (1973. Х., м. 160х165).
А.М. Знак с 1984 г. преподавал живопись в КГХИ5. К.С. Воинов, М.Л. Пономарева, А.И. Волокитин и многие другие, учившиеся в мастерской А.М. Знака в художественном институте, стали известными красноярскими художниками. Живописец уважал мнения студентов, не навязывая им своего понимания искусства. Это дало ученикам мастера возможность развиваться свободно.
Художник никогда не изменял принципам классической живописи и соцреализма, но при этом его можно назвать смелым экспериментатором. Необходимо сказать, что творчество Знака повлияло на формирование красноярской школы живописи. В центре внимания у него был человек. Это дает право считать, что его произведения «характеризуются глубокими внутренними связями и несут важную моральную, духовную и культурную нагрузку» [8, с. 102].
Основные черты портретного творчества А.И. Волокитина (1956–2019)
Среди работ выдающегося красноярского художника Александра Ивановича Волокитина есть много замечательных портретов, часть которых анализируется в данной работе. Живописные произведения мастера, участвующие в выставках различного уровня, резко «выделяются среди работ других авторов мастерством и запоминаются публикой» [9, с. 23]. Александр Волокитин часто находил героев своих портретов среди нищих, отверженных обществом людей, но отзывчивый зритель заметит, что они обладают немалой духовной силой. С полотен Александра Волокитина смотрят даже не лица, а лики. Художнику были интересны люди, много испытавшие в своей жизни. Мастер стремился показать не столько человека, сколько его судьбу, характер. Внимание к людям, находящимся в ситуации сложного морального выбора, появилось у Волокитина еще в период его учебы в институте. Результатом этих размышлений стала дипломная работа «Покаяние» (1992. Х., м. 215х127), в которой автор, несмотря на болезненность и острую социальность темы, все же верит в своего героя, в его духовное очищение, в то, что он сделает верный выбор. Дипломная работа выполнена на высоком профессиональном уровне, поэтому холст «Покаяние» (рис. 9) вуз представлял на выставках дипломных работ [10, с. 213].
![]() | ![]() |
Рис. 9. А.И. Волокитин. «Покаяние». 1992. | Рис. 10. А.И. Волокитин. «Портрет священника». |
Рис. 11. А.И. Волокитин. «Водолаз Лукьянов». 2018.
Х., м. 120х97. Музей христианского искусства. Лесосибирск
Александр Волокитин проделал долгий путь, прежде чем пришел в искусство. Окончив среднюю и художественную школы, он, несмотря на уговоры педагогов ДХШ решил стать летчиком, но через несколько лет он все же поступил в КХУ6 им. В.И. Сурикова. После окончания училища, проработав театральным художником в нескольких театрах Красноярска, он поступил на живописное отделение КГХИ, где учился в мастерской А.М. Знака. Изначально живописная манера Волокитина почти не отличалась от письма его наставника, но постепенно он преодолел влияние глубокочтимого им учителя и стал самостоятельным, уникальным, не похожим ни на кого мастером.
А.И. Волокитин среди коллег-художников считался одним из лучших портретистов. В качестве примера приведем такие его работы, как «Матушка Ольга» (2004. Х., м. 178х90), «Портрет священника. Отец Андрей» (рис. 10), «Водолаз Лукьянов» (рис. 11), «Церковный сторож» (2002. Х., м. 125х85). Наполнен теплотой и родственной любовью виртуозно написанный «Портрет брата» (рис. 12). Есть среди творческого наследия Александра Волокитина и собирательные образы. Например, картины «Шаманка» (2011. Х., м. 90х120) и «Лучницы» (2010. Х., м. 104х85) посвящены коренным народам Восточной Сибири и Крайнего Севера, а «Рыбак с Чулыма» (2016. Х., м. 118х142) выражает восхищение и уважительное отношение Волокитина к землякам. «Портрет казака» (2008. Х., м. 83х102) написан в рамках исторических исследований автора. Нет сомнения в том, что в портрете А.И. Волокитин достиг значительных успехов.
![]() | ![]() |
Рис. 12. А.И. Волокитин. Портрет брата. 2002. | Рис. 13. А.И. Волокитин. «Ангелы |
А.А. Покровский считал, что для красноярского мастера тема христианства была «главной в творчестве» [11. с. 14]. В качестве подтверждения укажем на такие его полотна, включенные в «Библейскую серию», как «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (2004. Х., м. 160х96), «Человек спасенный» (2005. Х., м. 163х280), и триптих «Ангелы Творения» (рис. 13), большой размер которых придает им качества монументальности, усиливая значимость идейного содержания.
Александр Волокитин нашел свое призвание в христианстве, которое стало основой его творчества и помогло ему увидеть смысл жизни в новом свете. Произведения красноярского мастера отражают глубокие духовные устремления и вдохновение, которые он обрел благодаря вере. Волокитин показывает, что христианство может быть не только верой, но и источником вдохновения и творческой силы. Своим творчеством он призывает людей обратиться к духовности и найти в ней ответы на мучительные вопросы, обрести внутренний покой и гармонию. Работы Александра Волокитина вдохновляют зрителей на размышления о значении веры и ее влиянии на жизнь человека. Путь Волокитина к христианству служит примером того, как искренняя вера может изменить человека и наполнить его жизнь смыслом. Творческое наследие красноярского живописца пронизано поискам духовного совершенства [12, с. 206].
Художник также работал над циклами «Нищие» (2002) и «Судьбы» (2003). Наиболее характерен для этих циклов холст «Взгляд» (2002. Х., м. 95х95). В образном содержании произведений, входящих в эти циклы, заложены основные принципы христианства, вербализируемые через архетипические символы и знаки, как, например, в картине «Несущие крест» (2005. Х., м. 93х169), которой свойственна трагическая торжественность [13, с. 64].
Портреты Александра Волокитина отличает особая глубина и эмоциональная насыщенность. В каждой работе можно увидеть не только физическое сходство с моделью, но и отражение внутренней жизни, эмоций и настроений. Художник старается передать характер портретируемого исключительно живописными средствами, посредством колорита и цвета. Образы, созданные Александром Волокитиным, вызывают живой отклик у зрителя, потому что эти портреты не просто изображают человека, но и много говорят о его сущности [14, с. 62].
Выводы
До начала 2000-х гг. влияние соцреализма все еще ощущается, несмотря на то, что прошло десятилетие после его низвержения. Отметим также, что с течением времени художники стали больше внимания уделять выражению своего внутреннего состояния, а само произведение стало отражать картину мира автора, его чувства и эмоции. Это справедливо практически для всех жанров и направлений, но особенно характерно для тематической картины. Относительно значимости для разбора произведений изобразительного искусства комплексного искусствоведческого анализа можно сказать, что он позволяет исследовать картину с учетом первого впечатления от увиденного. Немаловажным является и ориентация на изучение степени одушевления и придания свойств человеческой личности изображаемым предметам или явлениям. Изучая произведение с точки зрения данного подхода, можно лучше понять экзистенциальную глубину картины. Кроме того, указанный метод позволяет критику иметь отличное от большинства особенное видение и понимание художественного творчества. Данный подход существенно расширяет границы искусствоведческого анализа произведения и позволяет говорить о культурологическом основании этого метода. Связано это с тем, что комплексный, междисциплинарный подход к анализу произведений живописи предлагает иной, нетрадиционный взгляд на изобразительное искусство, позволяя анализировать произведения живописи как с научной точки зрения, так и с применением методов культурологии.
Примечания
1Борис Яковлевич Ряузов (1919–1994) – известный художник, чья жизнь и творчество были неразрывно связаны с Красноярском. Он посвятил себя пейзажной живописи и был удостоен ряда высоких наград: в 1958 г. получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а позже, в 1970 г., стал членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В 1978 г. – народный художник РСФСР», в 1987 г. – действительный член Академии художеств СССР. Среди его достижений – Государственная премия РСФСР им. И.Е. Репина, которой он был удостоен в 1973 г.
2Анатолий Маркович Знак (1939—2002) — известный красноярский живописец, внес значительный вклад в педагогику и подготовку новых поколений художников. Высокий статус преподавателя Красноярского государственного художественного института подтверждает его авторитет и профессионализм. Присвоенные звания и награды указывают на признание творческих достижений общества и профессиональных сообществ: 2001 – народный художник Российской Федерации. 1988 – член-корреспондент Российской академии художеств. Профессор Красноярского государственного художественного института.
3ЛГИЖСА им. И.Е. Репина – ныне Санкт-Петербургская академия художеств им. И.Е. Репина, одна из самых авторитетных и масштабных в стране. Ее история началась в 1757 г., когда было основано художественное учебное заведение, известное ранее как ЛГИЖСА им. И.Е. Репина. С 2015 г. академия находится под покровительством Министерства культуры Российской Федерации и выступает в качестве наследника Императорской Академии художеств.
4Евсей Евсеевич Моисеенко (1916–1988) жил и работал в Ленинграде. Вошел в историю советского искусства как талантливый живописец, педагог и гражданин, чья карьера отмечена высокими профессиональными успехами и общественными достижениями. Через призму его картин мы можем лучше понять эпоху становления и развития социалистического реализма, увидеть отражение идей социальной справедливости и героизма простого народа. Член Союза художников СССР (1947), 1962 г. – член-корреспондент. 1973 г. – академик АХ СССР, 1986 г. Герой Социалистического Труда, 1970 г. – народный художник СССР, 1974 г. – лауреат Ленинской премии, 1983 г. – лауреат Государственной премии СССР.
5Красноярский государственный художественный институт (КГХИ) – высшее художественное учебное заведение в Красноярске, оказал существенное влияние на развитие региональной и национальной художественной среды. Действовал с 1987 по 2017 г., готовил специалистов по направлениям:«Живопись», «Станковая графика», «Скульптора», «Декоративно-прикладное искусство» и«Дизайн». Преобразован в художественный факультет Сибирского государственного института искусств (СГИИ) им. Дмитрия Хворостовского.
6КГБ ПОУ «Красноярское художественное училище (техникум) им. В.И. Сурикова» основано в 1958 г. Сохраняет верность лучшим традициям отечественной школы изобразительного искусства, обогащая российское культурное пространство новыми именами и произведениями.
References
1. Clark, K. (2004). Landscape into Art. Saint Petersburg, Azbuka-klassika. (in Russian)
2. Davydenko, I.M. (1978). Artists of Krasnoyarsk. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk Book Publisher. (in Russian)
3. Moskalyuk, M.V. (2019). Boris Ryauzov. Plots, Themes, Images. On the 100th Anniversary of the Master. In: Fine Arts of the Urals, Siberia and Far East, No. 1, рр. 66–73. (in Russian)
4. Sopotsinskii,O.P. (1957). Landscape at the All-Union Art Exhibition of 1954. In: The High Calling of the Soviet Artist. Moscow: Iskusstvo, рр. 127–139. (in Russian)
5. Bulak, K.A. (2019). Ryauzov’s artworks in the collection of the Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov: features of the collection. Iskusstvo Evrazii, No. 4, рр. 363–375. (in Russian)
6. Moskalyuk, M.V. (ed.) (2018) Boris Ryauzov. Album. Krasnoyarsk: Klass Plyus. (in Russian)
7. Evsey Moiseenko: album of reproductions. Leningrad: Avrora,1975. (in Russian)
8. Moskalyuk, M.V. (2010) Everything that is in the heart: artists of Krasnoyarsk yesterday, today, tomorrow. Krasnoyarsk: Polikor Plyus. (in Russian)
9. Morozov, A.I. (2007). Socialist Realism and Realism. Moscow: Galart. (in Russian)
10. Moskalyuk, M.V. (2020) Painting and Painters of the Krasnoyarsk Territory. In: Painters of Krasnoyarsk kraji: album. Krasnoyarsk: Polikor Plyus, рр. 22-36. (in Russian)
11. Pokrovskii, A.A. (2018). The Phenomenon of the Art Institute on the Siberian Land. In: Rememberances… Towards the 40th Anniversary of the Krasnoyarsk State Institute of Arts. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Institute of Arts, рр. 200-217. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36498556_89042184 . (in Russian)
12. Creative workshop of Anatoly Znak. Exhibition of works by students of A.M.Znak, dedicated to the 65th anniversary of the master. Krasnoyarsk: Polikor Plyus, 2004. (in Russian)
13. Alexander Volokitin. (2012) Paintings. Album. Krasnoyarsk: Polikor Plyus. (in Russian)
14. A.I.Volokitin. (2022) Paintings. Exhibition of works in the Krasnoyarsk Art Museum named after V.I.Surikov, dedicated to the 65th anniversary of Alexander Ivanovich Volokitin April 5 - May 10, 2022. Krasnoyarsk: Polikor Plyus. (in Russian)
Citation link
Serikova, T.Yu., Rategova, Zh.B. Analysis of the works of Krasnoyarsk painters B.Ya. Ryauzov, A.M. Znak and A.I. Volokitin from the point of view of phenomenology //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2025. – №3(91). – URL: http://archvuz.ru/en/2025_3/23/ – DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2025_3(91)_23
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная