Глобальные тренды в архитектуре бросают вызов «эффективной застройке» и погоне за квадратными метрами
15.04.2021
В тот момент, когда сверхцелью отечественного стройкомплекса становятся взрывной рост показателей по вводу жилья, тотальная реновация и уплотнение застройки мегаполисов, главными героями нынешней весны в архитектурном сообществе смело можно назвать Анн Лакатон и Жана-Филиппа Вассаля. Как говорят про новых лауреатов Притцкеровской премии, создателей парижского бюро Lacaton & Vassal, они — архитекторы, которые никогда ничего не снесли.
Бюро Lacaton & Vassal, занимающееся созданием проектов жилых, образовательных культурных зданий и городских пространств, известно тем, что неоднократно отказывалось от работы, если она предполагала снос социального жилья. На сайте Притцкеровской премии о принципах архитекторов пишут, что они «переосмысливают пространства с почтением к уже существующим структурам. Задумывая проекты, Лакатон и Вассаль сначала проводят инвентаризацию того, что уже построено».
Радуясь победе парижских архитекторов, оргкомитет Евразийской Премии не мог не вспомнить интервью директора международного конкурса «Евразийская Премия» (Eurasian Prize) Галины Буковой, опубликованное осенью 2020 года. Тогда речь шла о том, что в профессиональной среде формируется запрос на гуманистическую, социальную роль архитектора.
«Сейчас происходит важный процесс — переосмысление архитекторами своей роли. А если сказать точнее — архитекторы стараются вернуть архитектуре ее изначальное значение. Вот посмотрите, в 2016 г. Притцкеровскую премию — а это не конкурс, а оценка вклада архитектора в мировой культурный и социальный контекст — получил Алехандро Аравена, апологет социальной архитектуры. В 2017 г. он был куратором Венецианской архитектурной биеннале, ее тема была — «Репортажи с фронта». Так вот Алехандро Аравена заявляет: «Архитектура — это мощный инструмент, с помощью которого можно разрешить социальные противоречия». Разрешение социальных противоречий — это же не только устранение вопиющего контраста между богатыми и бедными кварталами. Это, прежде всего, по словам другого гения архитектуры Дэвида Аджайе, возвращение человеку «человеческой среды». Именно это, по мнению многих, и есть новая (старая) миссия архитектуры. Проще говоря, архитекторы-мыслители считают, что «индустриальный», девелоперский подход к проектированию и строительству стал возможен лишь потому, что роль архитектора была низведена до косметолога строительства. Но, по их мнению, только архитектор может противостоять тенденции расчеловечивания окружающего пространства».
Этот же посыл еще в 2018 году стал девизом крупнейшего на евразийском пространстве международного конкурса Eurasian Prize — «Инновации в архитектуре во благо Человечества». Он же вошел в манифест открытого Саммита архитекторов, урбанистов и дизайнеров «АрхЕвразия» — проекта, ставшего продолжением Eurasian Prize в 2020-м году.
Работы финалистов прошлогоднего конкурса «Евразийская Премия» очень точно отозвались на этот гуманистический тренд, когда на первый план в профессии выходят не столько технические инновации, но нравственная позиция автора, а главной целью архитектуры становится улучшение жизни простого человека. (иллюстрация, Бангладеш)
Социальный контекст, устойчивое развитие и приоритеты «зеленого строительства» стали основой критериев оценки конкурсных работ конкурса «Евразийская Премия» в 2021 году. В новом сезоне Оргкомитет также расширил список номинаций, сместив акцент в сторону проектов социальной ориентации и назначения. Подробно о номинациях и критериях оценки конкурсных работ вы можете прочитать здесь.
Кстати, до окончания срока подачи работ на конкурс «Евразийская Премия» в 2021 году по льготной стоимости остается меньше месяца. Напоминаем, что стандартная регистрация закрывается 30 апреля. Отправить работу на конкурс можно здесь.