№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

Джейн Джекобс. Смерть и жизнь больших американских городов

Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов / Пер. с анг. –  М.: Новое издательство, 2011. – 460 с. – (Библиотека свободы).

ДК 711.4
ББК 85.118
Д 40 

Некоторые вещи порой происходят с чрезвычайным запозданием, но в силу своих уникальных качеств все равно оказываются как нельзя ко времени. Данное утверждение справедливо и относительно недавно вышедшей в «Новом издательстве» книги Джейн Джекобс, широко известной в, надеюсь, не слишком узких кругах американо-канадской журналистки и активистки движения Нового Урбанизма. Речь идет о книге «Смерть и жизнь больших американских городов», которая в самом начале шестидесятых дискредитировала многие устоявшиеся представления градостроителей и управленцев о том, как устроены большие города и произвела революционные изменения в их профессиональном сознании. Пятьдесят лет спустя нашлись и у нас добрые люди – перевели, издали. Зачем собственно? Вряд ли кому-то настолько хотелось просто заполнить пустое место в ряду не изданных на русском языке культовых книг современной архитектуры. На мой взгляд, много общего есть в ситуации, которая складывалась тогда в Америке и сейчас в России.

Конец пятидесятых годов и начало шестидесятых. Начало холодной войны, берлинская стена, спутник, Гагарин и Шепард, Кеннеди и Хрущев, кубинский кризис и «перекрыли Енисей», «шестидесятники» у нас и битники у них… В том, что касается градостроительства и архитектуры, тоже можно искать сходства и различия.

С одной стороны – апогей модернизма у всего развитого человечества. Уже построены Марсельская Единица, Кроунхолл Иллинойского Технологического, Сигрем Билдинг, дворцы Нимейера в Бразилиа, Кремлёвский Дворец Съездов… Не упоминая о различиях в объемно-планировочных решениях отдельных зданий, хочется отметить, что советские города росли, главным образом, вширь за счет строительства крупных многоэтажных районов, вроде знаменитых Черемушек, и развития системы общественного транспорта, американские – вширь и ввысь. Именно тогда окрепшая после войны Америка стала первой автомобильной нацией «между двух океанов». Прекрасный дух свободы, рожденный автомобилем, нашел свое отражение в произведениях Керруака, Кена Кизи, Тома Вулфа и многих других «чудесных людей». Цена этой свободы – строительство скоростных дорог сквозь застройку, беспрецедентный рост одноэтажных пригородов и насильственные методы реконструкции старых кварталов больших городов, сопровождавшиеся кучей связанных друг с другом проблем. Очерчивание районов, не допускающихся к долгосрочным займам под залог имущества, превращение их в трущобы, строительство на их месте огороженных забором многоэтажных жилых комплексов для состоятельной части среднего класса, провал системы государственного строительства жилья для бедных слоев населения, согнанных с очерченного района, и вынужденный снос социально опасного квартала вроде знаменитого Прют Айгоу… Эти вопросы лежат в центре внимания Джейн Джекобс.

В поисках источника жизненной энергии районов большого города Джекобс обращается к категории «разнообразия», как наиболее существенной характеристики образа жизни в плотно застроенной урбанизированной среде. Разнообразие это поддерживается невероятным количеством людей, живущих в одном месте. Нигде в сельской местности или малом городе не существует условий для существования на небольшом клочке земли таких специфических видов коммерческой деятельности как: химчистка, ресторан, кинотеатр, антикварная лавка, овощной магазин, бильярдный зал… Стоит отметить, что своими подробными перечислениями различных небольших предприятий, размещенных «по соседству» книга Джекобс, порой, чем-то напоминает знаменитого Гаргантюа.

Невероятно разнообразный, кажущийся беспорядочным, внешний вид округи, где кипят перекрестным образом связанные между собой повседневные дела городской общины, чаще всего вызывал гнев градостроителей, воспитанных в духе Лучезарного Города. Их стремление обуздать стихию, заставить огромное количество людей жить внутри упорядоченного, охваченного единым замыслом пространства приводило к созданию таких объектов, как упомянутый выше Иллинойский Технологический Университет, города Чандигарх и Бразилиа. Время показало, что в условиях демократического общества эти универсальные модели претерпевают слишком серьезные корректировки, разрушающие первоначальный замысел. В свете того факта, что слишком однозначная, простая и навязчивая логика позднего модернизма стала позже объектом критики многочисленных философов, ученых и архитекторов, можно сказать, что Джейн Джекобс, с житейской мудростью простых горожан ратовавшая за поддержание многоликой, неоднозначной среды города, стояла у истоков постмодернизма, мультикультурализма и десятка других «измов». К подобным выводам позже приходили и Роберт Вентури, и Кисё Курокава, когда последний шаг за шагом создавали свою Философию Симбиоза.

Причин, по которым эта книга не была издана на русском все это время, на мой взгляд, масса, но не так уж они и важны. Существенно то, что идеи, изложенные в ней, описываемые явления и практика градостроительства впервые стали напрямую касаться наших городов. Закрытые сообщества, «серые зоны», территории, выходящие из трущобного состояния, наполнившиеся разнообразной активностью тротуары городов, стремительные и крупномасштабные девелоперские проекты, ради коммерческой успешности которых ущемляются права граждан – все это и многое другое теперь есть и в России.

Любопытно, как покажут себя наши города, созданные большей своей частью в соответствии с советскими стандартами мышления, столкнувшись с не характерными для тоталитарного государства вызовами. Совсем не исключается, что наследие СССР несет массу положительных эффектов для разнообразия города в том, что касается смешанных способов использования улиц, обилия пешеходных путей сквозь неплотную массу жилой застройки и других факторов, для изучения которых необходимы отдельные исследования.

Книга состоит из четырех глав и достаточно увесиста – более 450 страниц. Манера изложения материала, надо сказать, многословна, с чисто стилистической точки зрения, так что данный труд требует неспешного внимательного прочтения, и тогда книга по-новому раскроет многие стороны городской жизни и будет полезна практикующим архитекторам, преподавателям высшей школы, студентам.

Жалко, что издана она без картинок. Не имея возможности посмотреть оригинал книги, полагаю, что иллюстрации, передающие индивидуальный характер зданий и сооружений, о которых идет речь, сделали бы ее более наглядной, интуитивно понятной. В существующем виде книга невольно встает в один ряд с многочисленными изданиями по архитектуре, намеренно задуманными без картинок, что всегда так угнетает нас, архитекторов, привыкших думать глазами, и заставляет подключать более глубокие отделы головного мозга.

Бурцев А.Г.,
кандидат архитектуры, доцент каф. ТАиПК ГОУ ВПО "УралГАХА"

 

 

ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017