№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

Волшебные истории художницы Маргариты Смирновой

Графика Маргариты Смирновой – неотъемлемая и яркая часть ее жизнерадостного творчества. В ней, так же, как в живописи и керамике, художница сочиняет собственную сказку, наполняя графические листы шаловливыми скоморохами, оживающими тенями, старыми игрушками, ведущими неторопливый и только им понятный разговор. Ее работы последних лет сохраняют тепло и ласковую насмешливость лубочных картинок. Они конкретны в деталях и вместе с тем отстранены от прозы повседневности, обыденности, скучного рассказа. Главное, что привлекает в них стремление к игре, искрометная фантазия и, конечно же, великолепное мастерство.

В «Натюрмортах» художницы значение привычных вещей выходит из круга сиюминутного, приобретая иной, вневременной, таинственный смысл. Старая настольная лампа без абажура. Прислоненный к стене футляр настенных часов с качающимся маятником, который отсчитывает ускользающие в бездну мгновения. Косая массивная и проницаемая тень, какие возникают зимним вечером от пламени горящей свечи. На переднем плане – прозрачная колба песочных часов – зримый привет из древности. Еще часы, часы… И каждые показывают свое время. Время детства, зрелости, старости, время разных эпох.

Натюрморт с лошадкой.
2010, бумага, акварель, тушь 
Натюрморт с лампой и часами.
2010, бумага, акварель, тушь 

 

В серии «Провинция» игровое начало проявляет себя в веселом сопоставлении созвучных названий, казалось бы, совершенно несопоставимых существ. Коза и стрекоза. Корова-кормилица и волоокая красавица, огромная как стог, и божья коровка, упрямо ползущая по несмятым стеблям луговой травы. Но ведь это насекомое – тоже коровка, а потому помещено на переднем плане, и его размер сопоставим с коровьей головой. И это гиперболизация выглядит уместной и убедительной – ведь в сказке все бывает…

Провинция. 2010, бумага, акварель, тушь
Луг. 2010, бумага акварель, тушь

 

Новая серия «О чем расскажут тени» создана художницей в 2011 году в технике пастели. Она – как волшебная история, рассказанная на ночь. Как медленная череда призрачных видений между сном и явью.

Темное пространство мастерской. Косой скользящий лунный свет и тихий шепот ночных обитателей – керамических фигурок, старинной посуды, самоваров, кованой сечки, которой бабушка рубила капусту в деревянном корытце, величественного примуса, сетчатая тень от которого неуловимо напоминает татлинскую башню. В «Полнолунии» сияние лунного света, скользящего по керамическим фигуркам, выглядит почти ослепляющим. А прихотливый рисунок теней, падающих на стену, образует подобие зачарованного сада.

Во дворе.2011, бумага, пастель Бабушка.2011, бумага, пастель

 

Для достижения эмоциональной убедительности и исчерпывающей точности впечатления Маргарита Смирнова разрабатывает лаконичный художественный язык, основанный на обобщении формы, использовании локальных цветовых плоскостей, богатстве фактур. Она владеет разными графическими техниками. Среди печатных – освоены офорт и автолитография. А в последние годы предпочтение отдается техникам оригинальной графики – акварели и пастели.

Ее виртуозные акварели – легкие, прозрачные, иногда почти монохромные, выполнены в технике «по сырому». Художница создает легкий фактурный фон, образуемый паутиной мягких акварельных затеков. Краска, расплываясь по мокрой бумаге, образует фактуру, рисунок которой передает облик припадающих к земле низких дождевых облаков, лугового разнотравья, жесткой шерсти рогатой козы, горделиво позирующей на фоне покосившихся домишек небольшого среднерусского городка. Отдельные детали – фигурки спешащих по своим делам обитателей, фонарные столбы, детали построек – изображены уверенными перовым росчерком.

В последнее время Маргарита Смирнова увлечена пастелью. Ее стремление к лаконизму, завершенности и предельной выразительности формы и цвета воплощается в графических листах, исполненных на цветной бумаге – серой, зеленовато-оливковой, коричневато-розовой, ярко-оранжевой. Цвет бумаги становится исконным, родовым для каждого листа и уже заключает в себе основу колористического решения. В замечательных «Прогулке по воде» и «Карнавале» лаконизм выразительных средств заставляет вспомнить о цветной печатной гравюре.

Танец.  2010, бумага, пастель Прогулки по воде. 2011, бумага, пастель

 

И еще одна техника, в которой художница пробует себя – коллаж – выклейка изображения из кусочков цветной бумаги. Стремительные драконы – символ наступившего года, неудержимо, словно огненные кометы, мчатся по безбрежному небосклону, разбрызгивая солнечные искры. Это еще только первая «проба пера», поиск выразительных возможностей нового для художницы материала. И можно предполагать, что и здесь будут сделаны свои, только ей присущие находки и открытия.

Дракон. 2011, бумага, коллаж Дракон. 2011, бумага,  коллаж

 

Пожелаем же ей успеха.

О. К. Пичугина,
искусствовед, член Союза художников РФ

ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017