№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

Холодова Л.П. Магистратура в архитектуре

 

 

 

 

 

 

 

Холодова Л.П. Магистратура в архитектуре: учеб. пособие /сост. Л.П. Холодова. – Екатеринбург: Архитектон, 2010 – 308 с.; ил.

УДК 72.01
ББК 85.11
Х 69
ISBN 978-5-7408-0165-0

 

  

Учебное пособие «Магистратура в архитектуре», автор которого зав. кафедрой теории архитектуры и профессиональных коммуникаций, доктор архитектуры, профессор Л.П.Холодова – это комплексное составное издание нового типа, вмещающее в себя разнородные (тематически, жанрово) тексты, объединенные единой направленностью: введение новых современных образовательных технологий и двухуровневую систему подготовки кадров. Изменения в системе обучения новых специалистов обусловлены изменениями в разных сферах жизни страны, образа жизни, что для архитектора является главным критерием изменения и общей среды обитания. Отечественная высшая школа неминуемо входит в мировую систему и осваивает инновационные технологии многоуровнего образования. Обращение к новым технологиям обучения магистрантов закономерно определило необходимость разработки всего комплекса методических и научных материалов.

Основное содержание книги – изложение концепции магистерской подготовки и опыта ее воплощения в жизнь отдельной кафедрой, вузом в целом. Концепция магистратуры, предложенная автором, реализуется в учебных занятиях, проводимых в Уральской государственной архитектурно-художественной академии, где впервые в России введена магистерская подготовка. Под руководством, а также лично автором разработаны все методические материалы, представленные в данном издании, а также программы учебных дисциплин, изучаемых магистрантами, и практические задания, выполняемые самостоятельно или в аудитории; также выработаны направления непрерывной подготовки выпускников. Осуществляется взаимосвязь «диплом бакалавра – магистратура – магистерская диссертация – первая академическая степень – кандидатская диссертация». Получение академической степени открывает для многих выпускников путь дальнейшей научной и практической профессиональной деятельности: так магистратура стала основой подготовки кадров высшей квалификации для учебных заведений и развития научных исследований в области архитектуры. Например, в УралГАХА в настоящее время работает 22 выпускника кафедры Теории архитектуры и профессиональных коммуникаций. Это молодые ученые, имеющие ученые степени доктора и кандидата наук. Привлечение в вузы молодых преподавателей – это одно из направлений магистерской подготовки.

В данном издании представлен весь комплекс методических и научных разработок, необходимых для эффективного развития профессиональных и научных знаний и компетенций – всего того, что и делает магистранта именно специалистом, имеющим способность подходить к своей работе как к научному творчеству. Как привить каждому магистранту умение работать с научной литературой и навыки составления собственных произведений разных жанров, как открыть для него широкое поле научного знания? – именно на такие вопросы дают ответ методические разработки – практические, аудиторные, самостоятельные, предлагаемые магистрантам в процессе обучения.

Книга имеет пять разделов: раздел I – Создание магистратуры в ГОУ ВПО «УралГАХА»; раздел II – Методические принципы подготовки магистров архитектуры; раздел III – Формирование навыков научного исследования и концептуального проектирования; раздел IV – Выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация; раздел V – Результаты.

В первом разделе дается справка о создании магистратуры, методике подготовки коллектива вуза к введению новой формы обучения. Магистерская подготовка основывается на знакомстве магистрантов с современными направлениями и концепциями фундаментальной науки, освоении большого потока литературы (с помощью современных технологий), связанных не только с архитектурными проблемами философии, естественно-научных знаний, информатики и пр. Дается описание организации магистерской подготовки, излагаются сведения о рейтинговом контроле знаний и показана структура сайта «Магистратура».

Во втором разделе изложены методические принципы подготовки магистров архитектуры. Здесь даны конспекты лекционных курсов по методике и методологии архитектурной науки; методы и типы исследований, применяемые в архитектурной науке; факторы, способствующие формированию творческой личности и др.

Этапы освоения методики научно-исследовательской деятельности разделены на два модуля: общие дисциплины и дисциплины магистерских программ. Показана последовательность формирования навыков научного исследования магистранта в соответствии с освоением конкретных магистерских программ.

В третьем разделе изложены теоретические и практические вопросы научной деятельности: современные проблемы архитектуры и градостроительства; психологическая подготовка магистрантов к продуктивной профессиональной деятельности в различных условиях; методы предпроектного исследования.

Освоение основных современных методик исследовательской деятельности подразделяется: на освоение методики изучения теории и истории архитектуры; освоение жанров архитектурной критики; освоение методик и стратегий профессионального общения; освоение методик исследовательской деятельности по специальным дисциплинам магистерской программы. Здесь же представлены методики работы с фактическим материалом научного исследования, работы в архивах, музеях, проектных организациях и сбора фактического материала по теме исследования.

В четвертом разделе даются материалы по подготовке магистерской диссертации для архитектора-теоретика и архитектора-проектировщика. Опубликованы методические рекомендации к оформлению рукописи магистерской диссертации, автореферата и экспозиции.

Все перечисленные разделы сопровождаются примерами графических и письменных клаузур, упражнениями к курсам лекций, курсовыми работами, промежуточными работами, которые сдаются преподавателям на проверку или оценку. Приводятся примеры графической части магистерских диссертаций.

В пятом разделе перечислены темы магистерских диссертаций выпускников кафедры «Теории архитектуры и профессиональных коммуникаций» УралГАХА с указанием темы исследования, формулировкой цели исследования и кратким описанием результатов исследования. Материал пятого раздела свидетельствует о том, что темы всех магистерских диссертаций актуальны, новизна полученных результатов очевидна.

Задача освящения научных основ по специализированной подготовке магистров архитектуры определила комплексное рассмотрение в данном издании широкого круга научно-практических и научно-исследовательских проблем.

Изложенные положения составляют необходимую методическую базу подготовки магистров архитектуры. Освоение научно-практических и научно-исследовательских знаний в магистратуре формирует творческое и научное мастерство выпускников-архитекторов. Учебное пособие адресовано магистрантам, преподавателям вузов и всем, кто интересуется вопросами архитектурного образования.

Е.В. Конева,
кандидат архитектуры,
декан факультета архитектуры
ФГБОУ ВПО «УралГАХА»

ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017