Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (7) Сентябрь, 2004

Теория архитектуры

Хазова Ольга Валерьевна

студент.
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Н. П. Гарин.
УралГАХА

,

ДИЗАЙН КАК МОДЕЛИРОВАНИЕ ЖИЗНИ

Деятельность современного человека не способствует улучшению состояния Природы – естественной среды обитания. Возникает острая необходимость восстановления и сохранения экологического равновесия во всех сферах жизни. Наилучшим вариантом восстановления природного равновесия станет комплексный подход, включающий в себя теоретические знания и опыт специалистов из различных научных областей. Начать преобразовывать жизнь может любой человек. А концептуалистами могут выступить дизайнеры, так как они создают предметный мир для того, чтобы жизнь стала лучше. Дизайнер – созидатель-профессионал.

Дизайн должен быть основой для развития и конструктивного устройства бытия. Попытка дизайнера найти оригинальную линию, неповторимый цвет способствует насыщению предметной среды и многократному сокращению срока службы вещей. 

 

Развитие цивилизации характеризуется ростом и глобальным распространением технических систем и технологических процессов, влияющих на все сферы жизни. Если на примере легкового автомобиля проследить экологическое воздействие товара на окружающую среду на различных этапах жизненного цикла, то становится очевидным, что доля вредных воздействий на окружающую среду к моменту переработки превышает 90%.

Подобные показатели не препятствуют дальнейшему производству автомобилей и разработке машин с более новым, современным дизайном. Безусловно, среди многочисленных однодневок существуют изделия, которые за десятки лет выпуска претерпели незначительные модификации: например, автомобили-“жуки” фирмы Volkswagen, гнутая мебель М. Тонета, которая без всяких изменений производится более 100 лет, популярный галогенный светильник “Тициан”. (21)

Примерно в 1950-х годах в нашу жизнь ворвались компьютеры. Сначала компьютер волновал своей новизной, непознанным миром возможностей. Затем он стал необходимым инструментом для работы и одним из видов досуга. Теперь компьютер – это не просто привычка, это образ жизни человека. Способность компьютера анализировать, очень быстро распространять бесконечно разнообразную информацию в любых количествах стала главной силой ускорения процесса получения знаний о случившемся и происходящем.

Информационные процессы вышли на качественно новый пространственно-временной уровень. Информация перестает быть сведением о чём-либо. Порой она теряет смысл, поскольку сообщение становится важнее события. В приобретённой компьютерной реальности человек растворяется. Однако компьютер сам по себе не обладает никакими качествами, способствующими зависимости. Он нейтрален по отношению к нам. Это мы делаем из него проводника в якобы лучший более интересный мир…

Перемены в окружающем мире происходят быстрее и чаще, перекраивая наш образ жизни, проверяя устойчивость равновесия человека. Новые изобретения предлагают абсолютно новые решения социальных и личных проблем. Сегодня роботы трудятся в самых разных областях: лесное хозяйство, молочное производство, пожаротушение, хирургия, швейное производство и т.д. (23)

Для облегчения домашнего труда произведено достаточно типов устройств, служащих для избавления пользователя от лишних затрат времени и сил. По данным Европейской экономической комиссии на конец 1999 года в мире было продано 3 тысячи домашних роботов. Например, быстро, тщательно и эффективно справиться с уборкой помещения поможет пылесос Trilobite – изобретение шведских учёных и инженеров. При своих компактных размерах – 13 см в высоту и 35 см в диаметре - Trilobite включает в себя 70 различных специально разработанных систем (от ультразвуковой навигации, системы ограничения хода до электронного “мозга” робота).

Стремительное ухудшение экологической ситуации требует решения вопроса не столько о катастрофическом загрязнении биосферы, сколько об экологическом мышлении человека.

Дизайнер может быть одним из первых среди созидателей, потому что он способен спроектировать такие предметы и условия жизни, которые станут побуждать потребителя мыслить и творчески подходить к восприятию и потреблению товара, что, в свою очередь, исключило бы пустое накопительство предметов, навязывание свыше различных установок. Наличие крепкого внутреннего стержня у человека, у общества есть начало, фундамент для целостного устройства бытия.

Современный дизайн всеобъемлющ. Сегодня он скорее необходим как процесс, моделирующий счастливую жизнь для каждого человека, нежели просто проектирование конкретной вещи вне контекста её существования. Поэтому дизайн должен охватывать весь спектр взаимоотношений человека с предметной средой, комплекс соотношений внутри предметного мира и его влияние на природу. Тогда станет естественным учёт всех составляющих жизненного цикла изделия. В.Д. Кальнер отводит на качественную эволюцию этого процесса около 30 лет.(17) 

Систематизируя процесс проектирования, то есть дизайна, возьмём модель – некоторый порядок мироустройства. Модели окружают нас постоянно. Например, радуга – красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый – модель числа семь. Модель числа 4 в природе представлена, например, четырьмя стихиями (огонь - воздух – вода - земля). В данной модели есть четыре чётких состояния и этапы трансформации, когда одно состояние перетекает в другое.

Рассматривая современный дизайн в числовой модели 4, можно выделить четыре взаимосвязанных и взаимообусловленных элемента, где предыдущий является причиной последующего, где каждый элемент есть этап для существования остальных и является неотъемлемой частью единого целого. (20)

Чтобы работала модель, организованная человеком, необходимо отслеживать степень проработки на каждом этапе, учитывая эффективность и результативность сделанного. Подобная модель относится ко всему спектру деятельности дизайнера: от проектирования конкретных предметов и свойств материалов до создания Условий Жизни конкретного человека, класса людей, общества.

Чтобы мир стал лучше, нужно чтобы каждый человек стал хоть немного счастливее. Как сказал Н.А.Бердяев “рабство человека заключается не только в том, что внешняя сила порабощает его, но ещё глубже, в том, что он соглашается быть рабом…”(2). Отсутствие позитивного настроя и ощущения радости, внутренняя раздробленность человека находят своё отражение в его окружении: в семье, обществе, мире.

Одним из примеров подобного явления может быть реклама в целом, табачных изделий в частности. Кто как не дизайнер ответственен за её содержание и внешний вид? Её активное воздействие на массовое сознание привело не просто к тому, что процесс курения стал показателем, символом якобы удачного, сильного мужчины или независимой женщины. На сегодняшний день глобальное потребление сигарет стало стилем жизни миллионов людей.

С помощью информации мы научились управлять социальным поведением масс, но главное – вероятностно моделировать и добиваться желаемых результатов. С помощью технических средств визуальной и звуковой передачи информации создаются культурные стереотипы глобального масштаба. За культурными стереотипами, навязываемыми СМИ, следуют товары и услуги (несущие в себе эти культурные стереотипы), включаясь в социокультурные отношения.

Конструктивным выходом из складывающихся повсеместно подобных ситуаций может быть творческий подход к решению проблемы с обеих сторон: со стороны дизайнера и потребителя. То есть, нужно ставить вопрос о профессионализме дизайнера, о творческой готовности потребителя, о согласии каждого человека выступить в роли сотворца для максимально значимого выхода идеи гармонизации в готовый продукт.

Свободная ясная мысль создает бытие, к которому через культуру выстраивает путь дизайнер. Культура есть основание для восхождения человека, для мощного роста всего человечества.

Культура не появляется вмиг, вся сразу. Она взращивается постепенно с малых лет. Если бы люди помнили, что бумага, брошенная в лесу, пролежит в неизменном состоянии два года, полиэтиленовый пакет 200 лет, стекло 1000 лет, может быть сегодня побережья рек, озёр и морей были бы в более чистом состоянии? Этот простой пример любви к природе очень показателен. Культура мысли, культура слова, культура дела – ступени, из которых складывается путь Человека – носителя культуры.

Русская культура необычайно богата и разнообразна. Настолько же прекрасен и русский язык. Но использование пустых, заимствованных, не укоренённых в традиции культуры слов, приводит к обеднению национального языка. Слово красит человека – говорится в пословице. Язык является носителем духовного мира нации, её культурного наследия.

Особое место в культуре занимает тема отношения человека к своим истокам. К.Г. Юнг справедливо заметил: “какими средствами постичь будущее, когда мы в него войдём, если мы не обладаем тем опытом человеческого рода, которое нам оставили после себя праотцы”.(7,142) Через воссоздание живой, постоянно развивающейся культуры осуществляется воспроизведение прошлого. Проблемы будущего, его обоснование как следствия настоящего тесно связаны с сохранением традиций.

Многогранность культуры в России даёт уникальные возможности по производству и распространению широкого спектра предметов культурного назначения, укрепляет чувство самобытности, как источника созидательности. “Признание всемирного культурного разнообразия, устоявшихся традиций, ценностей и символических связей не только приведёт к признанию и лучшему пониманию культуры других народов, но и подтвердит историю межкультурных контактов с их взаимозаимствованием и взаимодополняемостью”.(10, 32) Подобное глобальное осознание даст нам возможность добиться наилучших результатов в интересах всего человечества при уважении существующих между нами различий.

В современном мире в связи с процессом глобализации общества, на планете формируется единое культурное пространство. Поэтому особенно остро встает вопрос о глобализации образования, о необходимости реформы в этой области. Концепция современного образования должна включать понимание задач, связанных с интернационализацией образования, развитием науки и технологии, (9,19) вопросами сохранения окружающей среды, развитием общества, владеющего информацией для решения поставленных задач и достижения намеченных целей улучшения благосостояния общества. Образование должно формировать мировоззрение, выдвигающее на первое место идею сотрудничества человека и его окружения, идею созидания, самоценности культур.

Культурная составляющая должна быть основой любой образовательной концепции. “Полнота реализации творческого потенциала во многом зависит от формирования у студентов – будущих профессионалов представлений о культурно-историческом, национально-этническом, экономико-хозяйственном, территориально-географическом своеобразии региона, в котором им предстоит трудиться. В этом случае сам процесс получения образования теряет обезличенность, позволяет изначально решать конкретные прикладные проблемы, связывая образовательное учреждение с реальной жизнью, вписывая его в геосоциокультурный контекст, а молодой специалист выходит в жизнь с чётким ощущение собственной необходимости и значимости ”.(3,14). Такой подход особенно важен при подготовке специалистов по дизайну. Потому что, имея мощную корневую систему в виде культурного наследия каждого отдельно взятого региона, дизайн может преобразоваться в мощное дерево всемирного культурного богатства и дать великолепные плоды.

Таким образом, рассматривая дизайн, корнями которого является широта и глубина национальных традиций, дизайн, который проводит эти традиции в жизнь вещей и людей, возможно утверждение русского дизайна, его ценностного значения в становлении человека и России, его роли в мировом дизайне. Дизайнер может подвигнуть потребителя на восприятие формы в качестве сотворца, побудить потребителя мыслить, чтобы состоялось полноценное общение. Здесь нужно учесть, что взаимодействие потребителя и дизайнера возможно при их личностной внутренней свободе и раскрытости, а значит, они оба являются проводниками идеи, выраженной в форме. Следовательно, любое изделие должно быть насыщено внутренним духовным содержанием, тогда лишь оно может вызывать человека к дискуссии, исключая с его стороны равнодушие, позитивно влиять, гармонично встраиваться в жизнь человека и общества, побуждая их саморазвиваться.

Тогда можно будет говорить о Дизайне как Искусстве жизни, и, употребляя понятие дизайн, не нужно будет уточнять, что это честный дизайн, экологический, и можно будет смело смотреть в глаза людям, признавая, что мы, профессиональные дизайнеры, строим мир, сберегая природные, естественные условия жизни человечества.

Библиография

1. Багиров А. Интернет в международных отношениях // Международная жизнь. – 2002. – № 8-9

2. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. – М., 1995.  С. 78

3. Быстрова Т.Ю. Взаимодействие традиционного и современного в мышлении дизайнера: образовательный аспект // Ханты-Мансийск и наука: контуры будущего. – Ханты-Мансийск, 2003. с. 14-17

4. Дубровский Д.И. Постмодернистская мода // Вопросы философии. – 2001. – №8

5. Кальнер В.Д. Экологический императив товаропроизводителя // Экология и промышленность России. – 2001. – №8

6. Кнабе Г.С. Диалектика повседневности // Вопросы философии. – 1989. – № 5

7. Когай Е.А. Экология культуры: предметное поле исследования // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – №5

8. Кутырев В.А. Пост-пред-гипер-контр-модернизм: концы и начала // Вопросы философии. – 1998. – №5

9. Маркович Данило Ж. Глобализация и экологическое образование // СОЦИС. – 2001. – №1

10. Мацуура К. Глобализация – это также культурный процесс // Международная жизнь. – 2002. – №8-9

11. Падалко О. Управление отходами: Западная Европа и Россия // Современная Европа. – 2002. – №1

12. Соломон К. Культурная экспансия и экологическая глобализация // Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – №1

13. Тарасова Н.П., Ягодин Г.А. Образование как фактор устойчивого развития // Экология и промышленность России. – 2000. – №10

14. Тоффлер Футурошок. – СПб, 1995. С. 18-39

15. Фредерик Р., Петри Э. Деловая этика и прагматизм // Вопросы философии. – 1996. – №3

16. Юсфин Ю.С., Леонтьев Л.И. Доронина О.Д. Экологически чистое производство: содержание и основные требования // Экология и промышленность России. – 2002. – №3

17. Вишняков Я.Д., Грацианский Е.В., Махутов Н.А. Как научиться управлять рисками и безопасностью. Анализ ситуации // Экология и промышленность России. – 2001. – №8

18. Ситуация: выводы, прогнозы, рекомендации // Зелёный мир. – 2000. – №17-18. – С.20-26

19. Мокиевский В. Россия в окружающем мире. Специалисты о современных экологических проблемах страны // Зелёный мир. – 2000. – №17-18

20. Штоль И.А. Школа здоровья : Лекции.2003 

21. Шатин Ю.В. Дизайн и экология: коэффициент полезного действия // Техническая эстетика. – 1990. – № 2

22. Хлыстова Н. Ошибка №10. Те, кто живут в компьютере // Факел. – 2003. – №4

23. Абрамов А. Имитация жизни // Факел. – 2003. – №3

24. www.sicadesign.com

25. www.trilobite.ru

Ссылка для цитирования статьи

Хазова О.В. ДИЗАЙН КАК МОДЕЛИРОВАНИЕ ЖИЗНИ [Электронный ресурс] /О.В. Хазова //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №2(7). – URL: http://archvuz.ru/2004_2/40 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 29.09.2004
Просмотров: 67