Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (7) Сентябрь, 2004

Теория архитектуры

Бурдина Н. А.

магистрант. 
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор А.А. Барабанов.
УралГАХА

,

АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ФОРМА И ЧЕЛОВЕК

Тенденции предпочтения архитектурно-пространственных форм и их характеристик для интерьеров различного функционального назначения

 

Тема взаимодействия человека с окружающим его миром всегда вызывала интерес исследователей. Она очень многогранна и, наверное, неисчерпаема. Мировоззрение народов постоянно находило свое отражение в архитектуре. Архитектура отображала в себе строение Вселенной, картину мира в призме человеческого видения. В то же время, сама архитектура, как часть окружения человека, оказывает на него свое влияние.

В процессе проектирования архитекторы и дизайнеры часто задумываются над тем, как создать такую архитектурную форму, которая наиболее полно соответствовала ее эмоциональному наполнению, позволяла бы заказчику наиболее комфортно принимать гостей, отдохнуть и расслабиться и т.д.

На данный момент завершено исследование, посвященное вопросу, какой должна быть архитектурно-пространственная форма для того, чтобы как можно больше способствовать проявлениям различных эмоциональных состояний человека.

Исследование проводилось в Екатеринбурге на выборке 204 человека. Из них 141 женщина и 63 мужчины. Возраст испытуемых составил диапазон от 18 до 55 лет. Все опрашиваемые, участвующие в исследовании, имели высшее или неполное высшее образование. Градация по сферам деятельности попавших в выборку: гуманитарная сфера – 95 человек, техническая – 109 человек. При формировании выборки были исключены люди, имеющие архитектурное или дизайнерское образование. Результаты исследования обрабатывались методом контент-анализа.

Исследование представляло собой эксперимент с использованием методики, основанной на индивидуальной проективной технике методом вопросов-меню, разработанной нами специально под цели нашего исследования. Механизм проведения эксперимента содержал в себе методику опроса в сочетании с методикой интроспекции. Методика изначально предполагала качественно-количественный анализ результатов исследования.

Испытуемому предлагалось брать по очереди на свой выбор картинки интерьерных пространств, созданных на основе сочетания вертикального и горизонтального сечения в виде круга, квадрата, треугольника и некоторых их производных (всего - 17 форм). Все изображенные пространства при этом содержали в себе только так называемую “голую” форму, были сомасштабны одному человеку или небольшой группе людей. Они имели одинаковый объем, приблизительно одинаковую площадь основания, пропорции плана, освещенность, фактуру поверхности стен, цветовую гамму и т.д. (см. рис.1, рис.2). Держа в руке сомасштабную пространству абстрактную модель человека, испытуемый должен был мысленно входить в них. Имея на руках список действий (44 действия, отобранных на основе результатов серии пилотажных исследований, список их - попытка отразить весь спектр жизнедеятельности человека; к списку действий прилагались: свой вариант ответа и ответ: “не знаю, затрудняюсь ответить”), нужно было отметить от 1 до 3-х действий, желания которых явно, ярко, возникали у человека в данном пространстве и от 1 до 3-х действий, желания которых явно подавляются пространством.

Рис.1. Архитектурно-пространственные формы, построенные на основе сочетания вертикального и горизонтального сечения в виде квадрата, круга и треугольника

Рис. 2. Архитектурно-пространственные формы, построенные на основе сочетания горизонтального сечения в виде квадрата, круга и треугольника и вертикального сечения в виде производных от этих фигур

Проведя качественно-количественный анализ полученных результатов исследования, мы можем говорить о следующих выявленных нами тенденциях и предпочтениях.

Соотнесение формы и желаемых в ней действий, а также действий, резко не желаемых. Наиболее ярко выраженные проявления следующие:

Пространство куба. Возникающие желания действий и ощущения в данном интерьере: а) привычная повседневная работа; б) сосредоточенность, сосредоточение внимательности, решение умственной задачи; в) напряжение, агрессия, конфликтность, негативные эмоции. Действия и желания, противоречащие данному интерьеру: а) положительно эмоционально окрашенные красивые движения тела (танец); б) релаксация, уют, покой; в) творчество; г) общение с любимым человеком, положительные эмоции, ощущение гармонии мира, высшие духовные переживания.

Пространство формы квадратной в плане с куполом в виде сходящихся парусов. Желаемые в данном пространстве действия, возникающие ощущения: а) релаксация, уют и покой; б) ощущение гармонии мира, высшие духовные переживания, спокойные положительные эмоции; в) творчество; г) общение с любимым человеком, интимные отношения, общение с маленьким ребенком; д) разговор с самим собой, внутреннее общение. Пространство формы противоречит состояниям: а) отсутствие сил бороться с чем-либо; б) напряженность, агрессия, конфликт, негативные эмоции.

Пространство пирамиды. Помогает сосредоточению сил (для рывка). Отрицательно сказывается на желании: а) релаксации, уюта; б) общении с близкими людьми.

Пространство цилиндра. Способствует: а) положительно эмоционально окрашенным красивым движениям тела; б) чувству одиночества. Негативно сказывается на сосредоточении внутренних сил (для рывка), сосредоточению внимания.

Пространство формы “три четверти шара”. Возникающие желания и ощущения: а) релаксация, уют и покой; б) яркие положительные эмоции, высшие духовные переживания, творчество – как состояние души; в) общение с любимым человеком, сексуальные отношения с ним. Форма противостоит ярким негативным эмоциональным проявлениям.

Пространство конуса. Способствует сосредоточенной внутренней работе, уединенности. Форма не вызывает желания общения с друзьями, знакомыми и т.д.

Туннельное пространство – в плане квадрат, в разрезе – три четверти круга. Реакция человека на форму: а) релаксация, уют и покой; б) общение с друзьями. Форма противостоит действиям, связанным с сосредоточением внутренней силы для рывка.

Туннельная форма – квадрат в плане, треугольник в разрезе. Форма противостоит: а) уединенности, внутреннему общению; б) интимному общению, общению с любимым человеком.

Туннельная форма – квадрат в плане, в разрезе – квадрат с полукружием сверху (арка). Побуждает человека к обращению к Богу. Способствует снятию ярких негативных эмоций.

Пространство формы квадратной в плане с несколько заостренным куполом в виде сходящихся парусов. Способствует: а) общению с близкими людьми, с близким другом, с любимым человеком; б) сексуальному общению с любимым человеком; в) внутреннему общению; г) ярким положительным эмоциям, высшим духовным положительным переживаниям. Противостоит ярким негативным эмоциям.

Пространство с кругом в плане, разрезом в виде квадрата с полукружием сверху (арка) оказывает содействие в проявлении творческого потенциала человека.

Пространство с квадратом в плане, разрезом в виде квадрата с полукружием сверху (арка) содействует общению с друзьями, знакомыми.

Туннельное пространство – в плане квадрат, в разрезе – наклонные вовнутрь стены со сводом сверху. Пространство формы противоречит состоянию сосредоточенности внимания, сосредоточенному решению умственных задач.

Тенденции, выделенные нами по предпочтению геометрических фигур плана или разреза архитектурно-пространственной формы

Окружность в плане формы в сочетании с отсутствием наклонных стен активно способствует побуждению в человеке желания красиво двигаться, танцевать, получая от этого положительный эмоциональный заряд. Окружность в плане побуждает человека побыть одному со своими мыслями, ощутить одиночество и т.д.

Разрез в виде трех четвертей круга активно способствует состоянию расслабленности, отдыха, уюта, физической релаксации, побуждает к общению направленному во вне (общение с друзьями, коллегами и т.д.).

Форма с разрезом в виде полукруглой арки противостоит состоянию усталости, состоянию отсутствия сил бороться с чем-либо, побуждает к уединенности, общению с близким другом, обращению к Богу. В сочетании с таким параметром, как наличие вершины в виде центральной точки относительно формы плана, способствует сосредоточению внутренних сил для рывка.

Треугольник в разрезе противостоит состоянию отдыха в ощущениях расслабления, уюта, покоя, способствует сосредоточению внутренних сил для рывка, сосредоточению внимания для выполнения какой-либо работы, сосредоточению на умственной задаче.

Тенденции, выделенные нами по геометрическим признакам общего характера

Перед тем, как нами будут описаны полученные результаты, необходимо дать определения некоторым терминам, введенным нами для наиболее точного описания влияющих характеристик.

Соотношение суммы длин округлых граней к прямым больше 30% и тому подобные утверждения – обычно такие характеристики видны на глаз и не требуют специального подсчета. Сам подсчет производится следующим образом: измеряется длина всех граней формы одного характера (прямые или округлые), если форма округлая в плане, то измерению подлежат направляющие, развивающие форму по вертикали, то есть измеряется правая и левая грань вертикального сечения формы, также измеряется линия перелома или перегиба формы, если он присутствует в форме. Результаты суммируются, и один из них принимается за 100% по отношению к другому. (Примеры форм по группам данного параметра – см. табл. 1)

Округлые грани или направляющие – в данном контексте округлыми называются линии, не вогнутые вовнутрь формы, чья выпуклость по отношении к длине хорды больше 1/15 ее длины (см. рис.3). Формы, характеризующиеся отсутствием округлых граней или направляющих и наличием кривых с недостаточной степенью выпуклости, резко отличаются по направленности и степени реагирования испытуемых от реакций на формы того же характера, но с наличием именно округлых граней.

Рис. 3. Критерий обозначения грани или направляющей, как округлой грани или направляющей. Условные обозначения: х – хорда, у – выпуклость кривой, R – радиус окружности.

Пропорции формы. В данном случае рассматриваются формы, сомасштабные одному человеку или небольшой группе людей, где пропорции плана приближены к пропорциям квадрата. При рассмотрении пропорций выявляется соотношение ширины основания формы к ее высоте.

Центричность – характеристика формы, имеющей своей вершиной точку, расположенную по центру относительно фигуры плана.

Характер направляющих – обволакивающий, устремляющийся, устремленный, восходящий, вертикальный. Направляющие – в данном случае – грани вертикального сечения. Обволакивающие - округлые грани, выпуклость которых по отношению к длине хорды составляет более 1/6 ее длины, относятся к формам имеющих округлое завершение. Устремляющиеся - округлые грани, выпуклость которых по отношению к длине хорды составляет менее 1/6 ее длины, относятся к формам, имеющим стрельчатое завершение. Устремленные - наклонные прямые грани – устремленные к вершине формы. Восходящие – грани, идущие от основания вертикально, закруглясь к вершине, относятся к формам, имеющим округлое завершение. (Примеры форм с данными характеристиками–см. табл.1)

Степень обволакиваемости формы - характеристика формы, свидетельствующая о наличии округлых граней, имеющих выпуклость большую или равную 1/6 длины хорды, и округлом завершении формы. Выражается в процентном соотношении округлых граней к прямым. (Примеры форм – см. табл. 1)

Динамика вертикального вектора – степень устремленности формы кверху. (Образцы форм – см. табл.1).

Табл.1.
Параметры оценки влияющих характеристик

1. Пропорции формы
1.1 1:1 – способствует созданию более интимного пространства, способствует настрою на интимное общение, отдых и релаксацию
1.2 1:1,5 - способствует настрою на общение, направленное во вне, обращению к Всевышнему, собранности, сосредоточенности.

2. Соотношение суммы длин округлых и прямых граней либо направляющих
2.1 Соотношение суммы длин округлых граней к прямым > 30 % - способствует ощущению комфортности.
2.2 Соотношение суммы длин прямых граней к округлым < 30 % - - способствует наиболее теплому общению, ощущению тепла и уюта, покою, релаксации.
2.3 В формах, имеющих пропорции 1/1,5 – 20%, < Соотношение суммы длин прямых граней к округлым < 30 % - - форма более подходит для общения, направленного во вне, различных общественных мероприятий.

3. Степень выраженности динамики вертикального вектора
3.1 Сильная и максимальная – способствует настрою на обращение к Богу, сосредоточенность, внутреннее общение, сосредоточение сил для рывка.
3.2 Умеренная и средняя - способствует творчеству, интимному общению.
3.3 Отсутствие динамики вертикального вектора – отсутствие сил бороться, сосредоточиться.

4. Центричность формы
4.1 Центричность формы – способствует настрою на внутреннее общение, состоянию сосредоточенности, творчеству, интимному общению, уединенности.
4.2 Отсутствие центричности - способствует отсутствию сил бороться, сосредоточиться.

5. Степень обволакиваемости формы
5.1 Большая - максимальная степень обволакивания – релаксация, интимное общение, отдых, творчество, уют.

6. Характер завершения формы
6.1 Плоский – нет выраженных значений.
6.2 Округлый – теплое общение, отдых, уют, спокойные положительные эмоции.
6.3 Стрельчатый – сексуальные отношения, яркие положительные эмоции, эмоциональные всплески.
6.4 Острый – сосредоточенность сил перед рывком, внутренняя сосредоточенность.

7. Характер стен
7.1 Обволакивающий – отдых, теплое общение, уют, отсутствие сосредоточения сил.
7.2 Обволакивающий совместно с параметром центричности – отдых, теплое общение, уют, творчество.
7.3 Обволакивающий совместно с наклонным типом стен – отсутствие сосредоточенности.
7.4 Устремляющийся – сексуальные отношения, творчество.
7.5 Устремленный – сосредоточенность.
7.6 Восходящий – сосредоточенность, направленность общения во вне.

8. Тип стен
8.1 Вертикальный – сосредоточенность.
8.2 Округлый – отдых, теплое общение, уют, творчество.
8.3 Наклонный – не способствует положительно окрашенным движениям тела, танцам.

Также был проведен анализ по выявлению наиболее предпочтительных комбинаций сочетания различных геометрических параметров для удовлетворения различного функционального наполнения проектирующегося пространства.

Соотнесение функционального назначения пространства и комбинации его геометрических характеристик. Наиболее ярко выраженные проявления следующие:

1. Положительно эмоционально окрашенные красивые движения тела (танец и т.д.) – данному типу действий в наибольшей степени подходят формы, характеризующиеся одновременным наличием следующих комбинаций их характеристик:
- круг в плане, отсутствие наклонных стен, соотношение суммы длин округлых граней к прямым больше 30%, завершение формы округлое, пропорции формы 1:1 либо 1:1,5;
- круг в плане, отсутствие наклонных стен, соотношение суммы длин округлых граней к прямым больше 30%, завершение формы плоское, пропорции формы 1:1.

2. Отдых, релаксация, уют, покой –
- завершение округлое, пропорции 1:1, соотношение суммы длин округлых граней к прямым больше 30%, обволакивающие направляющие;
- завершение округлое, пропорции 1:1,5, соотношение суммы длин прямых граней к округлым меньше 30%, восходящие направляющие.

3. Сосредоточение внутренней силы (для рывка) - центричность, динамика вертикального вектора (сильная, максимальная), направляющие устремленные либо восходящие.

4. Сосредоточенность, собранность –
- отсутствие округлых граней, направляющие – вертикальные либо устремленные;
- наличие округлых граней, центричность, динамика вертикального вектора (средняя, сильная), направляющие – устремленные, либо восходящие с соотношением суммы длин округлых граней к прямым меньше 30%.

5. Творчество –
- соотношение суммы длин округлых граней к прямым больше 30%, центричность, динамика вертикального вектора (умеренная), завершение округлое, пропорции 1:1, обволакивающие направляющие;
- соотношение суммы длин округлых граней к прямым больше 30%, центричность, динамика вертикального вектора (сильная), завершение округлое, пропорции 1:1,5, восходящие направляющие;
- соотношение суммы длин округлых граней к прямым больше 30%, центричность, динамика вертикального вектора (средняя), завершение стрельчатое, пропорции 1:1, устремляющиеся направляющие.

6. Общение с друзьями - округлое завершение, соотношение суммы длин округлых граней прямым больше 25%.

7. Общение с любимым человеком, а также общение с маленьким ребенком –
- округлое завершение, пропорции 1:1, соотношение суммы длин округлых граней к прямым больше 30%;
- округлое завершение, пропорции 1:1,5, соотношение суммы длин прямых граней к округлым меньше 30%;
- стрельчатое завершение, пропорции 1:1, соотношение суммы длин округлых граней к прямым больше 30%.

8. Внутреннее общение, общение с самим собой - центричность формы, наличие округлых граней.

9. Сексуальное общение – завершение стрельчатое либо округлое, стрельчатое предпочтительнее, центричность, пропорции 1:1, соотношение суммы длин прямых граней к округлым меньше 100%.

Все выше описанные тенденции предпочтений относятся к пространствам в масштабе одного человека или небольшой группы людей. Возможно, они распространяются и на помещения большего масштаба. Кроме того, по проведенному исследованию мы можем говорить о распространении их на людей от 18 до 55 лет, возможно, дети будут реагировать несколько по-другому. Иначе, в некоторых аспектах могут реагировать, например, люди, живущие в горной местности, среди грозных снежных вершин или в сельской местности, среди множества скатных крыш, малоэтажной застройки, и т.д.

Многие архитекторы и дизайнеры бьются над поиском наиболее подходящей для конкретного заказчика и конкретной функциональной нагрузки формы проектируемого пространства. Результаты настоящего исследования могут быть использованы архитекторами, дизайнерами интерьеров для создания проектов с учетом особенностей влияния на человека внутренней интерьерной формы создаваемого пространства.

Архитектура в силах служить этическому развитию человека. В наших силах посредством гуманизации форм создаваемого архитектурного окружения человека улучшить жизнь. Особенно это важно в моменты особой ранимости человека. Результаты данного исследования могут быть рекомендованы для учета их при проектировании индивидуальных жилых домов, общественных зданий с ярко выраженными функциями – реабилитационные центры, больницы, станции зимовки полярников, танцевальные студии, небольшие кафе и т.д. Также учет рекомендаций по закономерностям общего характера вполне применим при разработке дизайна интерьеров.

Данная работа может служить в качестве начальной стадии более углубленного изучения этой проблемы, для проведения мониторинга по регионам России, по социальным слоям общества, национальностям, проживанию на местности различного рельефа, в разрезе разных лет и т.д. для отражения наиболее полной картины зависимостей между архитектурной формой и оказываемой ей влиянии.

Приложение.

Табл. 2.
Архитектурные примеры, а также примеры исторической жизнедеятельности человека, иллюстрирующие некоторые положения относительно выбора человеком взаимосвязи “форма-функция”

Форма с разрезом в виде полукруглой арки - издавна исторически сложилось ее использование под объекты, где человек обращался к Создателю.

Ратуша в Амстердаме.
1648-1655 гг.
Арх. Якоб ван Кампен.
Интерьер. [6, 127]
Собор в Мериде (Мексика).
[6, 203]

Формы, имеющие своей функцией обращение к Всевышнему, исторически сложились как формы центричные, устремленные кверху.

Ф. Брунеллески.
Капелла Патцци при церкви
Санто-Кроче во Флоренции.
Начата в 1429. Разрез.
[3, 298]
Готический храм
(собор в Амьене,
Франция. 1220-88).
Разрез. [3, 298]

Исламская архитектура.
Имперская Мечеть
в Исфахане. Иран. [13, 520]

Храм Св. Софии в Константинополе.
532-537 гг.
[13, 524]
Устремленность
ввысь интерьерных пространств
церквей [10, 60]
Собор в Амьене.
Франция. 1220-88. Интерьер
[13, 525]
К. Роритцер.
Хор церкви
Лоренцкирхе
в Нюрнберге.
1439-77 
[4, табл. IX]

Формы, имеющие окружность в плане, являются исторически сложившимися формами, обеспечивающими ощущение защищенности. Этот тип взаимосвязи “функция-форма” хорошо прослеживается на исторических памятниках оборонительных крепостей и церквей.

Оборонительная башня.
[9, 463]
Круглая церковь на острове
Борнхольме. XI в.
Общий вид. [6, 159]

Формы, имеющие окружность в плане, являются исторически сложившимися формами, обеспечивающими ощущение уединенности, отдыха и релаксации.

Круглый храм в Тиволи
(I в. до н.э.)
План [7, табл.31]
План купольного зала
в термах около Бай
(I в. до н.э.).
По Паоли [7, 105]

Формы, имеющие окружность в плане, являются исторически сложившимися формами, служившими для танцев, различного рода движений. Также круг в плане форм жилища кочующих племен мог быть предпосылкой нашего нынешнего понимания круга как символа колеса и движения.

Сборка киргизской юрты [2, 419] Каракалпакская юрта [2, 419]
Цирк на Елисейских полях.
1843 [5, табл. 29]
Торгово-рекреационный
комплекс на
Манежной площади.
Купол атриума.
Интерьер атриума [9, 527]
Русский хоровод.
Лубок
[1, к ст.Танец]

Чувство защищенности у человека вызывают округлые формы. Это подтверждается результатами исследования и самой природой человека.

Оболочка плода.
[8, 170]
Ребенок в матке.
[8, 171]
Жермен Боффран и
Шарль-Жозеф Натуар.
Отель Субиз.
Салон Принцессы.
1735. [13, 529]

Использование криволинейных линий в жилище человека и помещениях общественного пользования на исторических примерах. Купола, своды, закругление стыка между плоским потолком и стеной – уход от помещений с наличием только прямых линий и углов.

Колонный зал “Благородного собрания”
в Москве. 1780-е гг. Арх. М.Ф. Казаков
[6, табл. 93]
Терема в Московском Кремле.1635-1936 гг.
Зодчие Б. Огурцов, А. Константинов,
Л. Ушаков и Т. Шарутин.
Престольная палата [6, табл. 81]
Трапезная “бедных кларисс”
в Сан- Даминиано.
Фото Отца Джерарда Руфа.
[11, 116]
Гауди А.
Дом Балто. 1904-1906.
Интерьер. [12, 99]
Базилика Сан-Франческо
~1228-1253.
Нижний храм. Общий вид.
Фото Отца Джерарда Руфа.
[11, 12-13]
Московский Кремль.
Грановитая палата.1487-1494 гг.
Зодчие М. Руффо и П.Солари.
Внутренний вид. [6, 263]

Использование формы центричной, устремленной кверху – формы конуса (близкой к форме конуса) для функции, связанной с внутренним сосредоточением, обращением к Богу.

Нимейер О.
Кафедральный Собор.
Бразилия.
1960. Интерьер [14]
Нимейер О.
Кафедральный Собор.
Бразилия.
1960. Общий вид [14]

Литература, использованная для извлечения иллюстративного материала:

  1. Большая советская энциклопедия. – 2-е изд. Том 41. М. 1956.
  2. Большая советская энциклопедия. – 2-е изд. Том 49. М. 1957.
  3. Большая советская энциклопедия. – 3-е изд. Том 1. М. 1970.
  4. Большая советская энциклопедия. – 3-е изд. Том 7. М. 1972.
  5. Большая советская энциклопедия. – 3-е изд. Том 28. М. 1978.
  6. Всеобщая история архитектуры. В 12 томах. Том 2. Книга 1. 1973.
  7. Всеобщая история архитектуры. В 12 томах. Том 2. Книга 2. 1973.
  8. Биология: Человек и его здоровье. Учебник. / ред. Цезмер А.М. Петришена О.Л. - М. 1992.
  9. Семиотика пространства: Сб. науч.тр. Междунар. Ассоциац. Семиотики пространства / Под ред. А.А.Барабанова. Екатеринбург. 1999.
  10. Янковская Ю.С. Семиотика в архитектуре – диалог во взаимодействии. Екатеринбург. 2003.
  11. Базилика Сан-Франческо // Искусство и история Ассизи. Firenze. 1996.
  12. Гармоничная архитектура Гауди // “LeТабурет” октябрь 2003.
  13. The World Book Encyclopedia. Volume 1. Chicago. 1997.
  14. http://archivarious.boom.ru

Ссылка для цитирования статьи

Будрина Л.А. АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ФОРМА И ЧЕЛОВЕК [Электронный ресурс] / Л.А. Будрина //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №2(7). – URL: http://archvuz.ru/2004_2/9 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 29.09.2004
Просмотров: 85