Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (10) Июнь, 2005

Теория архитектуры

Грядов Вадим Александрович

магистрант
Научный руководитель: профессор С.А. Дектерев.
УралГАХА

,

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Выставки и ярмарки – это рыночные мероприятия, на которых экспоненты представляют на основе выставочных образцов производимые товары и услуги. В рамках выставок и ярмарок организации (экспоненты) с помощью образцов (экспонатов) демонстрируют производимые товары и услуги с целью изучения конъюнктуры рынка и содействия их сбыту. Выставки и ярмарки, как правило, многокомпонентные мероприятия, включающие в себя наряду с демонстрацией экспонатов также конференции, семинары, «круглые столы» и другие мероприятия, выполняющие информационную функцию.

Выставочно-ярмарочная деятельность является инструментом макроэкономической и инвестиционной политики. Сегодня выставки и ярмарки обеспечивают мобильность рынка, создают необходимое информационное поле, формируют значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней. Выставки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствуют привлечению иностранных инвестиций для реализации инвестиционных проектов российских организаций. Именно выставки и ярмарки в огромной мере стимулировали развитие экономики десятков стран, особенно США, Швейцарии, Японии, Гонконга, Тайваня, Южной Кореи. При этом возрастающая роль выставок в экономике зарубежных стран влечет значительный рост выставочных площадей. В США, например, с 1995 по 2000 годы прирост площадей выставочных центров в среднем составлял 130 тыс. кв. м в год.

Одним из элементов успешного развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации в течение ближайшего десятилетия могло бы стать проведение в России Всемирной выставки «ЭКСПО».Эта выставка дает возможность стране проведения данного мероприятия стать одним из ведущих международных центров выставочной деятельности. Об этом свидетельствует опыт проведения Всемирных выставок «ЭКСПО» в таких странах как Испания (1992 г.), Республика Корея (1993 г.), Португалия (1998 г.), Германия (2000 г.).

За почти 150-летнюю историю Всемирные выставки ни разу не проводились в России. Проведение Всемирной выставки «ЭКСПО» в г. Москве будет иметь для Российской Федерации большое политическое значение, позволит показать новую роль и место России в мировом сообществе, результаты экономических преобразований в нашей стране, достижения демократии, продемонстрировать многонациональную культуру, историю и традиции. Организация Всемирной универсальной выставки «ЭКСПО» является престижным мероприятием для страны-организатора, не только существенно влияющим на ее политический имидж, но и способным оказать заметное положительное влияние на экономическое развитие в долгосрочной перспективе, интеграцию в мировое экономическое пространство. Кроме того, проведение указанной выставки является формой поддержки национального бизнеса, создания ему определенных конкурентных преимуществ на зарубежных рынках.

Подобное мероприятие требует сосредоточения в одном месте значительных выставочных площадей. Обладает ли наша страна такими ресурсами? России необходима выставочная площадка мирового класса, на которой все регионы России, отечественные и зарубежные организации получат возможность демонстрировать свои достижения.

В 40 наиболее крупных городах Российской Федерации имеется порядка 350 тыс. кв. м. выставочных площадей, из которых около 270 тыс. кв. м. сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, остальные примерно поровну распределены между европейской и азиатской частями страны (таб.1.).

Как правило, площадь выставочных комплексов в России составляет от 1 до 5 тыс.кв.м. (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, где есть комплексы площадью 10 тыс. кв. м. и более).

В настоящее время ни один отечественный комплекс по размерам, технической оснащенности и функциональности не может сравниться с ведущими западноевропейскими выставочными комплексами.
 

Таблица1.

Основные специализированные выставочные комплексы
Российской Федерации:

 

Наименование Город Закрытая
площадь
Открытая
площадь
ГАО «ВВЦ» Москва 108,500 тыс.кв.м. 158,100 тыс.кв.м.;
ЗАО «Экспоцентр» Москва 65 тыс.кв.м. 35 тыс.кв.м.;
ОАО «Ленэкспо» Санкт-Петербург 25 тыс.кв.м. 60 тыс.кв.м.;
ООО «КВЦ «Сокольники» Москва 16 тыс.кв.м. 5 тыс.кв.м
ГП Центр «Москва» Москва 15 тыс.кв.м. 2 тыс.кв.м.
ВАО «Нижегородская ярмарка» Нижний Новгород 12 тыс.кв.м 23 тыс.кв.м.
ОАО «Казанская ярмарка» Казань 6,7 тыс.кв.м. 15 тыс.кв.м.
ОАО «Сибирская ярмарка» Новосибирск 6,5 тыс.кв.м -
ОАО «СибЭкспоЦентр» Иркутск 4,5 тыс.кв.м. 1 тыс.кв.м.
ООО «Башэкспо» Уфа 4 тыс.кв.м 2 тыс.кв.м
ЗАО «Экспо-Волга» Самара 0,6 тыс.кв.м 4,5 тыс.кв.м.
ООО «Уралэкспоцентр» Екатеринбург 1,1 тыс.кв.м 2,5 тыс.кв.м.
ООО «ВЦ «Пермская Ярмарка» Пермь 2,7 тыс.кв.м. 0,9 тыс.кв.м.
ОАО «Балтик-Экспо» Калининград 2,0 тыс.кв.м. 1,0 тыс.кв.м.
ЗАО «МТВ-Центр» Чебоксары 8,0 тыс.кв.м 5,0 тыс.кв.м.
ОАО «Центр международной торговли» Москва 2,0 тыс.кв.м 0,5 тыс.кв.м.

 

Например, средний размер аналогичных комплексов за рубежом составляет не менее 100 тыс. кв. м. В Париже общая выставочная площадь в павильонах составляет 554, 8 тыс.кв.м., в Ганновере – 478,9 тыс.кв.м., во Франкфурте общая площадь выставочного комплекса – 400 тыс.кв.м., а площадь крупнейшего выставочного центра около 274 тыс. кв. м., в Италии – Милане – 270 тыс.кв.м., в США – Чикаго – около 160 тыс. кв. м, Лас-Вегас – около 110 тыс. кв. м, в Бельгии – Брюссель – около 120 тыс. кв. м, в Канаде – Торонто – около 75 тыс. кв. м, в Нидерландах – Амстердам – 87 тыс. кв. м. В этих странах практически в каждом крупном городе имеется свой выставочный центр.

Рис.1. "Ленэкспо".
Санкт-Петербург
Рис.2.  Выставочный. центр.
Лейпциг
Рис. 3. Выст. центр.
Берлин

Выставочные центры в развитых зарубежных странах значительно опережают отечественные как по размерам площадей, так и по их качеству и оснащению.

Лучшей в России выставочной площадкой можно назвать Всероссийский выставочный центр (ГАО «ВВЦ») в Москве, но и его возможности не отвечают современным требованиям. Кроме того, Москва – не единственный в нашей стране экономически активный регион, нуждающийся в выставочном центре мирового класса. Подобные центры необходимы и другим областям Российской Федерации. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: это проведение Нижегородской ярмарки и Сибирской ярмарки в Новосибирске. Уральский округ с центром в Екатеринбурге до настоящего времени не имеет должных выставочных площадей. Эта ситуация требует скорейшего разрешения, особенно учитывая роль и значение Урала в экономике России.

Каким будет выставочный комплекс в столице Урала?

Екатеринбург на фоне остальных городов России в части развития выставочных процессов пока, к сожалению, отстает. Среди всех городов-миллионников страны мы занимаем одно из последних мест по количеству площадок, отвечающих необходимым техническим требованиям. Этот вопрос рассматривается во многих программах, разрабатываемых в нашем городе. Необходимость строительства большого выставочного комплекса высказывается в стратегическом проекте «Большой Екатеринбург», где город понимается как региональный метрополис, т.е. имеющий значение как центр УрФО и Свердловской области, а также как город международного значения с достаточно обширными территориями центров международного и регионального значения. В соответствии со Стратегическим планом Екатеринбурга к таким центрам относится и выставочный центр.

Кроме того, существует стратегический проект «Екатеринбург как международный выставочный центр», который является одним из проектов глобальной программы «Екатеринбург — город для бизнеса» и направлен на развитие рынка товаров и услуг уральской столицы. Этот проект был рассмотрен на очередном программном совете по стратегическому планированию в администрации города. В результате чего администрация города ставит сегодня перед собой задачу — построить в самое ближайшее время в Екатеринбурге современный международный выставочный комплекс, отвечающий всем требованиям выставочно-ярмарочной деятельности. В генеральном плане города для его сооружения уже отведен участок на пересечении улиц Ткачей—Фурманова и улицы Машинной, который примыкает к территории парка культуры и отдыха имени Маяковского.

Выставочный комплекс общей площадью до 400 тысяч квадратных метров планируется разместить на обоих берегах Исети. В его состав войдут лево- и правобережные экспозиционные корпуса общей площадью более 200 тысяч квадратных метров, гостиница на 63 тысячи «квадратов», различные административно-служебные помещения. А также спортивно-оздоровительный центр площадью 40 тысяч квадратных метров, возведение которого будет осуществляться вторым этапом на правом берегу Исети.

Таким образом, Екатеринбург по выставочным площадям в планах администрации займет одно из ведущих мест в мире наряду с такими центрами как Ганновер и Франкфурт. Необходимость строительства современного выставочного комплекса не вызывает сомнений, но возникает вопрос о целесообразности создания выставочных площадей, превышающих возможности даже Москвы и Санкт-Петербурга, ведь до настоящего времени у нас не проводилось мероприятий, требующих такого объема этих площадей.

Однако мы видим, что количество проектов зарубежных операторов в регионах связано, в первую очередь, с наличием инфраструктуры, соответствующей международному стандарту организации выставок. Строительство современного выставочного комплекса в Екатеринбурге позволит увидеть иностранным фирмам нового партнера в создании совместных проектов. Основное внимание здесь следует уделить комплексной инфраструктуре, что позволит предоставить качественно новые виды услуг для создания современных технологий выставочной деятельности.

Теперь мы знаем размеры и место будущего выставочного комплекса, попробуем представить, каким архитектурным обликом должно обладать это сооружение. На сегодняшний день наиболее приспособленными площадками уральской столицы считаются КОСК «Россия» и Выставочный центр на ул. Громова. Но в связи с малыми площадями они не отвечают современным потребностям. В основной своей массе различные выставки проводятся на таких екатеринбургских площадках, как Дворец молодежи, ДК «Уралмаш», ДК «Урал», ТЮЗ, ДИВС, ТЦ «Екатерининский». Осенью этого года ожидается сдача специализированной площадки на базе «Атриум Палас Отеля». Большинство из вышеперечисленных объектов проведения выставочно-ярмарочных мероприятий, в силу своей изначальной архитектурно-планировочной специфики, грешат несовершенством зонирования и систематизации экспозиционных блоков, отсутствием необходимых средств связи, а также системы подводки коммуникаций к каждому стенду.

Таким образом, проектируя новый выставочный комплекс, нужно учитывать опыт проведения выставок и ярмарок в Екатеринбурге, но не стоит слишком пристальное внимание уделять существующим выставочным площадкам, проектировавшимся изначально для других целей. Здесь лучше рассматривать подобные объекты других стран мира.

По своим архитектурным качествам новый масштабный объект, безусловно, должен отвечать современным тенденциям в проектировании и строительстве. Это должен быть выразительный ансамбль, который станет украшением города, будет привлекать к себе внимание. При создании образа будущего комплекса нужно учитывать множество различных факторов. Участок строительства расположен в живописном месте по берегам реки Исеть и примыкает к территории парка им. Маяковского. Новое сооружение со своими современными материалами и конструкциями должно вписаться в это окружение, гармонично дополняя природную среду. Кроме того, значительные размеры комплекса сделают его одной из градостроительных доминант, влияющих на силуэт городской застройки. Определить архитектурный стиль будущего комплекса, исходя из сегодняшних веяний в проектировании города, довольно сложно, поскольку общих черт в застройке немного, она допускает соседство зданий, не имеющих часто ничего общего по своей стилистике.

При этом архитектура будущего объекта должна быть достаточно «подвижна» как снаружи, так и в интерьерах – для отражения тематики проводимой выставки. Создавать образ, изначально рассчитанный на универсальные выставки, не имеет смысла, поскольку доля таких мероприятий не более 15% от общего числа выставок. Мобильность, изменяемость без потери своих выразительных качеств – это основные параметры архитектуры выставочного комплекса. Впрочем, этот центр – не только выставочная площадка, это деловой, культурный, досуговый объект, функционирующий в таком качестве постоянно, и это безусловно должно быть отражено в его внешнем виде. Выставки, особенно масштабные – мероприятия временные и проводятся только периодически.

В заключение рассматриваемой проблемы можно сделать некоторые обобщения. Подавляющее большинство выставочных комплексов не отвечает мировым стандартам. Значительный физический и моральный износ материально-технической базы выставочной деятельности, отсутствие выставочных площадей соответствующего качества являются препятствием для организации полномасштабных выставочных мероприятий на уровне современных требований. Необходима реконструкция и модернизация устаревших материально-технической базы и инфраструктуры выставочной отрасли. Такая ситуация характерна для всей нашей страны, в том числе и Екатеринбурга. Поэтому разработка и проектирование новых выставочных площадок мирового класса – очень важная проблема в современной архитектуре России.

Поэтому естественно появление в последние годы новых научных исследований, обобщений, методических рекомендаций и учебных пособий для выставочно-ярмарочной деятельности. Изучение и обобщение опыта в выставочной практике велось и в царской России, и в советский период, и продолжается в новой России, о чем свидетельствуют материалы главных каталогов Государственных библиотек в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах, собранные в разделы «Выставки и ярмарки».

 Множество научных и общественно-политических изданий систематически освещало выставочную деятельность в СССР. Особое место среди них занимают специальные издания, такие как журналы «Архитектура СССР» и «ВДНХ СССР», монографии «Советский выставочный ансамбль. 1917-1970» – академика И. Рязанцева и «Художественное проектирование экспозиций» – кандидата искусствоведения Р.Р. Кликса.

В советский период по выставочной тематике было защищено около двух десятков диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических, экономических, социальных наук, архитектуры и искусствоведения. Последней диссертацией советского периода оказалась работа автора статьи на соискание степени кандидата технических наук «Разработка методологии оптимизации выставочной деятельности в ГСНТИ».

К сожалению, некоторое время назад многим было не до диссертаций, тем более с выставочной тематикой. Действительно, до 1998 г. практически ни в одном институте выставочная тематика не рассматривалась. Поэтому у многих сложилось предвзятое мнение, что защита диссертации выставочным специалистом никого не интересует, и в принципе – вещь нереальная. Это не так. В ряде ВУЗов (Гуманитарный институт, Международный университет в Москве и т.д.) уже введены дисциплины и курсы по выставочному делу, в ряде ВУЗов (МГУ, МЭСИ, Высшая школа экономики и др.) инициативно написано несколько студенческих дипломных проектов по выставкам и ярмаркам, а в июне 2004 г. в МГУ Сервиса выпушена первая группа студентов с первым высшим образованием для выставочного дела со специализацией 0230519 «Художественно-экспозиционный сервис».

Все это позволяет надеяться на создание в скором времени выставочных объектов, отвечающих всем требованиям современной архитектуры и технологии выставочного производства, которые позволят проводить полномасштабные мероприятия с большим иностранным участием. Такие площадки благотворно повлияют и на экономическое состояние страны, и на ее международное политическое значение.

Библиография

1. Габдуллина Р.А. Перспективы международного сотрудничества в выставочной деятельности // Невское время. No 194(2076) 15 октября 1999.

2. Колясников В.А., Спиридонов В.Ю. Большой Екатеринбург: территория совместного развития // Стройкомплекс Среднего Урала. 2004. №12

3. Коротин И.А. Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации.  http://www.mediatext.ru/docs/7419 

Ссылка для цитирования статьи

Грядов В.А. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ[Электронный ресурс] /В.А. Грядов //Архитектон: известия вузов. – 2005. – №2(10). – URL: http://archvuz.ru/2005_2/21 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 29.06.2005
Просмотров: 60